Фигурное катание дома на полу

Обновлено: 28.03.2024

Тренировки фигуристов на карантине: ходят по дому в коньках, двигают мебель и прыгают на роликах

Коронавирус уже почти месяц не даёт спортсменам заниматься спортом в привычном формате. Катки закрыты, а выход из дома с 30 марта в России возможен только при крайней необходимости.

Фигуристам в этом плане сложнее других. Весной как правило ведут усиленную подготовку к новому сезону: ставят новые программы, разучивают сложные прыжковые элементы и поддержки. Но в текущих условиях это невозможно , поэтому тренеры придумывают различные варианты по перестройке процесса, не нарушая при этом предписаний роспотребнадзора и мэрии.

«БИЗНЕС Online» пообщался с тренерами и спортсменами из различных дисциплин и выяснил, как именно проходят тренировки в удалённом формате. Как выразилась Анжелика Крылова специалисты «извращаются как могут»: вместо гантелей используют бутылки с водой, занимаются перестановкой мебели и устраивают кроссы по лестницам.

Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Ермолина Ольга (@ermolina.o) 6 Апр 2020 в 11:26 PDT

«НУЖНО ЗАМЕСТИТЬ ЛЕДОВЫЕ ТРЕНИРОВКИ, АДАПТИРОВАТЬ УПРАЖНЕНИЯ»

«У нас упор идёт не на ОФП, а на СФП, – рассказывает тренер ЦСКА Сергей Давыдов, занимающийся одиночным катанием. – Мы стараемся каждое упражнение максимально приблизить к работе на льду, чтобы потом после окончания самоизоляции можно было максимально быстро перейти уже к привычным тренировкам. Всё что теоретически можно сделать вне льда мы делаем».

По мнению Давыдова ОФП необходимо заниматься на специализированных сборах, а они по плану идут в середине лета. Весна – время активных ледовых тренировок. Пандемия вносит свои коррективы в тренировочный план, но кардинально менять его группа Давыдова не собирается. « Сейчас сборов нет, нам нужно просто заполнить пробел во времени, заместить ледовые тренировки. А ОФП займёмся уже летом на сборах », – говорит тренер.

Полноценно ледовые занятия тренировками на полу не заменить, но Давыдов считает, что практически каждое упражнение можно модифицировать и подстроить под текущие условия. Даже работу над сложными прыжками.


Сергей Давыдов с Софьей Самоделкиной / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online

В группе Давыдова изучают элементы ультра-си. Девочки и парни изучают как тройной аксель, так и четверные прыжки. Не останавливается работа и в период карантина. «Я разбираю с фигуристами всё пошагово, каждое движение, – поясняет Сергей. – Используем разные подходы к прыжкам, к акселю, сальхову. Работаем над координацией, положением рук. В конце концов напрыгиваем на полу, учим толчок. Прыжок – это как конструктор. Мои дети всегда сначала учат элементы поэтапно, и только потом соединяют всё это вместе в общую картину ».

При этом Сергей признаётся, что некоторые ребята восприняли дистанционные тренировки как возможность похалтурить. С такими учениками у Давыдова разговор короткий: «Заставлять никого не будем. Ребята должны сами хотеть заниматься и быть готовыми тренироваться в любых условиях. Даже в таких, когда больше месяца нет льда».

Насыщенная работа над новыми программами по мнению Давыдова в данных условиях невозможна, но в этом и нет необходимости. В его группе март - апрель – это только время выбора музыки и постановок, нарезка композиций, компановка движений. «Слушаю музыку, смотрю архивные записи выступлений. Это трудоёмкий и долгий процесс, – говорит тренер. – Выйдем на лёд, начнём ставить программу уже с ребятами. Определённые наработки уже есть».

«ВМЕСТО ГАНТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗУЕМ БОЛЬШИЕ БУТЫЛКИ, СКРЕПЛЯЕМ ИХ ШВАБРОЙ»

Адаптацией ледовых занятий занимается и тренер Анжелика Крылова, которая курирует в своей спортивной школе танцы на льду.

«Тренируемся через Zoom и тренировки у нас проходят каждый день по два-три часа, – рассказывает Анжелика. – Это и работа над классической хореографией, и над джазом».

Новая идея группы Крыловой – делать статические упражнения в коньках, чтобы разносить обувь. « Прошу ребят ходить немного в коньках по квартире, понятное дело что коньки обуты в чехлы, – продолжает тренер. – Делать приседания, разминать голеностоп, держать баланс . Намного тяжелее стоять на одной ноге в коньках, нежели в кроссовках или носках».

Анжелика сетует на сложности, связанные с ограничениями в перемещении, но не унывает. По её мнению, самоизоляция – отличный повод перестроить тренировочный план и подумать над новыми формами занятий с детьми. «Ситуация сложная, но в то же время полезная, – объясняет она. – Я уже столько новых видов тренировок и упражнений для себя открыла! Развиваюсь как тренер».


Анжелика Крылова с учениками Бетиной Поповой и Сергеем Мозговым / фото: пресс-служба Универсиады 2019 в Красноярске

Крылова рассказывает, что многие ледовые движения не требуют быстрых движений или вовсе статичны, поэтому для разработки тела и мышщ полезно их делать даже дома: «Это и статика беговых шагов, начальная позиция, позиции вращений. Для ОФП тоже приходится различные варианты находить. Например, вместо гантелей используем залитые водой большие бутылки, скрепляем две бутылки шваброй… Извращаемся как можем».

Крылова говорит, что для разнообразных занятий необходим специализированный инвентарь, но его невозможно приобрести в ситуации, когда спортивные магазины закрыты, а чтобы выйти из дома надо оформлять специальный пропуск.

В её группе основной упор сейчас идёт в упражнения на осанку, плавность рук, растяжку, гибкость. Кроме того, Крылова подтягивает балетную хореографию, пируэты. «Для них как раз не нужно много места, можно в любой коммуналке их делать, – поясняет тренер. – Очень повезло тем, у кого в доме есть лестница, даю упражнения на лестничной площадке, бег по лестнице вверх - вниз. Много упражнений берём из лёгкой атлетики».

По её мнению, отказываться от ОФП не нужно, наоборот, месяц интенсивных физических тренировок пойдёт фигуристам только на пользу: «Пусть хотя бы держат себя в форме, качают ноги, пресс, руки. Раньше я танцоров так сильно не гоняла, а сейчас они укрепят мышечный корсет».

Фото 1

Фигурное катание — вид спорта, который требует хорошей физической подготовленности спортсмена.

Она необходима не только для достижения хороших результатов, но и для того, чтоб сам процесс тренировки проходил эффективно и без травм.

Odnoklassniki

Упражнения на растяжку до тренировки по фигурному катанию

Фото 2

Начало занятия — очень важная часть, так как если не проделать хороший разогрев всего тела, то тренировка может стать травмоопасной и менее эффективной.

Растяжка в самом начале стимулирует мышцы к дальнейшей тренировке.

Смыкание пальцев в замок над головой. Данное упражнение делается в стойке ногах на ширине плеч, колени должны быть прямыми, руки сомкнуты в замок подняты над головой, развёрнуты ладонями наверх и натянуты немного назад за голову. Получается, что всё тело стремится вверх. Спина должна быть также прямой. Таким образом, мышцы всего тела вытягиваются, особенно растягиваются мышцы рук, плечевого пояса.

Наклоны в сторону с локтем за головой. Это упражнение направлено на развитие косых мышц живота. Ноги ставятся на ширине плеч, руки заводятся за голову, согнуты в локтях. На вдохе медленно делается наклон в одну сторону, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Затем то же самое проделывается в другую сторону. Необходимо всё делать медленно, чтоб мышцы лучше прорабатывались.

Растяжка плечевого пояса. Сюда входит целый комплекс упражнение на шею, плечи, лопатки, грудную клетку. Начинать необходимо с верха, то есть с шеи. Для этого проделываем наклоны головы вперёд и назад в медленном темпе, затем идут наклоны головы вправо и влево.

Фото 3

Фото 1. Пример растяжки плечевого пояса. Состоит из 8 упражнений, выполняемых от 5 до 20 секунд.

Для плеч делаются вращательные движения вперёд и назад. Для этого надо принять положение стоя на ширине плеч, корпус должен быть прямой.

Для развития грудной клетки существует следующее упражнение: ноги расставлены широко, колени прямые, левое плечо поднимается диагонально вверх к уху, при этом голова остаётся неподвижной, затем оба плеча отводятся назад, лопатки стремятся соединиться друг с другом, затем правое плечо тянется к уху, и оба плеча прогибаются вперёд, принимая сутулое положение. Таким образом, рисуется круг. Делается в одну и другую сторону.

Растяжка икроножной мышцы. Очень важно в разминке задействовать эти мышцы, так как на ноги в фигурном катании идёт большая нагрузка. Для стрейчинга икроножных мышц надо принять положение с опорой на стену, хорошо вытянув руки, при этом сделать выпад вперёд право ноги, колено согнуто, а левая нога вытянута сзади, пятка не касается пола. Необходимо медленно опускать пятку. Тоже проделываем и в выпаде на левую ногу.

Внимание! Упражнения на растяжку икр надо делать спокойно, без резких рывков, чтобы не допустить растяжение мышц.

Растяжка четырёхглавой мышцы и коленного сустава. Исходное положение ноги вместе, корпус прямой. Правая нога сгибается в колене, отводится назад, левая рука берёт за стопу и медленно тянет пятку к ягодицам. В этом положении необходимо задержаться 10-15 секунд. Такие же действия проделываются и с другой ногой.

Фото 4

Фото 2. Пример упражнения для растяжки четырёхглавой мышцы бедра. На рисунке указано, какая именно область растягивается.

Растяжка передней части тазобедренного пояса. Для растяжки этой области подходит следующее: необходимо встать на колени, одну ногу вытянуть вперёд и согнуть в колене, чтоб она находилась над голеностопом, вторая нога остаётся стоять на колене, таз тянется вперёд и, таким образом, растягивается передняя часть тазобедренного пояса той ноги, что стоит сзади. В этом положении необходимо задержаться на 15 секунд.

Продольный шпагат. Перед тем как садится на шпагат, нужно хорошо разогреть все мышцы, которые задействованы в нём.

Справка. Продольный шпагат будет считаться правильным, если обе ноги прямые и прижаты к полу, задняя нога не должна выворачиваться наружу, пятка смотрит наверх, а не в сторону к передней ноге.

Очень важно прислушиваться к своим ощущениям, не допускать резких болей. Сев на шпагат, нужно минимум 30 секунд побыть в этом положении, чтобы мышцы расслабились.

Поперечный шпагат. Чтобы его выполнить, нужно проделать подготовительные упражнения: широкие приседания, когда ноги поставлены широко, носки вывернуты наружу, таз садится насколько возможно вниз, локти упираются в колени; выпады вбок, когда вес переходит сначала на одну ногу, которая согнута, пятка от пола не отрывается, вторая нога вытянута, стопа смотрит вверх.

После этих и других движений, можно приступать к самому поперечному шпагату, который выглядит так: спина прямая, ноги вытянуты в стороны, представляя из себя одну линию, поясница в прогибе.

Фото 5

Фото 3. Девушка при выполнении поперечного шпагата: ноги вытянуты в стороны на одной линии, спина прямая.

Растяжка после занятия с названиями упражнений

Каждую тренировку надо заканчивать растяжкой, чтоб снять напряжение, восстановить дыхание.

Растяжка задней части бедра: исходное положение лёжа, одна нога согнута в коленке, вторая поднята наверх, руки обхватывают вытянутую ногу за голень или заднюю часть бедра, аккуратными движениями тянуть к корпусу.

Растяжка паховой области: начальное положение «бабочки», положение сидя на полу, ступни соединены, расположены максимально близко к паху, спина прямая, далее спина наклоняется медленно к ногам до нерезких тянущих ощущений.

Скручивание позвоночника: положение сидя, ноги прямые, левую ногу согнуть в колене и поставить через правую, правую руку согнуть в локте и упереться во внешнюю часть бедра левой ноги, корпус повернут влево, левая рука остаётся прямой сзади на полу. В этом положении просидеть 20 секунд. Потом проделать эти же движения, поменяв ноги и руку.

Фото 6

Фото 4. Женщина выполняет упражнение по скручиванию позвоночника в сидячем положении. Позу нужно удерживать несколько секунд.

Снятие напряжённости в области шеи: исходное положение сидя, ноги скрещены, левой рукой через верх обхватить висок с правой стороны и плавно тянуть к левому плечу. Точно так же сделать в обратную сторону. Ещё одно упражнение начинается в таком же положении, но руки надо соединить в замок и обхватить затылок, затем медленно прижимать подбородок к груди. Оставаться в таком положении 10 секунд.

Расслабляющее упражнение для спины: необходимо встать на четвереньки, стопы на полу, руки прямые, подбородок тянуть к груди, при этом округлять спину и наоборот, голову тянуть назад и прогибать спину.

Растяжка поясницы и внешней части таза: начальное положение лёжа, левую ногу согнуть на 90 градусов, левую руку вытянуть в сторону, правой рукой наклонять левую ногу на правую и тянуть к полу. В итоге получается, что ноги повёрнута вправо, а голова и верх туловища влево. Сделать всё то же самое с другой стороны.

Важно! В процессе растяжки после тренировки необходимо следить за дыханием и не допускать резких движений.

Упражнение на вытягивание: положение лёжа, руки вытянуты над головой, ноги прямые, одновременно натягиваются и руки, и ноги, удерживается такое положение в течение 5 секунд, затем отдельно вытягивается левая рука и правая нога, правая рука и левая нога. Также удерживается положение 5 секунд и потом расслабляется.

Аксель, флип, тулуп и другие: как освоить технику исполнения прыжков в фигурном катании?

фото 1

Прыжки представляют собой важные и зрелищные элементы фигурного катания. В процессе их выполнения фигурист, отталкиваясь ото льда, вращается над ним с большой скоростью, что придает его номеру эффектность.

В зависимости от того, чем фигурист отталкивается, выделяют рёберные и зубцовые прыжки.

Обычно названия они получали по фамилии фигуристов, которые выполнили их впервые. И только некоторые наименования передают технику совершения. Прыжки также различают по количеству оборотов. Самый сложный в четыре оборота, а наиболее простой – в пол-оборота.

Odnoklassniki

Техника исполнения разных видов прыжков: как их научиться делать?

В фигурном катании есть много разных видов прыжков. Все надо выполнять по определенной технике.

Как выполнять аксель и перекидной прыжок?

фото 2

Аксель – это прыжок, на который заходят лицом вперед, что отличает его от других. Его считают самым сложным.

Осуществляется аксель после хорошего набора скорости. Спортсмен движется на правой ноге назад-наружу, после чего делает выпад – разворачивается вперёд и начинает двигаться на левой ноге, в это же время проседая на ней.

Затем спортсмен выпрыгивает в воздух, группируется, после чего приземляется на маховую ногу на ход назад-наружу.

Сделав большие маховые движения, фигурист достигает наибольшей высоты и длины полета, благодаря чему аксель считают эффектным прыжком.

Он был назван в честь фигуриста Акселя Паульсена из Норвегии, который выполнил его в 1882 году.

Перекидной прыжок – это тот же аксель, только в 0,5 оборота. Важно, чтобы прыжок не стал похож на переступание. В процессе его исполнения нужно задержаться на несколько секунд в воздухе. Толчковая нога должна быть прямой при полете. Он совершается по одной линии.

Сальхов

Относится к самым легким прыжкам. Зачастую с него фигуристы-новички осваивают прыжки.

При его осуществлении легко добиться большого количества оборотов. Спортсмен совершает разбег, завершающийся движением назад, он делает тройку вперед-наружу – назад-внутрь. Свободную ногу и одноименную руку фигурист отводит назад, что делает дальнейшее маховое движение легче.

фото 3

Фото 1. Схема техники исполнения прыжка Сальхов, освоив ее, можно научиться делать большое количество оборотов.

Отрыв ото льда совершается с дуги назад-внутрь и продолжается маховым движением свободной ноги и руки. Приземление происходит на внешнюю часть ребра правой ноги.

Ноги перед прыжком не перекрещиваются, поэтому он осуществляется как бы с двух ног сразу.

Прыжок получил название в честь спортсмена Ульриха Сальхова из Швеции, который его исполнил впервые в 1909 году.

фото 4

Один из самых сложных прыжков из зубцовых.

Спортсмен движется назад-наружу по пологой дуге. Ногу, которой будет отталкиваться, ставит на лед сзади опорной ноги. Вращательное движение может быть сделано с помощью двух способов: вращения верхней части тела и стопорящим движением зубцов конька толчковой ноги.

Для того, чтобы вращение плеч и стопорящее движение состыковывались, нужно достичь ярко выраженного отрицательного разворота верхней части тела.

Прыжок назвали в честь спортсмена Алоиза Лутца из Австрии, выполнившего его в 1913 году.

фото 5

Считается вторым по сложности зубцовым прыжком.

Зачастую его делают после тройки вперед-наружу – назад-внутрь. Совершая толчок, к первоначальному присоединяется вращение, которое появляется в результате стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги. Приземляется спортсмен на правую ногу на ход назад-наружу.

Название прыжка произошло от английского слова flip, что значит щелчок – то есть тот звук, который был слышен в 30-х годах ХХ века спортсменами, начинавшими выполнять флип. Имя человека, который первым сделал тройной флип, не сохранилось, но произошло это в середине 70-х годов.

Тулуп

Самый простой прыжок. Толчок происходит после разворота тройкой вперед-внутрь – назад-наружу, после этого спортсмен ставит носок конька толчковой ноги назад. Фигурист ударяет зубцом конька левой ноги об лед, чем содействует своему отталкиванию. Приземление выполняется на правую ногу.

фото 6

Фото 2. Схема простого прыжка Тулуп, в основе которого необходимо выполнять петлю в носке.

Название произошло от двух слов toe loop, которые означают «петля на носке». Он получил название в честь американского спортсмена Брюса Мэйпсома, исполнившего тулуп в 1920 году.

Вам также будет интересно:

Уроки в фигурном катании

Уроки технике фигурного катания включают в себя разучивание, просмотр кинопрограмм, совершенствование прыжков.

Обучение созданию представления, просмотр кинограмм

фото 7

Начальное разъяснение прыжка и его демонстрация в процессе обучения обладают некоторыми особенностями.

Изучая какой-либо двойной прыжок, обычно начинают с соответствующего одинарного. Поэтому схема выполнения и характер отталкивания известны фигуристу.

Он может наблюдать, как такой прыжок делали другие, и, к моменту начала разучивания программы, спортсмен уже понимает технику движения.

Таким образом, создание общих представлений осуществляется постепенно. Зачастую, переходя к изучению более сложного прыжка, не применяют какие-либо дополнительные объяснения. Перед фигуристом сразу ставится задача попробовать сделать его с необходимым количеством оборотов.

Однако практика показывает, что полное объяснение методов исполнения прыжка, способов, которые повышают число оборотов в нем, помогают тому, что в пробных попытках появляются предпосылки для создания верного двигательного навыка. Демонстрации прыжка в отличном исполнении должны сопутствовать пояснения.

Внимание! Следует помнить, что основная трудность в том, что одновременно осмыслить и уяснить все детали разучиваемого движения невозможно. Поэтому разъяснения необходимо акцентировать на одной-двух деталях, являющихся самыми важными в этот момент.

Также при работе с фигуристами можно применять кинограммы, которые оформлены в виде отдельных фотографий.

фото 8

Самые удобные в работе те, в которых частота смены поз составляет около 16 кадров в секунду. С такой частотой общее число фотографий, которые необходимы для изображения одного прыжка, составит 12–15 штук.

Кинограмма достаточно подробна. Ее главное преимущество – возможность показа фрагментов в момент самой тренировки на льду. Просмотр фрагментов кинограмм, которые изображают нужное положение тела, могут очень помочь при обучении.

Для формирования навыков движения фигуристу необходимы пробные попытки исполнения, благодаря которым спортсмен овладевает новыми элементами.

Важно! Устранение страха на этапе создания представлений является важным условием при изучении сложных прыжков. Обойтись без падений в процессе обучения трудно, но уменьшить их количество возможно.

Как учат использованию страховочных устройств?

Распространенным методом, который обеспечивает безопасность совершения трудных и тяжелых деталей в спорте, является применение устройств для страховки. В фигурном катании на коньках этот метод используется не сильно широко.

В это же время опыт тренеров доказывает эффективность использования страховочных устройств – лонжи. Они применяются в процессе создания представлений, а также при последующем обучении. Используя лонжи, падения можно предотвратить и создать условия, которые облегчат совершение разучиваемого прыжка.

Первоначальное обучение прыжкам в фигурном катании происходит на льду, в зале, или же на стадионе. Наличие или отсутствие на репетиции коньков значительно оказывает влияние на характер основных движений. Однако некоторые элементы можно изучить и освоить не на льду.

фото 9

Фото 3. Страховочное устройство лонжи, часто используется в фигурном катании, облегчает разучивание прыжков.

Тренировки, которые проводятся в зале, очень полезны, они учат прыгучести, точному освоению позиций, которые встречаются в прыжке, для отработки отдельных движений (махов, отталкиваний, вращения, приземления).

Также лонжи эффективно использовать при обучении группировке. Страховочный конец тонкого троса прикрепляется к поясу, а затем фигурист совершает прыжки, в то время как страхующий поддерживает его.

Время полета можно увеличивать до 2–3 сек. Повышение времени полета, отсутствие страха перед падением помогают фигуристам четко принять необходимую позу и усвоить положение тела в группировке. Лонжи подходят для исправления дефектов осанки, неправильных положений рук и ног.

Важно! Опыт показывает, что техника группировки и разгруппировки становится лучше уже после пяти–шести 15-минутных занятий с лонжей. Особенно необходимы упражнения со страховочными устройствами тем фигуристам, которые недостаточно плотно группируются в полете.

В начальном периоде изучения прыжков следует иметь в виду, что часть спортсменов легче способна вращаться в полете в левую сторону, а часть – в правую.

фото 10

Для выяснения данного момента, можно применять пируэт назад. Обычно, направление вращения при исполнении пируэта назад в удобную сторону должно совпасть с направлением вращения в многооборотных прыжках.

Но начинающих фигуристов обучают прыжкам в две стороны, а после точного определения «своего» направления вращения изучают прыжки только в одну сторону.

Разучивание

На данном этапе стоит сочетать методы разучивания прыжка в целом – целостный или синтетический метод, и по частям – расчлененный или аналитический метод. Расчлененный метод применяют не часто, исходя из наблюдений в течение нескольких поколений фигуристов.

При нем изучают:

  • Стартовое положение.
  • Подготовку к выполнению элемента.
  • Положение линии плеч, рук, таза, свободной ноги перед реализацией элемента.
  • Движение плечевого пояса относительно таза при совершении элемента.
  • Движение свободной ноги при осуществлении элемента.
  • Движение опорной ноги при выполнении элемента.
  • Позиция рук, линии плеч, таза и свободной ноги после совершения элемента.
  • Подготовка к следующему элементу.

фото 11

Нередко прыжок отлаживают, повторяя его полностью, даже если при этом спортсмен не может усвоить сразу несколько деталей техники.

Возникновение ошибки хотя бы в одной части прыжка приведет к его невыполнению в целом или к падению.

Двигательные навыки осуществляются при неустанном участии сознания, в результате взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Но не все элементы движения четко закрепляются в сознании. Сохраняются только основные моменты, которые являются в это время главными.

Справка! Если разучивать сложный многооборотный прыжок целиком, то большинство его элементов становятся для фигуриста главными, что затрудняет понимание и усугубляет осваивание прыжка. На практике целесообразно применять расчлененный метод обучения.

В большей степени из разделения прыжка на части вытекает методический прием использования счета, когда задается темп движений. Счет широко используют в парном катании для синхронизации действий партнеров. В практике одиночников счет не используется широко, но разумно применять его на этапе разучивания для обеспечения правильного ритма движения.

Вам также будет интересно:

Совершенствование

фото 12

На этом этапе выполняются 2 главные задачи: шлифовка техники и создание функциональной избыточности. Шлифовка техники делается для того, чтобы усовершенствовать следующие детали:

  • Точность позиций. А именно: положение линий плеч и бедер, положение рук, ног, головы и свободной ноги в различные периоды прыжка.
  • Начертание кругов, формы толчков, подъезда к толчкам.
  • Реберность элементов.
  • Симметрию рисунка разворотов.
  • Покрытие дуг, толчков, перетяжек и поворотов.

Создание функциональной избыточности взаимосвязано с усовершенствованием техники исполнения. Функциональная избыточность происходит во время работы над изменчивостью исполнения с помощью применения в процессе тренировки разных вариантов техники. Изначально это относится к форме и амплитуде движения свободной ноги в разворотах, способам отталкивания, вариантам перевода плечевого пояса и головы.

Умения фигуриста характеризуются эффективностью достигнутого им результата и надежностью. Производительность прыжков определяется их высотой и длиной, количеством оборотов, амплитудой и скоростью маховых движений, быстротой и плотностью группировки, скоростью движения после приземления и так далее.

фото 13

Надежность результата выражается в постоянстве движения, в умении выполнить прыжок без ошибок.

Поэтому совершенствование сопряжено с некоторой перестройкой освоенного движения, для повышения эффективности, а также с закреплением этого движения.

Кажется, что перестройка и закрепление несовместимы, однако в практике фигурного катания замечено, что именно разумное соединение этих двух моментов являются основой совершенствования. Так как для того, чтобы перейти на следующий, наиболее высокий, уровень мастерства, нужно закрепить предыдущий.

Внимание! Повышение надежности прыжка реализуется только после исправления отдельных погрешностей, то есть после некоторой перестройки системы движения, изменения ее структуры. Важно помнить, что избыточное закрепление своих умений очень опасно.

Лучшие фигуристы все время находятся в поиске новых резервов совершенствования элементов, рискуют, иногда могут ломать сложившиеся стереотипы, изменяя характер толчка, направление и амплитуду махов, согласование маховых движений с толчком, способ группировки и тому подобное. Потому осознание «окончательности» разучиваемого прыжка и всех его элементов иногда становится тормозом для дальнейшего развития фигуриста.

Улучшение исполнения прыжков может происходить с частичным и полным выключением зрительного анализатора. При этом функции утраченного канала информации частично осуществляются с помощью других анализаторов.

Полезное видео

Из видео можно узнать, как выполняют разные видов прыжков спортсмены, которые давно занимаются фигурным катанием.

Заключение

Катание на коньках – это приятное провождение времени. Чтобы не нанести вред себе или окружающим, важно соблюдать технику безопасности.

фото 14

Коньки следует покупать удобные, которые не будут сдавливать ноги. Зашнуровывать их необходимо очень крепко, чтобы нога не болталась, но и не была сильно зажата.

Своевременно проводить затачивание коньков, иначе падения будут частыми и возможно растянуть связки или мышцы.

При наличии длинных волос их следует завязывать, чтобы они не мешали при выполнении или разучивании программы.

Не стоит падать назад, так как это может привести к перелому. Лучше падать вперед или набок. При падении голову нужно направлять в противоположную сторону от падения. Во время нахождения на льду других фигуристов необходимо стараться падать так, чтобы коньки не были направлены в их сторону.

Фигурное катание для новичков

Идете на каток? Попробуйте освоить азы фигурного катания!

Не только смотреть, но и делать:

Пробуем фигурное катание!

Новогоднее настроение нельзя себе представить без елки, украшений, фонариков и, конечно, зимних забав!

Одним из популярных развлечений зимой является катание на коньках. Сегодня мы будем говорить о его самой грациозной разновидности – фигурном катании!

Фигурное катание – это один из самых красивых зимних видов спорта, в котором сочетаются, с одной стороны, грация, пластика и артистичность, а с другой – большая силовая подготовка, растяжка и серьезная техническая база. Когда смотришь, как спортсмены делают замысловатые дорожки, прыгают в 4 оборота или бесконечно вращаются вокруг своей оси, то кажется, что этот спорт доступен только профессионалам.

Однако это не так! Чтобы насладиться фигурным катанием, достаточно освоить базовые элементы – они также помогут разнообразить ваши походы на каток. Согласитесь, всегда приятно удивить друзей, показав им новый трюк!

Фигурному катанию покорны все возрасты. В последнее время стали популярны группы для взрослых, которые хотят не просто ездить по льду, но и постоянно совершенствовать свою технику.

Что говорят учебники?

Фигурное катание получило свое название из-за элементов, которые участники должны были вычерчивать на льду. Фигур с каждым годом становилось всё больше и больше, но основной список базовых элементов не меняется уже давно и включает в себя 41 фигуру.

Вот 4 основных базовых элемента проката:

Шаги – служат для скрепления всех элементов программы.

Спирали – элемент, при котором одна нога с коньком находится на льду, а вторая поднята выше бедра (она свободна, включая колено и ботинок)

Вращения – вращение спортсменом на лезвии одного или двух коньков. Исполняются стоя, в приседе или в положении ласточки.

Прыжки – самый сложный технический элемент, когда спортсмен отталкивается ребром или носком конька и выбрасывает себя вверх.

Различают 6 основных видов прыжков: сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц.

Верю/не верю:

Больше всего на слуху из прыжков, конечно же, тулуп. Верно ли, что он произошел от русского слова "тулуп" – теплая зимняя одежда?

(Ответ вы сможете найти в конце статьи)

Стоит отметить, что приступать к освоению базовых элементов стоит, когда вы уже уверенно стоите на коньках. Сразу же учитесь на фигурных, это сэкономит силы и время.

Несколько упражнений для начинающих:

Основа основ. Выполняя это упражнение, спортсмен разгоняется и начинает скользить на одной ноге. Спина прямо, руки разведены в стороны, вторая нога согнута в колене и прижата к другой ноге, носок смотрит вниз, лезвие чуть прижато к икре. Это самое первое упражнение для начинающих фигуристов.

Разогнавшись, фигурист скользит на параллельных коньках, сгибая колени и уходя в глубокий присед. Руки и спина прямые, мышцы напряжены. Для начала лучше сделать упражнение на полу – приседания, стойка на одной ноге без коньков, затем на льду с места и, наконец, в движении.

Снова скольжение на одной ноге, затем отводим одну ногу назад, нога прямая, носок смотрит вниз, наклоняем туловище вперед. Мышцы напряжены. Руки разведены в стороны.

Из других популярных упражнений также можно выделить пистолетик, когда фигурист приседает с одной выпрямленной ногой впереди, и дорожку, где необходимо отталкиваться разными ногами, то сгибая, то выпрямляя опорную ногу.

Освоив базовые элементы, вы сможете перейти к более сложным. Но здесь мы уже настоятельно советуем работать под присмотром тренера.

Верю/не верю:

Верите ли вы, что российский фигурист Алексей Ягудин, олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира, 3-кратный чемпион Европы, ни разу не выиграл чемпионат России?

Самый романтичный спорт

Для тех, кто не привык тренироваться один и любит общаться с людьми, фигурное катание может предложить занятия в парах. Существует парное катание и танцы на льду.

В парном катании больше делается упор на спортивную составляющую: в нем есть элементы, которые отсутствуют в других видах катания, – тодесы, поддержки, выбросы и т.д. Здесь оценивается технический уровень пары.

В танцах на льду главнее всего артистическая составляющая, плавность и синхронность движений, взаимодействие пары. Оба вида катания очень эффектно выглядят и пользуются популярностью у болельщиков.

Верю/не верю:

Верите ли вы, что, по статистике, в парном катании узами брака себя соединяет каждая вторая пара?

Если вы сначала решили посмотреть фигурное катание по телевизору, то советуем присмотреться к трансляциям, которые ведет Татьяна Тарасова или Илья Авербух. Они признанные тренеры и очень подробно объясняют, что делает спортсмен, как это оценивается и на что стоит обратить внимание.

Наши фигуристы традиционно сильны и задают моду мировому катанию. Сейчас особенно выделяется женское одиночное катание, где у России подросло талантливое поколение фигуристов.

Ответы на верю/не верю:

1. Нет. Название «тулуп» произошло от английского словосочетания toe loop, что переводится как «прыжок с носка». Но у многих оно ассоциируется именно с теплой одеждой.

2. Да, это так. Алексей 4-кратный вице-чемпион России. Насколько известно, он об этом не переживает.

3. Да, снова верно: статистика не врет. Особая химия, постоянный контакт фигуристов часто приводит к развитию романтических отношений в парах, которые перерастают в брак.

Александра Трусова: «Тренируюсь в основном дома. Могу выйти во двор попрыгать, мне необходимо держать себя в форме»

Сейчас фигуристка должна находиться на двухнедельном карантине (не выходить из дома), так как 29 марта прилетела из Египта.

– Как вы переживаете нынешний режим самоизоляции?

– Мы сейчас в загородном доме, нам повезло, у нас большой участок, по которому можно гулять с собаками и с семьей. Мы очень редко по ходу сезона общаемся с братьями, обычно везде езжу с мамой.

Сейчас из-за нынешней ситуации с семьей провожу больше времени. Нам точно не скучно. Тренируюсь, но в основном дома. Могу разве что во двор выйти попрыгать, мне необходимо держать себя в форме.

– Ваша главная фишка – четверные. На полу прыгают тройной аксель, а реально ли в домашних условиях тренировать четверной?

– Аксель – это три с половиной оборота, то есть вроде бы почти можно. Но я пробовала больше трех с половиной, перекручиваешь совсем немного.

И это аксель, который на полу прыгать легче, чем на льду, лично мне по крайней мере. А все остальные прыжки – тяжелее. Поэтому четверной на полу делать не получается.

– Значит, эта самоизоляция сильнее бьет по вам, чем по соперницам. Ведь они-то тройные тренировать могут.

– Да нет, плохо всем. Сколько бы ты на полу не прыгал, все равно ощущения на льду забываются. Там все совершенно по-другому. В отсутствие льда нам всем тяжело поддерживать свою форму.

– Вам страшно из-за ситуации вокруг вируса?

– Страха я пока не ощутила. Мы в загородном доме с семьей, почти ничего не изменилось, только никуда не ходим. И тренировок нет, – рассказала Трусова.

Фигуристки тренируются в зале не меньше балерин или гимнасток. Объясняем, зачем

Вы наверняка видели тысячи видео в интернете, где наши фигуристки тренируются в зале для ОФП, исполняя ледовые элементы на паркете. Эти занятия важны не только в качестве закрепления элементов – это часть курса по развитию хореографии. Фигурное катание – это спорт, граничащий с искусством. А значит и заниматься подачей образа фигуристы должны не меньше, чем артисты Мариинского театра.

Посмотреть эту публикацию в Instagram Публикация от Alina Zagitova (@azagitova) 7 Авг 2017 в 9:30 PDT

БАЛЕТ – ОСНОВА РУССКОЙ ШКОЛЫ

С последними, кстати, проводят совместные тренировки фигуристы Санкт-Петербурга. В группе Алексея Мишина и Тамары Москвиной, например, постановка программы происходит таким образом. Сначала образ будущей программы обсуждается с человеком из сферы искусства. Чаще всего – из балета. С ним идёт работа исключительно над актерскими способностями фигуриста. Затем образы, прорабатываемые на паркете, переносят на лед, плавно встраивая в программу вращения, прыжки и другие сложные технические элементы фигурного катания. Только так можно добиться максимального соответствия музыки, образа и сложной прыжковой техники.

Один из самых известных хореографов, сотрудничающих с Мишиным – солист балетной труппы «Мариинки» Юрий Смекалов. По мастерству и известности Юрия можно смело сравнить с Рудольфом Нуриевым – за 20 лет выдающейся театральной карьеры он сыграл множество знаковых ролей, а также принимал участие в развитии множества постановок главного театра Петербурга.

Тренировка юных фигуристок

Юрий работал над образами всех топовых фигуристов Мишина и долгое время был персональным хореографом Евгения Плющенко.

«Мы должны усиливать дорожки, насыщать их новыми элементами, работой корпуса, рук. То есть сделать так, чтобы не только технические элементы были отработаны, но и сам фигурист, катаясь и выполняя эти шаги, делал это с максимальной амплитудой. Мощью и динамикой мы можем доказать, что наша школа фигурного катания гораздо сильнее и лучше», – рассказывает о своей работе Смекалов.

Уникальности в этом нет, с представителями балета тренируются практически все фигуристы. К примеру, мало кто знает, но в группе Этери Тутберидзе есть два штатных хореографа. Даниил Глейхенгауз отвечает за итоговую ледовую постановку. Но основу движений девушкам (и парням тоже) в группе ставит Алексей Железняков. Алексей профессиональный танцовщик, действующий актер знаменитого Московского государственного театра «Варьете».


Заметьте, что Россия хороша практически во всех видах, где есть художественная составляющая. Синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание. Связано это, прежде всего, с исторически сильной школой русского балета.

Председатель тренерского совета федерации фигурного катания РФ Елена Чайковская не раз утверждала, что именно сила русского, а затем советского балета зародила сильную школу фигурного катания. Отчасти, престиж балета напрямую повлиял и на отношение государства к этому виду спорта. Генсек СССР Никита Хрущев восхищался советским балетом, но ему было сложно понять долгие театральные постановки. Небольшие номера от фигуристов и осязаемые медальные успехи гораздо понятнее. Так фигурное катание стало частью советской пропаганды, а фигуристы – зваными гостями в Кремле.

ТРЕБУЮТ АДАПТАЦИИ

Как рассказывал Смекалов в интервью журналу «Московский фигурист», при постановке программы за основу берется балетная хореография, по движениям от основы никак практически не отличающейся. Но не все элементы балета можно перенести с паркета на лед. Хореограф должен иметь хотя бы приблизительное понимание, чем отличается техника движений человека при скольжении на льду.

Начинающие хореографы, не занимавшиеся фигурным катанием ранее, часто совершают одну фатальную ошибку – ставят программу без учёта ледовой специфики. И на деле в теории очень красивые элементы выглядят странно и нелепо.


К примеру, в балетной хореографии ласточка исполняется с оттянутым вниз носком. В фигурном катании это физически невозможно – не позволит ботинок, стопу надо будет разворачивать вбок. Не забывайте и про зубец на кончиках лезвий.

Исполняемые в танцах на льду твиззлы (вращение с продвижением тела) тоже перешли в спорт из балета. Но в отличие от балета их не исполняют с переменой положения рук. На льду в таком случае не получится удержать равновесие. Мах ногой, поставленный без учета направления движения и поворотов лезвий ребра, также приведет к падению.

Но если движения руками, шаги и повороты, характерные только для этой конкретной музыки, плавно перенести на лёд – получается настоящее представление. Поэтому в фигурном катании много программ под классическую музыку – с ней балетным хореографам проще и понятнее работать. Банальный пример – «Лебединое озеро». Вечный хит любых соревнований по фигурному катанию.


СЕКРЕТ УСПЕХА ХОРОШИХ КОМПОНЕНТОВ

Постановка хореографии программ по фигурному катанию – самый сложный на практике этап подготовки к соревнованиям. Грань между искусством и спортом очень тонкая, и самое главное – не пересечь её. К примеру, если в театре балетмейстер может отказаться от сложных технических движений в пользу большего эпатажа и ярких эмоций, то в фигурном катании это невозможно.

Головная боль для ледовых постановщиков – зрители. Если театр устроен так, что актеры расположены лицом к нему, а зритель смотрит под углом в 180 градусов (по горизонту), то ледовая арена имеет прямоугольную форму, где зрители смотрят на спортсмена со всех сторон – под углом в 360 градусов. Значит, движения должны иметь такую композицию, чтобы быть доступными всем зрителям. Ещё одна сложность – расстояние до зрителя. В театре сцена гораздо ближе к зрителю, чем фигурист на льду к болельщику. Такие особенности дали начало важному элементу ледовой хореографии – дорожке шагов. Они выполняются по диагонали или по кругу, повторяя монотонно схожие движения.

Вращения и бильман – ещё одно хореографическое нововведение, которое появилось в фигурном катании из особенностей льда. Если вначале балет дал толчок роста этому виду спорта, то сейчас уже и балет присматривается к фигурному катанию.

Сейчас прокат оценивают по двухступенчатой системе – место фигуриста на турнире распределяется из набранной суммы баллов. Она складывается из оценки за технику и за компоненты. Это не оценка за артистизм из шестибальной системы прошлого века. Это оценка за технику катания и навыки интерпретации театральных образов в реалиях льда.


Здесь важна пластика и чувство ритма. Невероятная пластичность, тонкие линии скольжения и созданный образ сделали олимпийской чемпионкой Юлию Липницкую. Тонкие, гибкие ноги и податливое тело выделяют среди прочих юниорок Камилу Валиеву. Невероятная четкость движений и работа в такт музыке помогают Алене Косторной обходить соперниц, даже не выполняя тройных прыжков.


В России часто можно слышать расхожее мнение – в оценке за компоненты нет ни капли объективности и создана ради манипуляции результатами. Так считают и многие люди из индустрии.

Необъективность судей, как и субъективность самого понятия «интерпретации образа» - важные проблемы фигурного катания, влияющие на результат. Но фигурист, постоянно работающий над хореографией вряд ли столкнется с проблемой низких оценок за компоненты. Наоборот, яркая хореография может спасти результат не самого удачного проката.

Читайте также: