Земельный участок под строительство котельной

Обновлено: 17.05.2024

Земля под трансформаторными подстанциями

Подборка наиболее важных документов по запросу Земля под трансформаторными подстанциями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Земля под трансформаторными подстанциями

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из решения ФАС: В случае если трансформаторные подстанции, воздушные линии, линии электропередачи имеют признаки объекта недвижимого имущества, в частности прочно связаны с землей, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав, права на них подлежат госрегистрации Интересная цитата из решения ФАС

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 87 "Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" ЗК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 87 Земельного кодекса РФ и установив, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором установлена охранная зона в связи с нахождением комплектной трансформаторной подстанции (КТП); оспариваемое разрешение не противоречит федеральному закону, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд правомерно отказал в признании незаконным разрешения на размещение объекта, поскольку сам факт нахождения на земельном участке трансформаторной подстанции не препятствует использованию участка его владельцем, доказательств того, что ответчик нарушил нормы отвода земельного участка под строительство и эксплуатацию объекта либо особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, истцом также не представлено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Земля под трансформаторными подстанциями

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Общее имущество в многоквартирном доме: как правильно подготовиться к проведению капитального ремонта"
(выпуск 4)
(Фролова О.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2020) 10) земельный участок, на котором расположен МКД, поставленный на государственный кадастровый учет, с элементами озеленения и благоустройства и расположенные на нем объекты, предназначенные для обслуживания одного МКД в границах земельного участка (трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Практическое руководство для "чайников"
(Фролова О.Е., Сохранов С.С.)
("Прометей", 2020) 10) земельный участок, на котором расположен МКД, поставленный на государственный кадастровый учет, с элементами озеленения и благоустройства и расположенные на нем объекты, предназначенные для обслуживания одного МКД в границах земельного участка (трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки).

Нормативные акты: Земля под трансформаторными подстанциями

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других" 3.2. В системе действующего правового регулирования понятие "придомовая территория" содержательно увязано с понятием "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом". Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации частью общего имущества в многоквартирном доме является земельный участок, на котором он расположен, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на данном земельном участке объекты. Как указано в пункте 6 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (приказ Минстроя России от 7 марта 2019 года N 153/пр), при образовании такого участка в его границы целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома. По этой причине для целей регулирования вопросов, касающихся благоустройства территории, в муниципальных нормативных актах понятия "придомовая территория" и "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом" зачастую используются как тождественные.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016


ВЫБОР ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ НА БАЗЕ СВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Кудряшова М.В. 1 , Семикова Е.Н. 1 Работа в формате PDF Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в Российской Федерации выбор, согласование, изъятие и предоставление земельных участков для строительства объектов производится в соответствии с положениями Земельного кодекса, Градостроительного кодекса, земельного законодательства субъектов РФ, муниципальных органов и на основании решений о предоставлении земельных участков для строительства, принимаемых местной администрацией.

Выбор территории для размещения источников централизованного теплоснабжения осуществляется на основании как технологических требований, предъявляемым к земельным участкам, так и земельно-кадастровых характеристик самих участков.

Прежде, чем остановится на процедуре выбора земельного участка для размещения централизованного источника теплоты, необходимо рассмотреть классификацию источников теплоты и видов топлива.

Основными источниками теплоты являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и крупные котельные (тепловые станции). На базе комбинированной выработки тепловой и электрической энергии создаются теплофикационные схемы - системы централизованного теплоснабжения с источником теплоты в виде ТЭЦ, позволяющие сократить расход топлива для выработки теплоты и электроэнергии на 20-25%.Котельные используются как самостоятельные источники в локальных системах теплоснабжения или при совместной работе нескольких котельных на общую сеть. Для централизованного теплоснабжения помимо крупных районных котельных используют квартальные и групповые котельные с нагрузкой 15-100 МВт, для теплоснабжения сельских и малых населенных пунктов - котельные мощностью до 15 МВт.

Предназначены для централизованного снабжения промышленных предприятий и городов электрической и тепловой энергией.Они отличаются использованием теплоты «отработавшего» в турбинах пара для нужд промышленного производства, а также для отопления, на нужды вентиляции, кондиционирования воздуха и горячего водоснабжения. При такой комбинированной выработке электроэнергии и теплоты достигается значительная экономия топлива по сравнению с раздельным энергоснабжением, т. е. выработкой электроэнергии наконденсационной электрической станции (КЭС)и получением тепла от котельных. Поэтому ТЭЦ получили широкое распространение в городах и районах с большими электрическими нагрузками. В целом на ТЭЦ в РФ вырабатывается около 25% всей электроэнергии. Сравнение ТЭЦ с КЭС, т.е. с паротурбинной электростанцией, показывает, что на ТЭЦ теплота, затраченная на производство пара, используется эффективнее, так как скрытая теплота парообразования отбирается и передается теплофикационной воде, подаваемой затем тепловым потребителям. На КЭС же скрытая теплота парообразования отработавшего в турбинах пара передается в конденсатор охлаждающей воде, т. е. как источник теплоты не используется. Поэтому КЭС имеет КПД до 40%, тогда как у ТЭЦ он достигает 80 %.

Схемы ТЭЦ, обеспечивающих комбинированную выработку теплоты и электроэнергии, зависят от типа теплофикационных турбин и принятой системы теплоснабжения.

Теплофикация позволяет более рационально использовать топливо, а значит, экономить его. В этом главнейшая выгода теплофикации по сравнению с раздельным теплоснабжением от котельных и электроснабжением от КЭС. При комбинированной схеме уменьшаются и другие издержки производства, однако ТЭЦ требует больших капиталовложений, чем котельная и КЭС (затраты на стадии строительства больше, но они окупаются за счет более эффективной эксплуатации).

ТЭЦ следует размещать вблизи центра тепловой и энергетической нагрузки, как правило, за пределами городской территории с подветренной стороны к жилым и общественным зданиям, рекреационным зонам. Необходимо устанавливать также санитарно-защитные зоны ТЭЦ в целях обеспечения безопасной жизнедеятельности на данных территориях. Размеры ихрегламентируются СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, п.7.1.10 (см. табл.1) в зависимости от класса опасности. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны следует подтверждать расчетами рассеивания в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах промышленных предприятий, в соответствии с методикой, а также с учетом требований охраны окружающей среды.

Таблица 1 - Размеры санитарно-защитных зон ТЭЦ [2]

1. Тепловые электростанции (ТЭС) эквивалентной электрической мощностью 600 мВт и выше, использующие в качестве топлива уголь и мазут.

1. Тепловые электростанции (ТЭС) эквивалентной электрической мощностью 600 мВт и выше, работающие на газовом и газо-мазутном топливе.

2. ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе.

1. ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше работающие на газовом и газомазутном топливе (последний - как резервный), относятся к предприятиям третьего класса опасности с размером 300 м.

2. Золоотвалы теплоэлектростанций (ТЭС).

Также, в СанПиНе указаны некоторые замечания, регламентирующие установление санитарно-защитных зон вокруг источников теплоснабжения.

1. Для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.

2. Для крышных, встроенно-пристроенных котельных размер санитарно-защитной зоны не устанавливается. Размещение указанных котельных осуществляется в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух, а также на основании результатов натурных исследований и измерений.

3. Для электроподстанций размер санитарно-защитной зоны устанавливается в зависимости от типа (открытые, закрытые), мощности на основании расчетов физического воздействия на атмосферный воздух, а также результатов натурных измерений.

Минимальную площадь озеленения санитарно-защитных зон следует принимать в зависимость от ширины зоны, в %, по данным, приведенным в таблице 2[2].

Таблица 2 - Площадь озеленения санитарно-защитных зон

св. 1000 до 3000

В санитарно-защитных зонах со стороны жилых и общественно-деловых зон необходимо предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м [2].

Котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты [4].

По типу расположения котельные могут быть: отдельно стоящие, крышные, встроенные в здания другого назначения, пристроенные к зданиям другого назначения. По типу используемого топлива: газовые, жидкотопливные (мазут, дизельное топливо, отработанное масло), твердотопливные (дрова, кокс, бурый и каменный уголь, брикеты), комбинированные многотопливные.По типу устанавливаемых котлов:паровые, водогрейные, смешанные, диатермические. По назначению тепловой нагрузки: отопительные (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение), производственные (пар и/или горячая вода для технологических потребителей), смешанные (обеспечение и отопительной и производственной функции). По категории надежности отпуска тепла[4] котельные делятся на категории. К первой категории относятся котельные, являющиеся единственным источником тепла потребителей первой категории (не допускающих перерывов в подаче расчетного количества теплоты). Ко второй категории относятся котельные, предназначенные для потребителей допускающих снижение отпуска тепла на период ремонта, но не более 54 часов. К третьей категории относятся котельные, обеспечивающие остальных потребителей.

Таким образом, выбор земельного участка для размещения источника централизованного теплоснабжения, зависит от типа источника: для ТЭЦ необходимы участки большей площади, расположенные удаленно от селитебной, рекреационной зон и зоны общего пользования.

3. Виды топлива для источников теплоснабжения

Большое значение при выборе земельного участка для размещения централизованного источника теплоснабжения имеет вид топлива проектируемого источника. Это связано, в первую очередь, с токсичностью веществ, особенностями их транспортировки и использования, реализацией мероприятий по утилизации отходов, их размещения и складирования. Загрязнение окружающей среды при использовании тех или иных видов топлива должно быть минимальным, если участок выбирается в пределах селитебной зоны. Также должно быть предусмотрено наличие независимых подъездных путей к источнику теплоснабжения, удаленность от водных источников, рельеф с уклоном от жилых зон. Рассмотрим традиционные виды топлива. Они подразделяются на твердые, жидкие, газообразные [6].

К твердым видам топлива относятся [6]:

а) Ископаемые угли, которые делятся на три группы - бурые, каменные и антрациты (чаще применяются в отопительных котельных).

б) Дрова, древесные отходы и совсем недавно появившиеся топливные брикеты, и древесные гранулы (пеллеты - цилиндры из древесных опилок).

в) Торф - горючее полезное ископаемое растительного происхождения, содержащий не более 50 % золы, образовавшийся в результате биохимического распада болотных растений в условиях повышенной гидролизации и дефицита кислорода. Выброс оксидов серы происходит в 4-24 раза меньше, чем у угля, сланцем в 9 раз, мазутом в 6 раз.

При сжигании твердого топлива образуются шлаки и зола в количестве 150 кг/ч (независимо от производительности котлов).

К жидкому топливу относится мазут - остаток от переработки сырой нефти. Котельный мазут относится к высококалорийным топливам: Qнр=38,3 МДж/кг (9150 ккал/кг). По элементному составу котельный мазут, характеризуется высоким содержанием углерода до 87 %, водорода до 11,1%, кислорода и азота до 1%. По количеству серы мазуты делятся на малосернистые, сернистые и высокосернистые с содержанием серы до 0,5, 2 и 3,5% соответственно. Зольность мазутов марок 40 и 100 составляет от 0,10 до 0,15% (мазуты бакинских нефтеперерабатывающих заводов до 0,4%) [6].

К газообразному топливу относится природный газ, сжиженный природный газ, сжиженные углеводороды. Данный вид топлива является наиболее подходящим с точки зрения безопасности и энергоэффективности. При пользовании природного и сжиженного газа предъявляются завышенные требования к земельным участкам и безопасности зданий и сооружений, в частности, предусматриваются различные противопожарные мероприятия и защита потенциальных точек взрыва.

Вид топлива играет как экологическую, так и экономическую и логистическую роли при выборе земельного участка для размещения источника централизованного теплоснабжения.

4. Выбор земельного участка для размещения источника теплоты

Выбор и отвод земельного участка для строительства котельной следует производить в соответствии с проектами планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов, генеральными планами предприятий, схемами генеральных планов групп предприятий (промышленных узлов) и схемами теплоснабжения этих объектов.

Процедура выбора, согласования, изъятия и предоставления земельных участков для строительства осуществляется по Рекомендациям по организации и выполнению работ, связанных с предоставлением и закреплением земельных участков под строительство в два этапа. На первом этапе производится предварительное согласование места размещения объекта на основе решений, принятых в градостроительной документации и предпроектных обоснованиях, а на втором осуществляется изъятие (выкуп) и предоставление (отвод) предварительно согласованного земельного участка в соответствии с земельным законодательством РФ и на основе материалов проектной документации [8].

Предварительно, на портале услуг Росреестра[9] запрашивается справочная информация по объектам недвижимости, она представляет собой выписку из Государственного кадастра недвижимости и содержит сведения о кадастровом номере земельного участка, правах, ограничениях. В состав сведений ГКН входят [1]: сведения об уникальных характеристиках объекта;дополнительные сведения об объекте. Сведения об уникальных характеристиках включают:

- вид объекта недвижимости (земельный участок);

- кадастровый номер и дата внесения номера в ГКН;

- описание местоположения границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы; описание их закрепления на местности; координаты характерных точек в метрах с округлением до 0,01 метра; указание погрешности определения координат; система координат); кадастровые номера смежных земельных участков;

- площадь земельного участка;

Среди дополнительных сведений, чаще всего, запрашивается ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный), адрес земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок, разрешенное использование земельного участка, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, сведения о вещных правах, об ограничениях (обременениях) прав, сведения о частях и кадастровой стоимости земельного участка.

Обязательными условиями при выборе и предварительном согласовании земельного участка и последующего предоставления его для целей строительства являются[8]:

- соблюдение законов и законодательных актов России и субъектов РФ, регулирующих природопользование, утвержденных градостроительных решений и требований нормативных документов, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также соблюдение охраняемых законами прав и интересов граждан, юридических лиц и государства;

- обоснование комплекса намечаемых мероприятий по предупреждению отрицательных экологических, санитарно-эпидемиологических, социально-культурных и других негативных последствий в результате реализации намечаемой хозяйственной деятельности;

- выполнение прогнозной оценки долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого строительства;

- разработка альтернативных проработок и выполнение расчетов технико-экономических показателей намечаемого к строительству объекта для нескольких выделяемых земельных участков и определение оптимальной площадки (трассы) путем сравнения социальных, экологических, санитарно-эпидемиологических и других условий и воздействий на окружающую среду, обеспечения нормальных условий эксплуатации объекта;

- для уникальных объектов площадка (трасса) должна выбираться с учетом материалов инженерных изысканий геолого-структурных и тектонических особенностей района строительства;

- обоснование мероприятий по предупреждению возможного возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на намечаемом к размещению объекте и создание условий по ликвидации их последствий.

Разрешение на выполнение проектно-изыскательских работ на земельном участке для дальнейшего строительства источника централизованного теплоснабжения выдает местная администрация по предварительному согласованию.

При получении предварительного согласования местной администрацией инвестор или проектная организация выполняют сбор исходной информации. Выявляют социальные, экологические, санитарно-эпидемиологические условия и требования заинтересованных организаций и органов надзора, а также получают предварительные технические условия на присоединения объекта к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования. Материалы обоснования выбора земельного участка направляются в соответствующий орган исполнительной власти для оформления Акта выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства с приложением необходимых документов согласований и решения об утверждении предварительного согласования места размещения объекта.

Для выбора оптимального земельного участка в натуре, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству образуют межотраслевую комиссию, в состав которой входят [8]:представители инвестора, собственника земли, землевладельца, землепользователя, арендатора, специалисты государственных территориальных органов управления и надзора и местных организаций (архитектурно-градостроительных, землеустроительных, транспортных организаций, пожарного, санитарного, природоохранного, горного надзоров и др.).

Указанные технические условия и требования организаций и органов государственного надзора являются неизменными на весь период проектирования и строительства объекта, о чем должно указываться в Акте о выборе земельного участка.

По завершению данного этапа, можно говорить об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставления его для строительства объекта, после утверждения проекта. При этом формируется и утверждается Ходатайство, к которому прилагаются картографические (топографические) материалы и другая документация, подтверждающая выполнение всех требований, изложенных в Решении местного органа управления о предварительном согласовании места размещения объекта и материалах, прилагаемых к нему. При этом право на земельный участок возникает после установления землеустроительными или архитектурно-градостроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения пользования, аренды[8].

Размеры земельных участков также регламентируются СП 42.13330, п.12.27[3]. При этом учитывается вид топлива и теплопроизводительность источника теплоснабжения.

Для котельных большой мощности, выполняющих функции тепловых станций, размеры земельных участков должны определяться проектом.

Территория выбранного земельного участка должна иметь ограждения за исключением случаев размещения ее на территории промышленного предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предоставление земельных участков для целей промышленности имеет вполне отлаженную схему, на первый взгляд, однако, как показывает практика, не всегда соблюдаются все санитарно-эпидемиологические требования и градостроительные регламенты. Законодательству Российской Федерации в данной сфере и практическим вопросам осуществления деятельности по отводу земельных участков для размещения источников теплоты необходимо уделять особое внимание.

1. Российская Федерация. Законы. «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ [Электронный ресурс][ред. от 04.11.2014]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Версия Проф.

2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов :[Электронный ресурс] : санитарно-эпидемиологические правила и нормативы : утв. 25.09.2007. - Новая ред. - Режим доступа :Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.

3. Строительные нормы и правила: СНиП 2.07.01 - 89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений [Текст]: нормативно-технический материал. - Москва: [б.и.], 1993. - 86 с.

4. СНиП 41-01-2003 Тепловые сети и система централизованного теплоснабжения : [Электронный ресурс] : строительные нормы и правила: утв. 01.01.2003. - Новая ред. - Режим доступа:Техэксперт. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.

7. Рекомендации по организациии выполнению работ, связанных с предоставлением и закреплением земельныхучастков под строительство. -М.: «РОИС», ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 1997 г.

Как получить в пользование землю для размещения инженерных коммуникаций в Москве

Разрешение на использование земельных участков может вам потребоваться, если вы планируете разместить на них следующие инженерные коммуникации:

  • водопроводные сети, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство;
  • кабельные, воздушные и кабельно-воздушные линии электропередачи ;
  • трансформаторные подстанции ;
  • блочные комплектные трансформаторные подстанции ;
  • распределительные пункты ;
  • сети газопотребления и газораспределения;
  • тепловые сети ;
  • линейно-кабельные сооружения связи, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство;
  • антенно-мачтовые сооружения связи .

Обратите внимание, что все эти объекты размещаются на основании разрешения на использование на срок не более трех лет, но с возможностью переоформления на новый срок. Для этого нужно просто повторно подать заявление с тем же набором документов.

2. Кто может обратиться за таким разрешением?

За государственной услугой «Разрешение на использование земельных участков, которые принадлежат городу, либо государственная собственность на которые не разграничена», в рамках которой и получают разрешение на размещение инженерных коммуникаций, могут обратиться физические, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, которым необходимо провести инженерные коммуникации.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок оказания государственной услуги, не включая приостановку, составляет 9 рабочих дней.

3. Сколько стоит использование земельного участка?

Услуга оформления разрешения предоставляется бесплатно, а вот за само использование земли придется заплатить. Правда, совсем немного: ориентировочная стоимость использования земельного участка площадью 100 квадратных метров составляет всего 120 рублей в год (включая НДС).

4. Какие документы понадобятся для оформления разрешения?

Для рассмотрения вопроса об оформлении земельно-правовых отношений на участок заявителю необходимо подготовить минимальный комплект документов:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя необходимо будет приложить к форме электронного заявления доверенность, заверенную электронной подписью доверителя или нотариуса);
  • схема границ земель или земельных участков , предполагаемых для использования в целях размещения объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек таких земель или земельных участков;
  • координаты характерных точек границ земель или земельных участков, предполагаемых для использования — внешнего и внутреннего контуров объекта;
  • договор подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства (в отношении земельных участков, используемых для реновации);
  • договор или соглашение о перекладке (переустройстве) линейного объекта инженерной инфраструктуры и иного технологически связанного с ним объекта капитального строительства (в отношении земельных участков, используемых для реновации);
  • заявители из числа иностранных юридических лиц дополнительно представляют заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства.

Кроме того, вы можете по собственной инициативе предоставить:

  • выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц).

Однако делать это необязательно, сотрудники Департамента могут самостоятельно запросить эти документы в рамках межведомственного взаимодействия.

Также вам понадобится номер и дата заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве. Получить его можно в ГБУ «Мосгоргеотрест». Подробную консультацию по получению заключения можно узнать на сайте.

5. Куда обращаться за оформлением разрешения?

Если у вас возникнут сложности с созданием личного кабинета, подачей заявления или останутся вопросы по пакету документов, вы можете получить консультацию специалистов ДГИ по технической части. Заявителя (физическое лицо) очно проконсультируют в двух подразделениях службы одного окна ДГИ: на территории «Москвы-Сити» в 1-ом Красногвардейский проезде и в административно-деловом центре «Коммунарка» в поселении Сосенское.

6. Что произойдет после подачи заявления?

В течение 9 рабочих дней в личный кабинет вам поступит извещение о результате рассмотрения вашего электронного заявления. В случае положительного решения по государственной услуге, вы получите разрешение на использование земель в виде электронного документа, подписанного электронной подписью сотрудника департамента городского имущества, в личный кабинет, откуда было направлено электронное заявление.

Место размещения объекта будет определено созданной по факту рассмотрения заявления схемой размещения. Ее в процессе подготовки ответа утвердит Департамент городского имущества города Москвы по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и, возможно, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае если участок расположен в зоне особо охраняемой природной территории).

7. Что делать в случае отказа в выдаче разрешения?

Наиболее популярные причины отказов таковы:

  • заявитель предоставил неполный комплект документов, например отсутствует схема границ земель или земельных участков, предполагаемых для использования в целях размещения объектов;
  • границы земельного участка, согласно представленной заявителем схеме границ земель или земельных участков, не соответствуют указанным на схеме координатам;
  • в заявлении отсутствуют данные о техническом заключении о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве.

В таких случаях нужно повторно подать заявление, но уже с приложением полного и правильно оформленного комплекта документов.

Кроме того, вам откажут в выдаче разрешения на использование земли в случае, если вы хотите разместить на участке что-то кроме инженерных сооружений, указанных в карточке 1.

8. Могу я получить консультацию профильных специалистов?

Чтобы записаться, используйте услугу «Запись на прием в центр госуслуг и ОИВ». Нажмите «Получить услугу», на открывшейся странице выберите раздел «Департамент городского имущества», затем в раскрывшемся списке выберите онлайн-консультацию по интересующему вас вопросу.

Выбрав необходимую услугу, желаемую дату и время, вы получите подтверждение записи в личном кабинете. В указанный день на электронную почту придет ссылка на видеосервис. Общаться со специалистом можно на любом удобном устройстве.

Оформление прав на подземные сооружения

Подземные сооружения могут представлять собой как объемную, так и линейную строительную систему (например: подземные автопарковки, транспортные тоннели, трубопроводы, линии электропередачи и связи).

Линейные подземные сооружения в большинстве случаев размещаются под поверхностью значительного количества земельных участков. Помимо подземных частей сооружения могут иметь части, выходящие на поверхность земли: въезды, выезды, входные зоны, шлюзы, шахты вентиляции.

По общему правилу для оформления созданного объекта недвижимости необходимы технический план, разрешение на ввод и правоустанавливающий документ на земельный участок.

Если разрешение на строительство объекта недвижимости не требуется, оформление осуществляется на основании:

- технического плана объекта;

- правоустанавливающего документа на земельный участок (для размещения наземных частей);

-документа, подтверждающего возможность размещения сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута (документ на право пользования земельным участком на период строительства).

Указанные особенности оформления прав распространяются в отношении реконструкции подземных сооружений.

Целевое использование земельных участков

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По общему правилу виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерацииустановлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен ст. 39 Градостроительного кодекса, согласно которой физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных выше рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются всоответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.

Вид разрешенного использования земельного участка указывается в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.

Лицо, использующее земельный участок, обязано использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка, которые указаны в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет административную ответственность согласно ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой вле­чет на­ло­же­ние ад­ми­нист­ра­тив­но­го штра­фа в слу­чае, если опре­де­ле­на ка­даст­ро­вая сто­и­мость зе­мель­но­го участ­ка, на граж­дан в раз­ме­ре от 0,5 до 1 про­цен­та ка­даст­ро­вой сто­и­мос­ти зе­мель­но­го участ­ка, но не ме­нее де­ся­ти ты­сяч руб­лей; на долж­ност­ных лиц - от 1 до 1,5 про­цен­та ка­даст­ро­вой сто­и­мос­ти зе­мель­но­го участ­ка, но не ме­нее двад­ца­ти ты­сяч руб­лей; на юри­ди­чес­ких лиц - от 1,5 до 2 про­цен­тов ка­даст­ро­вой сто­и­мос­ти зе­мель­но­го участ­ка, но не ме­нее ста ты­сяч руб­лей, а в слу­чае, если не опре­де­ле­на ка­даст­ро­вая сто­и­мость зе­мель­но­го участ­ка, на граж­дан в раз­ме­ре от де­ся­ти ты­сяч до двад­ца­ти ты­сяч руб­лей; на долж­ност­ных лиц - от двад­ца­ти ты­сяч до пя­ти­де­ся­ти ты­сяч руб­лей; на юри­ди­чес­ких лиц – от ста ты­сяч до двух­сот ты­сяч руб­лей.

Указанный вид нарушения заключается в использовании земельного участка для видов деятельности не предусмотренных для соответствующей категории, к которой отнесен земельный участок, и вида (видов) разрешенного использования земельного участка, которые указаны в Едином государственном реестре недвижимости.

Например, в Едином государственном реестре недвижимости указано, что земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов" и для него установлен вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", при этом земельный участок используется для предоставления услуг по ремонту автомобилей. В данном случае отнесение земельного участка к категории "земли населенных пунктов" предусматривает возможность использования земельного участка для ремонта автомобилей при этом вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" не предусматривает использование земельного участка для ремонта автомобилей. Для реализации возможности использования такого земельного участка для ремонта автомобилей необходимо внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив или дополнив вид разрешенного использования земельного участка видом разрешенного использования "ремонт автомобилей", который в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, предусматривает размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли.

В случае неисполнения предписания об устранении такого нарушения земельного законодательства земельный участок может быть изъят у его собственника в соответствии со ст. 285 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Та­ким об­ра­зом, что­бы огра­ни­чить се­бя от мер ре­а­ги­ро­ва­ния над­зор­ных ор­га­нов и санк­ций за со­вер­ше­ние ад­ми­нист­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний ре­ко­мен­ду­ем правообладателям при­нять все ме­ры, на­прав­лен­ные на са­мос­то­я­тель­ное вы­яв­ле­ние и устра­не­ние на­ру­ше­ний на сво­ем зе­мель­ном участ­ке.

Для по­лу­че­ния све­де­нийиз Единого государственного реестра недвижимости о це­ле­вом на­зна­че­нии зе­мель­но­го участ­ка, необ­хо­ди­мо на­пра­вить за­прос. В отдельных случаях к нему потребуется приложить необходимые документы.Подайте запрос удобным для вас способом: лично, по почте или в электронном виде, и оплатите предоставление сведений.

КыргысА-Х.Б., государственный инспектор по использованию и охране земель по Бай-Тайгинскому, Барун-Хемчикскому районам и по г. Ак-Довурак

Читайте также: