Фигурное катание на паркете

Обновлено: 17.05.2024

Фигуристки тренируются в зале не меньше балерин или гимнасток. Объясняем, зачем

Вы наверняка видели тысячи видео в интернете, где наши фигуристки тренируются в зале для ОФП, исполняя ледовые элементы на паркете. Эти занятия важны не только в качестве закрепления элементов – это часть курса по развитию хореографии. Фигурное катание – это спорт, граничащий с искусством. А значит и заниматься подачей образа фигуристы должны не меньше, чем артисты Мариинского театра.

Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Alina Zagitova (@azagitova) 7 Авг 2017 в 9:30 PDT

БАЛЕТ – ОСНОВА РУССКОЙ ШКОЛЫ

С последними, кстати, проводят совместные тренировки фигуристы Санкт-Петербурга. В группе Алексея Мишина и Тамары Москвиной, например, постановка программы происходит таким образом. Сначала образ будущей программы обсуждается с человеком из сферы искусства. Чаще всего – из балета. С ним идёт работа исключительно над актерскими способностями фигуриста. Затем образы, прорабатываемые на паркете, переносят на лед, плавно встраивая в программу вращения, прыжки и другие сложные технические элементы фигурного катания. Только так можно добиться максимального соответствия музыки, образа и сложной прыжковой техники.

Один из самых известных хореографов, сотрудничающих с Мишиным – солист балетной труппы «Мариинки» Юрий Смекалов. По мастерству и известности Юрия можно смело сравнить с Рудольфом Нуриевым – за 20 лет выдающейся театральной карьеры он сыграл множество знаковых ролей, а также принимал участие в развитии множества постановок главного театра Петербурга.

Тренировка юных фигуристок

Юрий работал над образами всех топовых фигуристов Мишина и долгое время был персональным хореографом Евгения Плющенко.

«Мы должны усиливать дорожки, насыщать их новыми элементами, работой корпуса, рук. То есть сделать так, чтобы не только технические элементы были отработаны, но и сам фигурист, катаясь и выполняя эти шаги, делал это с максимальной амплитудой. Мощью и динамикой мы можем доказать, что наша школа фигурного катания гораздо сильнее и лучше», – рассказывает о своей работе Смекалов.

Уникальности в этом нет, с представителями балета тренируются практически все фигуристы. К примеру, мало кто знает, но в группе Этери Тутберидзе есть два штатных хореографа. Даниил Глейхенгауз отвечает за итоговую ледовую постановку. Но основу движений девушкам (и парням тоже) в группе ставит Алексей Железняков. Алексей профессиональный танцовщик, действующий актер знаменитого Московского государственного театра «Варьете».


Заметьте, что Россия хороша практически во всех видах, где есть художественная составляющая. Синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание. Связано это, прежде всего, с исторически сильной школой русского балета.

Председатель тренерского совета федерации фигурного катания РФ Елена Чайковская не раз утверждала, что именно сила русского, а затем советского балета зародила сильную школу фигурного катания. Отчасти, престиж балета напрямую повлиял и на отношение государства к этому виду спорта. Генсек СССР Никита Хрущев восхищался советским балетом, но ему было сложно понять долгие театральные постановки. Небольшие номера от фигуристов и осязаемые медальные успехи гораздо понятнее. Так фигурное катание стало частью советской пропаганды, а фигуристы – зваными гостями в Кремле.

ТРЕБУЮТ АДАПТАЦИИ

Как рассказывал Смекалов в интервью журналу «Московский фигурист», при постановке программы за основу берется балетная хореография, по движениям от основы никак практически не отличающейся. Но не все элементы балета можно перенести с паркета на лед. Хореограф должен иметь хотя бы приблизительное понимание, чем отличается техника движений человека при скольжении на льду.

Начинающие хореографы, не занимавшиеся фигурным катанием ранее, часто совершают одну фатальную ошибку – ставят программу без учёта ледовой специфики. И на деле в теории очень красивые элементы выглядят странно и нелепо.


К примеру, в балетной хореографии ласточка исполняется с оттянутым вниз носком. В фигурном катании это физически невозможно – не позволит ботинок, стопу надо будет разворачивать вбок. Не забывайте и про зубец на кончиках лезвий.

Исполняемые в танцах на льду твиззлы (вращение с продвижением тела) тоже перешли в спорт из балета. Но в отличие от балета их не исполняют с переменой положения рук. На льду в таком случае не получится удержать равновесие. Мах ногой, поставленный без учета направления движения и поворотов лезвий ребра, также приведет к падению.

Но если движения руками, шаги и повороты, характерные только для этой конкретной музыки, плавно перенести на лёд – получается настоящее представление. Поэтому в фигурном катании много программ под классическую музыку – с ней балетным хореографам проще и понятнее работать. Банальный пример – «Лебединое озеро». Вечный хит любых соревнований по фигурному катанию.


СЕКРЕТ УСПЕХА ХОРОШИХ КОМПОНЕНТОВ

Постановка хореографии программ по фигурному катанию – самый сложный на практике этап подготовки к соревнованиям. Грань между искусством и спортом очень тонкая, и самое главное – не пересечь её. К примеру, если в театре балетмейстер может отказаться от сложных технических движений в пользу большего эпатажа и ярких эмоций, то в фигурном катании это невозможно.

Головная боль для ледовых постановщиков – зрители. Если театр устроен так, что актеры расположены лицом к нему, а зритель смотрит под углом в 180 градусов (по горизонту), то ледовая арена имеет прямоугольную форму, где зрители смотрят на спортсмена со всех сторон – под углом в 360 градусов. Значит, движения должны иметь такую композицию, чтобы быть доступными всем зрителям. Ещё одна сложность – расстояние до зрителя. В театре сцена гораздо ближе к зрителю, чем фигурист на льду к болельщику. Такие особенности дали начало важному элементу ледовой хореографии – дорожке шагов. Они выполняются по диагонали или по кругу, повторяя монотонно схожие движения.

Вращения и бильман – ещё одно хореографическое нововведение, которое появилось в фигурном катании из особенностей льда. Если вначале балет дал толчок роста этому виду спорта, то сейчас уже и балет присматривается к фигурному катанию.

Сейчас прокат оценивают по двухступенчатой системе – место фигуриста на турнире распределяется из набранной суммы баллов. Она складывается из оценки за технику и за компоненты. Это не оценка за артистизм из шестибальной системы прошлого века. Это оценка за технику катания и навыки интерпретации театральных образов в реалиях льда.


Здесь важна пластика и чувство ритма. Невероятная пластичность, тонкие линии скольжения и созданный образ сделали олимпийской чемпионкой Юлию Липницкую. Тонкие, гибкие ноги и податливое тело выделяют среди прочих юниорок Камилу Валиеву. Невероятная четкость движений и работа в такт музыке помогают Алене Косторной обходить соперниц, даже не выполняя тройных прыжков.


В России часто можно слышать расхожее мнение – в оценке за компоненты нет ни капли объективности и создана ради манипуляции результатами. Так считают и многие люди из индустрии.

Необъективность судей, как и субъективность самого понятия «интерпретации образа» - важные проблемы фигурного катания, влияющие на результат. Но фигурист, постоянно работающий над хореографией вряд ли столкнется с проблемой низких оценок за компоненты. Наоборот, яркая хореография может спасти результат не самого удачного проката.

Олимпийская чемпионка Татьяна Навка сменила лeд на танцевальный паркет

Известная российская фигуристка Татьяна Навка готовится удивить своих поклонников. Он сменила коньки на танцевальные туфли, а лед - на паркет. В паре с профессионалом Александром Литвиненко Навка будет представлять нашу страну на танцевальном конкурсе Евровидение-2008.

Репортаж Екатерины Качур.

Эта история началась тысячи лет назад, повторяясь снова и снова. Но каждая влюбленная пара переживала ее, как в первый раз. История страсти и разлуки, нежности и печали, понятная без слов, потому что каждое движение говорит само за себя. И это каждое движение должно быть абсолютно точным.

Для Татьяны Навки - это первый танец на паркете. Золотая чемпионка Европы, мира и олимпийских игр даже предположить не могла, что скольжение на каблуках окажется для нее куда более сложным, чем пируэты на коньках.

Татьяна Навка, фигуристка: "Я всю жизнь танцую, я люблю танцевать. У меня хорошо всегда получается, но когда я поняла, сколько для этого нужно приложить, что это вообще совершенно другая техника, другие мозги. Первые две недели я чувствовала себя просто каким-то щенком".

Основное условие танцевального Евровидения - один из партнеров обязательно должен быть не профессионалом. Среди пар-участников из других стран это - гимнастки, певцы и телеведущие. Но танцору-профи Александру Литвиненко досталась титулованная фигуристка. И он на первой же репетиции ощутил на своих плечах в буквальном смысле тяжесть ее побед.

Александр Литвиненко, танцор: "Партнерша у меня на плечах - это мой первый опыт, потому что делали у меня трюки партнерши, но такого у меня не было. Я никогда в жизни не ездил на коленях по полу, штаны до дыр плавятся. Вот эти дырки - третья пара штанов, которые можно выбросить".

До дыр содраны не только штаны, но и колени. Пятичасовые ежедневные репетиции Александр переносит лишь после обезболивающих таблеток. У Татьяны тоже ноет все тело. Тем более она разрывается между постоянными репетициями и подготовкой нового Ледникового периода на Первом канале. Пьет кофе, говорит по телефону и готовит себя к съемке ролика одновременно. При этом успевает оценить варианты танцевального костюма и специально для нее сшитые туфли с подошвой из мягкой замши, чтобы лучше скользить по паркету.

Известный педагог Виктор Никовский констатирует: Татьяна действительно добилась потрясающих результатов. В таком экспрессивном номере со сложнейшей хореографией она еще и постоянно предлагает новые трюки.

Виктор Никовский, хореограф: "Она их не боится, она в них кидается и делает их с большим риском для себя. Но это производит очень сильный эффект".

По требованию организаторов Евровидения, они вложили в этот танец все: и классику, и латиноамериканские элементы, и русскую душу. Всю до капли. Возможно, поэтому их номер уже называют "танцем фантастической энергетики". А сами они считают его просто жизнью, яркой, как искра. И столь же прекрасной.

Прямую трансляцию танцевального конкурса "Евровидение-2008" смотрите на Первом канале 6 сентября, в субботу. Начало в 23:00.

Фигурное катание: Акатьева выиграла короткую программу на этапе Гран-при в Красноярске, у России четыре первых места

Яна Левхина

Российские фигуристы продолжают блестяще выступать на домашнем этапе юниорского Гран-при. За победу в Красноярске борются сразу пять девочек из России, включая обеих самых талантливых и многообещающих одиночниц своего поколения.

И если великолепная ученица Этери Тутберидзе Софья Акатьева с первого же международного старта оправдывает авансы, то её тёзка Самоделкина пока не радует. По итогам короткой программы воспитанница Сергея Давыдова не вошла даже в пятёрку, а её болезненное падение заставило зрителей серьёзно поволноваться.

К счастью, неудача Самоделкиной никак не повлияла на общий расклад сил в таблице. Бороться с россиянками просто нереально!

Самоделкина больно упала после сложнейшего прыжка

Если на взрослом уровне Этери Тутберидзе пресекла любые попытки тренерского противостояния в женском одиночном катании, то на юниорском оно в самом разгаре. На этапе Гран-при в Красноярске выступают россиянки сразу из трёх сильнейших школ страны. За пьедестал борются Софья Самоделкина, Елизавета Куликова и Елизавета Берестовская из группы Сергея Давыдова в ЦСКА, ученица Тутберидзе Софья Акатьева и фигуристка из «Ангелов Плющенко» Анастасия Зинина. В такой компании иностранным фигуристкам рассчитывать на пьедестал очень трудно, если не сказать — невозможно.

Первой из россиянок выступала Софья Самоделкина. Фигуристка в этом сезоне столкнулась с проблемами переходного периода в организме. После контрольных прокатов юниорской сборной за Софу стало тревожно, но на тренировке в Красноярске талантливая фигуристка идеально исполняла четверные лутц, риттбергер и сальхов, чем заметно приободрила болельщиков.

Фигурное катание. Этап Гран-при среди юниоров. Красноярск
Девушки. После короткой программы

1. Софья Акатьева (Россия) – 75,89 балла.
2. Елизавета Куликова (Россия) – 67,08.
3. Анастасия Зинина (Россия) – 67,02.
4. Елизавета Берестовская (Россия) – 64,91.
5. Варвара Кисель (Беларусь) – 63,66.
6. Софья Самоделкина (Россия) – 60,76.

Однако короткая программа у Самоделкиной не пошла. Софа недокрутила тройной аксель, который должен был быть в каскаде, и больно упала. Остальные элементы получились удачно. Да и по части скольжения и интерпретации Самоделкина значительно выросла. Программу под композицию «Лето 42-го» Мишеля Леграна фигуристка катает сильно и пронзительно. Осталось дождаться, когда ей удастся исполнить чисто свой сложный прыжковый контент. А пока в короткой программе Самоделкина получила 60,76 балла, уступив не только всем соотечественницам, но и белоруске Варваре Кисель.

Акатьева вне конкуренции

Идеальным выступлением порадовала другая ученица Давыдова, Елизавета Куликова. Фигуристка воодушевлённо откатала программу «Шербурские зонтики». Лиза не делала элементы ультра-си, зато стабильно отпрыгала набор из тройного флипа, двойного акселя и каскада тройной лутц – тройной тулуп. Казалось, Куликовой зажали оценку, но даже 67,08 балла ей хватило, чтобы стать второй.

Трансляция Первого канала. Права на видео принадлежат Первому каналу.

Опередить Лизу удалось только Софье Акатьевой. 14-летняя фигуристка уже второй сезон сохраняет статус лучшей юниорки России, а то и мира. Фигуристка поражает не по годам стабильным и осмысленным катанием. Тройной аксель — тройной тулуп, двойной аксель, тройной флип — всё безукоризненно. Судьи оценили Софью по достоинству — 75,89 балла. Акатьева превосходит соперниц больше, чем на 8 баллов. Интрига в борьбе за победу ещё остаётся, но для смены лидера нужны серьёзные ошибки. А ждать их от Акатьевой не приходится. Ученица Тутберидзе блестяще ворвалась на международную арену и сдавать позиции не собирается. Софья просто из другой лиги!

Трансляция Первого канала. Права на видео принадлежат Первому каналу.

Ученица Плющенко ошиблась, но попала в тройку

Елизавета Берестовская второй сезон подряд выступает под «Танец феи Драже» Чайковского. Программа очень идёт фигуристке и раскрывает её сильные стороны. Лиза обладает прекрасным артистизмом и воздушным катанием. Ученица Давыдова идеально исполнила двойной аксель и тройной флип, но недокрутила тулуп в каскаде с лутцем. Берестовская получила 64,91 балла и немного не дотянулась до тройки лучших.

Не всё удалось и Анастасии Зининой. Ученица Плющенко сделала степ-аут на двойном акселе. Но тройной флип и каскад лутц-тулуп исполнила прекрасно. В короткой программе девушка воплощает образ птицы, которая мечтает летать, но крылья ей не позволяют. Настя очень органично смотрится в лиричной и чувственной роли. Оценили талант Зининой и судьи. Всего лишь 0,6 балла она уступила Куликовой и пока занимает третье место.

Трансляция Первого канала. Права на видео принадлежат Первому каналу.

По итогам короткой программы россиянки оккупировали первые четыре места. Помешать повторению триумфа на этапе в Кошице, когда весь пьедестал заняли спортсменки из России, может только Варвара Кисель, представляющая Беларусь. Но и эта фигуристка родилась в подмосковной Дубне, а тренируется в Москве у Ирины Тагаевой и Марины Селицкой.

Российская школа женского фигурного катания продолжает доминировать, доставляя массу удовольствия болельщикам.

Косторная выполнила элемент из фигурного катания на паркете

Российская фигуристка Алёна Косторная опубликовала новое видео в своём «инстаграме». Фигуристка показала, как выполняет один из элементов на паркете.

Также спортсменка призвала всех подписчиков оставаться дома и следовать правилам карантина.

Видео можно посмотреть на «Чемпионате».

16-летняя Косторная — чемпионка Европы (2020), победительница финала Гран-при (2019), серебряный призёр (2020) и двукратный бронзовый призёр чемпионата России (2018, 2019), серебряный призёр чемпионата мира среди юниоров (2018), победительница (2018) и серебряный призёр (2017) финала юниорского Гран-при.

В настоящее время спортсмены находятся на самоизоляции. Из-за риска распространения коронавирусной инфекции во всём мире массово переносят и отменяют спортивные мероприятия. Вспышка COVID-19 была зафиксирована в конце прошлого года в Ухане (Китай). По состоянию на 8 апреля коронавирусом в мире заразилось более 1,4 млн человек. Умерло более 82 тыс. заразившихся, ещё около 302 тыс. выздоровело.

Красноярск увидел будущую чемпионку Олимпиады-2026. Да-да, она из группы Тутберидзе


Александр Мысякин, Sport24

Последними свои короткие программы на юниорском этапе Гран-при в Красноярске представили девушки. Россияне не участвовали в двух первых ЮГП в Куршевеле, поэтому квоты с французских этапов перераспределили на словацкий Кошице и Красноярск. Плюс домашняя квота — итого на сибирский лед вышло сразу пять наших фигуристок.

Софье Акатьевой сегодня не было равных. Ученица Этери Тутберидзе стала единственной, кому удалось исполнить сложнейший каскад тройной аксель — тройной тулуп. Над ним после открытых прокатов было проделано много работы: в Новогорске Акатьева упала. С остальными прыжками у Сони не возникло проблем — дупель и тройной флип. 75,89 балла — первое место по итогам короткой программы.

На тройной аксель заходила еще и Софья Самоделкина, но неудачно. Спортсменка сильно упала на лед с недокрученного акселя, практически плашмя, и осталась без каскада. У юниоров строгие требования к короткой программе, сольным прыжком должен быть обязательно тройной флип. Поэтому перенести к нему неполучившийся тулуп не было возможности. После неудачного выступления на первенстве Москвы тренеры решили переставить некоторые элементы и пойти другим путем: больше нарабатывать прыжки, программы, вращения. «Видимо, дело в голове», — призналась Самоделкина. 60,76 балла — шестое место после КП.

Второй чистый прокат в Красноярске удался еще одной ученице Сергея Давыдова, Елизавете Куликовой. По прыжковому набору все стандартно — дупель, тройной флип и каскад тройной лутц — тройной тулуп. В произвольной она пока не планирует заходить на четверные прыжки, сделав ставку на стабильность. 67,08 балла — второе место.

Анастасия Зинина в межсезонье перешла из «Снежных барсов» к Евгению Плющенко и сразу же поразила болельщиков. На первенстве Москвы в конце августа Настя успешно зашла на два четверных тулупа в произвольной и выиграла турнир. А сегодня — обидный степ-аут с двойного акселя. «Очень хотела показать все, что я могу. Но просто взяла и перекрутила прыжок», — рассказала Зинина после проката. 67,02 балла — третье место.

Елизавета Берестовская попала в Красноярск по замене: за пару дней до старта с этапа Гран-при из-за травмы снялась Дарья Садкова. Лиза начала прокат с дупеля и тройного флипа — уверенных, но не слишком высоких прыжков. На чистый каскад тройной лутц — тройной тулуп во второй половине сил не хватило: он вышел с видимым усилием на выезде. Так получилось из-за недокрута на тулупе. Но хорошо, что Лиза удержалась и не вывалилась в степ-аут. 64,91 балла — четвертое место по итогам первого дня соревнований.

В произвольной сильнейшую разминку россиянок разбавит представительница Белоруссии Варвара Кисель, но это формальности. До 2020 года Варя тоже выступала на российских соревнованиях. В Красноярске ее выводили тренеры ЦСКА Ирина Тагаева и Александр Успенский. Судьи немного снизили оценку за одно из вращений, но с остальными элементами Кисель справилась отлично. Однако компоненты ей поставили на порядок ниже наших девочек. 63,66 балла — сегодня это пятое место.

«Плющенко уговаривал остаться». Почему Ковалев ушел из «Ангелов», рост 185 см, четверные и олимпийский сезон


Александр Мысякин, Sport24

Корреспондент Sport24 Константин Лесик поговорил с Ковалевым после его выступления в четверг и выяснил, как фигурист настроен на олимпийский сезон, как у него дела с четверными, почему он больше не катается у Плющенко и сложно ли выступать с таким большим ростом.

«Доволен, что сегодня справился с нервами, которые были во время шестиминутной разминки. Давно не выступал в юниорской серии Гран-при. Что касается проката, то я его точно так же катал на тренировках, поэтому от его чистоты впечатления обычные. Просто рад, что справился с нервами. Сегодня я сделал все, что мог. Посмотрим распечатку и тогда уже точно смогу сказать, доволен ли я собой полностью или нет. Но Александр Сергеевич доволен», — начал Артем.

View this post on Instagram

— Сколько четверных планируешь в произвольной программе?

— Пока не буду говорить, сами пока решаем. Так что точно сказать не могу. Могу сказать, что квады у меня в арсенале сейчас есть. И не один.

— Как проходила подготовка к сезону?

— Много работали. Даже очень много. Особенно после первенства Москвы, которое у меня, к сожалению, получилось провальным (Артем занял пятое место, — Sport24). Накатывал программы каждый день по несколько раз — утром короткие, вечером произвольные. Надеюсь, что завтрашний прокат будет таким же чистым, как и сегодняшний.

— Уже известны твои планы по дальнейшим турнирам?

— Это будет зависеть от завтрашнего результата. Посмотрим, как я выступлю, и будем уже от этого плясать.

View this post on Instagram

— Как случился твой уход из «Ангелов Плющенко»?

— Все произошло по обоюдному согласию сторон. Евгений Викторович очень сильно уговаривал нас, говорил, что все будет, как мы скажем, но мы с моим тренером (Александр Волков, — Sport24) решили, что пойдем дальше своей дорогой. Александр Сергеевич открыл свою академию на катке «Арктика», это метро Новопеределкино. Это большой комплекс, 4 катка, бассейн, тренажерный зал и многое другое.

— То есть ты перешел из-за того, что тренер решил открыть свою школу?

— Расскажу, как все было. Однажды Александр Сергеевич спросил у меня: «Как ты смотришь на то, что мы будем тренироваться отдельно от Евгения Викторовича?». Я ответил: «Как вы скажете, так и будет. Александр Сергеевич — тренер, с которым я иду вместе до конца. Я об этом говорил уже давно. С тех пор ничего не поменялось.

— С Плющенко расстались без проблем?

— Без проблем. Сейчас общаемся как отдельный тренер и отдельный спортсмен. У нас нет никаких конфликтов. Сохранили хорошие отношения. Встречаемся, здороваемся. Например, сюда в Красноярск Евгений Викторович приехал с одиночницей Настей Зининой. Они с Александром Сергеевичем поздоровались, обнялись. Я тоже поздоровался, пожал руку, все было нормально.

Самые крутые и провальные постановки русских фигуристов по итогам произвольных прокатов. Трусова и Игнатов — лучшие


Александр Мысякин, Sport24

Во второй день открытых прокатов сборной России фигуристы представили произвольные программы. После тихого ужаса от коротких произвольные стали небольшой отдушиной. Есть как и неудачные постановки, так и успешные, имеющие право на высокие оценки зрителей. Рассказываем о самых ярких впечатлениях дня.

Видимо, весь треш в танцах пришелся на субботу (о чем нам напомнили повторением ритм-танца Тиффани Загорски / Джонатан Гурейро). Кажется, что в эти два дня выступали разные спортсмены с разными школами. Аннабель Морозова и Андрей Багин после жуткого короткого танца представили прекрасную «Шахерезаду». Наконец они вернули нижнюю поддержку, которую использовали несколько лет назад в «Тоске». При чистом прокате эта программа может зазвучать. «Рахманинов» Виктории Синициной и Никиты Кацалапова выглядит как их типичная программа, фигуристы пытались вставить новые поддержки, но, видимо, пока не набрали форму, и они получились как на этапе Гран-при в прошлом сезоне.

Вот у кого обе программы классные — это у Дианы Дэвис и Глеба Смолкина. И ритм, и произвольный, несмотря на выбранную музыку, выполнены в настроении сопровождения. Танго Роксаны — музыка слишком взрослая для этих спортсменов, не всегда они соответствуют своему образу. Так или иначе, фигуристы органично сосуществуют внутри этой истории.

Произвольная Михаила Коляды перечеркивает классическое восприятие «Списка Шиндлера», здесь есть потенциал для крутой олимпийской программы. Хотя в постановке много пантомимы, образ пока плохо читается, даже зная задумку заранее. Ну и костюм — серый пиджак, конечно, отвечает образу, но еще и относит к Чарли Чаплину того же Коляды. На сегодняшний день я убедилась, что возращение «Белого ворона» не такая уж и плохая идея.

Вальс для Дмитрия Алиева — это лучший из возможных выборов на новый олимпийский сезон. Пока его программа и исполнение выглядят убедительнее и ярче всего. Чувство позы развито у спортсмена хорошо, правда над выносливостью еще стоит поработать — не все акценты Дмитрий ловит.

Сразу было ясно, что кто-то возьмет Первый концерт Чайковского, в итоге это теперь произвольная Макара Игнатова. Не думала, что ему так подойдет строгая классика. Все движения условные, показывают все музыкальные акценты. Макар может сильно и мощно кататься, показывать всю сложность концерта. Такая программа — настоящее открытие Игнатова для широкой публики, с чистым прокатом она по-настоящему зазвенит.

У Александры Бойковой и Дмитрия Козловского произвольная построена очень непривычно — начало мощное, середина более спокойна, и под конец — возвращение к начальному ритму. К программе нет вопросов, кроме платья Бойковой. «Леопард» — интересная отсылка к моде двухтысячных, но никак не к Малагенье. Лаконичное черное или красное было бы намного лучше.

Уж простите, но программа Анастасии Мишиной и Александра Галлямова, как бы ни была исполнена, будет смотреться куце. «Метель» и «Время вперед» — настолько разные композиции, что соединить их под предлогом одного композитора было большой ошибкой. Можно было бы выбрать одно настроение для программы или сделать плавный переход… но в итоге мы имеем несуразную солянку для действующих чемпионов мира.

Очень расстроила произвольная Алены Косторной. Наверное, было бы лучше подтащить бывшую короткую, забрав оттуда красивую пластику. Здесь постановщик не справился с такой легкой для интерпретации музыкой. Вивальди очень подходит для льда, и это тот оптимальный вариант, где не нужно ничего изобретать. В итоге у Косторной мы получили две программы ни о чем, которые спасти может только сама спортсменка.

Приятно было видеть Ксению Синицыну. Произвольная программа у вице-чемпионки юношеской Олимпиады поставлена под саундтрек из сериала «Ход Королевы». Тематика первоисточника не особо проглядывается, девушка скорее работает на образное восприятие. У нее интересная дорожка шагов, много хореографических фишек, и программа выглядит единым целым.

Александра Трусова — чемпионка открытых прокатов не только по контенту. Обе программы хорошие — что «Фрида» в короткой, что «Круэлла» в произвольной. Идеальное попадание в состояние и самоощущение спортсменки. Это точно те программы, которые мы запомним. А при таком же прокате произвольной на соревнованиях все вопросы по поводу Александры сразу отпадут.

Второй день подарил надежду на интересный с точки зрения программ сезон. Ведь именно произвольные лучше запоминаются и считаются более значимыми. Есть ощущение, что в соревновательном настрое и накале новые программы раскроются.

С паркета на лёд, или как появились танцы на льду?

ISU

ISU танцы на льду Фигурное катание

Танцы на льду - безусловно, самая субъективная дисциплина в фигурном катании. Здесь вместо прыжков, подкруток, тодесов и подобных элементов, по которым довольно прозрачно ставятся уровни и GOE, есть разные по названиям и одинаковые для зрителя дорожки шагов, а надбавки выставляются по принципу нравится-не нравится.


Наверное, это звучит странно, но танцы на льду - самая молодая дисциплина в фигурном катании (если не считать синхронное). Ведь в настоящее время наименее популярным и "продвинутым" видом являются спортивные пары, что заметно и по количеству участников на ГС, и по количеству этапов ЮГП для дисциплин. Но танцы на льду были включены в программу ЧМ и ЧЕ лишь в 1952 и 1954 годах, тогда как мужское, женское и парное катание соответственно в 1891, 1906 и 1908 на мировое и в 1891, 1930 и 1930 на европейское первенство.

История танцев на льду началась в 1864 году с прибытием американского фигуриста Джексона Хейнса в Европу. Тогда ещё не было крупных международных турниров, а в Штатах пресекалось любые нововведения, выходящие за рамки технической части. Хейнса же интересовала эстетическая часть программы - он новаторствовал в хореографии и музыкальности, в чем и нашел поддержку европейцев. Именно после того, как Хейнс показал другую сторону медали под названием "фигурное катание", спортсмены понемногу стали пробовать разбавлять технические элементы оригинальными хорео-находками, и программы "разбег-прыжок" стали медленно, но верно превращаться в искусство, т.е. в настоящие танцы, но на льду. Сегодня Джексон Хейнс "отец фигурного катания" и "король американского фигурного катания" (да-да, это не Нейтан Чен).


Уже в 1897 году, вскоре после проведения первого ЧМ у мужчин, ИСУ официально утверждает первые правила и дисциплины , в которых пока нет танцев, но уже есть пары, причем как смешанные, так и однополые. Но в этой дисциплине все было (и осталось) сосредоточено на акробатических элементах, и никаких паттернов и твизлов не было и в помине.

1930-е, третий десяток лет бурно прогрессируют три фигурных дисциплины, никто в фигурном катании не задумывается о введении новой дисциплины. Тем временем далеко отнюдь не стоят на месте бальные танцы, и британские артисты пробуют перенести свои танцы (именно танцы, не трюки) на лёд. Эксперимент становится сенсацией, у первооткрывателей из туманного Альбиона появляются сподвижники, дисциплина набирает популярность, постепенно включается в программу на национальных чемпионат, затем на малых международных турнирах, а в 1952 году уже включается в программу чемпионата мира. По прошествии пары десятков лет успешного существования на крупной международной арене и востребованности спортсменами дисциплина дебютирует на ОИ-1976.


В 1990-е годы ИСУ пытается вернуть фигуристов, увлекшихся новаторством, в каноны бальных танцев, но на изменения поступает множество жалоб и недовольств как со стороны национальных федераций, так и со стороны самих спортсменов и тренеров, и, в качестве компромисса, союз устанавливает набор обязательных элементов. До вышеупомянутых изменений места распределялись по сумме позиций после каждой из программ.

До 2010 года у "танцоров на льду" было три танца: обязательный - квалификационный отбор, оригинальный - второй этап, произвольный - заключительная часть.

1. В обязательном танце фигуристы выступали мало того под одну и ту же музыку (выбиралась на сезон, разная у взрослых и юниоров), так еще и под пошаговую инструкцию танца , объявленную ИСУ. Фантазия лишь в начале и конце постановок. Для сравнения обязательные танцы Оксаны Домниной/Максима Шабалина, Изабель Делобель/Оливье Шонфельдер и Албены Денковой/Максима Ставицкого сезона 2003-2004 "Midnight Blues".

2. Оригинальный танец, почти как современный ритмический, содержал обязательные элементы и тему танца (вальс, танго, латина и т.д.) на сезон. Строго "бальная" тема отдавала честь прародителям дисциплины.

3. В произвольном танце спортсмены ограничивались только во времени и наборе обязательных элементов (так же как в ПП других видов).

После очередного олимпийского цикла в 2010 году ИСУ наконец-таки принимает решение исключить обязательный танец из соревнований крупного масштаба, а оригинальный назвать ритмическим, разница между которыми лишь в том, что в первом регламентируется тема танца, а во втором - категория, из которой берется музыка.

Вот таким образом мы имеем современные танцы на льду - самую эстетичную и зрелищную, спорную и непонятную для 99% зрителей дисциплину фигурного катания.

Вот это танцы! Со льда на паркет или как фигуристы отметили окончание чемпионата Европы

Александра Трусова

Александра Трусова

Дмитрий Алиев

Дмитрий Алиев

Алена Косторная

Алена Косторная

Анна Щербакова

Анна Щербакова

Виктория Синицина

Виктория Синицина

Этери Тутберидзе

Этери Тутберидзе Фигурное катание

Традиционно все крупные турниры в мире фигурного катания заканчиваются банкетом- спортсмены общаются, празднуют победы, прощаются с турниром. Этот чемпионат Европы стал для нашей сборной самым удачным за несколько последних лет- 10 медалей из 12, причём 4 из них золотые, на этом турнире мы стали лучшими во всех видах.

Не нужно быть особым знатоком, чтобы понять, кто в каком виде выступает, конечно, равных в исполнении вальса танцорам не было- оно и понятно, всё-таки их стихия. Парники тоже старались, но вот одиночники- такая милота! Первое, что бросилось в глаза-пара Ани Щербаковой и Артура Даниеляна- ну как же это мило, танец у них, конечно, получился своеобразный, но им можно простить, они и в пару то встали впервые, им бы потренироваться, дали фору бы самым именитым танцорам.

Саша Трусова танцевала с Морисом- тоже довольно своеобразно и всё равно очень мило. Видимо, Морис пару раз наступил Саше на ногу, но зато первый опыт теперь есть, дальше будет только лучше и круче.

У команды Франции на банкете царила своя особенная атмосфера:

А команда Венгрии выглядела очень счастливой и доброжелательной:

Банкет банкетом, а наши девочки знают, как себя развлечь, а танцевать, как душе нравится, можно и на льду во время репетиций.Только вот что за танец девчонки показывали, так и остаётся загадкой.

В общем, организаторы постарались на славу, хотя бы завершение турнира провели на высоком уровне, ну а главным украшением этого банкета были, безусловно, спортсмены, которых теперь ждёт усиленная подготовка к чемпионату Мира.

Трансляции

ISU Junior Grand Prix of Figure Skating 2021 (ЮГП в Красноярске 2021)

Даты проведения: 15.09.2021 - 19.09.2021
Место проведения: Красноярск, Россия

Участники из России:
Девушки: Елизавета Куликова, Анастасия Зинина, Елизавета Берестовская, Софья Самоделкина, Софья Акатьева
Юноши: Андрей Анисимов, Артем Ковалев, Егор Рухин, Глеб Лутфуллин, Федор Зонов
Пары: Екатерина Сторублевцева/Артем Грицаенко, Екатерина Петушкова/Евгений Маликов, Екатерина Чикмарева/Матвей Янченков, Наталья Хабилуллина/Илья Княжук
Танцы на льду: Алиса Овсянкина/Матвей Самохин, Елизавета Шичина/Гордей Хубулов, Ольга Мамченкова/Марк Волков, Софья Леонтьева/Даниил Горелкин, Ирина Хавронина/Дарио Чиризано

Расписание (время мск):
16 сентября, четверг
10:15 - танцы на льду, РТ
12:55 - пары, КП
14:15 - церемония открытия
15:00 - юноши, КП

17 сентября, пятница
08:00 - девушки, КП
12:30 - спортивные пары, ПП
14:00 - юноши, ПП
Церемония награждения юношей и спортивных пар

18 сентября, суббота
07:15 - танцы на льду, ПТ
10:30 - девушки, ПП
Церемония награждения у девушек и в танцах на льду

Читайте также: