Зачем пекут куличи на пасху

Обновлено: 18.05.2024

Зачем пекут куличи
и красят яйца
на Пасху?

Многие в детстве задавали вопрос: «Мама, а почему мы едим куличи на Пасху или бьёмся яйцами?». Обычно нам отвечали: «Так надо» — и с этим осознанием мы жили дальше. «Эльдоблог» решил разобраться, почему на Пасху пекут куличи и красят яйца.

Почему пекут куличи на Пасху? Немного истории

История происхождения пасхального кулича насчитывает около 4 тысячелетий. Но первое упоминание встречается в 12 веке. Тогда священники готовили его в церкви, блюдо называли «артос», но оно лишь внешне напоминало современный кулич.

Со временем пасхальную выпечку разрешили готовить дома и приносить в храм. Там её делили между священнослужителями, малоимущими и соседями. Тогда же её стали святить, а пасхальный хлеб стал называться «куличом».

История возникновения пасхального кулича в современном виде началась в 18 веке. К готовке подходили серьезно — тесто замешивали до восхода солнца ещё в Чистый четверг. Во время выпечки запрещалось громко говорить и создавать сквозняк — дрожжевое тесто очень чувствительно к перепадам температуры и шуму.



А яйца зачем красить?

История пасхальных яиц и куличей тоже интересна. Яйца красили ещё издавна — с 3500 года до нашей эры. Такая традиция существовала у древних греков, египтян, иудеев и многих других народов, от Западной Европы до Восточного Китая.

Крашеные яйца считали символом плодородия, богатства и божественного благословения. Их расписывали самыми разными красками — у каждого цвета было своё значение. Жёлтый — солнце и тепло, голубой — небесная благодать, зелёный — обновление природы.

С наступлением новой эры яйца стали красить в красный цвет — божественный, царственный, цвет крови Христа. В 16 веке говорили, что свернувшийся при варке желток — символ исчезновения греха. Тогда яйца стали не просто красить, а варить и подавать к столу. Спустя 2 века древние традиции возродились, и люди стали красить яйца в самые разные цвета — от салатового и голубого до багрового и тёмно-фиолетового. Это символизировало богатство — чем ярче и пестрее корзина с яйцами, тем больше впечатлений вы произвели на гостей.

У западных славянских народов — поляков, украинцев и белорусов, христианские обычаи слились с древними традициями, поэтому в росписи яиц они используют сложные узоры. Особенно известна петриковская роспись — такие яйца украшали изображениями цветов, животных и растений в красно-жёлто-золотистых тонах.



А зачем бить яйца?

В России на Пасху принято бить яйца друг о друга. Традиция появилась ещё у древних славян, заселявших Восточную Европу в начале нашей эры. Но в каждом регионе — своё объяснение. Одни считают, что треснувшая скорлупа — ломающийся речной лёд — чем больше яиц разобьётся, тем теплее и раньше будет весна. Другие говорят, что крепкое яйцо — признак сильного характера. У кого оно останется целым, того ждёт удача весь год.

В северных областях страны яйца катают по земле — у кого укатилось дальше, тот соберёт самый богатый урожай. В Польше и Западной Украине проводят конкурсы на самые красивые пасхальные яйца. А в Германии, Британии и США взрослые прячут пасхальные яйца дома и во дворе рано утром, а дети должны их найти.

Почему на Пасху пекут куличи из творога?

Люди боялись, что после долгого отказа от жирной еды в Великий пост, организм не сразу примет жирное мясо или сладости. Поэтому начинали со свежего творога. Но тогда вместо творога крестьяне собирали со всей деревни кислое молоко, сбраживали его и получали липкую массу. Её ели сырой, иногда добавляли фрукты и сахар. А уже в 18 веке начали готовить творог. Для куличей его тщательно перетирали через мелкое сито и иногда добавляли густые сливки.

Затем появились запечённые творожные куличи. Для них форма уже не имела такого значения. Их готовили в печи, выдерживая до появления плотной корочки. Для украшения использовали цукаты, изюм и сахарную пудру.

Зная, зачем мы печём куличи на Пасху, несложно понять, что творожный кулич — тоже символ. Усеченная пирамида с изображением креста и аббревиатурой ХВ — образ Гроба Господня.



В чём готовить куличи?

Давным-давно куличи пекли в каменных или керамических формах. Но они легко трескались от жара, а тесто подгорало. В 14 веке появились металлические ведёрки, которые наполняли дрожжевым тестом на треть, оставляя место для быстро поднимающейся «шапки». Их передавали по наследству в богатых семьях. Говорили, так и кулич будет вкуснее. Поры заполнялись маслом и запечатывались нагаром — и стенки становились мягкими.

В советское время религия была непопулярна. Но во многих семьях продолжали печь куличи в баночках и контейнерах. Стенки и дно прокладывали пергаментной бумагой, чтобы оголённый металл не портил вкуса теста.

Сегодня у нас есть всё для быстрой и вкусной выпечки в духовке. В круглой форме Zanussi Turin ZAC11112CF есть ямочки, которые позволяют аккуратно отделить блюдо от дна и стенок. А Hitt Sahara Dune HS-DLP-2913 изготовлена из качественного антипригарного силикона, поэтому в ней можно готовить вовсе без масла, сохраняя минимальную жирность блюда. У металлической Hitt H151001 есть антипригарное покрытие — оно сохранит естественный вкус теста. А стеклянная Simax Classic долго остаётся гладкой, поэтому готовый кулич легко выскальзывает из неё, не прилипая к стенкам.

Для каждого рецепта есть своя формочка. Например, для классического идеально подходит 14-сантиметровая круглая форма Hitt H141001 с долговечным антипригарным покрытием. Творожный кулич легко сделать в волнистой форме для пудинга Beka 13880224 — её можно ставить в холодильник, чтобы дольше сохранять готовое блюдо. А силиконовая форма TalleR TR-66216 позволяет приготовить шесть мини-куличей, которые станут настоящим украшением стола.

С мини-печами работать даже удобнее, чем с духовками. Они стоят на столе и наклоняться, чтобы контролировать выпечку, не придётся. В хлебопечках есть полностью автоматические программы для куличей. Положил ингредиенты, нажал кнопку, добавил изюм по сигналу, достал готовую выпечку — очень удобно!

На Пасху готовят не только куличи и яйца. Издавна было принято, чтобы на праздничном столе стояли мясные блюда — буженина, домашние колбасы и холодец. В приморских регионах обязательно готовили рыбу — запеченную, в кляре или заливную. Десертами служили ромовые бабы (кексы), пироги с сухофруктами, а также молочный и фруктовый кисель.

Почему мы печём куличи, красим яйца и готовим пасху

Завтра уже суббота -Пасха совсем близко. Великая суббота, когда мы ждём приближение самого светлого из Праздников. Заканчивается Светлая седмица, но будем молиться, чтобы светлая радость в наших душах никогда не заканчивалась. Будем стремиться хранить радость эту в сердцах наших, дарить ее своим родным и близким. И, мы так устроены, что не можем не думать о хлебе насущном – о праздничном столе. Ох, особенно те, кто постились. Как говорится: дорого яичко к Христову Дню. Поэтому детям можно рассказать почему мы несём в церковь освящать именно куличи, яйца и творожную пасху.

Фото: Освящение куличей, яиц и Пасхи; СеверПост Фото: Освящение куличей, яиц и Пасхи; СеверПост

Кулич как артос

Как гласит предание, после того, как Иисус Христос воскрес, он являлся к апостолам во время их трапез. Ученики, которые радовались о явлении воскресшего Господа, никогда не знали, в какой момент Он к ним придет. Апостолы оставляли свободным центральное место для Христа за столом, а посередине ставили артос - греческий хлеб круглой или овальной формы. Именно так родилась традиция в память о трапезе апостолов оставлять артос для Христа в день Воскресения Господня. Этот хлеб стоит перед открытыми Царскими вратами всю Светлую седмицу. Накануне Пасхи после специальной молитвы его раздают верующим.

Слово «кулич» - родом из европейских языков - kulich – от испанского и koulitch – от французского.

Со временем в каждой семье на Пасху стали готовить такой хлеб. Считается, что в доме, где на пасхальном столе есть кулич, невидимо присутствует воскресший Иисус.

Фото: Артос на Светлой Седьмице; Православие фм Фото: Артос на Светлой Седьмице; Православие фм

Почему мы красим яйца?

По легенде, когда Мария Магдалина пришла с проповедями в Рим, она преподнесла императору Тиберию белое яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Тиберий заявил ей, что мертвый человек не может ожить, так же, как и это яйцо не может покраснеть. Но на глазах императора и Марии яйцо тут же окрасилось в красный цвет. И после этого император поверил словам Марии. С тех времен яйцо символизирует Гроб Господень и возникновение жизни. Для христиан Красный цвет стал символом Воскресенья Господня. Однако, позже яйца стали красить и в другие цвета. Яйцо крашеное или украшенное на Пасху – это прежде всего символ веры. В пасхальные дни мы приветствуем друг друга, восклицая «Христос Воскресе!» и целуемся. А дома, «бьёмся» крашеными яйцами и угощаем ими друзей и гостей.

Считается, что освященные в храме яйца обладают чудодейственными свойствами. По древней русской традиции, при разговении после поста, отец семейства очищал первое яйцо, разрезал его и раздавал по кусочку членам семьи. Всю пасхальную неделю яйцами угощали родственников, друзей, соседей и раздавали нищим.

Скоро Пасха! А откуда пошла традиция печь куличи?

Пасха — это древнейший и самый важный христианский праздник, с которым связано множество интересных традиций. Одна из них — печь сдобные куличи с белоснежной глазурью и цветной посыпкой. Сложно представить Светлое Христово Воскресенье без этого всеми любимого праздничного лакомства. Но откуда пошла традиция печь куличи и какое ритуальное значение они имеют? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.

Кулич — русское название обрядового пасхального хлеба, который перед подачей к праздничному столу освящают в церкви.

Откуда пошла традиция печь пасхальный хлеб

Библейское предание гласит, что Иисус Христос после воскрешения пришёл к апостолам и разделил с ними трапезу. В дальнейшем это побудило апостолов оставлять центральное место за столом свободным, а около него ставить артос — церковный хлеб с изображением креста и тернового венка. Хлеб символизировал присутствие незримого Христа за столом, его победу над смертью и торжество жизни.

Вскоре примеру апостолов последовали священнослужители, которые после пасхальной литургии стали раздавать прихожанам кусочки освящённого артоса. Хозяюшки тоже не остались в стороне: они начали печь к Светлому Христову Воскресенью сдобный аналог артоса с орехами и изюмом. За округлую форму такой хлеб называли «куличом» (от греч. kollikion — круглый хлеб). Со временем выпекать к Пасхе куличи стало доброй праздничной традицией.

Христиане уверены: кто на Пасху отведает кулич, тот победит болезни и приблизится к Христу.

Когда нужно печь куличи

Куличи пекут в любой день Страстной недели, кроме пятницы. Чаще всего хозяйки начинают приготовление пасхального хлеба в Чистый четверг, а в Великую субботу освещают его в церкви. Для христиан освещение куличей — обязательный и очень важный обряд. После праздничной службы самый красивый кулич ставят на праздничный стол, а во время трапезы делят его между присутствующими.

Куличи принято нарезать на горизонтальные сегменты. Верхушку с глазурью хранят до тех пор, пока не будет съеден весь кулич.

Из чего готовят пасхальный хлеб

Пасхальный хлеб готовят из сдобного дрожжевого теста с добавлением изюма, орехов, цукатов и специй: ванилина, мускатного ореха, кардамона. Изделие выпекают в цилиндрической форме, обмазывают верхушку глазурью из сахара, взбитого с яичным белком, и украшают цветной кондитерской посыпкой, крашеным пшеном, кремовыми цветами или буквами "ХВ" (Христос воскрес).

Первое время куличи выглядели как обычные караваи. Привычная цилиндрическая форма у них появилась только в ХХ веке.

Приметы, связанные с куличами

Считается, что если кулич получится высоким, румяным и красивым, то в течение года семью будут ждать процветание и благополучие. Если же кулич во время выпечки развалился на части или потрескался, то неприятности не за горами. Головку от от освящённого кулича хозяева брали с собой на приусадебный участок и съедали её на обед. Этот простой обряд привлекал хороший урожай.

Пасхальный кулич


История происхождения кулича

кулич

Пасхальный кулич и его роль в православии

кулич

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

кулич

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Почему на Пасху пекут куличи? Причины, фото и видео

Пасхальный кулич

Интересно Содержание:

В церковных книгах пасхальный кулич упоминается с апостольских времен – это 1-50 годы нашей эры. После воскресенья Иисуса Христа он приходил к своим ученикам во время обеда. Поэтому они оставляли для Спасителя хлеб. Со временем традиция перешла в церковь. Монахи выпекали на праздник святой артос, который оставался нетронутым до дня праздника. После утреннего молебна угощение раздавали прихожанам.

Что символизирует пасхальный кулич?

Пасхальный кулич считался символом божественного присутствия, словно в момент разговения Иисус снизошел к людям. Это, в свою очередь, привело к тому, что в семьях тоже начали печь пасхальные куличи. Каждый хотел, чтобы Бог посетил его дом. Со временем многие забыли причину, но ритуал остался неизменным. Даже если люди сами не готовят, они обязательно покупают кулич перед праздником.

Интересно: Почему сладкое липкое? Причины, фото и видео

Происхождение и значение слова: кулич

Само это слово произошло от греческого kollikion, что переводится, как «круглый хлеб».

Какой кулич правильный:дрожжевой, без дрожжевой или другой?

Самые популярные разновидности – творожный и дрожжевой куличи. На прилавках магазинов можно найти шоколадные, сливочные, фруктовые варианты, но их значительно меньше. Так какой же вариант считается правильным с церковной точки зрения?

Виды пасхальных куличей

Виды пасхальных куличей

По преданию, апостолы после окончании жизни Христа ели только постный хлеб, в знак великого траура. Но после чудесного воскресенья, они начали употреблять квашеный хлеб (или по-современному – дрожжевой). Изначально куличи не были ни сладкими, ни из творога, ни, тем более, не содержали фруктовых добавок.

Обязательным условием было украшать верх кулича надписью «ХВ», а по бокам делать рисунки из копий, крестов, венков или других символов распятья. Отсутствие поварских книг до начала 18 века не позволяет точно отследить рецептуру, но изюм и сахар в пасхальный кулич начали добавлять только в начале 1800 годов. А традиционная сегодня форма в виде цилиндра получила широкое распространение только в двадцатом веке. До этого куличи напоминали обыкновенные караваи.

Соответственно любители творожных и прочих разновидностей должны знать, что такие куличи хотя и можно кушать, но к христианской традиции они не имеют никакого отношения.

Пасхальные блюда католиков

Интересно: Когда появился ценник?

Итальянский пасхальный кекс «Коломбо»

Итальянский пасхальный кекс «Коломбо»

Когда можно есть пасхальный кулич?

До утреннего молебна пасхальный кулич нельзя есть. Но после возвращения из церкви домой – это первое, с чего стоит начинать завтрак. Уже после можно употреблять яйца, колбасу и прочие продукты из корзинки.

Какие куличи нельзя есть?

Считается, что нельзя кушать пасхальные куличи, которые сделаны в Страстную Пятницу. Это день мучений Христовых. Еда, приготовленная в этот день, символизирует глумление над Спасителем. Идеальный день для выпечки – Чистый Четверг.

Также интересно отметить и то, что в Европе нет такой жесткой привязки к определенному блюду. Главное, помнить, что кушая пасхальный кулич, верующий человек восхваляет Христа, а творожный он будет или дрожжевой – это не важно.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Почему на Пасху пекут куличи и красят яйца в красный

В 2019 году православные отмечают один из самых больших христианских праздников – Светлое Христово Воскресение, или Пасху, 28 апреля. В этот день у верующих заканчивается строгий пост, длившийся 40 дней. В каждом доме на праздничном столе обязательно должны быть кулич, крашеные яйца и пасха. Откуда пошла традиция готовить именно эти праздничные блюда и что они символизируют?

Пасхальный кулич

Предание гласит, что после того, как Иисус Христос воскрес, он являлся к апостолам во время их трапез. Они специально оставляли свободным для Христа центральное место за столом, в середину которого ставили хлеб (по-гречески – «артос» - высокий цилиндрический хлеб круглой или овальной формы). Так появилась традиция оставлять артос для Христа в день Воскресения Господня в храме на специальном столе в память о трапезе апостолов. Этот хлеб стоит перед открытыми Царскими вратами всю Светлую седмицу. Накануне Пасхи после специальной молитвы его раздают верующим.

В русский язык слово «кулич» пришло из европейских языков - kulich – от испанского и koulitch – от французского. Со временем в каждой семье на Пасху стали готовить такой хлеб. Считается, что в доме, где на пасхальном столе есть кулич, невидимо присутствует воскресший Иисус.

По народной примете, если кулич получился хорошим, в доме будет процветание и благополучие. Раньше верх кулича срезали горизонтально, нарезали его кругами или ломтиками, а остаток накрывали срезанной верхушкой.

Почему яйца должны быть красными

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга со словами «Христос Воскресе!» и целуются. По традиции, верующие «бьются» крашеными яйцами, а также дарят их друг другу. По легенде, когда Мария Магдалина пришла с проповедями в Рим, она преподнесла императору Тиберию белое яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Он заявил ей, что мертвый человек не может ожить, так же, как и это яйцо не может покраснеть. Тут же яйцо окрасилось в красный, после чего император поверил ей. С тех времен яйцо стало символом гроба Господня и возникновения жизни. Красный цвет стал для христиан символом Воскресенья Господня. Однако позже яйца стали красить и в другие цвета, ведь главное – это символ веры.

Считается, что освященные в храме яйца обладают чудодейственными свойствами. На Руси во время трапезы, разговения после поста, отец семейства очищал первое яйцо, разрезал его и раздавал по кусочку членам семьи. Всю пасхальную неделю яйцами угощали родственников, друзей, соседей и раздавали нищим.

Пасха из творога

Еще одно угощение Христова Воскресенья - творожная пасха в виде пирамиды. Оно означает Гроб Господень, в котором воскрес Иисус. Праздничное блюдо – пасху – по традиции готовят в разборной деревянной форме из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос Воскресе!»). Также там присутствуют крест, копье, трость, ростки и цветы, которые символизируют страдания и воскресение Иисуса Христа, и голубь — символ Святого Духа. Эти буквы и изображения отпечатываются на готовой пасхе, когда снимают пасочницу. Однако пасху готовят не во всех регионах России, в некоторых из них так называют сам кулич.

Пасха, паска да кулич. Откуда пошло столь важное для украинских патриотов пасхальное отличие

Посвященные Пасхе стихи или рассказы можно встретить, пожалуй, у каждого классика. Не стал исключением и прославивший Киев русский писатель Александр Куприн. Действие его рассказа «По-семейному» как раз происходило в этом городе.

Фото: Украина.ру Украина.ру

«Было это право, теперь мне кажется порой, что это было триста лет тому назад: так много событий, лиц, городов, удач, неуспехов, радостей и горя легло между нынешним и тогдашним временем. Я жил тогда в Киеве, в самом начале Подола, под Александровской горкой, в номерах «Днепровская гавань», содержимых бывшим пароходным поваром, уволенным за пьянство, и его женою Анной Петровной — сущей гиеной по коварству, жадности и злобе», — начинал свой рассказ писатель.

Постоянных жильцов в номерах было шестеро и все — одинокие люди, описывал Куприн. Среди них: пристрастившийся к игре в карты бывший купец, инженер Бутковский, студент «с толстым и безусым лицом», который позже станет известным прокурором, шоссейный техник Карл — «жирный остзеец, трясущийся пивопийца», сам Куприн и проститутка Зоя, «которую хозяйка уважала больше остальных». Как вспоминал писатель, все они были «знакомы и как будто бы незнакомы».

И вот, на Пасху, которую Куприн встречал один, коридорный Васька передал ему записку.

«Глубокожамый 8. Если вам свободно и не по Брезгуете очень прошу вас зати ко мне У номер разговеца свяченой пасхой. Извесная вам Зоя Крамаренкова», — гласила она.

Оказалось, что такие же записки получили и другие жильцы. В итоге у Зои собрались все, кроме студента.

«Комната у нее была именно такая, какой я себе ее представлял. На комоде пустые бомбоньерки, налепные картинки, жирная пудра и щипцы для волос. На стенах линялые фотографии безусых и курчавых фармацевтов, гордых актеров в профиль и грозных прапорщиков с обнаженными саблями. На кровати гора подушек под тюлевой накидкой, но на столе, покрытом бумагой, вырезанной, как кружево, красовались пасхи, кулич, яйца, нога ветчины и две бутылки какого-то таинственного вина», — описал номер Зои — в прошлом сельской девушки — Куприн.

Дерзнувшего бы написать такое сегодня писателя украинские патриоты мигом бы уличили в «незнании местных особенностей». Ведь, по их мнению, никаких куличей на Пасху в Киеве и окрестностях не пекли. Вместо них пекли паски.

Разница в одной букве

Паска — именно так на Украине называют кулич, уверяют и украинские телеканалы, публикующие в эти дни видео с рецептами куличей, и многочисленные эксперты.

И действительно, ряд украинских этнографов, живших в ХХ веке, использует именно этот термин.

«В пятницу пекут паски. Как только хозяйки отправят паски в печь и загнетят их священной вербой, они идут на огород и сажают рассаду — «чтобы капуста была здоровая, как паска». Паски в печи они накрывают платочками, которые потом хранятся и, если нужно, используются во время обкуривания от бешихи. Если верх паски западет или она окажется пустой внутри, это предвещает несчастье — кто-то, говорят, умрет в этом году», — передавал записанный в Никольской слободе на Слобожанщине обычай Олекса Воропай в первом томе своей книги «Обычаи нашего народа», вышедшем в 1958 году в Мюнхене.

При этом Воропай описывает и рецепт паски. Выглядел он так: делалась опара на молоке, к ней добавляли муки и яиц и месили тесто. В тесто клали белый и желтый имбирь.

«Желтый — для «красоты», а белый — для «духа», — пояснял Воропай.

В тесто добавляли еще настойку на шафране. Делая паски, клали их в высокие формы, а сверху делали из теста крест и «шишки». На некоторое время формы с пасками ставили в теплое место, чтобы паски взошли, и лишь после этого ставили паски в уже натопленную печь. Как писал Воропай, «пекли паски всегда из белой пшеничной муки и только один раз в год — на Пасху».

В этом утверждении он ссылался на жившего в ΧΙΧ веке фольклориста и поэта, автора современного украинского гимна Павла Чубинского, под редакцией которого в 1877 году вышел седьмой том «Трудов этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский Край», который назывался «Малоруссы юго-западного края».

На странице 445 среди прочих «печений из теста» мы и находим искомое блюдо. Однако у Чубинского оно называется не паска, а пасха. Что характерно, Воропай почти слово в слово переписал рецепт у Чубинского. Он опустил лишь то, что пасху малороссы делали не только из пшеничной муки.

«Пасха всегда делается из пшеничной или из крупичатой муки и приготовляется только к празднику Пасхи», — завершал свой рассказ об этом «печении» Чубинский.

Его нельзя упрекнуть в русификации термина. Ведь на том же развороте книги, где речь идет о пасхе, но на другой странице — 444-й — мы можем встретить упоминание о другом блюде, которое Чубинский в книге назвал прямо — яечня. Именно так — яєчня — в современном украинском языке называется яичница. Кстати, описывая «яечню», Чубинский сообщает: «Яйца вареные употребляют очень редко; на праздник Пасхи «крашенки» (яйца вареные и окрашенные) считают священной обязанностью иметь. Поздравляя друг друга или даже и панов с праздником, непременно дают окрашенное яйцо».

Да и на других страницах, посвященных кулинарии, мы можем увидеть, что Чубинский аккуратно передает названия украинских блюд («свиняча печинка с часником», «картопля з маком») и даже овощей («цибуля», «огірки» и «буряк»).

В 1903 году в Российской империи выходит седьмой том сборника «Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей», который назывался «Малороссия». Его авторами были два члена Императорской Санкт-Петербургской академии наук: этнографы Владимир Ламанский и Петр Семенов (в 1906 году последний получил к своей фамилии приставку Тян-Шанский).

«На Пасху готовится пасха из пшеничной или крупичатой муки», — указывалось и в этой работе.

В общем, свою выпечку малороссы называли пасха — с "х". Такое название и сегодня можно встретить в Донбассе, Киеве, а также Центральной, Восточной и Южной Украине.

«Па́сха ж. празднество Іудеевъ, впамять исхода ихъ изъ Египта. || Агнецъ, закалаемый и съѣдаемый іудеями въ празднество это. || Ежегодное торжество христіанъ, впамять востанія изъ мертвыхъ Спасителя; свѣтлое Христово воскресенье, святая, святая-недѣля. || Великоруск. освященая стопочка сыру, творогъ, коимъ разгавливаются въ сей день; а малрск. куличъ, освященный для той-же цѣли, коровай ».

Таким образом, и родившийся в Луганском поселке (ныне — Луганск) Даль, и родившийся на хуторе Чубинка, что в Полтавской губернии (ныне — территория Борисполя), Чубинский писали именно о пасхе, но не о паске.

Византийская традиция и старообрядческий быт

В конце ΧVIII века в имении генерал-прокурора Александра Вяземского появилась удивительная церковь. Удивляла церковь Святой Троицы Живоначальной своей формой. По воле хозяина архитектор Николай Львов спроектировал и построил церковь так, что сама она напоминает кулич, а вот ее колокольня — пасху (в великорусском разумении). В народе церковь сразу же прозвали «Кулич и пасха». Тем, кто сегодня хочет полюбоваться на это творение Львова и Вяземского, нужно приехать в Санкт-Петербург, доехать до станции метро Пролетарская и пройти чуть больше трехсот метров.

"Кулич и Пасха" Церковь Пресвятой Троицы Санкт-Петербург

Сам этот храм и его колокольня — воплощенное свидетельство того, что творожная пасха известна по крайней мере с XVIII века. Подтверждал это и такой знаток русской кухни, как Вильям Похлебкин.

«Среди сладких блюд русской кухни совершенно особое место занимают творожные пасты, носящие старинное название — пасхи. Наибольшее количество вариантов пасхи было разработано в конце XVIII-XIX вв., причем появлялась она прежде всего за богатым столом. Трудящиеся могли позволить себе такое дорогое по тому времени блюдо чрезвычайно редко, практически один раз в год, приурочивая его к большому церковному празднику, да еще к тому времени, когда появлялось молоко», — писал он в книге «Национальные кухни наших народов».

Скорее всего, именно поэтому название "пасха" закрепилось за творожным блюдом, которое внедрялось в народ сверху — через знать.

Что касается куличей, то они, как уверен Похлебкин, пришли на Русь из Византии.

«Куличи были завезены «из-за моря», из Византии, и всегда считались торжественными, дорогими и трудоемкими кондитерскими изделиями», — писал он в той же книге.

Собственно, само слово «кулич» происходит от византийского греческого — κουλλίκι — «круглый (овальный) хлеб». Сама традиция выпекать специальный хлеб, который в православной церкви называется "артос" (от греческого άρτος — хлеб), на Пасху прослеживается с XII века. В относящемся к первой половине ΧΙΙ столетия Евергетидском Типиконе было указано:

«По окончании же [трапезы] глаголем: «Благословен Бог, питающий нас», и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: «Христос воскресе». Там же упоминается, что в субботу Светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий раздает всем братиям».

Происхождение этой традиции связывают с историей об апостолах, которые после Вознесения Христова якобы оставляли за трапезой для Него часть хлеба. Тем самым они символически изображали присутствие Христа за трапезой. Примечательно, что упомянута эта история и в послании «О воздвижении пресвятыя и о артусе» епископа Тверского Нила Грека к вельможе Георгию Дмитриевичу.

Но почему у одной ветви русского народа — великороссов появилось название «кулич», в то время как малороссы используют для названия такой же выпечки слово «пасха»? И почему никто не использует название «артос»?

Тут нужно отметить следующее. Все-таки артос используется священниками, но не мирянами. Его освящают в первый день Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. Артос обносят возле храма во время крестного хода, который совершается на Светлой седмице ежедневно. А в Светлую субботу, после чтения молитвы и раздробления, артос раздают всем участникам богослужения. В общем, артос — особый вид хлеба, который используется на богослужениях.

А вот в том, что касается пасхи и кулича, автор этой статьи рискнет высказать следующую гипотезу: само различие в названиях может быть связано с реформой православной церкви, которую провел патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича в XVII веке. Примечательно, что одним из факторов, побудивших царя на реформу, было присоединение Малороссии.

«Малороссия отделилась от Польши, признала своим царём Алексея Михайловича и вошла в состав Московского государства как его нераздельная часть. Но в Москве православие малороссов, как и православие тогдашних греков, возбуждало сильное сомнение потому единственно, что церковно-обрядовая практика южноруссов сходилась с тогдашнею греческою и разнилась от московской», — писал в вышедшей в 1912 году книге «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» профессор, член-корреспондент Императорской Академии наук и бывший городской староста Сергиева Посада Николай Каптерев.

Часть русских священников не приняла реформы, и на Русь пришлось звать греческих священников, которые и обратили внимание на народный обычай выпекать эдакий «аналог» артоса. Можно также предположить, что переименовали хлеб, который, скорее всего, в простонародье назывался «пасха», местные сторонники реформы среди духовенства, которые желали быть больше греками, чем сами греки. А вот сторонники старой веры это переименование не приняли.

В подтверждение этой гипотезы можно привести слова старообрядцев. В 2008 году в России вышла книга «Русские старообрядцы. Язык, культура, история. Сборник статей к XIV Международному съезду славистов». Среди прочего в ней содержалась расшифровка интервью с двумя староверками из Западного Причудья — деревни Новая Казапель (Уус-Казепяэ) в Эстонии Анной Карзубовой и ее дочерью Прасковьей. Само интервью проходило в 2003 году. К тому времени Анне было 93 года, а ее дочери — 69 лет.

«Семь лепёшек надо сделать, друг на друга. Большая, меньше, меньше, меньше и самую маленькую. Ляпёшку сделают, помажут яичком, другой круг на это наложут, поменьший, чтоб по рядам была. Помажут опять — опять поменьший, так семь ляпёшек надо положить. Семь нядель посту — и семь ляпёшек. На самую маленькую уточку можно положить наверьх, а кругом кто виноградным веткам, кто таким рисуночком из теста украшает. Яичком помажут — и в печку. И вот она такая — не кулич, называется пасха. Красят яички. И вот и подают яички — крылошанам, старым бабкам. Кончится служба. Пасхи все на скамейке, от каждой пасхи по куску отрязают и раздают: хто бедныим, хто старый такой, и крылошанам», — рассказывала исследовательнице Ольге Ровновой Прасковья Карзубова.

А вот ее мать называла пасху — паской. «Паску пекли и яички красили», — говорила Анна Карзубова, указывая, что то была дрожжевая выпечка. Но тут нужно отметить, что и сам праздник Пасха она тоже называла «Паской». «Паску мы так отмячаем», — начинала она рассказ о праздновании.

Есть выпечка с таким названием и у старообрядцев, живущих в других местах.

«А теперича и на Паску уже дети даже не знают, что это паска, понимаете. Не говорять "мама будет печь паску": мама пекёть козанак, понимаете? Потерялося это слово — паска», — жаловалась старообрядка-липованка Ирина Михайлов, жительница села Слава-Черкезэ.

Интервьюировавшая ее исследовательница Анна Плотникова отмечает, что в больших липованских селах Камень (Каркалиу) и Сарикёй паской называют «маленький круглый хлеб для освящения в церкви».

Интервью со старообрядцами из Румынии, а также описание их быта можно встретить всё в том же сборнике.

Таким образом, можно предположить, что изначально в народе хлеб, который выпекали на Пасху, назвали по имени самого праздника. Позже, в ΧVII веке, на тех землях, где проходили никонианские церковные реформы, то, что называли пасхой, стали называть куличом. А спустя столетие на столах знати появилась усеченная пирамида из творога, которая символизировала Гроб Господень. И поскольку она появлялась на столах на Пасху, к ней и перешло это название.

При этом само слово "паска" не является исключительно украинским — оно встречается и в Причудье, и в Румынии. Более того, малороссы использовали слово "пасха".

Подытоживая, хотелось бы с грустью отметить, что сегодня различия в названиях одного и того же блюда используется на Украине в том числе и для разжигания вражды между народами. Мол, никакие эти русские не братья украинцам. Что ж, оставим это на их совести. А всех остальных поздравим со светлым праздником Пасхи и напомним слова Николая Гоголя из «Светлого Воскресения»: «Есть много в коренной природе нашей, нами позабытой, близкого закону Христа, — доказательство тому уже то, что без меча пришел к нам Христос, и приготовленная земля сердец наших призывала сама собой Его слово, что есть уже начало братства Христова в самой нашей славянской природе».

Зачем пекут куличи на пасху

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

Творожная пасха (в Требнике – «млеко огустевшее», то есть творог) имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием «Христос Воскресе!». При этом с апостольских времен принято целование. По традиции, верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа.

Читайте также: