Замена котлов в котельной это капитальный ремонт или реконструкция

Обновлено: 17.05.2024

Замена котлов в котельной это капитальный ремонт или реконструкция

Положения ст. 21 применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 для ценовых зон теплоснабжения (ФЗ от 29.07.2017 N 279-ФЗ).

Статья 21. Вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации

1. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

3. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5. Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6. В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

7. В случае поступления в орган местного самоуправления уведомлений от нескольких владельцев источников тепловой энергии о выводе одновременно из эксплуатации указанных источников тепловой энергии этот орган должен осуществлять выбор оставляемых в эксплуатации источников тепловой энергии с учетом минимизации затрат потребителей тепловой энергии, требований энергетической эффективности, обеспечения надежности теплоснабжения.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

8. Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции )

9. Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения.

Реконструкция, техперевооружение, ремонт котельной

Газовая котельная является опасным производственным объектом.

Реконструкция котельной * может относиться как к отдельной системе здания (помещения) котельной, так и к котельной в целом.

• в связи с изменением нагрузок потребителей

• для оптимизации технико-экономических показателей работы оборудования котельной

• в целях приведения в соответствие нормам и правилам строительных конструкций здания (или помещения) котельной.

Для реконструкции требуется разработка технического задания на проведение работ.

К ремонту относятся такие виды работ, которые восстанавливают до рабочего состояния технические показатели объекта.

При капитальном ремонте возможна замена отдельных деталей на более надежные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

Что входит в капитальный ремонт котлов и реконструкцию котельных

Капитальный ремонт котла — это перечень обязательных ремонтных работ, проводимых на функциональных узлах котлоагрегата в строго определенные сроки, для полного восстановления их первоначального состояния либо повышения технико-экономических показателей работы котельной в процессе проведения ее реконструкции и модернизации.

Содержание Показать

Что такое капитальный ремонт котлов

Все основные узлы котла работают в агрессивных условиях при высокой температуре и кислотном воздействии уходящими газами. Несмотря на то, что все элементы котла выполняются из стойких и прочных материалов, например, топочные экраны из котловой стали, экономайзерные трубы из чугуна, а газоходы из кислотостойкого кирпича, они не могут работать вечно и даже при правильной эксплуатации и отсутствии аварий, они изнашиваются и подлежат замене.


На каждом объекте, имеющем котельную по нормативным требованиям должна существовать система планирования проведения ремонтов. Лицо ответственное за безопасную эксплуатацию котлов для каждого агрегата составляет график планово-предупредительных ремонтов (ППР), если котлов несколько, то допускается ведение общего графика ППР с разбивкой по каждому котлу.

Для котла в зависимости от его марки и параметров теплоносителя устанавливается обязательный ремонтный цикл, состоящий и капитального, среднего и текущего ремонта, которые вносятся в График планово-предупредительного ремонта, с обозначением их сроков проведения.

Например, для паровых котлов ДКВР и водогрейных ВВД -1.8:

После проведения капитального ремонта график ППР составляется заново, при этом ведется новый счет периода работы, устанавливаются новые сроки текущий и средних ремонтов.

Что такое реконструкция котельной

При длительной эксплуатации котельного оборудования иногда случается ситуация, когда котел находится в удовлетворительном состоянии, ему своевременно выполнялись все регламентные ремонты по графику ППР, но он не соответствует достигнутому уровню развития теплотехники, существующим нормативам по котлонадзору, энергонадзору, защите окружающей среды, энергоэффективности или технико-экономическим показателям, поскольку работает с высокими тепловыми потерями, низким КПД и высокими удельными нормами по топливу, воде и электроэнергии.


В этой ситуации собственник котельной принимает решение о проведении ее реконструкции для приведения работы котельного оборудования в соответствии с современными требованиями законодательства.

Принимать решение о том, что проводить — капитальный ремонт или реконструкцию, может только владелец оборудования. Реконструкция может совпадать с капремонтом, а может планироваться отдельно. Для их проведения выполняется разработка проектной документации с технико-экономическим обоснованием принятого варианта.

В процессе реконструкции выполняются мероприятия по улучшению работы не только основного, но и вспомогательного оборудования: топливных участков, электросилового хозяйства, насосного оборудования, дымовентиляционных устройств, цеха химводоподготовки и КИПиА.

Ремонт котлов для дома

Система планово-предупредительных ремонтов бытового котельного оборудования рассчитана на срок службы котла, определенного заводом-изготовителем. Отечественные стальные агрегаты могут эксплуатироваться до 10 лет, а чугунные до 20 и выше. Западные аналоги имеют меньший срок эксплуатации, обычно 4-5 лет.


В соответствии с этим сроком планируется виды ремонтных работ, в которые входят:

  • дефектовка элементов котла, в том числе осмотр газового оборудования, не менее 1 раза в месяц, проводиться владельцем котла;
  • техническое обслуживание, в сроки, установленные заводом, но не менее 1 раз полгода, представителем сервисного центра и газовой службы;
  • текущий, ежегодно перед началом отопительного периода, представителем сервисной службы;
  • капитальный, по срокам установленным заводом-изготовителем примерно 1 раз в 4- 5 лет, представителем сервисной службы.

Перечень технического обслуживания бытовых газовых котлов:

  1. Разборка главных устройств для тщательной диагностики и выполнения небольших ремонтов.
  2. Очистка газогорелочного устройства и камеры сгорания.
  3. Ревизия техсостояния внутренних теплообменников.
  4. Контроль плотности водного и газового тракта, со сменой уплотнительных прокладок.
  5. Прочистка, продувка газоподводящих труб.
  6. Контроль функционирования расширительного бачка и давления воздуха.
  7. Ревизия системы дымоотведения и подачи воздуха в топку.
  8. Ревизия работы автоматики регулирования и безопасности.
  9. Контроль функционирования газового оборудования.
  10. Сборка газового агрегата, гидроиспытание и наладка его параметров работы.

Перечень ежегодного текущего ремонта для котлов бытового назначения:

  1. Промывку котловых поверхностей отопительного контура выполняют 1 раз в 2 года, а промывку теплообменника ГВС 1 раз в год.
  2. Восстановление систем автоматики и защиты.
  3. Ремонт газоснабжающего оборудования.
  4. Восстановительные работы с очисткой дымовентиляционных каналов.
  5. Проверка расширительного бачка и наполнение допустимым давлением.
  6. Ремонтно-восстановительные работы с очисткой расширительных баков.
  7. Смена топливных картриджей для очистки газа.
  8. Контроль функциональности запорно-регулирующей и предохранительной арматуры, с заменой по мере необходимости.
  9. Контроль функциональности вентиляторов и насосов, с заменой дефектных узлов.
  10. Контроль и восстановление электрооборудования и линий электропитания.
  11. Контроль и ремонт внутренних нагревательных систем котла.
  12. Восстановление и очистка горелок.

Капитальный ремонт промышленных котлов

Перед капитальным ремонтом промышленного котла проводится тщательное обследование всех его узлов и вспомогательного оборудования: трубная система, барабаны и пароперегреватели, экономайзер, обмуровка и газоходы, электрооборудования, насосы, дымососы, вентиляторы, арматура и гарнитура, а также оборудования ХВО и КИПиА.


Кроме того, проводятся ряд испытаний, например, гидравлическое в пароводяном тракте котла и режимное - теплотехническое. Это выполняется для того, чтобы максимально точно составить планы капитального ремонта, определить размер их финансирования, исполнителей и сроки.

По завершению капитального ремонта на котле вновь будут проводиться наладочные испытания, для того чтобы установить полученный эффект от внедренных мероприятий и рассчитать новые режимные карты работы оборудования.

Основные виды работ при капитальном ремонте промышленных котлов:

  1. Восстановление поверхности барабанов и коллекторов.
  2. Замена внутрибарабанных конструкций для сепарации пара.
  3. Замена продувочных линий с арматурой.
  4. Замена дефектных котловых и экономайзерных труб свыше 25 % .
  5. Восстановление конструкции пароперегревателя.
  6. Обслуживание, наладка и замена шиберов дымо-вентяляционных устройств и электроприводов.
  7. Смена дефектных фланцев и других крепежных узлов и подвесок.
  8. Смена прокладок на гарнитуре котла.
  9. Химическая промывка пароводяного тракта котла и экономайзера.
  10. Ремонт и частичная замена технологических трубопроводов с арматурой.
  11. Замена обмуровки и обшивки котлоагрегата.
  12. Ремонт и очистка дымовентиляционных систем.
  13. Замена дефектных узлов дымососа и вентилятора.
  14. Частичная замена изоляции на барабанах, паропроводах, сетевых и питающих трубах.
  15. Полный демонтаж обшивки экономайзера, внутренняя наружная промывка труб, восстановление заглушенных секций, замена дефектных ребристых труб.
  16. Уплотнение обмуровки и изоляции экономайзера.
  17. Замена узлов на газомазутных горелках, не подлежащих ремонту.
  18. Полная разборка дымовентиляционных устройств.
  19. Замена муфт, подшипников, электродвигателей, рабочих колес центробежных сетевых и питательных насосов.
  20. Восстановление корпуса, поршней и крышек паровых питательных насосов.
  21. Ремонт и замена первичных датчиков температуры, давления, уровней воды и расходомеров в системе КИПиА.
  22. Восстановление оборудования хим. водоподготовки: баков, фильтров, солевого хозяйства, насосной группы и трубопроводов с запорно-регулирующей арматурой и КИПиА.
  23. Замена на-катионита на фильтрах очистки сырой воды.
  24. Ремонт и замена оборудования деаэрационной установки: барботажное устройства, колонка и система трубопроводов с запорно-регулировочной арматурой, выполнение теплоизоляционных работ на баке-деаэраторе.
  25. Частичная замена оборудования теплосетевой установки: замена трубной поверхности нагрева бойлеров, трубопроводов обвязки с запорной арматурой и первичными датчиками КИПиА, выполнение изоляционных работ на сетевой установке.
  26. Частичная замена оборудования топливоподачи с установкой новых фильтров тонкой и грубой очистки топлива, заменой подогревателей мазута и запорно-регулирующей арматуры.
  27. Замена отработавших свой срок электросилового оборудования и щитов КИПиА.
  28. Замена инженерных сетей на территории котельной.

Капитальный ремонт котлов — это мероприятия, входящие в план планово-предупредительного ремонта, который составляется для каждого энергетического объекта и выполняется в обязательном порядке в строго установленные сроки.

В этом случае можно гарантировать безопасную и экономичную работу котла. Ответственность за выполнение графика ППР несет его владелец. Котел, которому своевременно не выполнили капитальный ремонт не допускается надзорными ведомствами к эксплуатации.

Ростехнадзор разъясняет: Техническое перевооружение ОПО

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 17 мая 2017 г. N 09-00-06/5715

О ТРЕБОВАНИЯХ К ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОКУМЕНТАЦИИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В соответствии с определением статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ N 116) техническое перевооружение опасного производственного объекта (далее - ОПО) - это приводящие к изменению технологического процесса на ОПО внедрение новой технологии, автоматизация ОПО или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на ОПО технических устройств.

Согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ N 116 документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение ОПО входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Следовательно, в указанном случае проведения работ по техническому перевооружению трех ОПО, в объеме которых предусмотрены демонтаж и установка тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей, документация на техническое перевооружение каждого ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности, если данная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Начальник Управления государственного строительного надзора М.А.КЛИМОВА

Вопрос от 26.12.2017:

В соответствии со статьей 13 пункт 1 Федерального закона 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" сказано что экспертизу промышленной безопасности проводят для документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Прошу Вас пояснить, необходимо ли проходить повторную экспертизу промышленной безопасности при внесении в документацию изменений, а в случае такой необходимости изменения какого рода можно вносить в документацию не подвергая в последствии документацию повторной экспертизе промышленной безопасности.

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 8 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 24 июля 1997 года № 116-ФЗ, отклонения от документации на техническое перевооружение в процессе его технического перевооружения не допускаются.

Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Заключение такой экспертизы промышленной безопасности также регистрируется в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности.

Законом не предусмотрен перечень отступлений, при которых не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности внесенных изменений.

Вопрос от 26.10.2016:

1.Существуют ли сроки ограничивающие по времени проведение технического перевооружения опасного производственного объекта законодательно. Если да,то каким нормативно-правовым документом они установлены?!
2.Необходимо ли обязательно уведомить территориальное управление Ростехнадзора о проведении технического перевооружения опасного производственного объекта на предприятии. Если да,то в какие сроки и в какой форме?!

Ответ: Действующими нормативными правовыми актами не установлены сроки, ограничивающие по времени проведение технического перевооружения опасного производственного объекта.

Если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, то извещение органов надзора осуществляется в соответствии со статьей 52 (часть 5) Градостроительного Кодекса Российской федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. Заключение экспертизы промышленной безопасности подлежит внесению в реестр в территориальном органе Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта.

Вопрос от 01.11.2015:

В Ростехнадзор обратился гражданин с вопросом: является ли техническим перевооружением котельной осуществление подпитки тепловых сетей котельной от соседнего предприятия?

Ответ: Специалисты Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора ответили на данный вопрос.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Вопрос от 15.09.2015:

В Ростехнадзор поступил вопрос: необходимо ли получать разрешение на строительство (реконструкцию) при техническом перевооружении (модернизации) опасного производственного объекта?

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.

Согласно основным понятиям, используемым в целях реализации Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ), техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

На основании изложенного, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство при проведении технического перевооружения опасного производственного объекта не требуется.

Вопрос от 04.09.2018:

В управление поступило обращение с вопросом применения понятия «техническое перевооружение» при замене технического устройства на аналогичное?

Ответ: Техническое перевооружение опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.

В соответствии ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта предполагает проведение следующих видов работ:

  • внедрение новой технологии, приводящей к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;
  • автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, приводящая к изменению технологического процесса;
  • модернизация применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте;
  • замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, приводящая к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте.

Следовательно, техническое перевооружение опасного производственного объекта должно отвечать одновременно двум критериям:

  • проведение одного из перечисленных видов работ;
  • изменение технологического процесса на опасном производственном объекте, вызванное проведением такой работы.

Вопрос от 29.11.2018:

Являются ли техническим перевооружением ОПО замена технических устройств (насосного оборудования, двигателей, установка датчиков, дополнительных приборов, систем защит и т.д.), если данные замены не ведут к изменению технологического процесса, не меняют характеристик и производительности ОПО?

Ответ: Если данные замены не ведут к изменению технологического процесса и не меняют характеристик и производительности объекта, то это не является техническим перевооружением опасного производственного объекта.

Вопрос от 02.2019:

Какие требования к порядку проведения технического перевооружения? И кто может проводить техническое перевооружение?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – 116-ФЗ) техническим перевооружением опасного производственного объекта являются приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Требования к порядку проведения технического перевооружения определены ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ. В соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 27.01.2009 № 37 », специалисты (должностные лица) организаций, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, накладку, обслуживание и ремонт технических устройств на опасных производственных объектах, должны быть подготовлены и аттестованы по вопросам безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

Вопрос от 15.02.2019:

На опасном производственном объекте, для обогрева предприятия, применяется котел водогрейный КВ-ГМ-2,5-115П с горелочным устройством «Marathon» М 3001 ARZ мощностью min 444кВт max 3166кВт среднего давления газа, в связи с окончанием нормативного срока службы выше указанных горелочного устройства, наше предприятие хотело бы заменить горелочное устройство, без замены котла, на горелочное устройство Ecoflam BLU 3000.1 мощностью min 630кВт max 3000кВт среднего давления газа. Является ли данная замена техническим перевооружением? Требуется ли нам делать проект технического перевооружения ОПО для выше указанной замены горелочного устройства? Какое наказание грозит нашему предприятию или должностным лицам в случае если не будет проекта на техническое перевооружение и экспертизы?

Ответ: Приволжское управление Ростехнадзора рассмотрело обращение и сообщает. В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящее к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Исходя из вышеизложенного работы по замене газогорелочных устройств, указанные в вашем обращении относятся к техническому перевооружению. Также поясняем, согласно требованиям вышеуказанного Закона, данные работы должны выполнятся в строгом соответствии с разработанной проектной документацией, прошедшей экспертизу промышленной безопасности.

Ростехнадзор разъясняет: Реконструкция ОПО или тех.перевооружение

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введённого в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 190-ФЗ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), введённый в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ, устанавливает, что к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Отнесение работ к тому или другому признаку находится в компетенции собственника.

После проведения технического перевооружения выдача разрешения на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки не требуется.

Вопрос от 23.03.2018:

Необходимо ли проводить строительную (государственную/негосударственную) экспертизу проекта по реконструкции опасного производственного объекта и каким документом это установлено?

Ответ: Реконструкция опасных производственных объектов регулируется законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с требованием части 4.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.2004), проектная документация на реконструкцию объектов капитального строительства указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, в том числе особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе федерального уровня.

Перечень опасных производственных объектов, входящих в состав особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства определен пунктом 11 части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ:

  • это опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
  • а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
  • б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
  • в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Проектная документация на реконструкцию иных опасных производственных объектов, являющихся объектами капитального строительства, подлежит государственной экспертизе регионального уровня или негосударственной экспертизе, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4, 5 и 6 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, это:

  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон;
  • буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Вопрос:

Необходимо ли проводить государственную экспертизу и получать разрешение на строительство (реконструкцию) при техническом перевооружении (модернизации) опасного производственного объекта, целью которого является замена материала технического устройства (подъемного сооружения) применяемого на нем, а также частичное изменение его конструкции?

Ответ: Согласно основным понятиям, используемым в целях реализации Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ), техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

На основании изложенного, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство при проведении технического перевооружения опасного производственного объекта не требуется, а документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта, в соответствии с законодательством о промышленной безопасности подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос:

Прошу дать разъяснение, о необходимости проведения оценки соответствия технического устройства (подъемного сооружения), имеющего фундамент и входящего в состав построенного опасного производственного объекта, которому при ремонте проведена замена материала его элементов, а также частично изменена конструкция. В случае необходимости поведения оценки соответствия, в указанных случаях, прошу сообщить в какой форме она должна быть проведена.

Ответ: Статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

При этом если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности, в том числе после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства.

Вопрос от 08.07.2019:

Техперевооружением или реконструкцией является замена двух котлов с газовыми горелками в котельной на более современные с небольшим увеличением мощности, соответственно с заменой насосов на насосы с ЧРП, при этом строительные конструкции и дымовые трубы остаются без изменений?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте: внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Исходя из вышесказанного, указанная в письме замена старого оборудования котельной на новое относится к техническому перевооружению.

Замена котлов в котельной

Подборка наиболее важных документов по запросу Замена котлов в котельной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Замена котлов в котельной

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
(утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013) 4. Замена печного отопления центральным, в том числе с устройством теплопроводов и тепловых пунктов, крышных и блочно-модульных котельных за исключением поквартирной установки газовых котлов.

Читайте также: