Высокий тариф на отопление действия

Обновлено: 12.05.2024

Плата за тепло. Объясняем, почему тариф на тепло может быть выше, чем в другом доме.

В актуальности вопроса автор статьи убедился по опыту работы в теплоснабжающей организации. Регулярно, на требование оплатить им поставленное тепло потребители возражали, что у нашей организации слишком высокий и несправедливый тариф, а вот в соседнем г. Екатеринбурге, у их знакомой жены брата в доме тепло дешевле. Какого было удивление, когда приходилось объяснять, что это является нормальным явлением, когда стоимость гигакалории должна разниться. Но для этого сначала опуститься до начал ценообразования.

Правовые основы цены за гигакалорию

В соответствии с п.2.2 ст. 8 ФЗ “О теплоснабжении” продажа тепла населения относится к регулируемому виду деятельности. Это означает, что п=правила ведения деятельности утверждены на законодательном уровне и Поставщик тепла обязан ими в своей работе руководствоваться. Например, закупать материалы через процедуры закупок, опубликовывать информацию о себе, и что самое важно, согласовывать стоимость тепла с государственным органом. В Свердловской области таковым органом является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 “О ценообразовании в сфере теплоснабжения” (далее по тексту - постановление от 22.10.2012 №1075) стоимость за тепло устанавливается отдельно для каждой регулируемой организации .

Таким образом получается, что каждый поставщик тепла защищает свой размер стоимости тепла и стоимость одной гигакалории является индивидуальной для каждой организации.

Тепло и в Африке тепло. Почему цены разные?

Теперь переходим к самому интересному. В соответствии с п. 16 постановления №1075 от 22.10.2012 г. для расчета стоимости одной гигакалории используются следующие методы:

а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

в) метод индексации установленных тарифов;

г) метод сравнения аналогов.

Вне зависимости от способа метода, в основе каждой лежит учет расходов, которые понесет организация. И здесь и заложена основная причина разницы цен. В виду того, что каждая организация обладает разной протяженностью труб, изношенности сети, количества сотрудников и разного оборудования, стоимость в итоге будет различаться. Разберем на примере сравнения ПАО «Т Плюс» и домом, оборудованным крышно-газовой котельной.

ПАО «Т Плюс» - 1 800 рублей за одну гигакалорию.

ПАО «Т Плюс» обладает сетями, протяженностью свыше 18 000 км, которые необходимо латать, менять. В организации работает свыше 47 тысяч человек, которым необходимо выплачивать заработную плату. В собственности находится 54 ТЭЦ, которые необходимо чинить, поддерживать в состоянии.

Представьте, в какие траты обходится поддержание всего комплекса в рабочем состоянии, только на покраску уходят миллионы. Представьте, в какие траты обходится поддержание всего комплекса в рабочем состоянии, только на покраску уходят миллионы.

Крышно-газовая котельная – 800-900 рублей за одну гигакалорию.

Совсем по-другому обстоят дела с домами, на крышах которых предусмотрена своя котельная. Протяженность сетей – нулевая, так как сети внутри дома чинит управляющая компания, а капитальный ремонт проводится за счет формируемого фонда кап. ремонта. Для обслуживания котельной достаточно несколько человек, Траты на ремонт самой котельной значительно дешевле, по сравнению с ремонтом ТЭЦ.

Такая маленькая коробчонка заменяет большой комплекс указанный сверху. Ремонт и обслуживание такого комплекса значительно дешевле, чем содержать котельную. Такая маленькая коробчонка заменяет большой комплекс указанный сверху. Ремонт и обслуживание такого комплекса значительно дешевле, чем содержать котельную.

Стоимость тепла устанавливается для каждой организации с учетом понесенных ею расходов на производство одной гигакалории. Размер расходов проверяется государственным органом, который в праве уменьшить тариф, если посчитает, что туда заложены не существующие расходы. Поэтому, цена на тепло может отличаться между городами, районами города и даже между соседними домами. В случае сомнений в размере стоимости гигакалории, заходите на сайт государственного органа и читайте постановление, в котором утверждена стоимость для Вашего поставщика тепла.

Уважаемый, читатель! Если при прочтении статьи возникли вопросы, замечания или предложения,то не забываем оставить их в виде комментариев к статье и подписываемся на канал, чтобы не пропустить выпуск свежей статьи

Накапало

Как не переплачивать за коммунальные услуги, рассказали эксперты "Российской газеты"

С 1 июля выросли тарифы за жилищно-коммунальные ресурсы. В почтовых ящиках - свежие квитанции. В среднем услуги должны повыситься на четыре процента. Однако в некоторых регионах не смогли сдержать аппетиты. Куда жаловаться и что делать, если вам предъявили перерасчет на крупную сумму? На вопросы читателей "Российской газеты" ответили исполнительный директор НП "ЖКХ-Контроль" Светлана Разворотнева и начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Алексей Матюхин.

Наш собкор из Омска Наталья Граф спрашивает: что делать человеку, который в своей платежке обнаружил рост тарифа с 1 июля больше предельных индексов? Например, в селе Кутузовка Чебаркульского района платеж за отопление вырос на 9 процентов.

Алексей Матюхин: Необходимо посмотреть, на сколько в целом увеличилась оплата за все коммунальные услуги. Потому что механизм ограничений позволяет за тот или иной вид ресурса повысить больше, чем это установлено, например на 7 или даже 10 процентов. Но итоговый совокупный платеж по сравнению с тем, сколько гражданин, к примеру, платил в декабре 2019 года, не должен измениться более, чем это разрешено правительством. То есть, если объединить тепло, воду, электричество, газ, получится не больше предусмотренного по Омской области.

За разъяснением лучше обратиться в органы Госжилнадзора. Насколько правильно начисляются платежи, можно выяснить и в ФАС. Мы проведем проверку соблюдения предельного индекса по субъекту РФ. Можно попробовать перепроверить правильность начисления через "калькулятор коммунальных платежей" на сайте ФАС.

Насколько правильно начисляются платежи за коммунальные услуги, можно проверить через "калькулятор коммунальных платежей" на сайте ФАС

Некоторые регионы объявили, что из-за пандемии не стали повышать отдельные тарифы. Когда их теперь могут поднять?

Алексей Матюхин: Тарифы по законодательству изменяются с 1 июля. Никакой другой даты не может быть. Но регион может принять решение об установлении с июля льготных тарифов для населения, которые могут равняться, например, тарифу 2019 года. Тариф для компаний повысился, а для граждан нет. И эту дельту компенсирует бюджет субъекта Федерации. Регион вправе через несколько месяцев отменить такой льготный режим, и у жителей подрастут платежи в квитанциях. Но плата граждан при этом все равно не должна измениться на процент, больше утвержденного правительством индекса.

На вопросы читателей Светлана Разворотнева отвечает в рубрике "Юрконсультация"

Светлана Разворотнева: Добавлю, что есть еще взносы за капитальный ремонт, которые устанавливаются не федеральным правительством, а в регионе. В прошлом году многие субъекты Федерации приняли решение об их росте, причем размер "прибавки" устанавливали сами.

Звучали предложения заморозить рост тарифов на год по России в целом из-за трудностей в экономике, вызванной пандемией.

Алексей Матюхин: Хотя повышение платы за ЖКУ происходит с 1 июля, решение об этом принимается в декабре 2019 года.


Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ольга Бухарова

Долг из-за долгов

Вопрос нашего собкора из Башкирии Ольги Горюновой: будет ли в нынешних условиях рассмотрен вопрос об освобождении многодетных семей или оставшихся без работы от оплаты услуг ЖКХ либо об увеличении размера субсидий?

Светлана Разворотнева: На мой взгляд, освобождением, снижением или заморозкой платы за коммунальные услуги делу не поможешь. Во-первых, эта поддержка не адресная. Во-вторых, искусственное снижение платежей приводит к тому, что у предприятий не хватает средств на качественное предоставление услуг, проведение текущих ремонтов, подготовку к зиме. То есть в результате страдают те же потребители.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Самым лучшим инструментом помощи являются не льготы, а жилищные субсидии. Потому что они предоставляют эту помощь в зависимости не от категорий, а именно от нуждаемости. Например, вы можете быть многодетной матерью, но при этом иметь очень хорошо зарабатывающего мужа. К сожалению, сейчас субсидиями пользуются далеко не все граждане, имеющие на это право. Прежде всего из-за очень сложной процедуры оформления. Например, в Удмуртии некоторым категориям граждан, претендующим на субсидию, необходимо оформить и принести в МФЦ или соцзащиту 32 документа.

Другая проблема в том, что субсидия предоставляется только тем, у кого нет долгов за ЖКУ либо заключено соглашение о реструктуризации задолженности. Получается замкнутый круг. В период пандемии эту систему попытались поломать в ряде субъектов. Например, Москва и Волгоград начали выдавать субсидии при наличии долгов. Но процедура получения новых субсидий осталась сложной.

Отклонено 90% предложений о превышениях

Насколько тарифы для населения экономически обоснованны? Часто говорят, что мы платим меньше себестоимости.

Светлана Разворотнева: Тарифы везде разные. Где-то они действительно ниже обоснованного, например на Камчатке, на Дальнем Востоке. Там население платит меньше, и выпадающие доходы субсидируются региональными органами власти. Где-то это происходит завуалированно. У нас тарифы ниже, чем во многих странах Западной Европы, а платим мы по факту больше. Потому что воровство, теплопотери, неэффективная модернизация, изношенная коммунальная инфраструктура.

Есть те, кто за счет тарифов, я считаю, живут неплохо. Сейчас, слава богу, покончили с практикой, когда в качестве ресурсоснабжающей организации фигурировали предприятия, которым давали метр трубы. На эту трубу отдельный тариф, и участие посредника повышает стоимость услуг в два раза. Такие истории были на Дальнем Востоке, в Ленинградской области.

Алексей Матюхин: Установление тарифов - компетенция субъекта РФ. Но хотел бы обратить внимание, что есть не только желание региона или конкретной компании. Есть основа ценообразования, методические рекомендации, которые должны быть четко соблюдены.

В 2019 году был введен механизм согласований с ФАС превышений индексов, установленных правительством. В предыдущие годы около двух тысяч муниципальных образований на местном уровне согласовывали превышения в разы, в некоторых случаях - в десятки раз больше, чем правительство давало региону.

В прошлые годы около двух тысяч муниципалитетов поднимали тарифы в разы больше предельных индексов, установленных правительством

Нам поступил вал обращений от регионов, мы документы посмотрели и 92% из них вернули обратно. То есть на 90 процентов сократили превышения, которые планировались в этом году с 1 июля. Нам несли документы: "Мы планируем, возможно, в январе установить норматив такой-то. ". Или письма от глав крупных городов: возможно, мы планируем в июле или в августе 2020 года заключить концессионное соглашение, согласуйте нам рост тарифов на 35 процентов. Это как минимум несерьезно.

Хотелось бы обратить внимание, что мы не согласовываем процент повышения. А только возможность и наличие документов о том, что можно это повысить. А какой процент - просчитывают регионы. Ни одного отказа по той причине, что слишком сильно хотят повысить тарифы, от ФАС не было.

Счетчики - не панацея

После прошлой зимы было много вопросов - почему даже в экстремально теплую погоду жители должны платить за отопление по нормативам, рассчитанным на холодные зимы? Могут ли жители потребовать изменить нормативы, ссылаясь на то, что климат стал теплее?

Алексей Матюхин: Нормативы - это полная компетенция органа власти субъекта РФ. ФАС или другой федеральный орган не может что-то предписать. Есть постановление правительства об установлении нормативов. Если не ошибаюсь, нормативы пересматриваются не реже, чем раз в три года, либо если происходят какие-то точечные изменения по компании, по другим моментам.

Светлана Разворотнева: Изменение нормативов не всегда приводит к тем результатам, на которые надеется население. Тема изменения нормативов на отопление активно обсуждалась весь прошлый год. Минстрой принял методику расчета. Оказалось, что старые, ветхие, малоэтажные дома, которые реально потребляют очень много тепла, должны получить очень высокий норматив. Принятие таких нормативов пришлось отложить до января 2022 года.

Норматив всегда неизменен, какая бы погода ни стояла на улице. Он всегда несправедлив. Приборы учета - тоже не панацея. Потому что зачастую у нас из политических соображений устанавливают нормативы ниже реального потребления. И когда люди ставят прибор учета и видят, что стали потреблять больше, этот прибор моментально "выходит из строя".

Тем не менее прибор устанавливать надо. А главное, нужна аппаратура, которая будет регулировать поступление тепла в дом. У нас было много обращений в начале года, связанных с перерасчетами за тепло. Люди справедливо говорят про теплую зиму. Но при этом не работает управляющая компания! Есть температурный график - какое количество тепла должно подаваться, если температура воздуха в таких-то пределах. Если управляющая компания за этим не следит, не составляет своевременно претензии, то поставщики "умывают руки": "Такое количество тепла было связано с необходимостью обеспечить нормативное потребление в той или иной квартире". Если человек, у которого перетопы, не составляет акты о том, что у него температура в квартире выше 24 градусов, потом уже доказать ничего невозможно.


Если искусственно снижать платежи, у предприятий не будет средств на ремонты и подготовку к зиме. Фото: Александр Корольков

Мусорные платежи

Много вопросов от читателей про перерасчеты. Жители Подмосковья исправно платят за ЖКУ, долгов нет - и вдруг в следующем месяце в приходит перерасчет на три тысячи рублей за мусор. В Калининграде водоканал прислал перерасчет за два года. Могут ли организации предъявлять счета на такие весьма приличные суммы задним числом?

Светлана Разворотнева: Перерасчеты по воде могут быть связаны с тем, что люди несвоевременно подают показания приборов учета. Если это не связано с несвоевременной передачей показаний, то мне трудно представить, какое может быть законное основание для перерасчета. С мусором тяжелая история. Вышли на рынок поставщики услуг, которые никогда на этом рынке не работали. Возможно, перерасчет связан с уточнением данных . Если есть сомнения, надо обращаться в ГЖИ.

Вопрос из Самары: как справедливее было бы назначать тарифы на вывоз мусора исходя из метража или количества проживающих?

Но больше всего возмущает людей невозможность пересчитать плату в случае неоказания услуги. Если человек уехал на лето на дачу, все равно ему будут приходить платежки за вывоз ТКО. И мы, общественники, и депутаты Госудумы неоднократно поднимали вопрос о необходимости ввести процедуру перерасчета. Однако до сих пор этого не сделано.

Дезинфекция или ремонт

Пандемия породила новые вопросы. Жалоба из города Киржач Владимирской области: управляющая компания взяла с жителей 21 тысячу рублей за дезинфекцию подъездов. Есть ли законные основания списывать эти расходы с жителей?

Светлана Разворотнева: Никаких законных оснований нет, потому что, если следовать Жилищному кодексу, все решения, касающиеся стоимости жилищных услуг, принимаются гражданами.

Расходов на дезинфекцию в минимальном перечне услуг по содержанию общедомового имущества просто нет. И когда региональные власти предписали проводить эти работы то, на мой взгляд, должны были определить источник финансирования. Было бы логично, если бы такие расходы шли из фондов на чрезвычайные ситуации, которые есть у регионов. К этому же призывал минстрой. В мае проводили мониторинг, и выяснилось, что минимум в 40 регионах, в том числе во Владимирской области, никакой помощи УК со стороны местных властей не было.

Управляющие компании были вынуждены самостоятельно решать эту проблему. И они ее решили за счет текущих ремонтов, за счет работ по подготовке к зиме. Поэтому есть опасения, что отопительный сезон мы встретим еще менее готовыми.


Газ на газ не приходится

Недавно было объявлено, что тарифы на газ вырастают с 1 августа на три процента. Почему не с июля?

Светлана Разворотнева: Речь идет о повышении цен для оптовых потребителей, которое не всегда происходит с 1 июля. На потребителей это сейчас никак не повлияет. Повышение оптовых цен закладывается при установке тарифа. По Московской области было принято решение о переносе сроков повышения тарифа на газ, но это было чисто социальное решение области.

Фото: iStock

В Москве в последние пару лет тариф на электроэнергию для тех, у кого электрические плиты, растет сильнее, чем для тех, у кого газовые плиты. Обычно это объясняется желанием уравнять тарифы.

Светлана Разворотнева: Это региональные решения. Наверное, у них есть какая-то логика. Для меня установка тарифов в Москве - это всегда загадка. Почему в Москве они всегда растут быстрее, чем по всей стране? Хотя сейчас тарифы в Москве подняли на 3,7 процента, заявку они, исходя из каких-то соображений, делали на 5 процентов.

Алексей Матюхин: Предельные платежи устанавливаются по методике, которая утверждена правительством. На самом деле они утверждены долгосрочно, там определенная формула. Туда вносятся показатели социально-экономического развития и другие моменты. Цифра повышения в первую очередь связана с социально-экономическим положением региона, развитием, активным строительством, реализацией программ комплексного развития и другими моментами.

Огонь, батарея

Если в квартире вам приходится ходить в шубах и греться от чашки чая, позовите соседей. И вместе составьте акт на пересчет платы за тепло. Фото: Reuters

Алексей Матюхин: У нас по правилам предоставления коммунальных услуг в таком случае происходит перерасчет. Если это авария, когда пострадал весь дом, он должен быть автоматическим.

Если касается части дома, к примеру, что-то произошло по отдельным стоякам, то граждане должны подать заявки в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. И потребовать пересчитать за это время плату за тепло. Если в платежке это не отразилось, то следует с жалобой обращаться в жилищную инспекцию.

Фото: istock

Наталья Болачева из Омского района: Температура в комнате не поднимается выше 11 градусов. Я должна платить в этом случае?

Светлана Разворотнева: Нормой считается температура в квартире не ниже 18 градусов. В угловых комнатах - 22 градуса. Если холоднее, требуйте перерасчета.

Для этого вы должны составить акт и обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Факт обращения - это начало периода некачественного предоставления услуг. Приходит представитель службы, вместе с вами замерит температуру.

Если не дождались визита, тогда замерили сами. Табуретку поставили на середину комнаты, положили на нее градусник и при двух свидетелях (это могут быть соседи) составили акт. Направили его в управляющую компанию. Ели управдом не реагирует, то - в жилинспекцию.

Калькулятор от ФАС

Сергей Александрович Белов из Вологды: За октябрь только за отопление нужно заплатить 4410 рублей. Одна тепловая гигакалория стоит 1900 рублей. Плата за отопление - 60% от всей платы за услуги ЖКХ. Это правильно?

Алексей Матюхин: Установленный тариф 1900 рублей за гигакалорию - усредненный для газовых котельных. Если судить по платежке, то в месяц было израсходовано чуть больше двух гигакалорий. Необходимо посмотреть, как они рассчитываются. Бывает так, что плата за отопление выставляется за октябрь, но туда частично входит и то, что дом потребил в сентябре. А то, что в платежке 60% составляет "тепло", это как раз среднероссийский показатель.

А самому можно проверить, правильные ли суммы в платежке?

Алексей Матюхин: На сайте ФАС для удобства граждан существует калькулятор коммунальных платежей. Мы создали его, чтобы люди могли понять, правильно ли выставляет управляющая компания тариф или норматив. Но это касается только коммунальных услуг - тепло, вода, электричество, газ. Нужно найти раздел "Калькулятор коммунальных платежей", выбрать регион, город, дом. И если у вас прибор учета, например, на воду, можно вбить его данные, нажать на кнопку "рассчитать", и он автоматически выдаст вам платежный документ. Его можно сверить с тем, что у вас на руках. Если есть разница в размере тарифа, например, вместо 30 рублей за воду стоит 35 рублей, надо обращаться в орган, который устанавливает тариф в регионе или в жилищную инспекцию.

Как остановить рост тарифов

Валентина Михайловна, Владимир: Наша управляющая компания с 1 октября подняла тариф за содержание жилого помещения на 37%. Жильцы говорят, что никто с ними это не обсуждал. Разве так можно?

Светлана Разворотнева: Тарифы на жилищные услуги государством не регулируются. Их утверждают собственники. Но если решение об установлении тарифа они не приняли, это берет на себя орган местного самоуправления.

Фото: Марина Волосевич

С вашей компанией нужно разобраться, чтобы понять, кем было принято решение. Если сделано в обход собственников, то это явное нарушение закона. Рекомендую с письменным запросом обратиться в администрацию - на основании какого решения изменен тариф. Заявление должно быть в двух экземплярах, чтобы вам отметку поставили - кто и когда принял. Если администрация, то вы можете провести общее собрание собственников и принять иное решение.

На сайте ФАС проверьте свой реальный тариф

Не исключено, что была подделка протокола общего собрания. Вам нужно сходить в Госжилинспекцию, затребовать его. Если среди подписей есть и подписи ваших соседей, которые такого решения не принимали, обращайтесь в инспекцию с требованием признать это собрание неправомочным. И в полицию - с заявлением найти фальсификаторов и наказать их по закону.


Фото: photoxpress

А в ФАС можно жаловаться по этим вопросам?

Алексей Матюхин: В ФАС можно обращаться по тарифам на коммунальные услуги. Управление, содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме наша служба не регламентирует.

Кстати, рост тарифов в регулируемых сферах деятельности ограничен ростом совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в 2020 году на уровне 4%. Это то, что мы видим непосредственно в платежке. И взаимоувязано с тарифом и нормативом потребления, например, если это отопление или нет прибора учета на воду. Необходимо понимать, что тарифная политика часто обосновывается необходимостью инвестиций в ЖКХ. И это правильно.

На наш взгляд, объяснимо, когда тариф в некоторых случаях должен расти выше уровня инфляции, но только если наблюдаются видимые улучшения. Жильцы дома должны воочию видеть, как идет перекладка сетей, как меняется котельная, другие виды топлива используются.

Проверено на месте

110 тысяч в месяц? Однако!

В редакцию от жителя поселка Тесь Красноярского края пришла платежка за октябрь. Итоговая сумма за коммуналку - 110 тысяч рублей.

Платежки по 120-130 тысяч получили 170 семей. Просят разобраться.

Фото: iStock

Во время "горячей линии" платежку передали Светлане Разворотневой. И уже через 15 минут она озвучила комментарий инспектора "ЖКХ "Контроль" в Красноярске Романа Казакова:

- Мы разбирались в ситуации. Такие заоблачные платежки пришли жильцам сразу нескольких домов. В поселке пустили новую котельную, обещали, что тарифы за тепло будут снижены. Но новый владелец провел какие-то работы в подвалах и выставил с апреля по сентябрь перерасчет, который и составил 110 тысяч на одну квартиру. Люди сразу же обратились с жалобами.

Выяснилось, что в домах установили "новые" приборы учета, которые не соответствовали официальным классификаторам. Руководителя предприятия уже уволили. За ноябрь людям сделают перерасчет, поставят другие приборы учета. Этот пример еще раз доказывает, что даже при жесточайшей регуляции тарифов можно накрутить любые показатели.

Плату за отопление рассчитают по-новому

 Фото: iStock

Внесение изменений в ЖК связано с постановлением Конституционного суда. Туда обратился с иском житель подмосковного Пушкина, недовольный поведением соседей. Когда жильцы въехали в новостройку, в каждой квартире были установлены приборы учета тепла. Со временем, однако, у некоторых соседей счетчики вышли из строя или были демонтированы, и управляющая компания перестала учитывать при расчете платежей за тепло показания всех квартирных счетчиков, так что у истца, в частности, плата за отопление возросла. Рассмотрев это дело, КС пришел к выводу, что правила предоставления коммунальных услуг фактически поощряют жильцов, не позаботившихся о сохранности приборов учета. Суд предписал внести изменения в законодательство, предусмотрев более справедливый порядок оплаты тепла.

Поправками в Жилищный кодекс устанавливается, что правила предоставления коммунальных услуг должны предусматривать порядок определения размера платы за тепло в домах, где есть общедомовые, а в некоторых квартирах - и индивидуальные приборы учета. В платежах должны учитываться показания квартирных приборов.

В правила предоставления коммунальных услуг положение об оплате тепла в такой ситуации уже было внесено в конце 2018 года. Поправки же в Жилищный кодекс должны окончательно расставить точки над и, уменьшив число споров о платежах за отопление.

Как начисляется плата за ЖКУ

В большинстве московских домов плата за отопление рассчитывается по показаниям общедомового счетчика тепла. Для этого используются показания счетчика за прошлый год.

  1. Управляющая компания делит количество тепла, которое по показаниям счетчика получил ваш дом в прошлом году, на 12 месяцев.
  2. Из полученной цифры вычитают потребление на нежилые встроенно-пристроенные помещения, а разницу делят на площадь жилых помещений дома и умножают на общую площадь вашей квартиры и действующий тариф .
  3. В начале года управляющая компания сверяет получившуюся цифру с фактически потребленным количеством тепла и делает корректировку в ту или иную сторону в зависимости от того, сколько тепла потратил ваш дом в прошлом году. Корректировка платежа указывается в квитанции, в графе «Перерасчет».

Площадь дома и показания общедомового счетчика тепла вы можете запросить в своей управляющей компании. Ее контакты можно найти на портале «Дома Москвы».

2. Как начисляется плата за водоснабжение и водоотведение?

В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной) плата за горячую воду состоит из платы за холодную воду и за ее подогрев. Холодная вода оплачивается как обычно.

3. Как начисляется плата за газ?

Если в вашей квартире установлен счетчик газа, то вы оплачиваете только тот газ, который потратили. Для этого вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф.

Счетчики на газ нужно устанавливать, только если вы потребляете больше двух кубометров газа в час. На практике это значит, что, помимо газовой плиты, у вас дома как минимум должна быть газовая колонка.

Подробнее о том, как установить счетчики, вы можете прочитать в нашей инструкции.

4. Как начисляется плата за электроэнергию?

Плата за электроэнергию начисляется по показаниям счетчиков. Вычислите разницу между показаниями счетчиков электричества за текущий и предыдущий месяц и умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф .

5. Как узнать о тарифах на коммунальные услуги?

Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

6. Как начисляется плата за капитальный ремонт и социальный наем?

Если вы собственник жилья, то оплачиваете взносы за капитальный ремонт. С 1 января 2021 года единая минимальная ставка составляет 19,52 рубля за один квадратный метр. Подробнее о взносах на капитальный ремонт вы можете прочитать в нашей инструкции.

Если вы наниматель квартиры по договору социального найма, то взносы за капитальный ремонт за вас делает город, однако ежемесячно вы должны платить за наем жилого помещения. Плата вычисляется путем перемножения базовой ставки на различные коэффициенты.

Высокий тариф на отопление действия

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8

Арбитражные споры:

- Потребитель хочет взыскать переплату, так как ТСО неверно рассчитала объем и (или) стоимость поставленной по договору тепловой энергии

- Организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 19.7.1 КоАП РФ за непредставление или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)

- Организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 19.8.1 КоАП РФ за непредоставление или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжающими организациями

Споры в суде общей юрисдикции:

- Организация (должностное лицо организации) обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка ценообразования

1. Регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 404-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.

2.1. Соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 404-ФЗ)

2.2. С 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 404-ФЗ)

2.3. В случае, указанном в пункте 2 части 2.2 настоящей статьи, цены не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с даты, определенной Правительством Российской Федерации, а в ценовых зонах теплоснабжения - с даты окончания переходного периода, если она наступила ранее.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 404-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

3. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

3.1. При установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 404-ФЗ)

3.2. В случае, если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон, а также договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам (тарифам), подлежащим регулированию, при расчете тарифов в сфере теплоснабжения используются необходимая валовая выручка и объем таких товаров в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, осуществляемого в соответствии со всеми указанными договорами.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 404-ФЗ)

4. В случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют содержание и обслуживание объекта теплоснабжения, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался (далее - бесхозяйный объект теплоснабжения), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию такого объекта теплоснабжения учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Тариф на отопление

Подборка наиболее важных документов по запросу Тариф на отопление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Тариф на отопление

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Сведения о предельных уровнях тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии. Форма N 4.5 (ежегодно)
(Приказ Минэнерго России от 30.10.2020 N 957)

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Сведения об установленных ценах (тарифах) на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Форма N 4.10 (ежегодно, в течение года)
(Приказ Минэнерго России от 09.01.2020 N 3 (ред. от 29.12.2020))

Судебная практика: Тариф на отопление

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 11 "Способы установления тарифов в сфере теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении"
(Арбитражный суд Уральского округа) СТАТЬЯ 11 "СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ТАРИФОВ В СФЕРЕ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 7 "Принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении" СТАТЬЯ 7 "ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) В СФЕРЕ

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Тариф на отопление

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Теплоснабжение: понятие, порядок учета, условия поставки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Тарифы в сфере теплоснабжения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Что делать, в случае если теплоснабжающая организация оказывает услуги по теплоснабжению населению и при этом не имеет статуса единой теплоснабжающей организации, учитываются ли при установлении тарифов для такой организации в необходимой валовой выручке расходы по сомнительным долгам и в каком размере?
("Официальный сайт ФАС России", 2017) "Официальный сайт ФАС России www.fas.gov.ru", 2017

Нормативные акты: Тариф на отопление

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Статья 8. Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения

Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 05.09.2019, с изм. от 30.04.2020)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии") ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читайте также: