Чем обрабатывать полы в школе

Обновлено: 25.04.2024

О рекомендациях по режиму проветривания и влажной уборки в образовательных организациях

О рекомендациях по режиму проветривания и влажной уборки в образовательных организациях

В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости ОРВИ, гриппом и сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных организациях для детей и подростков (школы, детские сады).

В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.

В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.

Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.

В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.

Проветривание

Школа

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).

Детские сады

Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.

Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.

Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.

При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.

Влажная уборка

Влажная уборка в образовательных организациях, ее кратность и качество проведения также играет большую роль в профилактике гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции.

уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;

обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;

ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;

генеральную уборку не реже одного раза в неделю;

обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;

регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;

организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;

мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.

Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.

Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.

Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом или иным моющим средством; нагрудники из ткани -стираются.

Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.

Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей.

Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции производителя.

Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается использовать в качестве демонстрационного материала.

Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборка учебных и вспомогательных помещений проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.

При организации обучения в несколько смен, уборка проводиться по окончании каждой смены.

Уборка помещений интерната при общеобразовательной организации проводится не реже 1 раза в день.

При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ, гриппом и новой коронавирусной инфекцией среди детей резко снижается.




ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ

Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.
Гигиена рук - это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ

Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.
При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.
Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.


ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.


ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ

Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.
Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:
- при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
- при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;
- при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;
- при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.

КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?

Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску - непринципиально.
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
- старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.
Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.
Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.
Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.

ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?

Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.

КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит. В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.

КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ
Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких. Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ/
КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?

Вызовите врача.
Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.
Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.
Часто мойте руки с мылом.
Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.).Ухаживать за больным должен только один член семьи.

Применение моющих и дезинфицирующих средств в школах и детсадах

Чтобы уменьшить количество болезнетворных микроорганизмов в помещениях необходимо прибегнуть к моющим и дезинфицирующим средствам.

Согласно требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10 ежедневной уборке подлежат такие помещения в школе:

  • Учебные классы;
  • Вестибюли, зоны отдыха;
  • Столовая и пищеблок;
  • Медицинский кабинет;
  • Спортивный зал;
  • Санитарные комнаты.



В вестибюлях, зонах отдыха и столовой после каждой переменки осуществляют влажную уборку с моющими средствами, во время которой моют полы и плинтусы. В столовой после перемены также моют обеденные столы с дезраствором. На пищеблоке уборка проводится несколько раз в день, а в конце смены дезсредствами протираются технологическое оборудование и производственные столы. Посуду вымывают с моющими средствами, по эпидпоказаниям — с дезсредствами.

Дезинфицирующие средства в школе обязательно используют при обработке туалетных комнат. Санитарные комнаты также необходимо убирать после переменок. Технический персонал протирает ветошью, смоченной в дезрастворе, пол, двери, дверные ручки, умывальники, унитазы с сиденьями, сливные ручки.

Уборка учебных и вспомогательных помещений осуществляется после окончания занятий. В ходе уборки пол, плинтусы, подоконники, двери, мебель протираются ветошью, смоченной в моющее средство. Спортивные залы после каждого занятия проветривают. В конце занятий в спортзале моют пол, а маты и инвентарь протирают ветошью, вымоченной в моющем средстве.

Каждый месяц в школе проводится генеральная уборка с использованием дезсредств. Последовательно убираются все поверхности и мебель. Особое внимание персоналу нужно уделить поверхностям, которые не затрагиваются при ежедневном мытье (потолок, светильники, пространство за батареями и пр.). Оконные стекла моют как минимум раз в полгода.

Дезинфекция в детских садах

Общие принципы уборки детсада такие же, как и для школ. В дошкольных заведениях необходимо руководствоваться СанПиНом 2.4.1.3049-13. Персоналу дошкольного учреждения необходимо ежедневно осуществлять влажную уборку с моющими и дезинфицирующими средствами. Каждодневной чистке подлежат такие помещения детсада:

  1. Спальни;
  2. Групповые и игровые комнаты;
  3. Раздевальные;
  4. Вестибюли;
  5. Пищеблок;
  6. Медицинский кабинет;
  7. Туалетные комнаты.

Влажная уборка в детсаде должна производиться как минимум дважды за день, при этом необходимо открывать окна. Пол, плинтуса, подоконники, двери, мебель протирают тряпкой, смоченной в моющем растворе.


Спальни убирают после завершения тихого часа, обязательно проветривают помещения. В ходе уборки персонал протирает поверхности и мебель ветошью, смоченной в моющие средства. Разумеется, порядок наводят только в отсутствие детей. Обеденные столы в групповых убирают с моющим средством после каждого приема пищи. В конце дня ветошью протирают не только столы, но и стулья.

При уборке в групповых (игровых) комнатах необходимо особое внимание уделить дезобработке игрушек. Все новые игрушки промывают с моющим препаратом, а затем просушивают их. В дальнейшем игрушки моют в конце каждого дня водой и дезсредствами в специальной емкости.

Туалетные комнаты необходимо убирать с дезсредствами как минимум дважды за день. В ходе уборки персонал моет полы, стены, двери и ручки, умывальники, унитазы со сливными кнопками. Горшки вымывают дезсредствами с щетками после использования.

При осложнении эпидситуации уборка дошкольного учреждения проводиться с дезсредствами. Кроме того, ежемесячно должна осуществляться генеральная уборка, в ходе которой с дезинфицирующими средствами персонал тщательно убирает все помещения.

Как выбрать моющее средство?

В школах и детских садах могут применяться только моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в детских образовательных учреждениях. Наличие государственного разрешения гарантирует, что средство будет эффективным и безопасным.

В детских образовательных учреждениях рекомендуем использовать нижеперечисленные средства:

  1. Для текущей уборки — моющее средство «Проклин Олдей»;
  2. Для генеральной уборки — дезсредства с моющим действием «Септолит Лайт» и «Септолит Плюс»;
  3. Для туалетных комнат — дезсредство «Септолит ДХЦ»;
  4. Для быстрой обработки малых поверхностей — дезсредство «Септолит Экспресс»;
  5. Для обработки рук персонала — «Септолит антисептик» и «Антибактериальное жидкое мыло».

Еще один вопрос, с которым приходится сталкиваться руководителям детских образовательных учреждений — это расчет нормы моющих средств в школе или детском саду. Для этого необходимо пользоваться Приказом № 1122н от 17.12.10 г. Также для расчета расхода моющих средств в школе или детском саду можно использовать инструкцию к дезсредству, в которой указано какое количество дезсредства потребуется на обработку 1 м 2 поверхности.

Дезинфекция школьного туалета

Разные этапы уборки проводятся по определенному графику:

  • зеркала требуют ежедневной обработки;
  • стены каждый день вымывают на 1 м, полная очистка проводится раз в месяц;
  • дезинфекция сантехнического оборудования выполняется 1-2 раза в день;
  • обеззараживание дверных ручек и блоков выполняется каждый раз по окончанию поточной уборки;
  • очистка вентиляционных решеток выполняется раз в 3 месяца;
  • удаление мусора и влажная уборка выполняется после окончания каждой перемены.

Ежедневная дезинфекционная обработка школьных туалетов осуществляется вне зависимости от текущей эпидемиологической обстановки. За организацию и качество выполнения всех санитарных правил отвечает руководитель конкретного образовательного учреждения.

Уборка санузла в школе: алгоритм

Дезинфекция туалета в школе проводится в несколько этапов:

  • подготовка моющих средств и нужного инвентаря;
  • обеззараживание рук и подготовка одежды;
  • размещение знака, предупреждающего о влажном поле;
  • вынос мусора, спуск воды с бачка, проверка проходимости узла (отсутствия засоров);
  • замена мусорных пакетов и расходников (туалетной бумаги, бумажных полотенец);
  • нанесение дезинфектанта на края унитаза и его ободок (нужно оставить на время);
  • обработка поверхностей (зеркала, мыльниц, дозаторов) салфеткой, пропитанной дезинфектантом;
  • очистка стен на уровне 1 м от поверхности пола;
  • дезинфекция выключателей и дверных ручек;
  • тщательная очистка раковины и крана, проверка наличия мыла;
  • санация бачка, сидений унитаза и их наружной поверхности при помощи дезинфицирующего средства, а затем протирание этих зон сухой салфеткой;
  • заполнение емкости для ершика раствором дезинфектанта (ершик нужно поместить в раствор);
  • мытье пола раствором дезинфектанта;
  • проветривание комнаты;
  • обработка дверной ручки при выходе;
  • комплексная дезинфекция и сушка используемого инвентаря;
  • дезинфекция рук.

Компания Сателлит предлагает широкий выбор моющих средств и дезинфектантов, которые могут использоваться в образовательных учреждениях. Вся продукция одобрена Роспотребнадзором и сертифицирована.

Септолит Плюс, ДХЦ и мыло в уборке школьного санузла

В ассортименте компании Сателлит есть несколько продуктов, которые могут пригодиться при уборке и дезинфекции школьного туалета:

  1. Септолит Плюс. Это эффективное моющее и дезинфицирующее средство, которое отлично подходит для обработки поверхностей. Септолит Плюс уничтожает большинство опасных бактерий, борется с вирусами и грибками. Это средство удобно в использовании, экономично и нетоксично (как при вдыхании паров, так и при контакте с кожей). Ним можно мыть и дезинфицировать пол, стены, двери и дверные ручки, сливные ручки бачков, раковины и унитазы. Септолит Плюс можно использовать для регулярной влажной уборки во время учебного процесса. И такое средство куда удобнее в применении и эффективнее, чем раствор обыкновенного мыла., который можно использовать для очистки в соответствии с СанПиНом.
  2. Септолит ДХЦ. Это дезинфектант на основе активного хлора. Он выпускается в очень удобной форме — в виде таблеток, что существенно облегчает дозирование и применение. Конечно, Септолит ДХЦ является более токсичным, нежели Септолит Плюс. При работе с ним нужно обязательно соблюдать стандартные меры предосторожности, как при работе с любыми хлорсодержащими средствами. Раствор Септолита ДХЦ подходит для дезинфекционной обработки всех поверхностей в школьном санузле. Но использовать его стоит только после окончания учебного процесса чтобы не допустить вдыхания детьми паров хлора.

Также для укомплектования школьного туалета компания Сателлит предлагает использовать Септолит Мыло с антимикробным эффектом. Доступное, качественное антибактериальное средство защитит детей от распространения инфекций.

Уборка санузла в школе должна проходить регулярно с соблюдением требований: по определенному алгоритму с применением правильных моющих средств и качественного инвентаря.

Уборка школы, дезинфекция школьных кабинетов

Уборка и дезинфекция школьных помещений являются частью широкого подхода к профилактике инфекционных заболеваний в школах. Чтобы способствовать замедлению или остановке распространения гриппа, первой линией обороны остается прививка. Другие меры включают в себя покрытие рта во время чихания и кашля, регулярное мытье рук, а также разделение больных учащихся от здоровых.

как рабоет отбеливатель

Ниже приведены советы о том, как замедлить распространение гриппа путем профессиональной уборки школ и дезинфекции.

Различайте разницу между уборкой, дезинфекцией и санитарной обработкой

Уборка удаляет микробов, грязь и примеси с поверхностей и объектов. Уборка школы с использованием мыла или чистящего средства и воды, приводят к физическому удалению микробов с поверхности. Этот процесс не обязательно убивает микробов, но устраняет их с поверхности, тем самым снижая их количество и риск распространения инфекции.

Дезинфекция убивает микробов на поверхностях и объектах. Дезинфекция школьных кабинетов реализуется с помощью химических веществ, призванных убивать микробов на поверхности. Этот процесс не обязательно вычистит грязную поверхность или удалит всех микробов с поверхности, но убьет микробов, которые остались после обычной уборки, что существенно сокращает риск распространения инфекции.

Санитарная обработка снижает количество микробов в школьных помещениях до безопасного уровня, если судить по стандартам здравоохранения и общепринятым требованиям. Уборка школы может включать в себя очистку и дезинфекцию поверхностей и также преследует своей целью сокращение риска распространения инфекции.

Очистите и продезинфицируйте поверхности и предметы, которых касаются чаще всего

Следуйте стандартным процедурам профессиональной уборки для школы, выполняя уборку и дезинфекцию. Как правило, стандартные процедуры включают ежедневную санитарную обработку помещений и предметов, которых касаются чаще всего, включая столы, столешницы, дверные ручки, компьютерные клавиатуры, предметы практического обучения, ручки кранов и игрушки. Некоторые школы могут затребовать и регулярную дезинфекцию школьных кабинетов у обслуживающей клининговой компании. Стандартные процедуры зачастую включают дезинфекцию конкретных участков школы, например, столовой, туалетов и ванных.

Дезинфицирующие средства для рук

Незамедлительно чистите предметы, которые явно загрязнены. Если поверхности и предметы загрязнены жидкостями органического происхождения или кровью, используйте перчатки и другие стандартные меры предосторожности, чтобы избежать контакта с жидкостью. Удалите пятно, затем очистите и продезинфицируйте поверхность.

Ежедневная уборка и дезинфекция

Важно, чтобы текущая уборка в школьных учреждениях и дезинфицирующая обработка соответствовала видам микробов, которых вы хотите удалить или убить. Большинство исследований показали, что вирус гриппа может жить и потенциально заражать человека в течение всего 2-8 часов после осаждения на поверхность. Таким образом, нет необходимости закрывать школы на генеральную уборку и дезинфекцию каждого класса в здании, чтобы замедлить распространение гриппа. Кроме того, если школьники и сотрудники школы не выходят на работу, потому что школа не может нормально функционировать (высокое количество пропусков занятий во время вспышки гриппа), нет никакой необходимости в дополнительной очистке парогенератором и дезинфекции против гриппа.

Вирусы гриппа относительно ненадежны, поэтому стандартного перечня услуг по клинингу и дезинфекции достаточно, чтобы удалить или убить их. Специализированные процессы уборки и дезинфекции, в том числе протирка стен и потолков, озонирование помещения, устранения неприятных запахов, а также воздушная дезодорация и окуривание школьных помещений, как правило, не требуется и не рекомендуется. Эти процессы могут приводить к раздражению глаз, носа, глотки и кожи, они также обостряют астму и вызывают другие серьезные побочные эффекты.

Чистите и дезинфицируйте правильно

Всегда следуйте указаниям на этикетках чистящих и дезинфицирующих средств, что особенно важно в профессионально уборке школ. Используйте для уборки классов чистящее средство для детских учреждений для удаления микробов. Споласкивайте водой и применяйте разрешенные дезинфицирующие средства, чтобы убить микробов. Читайте этикетку, чтобы убедиться в одобрении продукта вышестоящими инстанциями по защите здоровья и окружающей среды.

Если сертифицированные дезинфицирующие средства не доступны, используйте свежий раствор хлорамина. Для того, чтобы приготовить чистящее средство:

  • Добавьте одну столовую ложку отбеливателя на литр воды. Для увеличения общего объема дезинфицирующего средства, добавьте 1/4 стакана отбеливателя на 4 литра воды
  • Нанесите раствор на поверхность тряпкой
  • Оставьте на 3-5 минут
  • Промойте поверхность чистой водой

Если поверхность не имеет ярко выраженного загрязнения, вы можете использовать универсальные средства, которые объединяют в себе очищающий и дезинфицирующий эффект. Обязательно прочитайте указания на этикетках, возможно, требуются разные процедуры для уборки или дезинфекции поверхности. Дезинфекция, как правило, требует оставить продукт на поверхности в течение некоторого времени.

Используйте дезинфицирующе салфетки на электронном оборудовании, которое часто используется школьниками, это телефоны и компьютеры. Обратите пристальное внимание на применение дезинфицирующих салфеток. Иногда может быть необходимо использовать больше одной салфетки, чтобы удалить грязь, но это делает поверхность влажной и может повредить электронику. Убедитесь, что техника способна выдержать влажность такого уровня.

Регулярно мойте столовые приборы в посудомоечной машины или вручную с мылом и водой, уборка школьной столовой проводиться ежедневно. Стирайте и сушите простыни, полотенца, постельное белье и другие вещи, как вы делаете это обычно, с помощью бытового мыла, только проверьте этикетки на тканях.

Мытье рук

Столовые приборы, посуда, постельное белье, используемые больными людьми не требуют отдельной чистки, но они должны быть разделены, если были недостаточно тщательно вымыты / выстираны. Мойте руки с мылом и водой после очистки грязной посуды и других предметов, не забывайте о собственной гигиене, вступая в контакт с потенциально опасными заражением вещами.

Используйте безопасные средства

Обратите пристальное внимание на опасность и предупреждения, указанные на этикетке средства. Некоторые чистящие средства и дезинфицирующие продукты часто требуют использования перчаток или защиты для глаз. Например, необходимо носить перчатки, чтобы защитить руки при работе с отбеливающими растворами.

Не смешивайте чистящие и дезинфицирующие средства, если их комбинация не указана на этикетке, как безопасная. Сочетание определенных продуктов (например, хлорной извести и чистящих средств на основе аммиака) может привести к серьезным травмам или даже смерти.

Убедитесь, что персонал школы, включая учителей и других лиц, использующих чистящие и дезинфицирующие средства, читают и знакомы с инструкциями на этикетках и понимают положения о безопасности их применения. Это решение поможет вам обеспечить безопасность в том случае, если ваша школа не пользуется услугами профессиональной клининговой компании.

Утилизация отходов должным образом

Следуйте стандартным процедурам для школы в обработке и утилизации отходов. Не загружайте мелкие отходы в корзины, где они могут открыто взаимодействовать с окружающей средой. Бросайте одноразовые предметы, используемые для уборки школьных кабинетов в мусор сразу же после использования. Избегайте взаимодействия с использованными салфетками и другими отходами при опорожнении мусорных ведер. Мойте руки с мылом и водой после опорожнения отходов и прикосновения к салфеткам или аналогичным отходам.

Дезинфекция и уборка школ. Профилактика гриппа

Уборка школ

Дезинфекция и уборка школ являются частью широкого подхода к профилактике инфекционных заболеваний в учебных заведениях. Чтобы помочь замедлить распространение грипп, первой линией обороны становятся прививки. Другие меры включают в себя ограничение больных людей, повязки и гигиену. Ниже мы расскажем о том, как дезинфекция и уборка специалистами, способствует защите школ от гриппа.

  1. Разница между уборкой, дезинфекцией и санитарной обработкой

Уборка в школе подразумевает удаление микробов, грязи и примесей с поверхностей или объектов школьного инвентаря. При уборке используют мыло (или моющее средство) и воду, чтобы физически удалить микробов с поверхности. Текущая уборка в школьных учреждениях вовсе не обязательно уничтожает микробов, но удаляет их, чем снижает риск распространения инфекции.

Дезинфекция убивает микробов на поверхностях или предметах. Дезинфекция проводится с применением химических средств, способных убить микробов на поверхности и объектах школьного инвентаря. Этот процесс вовсе не обязательно чистить грязные поверхности или удаляет микробов, он убивает микробов на поверхности и применяется после уборки школы, чтобы дополнительно снизить риск распространения инфекции.

Санитарная обработка снижает количество бактерий на поверхности или объектах до безопасного уровня, если судить по стандартам в области общественного здравоохранения или санитарным требованиям. Этот процесс также может быть направлен либо на очистку, либо на дезинфекцию школы и предметов, чтобы сократить риск распространения инфекции.

  1. Чистка и дезинфекция поверхностей и предметов, которых часто касаются

Клининговые компании, как правило, следуют стандартным процедурам регулярной уборки и дезинфекции в школах. Как правило, это означает ежедневную санитарную обработку поверхностей и предметов, которых касаются чаще всего. Среди них столы, столешницы, дверные ручки, игрушки, доска. Некоторые школы могут заказать ежедневную дезинфекцию этих предметов. Стандартные процедуры дезинфекции также регулярно применяют для школьных туалетов, помимо прочего.

Незамедлительная уборка грязных поверхностей и предметов, кажется, очевидна. Если поверхность или предмет испачканы жидкостями организма или кровью, уборка должна проводиться в перчатках и других стандартных мерах предосторожности, чтобы избежать контакта с жидкостью. Сначала удаляется разлив, затем убирается и дезинфицируется пострадавшая поверхность.

  1. Рутинная дезинфекция и уборка школ

Важно, чтобы применяемые чистящие и дезинфекционные средства соответствовали видам микробов, от которых необходимо избавиться. Большинство исследований показали, что вирус гриппа может жить и потенциально оставаться заразным для человека на протяжении всего 2-8 часов после того, как попал на поверхность. Таким образом, нет необходимости закрывать школы на чистку и дезинфекцию каждой поверхности в здании, чтобы замедлить распространение гриппа. Кроме того, если школьники или сотрудники не ходят на работу, потому что школа не может нормально функционировать (например, высокий процент пропусков во время вспышки гриппа), нет необходимости в дополнительной уборке и дезинфекции.

Вирус гриппа достаточно слаб, поэтому традиционных моющих и дезинфицирующих средств должно быть достаточно, чтобы удалить или полностью уничтожить его. Специализированные процессы уборки и дезинфекции, среди которых протирка стен и потолков, а также воздушное дезодорирование воздуха и окуривание, не требуются и не рекомендуются. Эти процессы могут вызывать раздражение глаз, носа, глотки и кожи; обострять астму и вызывать другие серьезные побочные эффекты.

Если нет регистрированных дезинфицирующих средств, используйте свежий раствор хлорной извести. Для того, чтобы приготовить раствор:

  • Добавьте одну ложку отбеливателя на литр воды. Для большего объема дезинфицирующей смеси, добавьте четверть стакана отбеливателя на 4 литра воды.
  • Нанесите раствор на поверхность тряпкой.
  • Оставьте на 3-5 минут.
  • Сполосните поверхность чистой водой.

Если загрязнение поверхности не слишком велико, вы можете использовать средства, которые чистят (удаляют микробов) и дезинфицируют (убивают микробов) одновременно. Будьте уверены, что внимательно прочли указания на этикетке, поскольку у продукта может быть отдельная процедура эксплуатации в качестве чистящего и дезинфицирующего средства. Дезинфекция обычно требует, чтобы продукт оставался на поверхности определенное время.

Используйте дезинфицирующие салфетки для электронной техники, которые используют достаточно часто, например, телефоны и компьютеры. Обратите особое внимание на способы применения дезинфицирующих салфеток. Возможно, придется протирать неоднократно, прежде чем вы добьетесь нужного результата. Убедитесь в том, что электроника легко переживет влажность салфеток.

Обратите внимание на предупреждения и указания на этикетках средств. Чистящие и дезинфицирующие средства часто требуют дополнительной защиты в форме перчаток и защиты глаз. Например, перчатки нужно носить всегда, чтобы защитить ваши руки от воздействия отбеливающего раствора, например.

Не смешивайте чистящие и дезинфицирующие средства, если этикетки не указывают, что делать это безопасно. Сочетание некоторых продуктов (например, хлорной извести и чистящих средств с аммиаком) может привести к серьезным травмам или смерти.

Убедитесь, что персонал, убирающий школу и имеющий доступ к чистящим и дезинфицирующим средствам, понимает, как правильно и безопасно использовать чистящие средства. Вам может потребоваться учебный материал и профессиональная подготовка, даже на иностранных языках.

Следуйте стандартным процедурам школы по обращению с отходами. Не забывайте надевать перчатки. Не загружайте корзину для мусора отработанными бутылками. Используйте специальную корзину для мусора. Бросайте одноразовые предметы, используемые для очистки поверхностей, в корзину незамедлительно после использования. Избегайте прикосновений к использованным салфеткам и другим отходам при опорожнении мусорного бака. Мойте руки с мылом и водой после опорожнения мусорной корзины и прикосновения к отходам.

Требования к дезинфекционным препаратам и проведению обработки в образовательных учреждениях

При выборе дезинфекционного препарата следует обращать на следующие требования:

В дошкольных детских учреждениях применяют дезинфекционные средства только IV класса опасности. В присутствии детей не допускается проводить дезинфекцию методами орошения и разбрызгивания.

При выборе препарата необходимо обращать внимание на активно действующее вещество: хлорсодержащие, кислородосодержащие, четвертично-амонийные соединения (ЧАСы), спирты, производные фенола, альдегидосодержащие.

В детских дошкольных учреждениях не допускается применение альдегидосодержащих препаратов. К наиболее эффективным препаратам относятся кислородосодержащие и хлорсодержащие препараты, но они обладают умеренным местно-раздражающим действием на слизистую оболочку глаз. Такие препараты хорошо использовать во время проведения генеральных уборок. Чаще всего при текущей уборке используются ЧАСы в комплексе с другими действующими веществами. Вместе с тем, кислородосодержащие препараты чаще всего таблетированы и их очень удобно разводить в зависимости от препарата 1-3 таблетки на 10 литров воды.

При выборе дезинфекционного средства так же необходимо обращать внимание на возбудителей каких инфекций протестировано дезинфекционное средство. Для целей дезинфекции в дошкольных учреждениях рекомендуется использовать препараты, обладающие антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (в том числе возбудителей внутрибольничных инфекций, туберкулеза), грибов родов Кандида и Трихофитон, вирусов гепатита В, ВИЧ, гриппа, парагриппа, т.е. они должны обладать бактерицидным, туберкулоцидным, вирулоцидным действием, а также моющими свойствами. Недопустимо использовать препараты, обладающие только микробостатическим действием, т.е. только задерживать рост микроорганизмов.

Необходимо проводить ротацию дезинфекционных препаратов в зависимости от действующего вещества - один раз в квартал для предупреждения привыкания микроорганизмов, вирусов к данному дезинфекционному препарату.

В целях экономии при покупке дезинфекционного препарата при его выборе обращайте внимание на количество выхода литров рабочего раствора при разведении нужной концентрации одного литра препарата и соответственно цену одного литра рабочего раствора.

В настоящее время на рынке появились препараты экспресс-дезинфекции - салфетки, смоченные в заводских условиях дезинфектантом. Данные влажные салфетки используются для обработки небольших или труднодоступных площадей: стол, ручки дверей, полка и т.п.

Необходимо в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний в детских дошкольных коллективах использовать кожные антисептики, их достаточно много на рынке дезинфекционных препаратов. К хорошим относятся те кожные антисептики, где на упаковке будет указана сумма процентов концентрации спиртов более 60%.


Рабочие растворы дезинфекционных препаратов готовят строго в соответствие с методическими указаниями. Если рабочий раствор используется более одного дня (в соответствие с методическими указаниями) необходимо применять химические индикаторы, за контролем сохранения концентрации рабочего раствора с отметкой в журнале. Разведенный рабочий раствор должен храниться в отдалении от источников тепла, закрытый крышкой во избежание снижения концентрации рабочего раствора. Емкость с рабочим раствором дезинфекционного препарата должна иметь надпись: название препарат, концентрация, дата разведения, дата конченого срока реализации, функциональное назначения препарата.

Профилактическая дезинфекция проводится постоянно, при эпидемиологическом благополучии, силами персонала объекта. Профилактическая дезинфекция на объектах включает работы по обеззараживанию помещений, оборудования, мебели, посуды, технологического оборудования по переработке сырья и пищевых продуктов питания остатков пищи, санитарно- технического оборудования.


Влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств проводят не менее 2 раз в день с обработкой поверхностей, пола, ручки дверей, перил лестниц, барашков кранов.

Один раз в месяц проводится генеральная уборка помещений (мытье стен, окон, подоконников, дверей, бытового оборудования, пола) с применением дезинфекционного средства по вирулицидному режиму. Дни проведения генеральных уборок должны быть утверждены руководителем объекта. Для проведения генеральных уборок выделяются отдельные промаркированные емкости с маркировкой «окна», «оборудование бытовое», «стены», «пол».

Выделяется отдельно уборочный инвентарь для текущей уборки, отдельно для генеральной уборки. При проведении генеральных уборок обязательно выдерживается часовая экспозиция дезинфекционного средства при смачивании поверхностей, с последующим промыванием чистой водой. Для целей промывания используется чистая (после стирки) или новая ветошь. Также необходимо поменять спецодежду на новую чистую спецодежду.

Персонал, работающий с дезинфекционными средствами обязан хорошо знать потенциальную опасность дезинфекционных средств, соблюдать требуемые условия хранения и технику безопасности при их разведении, правила противопожарной безопасности, правила поведения в аварийных ситуациях а также меры оказания первой помощи при случайном отравлении.

При хранении дезинфекционные средства защищают от воздействия прямых солнечных лучей. Дезинфекционные средства хранят в таре (упаковке) поставщика с этикеткой, в специально предназначенных помещениях (складах). Тарная этикетка хранится весь период хранения (реализации) дезинфекционного средства

Помещение персонала, занимающегося дезинфекционной деятельностью, должно быть оборудовано шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды отдельно, аптечкой первой помощи при отравлении дезинфекционными средствами, средствами индивидуальной защиты, нормативной литературой по применению дезинфекционных препаратов.

Ответственным лицом введется учет поступления и расхода дезинфекционных средств. Мероприятия по профилактической дезинфекции проводит специально обученный персонал, проходящий ежегодный инструктаж по применению дезинфекционных средств.

В г.Южно-Сахалинске в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях применяют при проведении текущей дезинфекции следующие дезинфекционные средства:

- Жавель Солид - действует только на бактерии и не обладает противо вирусными свойствами, поэтому НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.

- Септабик - обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (в том числе возбудителей внутрибольничных инфекций, туберкулеза), грибов родов Кандида и Трихофитон, вирусов гепатита В, ВИЧ, гриппа, парагриппа, а также моющими свойствами.Средство «Септабик» и его растворы несовместимы с мылами и анионными поверхностно-активными веществами. В их присутствии средство утрачивает антимикробную активность. Растворы средства «Септабик» не портят обрабатываемые объекты и не обесцвечивают ткани;

- Сульфохлорантин Д - Растворы сульфохлорантина обладают широким спектром антимикробного действия и высокоактивны в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий, микобактерий туберкулеза, дерматофитов, вирусов. В отношении спор бацилл сульфохлорантин не активен. По дезинфицирующей активности сульфохлорантин в 5 раз превосходит хлорамин.

- Жавелион - обладает антимикробным действием в отношении бактерий (включая микобактерии туберкулёза), вирусов (включая ВИЧ и возбудителей парентеральных вирусных гепатитов), грибов рода Кандида и Трихофитон. Добавление к растворам 0.5% моющего средства не снижает антимикробной активности при обеззараживании поверхностей.

- Жавилар-Эффект - обладает антимикробным действием в отношении бактерий (включая микобактерии туберкулёза), вирусов (включая ВИЧ и возбудителей парентеральных вирусных гепатитов), грибов рода Кандида и Трихофитон.

Запомните, что дезинфекционные препараты необходимо периодически заменять и желательно использовать дезсредства, обладающие одновременно антимикробным и противовирусным действием.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2021 г.

Читайте также: