Чем покрыть паркет в эрмитаже

Обновлено: 14.05.2024

25 главных шедевров Эрмитажа (ФОТО)

Чтобы осмотреть все доступные экспонаты самого известного музея Санкт-Петербурга и России потребуется около 10 лет. Поэтому мы выбрали те, которые вы точно должны увидеть.

Эрмитаж; Legion Media Эрмитаж; Legion Media

Императорское художественное собрание было основано по высшему указу Екатерины II в 1764 году. Ее личную коллекцию тогда разместили во флигеле «Эрмитаж» Зимнего дворца. Русские императоры, вслед за Екатериной, продолжали приобретать целые коллекции западноевропейской живописи, скульптуры, предметов искусства и археологических памятников древних культур Востока, Египта, Греции и Рима.

Сегодня Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира. Его коллекция (около 3 миллионов единиц!) располагается в нескольких зданиях. Вот крошечная часть шедевров, которыми славится Эрмитаж, и которые вам удастся посмотреть за одно посещение.

1. Камея Гонзага (портреты Птолемея II и Арсинои II), Египет, Александрия, III в. до н.э.

Уникальный двойной портрет в 1814 году подарила императору Александру I сама Жозефина, жена Наполеона Бонапарта. Это был акт благодарности, за то, что русский царь посетил ее дворец под Парижем и пообещал ей безопасность в то время как союзные войска входили в город. Она выставлена в Галерее камей на первом этаже здания Нового Эрмитажа.

2. Афродита (Венера Таврическая) Древняя Греция, II в. до н.э.

Мраморная статуя высотой 167 см была подарена Петру I Ватиканом (по другой версии обменена на мощи Святой Бригитты Шведской). Сначала «языческая идолица» стояла на всеобщем обозрении в Летнем саду, а потом ее переместили в Таврический дворец князя Потемкина. В Эрмитаж статуя попала в 1852 году в честь открытия Нового Эрмитажа (где она до сих пор и хранится в зале 109).

3. Статуя Юпитера. Древний Рим, конец I в.

Колоссальную скульптуру античного бога для Эрмитажа в 1861 году выкупил Александр II у разорившегося маркиза Кампана. Одна из самых больших статуй музея выставлена в зале 107 Нового Эрмитажа.

4. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта, 1490-е

Одно из первых произведений Высокого Возрождения было написано для миланских правителей. В 1864 году Эрмитаж купил картину у герцога Литта, представителя аристократической миланской семьи, в коллекции которого эта картина хранилась несколько столетий. Работа выставлена в зале 214 Большого Эрмитажа

5. Джованни Баттиста Чима да Конельяно. Благовещение, 1495

Изначально работа была выполнена на деревянной основе, но в середине XIX века она попала в коллекцию русского князя Сергея Голицына и его реставратор переложил картину на холст. В 1886 году Голицын продал картину на аукционе - и ее купили для музея. Она находится в зале 217 Большого Эрмитажа.

6. Рогир ван дер Вейден. Святой Лука, рисующий Мадонну, XV в.

Картина попала в Эрмитаж необычным образом. Она была разделена на две части: правая половина с изображением Святого Луки была приобретена в 1850 году из коллекции Виллема II, короля Нидерландов, женатого на дочери руского императора Павла I. Левая – с изображением Мадонны и младенца была куплена в 1884 году у парижского антиквара Антуана Бера.

7. Рафаэль. Мадонна Конестабиле, 1504

Эта ранняя работа великого Рафаэля находилась в собрании графа Конестабиле дела Стафа в итальянской Перудже. В 1871 году картину купил Александр II и и подарил жене, Марии Александровне. В Эрмитаж Мадонна поступила в 1881 по завещанию императрицы. Искать ее нужно в 229 зале Нового Эрмитажа.

8. Джорджоне. Юдифь, 1504

Эта картина - единственная в России, которая несомненно принадлежит Джорджоне. Шедевр венецианской школы был одним из перлов парижской коллекции барона Пьера Кроза, купленной в 1772 году Екатериной II. Полотно высотой 144 см выставлено в зале 217 Большого Эрмитажа.

9. Лукас Кранах-ст. Венера и Амур, 1509

Немецкий художник стал первым на севере Европы, кто изобразил обнаженную богиню любви. Екатерина II купила картину вместе со всей дрезденской коллекцией немецкого графа Генриха фон Брюля. Картина послужила основой коллекции музея в 1769 году. Хранится в 255 зале Малого Эрмитажа.

10. Микеланджело. Скорчившийся мальчик, 1530-34

Немногие музеи мира могут похвастаться наличием скульптур знаменитого гения эпохи Возрождения. И это единственная скульптура Микеланджело в России. "Мальчика" в 1785 году купила Екатерина II. Некоторое время он находился в Академии Художеств и служил натурой для живописцев и скульпторов. Но в 1851 году он поступил в музей - к открытию Нового Эрмитажа, где он и выставлен в зале 230.

11. Тициан. Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е

По легенде эту картину умирающий Тициан держал в руках. Его венецианского мастера продал работу Кристофоро Барбариго, собрание которого в 1850 году для Эрмитажа купил Николай I. Картина выставлена в зале 221 Большого Эрмитажа.

12. Караваджо. Юноша с лютней, 1596-96

Картина существует в трех версиях. Две другие хранятся в Метрополитен-музее Нью-Йорка и английском Бадминтон-хаусе. Третья версия была в собрании римского коллекционера Винченцо Джустиниани, которое В 1808 году приобрел Александр I. «Лютниста» нужно искать в 232 зале Нового Эрмитажа.

13. Диего Веласкес. Завтрак, 1617

Картина была одной из первых в истории музея, ведь она была в личной коллекции Екатерины II, хотя о подлинном авторстве до сих пор ведут споры. Шедевр испанского мастера выставлен в 239 зале Нового Эрмитажа.

14. Питер Пауль Рубенс. Персей освобождает Андромеду, 1622

Картина фламандского живописца Екатерина II купила вместе с коллекцией графа Генриха фон Брюля - и она была одной из тех работ, что составили первоначальное собрание музея. Шедевр на сюжет античного мифа выставлен в 247 зале Нового Эрмитажа.

15. Никола Пуссен. Танкред и Эрминия, 1631

Эта работа французского мастера в стиле классицизм вдохновлена сюжетом поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо. В 1766 году картина была куплена из собрания художника Жака Аведа в Париже. Выставлена в 279 зале Зимнего дворца.

16. Рембрандт. Возвращение блудного сына, 1668

17. Жан-Батист Симеон Шарден. Прачка, 1730-е

Этот шедевр французского живописца и "поэта повседневности" был частью коллекции барона Пьера Кроза, купленной в 1772 году Екатериной II. Картина выставлена в 284 зале Зимнего дворца.

18. Часы «Павлин». Лондон, 1770-е годы

Роскошные часы с механизмом английскому ювелира Джеймсу Коксу для Екатерины II заказал ее чиновник (и фаворит) князь Потемкин.

В 1781 году они были доставлены в Россию в разобранном состоянии, а известный механик Иван Кулибин собрал их и привел в действие. Сейчас часы выставлены в зале 204 Малого Эрмитажа.

19. Антонио Канова. Амур и Психея, 1794-99

Мраморная скульптурная группа выполнялась венецианским мастером дважды. Одна хранилтся в Лувре, а другая, сделанная по заказу русского князя Юсупова, долгое время украшала фамильную подмосковную усадьбу Архангельское. После революции в 1926 году статуя передана в музей - и выставлена в Новом Эрмитаже в зале 241. В том же зале, кстати, выставлена еще одна, «стоящая», версия скульптуры от того же мастера - ее купил Александр I у Жозефины.

20. Клод Моне. Дама в саду Сент-Андресс, 1867

Картину великого импрессиониста в 1899 году купил русский коллекционер Петр Щукин. После революции его обширное собрание было национализировано. В музей картина попала в 1948 году. Она выставлена в Здании Главного штаба, в зале 403.

21. Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже, 1897

Картина французского импрессиониста принадлежала русскому купцу и коллекционеру Михаилу Рябушинскому. После революции он передал часть своей коллекции в том числе и эту картину в Третьяковскую галерею. Позже она поступила в Государственный музей нового западного искусства, а после его расформирования в 1948 году обрела свой дом в Эрмитаже, в зале 406 Главного штаба.

22. Пабло Пикассо. Две сестры (Свидание), 1902

Русский коллекционер Сергей Щукин покупал многие картины испанского художника. В том числе и этот шедевр голубого периода. Собрание Щукина попало в музей западного искусства, а затем в 1948 году - в Эрмитаж, где находится и сейчас, в 432 зале в Здании Главного штаба.

23. Часы-яйцо Ротшильда фирмы Фаберже, 1902

24. Анри Матисс. Танец, 1910

Картину лично художнику заказал для своего особняка русский коллекционер Сергей Щукин. Первая версия панно хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а версия из особняка была национализирована с коллекцией Щукина и попала в Эрмитаж в 1948 году. Хранится в зале 440 Главного штаба, который полностью посвящен Анри Матиссу.

25. Василий Кандинский. Композиция VI, 1913

Эта картина была написана главным русским абстракционистом в Германии, где он жил более 10 лет. Полотно он снабдил обширными комментариями, объясняя, что означают те или иные цвета и выразительные средства. Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из сформированного после революции, а потом закрытого Государственного Музея Нового Западного Искусства. Хранится в здании Главного штаба, в 443 зале.

Чем покрыть паркет в эрмитаже

Специальный лак убережёт уникальный паркет Эрмитажа от посетителей

Редакция портала «Русский мир»
04.12.2017

Посетителям Эрмитажа не придётся в обязательном порядке пользоваться бахилами, заверил Михаил Пиотровский, возглавляющий один из крупнейших музеев в Европе. Об этом он рассказал во время проведения ежегодной встречи с интернет-пользователями, сообщает ИА «Интерфакс».

По его словам, в музее попробовали ввести подобную практику. Она действовала недолго, так как показала себя не с лучшей стороны, и от неё было решено отказаться. «Больше их не будет», — отметил директор Эрмитажа.

Он пояснил, что бахилы вводились для защиты исторического паркета, но для этих целей давно придумали покрывать ценный паркет лаком. Директор отметил, что лак в Эрмитаже постоянно обновляется. Благодаря этому у людей есть возможность ходить по музею без специальных тапочек и бахил.

Музей также продолжает заниматься реконструкцией, в частности, поменяет облик входная зона. На месте кафе Cafemax в самом скором времени появится обширная зона для отдыха, чтобы можно было отдохнуть после стояния в длинной очереди.

Он также пожаловался на мошенников, которые продают билеты в Эрмитаж в интернете. Предлагая билеты по более высокой цене, они предлагают условия обслуживания, которых в музее никогда не существовало.

Паркет в Эрмитаже

Художественный наборный дворцовый паркет Эрмитажа уникален в каждом зале. Говорят, что узоры не повторяются ни в одном из помещений. Эскизы напольных покрытий в Эрмитаже создавали известнейшие архитекторы 19-ого века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления использовались лишь экзотические породы древесины: сандал, орех, палисандр, граб, эбен, махагон и другие. По способу укладки – это мозаичный паркет, собираемый бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживает специфическая клейкая прослойка. Каждый зал имеет эксклюзивность узоров, но некоторые особенно.

Содержание

Чтобы понять какие орнаменты использовались при устройстве паркетных полов в разные времена, можно обратиться к истории паркетного пола Эрмитажа. За периоды реставрации паркетного покрытия залов Зимнего дворца изменениям подвергались не только орнамент и рисунок гравировки, но и используемые материалы и цветовая гамма.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Петровский зал Эрмитажа был спроектирован и создан французским архитектором О. Монферраном в 1833 году. Замысел зала должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга первого императора России. При создании зала основным материалом строительство стало дерево, в том числе при создании напольного покрытия. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания рисунка. Узор паркета отражает величие и привязанность Петра I к России, в основу орнамента выбраны большая розетка в центре зала с вплетением между лепестками вензелей, отражающих сходство с потолочными петровскими вензелями в виде двойных символов «р».

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.

Петровский зал один из тех, который перенес больше всего: во время пожара в 1837 г. и бомбежки Зимнего дворца во времена Второй мировой войны. После пожара большую реставрационную работу провел российский архитектор В. П. Стасов, по сохранившимся эскизам Монферрана он смог полностью воссоздать рисунок наборного паркета. 2 января 1944 года последним снарядом, выпущенным немцами по Зимнему дворцу, задело малый тронным залом. От мощной волны в Петровском зале рухнула величественная бронзовая люстра, которая повторно разрушила паркет зала.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Советский архитектор А. В. Сивков занимался реставрацией всего Эрмитажа после бомбардировки, помимо разрушения от снарядов, наборный паркет пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывало весь пол музея.

Сегодня наборный паркет в Петровском зале Эрмитажа полностью воссоздан по первоначальному проекту и реставрируется согласно сроку износа воскового покрытия дерева.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Георгиевский зал претерпевал две крупные реставрации с изменением расположения люстр на потолке, возведением колонн и изменением рисунка паркета. Первая крупная реставрация состоялась по указу Николая I, который захотел концептуально изменить рисунок паркета. Теперь кессонный орнамент потолков полностью повторял пол паркета зала по проекту ремонта паркетных полов Эрмитажа, кроме центральной части, где на потолке был расположен герб. Элементы орнамента на потолке покрывает золотая краска, которая подчеркивает рисунок паркета.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа
Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа
Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Уникальным покрытием зал делает использование красного дерева в элементах паркета, по указу императора этот сорт дорогой древесины должен был подчеркивать позолоту потолка и белоснежный мрамор убранства. Сам паркет собран из 16 видов элитного дерева, включая мягкие сорта, которые не свойственны напольным покрытиям.

Уникальный орнамент включает в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба на потолке в центре зала. Паркет разделен на модули бордюрами средней ширины с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа
Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Повторная большая реставрация произошла после бомбежки Зимнего дворца в начале 1941 года, рисунок пола Георгиевского зала в Эрмитаже был воссоздан полностью. Реставрация именно этого зала началась задолго до окончания войны, так как Большой тронный зал олицетворял величие и значимость России со времен империи. Вопрос имел государственную важность. В современном Эрмитаже в Георгиевском (Большом тронном) зале уникальный орнамент потолков повторяет рисунок паркета по сей день. Последняя реставрация напольного покрытия проводилась в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать черную и редкую зеленую гравировку, созданную в еще в 1841 году.

Малахитовый зал Эрмитажа

Этот зал всегда имел особое значение, так как он соединял приемные залы с личными покоями царской семьи. Рисунок паркета зала отражает смену стилистики на более игривую, крупная розетка в центре зала с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Центр розетки украшен 12ти-конечной звездой, также шестиконечные звезды располагаются в бордюре, окаймляющем розетку. Угловатый рисунок пола отражен на потолке с золотым тиснением секторов. Внутри потолочных секторов расположены геометрически вытянутые вензеля, которые повторяются в секторах, отходящих от розетки рисунка паркета.

Малахитовый зал Эрмитажа
Малахитовый зал Эрмитажа
Малахитовый зал Эрмитажа

Золотая гостиная Эрмитажа

Изначальный проект золотой гостиной должен был иметь более скромный вид, в том числе золотое богатство паркетного рисунок было дополнено после создания конечного стиля А. И. Штакеншнейдером. Только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве, после чего двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большим шиком.

Золотая гостиная Эрмитажа
Золотая гостиная Эрмитажа
Золотая гостиная Эрмитажа

Черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета – крупной розетки – подчеркивает богатство оттенков дерева. Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, в том числе использовались элитные сорта.

Павильонный зал в Эрмитаже

Павильонный зал расположен в северной части Малого Эрмитажа и был создан в 1858 году из 5ти залов и комнат архитектором Е. А. Штакеншнейдер. Уникальность паркета этого зала заключается в сохранении стилистики рисунка совмещенных комнат, зал представлен в виде коридоров с мелким мозаичным рисунком паркета и древнеримским узором самого крупного зала в южной части павильона.

Павильонный зал в Эрмитаже
Павильонный зал в Эрмитаже

Повторение точной копии пола древнеримской бани, рисунок которого был найден во времена раскопок, отражает богатство материалов, использованных при создании мозаики, и мастерство российских архитекторов. Розетка разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки и в конце каждого сектора воссозданы события военных походов римлян, на которых изображены схватки людей с копьями на конях. Паркетный узор, расположенный в центре этого зала, закрыт позолоченными бордюрами, что говорит о его оригинальности и исторической ценности.

Павильонный зал в Эрмитаже
Павильонный зал в Эрмитаже

Соборный зал Эрмитажа

Соборный зал отделан по проекту архитектора Стасова. Цветовая гамма решена в тон тронному залу, но рисунок монотонный – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет бордюров, розеток – глазу не за что «зацепиться». Человек, стоящий на службе слышит лишь звуки молитвы, видит тонкую позолоту интерьера, иконы, а если глаза опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают его к происходящему.

Чем покрыть паркет в эрмитаже

Реставрация полов Эрмитажа

Знаменитые художественные наборные паркеты Государственного Эрмитажа, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, имеют весьма солидный возраст. Время, большие эксплуатационные нагрузки, плохое состояние основы - чернового или "черного" пола - приводят к разрушению паркета. Не обеспечивают полную защиту и современные "водные" износостойкие лаковые покрытия, применяемые в залах специальной музейной службой. В связи с этим была принята программа "Полы Эрмитажа", в соответствии с которой реставрируются паркеты в залах музея. До 2000 г. все работы проводились мастерами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Государственного Эрмитажа.

В 2000 г. Эрмитажем была впервые приглашена фирма "Петербургская реставрационная компания", которая отреставрировала паркет в Лоджиях Рафаэля (360 кв. м) с использованием целого парка шлифовальных машин и материалов, позволивших сделать поверхность паркета идеально ровной и гладкой. Отреставрированы также полы в залах голландской живописи (300 кв. м), Большом соборе Зимнего дворца (431 кв. м) и Эрмитажном театре (130 кв. м).

Еще одним новшеством явилась разработка формы технического паспорта на паркет каждого зала, где будут указаны все данные, необходимые для эксплуатации (площадь пола, материалы, описание рисунка паркета, сохранность, проведенные работы и т.д.). Введение паспортов поможет улучшить обслуживание паркетов Эрмитажа.

В 2001 г. было отреставрировано 2 826 кв. м художественных паркетов - почти в два раза больше, чем в 2000 г. К реставрации музейных полов было привлекалось одновременно несколько подрядчиков (Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Государственного Эрмитажа, фирмы "Паркет-Холл", "Ресстрой"). Работы проводились в Арапском и Малахитовом залах, Министерском коридоре, в помещениях постоянной экспозиции Британского искусства Зимнего дворца, в Рыцарском зале, Испанском и Итальянских кабинетах Нового Эрмитажа, а также в помещениях других музейных зданий.

В зависимости от возраста паркета, рисунка набора и состояния "черного" пола при реставрации применялись различные технологии, использовались разнообразные породы древесины: черное, розовое и красное дерево, палисандр, амарант, клен, сандал, самшит и др. Особое внимание уделялось ремонту основания паркета - "черного" пола (щиты из сосновых досок, уложенные на лаги), так как во многом состояние эрмитажных паркетов определяется его исправностью. После реставрации паркет покрывался шестью слоями водного лака, не выделяющего вредных для людей и музейных экспонатов веществ.

В 2002 г. был воссоздан паркет зала кавалерийского караула (зала Греза), оформленного по проекту А.П. Брюллова после пожара 1837 г. в Зимнем дворце. По его рисункам были выполнены росписи потолка, резьба дверей и орнаментальный паркет.

Время и интенсивные нагрузки не пощадили паркет. Он был сильно изношен, имелись многочисленные трещины и утраты, основание ("черный" пол) в значительной степени разрушилось. Толщина плашек наборного паркета составляла всего 0,5-2 мм, в то время как толщина новой плашки составляла 9 мм. Учитывая все эти обстоятельства, было принято решение не реставрировать паркет, а воссоздать новый, уложив его на новое основание. Это решение было согласовано с Комитетом Государственной инспекции охраны памятников.

Воссоздание такой большой площади художественного паркета, как в зале Греза (103 кв. м), в Эрмитаже не проводилось в течение последних 120 лет. Музей объявил конкурс, в котором победил его давний партнер - московская фирма "Паркет-Холл-Центр-Л".

Перед началом работ были осуществлены перенос рисунка паркета на кальку и фотофиксация элементов всего пола. Для "черного" пола настелили на лаги специальные доски и сверху уложили в два слоя фанеру. Для воссоздания оригинального рисунка были использованы розовое дерево, венге, эбен, кемпас, орех, груша, лапачо, палисандр, клен. Паркетные планки приклеивались без крепежных элементов, работы велись в технике "маркетри", в результате чего толщина полезного слоя паркетной планки увеличилась до 15 мм. Затем паркет был покрыт лаком.

В Николаевском и Концертном залах реставрация осложнялась масштабом работ и состоянием самого паркета. Полной замены потребовали 30% "черного" пола и паркета, для воссоздания которого использовались разнообразные породы ценного дерева (черное, лимонное, несколько разновидностей красного, самшит).

В Аванзале повреждения были настолько сильны (доски чернового пола и паркетные щиты частично разрушены, сами паркетные планки протерты до толщины бумаги, а в некоторых местах утрачены полностью, лаковое покрытие треснуло), что потребовалось воссоздание паркета с сохранением рисунка, цвета, пород дерева, а также замена основания пола.

В 2004 г. проводилась работа по реставрации полов Ротонды и Темного коридора Зимнего дворца. Эти паркеты, имеющие сложный криволинейный рисунок, выполненные из экзотических пород дерева и украшенные гравировкой, были особенно сложными для реставрации и потребовали выполнения большого объема ручной художественной резьбы. Работы проводились специалистами фирмы "Паркет-Холл-Центр-Л", которые за три месяца восстановили паркетный набор и гравировку в местах утрат, укрепили основание "черного" пола и покрыли паркет защитным лаком (на площади 648 кв.м). Технический надзор за реставрацией осуществляли сотрудники Отдела главного механика Государственного Эрмитажа (заведующий О.В. Толпыгин).

В апреле 2006 г. завершилась ре­ставрация паркетов залов искусства Франции XV-XVIII вв. В этих помещениях пол выполнен в середине XIX столетия на петербург­ской фабрике Е.А. Миллера по про­екту А.П. Брюллова. Трудность реставрации заключалась в том, что паркет сложного криволинейного рисунка из древесины ценных пород (палисандр, орех, сандал и др.) был изношен до толщины шпона, местами утрачен; имелись поздние вставки из древесины других пород; <черный> пол в значительной степени разрушился. В ходе реставрационных работ произвели замену непригодных к эксплуатации деталей паркета. Под­бор древесины осуществлялся согласно данным экспертизы или ар­хивной документации. После реставрации пол был покрыт специальным износостойким лаком по методике, утвержденной Комитетом по госу­дарственному контролю, использова­нию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Особую слож­ность представляла шлифовка наслоений старого лака. Требовалось высокое мастерство, чтобы на этой стадии не повредить тонкий паркет­ный набор.

Реставрация осуществлялась ООО "Паркет-Холл" на площади 780 кв. м под руководством Отдела главного механика (главный механик О.В. Толпыгин) Государственного Эрмита­жа по проекту, согласованному с КГИОПом.

Чем покрыть паркет в эрмитаже

Чужой компьютер

ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

вернуться к странице

ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

.
ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА запись закреплена

Паркет в Эрмитаже

Секреты Эрмитажа. Сколько видов дерева в паркете и почему нет ни одного герба?

Петровский зал Зимнего дворца. Интрерьер восстановлен после пожара 1837 года. Петровский зал Зимнего дворца. Интрерьер восстановлен после пожара 1837 года.

Многие удивляются почему в Эрмитаже не ходят в бахилах? И здравое зерно в этом есть, ведь роскошь в стенах музея не только на стенах и потолке, но и прямо под ногами!

Тончайшая работа из дерева Тончайшая работа из дерева

Для паркетных работы в зданиях музея использовались 16 пород дерева. Это и черное/розовое/красное дерево, сандал, палисандр, самшит, дуб, пальма и многие другие! Рисунки на паркете можно рассматривать бесконечно!

При уровне технологий 19 века - великолепная работа! При уровне технологий 19 века - великолепная работа!

Каких только узоров не встретишь на полу бывшей императорской резиденции!

А знаете какого изображения вы никогда не встретите на паркете? Двуглавого орла - герба Российской империи. Все только потому, что не гоже топтать символ государства ногами!

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства


И если уж говорить о художественном паркете, как о настоящем произведении искусства, придающем помещению шик и роскошь, так это непременно о паркете Государственного Эрмитажа - одном из самых выдающихся музеев не только России, но и мира. А ведь мало кто задумывался над тем, что знаменитые дворцовые паркеты музейного комплекса, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, являются такими же экспонатами, как и произведения искусства, хранящиеся в нем самом.

Немного из истории Эрмитажа


Зимнему дворцу на главной площади Санкт-Петербурга уже почти 260 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. А вот 1764 год принято считать годом основания Эрмитажа.

Эрмитаж. | Фото: lovepik.com.

Изначально художественная галерея представляла собой флигель Зимнего Дворца, где была размещена частная коллекция картин Екатерины II. А позже, ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию», и к флигелю пристроили еще одну часть, которую и назвали Эрмитажем. Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет. Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского. Таким образом, Романовы предоставили широкой публике возможность наслаждаться своим собранием шедевров мирового искусства.

 306 зал Эрмитажа/ Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. | Фото: peterburg.center.

306 зал Эрмитажа/ Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. | Фото: peterburg.center.

На сегодняшний день Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс, основная экспозиционная часть которого занимает пять зданий, связанных между собой, расположенных вдоль набережной реки Невы — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж.

 Один из 365 залов Эрмитажа.| Фото: classpic.ru.

В них открыты для посещения 365 залов, где находится более трех миллионов экспонатов (для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 365 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет. Стоит также отметить, что общая площадь помещений музейного комплекса составляет 233 345 метров квадратных, а экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 метров квадратных. И стоит отметить, что практически вся эта площадь устлана паркетом, который имеет не только весьма солидный возраст, но и художественно-историческую ценность.

Дворцовый паркет Эрмитажа


Любопытно, что в России паркет появился приблизительно в 15 веке. Так как каменный пол не добавлял комфорта жилищам, во дворцах и помещичьих усадьбах стали применять древесину. Изначально активно использовали хвойные породы: сосну, ель, пихту. Позже в качестве пола стали использовать доски из благородного и долговечного дуба.

 Дворцовый паркет Эрмитажа.| Фото: master-parketov.ru.

Еще раз повторюсь, невзирая на то, что мы ходим по дворцовым паркетным полам Эрмитажа ногами, он является такими же экспонатом, как и шедевры искусства, хранящиеся в нем самом. Но больше всего удивляет то, что при всем при этом художественный дворцовый паркет уникален и неповторим в каждом из залов огромного музейного комплекса.

Эскизы для эксклюзивных напольных покрытий Эрмитажа создавались известнейшими архитекторами XIX века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления дворцового паркета использовали древесину твердых и экзотических пород деревьев: дуба и палисандра, груши и яблони, ореха и красного дерева, сандала и махагона. По способу укладки мозаичный паркет, собирался бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживала специфическая клейкая подкладочная основа. Затем готовые модули укладывали на мощные напольные балки.

Дворцовый паркет Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Модули собирались из разных по форме элементов, контрастных по цвету и рисунков на самой древесине, выкладывались орнаменты и целые картины, образуя на полу цельное полотно с изображением. Оригинальный паркет основных залов, состоящий из нескольких ценных пород древесины различных оттенков, оформлялся тончайшими эксклюзивными узорами при помощи гравировки и служил главным украшением всего дворца. И сегодня мы предлагаем вам небольшой виртуальный экскурс по основным залам Государственного Эрмитажа, дабы увидеть диво-дивное, которое часто не замечаем под своими ногами.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа


Нужно отметить, что Большой тронный за свою историю претерпевал две крупные реставрации напольного покрытия и одну косметическую. Первый раз - по указу Николая I, который решил полностью изменить рисунок паркета. Во время этой реставрации также изменили расположение люстр на потолке и возвели колонны. С того времени кессонный орнамент потолков стал практически полностью повторять рисунок паркета. Для более четкой привязки все декоративные элементы потолочного орнамента покрыли золотой краской, которая подчеркивала рисунок паркета. Использование же красного дерева в элементах напольного покрытия, в свою очередь эффектно подчеркивал позолоту потолка и белоснежность мраморных колонн.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

Сам паркет Георгиевского зала был собран из 16 видов элитного дерева. Его орнамент включал в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба, изображенного на потолке в центре зала. Общая площадь покрытия разделена на модули бордюрами с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.

Художественный паркет Георгиевского зала Эрмитажа. Фрагменты. | Фото: master-parketov.ru.

Повторной реставрации напольное покрытие подверглось после бомбежки Зимнего вначале 1941 года. Рисунок паркета Георгиевского зала реставраторами был восстановлен полностью еще до окончания войны, так как Большой тронный зал был олицетворением величия и значимости России со времен империи. Во время последней реставрации, проводимой в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать гравировку, созданную в еще в 1840-х годах.

Фрагменты дворцового паркета Георгиевского зала Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа


Петровский зал Эрмитажа, спроектированный и созданный французским архитектором О. Монферраном в 1833 году, по замыслу должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга и первого императора России. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания декоративного рисунка. За основу орнамента была выбрана большая розетка в центре зала с вплетением между её лепестками петровских вензелей в виде двойных символов «Р». По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

К слову сказать, Петровский зал за всю историю Эрмитажа пострадал больше всего: во время пожара в 1837 году и бомбежки Зимнего дворца немцами во Вторую мировую. После пожара большую реставрационную часть работ провел российский архитектор В. П. Стасов, который по сохранившимся эскизам Монферрана смог полностью воссоздать первозданный рисунок наборного паркета.

Художественный паркет Малого тронного зала Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

2 января 1944 года одним из последних снарядов, выпущенных немцами по Зимнему дворцу, задело Малый тронный зал. От взрывной волны в нём рухнула огромнейшая бронзовая люстра, разрушившая повторно отреставрированное покрытие пола. Помимо этого, наборный паркет Эрмитажа очень сильно пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывала весь пол музея. Теперь уже советский архитектор А. В. Сивков возглавлял реставрационные работы всего Эрмитажа. И в Петровском зале покрытие по-прежнему было полностью воссоздано по первоначальному проекту.

Малахитовый зал Эрмитажа

 «Малахитовый Зал. Эрмитаж» | Фото: classpic.ru.

Особое значение во дворце всегда занимал Малахитовый зал, соединяющий приемные залы с личными покоями царской семьи. Здесь четко прослеживается смена стилистики в рисунке паркета. Крупная розетка в центре зала в виде 12-ти конечной звезды, с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Связывают весь рисунок шестиконечные звезды, располагающиеся в бордюре, окаймляющем розетку. В свою очередь, геометрически вытянутые вензеля узора на паркете, как бы отражены на потолке с золотым тиснением секторов.

Золотая гостиная Эрмитажа

Золотая гостиная Эрмитажа. | Фото: spbfotos.ru.

Изначально проект золотой гостиной имел куда более скромный вид. Лишь только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве: двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большей роскошью и шиком.

Художественный паркет в золотой гостиной Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, а черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета крупной розетки, эффектно подчеркивает богатство оттенков дерева

Павильонный зал в Эрмитаже

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.


Павильонный зал, расположенный в северной части Малого Эрмитажа, и был создан в 1858 году архитектором Е. А. Штакеншнейдером. Уникальность паркета этого зала заключена в идентичности стилистики рисунка совмещенных комнат. Этот зал представлен в виде коридоров, соединяющихся в центральной части, где расположена мозаика с мелкими мозаичными узорами, напоминающая полы древнеримской бани. Этот рисунок выгодно отразил богатство материала и ювелирную работу российских мастеров.

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.

Мозаичная розетка в центре зала разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки видим щит с изображением Медузы-Горгоны, а в секторах воссозданы события военных походов римлян и конных битв, а также мифологические сюжеты. Эта работа, расположенная в центре этого зала, уникальна и имеет особую историческую ценность.

Соборный зал Эрмитажа

 Художественный паркет Соборного зала Эрмитажа. | Фото: pravlife.org.

Соборный зал отделан по проекту архитектора В. П. Стасова. Цветовая гамма паркетного покрытия решена в тон тронному залу. Поавда, отличается монотонным рисунком – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет ни бордюров, ни розеток – глазу не за что «зацепиться». Прихожане, стоящие на службе слышат лишь звуки молитвы, видят тонкую позолоту интерьера, иконы со святыми образами, а если глаза и опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают их к происходящему.


К большому сожалению, в рамках краткого обзора невозможно показать все образцовые экспонаты дворцового паркета Эрмитажа, но хотелось все же пару слов сказать о старинной технике "графье", которую использовали при оформлении вензелей и узоров на паркете в исторического дворца. Её суть заключена в том, что в массиве дерева вырубались желоба на определённую глубину основного полотна, которые затем заполнялись цветной древесной пылью, расплавленным металлом, перламутром, янтарём, другими материалами. Такой пол менее износостойкий и стоит дороже, выполненных в других техниках, но ведь это того стоит.

 Художественный паркет Эрмитажа. Фрагмент.| Фото: master-parketov.ru.

За историю своего существования Эрмитаж претерпевал не только природные стихийные бедствия, разрухи от войны, но и грабежи.

Читайте также: