Трудно считать себя звездой и работать в котельной

Обновлено: 18.05.2024

Трудно считать себя звездой и работать в котельной

— Мне хотелось бы быть близким своим ровесникам. Вот, если близким на самом деле. Потому что те, кто старше, они, так сказать, могут все это понять, может быть, но не могут почувствовать.

Виктор, что у Вас больше всего вызывает протест?

— (Пауза). Все. (Аплодисменты в зале).

Кто вы больше — поэт или композитор?

— Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Как это называется? Автор-исполнитель? Я член группы КИНО.

Считаете ли вы себя звездой Ленинградского рок-клуба?

— (Смех в зале). Трудно считать себя звездой и работать в котельной. (Смех и аплодисменты в зале).

Хотели бы вы, Виктор, устроить небольшое соперничество с солистом какой-либо группы, например, с Борисом Гребенщиковым? Только честно.

— Я несколько не понимаю, какого рода соперничество: в смысле девушек, физической силы или в смысле, так сказать, конкуренции музыкантов? Вот. Я думаю, что, так сказать, устраивать его смысла нет, поскольку, если иметь в виду какое-то музыкальное соперничество, то оно имеет место быть, ну а кто побеждает, это виднее вам. Я думаю, что пока Борька. В смысле массовости.

Ваши любимые заграничные ансамбли (Смех в зале), которые оказали воздействие на вкус и на манеру?

— Опять-таки, нет любимых заграничных ансамблей, но очень много слушаю музыки различной, нашей и зарубежной. А конкретно кто — трудно сказать. Ну, какие-то новые ребята мне нравятся.

Как вы относитесь к своим Фанам, вас греет, что они есть? Какое бы напутствие вы им сказали? (Смех в зале).

— Конечно, это очень приятно, когда кому-то приятно то, что ты делаешь. Что касается напутствия… Не знаю. Я думаю, что это все можно услышать из песен, ну нет, не знаю… Нет напутствия. Как-то очень официально.

Вы сказали, что никогда не выступите в "Юбилейном" — почему?

— Что касается "Юбилейного", я не сторонник, в принципе, массовой культуры, вот, и поэтому в такой большой зал, я уверен, придут много случайных людей, которые просто приходят и все… Вот на "Аквариум", я думаю, многие ходят просто потому, что в газетах — группа "Аквариум", слухи ходят про группу "Аквариум"… А нравится ли им на самом деле — я не уверен. Или, может быть, они попали под влияние своих знакомых, которые слушают "Аквариум". Вот хочется так, чтобы немного было, но чтобы все понимали…

А как же Б.Г.? Считаете ли вы, что он в чем-то сдался? Отступил?

— Ну, я не знаю, это его дело. Я не думаю, что он в чем-то отступил. Просто эта музыка, которую он делал, которой занимался, она вот сейчас пришла к тому, что… Что можно делать, пожалуйста — официально играть в "Юбилейном" и так далее.

Снялись ли бы вы в музыкальном фильме?

— Видимо, мы будем сниматься в музыкальном фильме. Он такой… Называется музыкальным. Новый фильм Сергея Соловьева, знаете вы такого? Называется "Здравствуй, мальчик Бананан". Там же будут использованы песни групп "Аквариум", КИНО.

Рок становится модным, сейчас кругом рок, а не боитесь, что на рок мода когда-нибудь пройдет, так же, как и на джаз, или рок вечен?

— Я думаю, что мода, явление, которое захватывает, так сказать, верхний слой, и увлекает за собой немного народу, который… Ну я уже говорил на примере "Аквариума". Все это на самом деле им может и не надо. Под общим таким воздействием… Ну, а пройдет — если пройдет… Рок-музыка может исчерпать себя как социальное явление, как явление, которое уже, ну просто не будет выражать каких-то идей, а будет вот таким, как джаз, просто музыка, а не что-то большее. Вот. И тогда, я думаю, надо будет заниматься чем-то другим.

Виктор, а что для вас рок-музыка?

Виктор, откуда вы берете темы своих песен. Вы видите то, о чем поете, в жизни или это просто фантазия?

— Я думаю, что это все вокруг.

Как вы относитесь к слушателям своих песен, к тем, кто, например, визжит в зале, к тем, кто, так называемые фанатики вашего ансамбля, кто порой даже не вдумывается в смысл песни.

— Я не думаю, что если кто-то и визжит в зале, то он, скажем, не вдумывается в смысл песни. Я думаю, что если он, человек начинает как-то выражать свои мысли, то он уже знает эти песни, слушал их дома и, значит, они ему дома понравились.

Считаете ли вы, что у вас есть какие-то корни — аналоги? Кто из бардов или музыкантов прошлого и будущего вам близок?

— Я думаю, что корни и аналоги, ну, я не знаю насчет аналогов, опять-таки, мне об этом судить трудно, а корни, безусловно, какие-то есть. Какие конкретно — сказать не могу. Кто из бардов близок… Я думаю, что те группы, за исключением, может быть, "Аукцыона", которые я перечислил, там везде есть автор, который, скажем, если он будет петь просто с гитарой, можно назвать его бардом — с некоторой натяжкой. Они, я думаю, мне близки, опять-таки, мои ровесники…

Виктор, как тебе больше нравится, когда молодежь визжит, свистит на концертах и бесится, или когда полная тишина? Не значит ли это, что люди задумались, им нравится в полный рост, а первое — животные инстинкты, и их не стоит будить?

— А мне нравится, когда люди, так сказать, отвязываются на концертах, я не думаю, что если человек танцует, скажем, или размахивает над головой какой-нибудь своей майкой, то это значит, что в нем просыпается животный инстинкт.

Как вы относитесь к творчеству Леонтьева?

— Ну, прежде всего, я бы не называл это творчеством. То есть это просто профессиональное исполнение песен. Вот. А мне не нравится.

Ваше отношение к современной советской эстраде или для вас существует только рок?

— Меня, в принципе, музыка, особенно эстрадная, ну очень интересует. Меня интересует музыка, как социальное явление. И единственной такой музыкой сейчас является рок-музыка. Поэтому это единственная музыка, которая на самом деле массовая, которая на самом деле народная.

Может ли случиться, что группа КИНО окажется на профессиональной сцене, если нет, то объясните причину.

— Думаю, пока не может, но, с другой стороны, намеренно, так сказать, уходить от этого мы тоже не будем. Если нам будет позволено делать то, что мы хотим, то почему бы и нет?

А вы не считаете, что на профессиональной сцене неизбежен компромисс?

— Ну какой? Если я буду делать то, что хочу, какой тут компромисс?

Ну, а "Машина Времени", выйдя на профессиональную эстраду, что-то утратила.

wareza

Mon, Feb. 15th, 2010, 01:58 am
Ответы на записки и Музыка волн

Вопрос: Вы воспеваете подростков, музыку улиц. А хотелось бы вам быть близким людям среднего пожилого возраста?
Виктор Цой: Мне хотелось бы быть близким своим ровесникам. Если близким на самом деле, потому что те кто старше они, так сказать, это все могут понять может быть, но наверное не могут почувствовать.

Вопрос: Виктор, что у вас больше всего вызывает протест?
Виктор Цой: Всё.

Вопрос: Кто вы больше - поэт или композитор?
Виктор Цой: Я не считаю себя ни поэтом ни композитором. Как это называется? Автор-исполнитель? Не знаю.. Я член группы КИНО

Вопрос: Считаете ли вы себя звездой ленинградского рока?
Виктор Цой: Трудно считать себя звездой и работать в котельной.

Трудно считать себя звездой и работать в котельной

Юрий Бугров


Юрий Бугров

О о о , это странное слово – Камчатка.
Но на этой земле я не вижу тебя,
Я не вижу твоих кораблей.
Я не вижу реки, я не вижу моста,
Я пытаюсь найти лошадей
Показать полностью.

О, это странное слово – Камчатка.
О, это сладкое слово – Камчатка.

Я нашел здесь руду,
Я нашел здесь любовь.
Я пытаюсь забыть, забываю и вновь
Вспоминаю собаку: она как звезда ну и пусть.
Я, наверно, сюда не вернусь никогда.

О, это странное слово – Камчатка.
О, это сладкое слово – Камчатка.

Я не вижу здесь их,
Я не вижу здесь нас.
Я икал здесь вино, а нашел третий глаз.
Мои руки из дуба, голова из свинца.
Я не знаю, смогу ли допеть до конца.

15 августа – день памяти Виктора Цоя: о лидере «Кино», о знаменитой котельной «Камчатка»

Виктор Цой родился в Ленинграде, но его адрес – Советский Союз. Молодежь с середины 80-х годов в СССР заслушивалась песнями Цоя. Это время было временем группы «Кино». Но не все так гладко. Было и такое, что его запрещали, отменяли концерты.

Недавно младший сын вспоминал свою юность (тогда жили в Анапе, а он был подростком), что со всех точек продажи магнитофонных кассет разносились песни Цоя. Одна кассета стоила 30 рублей. Это немало.

Трудно было найти человека, который не слышал бы песен харизматичного Цоя. Людской интерес к песням "Кино" был стабильным. Стабильным остается и сегодня.
Виктор Цой, лидер группы «Кино» / Из доступных источников Виктор Цой, лидер группы «Кино» / Из доступных источников

Лидер рок-группы, которую он создал и назвал «Кино», пел песни на свои слова и музыку, играя на гитаре. Цоя хотелось слушать. И хочется слушать сегодня, спустя время, как остановилось его сердце. Прошел 31 год после его гибели. Песни В. Цоя пережили самого музыканта. Он оставил неизгладимый след в русском роке.

Виктор Цой снялся в нескольких кинолентах, в которых показал образ последнего киногероя советской эпохи. Во время работы на съемках фильма «Игла» Виктор создал шедевр - песню «Звезда по имени Солнце».

Если бы не трагедия с музыкантом, когда он разбился на своем «Москвиче» на латвийской трассе 15 августа 1990 года, ему бы было сегодня 59 лет.

Виктор Цой за очень короткое время стал кумиром своего поколения, объединяющим звеном. До сих пор не покидают чувства, что Цой жив, так пишут его поклонники на стенах двора «Камчатки» и носят эту веру в своей душе.

Популярность Цоя стоит на краеугольном камне его песен, харизмы. И сегодня песни группы «Кино» выстреливают в «десятку», они актуальны, потому что правдивы.

Однажды Цоя спросили, считает ли он себя «звездой» ленинградского рока? Он ответил, что трудно считать себя «звездой» и работать в котельной.

Да, он работал в период 1986-88 годов кочегаром во дворе дома по улице Блохина, 15, в Петербурге. Это в десяти минутах ходьбы от нашего дома. В любое время мы можем позволить себе прийти сюда пешком.

Зачем талантливому Цою котельная и работа кочегаром? Когда-то я читала, что ему нужно было свободное время для творчества.

Тут проходили киносъёмки в 1987 какой-то картины с его участием. Тогда, кидая лопатой уголек в печку, Виктор заявил, что он всего лишь ощущает здесь себя свободным.

Сегодня бывшая котельная - это клуб-музей композитора и поэта, музыканта и певца Виктора Цоя. В песне об этой кочегарке есть слова:

«О-о-о, это странное место Камчатка,

О-о-о, это сладкое слово Камчатка. »

И когда романтичного Цоя спросили, что значит для него слово «Камчатка», он ответил, что ничего конкретного. Он на Камчатке никогда не был. Но это слово лишь намекает на фантастику.

Котельная «Камчатка», как видим, теперь имя нарицательное. Сюда стремятся попасть поклонники творчества Цоя из многих мест бывшего Советского Союза.

Несколько раз пытались добиться сноса дома, где находится кочегарка Цоя, признать его аварийным. Хотели построить гостиницу или другое что. Но каждый раз знаменитое место отвоевывалось. Котельная «Камчатка» сегодня стоит на прежнем месте.

Тайны Виктора Цоя


За 28 лет музыкант совершил столько, сколько некоторые звезды не успевают сделать до пенсии. В чем состоял феномен популярности Виктора Цоя и почему поклонники до сих пор спорят о причинах его смерти?

Виктор Цой

21 июня 1962-го в Ленинграде родился музыкант, которого теперь называют легендой русского рока, а 15 августа 1990-го навсегда стало траурной датой для фанатов группы «Кино», ведь в этот день Виктор Цой погиб в автокатастрофе под Ригой. Его новенький «Москвич» влетел в «Икарус» на скорости 130 километров в час, смерть наступила мгновенно. Неужели аварию нельзя было предотвратить?
Тут-то и разворачивается поле для конспирологических теорий, что Виктора убили или же довели до гибели. Почему же спустя 31 год после трагедии мы продолжаем выдвигать новые версии случившегося? О яркой жизни и скоропостижной смерти талантливого музыканта — в нашем материале.

«Трудно считать себя звездой и работать в котельной»



Мама пережила Виктора на 19 лет, скончавшись в 2009-м в возрасте 72 лет


«С Робертом Максимовичем, отцом Вити, я познакомилась на новогоднем вечере, он был с гитарой, — рассказывала мама музыканта Валентина Васильевна Цой. — И потом, когда мы поженились, гитара так и вошла в наш дом. Через полтора года после свадьбы у нас появился Витя. Он родился рядом с Парком Победы, в двухэтажном зданьице. В этом же парке позже он работал спасателем на лодочной станции».
Первые таланты маленький Витя продемонстрировал еще в детском саду: воспитатели заметили, что ребенок отлично рисует. Мама отдала его в художественную школу и гордилась, когда картина сына заняла второе место на городской выставке. Неудивительно, что, окончив восьмилетку, юноша поступил в училище имени Серова. Вот только отсюда живописца вскоре исключили: по одной версии, за неуспеваемость, по другой — за организацию рок-группы, творчество которой не одобрила местная администрация.
В итоге Цой пошел работать на завод и освоил профессию резчика по дереву: сделанные им фигурки нэцкэ до сих пор хранятся у отца. Круг интересов юноши быстро оформился: поклонник Михаила Боярского и Владимира Высоцкого всерьез увлекся личностью Брюса Ли, так что начал подражать имиджу гонконгского актера и заниматься восточными единоборствами. Что же касается творчества, то музыка постепенно вытеснила живопись.

Цой дружил со многими ленинградскими музыкантами и принимал участие в шоу Сергея Курехина «Поп-механика»

Все началось с позиции басиста в группе «Палата № 6», основанной Максимом Пашковым, затем был панк-рок коллектив «Автоматические удовлетворители», в составе которого Виктор ездил в Москву на подпольные концерты. В 1981-м Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский создали проект «Гарин и Гиперболоиды» и получили путевку в «ЛенРокКлуб».
Вскоре Виктор написал первую композицию «Мои друзья», а группу переименовали в «Кино». Стартовала работа над созданием дебютного альбома под руководством Бориса Гребенщикова, предрекавшего Цою громкую славу. Коллектив часто выступал вместе с «Аквариумом», вынужденная пауза случилась, только когда Виктор Цой лег в психиатрическую клинику, чтобы откосить от армии. Полученный опыт стал основой песни «Транквилизатор».
Середина 80-х ознаменовала период триумфа «Кино»: вышли композиции «Видели ночь» и «Мама — анархия», группа снялась в короткометражке «Конец каникул». При этом солист нашумевшего коллектива работал в бане на проспекте Ветеранов, где мыл помещения, а позднее — кочегаром. Неудивительно, что на вопрос, чувствует ли он себя звездой ленинградского рока, Виктор отвечал зрителям после концерта, что это нелегко, когда трудишься в котельной.

«Если есть в кармане пачка сигарет»



Картина «Игла» стала культовой и вознесла Виктора на новый уровень славы

Впрочем, вскоре у музыканта появилась более творческая работа — его затянули съемки. Документалка «Рок», «Асса» Сергея Соловьева, «Игла», ради которой Виктор на время приостановил запись нового альбома — популярность артиста росла. После выхода фильма Рашида Нугманова и диска «Группа крови» критики заговорили о «киномании» в стране.
Группа не только гастролировала по СССР, но и обрела поклонников во Франции, Италии и США. Немалую роль в популяризации коллектива сыграл новый продюсер Юрий Айзеншпис. «В точности никто не знал, что именно предложил Айзеншпис Цою, но Виктор уже тогда думал о переезде в Москву, так как личная жизнь в Северной столице не складывалась. К тому же Цой с помощью Айзеншписа начал собирать уже не дворцы спорта, а настоящие стадионы. Цой честно предложил своему первому продюсеру, Юрию Белишкину, поехать вместе с ним в Москву, но тот отказался, и тогда Цой сохранил за Белишкиным право делать все его концерты в Ленинграде», — рассказывал «СтарХиту» журналист Михаил Садчиков.

Цой успел выпустить альбом «Последний герой», засветиться в программе «Взгляд» и дать в 1990-м концерт в «Лужниках», но следующая пластинка вышла уже после смерти музыканта. Диск получил символичное название «Черный альбом».

«Любовь — это не шутка»



Музыкант женился лишь однажды

Про таких, как Виктор Цой, говорят: «Торопился жить». Он и выглядел старше сверстников, и казался окружающим мудрым не по годам. Возможно, зрелости добавляла немногословность и скромность — знакомые уверяли, что Виктор оставался закрытым, твердым и сдержанным, даже когда его накрыла популярность.
Молодой 19-летний парень, который на фоне друзей-музыкантов мало пил и говорил только по делу, понравился 23-летней Марианне Родованской. Встреча на квартирнике закончилась обменом телефонами, и вскоре пара уже проводила вечера на прогулках по Ленинграду. Услышав песни Виктора, предприимчивая Марианна, заведовавшая в то время цехами постановочной части в цирке, решила стать администратором концертов «Кино».


«Он был тонко организованным, очень ранимым человеком. Марианна совсем другая. Боксерка. Такой человек, может быть, и нужен был Вите в профессиональном плане. Когда надо было «драться», Витя пускал ее вперед, и она делала это с удовольствием. А он шел за ней и помалкивал — вот так и начался его имидж молчуна. Она была его единомышленницей, помощницей, двигала его к славе», — делилась мама артиста.

За пять лет до смерти артист стал отцом



Наталья Разлогова была полной противоположностью темпераментной и эмоциональной Марианны

После трех лет отношений влюбленные поженились, а в 1985-м у них родился сын Александр. Радостное событие совпало с пиком популярности группы. Но не так страшны для брака гастроли, как съемки в кино, ведь именно на площадке «Ассы» Цой встретил новую любовь — ассистента второго режиссера Наталью Разлогову.
Интеллигентная девушка, окончившая филфак, покорила музыканта. Виктор не стал кривить душой и сразу признался супруге, что полюбил другую. Однако развода не случилось: то ли из-за сына, то ли из-за затягивания процесса Марианной.

«Он мог от нее устать, — рассуждала мать Цоя о причинах разрыва с Марианной. — Мне кажется, поэтому они и расстались. Последние годы он жил с Наташей в Москве. Закрылся начисто и с нами свой разрыв с Марианной не обсуждал. И она долго это скрывала, видно, надеясь, что он вернется. А мы делали вид, что ничего не знаем. Саша был все время около нас».

«Группа крови на рукаве…»



Водитель «Икаруса» ежегодно посещает место гибели Цоя ночью, когда его покидают фанаты



На похороны певца на Богословском кладбище Ленинграда пришли тысячи человек

У Виктора и Натальи появилась традиция каждое лето отдыхать в Юрмале у друзей, поэтому 15 августа 1990-го музыкант и оказался на 35-м километре трассы «Слока — Талси» под Тукумсом: он ехал на рыбалку. Незадолго до рокового дня артист приобрел «Москвич 2141», у которого, по словам автолюбителей, имелись большие проблемы с тормозами. Официальный протокол гласил, что машина Цоя врезалась в рейсовый автобус «Икарус» на скорости не менее 130 километров в час. При этом экспертиза свидетельствовала, что как минимум за 48 часов до столкновения Виктор не пил алкоголь. Предположительно, ДТП произошло, так как звезда уснул за рулем от переутомления, однако многие не согласны с данной версией событий.
«Это все чушь. Середина дня, не такой длинный путь, чтобы заснуть, — заключила мама артиста. — Просто музыкантам нельзя садиться за руль. Он в то время работал над своим последним альбомом и вполне мог прокручивать в голове разные варианты. Музыка отвлекла внимание, и он перестал контролировать дорогу… Удар был такой силы, что от его «Москвича» остался только багажник, мотор нашли за 50 метров от машины».

А вот Роберт Максимович в документальном фильме «Виктор Цой. 30 лет спустя» говорил, что основной причиной драмы стало неумение сына водить. «Увлекаясь музыкой, нужно было на чем-то ездить, так как в те времена такси поймать было невозможно. А ездить он не умел», — сетовал Цой-старший.



Музыканта не забывают слушатели

Бытовало мнение, что Виктор попросту не справился с управлением на сложном участке дороги: на высокой скорости и сквозь ветвистые деревья было не разглядеть надвигавшийся из-за поворота автобус. Но мог ли музыкант отвлечься на прослушивание кассеты с демозаписью последнего альбома? По словам гитариста Юрия Каспаряна, нет: кассету он забрал с собой в Петербург.
Мог ли кто-то подстроить убийство артиста? Независимый эксперт Юрий Антипов назвал фото автомобиля Цоя фейковым, так как характер повреждений не соответствовал описанной следствием картине. Однако и доказательств вины третьих лиц никто не обнаружил.

«Дверь не открывалась, я увидел, что лежит человек. Подошел, вижу кровь — голова разбита. Побежал звонить. Скорая приехала быстро — через пять минут. О том, кто был за рулем машины, я узнал только в отделении ГАИ», — рассказывал водитель «Икаруса» Янис Фибигс о трагедии.

«Песен еще не написанных…»



Сын артиста стал продюсером и автором видеоэффектов проекта «Симфоническое кино»

Даже после смерти Цоя обе возлюбленные бережно хранили память о нем. Марианна посвятила себя изданию книг и установке мемориалов Виктору. Кроме того, официальная вдова музыканта продюсировала других исполнителей, например, Рикошета и Александра Заславского. Лидера «Кино» женщина пережила лишь на 15 лет: в 2005-м она скончалась от рака.
Наталья вскоре после смерти Виктора вышла замуж за журналиста Евгения Додолева и долго хранила молчание об истории любви с погибшим музыкантом. Однако в 2012-м Разлогова представила зрителям фильм «Цой — «Кино», а в прошлом году выставила картины артиста в Галерее искусств.

Единственный сын Виктора Цоя унаследовал от папы любовь к музыке и стал лидером рок-группы «Ронин». Вот только звездной фамилией он старался не пользоваться и часто выступал под псевдонимом. Впрочем, о связи с легендарным артистом Александр напомнил, когда решил организовать серию концертов «Кино» спустя 30 лет, использовав оцифрованный голос отца с оригинальных многоканальных записей и пригласив басистов и гитариста коллектива для «живого» выступления. Для тысяч людей идея оказалась актуальной, ведь хиты Виктора бессмертны.

Трудно считать себя звездой и работать в котельной

КНИГИ 403306 АВТОРЫ 123015 СЕРИИ 41524 ЖАНРЫ 491 ГОРОДА 1124 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16867 ТЕГИ 305329 СТАТЬИ 477 Лит Век - электронная библиотека >> Алексей Викторович Рыбин >> Биографии и Мемуары >> Виктор Цой. Это сладкое слово - Камчатка >> страница 37 Наверное, не всем понятно. "Последний герой" действительно, может быть, лучше слушается…

Что в ленинградском рок-клубе вас больше всего огорчает, и что вы хотели бы оставить неизменным?

— … Особенно ничего не огорчает и особенно ничего не хотелось бы оставить неизменным. (Смех в зале).

Какая из групп Ленинградского рок-клуба вам нравится и вообще, какая у вас любимая группа рок-клуба?

— Нет любимый групп, единственно мне нравятся с точки зрения, так сказать, убедительности, может быть, есть у меня там свои претензии к музыкальной части, ну это группы "Странные игры", "Алиса", "Аукцыон". (Аплодисменты в зале). Какие еще… Ну, "Аквариум".

Вы воспеваете подростков, музыку улиц, а хотелось ли вам быть близким людям среднего и пожилого возраста? (Смех в зале).

— Мне хотелось бы быть близким своим ровесникам. Вот, если близким на самом деле. Потому что те, кто старше, они, так сказать, могут все это понять, может быть, но не могут почувствовать.

Виктор, что у Вас больше всего вызывает протест?

— (Пауза). Все. (Аплодисменты в зале).

Кто вы больше — поэт или композитор?

— Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Как это называется? Автор-исполнитель? Я член группы КИНО.

Считаете ли вы себя звездой Ленинградского рок-клуба?

— (Смех в зале). Трудно считать себя звездой и работать в котельной. (Смех и аплодисменты в зале).

Хотели бы вы, Виктор, устроить небольшое соперничество с солистом какой-либо группы, например, с Борисом Гребенщиковым? Только честно.

— Я несколько не понимаю, какого рода соперничество: в смысле девушек, физической силы или в смысле, так сказать, конкуренции музыкантов? Вот. Я думаю, что, так сказать, устраивать его смысла нет, поскольку, если иметь в виду какое-то музыкальное соперничество, то оно имеет место быть, ну а кто побеждает, это виднее вам. Я думаю, что пока Борька. В смысле массовости.

Ваши любимые заграничные ансамбли (Смех в зале), которые оказали воздействие на вкус и на манеру?

— Опять-таки, нет любимых заграничных ансамблей, но очень много слушаю музыки различной, нашей и зарубежной. А конкретно кто — трудно сказать. Ну, какие-то новые ребята мне нравятся.

Как вы относитесь к своим Фанам, вас греет, что они есть? Какое бы напутствие вы им сказали? (Смех в зале).

— Конечно, это очень приятно, когда кому-то приятно то, что ты делаешь. Что касается напутствия… Не знаю. Я думаю, что это все можно услышать из песен, ну нет, не знаю… Нет напутствия. Как-то очень официально.

Вы сказали, что никогда не выступите в "Юбилейном" — почему?

— Что касается "Юбилейного", я не сторонник, в принципе, массовой культуры, вот, и поэтому в такой большой зал, я уверен, придут много случайных людей, которые просто приходят и все… Вот на "Аквариум", я думаю, многие ходят просто потому, что в газетах — группа "Аквариум", слухи ходят про группу "Аквариум"… А нравится ли им на самом деле — я не уверен. Или, может быть, они попали под влияние своих знакомых, которые слушают "Аквариум". Вот хочется так, чтобы немного было, но чтобы все понимали…

А как же Б.Г.? Считаете ли вы, что он в чем-то сдался? Отступил?

— Ну, я не знаю, это его дело. Я не думаю, что он в чем-то отступил. Просто эта музыка, которую он делал, которой занимался, она вот сейчас пришла к тому, что… Что можно делать, пожалуйста — официально играть в "Юбилейном" и так далее.

Снялись ли бы вы в музыкальном фильме?

— Видимо, мы будем сниматься в музыкальном фильме. Он такой… Называется музыкальным. Новый фильм Сергея Соловьева, знаете вы такого? Называется "Здравствуй, мальчик Бананан". Там же будут использованы песни групп "Аквариум", КИНО.

Рок становится модным, сейчас кругом рок, а не боитесь, что на рок мода когда-нибудь пройдет, так же, как и на джаз, или рок вечен?

— Я думаю, что мода, явление, которое захватывает, так сказать, верхний слой, и увлекает за собой немного народу, который… Ну я уже говорил на примере "Аквариума". Все это на самом деле им может и не надо. Под общим таким воздействием… Ну, а пройдет — если пройдет… Рок-музыка может исчерпать себя как социальное явление, как явление, которое уже, ну просто не будет выражать каких-то идей, а будет вот таким, как джаз, просто музыка, а не что-то большее. Вот. И тогда, я думаю, надо будет заниматься чем-то другим.

Виктор, а что для вас рок-музыка?

Виктор, откуда вы берете темы своих песен. Вы видите то, о чем поете, в жизни или это просто фантазия?

— Я думаю, что это все вокруг.

Как вы относитесь к слушателям своих песен, к тем, кто, например, визжит в зале, к тем, кто, так называемые фанатики вашего ансамбля, кто порой даже не вдумывается в смысл песни.

— Я не думаю, что если кто-то и визжит в зале, то он, скажем, не вдумывается в смысл песни. Я думаю, что если он, человек начинает как-то выражать свои мысли, то он уже знает эти песни, слушал их дома и, значит, они ему дома понравились.

Считаете ли вы, что у вас есть какие-то корни — аналоги? Кто из бардов или музыкантов прошлого и будущего вам близок?

— Я думаю, что корни и аналоги, ну, я не знаю насчет аналогов, опять-таки, мне об этом судить трудно, а корни, безусловно, какие-то есть. Какие конкретно — сказать не могу. Кто из бардов близок… Я думаю, что те группы, за исключением, может быть, "Аукцыона", которые я перечислил, там везде есть автор, который, скажем, если он будет петь просто с гитарой, можно назвать его бардом — с некоторой натяжкой. Они, я думаю, мне близки, опять-таки, мои ровесники…

Виктор, как тебе больше нравится, когда молодежь визжит, свистит на концертах и бесится, или когда полная тишина? Не значит ли это, что люди задумались, им нравится в полный рост, а первое — животные инстинкты, и их не стоит будить?

— А мне нравится, когда люди, так сказать, отвязываются на концертах, я не думаю, что если человек танцует, скажем, или размахивает над головой какой-нибудь своей майкой, то это значит, что в нем просыпается животный инстинкт.

Как вы относитесь к творчеству Леонтьева?

— Ну, прежде всего, я бы не называл это творчеством. То есть это просто профессиональное исполнение песен. Вот. А мне не нравится.

Ваше отношение к современной советской эстраде или для вас существует только рок?

Трудно считать себя звездой и работать в котельной

— Мне хотелось бы быть близким своим ровесникам. Вот, если близким на самом деле. Потому что те, кто старше, они, так сказать, могут все это понять, может быть, но не могут почувствовать.

Виктор, что у Вас больше всего вызывает протест?

— (Пауза). Все. (Аплодисменты в зале).

Кто вы больше — поэт или композитор?

— Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Как это называется? Автор-исполнитель? Я член группы КИНО.

Считаете ли вы себя звездой Ленинградского рок-клуба?

— (Смех в зале). Трудно считать себя звездой и работать в котельной. (Смех и аплодисменты в зале).

Хотели бы вы, Виктор, устроить небольшое соперничество с солистом какой-либо группы, например, с Борисом Гребенщиковым? Только честно.

— Я несколько не понимаю, какого рода соперничество: в смысле девушек, физической силы или в смысле, так сказать, конкуренции музыкантов? Вот. Я думаю, что, так сказать, устраивать его смысла нет, поскольку, если иметь в виду какое-то музыкальное соперничество, то оно имеет место быть, ну а кто побеждает, это виднее вам. Я думаю, что пока Борька. В смысле массовости.

Ваши любимые заграничные ансамбли (Смех в зале), которые оказали воздействие на вкус и на манеру?

— Опять-таки, нет любимых заграничных ансамблей, но очень много слушаю музыки различной, нашей и зарубежной. А конкретно кто — трудно сказать. Ну, какие-то новые ребята мне нравятся.

Как вы относитесь к своим Фанам, вас греет, что они есть? Какое бы напутствие вы им сказали? (Смех в зале).

— Конечно, это очень приятно, когда кому-то приятно то, что ты делаешь. Что касается напутствия… Не знаю. Я думаю, что это все можно услышать из песен, ну нет, не знаю… Нет напутствия. Как-то очень официально.

Вы сказали, что никогда не выступите в "Юбилейном" — почему?

— Что касается "Юбилейного", я не сторонник, в принципе, массовой культуры, вот, и поэтому в такой большой зал, я уверен, придут много случайных людей, которые просто приходят и все… Вот на "Аквариум", я думаю, многие ходят просто потому, что в газетах — группа "Аквариум", слухи ходят про группу "Аквариум"… А нравится ли им на самом деле — я не уверен. Или, может быть, они попали под влияние своих знакомых, которые слушают "Аквариум". Вот хочется так, чтобы немного было, но чтобы все понимали…

А как же Б.Г.? Считаете ли вы, что он в чем-то сдался? Отступил?

— Ну, я не знаю, это его дело. Я не думаю, что он в чем-то отступил. Просто эта музыка, которую он делал, которой занимался, она вот сейчас пришла к тому, что… Что можно делать, пожалуйста — официально играть в "Юбилейном" и так далее.

Снялись ли бы вы в музыкальном фильме?

— Видимо, мы будем сниматься в музыкальном фильме. Он такой… Называется музыкальным. Новый фильм Сергея Соловьева, знаете вы такого? Называется "Здравствуй, мальчик Бананан". Там же будут использованы песни групп "Аквариум", КИНО.

Рок становится модным, сейчас кругом рок, а не боитесь, что на рок мода когда-нибудь пройдет, так же, как и на джаз, или рок вечен?

— Я думаю, что мода, явление, которое захватывает, так сказать, верхний слой, и увлекает за собой немного народу, который… Ну я уже говорил на примере "Аквариума". Все это на самом деле им может и не надо. Под общим таким воздействием… Ну, а пройдет — если пройдет… Рок-музыка может исчерпать себя как социальное явление, как явление, которое уже, ну просто не будет выражать каких-то идей, а будет вот таким, как джаз, просто музыка, а не что-то большее. Вот. И тогда, я думаю, надо будет заниматься чем-то другим.

Виктор, а что для вас рок-музыка?

Виктор, откуда вы берете темы своих песен. Вы видите то, о чем поете, в жизни или это просто фантазия?

— Я думаю, что это все вокруг.

Как вы относитесь к слушателям своих песен, к тем, кто, например, визжит в зале, к тем, кто, так называемые фанатики вашего ансамбля, кто порой даже не вдумывается в смысл песни.

— Я не думаю, что если кто-то и визжит в зале, то он, скажем, не вдумывается в смысл песни. Я думаю, что если он, человек начинает как-то выражать свои мысли, то он уже знает эти песни, слушал их дома и, значит, они ему дома понравились.

Считаете ли вы, что у вас есть какие-то корни — аналоги? Кто из бардов или музыкантов прошлого и будущего вам близок?

— Я думаю, что корни и аналоги, ну, я не знаю насчет аналогов, опять-таки, мне об этом судить трудно, а корни, безусловно, какие-то есть. Какие конкретно — сказать не могу. Кто из бардов близок… Я думаю, что те группы, за исключением, может быть, "Аукцыона", которые я перечислил, там везде есть автор, который, скажем, если он будет петь просто с гитарой, можно назвать его бардом — с некоторой натяжкой. Они, я думаю, мне близки, опять-таки, мои ровесники…

Виктор, как тебе больше нравится, когда молодежь визжит, свистит на концертах и бесится, или когда полная тишина? Не значит ли это, что люди задумались, им нравится в полный рост, а первое — животные инстинкты, и их не стоит будить?

— А мне нравится, когда люди, так сказать, отвязываются на концертах, я не думаю, что если человек танцует, скажем, или размахивает над головой какой-нибудь своей майкой, то это значит, что в нем просыпается животный инстинкт.

Как вы относитесь к творчеству Леонтьева?

— Ну, прежде всего, я бы не называл это творчеством. То есть это просто профессиональное исполнение песен. Вот. А мне не нравится.

Ваше отношение к современной советской эстраде или для вас существует только рок?

— Меня, в принципе, музыка, особенно эстрадная, ну очень интересует. Меня интересует музыка, как социальное явление. И единственной такой музыкой сейчас является рок-музыка. Поэтому это единственная музыка, которая на самом деле массовая, которая на самом деле народная.

Может ли случиться, что группа КИНО окажется на профессиональной сцене, если нет, то объясните причину.

— Думаю, пока не может, но, с другой стороны, намеренно, так сказать, уходить от этого мы тоже не будем. Если нам будет позволено делать то, что мы хотим, то почему бы и нет?

А вы не считаете, что на профессиональной сцене неизбежен компромисс?

— Ну какой? Если я буду делать то, что хочу, какой тут компромисс?

Ну, а "Машина Времени", выйдя на профессиональную эстраду, что-то утратила.

Трудно считать себя звездой и работать в котельной

Дом "Зелтини", где жил Цой, поселок Плиенциемс, Юрмала, Латвия

В этой кровати В. Цой спал последнюю ночь перед автокатастрофой

Отец — Роберт Максимович Цой

Мама — Валентина Васильевна Цой

Марианна Цой, Олег Скрипка, Александр Цой

"Камчатка" сегодня…

Ответы на записки

Ответы на записки в Ленинграде после концерта в ДК Связи с Юрием Каспаряном. Декабрь 1986 г.

Ваш любимый писатель, композитор, художник. Называть быстро (смех в зале).

— Писателей любимых много, композитор — Имре Кальман, поэт — Шинкарев, художник — Котельников, называть быстро — не знаю.

Из всех ваших песен есть ли ваша любимая или любимые все?

— Нет самой любимой, все тоже не очень любимые. Я думаю, что те, которые еще не написаны, или которые недавно сделаны, они как-то мне больше нравятся, остальные как бы уже не мои.

Ваш любимый афоризм?

— Чай — не водка, много не выпьешь. (Буря аплодисментов).

Чем объясняется такой состав?

— Такой вот. Отсутствием, так сказать, остальных, отсутствием аппаратуры.

Какой именно транквилизатор использует товарищ Каспарян? (Смех в зале).

— Это мы у него спросим.

Каким вам представляется в будущем группа КИНО?

— Таким же, как и сейчас. Такой же. Я имею в виду, по составу.

Виктор, приглашаем вас выступить в музыкальном училище имени Римского-Корсакова, я слышала, что ты окончил училище имени Щукина, где можно посмотреть твои картины?

— Училище имени Щукина я не оканчивал, в училище имени Римского-Корсакова с удовольствием выступим, а на картины посмотреть — редко очень выставляюсь, трудно посмотреть.

Витя, куда делось пиво из "Солнечных дней", в связи с борьбой за безалкогольность? Кстати, "Последний герой" в новой версии значительно лучше слушается.

— Пиво делось вовсе не за борьбу за безалкогольность, просто замена строчки мне больше нравится, больше соответствует. Наверное, не всем понятно. "Последний герой" действительно, может быть, лучше слушается…

Что в ленинградском рок-клубе вас больше всего огорчает, и что вы хотели бы оставить неизменным?

— … Особенно ничего не огорчает и особенно ничего не хотелось бы оставить неизменным. (Смех в зале).

Какая из групп Ленинградского рок-клуба вам нравится и вообще, какая у вас любимая группа рок-клуба?

— Нет любимый групп, единственно мне нравятся с точки зрения, так сказать, убедительности, может быть, есть у меня там свои претензии к музыкальной части, ну это группы "Странные игры", "Алиса", "Аукцыон". (Аплодисменты в зале). Какие еще… Ну, "Аквариум".

Вы воспеваете подростков, музыку улиц, а хотелось ли вам быть близким людям среднего и пожилого возраста? (Смех в зале).

— Мне хотелось бы быть близким своим ровесникам. Вот, если близким на самом деле. Потому что те, кто старше, они, так сказать, могут все это понять, может быть, но не могут почувствовать.

Виктор, что у Вас больше всего вызывает протест?

— (Пауза). Все. (Аплодисменты в зале).

Кто вы больше — поэт или композитор?

— Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором. Как это называется? Автор-исполнитель? Я член группы КИНО.

Считаете ли вы себя звездой Ленинградского рок-клуба?

— (Смех в зале). Трудно считать себя звездой и работать в котельной. (Смех и аплодисменты в зале).

Хотели бы вы, Виктор, устроить небольшое соперничество с солистом какой-либо группы, например, с Борисом Гребенщиковым? Только честно.

— Я несколько не понимаю, какого рода соперничество: в смысле девушек, физической силы или в смысле, так сказать, конкуренции музыкантов? Вот. Я думаю, что, так сказать, устраивать его смысла нет, поскольку, если иметь в виду какое-то музыкальное соперничество, то оно имеет место быть, ну а кто побеждает, это виднее вам. Я думаю, что пока Борька. В смысле массовости.

Читайте также: