Устройство запальника газового котла

Обновлено: 19.05.2024

Автоматика САБК-М, проверенное годами пьезомеханическое устройство для контроля работы котлов!

Добрый день! Сегодня мы поднимем такую интересную тему для многих пользователей рунета как запасные части к автоматическому газовому устройству марки САБК-М, САБК-СРД, САБК-Т и других популярных моделей.

Остаемся на связи в любой момент! Компания Монтажник работает для Вас! Остаемся на связи в любой момент! Компания Монтажник работает для Вас!

Строение, принцип работы, инструкция

Любой комплект автоматики состоит из следующих обязательно важных частей:

Принцип работы следующий: каждый блок состоит из нескольких полостей, которые между собой разделены специальными мембранами и паронитовыми прокладками. При поступлении сигналов в блок под давлением газа с трубок запальника и импульсных трубок происходит их деформация, они давят на клапаночки внутри неё - газ либо открывается на запальник, либо закрывается и так на каждую из связующих частей. В отличии от автоматики РГУ (разбег 2 градуса) имеет более широкий ход минимальной и максимальной температуры с разбегом в 5-7 градусов цельсия от конкретно заданной на блоке. Из за такой казалось бы "простой" конструкции автоматика САБК является очень надежной и полностью энергонезависимой (если конечно речь не идет о модели с буквой "Э" в названии).

2) Запальник - как правило работает всегда, и выключается только в аварийном режиме (например при плохой тяги, если соответствующей сигнал поступил с необходимого датчика). Обеспечивает поджигание газа на основную горелку в котле. По своему строению имеет модульную конструкцию состоящую как правило из: биметаллической пластинки, передней несущей панели, датчика пламени и трубки запальника (прямой и гнутый). С 6 фото можно ознакомиться ниже, листайте карусель.

Самый популярный БЛОК ЗАПАЛЬНИКА М12 представленный в нашем интернет магазине для котла ИШМА от 50 до 100 кВт, артикул: М-12.00.000, длина 169 мм САБК-С-РД - блок запальника, как правило применяется на котлах марки "ОЧАГ" Блок запальника для электронно-сложной автоматики САБК-Э Самый популярный БЛОК ЗАПАЛЬНИКА М12 представленный в нашем интернет магазине для котла ИШМА от 50 до 100 кВт, артикул: М-12.00.000, длина 169 мм Трубка запальника с гайкой М10 и клапаном Трубка запальника с гайкой М10 и клапаном Трубка импульсная для автоматики САБК-М с двумя гайками М10 диаметра Трубка импульсная для автоматики САБК-М с двумя гайками М10 диаметра

5) Датчи к тяги - состоит из латунного клапана, биметаллической пластины и разъема для подключения импульсной трубки.

Принцип работы очень простой и основывается на нагреве основного элемента представляющей собой пластину. Если тяга хорошая, значит есть охлаждение - котел работает в штатном режиме. Если тяга плохая - значит пластина деформируется под нагревом, закрывает клапан, давление в импульсной трубке падает - котел выключается.

Датчик тяги САБК-М для котлов ИШМА, артикул: 00-04.00.000, размер 62.5х56х42 мм Датчик тяги САБК-М СРД для котлов "Очаг", размер 50х38.5х23 мм, подключение М10, артикул: 01-04.00.000 Латунный клапан, артикул 00-01.02.000-01, длина 33.2 мм Датчик тяги САБК-М для котлов ИШМА, артикул: 00-04.00.000, размер 62.5х56х42 мм Датчик температуры подключаемый к блоку, сильфонного типа Датчик температуры подключаемый к блоку, сильфонного типа

Возможные неисправности

Среди основных возможных проблем возникших при использовании данного устройства можно выделить следующие:

1) Пропуск газа (нарушение герметичности) в импульсных трубках при выходе из строя прокладки под гайкой на одной из трубок.

Решение: замена уплотняющего элемента.

2) Проблема с тягой в котле.

Решение: проверьте тягу дедовским способом через спичку. Убедитесь в поступлении приточного воздуха к котлу, почистите дымоход и проверьте его на наличие мусора внутри него.

3) Засор в запальнике или горелке . При длительной работе технологические отверстия в рожках очень часто забиваются сажей и другими продуктами сгорания при неправильной работе котла.

Решение: снимите горелку или запальник, проведите техническое обслуживание и чистку . Установите на место, проверьте работу. Если фитиль на запальном устройстве недостаточен - увеличьте его путем физического воздействия на него (лучше подача газа).

4) Из за частых проблем с тягой, пластинку из биметалла деформировало.

Решение: замена проблемного узла.

Каждая поломка как правило индивидуальна, если Вы проверили основные, а проблема осталась - пишите нам и мы обязательно Вам поможем. Наш колоссальный 10 летний опыт позволил нам выработать необходимый план действий общения с нашим клиентом, благодаря которому обнаруживаются более чем 90% всех возможных проблем.

Если Вы нашли физическое повреждение в запальнике, или других ее частях - советуем Вам не медлить с ее заменой и произвести ее до начала отопительного сезона, в противном случае использовать котел с исправной частью опасно для жизни!

Полезные записи в блоге - только для Вас!

Наши отправки:

  • Котлы Rossen RS-A 100 кВт успешно доставлены в Актобе (Казахстан) - часть 1
  • Котел ФЕНИКС на 100 кВт успешно доставлен в Волгоград - часть 2. Собственная разработка. Уже более 2 лет делаем собственные котлы наружного размещения пользующиеся большим спросом.
  • Котел КСВа-0.25 мВт (250 кВт) успешно доставлен в Тамбов - часть 3. Школа готова к отопительному сезону!
  • Котлы КСУВ-500 успешно доставлены в г. Красный Сулин - часть 4. Теперь в больнице будет тепло!
  • Тыловая фронтальная секция КЧМ-5К успешно отправлена в г. Сыктывкар - часть 5.
  • Секция Факел-1Г задняя успешно отправлена в г. Пенза - часть 6.
  • Котлы КСУВ-30 успешно доставлены и смонтированы в г. Ростов на Дону.
  • Отличия между котлами промышленными чугунными У-5,6 и У-5М,6М. Отгрузка 78 секций нашему постоянному клиенту из г. Москвы.
  • Секция КЧМ-5К передняя успешно доставлена клиента в г. Воронеж ТК ПЭК. Постоянно в наличии - отличные цены для Вас. Отгрузка от 1 до 2 рабочих дней.
  • Крышная котельная на основе Rossen RS-A 500 в г. Брянск. Поставка и монтаж.

Статьи посвященные нашим отгрузкам не только поднимают наш авторитет, но и направлены на увеличение доверия со стороны потенциальных клиентов . Нам нечего скрывать - мы делимся с Вами своими продажами и успехами. У нас нет скрытых наценок и ухода от налогов. Мы стараемся делать наше с Вами сотрудничество и работу максимально прозрачными . Мы хотим что Вы доверяли нам и обращались только к нам.

С вами на связи была компания ООО "Монтажник" - официальный дистрибьютор нескольких заводов изготовителей по всей стране.

Автоматика для газовых котлов: устранение проблем с розжигом запальника

Из данной статьи вы узнаете, какие проблемы могут возникать в автоматике газовых котлов, почему не получается разжечь запальник, из-за чего котёл может без причины отключаться, а главное, разберёмся, какие действия необходимо предпринять для диагностики и устранения данной неисправности.

Владельцам энергонезависимых газовых котлов наверняка знакома ситуация, когда по какой-то причине не удаётся разжечь котёл, или же на розжиг тратится много времени. В данном случае проблема кроется в автоматике котла.

Автоматика для газовых котлов устранение проблем с розжигом запальника

На сегодняшний день в отечественном и импортном газовом оборудовании наиболее часто применяется газовый клапан EUROSIT 630. Именно он выполняет функции поддержания заданной температуры теплоносителя и в случае аварийной ситуации осуществляет полное перекрытие подачи газа к горелкам. Дальнейший запуск котлов с такой автоматикой возможен только вручную. Однако не всегда причиной аварийного отключения котла является реальная авария.

Попробуем разобраться в этом на примере котла «Житомир-3». Из автоматики в нём предусмотрена защита от пропадания пламени на запальнике и нарушения тяги.

Автоматика для газовых котлов устранение проблем с розжигом запальника

Примечание: Все газоопасные работы должны выполняться исключительно представителями специализированных организаций, имеющих соответствующие разрешения. Поэтому данная статья предоставляется исключительно в ознакомительных целях. Также данная статья поможет проконтролировать работу мастера и, возможно, избавит вас от необходимости приобретения ненужных запчастей.

Определимся, что мы будем называть розжигом запальника. Ручка управления клапана EUROSIT 630 позволяет переводить котел в три основных режима:

  • отключён;
  • зажигание;
  • регулировка температуры (1–7).

Для розжига пилотной горелки (запальника) необходимо перевести ручку управления в положение «зажигание» (искра), нажать на неё и при помощи кнопки пьезорозжига разжечь пилотную горелку. Далее ручка удерживается в течение нескольких секунд (не более 30) и отпускается. Запальник должен продолжать гореть. Это мы и будем называть розжигом запальника. Если запальник погас — необходимо повторить процедуру ещё несколько раз. Если это не помогло — необходимо искать неисправность.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

В момент розжига запальника пламя нагревает термопару, которая в свою очередь вырабатывает ЭДС (примерно 25 мВ для исправных термопар SIT), которая поступает через цепь датчика (датчиков) автоматики к электромагнитному клапану.

Нажимая на ручку газового клапана, мы вручную открываем электромагнитный клапан, подавая газ на запальник, который, в случае правильной работы оборудования, удерживается вырабатываемой термопарой ЭДС и остаётся в открытом положении после отпускания ручки. Сама термопара выполняет функцию защиты от пропадания пламени на запальнике. Датчики, находящиеся в цепи, являются нормально-замкнутыми и при срабатывании размыкают свои контакты, обеспечивая полное отключение котла.

Подготовка к работе

Для проведения работ по определению и устранению проблем с розжигом запальника нам понадобится следующий инструмент:

  • рожковые ключи № 9, 10, 12;
  • плоскогубцы;
  • мультиметр;
  • отвёртка с плоским шлицем;
  • спирт.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Приступаем к работе

Для определения причины возникновения неисправности проверим цепь термопары — электромагнитный клапан. Для начала проверяем датчик тяги. В данном котле он расположен на газоходе. Для этого снимаем две клеммы с датчика.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Замыкаем две клеммы между собой, они должны соединиться плотно (для этого можно их немного поджать плоскогубцами).

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Пробуем произвести розжиг запальника. В случае если это удалось сделать, причина неисправности в датчике тяги. Однако не спешите его менять. Для начала проверим его.

Примечание: в данной работы мы демонтируем датчик для того, чтобы показать особенности его установки на котле и маркировку. Для проверки это делать не обязательно.

Откручиваем два винта крепления датчика тяги к газоходу котла.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Обратите внимание, что датчик не крепится вплотную к корпусу газохода, а установлен на паронитовых прокладках. Это необходимо для того, чтобы уменьшить нагрев датчика через его контакт с корпусом, а также чтобы обеспечить зазор между отверстием в газоходе и плоскостью датчика.

Осматриваем датчик. Его контакты должны крепко держаться на корпусе. На них не должно быть окисления. Номинал датчика (температура, при котором контакт датчика разомкнется) в данном случае 75 °С (обозначение на корпусе L75C).

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Проверяем датчик тяги тестером, измеряя его сопротивление. Оно должно быть минимальным (равным сопротивлению щупов) — 1–2 Ом. В случае если датчик не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания).

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Если датчик удалось прозвонить, протираем спиртом контакты датчика и клеммы цепи, поджимаем их плоскогубцами и просушиваем. Монтируем датчик на место и подключаем его. Пробуем произвести розжиг.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Если розжиг удалось произвести, причина неисправности найдена и устранена.

Обязательно после розжига основной горелки нужно проверить тягу. Для этого можно поднести руку к месту, где установлен датчик тяги. Из этого отверстия не должно идти тепло. Если это происходит — необходимо устранять причину, вызывающую недостаточную тягу. Датчик в таком случае срабатывает правильно.

Внимание! Эксплуатировать котел с неисправным дымоходом категорически запрещено!

Если розжиг произвести не удалось, идём дальше по цепи. Контакты от датчика тяги идут к тягопрерывателю (прерывателю термопары).

Снимаем клеммы с контактов тягопрерывателя и измеряем сопротивление цепи. Оно должно быть не более 3 Ом.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Если это условие соблюдается, производим следующие действия. Ключом № 9 откручиваем гайку крепления термопары к тягопрерывателю. Ключом № 12 откручиваем на пол оборота тягопрерыватель, который состоит из двух деталей: латунной гильзы и пластиковой вставки.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Вынимаем пластиковую вставку с контактами и откручиваем деталь полностью.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Проверяем термопару. Присоединяем её напрямую к электромагнитному клапану (место, где был установлен тягопрерыватель). Фиксируем её ключом № 9.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Производим розжиг запальника. Если его не удалось произвести — причина неисправности, скорее всего, в термопаре. Электромагнитный клапан выходит из строя крайне редко.

Осмотрим термопару. В некоторых случаях термопара поддаётся ремонту. Случается, что контакт термопары отпадает. Это не повод для замены, достаточно пропаять его.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Важно, чтобы диэлектрическая прокладка была цела.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Проследите, чтобы термопара правильно была установлена в пламени запальника. В пламя должен быть погружен кончик термопары.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Для настройки положения термопары относительно пламени запальника необходимо отпустить ключом № 10 гайку крепления термопары к пилотной горелке. Передвигая термопару, необходимо установить её в правильное положение и зафиксировать ключом № 10.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Для вынесения окончательного вердикта о замене, можно измерить ЭДС, вырабатываемую термопарой. Для этого необходимо произвести розжиг запальника, и, удерживая ручку клапана нажатой, замерить ЭДС между контактом термопары и её корпусом. Оптимальная величина должна быть не менее 18 мВ. Если термопара исправна — очистим спиртом детали тягопрерывателя, а также протрём контакт термопары. Особенно если её пришлось пропаять.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Собираем тягопрерыватель в обратной последовательности, подключаем к нему термопару. Сильно обжимать детали не следует. Усилия должно хватить для обеспечения надёжного контакта. Обжимаем клеммы плоскогубцами и, протерев их спиртом, пробуем произвести розжиг.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Выполнение всех вышеперечисленных операций наверняка поможет вам устранить неисправности с вашим котлом.

Ещё одной причиной проблем с розжигом может быть недостаточное давление газа на запальнике. Это происходит из-за засорения форсунки. Для её прочистки необходимо ключом № 10 отпустить гайку крепления медной трубки запальника и извлечь жиклёр.

Совет: можно легонько обстучать запальник, чтобы было легче извлечь жиклёр.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Прочищаем отверстие жиклёра жилой медного провода. Нарушение размера отверстия не допускается!

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

В моменты наиболее интенсивного потребления газа давление в центральной магистральной трубе может падать. Соответственно, давление газа на запальнике тоже может снизиться. Для этого может понадобиться подстройка давления газа на запальнике. Откручиваем винт крепления декоративной накладки и снимаем её.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Настройка осуществляется вращением винта на клапане. При повороте его против часовой стрелки давление газа на запальнике увеличивается.

Автоматика для газовых котлов. Устранение проблем с розжигом запальника

Данные советы помогут вам разобраться с проблемами розжига вашего котла. На практике наиболее распространёнными являются именно проблемы с контактами, а не с датчиками. Потому, если с каждым разом при розжиге запальника приходится держать ручку клапана все дольше и дольше, советуем просто почистить контакты и поджать клеммы автоматики. Для того чтобы избежать действительных проблем со срабатыванием автоматики, рекомендуем вовремя проводить чистку котла.

Запальник газового котла и других отопительных агрегатов

Услуги сантехника в Москве и Московской области

Газовые запальные горелки (запальники) – это приборы, основная функция которых заключается в розжиге основных горелок, розжиге отопительных котлов, печей, а также других топочных агрегатов, подробный обзор мастера сантехника в статье.


Виды запальников

Услуги сантехника в Москве и Московской области

Запальник для газового котла – это незаменимое устройство в конструкции газового агрегата, в функции которого входит розжиг основных горелок и регулировка пламени.

В таблице представлены всевозможные виды запальников для газового котла, различаемые по способу установки, принципу воздушной подачи, условиям функционирования, в зависимости от типа зажигания, наличия разных функций.

Услуги сантехника в Москве и Московской области

Переносные и стационарные запальники для газового котла

Услуги сантехника в Москве и Московской области

Выше уже упоминалось, что по типу установки выделяют переносные и стационарные запальники. Рассмотрим подробнее.

Переносные. Такие устройства присоединяются к газопроводу при помощи резинотканевых шлангов. Обязательно наличие канатки на штуцере газопровода и запальнике (для натягивания конца шланга). Необходим монтаж крана отключения на газопроводе до шланга. Для проведения запального устройства в топку в обмуровочной кладке должно быть отверстие в диаметре d > 50 мм.

Топкам с максимальным разрежением 8 кгс/м² подходят однофакельные запальники с давлением средним или низким. Здесь устройство запальника газового котла – это горелка с частичной воздушной инжекцией. Газ удаляется из сопла, тем самым подсасывая воздух через отверстия в конструкции инжектора. Образованная смесь газа и воздуха движется через смеситель и удаляется из огневого насадка в защитный кожух с отбортовкой. Тут начинается горение газа. С переменой давления и газового состава в запальнике нужно изменить лишь диаметр сопла. Если в топке есть избыточное давление, то запальник должен выдавать полностью подготовленную смесь воздуха и газа, которая получается при среднем газовом давлении в инжекции, а при низком – в запальнике с принудительной воздушной подачей.

Стационарные. Такие устройства имеют повышенный уровень безопасности и лёгкий розжиг главной горелки. Факел обязан быть устойчивым, какой бы ни был рабочий режим котла, должен хорошо поджигать смесь воздуха и газа горелки, с лёгкостью зажигаться запальником переносного типа либо электроприбором.

Данный запальник может:


  • являться отдельным блоком газовой горелки либо её частью;
  • быть однофакельным либо многофакельным;
  • запускаться от основной горелки или функционировать на постоянной основе;
  • поджигаться электрическим способом либо на дистанции.

Стационарный запальник подразумевает подачу газа от газопровода до запорных приборов главной горелки.

Применяемые запальники

Используемые запальники для газового котла:


  • Устройства ручного зажигания, без регулировки огня. Выглядят как трубки с отверстиями вдоль оси (ещё называют трубками «бегущего огня»).
  • Устройства электрического зажигания, без регулировки огня. Здесь почти вся масса смеси газа и воздуха движется от смесителя к устью запальника. Оставшаяся часть смеси движется от смесителя в камеру зажигания, в которой начинает гореть от свечной искры напряжением 10 кВ.
  • Устройства с электрическим зажиганием и регулировкой огня. Это запально-защитные устройства, которые нужны для автоматизированного розжига или розжига на дистанции газовых или мазутных горелок. Оборудованы элементом управления с датчиком, который производит контроль присутствия в топке факела.

Ещё используется электрический запальник либо запально-контрольная горелка.

В продолжение темы посмотрите также наш обзор Виды теплообменников для газового котла

Автоматика для газовых котлов: устранение проблем с розжигом запальника

Из данной статьи вы узнаете, какие проблемы могут возникать в автоматике газовых котлов, почему не получается разжечь запальник, из-за чего котёл может без причины отключаться, а главное, разберёмся, какие действия необходимо предпринять для диагностики и устранения данной неисправности.

  • Подготовка к работе
  • Приступаем к работе

Владельцам энергонезависимых газовых котлов наверняка знакома ситуация, когда по какой-то причине не удаётся разжечь котёл, или же на розжиг тратится много времени. В данном случае проблема кроется в автоматике котла.

На сегодняшний день в отечественном и импортном газовом оборудовании наиболее часто применяется газовый клапан EUROSIT 630. Именно он выполняет функции поддержания заданной температуры теплоносителя и в случае аварийной ситуации осуществляет полное перекрытие подачи газа к горелкам. Дальнейший запуск котлов с такой автоматикой возможен только вручную. Однако не всегда причиной аварийного отключения котла является реальная авария.

Попробуем разобраться в этом на примере котла «Житомир-3». Из автоматики в нём предусмотрена защита от пропадания пламени на запальнике и нарушения тяги.

Примечание: Все газоопасные работы должны выполняться исключительно представителями специализированных организаций, имеющих соответствующие разрешения. Поэтому данная статья предоставляется исключительно в ознакомительных целях. Также данная статья поможет проконтролировать работу мастера и, возможно, избавит вас от необходимости приобретения ненужных запчастей.

Определимся, что мы будем называть розжигом запальника. Ручка управления клапана EUROSIT 630 позволяет переводить котел в три основных режима:

  • отключён;
  • зажигание;
  • регулировка температуры (1–7).

Для розжига пилотной горелки (запальника) необходимо перевести ручку управления в положение «зажигание» (искра), нажать на неё и при помощи кнопки пьезорозжига разжечь пилотную горелку. Далее ручка удерживается в течение нескольких секунд (не более 30) и отпускается. Запальник должен продолжать гореть. Это мы и будем называть розжигом запальника. Если запальник погас — необходимо повторить процедуру ещё несколько раз. Если это не помогло — необходимо искать неисправность.

В момент розжига запальника пламя нагревает термопару, которая в свою очередь вырабатывает ЭДС (примерно 25 мВ для исправных термопар SIT), которая поступает через цепь датчика (датчиков) автоматики к электромагнитному клапану.

Нажимая на ручку газового клапана, мы вручную открываем электромагнитный клапан, подавая газ на запальник, который, в случае правильной работы оборудования, удерживается вырабатываемой термопарой ЭДС и остаётся в открытом положении после отпускания ручки. Сама термопара выполняет функцию защиты от пропадания пламени на запальнике. Датчики, находящиеся в цепи, являются нормально-замкнутыми и при срабатывании размыкают свои контакты, обеспечивая полное отключение котла.

Подготовка к работе

Для проведения работ по определению и устранению проблем с розжигом запальника нам понадобится следующий инструмент:

Как самостоятельно почистить запальник газового котла

Статья посвящена тем, кто решил отобрать хлеб у газовиков и самостоятельно решил заняться слесарными работами.

Самая распространенная причина: «Почему тухнет газовый котел и не запускается?» - это неисправен запальник газовой горелки.

Запальник может забиваться из-за не качественной газовой смеси или из-за того, что не чистят фильтры в ГРП и в ГРШ. По этой же причине и появляется не качественная газовая смесь. Самостоятельно почистить запальник легко.

Для того, что бы почистить запальник:

1. необходимо открутить трубку запальника. У каждого котла она снимается по-своему.

На другом конце трубки запальника находится форсунка, ее и нужно почистить. Так как она забивается нагаром. Форсунку желательно выкрутить.

Термопары газовых котлов: конструкция, диагностика и замена в домашних условиях

Датчик пламени для газоиспользующего оборудования

Термоэлектрические датчики – термопары – применяются сугубо в газовых котлах и водогрейных колонках, оснащенных энергонезависимой автоматикой безопасности. Задача элемента – отслеживать наличие пламени горелки, непрерывно подавая напряжение на электромагнитный клапан управляющего блока SIT 630 (или подобного). Наша цель – рассказать, что такое термопара, как она работает и меняется в случае неисправности.

Устройство термоэлектрического датчика пламени

Термопара – это элемент безопасности газового котла, вырабатывающий напряжение при нагреве и поддерживающий клапан подачи топлива в открытом состоянии, пока горит запальник. Изображенный на фото датчик действует автономно, без подключения внешнего источника электропитания. Сфера применения термопар – газоиспользующие энергонезависимые установки: печи, кухонные домашние плиты и водонагреватели.

Разновидности термоэлектрических датчиков

Поясним принцип работы термопары для котла, основанный на эффекте Зеебека. Если спаять или сварить концы 2 проводников из разных металлов, то при нагреве этой точки в цепи вырабатывается электродвижущая сила (ЭДС). Разница потенциалов зависит от температуры спая и материала проводников, обычно лежит в пределах 20…50 милливольт (на бытовой технике).

Датчик состоит из следующих деталей (устройство показано ниже на схеме):

  • термоэлектрод с «горячим» спаем из двух разнородных сплавов, прикрученный гайкой к монтажной пластине рядом с пилотной горелкой котла;
  • удлинитель – проводник, заключенный внутрь медной трубки, одновременно играющей роль минусового контакта;
  • плюсовая клемма с диэлектрической шайбой, вставляемая в гнездо автоматического газового клапана и фиксируемая гайкой;
  • существуют разновидности термопар, подсоединяемые к автоматике с помощью обычных винтовых клемм.

Примечание. Медная трубка нужна для защиты плюсового проводника от внешних наводок, создаваемых домовой сетью 220 В и другими электроприборами. Вспомните: минимальная величина напряжения термопары составляет всего 20 мВ.

Для изготовления электродов, вырабатывающих ЭДС, используются специальные металлические сплавы. Самые распространенные термические пары:

  • хромель – алюмель (тип K по европейской классификации, обозначение – ТХА);
  • хромель – копель (тип L, аббревиатура – ТХК);
  • хромель – константан (тип E, обозначается ТХКн).

Справка. Алюмель – это сплав никеля с алюминием, марганцем и кремнием. Состав хромеля – 90% никеля, 10% хрома. Копель тоже включает никель, соединенный с медью и кремнием.

Применение сплавов в конструкции термопар обусловлено лучшей генерацией тока. Если сделать термическую пару из чистых металлов, напряжение на выходе будет слишком малым. В большинстве теплогенераторов, эксплуатируемых в частных домах, установлены датчики ТХА (хромель – алюмель). Больше об устройстве термопар смотрите на видео:

Принцип действия в составе котла

Схема подключения термоэлектрического датчика в различных газоиспользующих приборах примерно одинакова. Измерительный электрод находится в зоне действия фитиля либо основной горелки, проводник присоединен к электромагниту, открывающему подачу газа.

Справочная информация. В турбированных и атмосферных теплогенераторах, подключаемых к домовой электросети, вместо термопары может применяться фотоэлектрический датчик. Он регистрирует наличие огня без непосредственного нагрева.

Как работает термопара на напольных котлах типа АОГВ и аналогичных аппаратах:

  1. Пользователь одной рукой нажимает кнопку и принудительно открывает электромагнитный клапан подачи газа.
  2. Второй рукой домовладелец включает пьезорозжиг, удерживая первую клавишу. Вспыхивает запальник.
  3. Согласно инструкции по эксплуатации, кнопку необходимо держать 5—30 секунд (зависит от модели агрегата), в течение которых фитиль прогревает измерительный электрод.
  4. В цепи электромагнита возникает постоянный ток, идущий от термоэлектродов. Пользователь отпускает клавишу, но подача топлива не прекращается – теперь клапан удерживает напряжение термопары.

Как разжечь пилотную горелку АОГВ

Если в силу разных причин огонь потухнет, нагрев термоэлемента закончится, ЭДС исчезнет. Электромагнит отключится, пружина захлопнет клапан и перекроет путь топливу.

Справка. Газовые водогрейные установки, не зависящие от электроэнергии, комплектуются автоматикой различных производителей – EuroSIT, Жуковского завода, «Арбат», «Орион» и так далее. Термопара везде работает по одинаковому принципу – пока электрод греется пламенем, подача газа будет открыта.

Устройство подачи газа в аппаратах Лемакс

Электрод термопары располагается рядом с запальником на всех водогрейных аппаратах

Отличия от датчика температуры

Помимо термопары, к автоматическому топливному клапану котла подключается термобаллон, отвечающий за отключение основной горелки при достижении заданной температуры теплоносителя. Внешне колбы элементов и медные соединительные трубки немного похожи. Несведущий домовладелец может запросто перепутать эти датчики.

Перечислим основные отличия температурного измерителя от термопары:

  • конструкция датчика – цилиндрический сильфон, сделанный в виде колбы из меди с запаянным концом;
  • термобаллон подключается к газовой автоматике более тонкой капиллярной трубкой, нежели электрогенерирующий датчик;
  • сама термочувствительная колба устанавливается внутрь погружной гильзы либо прячется под обшивкой возле водяной рубашки, а не крепится около запальника;
  • измеритель температуры не отсоединяется от автоматики вовсе либо отличается размером крепежной гайки.

Устройство блока управления 630 SIT

Примечание. Термобаллон действует по другому принципу: при нагреве внутри колбы расширяется специальная жидкость. Давление по капилляру передается клапану автоматики, отключающему основную горелку. Пламя запальника не затухает.

Как проверить и заменить термопару

Главный признак неисправности датчика пламени — фитиль тухнет одновременно с отпусканием кнопки. Иногда неполадка проявляется иначе – огонек на запальнике остается, но после розжига основной горелки подача горючего снова перекрывается и котел гаснет полностью. Причины таких проблем:

  • термический электрод покрылся сажей и плохо прогревается, отчего напряжение в цепи падает ниже минимума;
  • прогар корпуса измерителя;
  • нарушение контакта в точке «горячего» спая;
  • открутилась гайка крепления, рабочий стержень перекосился и плохо прогревается запальником;
  • пришел в негодность датчик тяги либо случился обрыв его электрической цепи.

Уточнение. Неисправность датчика тяги вызывает аналогичные симптомы, поскольку этот «концевик» включен последовательно с термопарой (в разрыв цепи). Чтобы исключить влияние датчика, временно замкните его провода.

Для диагностики понадобится мультиметр либо другой прибор, способный измерять низкое напряжение (до 100 мВ). Как выполняется проверка:

Как самостоятельно снять датчик пламени

  1. Закройте подачу газа к теплогенератору либо проточному водонагревателю краном, расположенным на подводящей трубе. Снимите кожух или переднюю панель агрегата.
  2. Пользуясь рожковыми ключами, открутите гайки крепления термоэлектрода и соединительной трубки. Снимите датчик пламени.
  3. Внимательно осмотрите рабочий электрод, очистите его от сажи кистью и ветошью. Если при визуальной проверке обнаружены прогары, термопара безоговорочно подлежит замене.
  4. Переместившись на кухню, зажгите горелку газовой плиты. Подсоедините зажимы мультиметра к центральному контакту и медной трубке. Выставьте низший предел измерения – 0.1 либо 1 В.
  5. Нагревайте термоэлемент конфоркой газовой плиты, наблюдая за показаниями вольтметра.

Главное условие: исправная термопара для котла должна выдавать напряжение не менее 0.02 вольта. Если прибор показывает нули, напряжение скачет или не превышает 20 мВ, элемент нужно поменять. Современные датчики не подлежат ремонту путем перепайки.

Совет. Покупая новую термопару, всегда ориентируйтесь по марке и конкретной модели котла, дабы не запутаться в маркировках и обозначениях.

Если вам не хочется раньше времени снимать элемент, диагностику можно произвести прямо на котле. Открутив гайку, отсоедините трубку термопары от автоматики и подключите мультиметр, как описывалось выше. Удерживая клавишу, разожгите запальник и снимайте показания прибора. Недостаток метода: невозможность визуального осмотра и чистки электрода от сажи.

Устанавливая новую термопару в газовый котел, настройте положение нагреваемого стержня. В идеале электрод стоит горизонтально, не отклоняется вверх или вниз и хорошо омывается пламенем фитиля.

Заключение

Зная устройство термопары котла и способы ее проверки, несложно выявить проблему, как и заменить датчик в домашних условиях. Здесь важно отсечь другие неисправности – поломку датчика тяги либо катушки электромагнита. Последняя неполадка характерна для отечественных моделей автоматики – «Арбат», ЖМЗ и так далее. Как сделать ремонт подручными средствами, смотрите в последнем видео:

Читайте также: