Устройства для регулирования тяги котлов птвм

Обновлено: 18.05.2024

Как выбрать механический регулятор тяги для твердотопливных котлов

Для того, чтобы твердое топливо загорелось и продолжало гореть (будь то дрова, отходы деревообработки, уголь или торф), в топочную камеру необходимо подавать кислород. Для получения нужной температуры теплоносителя в твердотопливных котлах применяется все более сложная автоматика с использованием вентиляторов и дымососов. Однако существует компактное механическое устройство – регулятор тяги, который с вполне приемлемой точностью поддерживает заданную температуру в системе отопления не используя электричество.

Читайте в статье

Принцип работы и функции регуляторов тяги для твердотопливных котлов

Управление заслонкой котла или дверцей поддувала печи оператором (кочегаром) изменяло количество кислорода в топке и меняло температуру теплоносителя в ту или иную сторону (за счет более или менее интенсивного горения). Принцип действия механического устройства, способного выполнять эту работу, также довольно прост.

Твердотопливный котел с терморегулятором

Так выглядит стандартный механический регулятор теги с верхним расположением. Также есть и боковые модели.

Такой терморегулятор состоит из следующих деталей:

  • гильза с термочувствительным элементом;
  • механический усилитель изменения температуры;
  • калиброванная ручка, задающая температуру;
  • пружина, сжатие которой определят уровень задания;
  • рычаг с цепочкой, управляющий дверцей зольника (поддувала).

Установка температуры теплоносителя задается ручкой регулятора, которая сжимает пружину с нужной силой. Разность между ней и силой холодного термочувствительного элемента большая, поэтому рычажный механизм цепочкой приоткрывает заслонку на определенный большой угол. В топку поступает много воздуха, происходит интенсивное горение. По мере нагрева линейные размеры чувствительного элемента увеличиваются, разность заданной и рабочей температуры становится равной нулю. Дверца зольника, плавно опускаясь, занимает положение, соответствующее заданному и в дальнейшем реагирует на отклонение температуры.

В функции регулятора тяги входят следующие задачи:

  • стабильное поддержание заданной температуры теплоносителя в диапазоне регулирования, не допуская его закипания;
  • управление мощностью и КПД котла за счет подачи кислорода, добиваясь полного прогорания топлива, что уменьшает его расход.

Важно. Не все твердотопливные агрегаты комплектуются механическим регулятором тяги изначально, поэтому у пользователя возникает соблазн использовать в качестве регулятора тяги предохранительный клапан, сбрасывающий избыточное давление при закипании теплоносителя. Такая экономия обернется тем, что при возникновении реальной аварийной ситуации он сработает поздно или вообще не сработает, что повлечет серьезный ремонт как минимум.

Отзывы о применении механических регуляторов тяги: преимущества и недостатки

Владельцы твердотопливных котлов отзываются об устройстве различных производителей одобрительно и признают полезность его в создании комфортных условий в частном загородном доме.

Таблица 1. Преимущества и недостатки механических терморегуляторов твердотопливных котлов.

Преимущества Недостатки
Невысокая стоимость за предоставленный комфорт Заявленные характеристики выполняют полностью при соблюдении инструкции, недостатки не выявлены.
Полная независимость от электроснабжения, сложной электроники и автоматики
Доступность для понимания монтажа и использования устройства для неподготовленных потребителей
При правильном монтаже и эксплуатации служит долгое время
В виду простоты конструкции, обычно высокое качество изготовления

Если в комплектацию котла не входит регулятор тяги, то при покупке отдельно необходимо выбрать из рекомендованных для данного агрегата. Однако единственным негативным моментом является то, что не все твердотопливные котлы оснащены резьбовым гнездом, необходимым для использования терморегулятора.

Гднездо для установки в котел механического терморегулятора

Так выглядит посадочное место под боковой терморегулятор тяги.

Как выбрать подходящий механизм

На возможность установки механического терморегулятора указывает наличие вваренной гильзы в корпус котла сбоку, спереди или сверху, кроме того дверца зольника должна открываться вверх. Для агрегатов, у которых дверца поддувала открывается в сторону пока еще серийных регуляторов нет. Пространство вокруг корпуса должно позволять беспрепятственно монтировать и корректировать работу устройства.

Выбранное устройство должно соответствовать следующим требованиям:

  1. Внутренняя резьба гильзы определяет наружную резьбу регулятора.
  2. Конструкция и мощность рычажного механизма должна позволить беспрепятственно полностью поднимать и опускать дверцу поддувала, поэтому смотрите на какое усилие рассчитан механизм и сравнивайте его с весом дверцы поддувала.
  3. Большинство регуляторов надежно работает в диапазоне 60°-90° С.

Выбор модели и бренда устройства зависят от предпочтений пользователя и бюджета на приобретение. Как показывает опыт, достаточно взять любой из известных терморегуляторов, все они довольно точные, качественные и надежные (в виду простоты конструкции в целом).

Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

Рынок твердотопливных котлов насыщен большим количеством все более сложных систем автоматического управления процессами получения тепла и ГВС. Они более точны, не требуют участия пользователя в большинстве операций. Однако такие системы становятся все более зависимы от электричества и все более дорогими в приобретении и обслуживании. Автономность, простота, качество современных терморегуляторов и невысокая цена делают их вполне востребованными и конкурентоспособными.

ESBE ATA 212

ESBE ATA 212

Один из лучших регуляторов тяги для твердотопливного котла от известного шведского производителя. Надежно работает в диапазоне 35˚-95˚С, рабочие температуры от –20°C до +150°C. Может использоваться с различными антифризами, допускает замену термостатического элемента. При использовании в низкотемпературных средах нуждается в подогреве. Устанавливается в любом положении, в сервисе не нуждается. Вставляется в гильзу с трубной резьбой 3/4 дюйма. Вес 0,38 кг.

Regulus RT4

Regulus RT4

Самый популярный механический регулятор тяги котлов, сжигающих твердое топливо, в силу своей крайней неприхотливости, сверхнадежности и низкой цены. Корпус изготовлен из латуни, литьем под давлением, что гарантирует долгий срок службы. Устройство монтируется в вертикальном и горизонтальном положении, шкала уровней температуры это позволяет. Диапазон регулирования температуры теплоносителя 30–90°C, максимальная рабочая температура +120°C. Муфта для присоединения с внутренней резьбой G3/4”. Вес устройства 0,42 кг, производитель – Чехия.

Honeywell FR 124

Honeywell FR 124

Цены: итоговая таблица

Модель Диапазон регулирования Max температура сенсора Масса, кг Стоимость, руб.
ESBE ATA 212, Швеция 35–95°C 150°C 0,38 2 800
Regulus RT4,Чехия 30–90°C 120°C 0,42 1 500
Honeywell FR 124, Германия 30–90°C 115°C; 0,47 1 900

Установка регулятора тяги на твердотопливный котел и его дальнейшая настройка

Перед установкой регулятора на котел, с помощью трубопроводной арматуры отсечь его от трубопровода и слить теплоноситель из котла. Если отсечь котел не удается (арматура при монтаже не установлена), сливается весь теплоноситель из системы.

Отвернув заглушку с муфты (гильзы) вручную закручиваем регулятор с целью проверки размера резьбы. Если все нормально и понятно какой слой ленты ФУМ наматывать на резьбу устройства, наносим уплотнитель на резьбу и туго, но без фанатизма, ключом вкручиваем его в гильзу. Если гильза сбоку котла, то стрелка на ручке регулятора при закручивании до упора смотрит вверх. При монтаже сверху прорезь шкалы устройства должна быть затянута к лицевой части котла.

В седло регулятора вставляется рычаг так, чтобы цепочка, вставленная в его отверстие, висела вертикально над дверцей зольника и не имела помех для работы в натянутом состоянии. После протяжки все сопряжения закрепляются термостойким составом. После монтажа восстанавливается уровень теплоносителя в системе отопления и открываются трубопроводная арматура, а топка загружается топливом.

Как и каким углем лучше топить бытовой твердотопливный котел

Установленный регулятор необходимо настроить, для этого осуществляется следующая последовательность действий:
  1. Полностью поднимается дверка зольника и поджигается топливо.
  2. Откручивается фиксатор на рукоятке устройства.
  3. Устанавливается температура теплоносителя нижнего уровня диапазона 60° С.
  4. Закрепляется цепочка на рычаг.
  5. После достижения заданной температуры, опускается дверца поддувала, оставляя щель около 2 мм.
  6. Фиксируется второй конец цепочки на ручке зольника, чтобы слабина была не больше 1 мм.
  7. Закручивается винт на ручке терморегулятора.

Житейские советы. Перед активной эксплуатацией котла с механическим терморегулятором необходимо терпеливо потренировать систему отопления на разных температурах в диапазоне регулирования, и, если нужно, корректировать длину цепочки, чтобы уменьшить погрешность до 5%.

Горение твердого топлива и нагрев теплоносителя до заданной температуры – процесс инертный, не быстрый. Поэтому реакция на изменение задания на ручке терморегулятора будет с задержкой и будет правильно не торопить события.

Калибровку устройства желательно производить почаще, особенно в начале работы системы отопления. Смена вида твердого топлива и поставщика тоже должны вызвать вначале регулярную проверку соответствия заданной температуры на ручке регулятора и фактической по термометру котла. При необходимости провести настройку устройства коррекцией размера цепочки.

Вывод. Этот способ получения устойчивой работы твердотопливного котла не настолько точный как связанные с вентиляторами, дымососами и компьютером , но за такие деньги получить надежную, автономную и на долгое время во многих случаях благо.

Регулятор тяги газового котла

Стабильность и эффективность работы котла или печи зависит непосредственно от своевременной настройки интенсивности горения используемого топлива. Для оптимального функционирования теплогенерирующих устройств необходимо наличие в дымоходе устойчивой тяги, для поддержания которой используются специальные стабилизаторы. Правильно настроенный регулятор значительно увеличивает КПД и повышает долговечность печи или котла.

Что такое стабилизатор тяги дымохода

Регулятор тяги газового котла

Стабилизатор тяги или прерыватель – это специальный механизм, выполняющий вторичную подачу воздуха определенными дозами, что дает возможность поддерживать в дымоходе оптимальную, для работы котла или печи, тягу в автоматическом режиме без участия человека. Прерыватель снабжен предохранительной заслонкой, предотвращающей создание избыточного давления.

Стабилизаторы тяги в дымоходе являются универсальными, изготавливаются из нержавеющей стали и могут применяться с любым теплогенерирующим устройством, нуждаются в минимальной площади и довольно просты в монтаже. Устройства в состоянии функционировать при рабочей температуре до 500˚C, а также в системах отопления с теплогенерирующими приборами конденсационного типа, в которых температура сгоревших газов ниже точки росы.

Назначение стабилизатора

Конструкция дымоотводящей системы во многом зависит от вида отопительного устройства, вместе с которым предполагается ее задействование. Ощутимое влияние на эффективность оказывают природные изменения температур, обусловленные погодой или временем года. Существенные температурные перепады в холодное время года могут вызвать в дымоходе образование высокой тяги воздуха, что станет причиной снижения эффективности всей системы и повышенного расхода топлива. Стабилизатор тяги позволяет регулировать создаваемое давление до оптимальной величины, повышая тем самым эффективность отопительного устройства.

Также на тягу в дымоотводящей системе воздействует и атмосферное давление воздуха, которое может быть обусловлено местоположением дома, погодными условиями, временем года и суток. Так, например, разница в атмосферном давлении в марте в пасмурную погоду и сентябре в ясный день может составлять до 90 Па.

На представленном видео показан принцип действия и работа тягового стабилизатора в дымоходе.

Принцип работы и преимущества установки стабилизатора

Как только в дымоотводящей системе сила тяги становиться больше оптимального значения, клапан устройства открывается и снижает давление за счет поступающего из помещения воздуха, и который при смешении с дымовыми газами понижает их температуру. Вследствие этого термическая подъемная сила падает, а при получении оптимального значения клапан вновь закрывается.

Данный способ считается наиболее простым и в то же время довольно эффективным, и который позволяет добиться равномерного горения, энергосбережения и экономии топлива. Также к преимуществам установки стабилизатора следует причислить следующее:

  • безопасность эксплуатации дымоходной системы;
  • продление срока эксплуатации дымохода;
  • снижение уровня выбрасываемых в атмосферу вредных веществ;
  • благодаря постоянно приоткрытому клапану стабилизатора увеличивается циркуляция воздушного потока;
  • возможность работы стабилизатора, как при естественной тяге, так и принудительной;
  • процесс горения топлива происходит равномерно, а дымоход при этом не перегревается;
  • при сильных порывах ветра обеспечивается гашение резких перепадов тяги;
  • запах гари не проникает в помещение;
  • возможность использования старых дымоходных систем с новыми низкотемпературными котлами;
  • предотвращение теплопотерь;
  • экономия топлива составляет до 15%.

Варианты размещения стабилизатора тяги

Стабилизатор тяги дымохода может устанавливаться там же, где смонтирован теплогенерирующий прибор, или же в соседнем помещении, в котором устроен отвод от котла или печи до дымоотводящей системы. Давление может колебаться от 10 до 35 Па.

Регулятор тяги газового котла

Существует два основных способа установки тягового стабилизатора:

  1. устройство размещают на 500 мм выше уровня места соединения теплогенерирующего прибора с дымоотводящей системой;
  2. стабилизатор тяги устанавливают на одном уровне соединения теплогенерирующего устройства с дымоходной трубой, однако это расстояние должно составлять не меньше 400 мм от поверхности пола.

Также, большинство производителей теплогенерирующего оборудования, рекомендует использовать специальные стабилизаторы, называемые в народе «грибками». Подобный регулятор тяги представляет собой небольшой отрезок дымоходной трубы с расширением в форме грибка и открытым участком под ним для притока наружного воздуха. Такое конструктивное решение по сравнению с традиционным выпуском дымохода имеет следующие преимущества:

  • стабилизация давления в топке отопительного прибора;
  • устранение в дымоходной трубе излишней тяги, а соответственно приведение в норму КПД теплогенерирующего устройства;
  • защита теплогенерирующего устройства при возникновении в дымоходной системе обратной тяги;
  • контроль тяги.
Читайте так же: Чем растворить пенопласт чтобы получить клей

Регулятор тяги газового котла

1-воздушный поток из помещения, где установлен отопительный прибор;

2-кратковременный, не более 60 с., вброс в котельную отработанных газов;

3-направление отработанных газов в случае тягового опрокидывания;

4-направление отработанных газов отопительного теплогенерирующего прибора.

Специальный датчик стабилизатора монтируется под колпаком в виде грибка и срабатывает при изменении температуры сгораемых газов. В том случае если происходит ухудшение тяги или возникновение обратного эффекта, то выделяемые в процессе горения отработанные газы будут собираться под грибком и приведут к нагреву датчика, а это уже в свою очередь вызовет прекращение подачи газа на горелку и отопительное устройство автоматически отключится.

Регулятор тяги газового котла

Направление продуктов сгорания и потока воздуха через датчик при нормальной тяге в дымоходе

Регулятор тяги газового котла

В дымоходе наблюдается эффект обратной тяги — продукты сгорания вынужденно уходят под зонтик на датчик

Некоторые владельцы частных домов или коттеджей встраивают в дымоходы всемозможные теплообменники для сбора остаточного тепла от продуктов горения и снижения расходов топлива. Однако делать это категорически запрещается, поскольку в этом случае ухудшается дымоотведение вследствие заужения дымохода и непременно происходит срабатывание датчика.

Конструктивно датчики стабилизаторов тяги дымохода разделяются на:

Как правило, их монтаж не представляет никаких проблем. Стабилизаторы традиционно устанавливаются при помощи саморезов и гаек на монтажные площадки в специально подготовленные отверстия.

Самостоятельная сборка стабилизатора

Регулятор тяги газового котла

Для изготовления стабилизатора потребуется:

Стык трубы скрепить при помощи сварки таким образом, чтобы внутренний диаметр составлял 115 мм. Сварные швы необходимо тщательно зачистить снаружи и внутри, и сделать для клапана вырез, составляющий 15% от сечения дымоходной трубы.

В районе заслонки устанавливается фиксатор, а поворотная ось, которая оснащена поворотной рукояткой клапана, выступает из трубы на 120-150 мм. От верхнего и нижнего края на расстоянии 25-30 мм прокатать бортики для соединения с соседними трубами.

Установку стабилизатора лучше всего выполнять в разрыв дымоотводящей трубы. Для фиксации устройства вверху и внизу применяются хомуты шириной 50-60 мм.

Предлагаем к просмотру видео самодельного стабилизатора тяги.

Послесловие

Безопасное функционирование и высокая эффективность печей и котлов в большей степени зависит от наличия соответствующей тяги в дымоходе. При возникновении даже незначительных проблем с дымоотводящей системой следует обязательно обследовать дымоход на проходимость и приступить к нормализации тяги. Наличие в помещении угарного газа очень опасно для человеческой жизни. Выполнить ремонтные работы и установить стабилизатор вполне возможно собственными руками.

Неравномерный режим прохода газов через дымоход – следствие ошибок в его изготовлении или проявление «обратной» тяги. Устранению этих явлений помогает стабилизатор тяги дымохода.

Регулятор тяги газового котла

Физические явления в дымоходной системе

Устойчивая работа источника тепла (котел, печь и т.д.) во многом зависит от правильной настройки и регулировки режима горения. Один из факторов – устойчивая тяга. Продукты горения (газы, водяной пар, механические частицы) из топочного пространства выходят наружу через дымоход. Последний представляет собой канал, выполненный из несгораемого материала (кирпич, нержавеющая сталь, керамика).

Дымоходная система может иметь различные размеры, как по высоте, так и внутреннему сечению. Изготовить высокий дымоход (10-15 м) с правильными параметрами достаточно сложно. Вследствие этого возникают такие явления, как неустойчивый режим или «обратная» тяга. В последнем случае происходит смена направления движения продуктов горения в другую сторону, — внутрь помещения. Причинами могут служить:

  • сужение внутреннего канала из-за копоти, сажи, а также попавшего мусора;
  • повышение давления на выходе из трубы при сильных порывах ветра (дымоход «задувает»);
  • сезонность климата, при котором существуют перепады атмосферного давления и температур в холодное или тёплое время;
  • дымоход был построен в «ветровой» тени другого высокого здания или расположенных рядом деревьев.

Это вызывает изменение разрежения топочных газов. С другой стороны, может наблюдаться противоположное явление, — усиление выброса. В этом случае, звук в трубе напоминает рёв реактивного двигателя. Регулируя давление внутри дымохода, достигается равномерный выход продуктов горения из котла. Для этого используется специальное приспособление – стабилизатор тяги дымохода.

Читайте так же: Газовая горелка для гаража какая лучше

Принцип работы

Регулировка тяги осуществляется изменением степени разрежения газов в трубе. С этой целью, между дымоходной трубой от топки и входом в дымоход, встраивается стабилизатор. Он может работать в ручном или автоматическом режиме.

Регулятор тяги дымохода представляет собой заслонку (клапан), встроенную в отдельный корпус. При усилении тяги, клапан приоткрывается и запускает порцию воздуха из помещения. Поток газов охлаждается, подъёмная сила от термической составляющей уменьшается, скорость выброса падает. И, наоборот, с закрытием клапана, приток холодного воздуха уменьшается, сила выхода увеличивается.

Стабилизатор тяги целесообразно устанавливать на твёрдотопливных котлах, работающих:

Это обусловлено наличием времени, при котором котёл выходит на плановую мощность и, соответственно, устойчивый режим работы. То есть, печь должна растопиться.

Регулятор тяги газового котла

Преимущества

Установка стабилизатора тяги дымохода даёт ряд положительных моментов:

  • увеличивается безопасность эксплуатации дымоходной системы, благодаря стабилизации потока топливных газов;
  • срок службы дымохода растёт из-за снижения пиковых нагрузок от горячих продуктов сгорания;
  • снижается количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;
  • благодаря постоянно приоткрытой заслонки увеличивается циркуляция воздуха;
  • регулятор способен работать на принудительной и естественной тяге;
  • стабилизация горения топлива;
  • поддержка постоянной температуры продуктов сгорания в дымоходе, в результате чего он не перегревается;
  • предохранение от сильных порывов ветра;
  • выхлопные газы не попадают в помещение;
  • появляется возможность работы низкотемпературных приборов отопления со старыми системами дымоходов;
  • снижаются внешние теплопотери.

Расположение регулятора

Стабилизатор устанавливают в том же помещении, где расположен котел. Тягопрерыватель монтируется на вертикальную трубу двумя способами:

Осуществляют монтаж на расстоянии 400–600 мм от места стыковки выхлопной трубы от топки и основного дымохода.

Регулятор тяги дымохода монтируют на уровне печи, на расстоянии не менее 400 мм от основания. Другими словами, присоединяют в начале основной части дымоходной трубы.

Возможные зазоры заполняются высокотемпературным герметиком. Допускается уплотнение асбестом, предварительно размоченным в воде.

Стабилизатор тяги дымохода своими руками

Промышленность производит различные модели устройств для регулирования тяги в дымоходе. Но не всегда есть возможность их купить. Есть два варианта стабилизаторов, которые можно изготовить своими руками:

Заслонка

Представляет собой обыкновенную заслонку, частично или полностью перекрывающая сечение трубы. Самый простой вариант – это поперечная задвижка (как в классических русских печах или каминах).

Другой вариант – диск внутри корпуса. Круг крепится к поперечному стержню, посредством которого, осуществляется установка положения заслонки внутри трубы. Существенный минус обоих приспособлений – это ручная регулировка, которая требует почти постоянного наблюдения за режимом работы котла.

«Грибок»

Изготавливается в виде конусообразной вставки в основную трубу. Внешне напоминает зонтик. Внутри конструкции устанавливается термодатчик, который контролирует температуру газового потока. При возникновении обратной тяги или при неустойчивом режиме, отработанные продукты горения скапливаются под «зонтиком». Происходит общее повышение теплового фона. Срабатывает датчик и подаёт сигнал на регулирующее устройство подачи природного газа. Котел отключается.

Видео

Регулятор тяги газового котла

В любом оборудовании для отопления помещений, которое работает на дровах, угле или другом твёрдом топливе, необходимо устанавливать приспособление для регуляции интенсивности работы. В классическом варианте таких устройств контроль температуры требуется выполнять вручную с помощью закрывания или открывания дверцы зольника, специальной заслонки и тому подобного. Но для автоматизации процесса необходимо установить регулятор тяги для твердотопливных котлов.

Принцип действия

Изменяет автоматически температуру котёл благодаря, прежде всего, термостату, помещённому в цилиндрический корпус. С помощью ручки и цепи корпус, в свою очередь, механически прикреплён к дверце зольника. Сам термостатический элемент выглядит как колба, наполненная жидкостью, которая существенно расширяется при нагревании. Термостат находится снизу цилиндрического корпуса, непосредственно в той части, что присоединяется к водяному контуру котла, поэтому элемент контактирует с теплоносителем.

Регулятор тяги газового котла

Технологически работа регулятора выглядит следующим образом:

  • при увеличении температуры датчик (термостат) реагирует на неё и ослабляет пружину, расположенную внутри цилиндрического корпуса, которая, в свою очередь, соединена с рычагом и цепью;
  • рычаг опускается и соответственно закрывается заслонка, а тяга уменьшается;
  • в связи с тем, что воздуха становится меньше, горение замедляется;
  • процесс повторяется.

На цилиндрическом корпусе устанавливается рукоятка регулировки температуры. Если выставить определённое ограничение, то рычаг не будет опускаться ниже этой нормы, поэтому и температура не будет уменьшаться.

Читайте так же: Как зашить трубы в туалете пластиковыми панелями

Кроме механических вариаций регулировщиков температуры, есть и автоматические. Они имеют дополнительно вентилятор для нагнетания воздуха. Но, в отличие от механических, требуют подключения к сети.

Функция регуляторов

Регулятор температуры выполняет очень важную функцию в твердотопливных котлах. Все агрегаты на дровах или угле в обязательном порядке должны иметь водяную рубашку. Если температуру воды не регулировать, то она попросту закипит, поэтому механические или автоматические регуляторы — очень важный и необходимый элемент твердотопливного котла.

Регулятор тяги газового котла

Автоматические термодатчики защищают котёл от перегрева, поломок, тем самым предотвращают взрыв котла.

Если вода закипает, давление повышается, происходит взрыв. Поэтому, если твердотопливный котёл имеет только ручную заслонку для регуляции температуры, он представляет собой устройство повышенной опасности. Альтернатив — установка дополнительной ёмкости, куда будет уходить лишнее тепло, но такой вариант не идеален и может давать сбои, хотя как-то будет защищать котёл от перегрева.

Автоматический регулятор тяги для твердотопливных котлов будет выполнять всю работу за человека без его непосредственного участия. Он в нужное время закроет на необходимый уровень заслонку и не допустит закипания воды в рубашке устройства. Нужно учитывать и то, что температура некоторое время ещё будет возрастать, но процесс увеличения градусов остановится.

Кроме основных преимуществ регулятора тяги, есть и другие:

  1. С помощью регулятора можно установить максимальную температуру. Особенно это удобно осенью или ранней весной, когда температура необязательно должна держаться в пределах +80…+90°С. Можно установить +60°С, и этого будет достаточно.
  2. При закрытии заслонки уменьшается скорость горения, это способствует экономии на топливе. Но такие действия немного снижают КПД устройства.

Иногда в качестве альтернативы устанавливают предохранительный клапан, который срабатывает при высоком давлении. Но такой способ не панацея, так как через 2−3 срабатывания клапан зачастую начинает течь от перегрузки, поэтому идеальным вариантом будет установка регулятора тяги на котёл.

Советы по выбору прибора

В специализированных магазинах есть огромный выбор твердотопливных котлов. И, как ни странно, даже сегодня можно найти модели без автоматики. Большинство таких «древних» устройств оборудованы только гильзой, вмонтированной внутрь теплообменника. Установка регулятора тяги на твердотопливный котёл такого типа обязательна. Это предотвратит повышение температуры до критической и сделает конструкцию более безопасной.

В связи с этим необходимо обращать внимание на наличие в конструкции гильзы и заслонки, поднимающейся вверх.

При выборе механизированного регулятора тяги требуется придерживаться следующих рекомендаций:

  • мощность термостата должна соответствовать весу створки для её успешного поднятия;
  • возможность регулирования температуры лучше выбирать в диапазоне от +60 до +90°С;
  • угла поворота рычага должно хватать на полное открытие и закрытие створки;
  • резьба в котле должна соответствовать резьбе регулятора тяги, чтобы свободно скрепить две части вместе.

Регулятор тяги газового котла

Процесс отопления с использованием современных механизированных и автоматических регуляторов тяги стал на сегодняшний день легким и удобным

При выборе регулятора следует также обратить внимание на положение, в котором он может работать, так как гильза может быть расположена сбоку или сверху. Есть модели, которые могут работать в любом положении.

Установка и настройка

При установке заводского или самодельного регулятора тяги для котла необходимо слить всю жидкость с водяного контура. Если в системе есть закрывающиеся краны, то сделать это несложно, и никаких проблеме с установкой не возникнет. Если таких кранов нет, то сливать нужно будет всю воду или антифриз.

Установить регулятор в котёл несложно. Достаточно выкрутить с гильзы заглушку и вкрутить на её место регулятор.

Чтобы настроить конструкцию, необходимо следовать таким рекомендациям:

  1. Зажечь котёл.
  2. Открыть дверцу, не присоединяя цепочку регулятора.
  3. Рукоятка выставляется на ограничение нужной температуры, к примеру, +80°С.
  4. Когда температура поднимется до +80°С, необходимо прикрепить цепь к заслонке, при этом она должна быть закрыта максимум на 2 мм.
  5. Зафиксировать конструкцию.

Дальше работа конструкции проверяется от максимальной до минимальной температуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что лучше иметь примитивную автоматику для твердотопливного котла, чем вообще её не иметь. Устройство монтируется несложно, стоит немного, а предохраняет от взрыва достаточно хорошо.

АВТОМАТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ВОДОГРЕЙНЫХ КОТЛОВ ТИПА ПТВМ

Для автоматизации топочного режима работы водо­грейных котлов типа ПТВМ, оснащенных горелками ГМГ - 625, а также для обеспечения нормальных условий их эксплуатации применяется автоматика безопасности и регулирования типа РПИБ (регулятор пропорциональ­ный интегральный бесконтактный).

Автоматика РПИБ обеспечивает безопасность рабо­ты котла путем прекращения подачи топлива в топку при понижении давления топлива; понижении и повышении давления воды за котлом; повышении температуры воды за котлом; уменьшении расхода воды через котел; пога­сании факела в каждой растопочной горелке; падении разрежения в топке котла; падении давления воздуха перед горелками ниже допустимого.

Автоматика безопасности и регулирования выполнена на два вида топлива. Если котел работает на газе, то в качестве отсекающего органа применяется предохрани­тельный клапан низкого давления (ПКН), на котором устанавливается электромагнит МИС-4100Е.

При работе котла на мазуте в качестве отсекающего органа применяется автоматическая задвижка на подво­де топлива к топке. При переходе работы котла с одно­го вида топлива на другой в схеме автоматики безопас­ности и регулирования предусмотрен переключатель ви­да топлива (ПТ).

Управление задвижками котла осуществляется дис­танционно со щита, в котором имеются необходимые бло­кировки; так, закрытие задвижки на трубопроводе воды до котла возможно только после полного закрытия за­движки на газопроводе; закрытие задвижки на трубопро­воде воды за котлом возможно только после закрытия задвижки на трубопроводе воды к котлу.

Автоматика предусматривает возможность ручного останова котла со щита. управления при помощи кнопки (КО).

Датчиками, контролирующими изменение параметров' в системе автоматики, являются при:

Понижении давления топлива в газомазутопроводе — манометр электрический дифференциальный (МЭД);

Повышении температуры воды за котлом — термометр сопротивления типа ТСМ;

Уменьшении расхода воды через котел — дифференци­альный манометр (ДМ);

Погасании факела в каждой растопочной горелке — фотосопротивление типа ФСК или контрольный электрод (в зависимости от типа применяемого запально-защит - ного устройства);

Падении разрежения в топке котла — датчик тяги ДТ - 100 мембранного типа.

Принципиальная схема автоматики безопасности и регулирования типа РПИБ показана на рис. 2.2.

Розжиг котла ПТВМ-50 производится при разрежении в топке 20—30 Па (2—3 мм вод. ст.), при расходе воды

АВТОМАТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ВОДОГРЕЙНЫХ КОТЛОВ ТИПА ПТВМ

Понижение давления Газ топлива к котлу j Мазут

Падение разрежения в топке котла

Повышение давления воды за котлом

Понижение давления воды за котлом

Повышение температуры воды за котлам

Уменьшение расхода воды через котел

Погасание сракела в топке котла

Цепи реле защиты

Разрежение в топке котла низко

Давление вовы за котлом высоко

Уменьшение расхода воды через котел

Цепь электромагнита на газопроводе к котлу

Рис. 2.2. Принципиальная схема автоматики безопасности и регули­рования тина Р11И1>

Давление топлива я котлу низко

Давление воды за котлом низко

Температура воды за котлом высока

Факел в топке котла погас

Через котел более 500 м3/ч и давлении воды на входе в котел не менее 1,0 МПа (10 кгс/см2).

Гірк розжиге водогрейного котла с автоматикой без­опасности и регулирования типа РПИБ рекомендуется соблюдать следующий порядок действий.

Включают рубильник электропитания щита управле­ния и сигнализации. После подачи напряжения на щите загораются следующие табло:

ДАВЛЕНИЕ ТОПЛИВА К КОТЛУ НИЗКО РАЗРЕЖЕНИЕ В ТОПКЕ КОТЛА НИЗКО ДАВЛЕНИЕ ВОДЫ ЗА КОТЛОМ НИЗКО УМЕНЬШЕНИЕ РАСХОДА ВОДЫ ЧЕРЕЗ КОТЕЛ ФАКЕЛ В ТОПКЕ КОТЛА ПОГАС На щите управления и сигнализации переключатель топлива (ПТ) ставят в положение «ГАЗ»;

Взводят в рабочее положение клапан-отсекатель авто­матики безопасности (молоточек клапана в рабочее по­ложение не ставится);

Открывают поворотом ключа управления газовой за­движкой (КУГЗ) на щите управления электрозадвижку на главном газопроводе котла и по манометру проверяют наличие давления газа в сети;

Открывают нажатием на кнопку на щите управления (или вручную) продувочный клапан газопровода котла на свечу и производят его продувку.

Ключ управления (КУ) растопочной горелкой уста­навливают в положение «ВЕНТИЛЯЦИЯ», при этом включается вентилятор, открывается шибер на воздухо­воде к горелке, запускается реле времени вентиляции, ко­торое настроено на время выдержки 10—15мин. По исте­чении заданной выдержки времени, т. е. после предвари­тельной вентиляции топки котла, замыкается контакт реле времени и загорается сигнальная лампа «ОКОНЧА­НИЕ ВЕНТИЛЯЦИИ». Кроме того, другим контактом реле времени подготавливается цепь для включения трансформатора розжига.

Ручку задатчика регулятора разрежения устанавли­вают в положение «ДИСТАНЦИОННО», и после нажа­тия кнопок «БОЛЬШЕ» или «МЕНЬШЕ» в топке котла устанавливается разрежение в пределах 20—30 Па (2— 3 мм вод. ст.).

Вручную открывают газовый кран на спуске к расто­почной горелке.

Ключ розжига (КР) устанавливают в положение «ВКЛЮЧЕНО», срабатывает реле розжига (РР), при этом подается напряжение на электромагнитный вентиль на газопроводе и к электрозапальнику.

При загорании газа фотодатчик или контрольный электрод подает сигнал на электронный блок занально - защитного устройства (ЗЗУ) о наличии пламени в топке котла, т. е. срабатывает реле контроля пламени (РКП) и своим замыкающим контактом подготавливает цепь открытия крана растопочной горелки.

Ключ управления (КУ) растопочной горелкой ставит­ся в положение «ТОПЛИВО», газ поступает в топку кот­ла и загорается от факела запальной горелки. После роз­жига горелки и получения устойчивого горения газа ключ розжига возвращают в положение «ОТКЛЮЧЕНО». При этом снимается напряжение с трансформатора зажигания и соленоидного клапана. Запальная горелка гаснет.

Если в процессе растопки в течение 3—5 с факел за­пальной горелки не загорелся, то реле (РВР) замкнет контакты реле розжига и повторное включение его воз­можно только после отработки реле времени вентиляции котла.

В случае погасания факела растопочной горелки во время розжига реле (РКП) своим размыкающим контак­том поставит под напряжение цепь пускателя закрытия газового крана. Остальные растопочные горелки разжи­гаются аналогично.

После розжига всех растопочных горелок производит­ся настройка задатчика разрежения и управление задан­ным режимом переводится с дистанционного на автома­тическое путем поворота ручки «АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ» на корпусе задатчика; устанавливается в ра­бочее положение ударный молоточек клапана-отсекателя.

Горелки дистанционного розжига включаются по ме­ре необходимости поворотом ключа управления соответ­ствующей горелкой в положение «ТОПЛИВО». При этом подается напряжение на исполнительный механизм, от­крывающий одновременно газовый кран перед горелкой и шибер на воздуховоде к горелке (соотношение газ—воз. дух заранее отрегулировано).

При нормальной работе котла (без нарушения конт­ролируемых параметров) катушка, удерживающая удар­ный молоточек, постоянно находится под напряжением через нормально замкнутые контакты реле остановки
котла (РОК) и молоточек находится во взведенном по­ложении.

При аварийном отклонении одного из контролируемых параметров срабатывает соответствующее промежуточ­ное реле 1РЛ—7РА, замыкаются цепи определенных блинкерных реле 1РБ—7РБ и реле остановки котла (РОК).

В результате срабатывания реле (РОК) цепь электро­магнита обесточится и задвижка на газопроводе закро­ется, значит, прекратится подача топлива в топку котла. Одновременно подается световой и звуковой сигналы о срабатывании защиты через нормально открытые кон­такты промежуточных реле 1РА—7РЛ. Определение па­раметра, вызвавшего срабатывание защиты, осуществля­ется световой сигнализацией на табло. Определение первопричины срабатывания защиты питания цепей блин­керных реле производится через нормально замкнутый контакт реле остановки котла (РОК). При срабатывании Защиты цепи катушек блинкерных реле обесточатся и от­клонение от нормы последующих параметров не будет вызывать срабатывания других блинкерных реле.

Система поддерживает температуру воды, подаваемой в теплосеть, в соответствии с отопительным графиком. Для этой цели предусмотрен регулятор температуры пря­мой сетевой воды на выходе из котельной, который воз­действует на подачу топлива. Изменение подачи топлива регулятором температуры осуществляется ступенчато включением и отключением горелок.

При отклонении температуры воды на выходе из кот­ла за пределы зоны нечувствительности регулятора про­исходит разбалансировка в его измерительном блоке и включается реле «БОЛЬШЕ» или «МЕНЬШЕ». Реле «БОЛЬШЕ» своими нормально открытыми контактами включает магнитный пускатель вентилятора горелки и реле времени, которое через промежуток времени, подби­раемый при наладке схемы регулирования, своими кон­тактами включает промежуточное реле открытия. Кон­такты реле включают исполнительный механизм, откры­вающий воздушную заслонку и газовый кран. Если сигнал реле «БОЛЬШЕ» не исчез, аналогично включают­ся дополнительные горелки автоматического розжига.

Отключение горелок регулятором производится в об­ратной последовательности по сигналу реле «МЕНЬШЕ». Импульс па закрытие горелки подается через контакт Промежуточного реле, которое находится в цепи реле «МЕНЬШЕ», при этом исполнительный механизм газо­вого и воздушного клапанов работает на закрытие.

При полном закрытии клапанов контакты конечного выключателя замыкают цепь промежуточного реле за­крытия. Реле срабатывает и размыкает свои контакты в цепи пускателя вентилятора, и происходит его отключе­ние. Для создания выдержки времени на отключение дру­гой горелки контакты соответствующего реле шунтируют контакты промежуточного реле вентилятора, которое ос­тается во включенном положении в течение промежутка времени, определяемого временем отключения одной го­релки. По истечении выдержки времени при повторяю­щемся сигнале реле «МЕНЬШЕ» подается команда на закрытие исполнительного механизма, газового и воздуш­ного клапанов горелки.

Дальнейшее отключение других горелок происходит аналогично.

Для контроля за работой котла на щите управления устанавливаются:

Регистрирующий и показывающий приборы темпера­туры воды;

Регистрирующий и показывающий приборы расхода воды через котел;

Регистрирующий и показывающий приборы давления воды после котла;

Показывающий прибор разрежения в верхней части топки;

Регистрирующий и показывающий приборы содержа­ния свободного кислорода в дымовых газах;

Регистрирующий и показывающий приборы давления газа для обшей магистрали.

Читайте также: