Ти кц 2010 ремонт сваркой котлов железнодорожных цистерн

Обновлено: 19.05.2024

Ти кц 2010 ремонт сваркой котлов железнодорожных цистерн

ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА.
ЦИСТЕРНЫ ВОСЬМИОСНЫЕ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
ТК - 341

ВЕДОМОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ЦИСТЕРН

3.2 Ремонт автосцепки.
Съемные узлы и детали автосцепных устройств: автосцепки, поглощающие аппараты, тяговые хомуты, упорные плиты, поддерживающие планки, центрирующие балочки, маятниковые подвески, клинья тяговых хомутов - снимают с вагона и отправляют на ремонт в КПА.
Осмотр, ремонт и клеймение автосцепного устройства производится в соответствии с:
- Инструкцией по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации N ЦВ-ВНИИЖТ-494;
- Комплектом документов Типового технологического процесса ремонта автосцепного устройства ТК-289;
- "Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" от 30.05.2008 г.
Передний и задний упоры, ударную розетку, расцепные рычаги, кронштейны расцепных рычагов осматривают, неисправные ремонтируют на вагоне.
Детали, не имеющие маркировки предприятия-изготовителя, ремонту не подлежат.

3.3 Ремонт тормозного оборудования
3.3.1 Осмотр и ремонт тормозного оборудования производится в соответствии с требованиями Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов ЦВ-ЦЛ-945, "Соединения безрезьбовые. Руководство по эксплуатации" 4370.00.00 РЭ от 31.12.07 г.
3.3.2 При капитальном ремонте все снятое тормозное оборудование направляется для осмотра, ремонта и испытания в соответствующие ремонтные подразделения (АКП), а несъемное ремонтируется на вагоне.
Взамен снятого, на вагоне устанавливается новое или отремонтированное тормозное оборудование

3.5 Ремонт колесных пар и буксового узла.
Ремонт и освидетельствование колесных пар производится в соответствии с Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар ЦВ/3429.
Демонтаж, ремонт и монтаж буксовых узлов выполняются в соответствии с Инструктивными указаниями по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками 3-ЦВРК, Комплекта документов на типовой технологический процесс ремонта колесных пар с роликовыми цилиндрическими подшипниками типа ТК-304

3.7 Оборудование цистерн для перевозки нефтепродуктов предохранительными устройствами
3.7.1 Постановка предохранительных проушин с предохранительными скобами узла крепления откидной скобы универсального сливного прибора 4-охосной цистерны с целью уменьшения случаев выпадения валиков крепления откидной скобы нижнего сливного прибора, показано на рисунке 1.
При монтаже узла крепления откидной скобы универсального сливного прибора, места последующей установки зачистить до металлического блеска.
Предохранительные проушины привариваются к предварительно отремонтированной откидной скобе, по две с каждой стороны. По завершению монтажа узла крепления откидной скобы в отверстия предохранительных проушин с каждой стороны вставляется предохранительная скоба и загибается под углом 90-120 градусов таким образом, чтобы длина изогнутого конца была не менее 20 мм.
Допускается вариант узла крепления откидной скобы нижнего сливного прибора, при котором предохранительная проушина устанавливается при монтаже между тягой откидной скобы и бонкой нижнего патрубка с последующим креплением валиком и фиксацией его предохранительной скобой, которая также загибается под углом 90-120 градусов таким образом, чтобы длина загнутого конца была не менее 20мм.
Все выступающие части модернизированного узла крепления откидной скобы не должны иметь острых углов и заусенцев.
3.7.2 Оборудование узла пломбирования цистерн приспособлениями для постановки запорно-пломбировочных устройств.
Оборудование загрузочных люков нефтебензиновых цистерн с крышками загрузочного люка "барашкового типа" двумя ограничителями хода с целью установки ЗПУ.
Оборудованию "ограничителями хода" подлежат нефтебензиновые цистерны парка ОАО "РЖД" и промышленных предприятий.
Оборудование загрузочных люков нефтебензиновых цистерн с крышками загрузочного люка "барашкового типа" с двумя "ограничителями хода" предназначенных для навешивания запорно-пломбировочного устройств (ЗПУ).
Основные параметры и размеры цистерн, оборудованных "Ограничителями хода" остаются без изменений.
"Ограничитель хода" включает в себя болт стяжной с резьбой М20, барашек, выполненный из стальной пластины толщиной 12мм с резьбой под болт и отверстиями для пломбирования диаметром 16мм, ось стяжного болта с размещенными на ней запорным устройством и колпачком.
Для установки "ограничителей хода" на крышке загрузочного люка необходимо демонтировать по любой диагонали два существующих стяжных болта, вставить ось в существующие на горловине люка ушки шарнира и в отверстие вновь установленного стяжного болта, с барашком на ось надеть колпачок, который движением руки зафиксировать на оси. Перед установкой колпачка часть оси, на которую надевается колпачок, смазать любой незамерзшей смазкой. Для запирания крышки загрузочного люка цистерны стяжной болт завести в прорезь существующей скобы крышки и барашек завернуть до упора. Барашки двух "ограничителей хода" должны быть сориентированы на крышке загрузочного люка отверстия для пломбирования навстречу друг другу для обеспечения установки запорно-пломбировочного устройства в одну линию.
Усилия замыкания не более 7 кгс. Усилия размыкания не менее 3000 кгс, что не позволяет снятие оси в условиях эксплуатации инструментом массового пользования.
При выходе из строя "ограничителя хода" в процессе эксплуатации необходимо установить два новых "ограничителя хода" по любой из трех оставшихся диагоналей.

Рисунок 2 - Оборудование загрузочных люков нефтебензиновых цистерн с крышками загрузочного люка "Барашкового типа" двумя "ограничителями хода"

4 ПРОВЕРКА И ПРИЕМКА ВАГОНОВ ПОСЛЕ РЕМОНТА

5 ОКРАСКА ЦИСТЕРН. НАНЕСЕНИЕ ЗНАКОВ И НАДПИСЕЙ

Окраска цистерн производится в соответствии с "Руководством по капитальному ремонту" ЦВ-627, раздел 16, "Инструкцией по окраске вагонов" N 665-2000 ПКБ ЦВ-ВНИИЖТ, Типовым технологическим процессом "Окрашивания грузовых вагонов в депо" ТК-322. Нанесение знаков и надписей на отремонтированный вагон производить в соответствии с альбомом "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм" N 636-2006 ПКБ ЦВ.

Приложение А
(справочное)

Перечень документов используемых в данном типовом технологическом процессе

Ти кц 2010 ремонт сваркой котлов железнодорожных цистерн

Первое железнодорожное радио





Трансляции на первом
железнодорожном радио
ведут:


Масленников Михаил


Ларьков Александр Загрузка. Пожалуйста, подождите.

Это меню отключено

Обнаружена ошибка. Если вам неизвестны причины ошибки, попробуйте обратиться к разделам помощи.

Причина:

Некоторые требуемые файлы отсутствуют. Если вы хотели просмотреть тему, возможно эта тема перемещена или удалена. Вернитесь назад и попробуйте снова.

Помогите найти ТИ-КЦ-2010







За инструкцию большое спасибо terra и жирный минус разработчикам. Вместо того что бы упорядочить весь бред по ремонту котлов описанный в инструкции по сварке в ТИ-КЦ-2010 напихали всякой фигни на подобие температуры прокалки электродов, режимов сварки и прочей "воды".

« Предыдущая тема | Следующая тема »

8 Ремонт цистерн (грузовые вагоны)

8.1.1 У поступивших в ремонт цистерн котлы снимают с рамы при необходимости, или невозможности устранения дефектов котла без демонтажа последнего с рамы. Котлы цистерн до поступления в ремонт должны быть пропарены, промыты, дегазированы, и очищены, обмыты снаружи в соответ ствии с требованиями действующих Правил по охране труда при техническом об служивании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава и Правил по охране труда при ремонте подвижного состава и производству запасных частей на вагоноремонтных заводах и иметь акт о годности цистерны для ремонта формы ВУ-19, подписанное пропарщиком, мастером и лаборантом с постановкой штампа. Снаружи котел цистерны при постановке в ремонт очищают от грязи, ржавчины и отслаивающейся краски, перед окраской, при не обходимости подвергают пескоструйной, дробеструйной или дробеметной обработке. Перед началом сварочных работ на цистернах следует проверить газо-воздушную среду котла газоанализатором на взрывобезопасность и на отсутствие токсичных выделений.

8.1.2 При входном неразрушающем контроле котлов цистерн допускается использовать акустические, магнитные, вихретоковые методы контроля при наличии методик неразрушающего контроля, разработанных в соответствии с требованиями руководящих документов утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств участников Содружества .

8.1.3 При ремонте котлов разрешается:

- заварка трещин в котле независимо от их расположения, но не более одной на площади 1м 2 ;

- заварка трещин в продольных и кольцевых швах обечайки котла ;

- заварка трещин в котле, уходящих под фасонную лапу, которая должна производиться при срезанной фасонной лапе. После заварки следует установить и приварить фасонную лапу;

- заварка пробоин вставками. Площадь вставки котла должна быть не более 1,5 м 2 , кроме вставок броневого листа, и количеством не более двух на обечайке. Площадь вставок на каждом днище не более 0,5 м 2 , а количество не более двух. Допускается полная замена днищ;

- заварка трещин в броневом листе, не доходящих до сливного прибора или поддона не ближе 300 мм ;

- заварка трещин в патрубке сливного прибора, не переходящих на седло клапана;

- ремонт вмятин котла цистерны.

8.1.4 При ремонте колпака или обечайки люка-лаза (горловины) производится:

- заварка трещин в колпаке или обечайке;

- вварка вставок в верхний лист котла под весь колпак, если глубина поражения корро зией более 0,5 толщины от чертежных размеров;

-заварка трещин в сварном соединении котла с колпаком.

8.1.5 При ремонте крышек производится:

-заварка трещин в крышке;

-заварка трещин в местах крепления запоров и шарниров крышки;

-заварка вставок в местах пробоин или пораженных коррозией на глубину более 0,5 толщины листа от чертежных размеров;

- заварка трещин и других дефектов в кронштейне ригеля;

- приварка упоров и скоб-ручек, а также других элементов крепления.

Нетиповые валики шарниров заменяют. У валиков откидного шар нира шайбы приваривают. Отсутствующие откидные болты, шайбы, шплинты и приспособления для опломбирования заменяют новыми.

8.1.6 При ремонте внутренней и наружной лестниц производится:

- вварка вставок в тетиву в местах изломов, заварка трещин;

- заварка трещин в сварном соединении лестницы с обечайкой люка-лаза или кол пака или с нижним листом котла;

- приварка новых ступенек.

8.1.7 При ремонте узла крепления котла к хребтовой балке допускается:

- заварка трещин в сварном шве соединения лапы котла с котлом;

-срезание дефектной фасонной лапы и приварка новой с перекрытием старых швов на величину не менее 50 мм . Запрещается заварка трещин в фасонных лапах котла независимо от их длины и расположения;

- заварка отверстий лап и планок крепления котла цистерны к хребтовой балке с последующей рассверловкой.

Допускается устранение ослабления и износа болтовых соединений котла и рамы проводить в соответствии с проектом М 1629 ПКБ ЦВ.

8.1.8 Все сварочные работы на обечайке котла цистерны производятся в соответствии с Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 29-30 мая 2008 года г. Худжанд.

8.1.9 Не соответствующие конструкторской документации завода изготовителя крышки, кольца, горловины люка заменяют типо выми, или изготовленными по проекту М 1321 ПКБ ЦВ, при этом должно обеспечиваться плотное прилегание крышек люков к кольцам с обязательной установкой приспособления для ЗПУ по проекту М 1691 ПКБ ЦВ. При удалении лапы котла подрезы материала котла не допускаются. Удаление лапы котла или рамы допускается производить любым механическим или электродуговым способом, исключая подрезы материалов котла или рамы с последующей механической зачисткой до основного металла».

8.1.10 Предохранительно-впускные клапаны цистерн независимо от тех нического состояния снимают, разбирают, проверяют, ремонтируют узлы и детали с дефектами, восстанавливают до чертежных размеров или заменяют новыми, испыты вают на герметичность и плотность на стенде давлением 2,5кгс/см², п еред снятием клапана необходимо срезать гайки, вынуть болты, снять хомут, предохраняющий от хищения грузов и заменить на новые по проекту М1691 ГЖБ ЦВ (для цистерн, на которые они были установлены). Ремонт предохранительно-запорной арматуры производить в соответствии с ТК-251. После сборки клапан испытывают в соответствий с технологией ремонта, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Клапан должен легко, без заеданий перемещаться в корпусе. После ремонта и испытания предохранительный клапан пломбируют.

8.1.11 Котлы нефтебензиновых цистерн с нижним сливом оборудуют унифицированными сливными устройствами с присоединительными размерами сливного устройства по ГОСТ 18194 и предохранительно-впускными клапанами в соответствии с ТУ завода изготовителя.

8.1.12 Сливные приборы разбирают (за исключением приваренных пат рубков нижних частей приборов), осматривают и ремонтируют или заменяют ранее отремонтированными или новыми . В сливных приборах все прокладки заменяют на новые, в не зависимости от их состояния.

Клапан ремонтируют при наличии вмятин, раковин, задиров на поверхности при легания, срыве, износе резьбы. У цистерн с универсальным сливным прибором под крышки люков ставят новые уплотнительные прокладки. Погнутые стойки откидного шарнира, коро мысла и упоры крышек выправляют, имеющиеся трещины восстанавливают заваркой, выработки ремонтируются наплавкой или заменяют новыми . Крышки со скобой снимают с котла, детали с дефектами ремонтируют сваркой или заменяют новыми. Крышки должны крепиться перпендикулярно продольной оси цистерны согласно проекта М 1660 ПКБ ЦВ.

8.1.13 Бруски шкворневых опор неисправные, имеющие дефекты, не соответствующие чертежным размерам заменяют на новые, антисептированные в соответствии с ГОСТ 3191, соответствующие чертежам завода-изготовителя данной модели цистерны. Бруски плотно пригоняют к котлу по всей плоскости соприкосновения и перед постановкой окрашивают. Допускается клиновой зазор между брусками и котлом не более 3мм, а со стороны торцев до 5 мм на длине не более 50 мм .

8.1.14 Котлы в местах шкворневых опор укрепляют стяжными хомутами, хвостовики которых крепят муфтами с контргайками. Хвостовики, муфты и контр гайки стяжных хомутов с неисправной резьбой заменяют. Хомуты с трещинами, изломами ремонтируют сваркой в соответствии с инструкцией по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов [32]. Хомуты с приварными нако нечниками или прошедшие ремонт подвергнуть испытанию на растяжение в соответствии с инструкцией 656-200 ПКБ ЦВ на грузкой (16 кг/мм 2 ) поперечного сечения хомута, при этом не должно быть остаточных удлинений. Допускается замена двух широкопоясных стяжных хомутов одним хомутом с тарельчатыми пружинами. После затяжки хомута с тарельчатыми пружинами толщиной 7мм высота пружинного комплекта должна быть 36± 1 мм , а с тарельчатыми пружинами толщиной 6 мм - 30± 2 мм .

8.1.15 Модернизированные котлы 4-х осных цистерн с усилением шпан гоутами осматривают. Сварные швы закрепляющие шпангоуты с трещинами не зависимо от длины разделывают и заваривают. Поперечные, продольные трещины и излом шпангоутов устраняют сваркой с последующей постановкой профильной наклад ки, причем накладка должна перекрывать трещину не менее чем на 50 мм в обе стороны. Допускается ремонтировать дефектные места в шпангоуте путем вырез ки и постановки вставки с последующим перекрытием мест стыковки накладками. Длина вставки должна быть не менее 500мм, толщина накладки должна быть не менее 8мм.

8.1.16 Все цистерны, оборудованные переходными площадками, должны быть восстановлены в соответствии с требованиями чертежей завода-изготовителя. В случае, если переходные площадки ранее не были восстановлены они должны быть восстановлены в соответствии с чертежами завода на данную модель цистерны.

8.1.17 Ремонт и восстановление защитного экрана на цистернах для перевозки опасных грузов производится правкой и сваркой до чертежных размеров завода изготовителя.

8.1.18 При монтаже котла цистерны на раму, платформу допускается отклонение продольной оси котла и рамы не более 5мм.

8.1.19 Площадку помоста с трещинами ремонтируют сваркой.

При наличии пробоин, коррозионных мест дефектную часть помоста заменяют с приваркой замененной части встык, при этом шов не должен попадать на отверстие под болты. Допускается сварка помоста из трёх частей. Поверхность помоста снаружи должна быть рифленой.

Погнутые стойки помоста выправляют. Стойки и косынки с трещинами, изломами заменяют.

8.1.20 Сварные швы вставок и накладок (при ремонте сваркой), крепления фасонной лапы к котлу, приварки лестницы – контролируют с использованием ультразвукового и вихретокового методов неразрушающего контроля, магнитопорошковый метод используют для подтверждения результатов вихретокового контроля (в соответствии с требованиями изменения № 1 к РД 32.174-2001).

8.1.21 Все детали вагонов-цистерн которые не могут быть окрашены после сборки, окрашивают перед сборкой.

8.1.22 У ц истерны с электроподогревом: трубчатые электронагреватели (далее ТЭНы) осмотреть, проверить состояние оболочки, изоляторов, выводных зажимов, отсутствие обрывов спирали. Сопротивление изоляции относительно корпуса, должно быть не ниже 0,5 МОм при испытании мегомметром на 500 В.

ТЭНы деформированные, с оболочками, имеющими трещины, коррозионные повреждения, разгерметизацию в заделках, трещины и отколы изоляторов, обрыв спирали, заниженное сопротивление изоляции, износ и срыв резьбы выводных зажимов, заменить.

Электрическая проводка и арматура ремонтируются в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» и выполняются работниками, аттестованными установленным порядком.

8.2 Ремонт цистерн для молока (грузовые вагоны)

8.2.1 Котлы цистерн для перевозки молока, направляемых в ремонт, пропаривают, промывают, очищают (снаружи и внутри), обмывают снаружи. Перед ремонтом котла цистерны кожух и изоляцию котла (пакеты ми- поры и листы рубероида) полностью снимают. Котел цистерны подвергают гидравлическому испытанию давлением 0,2 МПа (2 кгс/см 2 ) в течение 15 минут. Обнаруженные при гидравлическом испытании дефектные места котла цис терны заваривают.

8.2.2 Котлы цистерн для перевозки молока, изготовленные из алюми ниевых сплавов марки АД1, АДО толщиной 16мм ремонтируют сваркой: ручной электродуговой - покрытыми электродами; аргонодуговой - неплавящи мися электродами; полуавтоматической - в защитных газах. Перед сваркой котлов цистерн, изготовленных из нержавеющих сталей, при толщине листов бо лее 5мм производят V - или U - образную разделку кромок по ГОСТ 5264 для ручной дуговой сварки и по ГОСТ 14771 для полуавтоматической сварки в за щитных газах. Кромку шва разделывают механическим способом, электродуговой строжкой плавящимся электродом или воздушно-дуговой строжкой. После строжки электродами проводят механическую обработку кромок на глубину не менее 1мм,

8.2.3 Перед сваркой трещин в котлах, изготовленных из алюминиевых сплавов, производят V - или U - образную разделку кромок согласно ГОСТ 14806 механической рубкой или резкой.

8.2.4 Перед сваркой свариваемые детали обезжиривают техническим аце тоном ГОСТ 2768 или уайт-спиритом ГОСТ 3134. После обезжиривания свариваемые кромки зачищают металличе ской щеткой или шабером на 30-35мм по обе стороны.

8.2.5 После ремонта, не связанного с изменением объема секции котла, паспортные данные каждой секции, имеющиеся в табличке на крышках люков- лазов, оставляют без изменения.

8.2.6 При ремонте котла, связанном с изменением объема, каждая секция котла должна быть проверена и оттарирована. Значение полного объема секции котла в литрах выбивают на крышках люков и заверяют клеймом ОТК завода. Фактическую вместимость каждой секции котла проверяют объемным, весовым способами или по счетчику с погрешностью +10л.

8.2.7 Места внутренних поверхностей котла и арматуры, соприкасающие ся с молоком и имеющие потемнения, зачищают до металлического блеска.

8.2.8 Тщательно проверяют состояние стяжных хомутов и опор котла, которыми он прикреплен к раме цистерны. Негодные хомуты и опоры ремонти руют или - заменяют. Проверяют состояние лап крепления котла к раме.

8.2.9 Кронштейны помостов, лестниц с изломами заменяют на новые.

8.2.10 Снятую изоляцию котла цистерны заменяют новой. Для изоляции котлов цистерны должна применяться мипора, завернутая в полимерную пленку, согласно техническим условиям.

Кожух котла цистерны заменяют новым. Отдельные листы кожуха, снятые с цистерны, допускается использовать для постановки на цистерну. Обшивку, поврежденную коррозией более чем на 2 мм предельной толщины, заменяют новой.

8.3 Ремонт арматуры котлов цистерн для перевозки молока (грузовые вагоны)

8.3.1 Измерительные приборы снимают, разбирают и осматривают. Неис правные измерительные приборы заменяют новыми. Пробковые краны, клапаны сливного прибора, патрубки с установ ленным на них приводом сливного прибора, трубы налива и слива снимают, раз бирают, ремонтируют, промывают, вытирают насухо техническими салфетками и испытывают.

8.3.2 Пробковый кран испытывают совместно со сливным клапаном гидравлическим давлением 0,2 МПа (2 кгс/см 2 ). Краны притирают, указатель ную риску на квадрате крана восстанавливают. Кран снабжают торцовой заглуш кой на цепочке с ключом.

8.3.3 Сливной клапан разбирают, ремонтируют и совместно с кранами испытывают гидравлическим давлением 0,2 МПа (2 кгс/см 2 ). Резьбу штока расха живают. Резиновые кольца клапана и резиновые сальники штока заменяют новы ми в соответствии с ТУ завода изготовителя.

8.3.4 Мерный патрубок снимают, осматривают, неисправные детали (по плавок, колпак) ремонтируют или заменяют новыми. Заливной патрубок снимают и осматривают, забитую резьбу восстанавливают. После ремонта заливной патру бок укомплектовывают крышкой и цепочкой.

8.3.5 Крышки внутреннего люка снимают, проверяют состояние прокла док, крючков для удержания крышки в открытом положении, болтов, фасонных гаек (барашков). Прокладки заменяют новыми. Погнутые, с трещинами, с дефект ной резьбой болты и гайки заменяют новыми.

8.3.6 Крышки наружного люка снимают и ремонтируют. Крышки люка крепят по чертежам завода-изготовителя на вагон данного типа. Крышки люка должны быть плотно пригнаны по месту, наличие просветов не допускается. Изоляцию крышек люков восстанавливают.

Крышки сливных кранов ремонтируют или заменяют новыми.

8.4 Ремонт цистерн для вязких нефтепродуктов с паро-обогревательной рубашкой (грузовые вагоны)

8.4.1 Котлы цистерн до поступления в ремонт очищают, пропари вают, промывают, дегазируют, обмывают снаружи в соответствии с п. 8.1.1 на стоящего руководства .

8.4.2 Кожух котла с толщиной листов менее 2мм заменяют на площади более 1/3 обшивки кожуха, а листы кожуха, имеющие повреждения на меньшей площади, ремонтируют вырезкой и приваркой вставок толщиной от 2,5 до 3 мм , с последующей приваркой по периметру непрерывным швом. На кожухе допускается постановка не более четырех вставок. Кронштейны крепления листов кожуха с коррозией более 1/3 толщины заменяют новыми.

8.4.3 На листах кожуха допускается плавная вмятина глубиной до 10мм на площади 1 м 2 . При величине вмятины более 10мм на площади 1м 2 , листы кожуха выправляют.

При ремонте паровой рубашки котла производится:

-заварка трещин в сварных соединениях листов кожуха паровой рубашки;

-заварка трещин в листах паровой рубашки независимо от длины;

- вварка вставок в местах пробоин. Таких вставок площадью на 100 см 2 каждая , должно быть не более четырех на площади 1м²;

-вварка части кожуха со стороны днища или нижней части листа или имеющих пробоины площадью более 100 мм²;

-заварка трещин в сварных соединениях кожуха котла с кожухом паровой рубашки сливного прибора;

-заварка трещин в патрубках или приварка новых патрубков для выпуска пара;

-заварка трещин в сварных швах или основном металле уголков арматуры паровой рубашке.

8.4.4 Ремонт котлов сваркой производят согласно действующей ремонтно- технической документации на сварочные работы при ремонте вагонов [32] .

8.4.5 Универсальный сливной прибор снимают (за исключением приваренных патрубков нижних частей приборов) с цистерны, разбирают, осматривают и ремонтируют с заменой, неисправных деталей, а так же не типовых для данной конструкции прибора, новыми или отремон тированными.

8.4.6 Двустороннюю наружную лестницу с площадками на котле ремонтируют в соответствии с требованиями чертежей завода-изготовителя. Резьбу болтов крепления лестниц после постановки гаек, за варивают в месте выхода ее из гайки.

8.4.7 Сопрягаемые плоскости металлических и деревянных деталей (не антисептированных) перед соединением их между собой прокрашивают или грунтуют.

8.4.8 После ремонта котел цистерны испытывают гидравлическим давлением 0,04 МПа (4 кгс/см 2 ) в течение 10 минут. При этом сварочные швы тщательно осматривают. Течь не допускается. После ремонта кожух проверяют на плотность давлением воздуха 0,2 МПа (2,0 кгс/см 2 ) с обмыливанием сварных швов. Утечки не допуска ется. Допускается плотность кожуха проверять водой или паром давлением 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ).

8.4.9 Сварные соединения теплообменника на цистернах оборудованных системой «ЮНИ-Темп» с котлом цистерны прове ряются ультразвуковым дефектоскопом. Сварка дефектных швов и ремонт должны производиться газовой сваркой с проволокой Св- 08 ГА , Св-08Г2С по ГОСТ 2246.

8.4.10 Допускается для монтажа панелей «ЮНИ-ТЕМП» вырезать верхнюю часть днища, отступив от кольцевого шва котла и шва днища не менее 40 мм или по осям сварным швов котла и днища. После монтажа вырезанную часть установить на место и приварить швом С 21 по ГОСТ 14771.

8.4.11 После ремонта верхнюю часть котла испытать гидравлическим дав лением 0,46 МПа (4,6 кгс/см 2 ), выдерживая не менее 10 минут. Осмотр произво дить при давлении 0,35 МПа (3,5 кгс/ см 2 ).

8.4.12 Паропроводные панели и элементы подвода пара испытать на проч ность давлением 0,7 ± 0,02 МПа (7 ± 0,2 кгс/см 2 ) в течение 5 минут и на герметич ность давлением 0,05-0,1 МПа (0,5-1 кгс/см 2 ) с обмыливанием всех сварных швов элементов паропровода, приваренных с наружной стороны котла.

8.4.13 Междонное пространство испытать на герметичность пневматическим давлением 0,018 МПа (0,18 кгс/см 2 ) с обмыливанием сварных швов узлов и деталей. Подача воздуха давлением свыше 0,02 МПа (0,2кгс/см 2 ) в междонное пространство запрещена.

8.4.14 Цистерны для перевозки вязких нефтепродуктов осматривают на наличие дефектов в котле и подогревателе и определяют объем ремонта. Ремонт котла производят в соответствии с требованиями раздела 8.4 настоящего Руководства.

8.4.15 Трещины, изломы, коррозионные повреждения в трубах подогрева, подвода пара и коллекторе слива конденсата более 10% от толщины стенки трубы ремонтировать путем вырезанием дефектного места и варки новой вставки встык, предварительно разделать свариваемые концы в соответствии с требованиями «Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов».

Вставки труб подогрева изготавливать из материала по ГОСТ 8732

8.4.16 Трещины, изломы в стойках разделать, заварить, зачистить до основного металла с последующей установкой накладки соответствующего профиля толщиной от 6 мм до 10 мм и обваркой по периметру сплошным швом.

Фланец с трещинами, отколами заменить новым. Материал для фланца Сталь 09Г2С-13 ГОСТ 5520-79.

8.4.18 После ремонта подогреватель, испытать гидравлическим давлением в соответствии с КД.

8.4.19 После ремонта котел испытывают гидравлическим давлением 0,4 МПа в течении 15 минут. При этом сварные швы тщательно осматриваются. Течь не допускается.

8.4.20 Сварные швы вставок и накладок (при ремонте сваркой), крепления фасонной лапы к котлу, приварки лестницы – контролируют с использованием ультразвукового и вихретокового методов неразрушающего контроля, магнитопорошковый метод используют для подтверждения результатов вихретокового контроля (в соответствии с требованиями изменения № 1 к РД 32.174-2001).

Ти кц 2010 ремонт сваркой котлов железнодорожных цистерн

8.8 Ремонт цистерн для кислот (грузовые вагоны)

8.8.1 Котлы кислотных цистерн, подаваемых в ремонт, очищают, пропаривают, промывают, дегазируют, нейтрализуют (снаружи и внутри), обмывают и после этого определяют объем ремонта. Запрещается выпускать из ремонта без покрытия котлов изоляцией олеумные и другие цистерны, в которых изоляция предусмотрена чертежами завода-изготовителя. Изоляцию котла полностью разбирают для осмотра сте нок котла и восстанавливают вновь. Изменение конструкции цистерн должно произво диться только по проекту модернизации (переоборудования) согласованному железнодорожной администрацией и комиссией Совета полномочных специалистов вагонного хозяйства .

8.8.2 Ремонт котлов кислотных цистерн сваркой производят аналогично ремонту котлов нефтебензиновых цистерн раздел 8.1.2 настоящего руководства . В качестве ремонтных материалов должны применяться:

для цистерн под улучшенные кислоты - Ст12Х18Н10Т, 20К-Н0Х17Н13М2Т;

для цистерн под соляную кислоту -СтО9Г2СД;

для цистерн под слабую азотную кислоту -Ст 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т;

для цистерн под меланжа Ст 0Х18Г8Н2Т.

Дополнительно на котлах кислотных цистерн разрешается:

- заменять горловины с вваркой под ними лент (колец);

- вырезать дефектные места на цилиндрической части котла с последую щей поставкой вставок и приваркой их с обоих сторон. Размер ввариваемых вста вок не должен превышать 1500 см², а их количество должно быть не более двух на обечайке кроме вставок броневого листа .

В броневом листе допускается постановка двух вставок площадью до 500 см². Повреждения коррозией на площади не более 100 см 2 восстанавливают наплавкой:

- поврежденные коррозией места более 1/6 предельной толщины в броне вом листе в местах опор котла вырезают и ремонтируют постановкой вставок и приваркой их с двух сторон с последующей постановкой листа усиления под всю опорную поверхность котла;

-восстанавливать сварные швы с трещинами удалением дефектного шва и наложением нового, а при наличии зазора более 6мм, образовавшегося при вы рубке трещины в местах, подвергавшихся многократной заварке, вырезать овальное отверстие с постановкой вставок встык с проваркой двусторонними швами.

8.8.3 У кислотных цистерн предохранительно-впускные клапаны, сливные патрубки, краны для манометра и воздушного рукава, устройства для опломбирования, а также крышки большого и малого колпаков с котла снимают независимо от технического состояния разбирают и ремонтируют. Предохранительно-впускной клапан регулируют на избыточное давление от 0,2МПа до 0,25 МПа (2-2,5 кгс/см 2 ) и вакуум 0,03Мпа (0,3 кгс/см 2 ), а у цистерн для слабой азотной кислоты предохранительно-впускной клапан регулируют на избыточное давление от 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ) и вакуум 0,005 МПа (0,05 кгс/см 2 ). Неисправные болты и гайки крепления крышек горловины заменяют новыми. У цистерн для кислотных меланжей и крепкой азотной кислоты все крепежные изделия для крепления крышки люка, арматуры и заглушек должны быть изготовлены из нержавеющей стали. На всех болтовых креплениях крышек устанавливают новые шайбы и гайки . Кислотоустойчивые прокладки заменяют на новые. Лестницы, их кронштейны, стойки осматривают, ремонтируют и укрепляют.

В местах соединения тетивы наружной лестницы с распорками приваривают усиливающие косынки.

На тетиве наружной лестницы допускается не более двух отремонтированных мест. Кронштейны верхнего помоста котла усиливают при помощи приварки ребер жесткости толщиной от 6 до 8 мм . П оврежденный настил помоста котла заменяют. У кислотных раннего выпуска цистерн заменяют деревянные помосты на цельнометаллические. У цистерн для соляной кислоты, у которых внутренняя поверхность котла и наружная в верхней части, в зоне расположения арматуры и люков, покрыта резиной, защищающей металл от коррозии, при капитальном ремонте должно быть заменено гуммированное покрытие.

8.8.4 При подготовке к гуммированию должны быть выполнены следующие требования: сварочные швы должны быть чистыми, не иметь подрезов, раковин и пор; углы и кромки конструктивных деталей должны быть чистыми и скруглены; покрываемые поверхности должны быть обработаны до металлического блеска известными способами (дробеструйный, дробеметный или др.) материал для струйной очистки должен быть сухим, без ржавчины, серы, извести, хлора, масла и жира. При проведении работ внутри котла необходимо применять специальную резиновую или войлочную обувь. При промывке котла используют моющие средства в соответствии с технологическим процессом, утвержденным установленным порядком. Не допускается при промывке котла применять бензин, керосин и другие агрессивные растворители.

8.8.5 Котел перед покрытием изоляцией, если она предусмотрена конструкцией цис терны, грунтуют и окрашивают. После постановки изоляции котел покрывают листовой сталью толщиной от 0,5 до 1 мм . Перед постановкой на котел стальные листы грунтуют с обеих сторон. При замене сифонных труб разрешается сварка их встык.

8.8.6 На котлах из нержавеющей стали марок 12X18Н10Ти двухслойной сталей М20К+10Х17Н13М2Т, ВСтЗсп+12Х18Н10Т,ВСтЗсп+08Х22Н6Т по ГОСТ 10885 «Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая» отслои плакирующего слоя, межкристаллическая коррозия, коррозионные повреждения (ножевая коррозия вдоль швов на внутренней поверхности котла, коррозия сливоналивной трубы и др. трещины, пробоины другие дефекты от механических повреждений не допускается.

8.8.7 Ремонт отслоений возможен в том случае, если его площадь составляет не более 5% общей площади листа. Дополнительные ограничения: суммарная длина отслоений, выходящих на кромки, не должна превышать 15% общей длины кромок листа;

каждое отдельное отслоение (независимо от расположения) должно иметь площадь не более 2500 см 2 , а расстояние между отдельными отслоениями должно быть от 700 до 1000 мм .

Листы котла, в которых обнаружены отслоения, выходящие за пределы 5% от общей площади листа заменяют новыми.

8.8.8 Допускается эксплуатация цистерн без ремонта отслоений в тех случаях, когда: площадь отслоений составляет до 7 см 2 и они не выходят на кромки элемента или к сварным швам;

площадь отслоений составляет до 30см² и они находятся на расстоянии не менее 100мм друг от друга;

ширина отслоений составляет не более 60мм и они находятся на расстоянии не менее 500мм друг от друга.

8.8.9 Контроль осуществляется внешним осмотром после каждой операции.

При обнаружении отслоений, их площадь определяется ультразвуковым контролем и фиксируется в акте.

8.8.10 Границы обнаруженных отслоений должны быть обозначены со стороны плакирующего слоя. В зависимости от величины, расположения и конфигурации отслоения применяют следующие способы ремонта: электрозаклепками с засверловкой плакирующего слоя и заваркой засверловок; наплавкой с удалением отслоившегося слоя; комбинированным способом. Отслоения, выходящие на сварочный шов , должны ремонтироваться наплавкой. При ремонте отслоений, входящих в сварочный шов, электрозаклепками , производится закрепляющая наплавка плакирующего слоя отслоившейся кромки на ширину не менее 15мм.

8.8.11 Замкнутые отслоения ремонтируются электрозаклепками.

Если среди новых заготовок также окажутся листы с отслоениями, то следует учесть, что: отслоения, выходящие на кромку заготовки, подвергаемой затем штамповке, вальцовке или гибке, должны ремонтироваться только наплавкой. Ремонт таких отслоений должен производиться после сварки;

-если заготовка с отслоением должна подвергаться гибке (штамповке, вальцовке), то наплавка вдоль кромки должна производиться перед гибкой. После гибки осуществляется повторный ультразвуковой контроль и окончательный ремонт;

-замкнутые отслоения ремонтируются после выполнения операций, связанных с пластической деформацией (штамповка, вальцовка), а если такие отсутствуют, то непосредственно после обнаружения отслоения. Для ограничения распространения отслоения, вдоль его контура сверлят отверстия под электрозаклепки шагом от 50 - до 60мм. центры заклепок должны находиться вне контура отслоений на расстоянии от 30 до 40 мм от кромки отслоений.

8.8.12 По всей площади внутри контура электрозаклепок, ограничивающих распространение отслоения, ставятся электрозаклепки в шахматном порядке с шагом не более 60мм.

8.8.13 При ремонте электрозаклепками отслоений, выходящих на кромки заготовок дополнительно должна производиться закрепляющая наплавка плакирующего слоя вдоль кромки шва, имеющего отслоения на ширину не менее 15 мм . удаление плакирующего слоя и подготовку под закрепляющую наплавку допускается производить наждачным кругом. При наличии отслоений шириной до 15 мм , выходящих на кромку заготовок (сварочного шва) ремонт производится закрепляющей наплавкой. При этом должен быть удален плакирующий слой от границы отслоения (в сторону здорового металла) на ширину не менее 8мм.

8.8.14 При исправлении отслоений плакирующего слоя должны использоваться однопостовые и многопостовые источники сварочного тока.

8.8.15 Подготовленные к сварочным операциям места отслоений плакирующего слоя должны отвечать следующим требованиям:

поверхности должны быть ровными, без выбоин, вырывов, подрезов плакирующего слоя;

поверхности должны быть зачищены до блеска; следы окалины, шлака, влаги, масла не допускаются.

Зазор между основным и плакирующим слоем не должен превышать 0,1 мм ;

поверхность плакирующего слоя вокруг мест сварки должна быть покрыта раствором мела, исключающего прилипание брызг расплавленного металла.

8.8.16 К выполнению работ по исправлению отслоений плакирующего слоя двухслойных сталей допускаются сварщики не ниже 3-го разряда, прошедшие аттестацию для ручной сварки конструкций из двухслойных сталей с учетом правил Ростехнадзора и оснащенные приборами для контроля силы сварочного тока.

Заварка электрозаклепок производится в два слоя. Электроды для переходного и коррозионностойкого слоев шва выбирают марки ЭА-395/9, ЦЛ-11, ОЗЛ-7, НИАТ-1,ОЗЛ-36, ЦТ-15, ЗИО-3 по ГОСТ-5264.

8.8.17 Перед наложением коррозионостойкого слоя наплавки её переходной слой должен быть зачищен наждачным кругом.

Зачистка электрозаклепок должна производиться наждачным кругом. Внешний круг и высота усиления электрозаклепок и наплавки должны соответствовать действующим нормам на сварные швы.

8.8.18 Обязательному осмотру, контролю и приемке подлежит переходный слой швов, подготовленный под наложение коррозионностойкого слоя.

Контроль качества ремонта плакирующего слоя производится:

- местным травлением сварных точек, для выявления выхода углеродистого металла на поверхность плакирующего слоя.

8.8.19 Сварные швы вставок и накладок (при ремонте сваркой), крепления фасонной лапы к котлу, приварки лестницы – контролируют с использованием ультразвукового и вихретокового методов неразрушающего контроля, магнитопорошковый метод используют для подтверждения результатов вихретокового контроля (в соответствии с требованиями изменения № 1 к РД 32.174-2001).

8.8.20 Не допускается уменьшение толщины металла котла в зоне трещины или сквозного коррозионного повреждения более 2 мм от предельно допустимой толщины, уменьшение толщины стенки обечайки котла горловины, предохранительного клапана, в местах приварки наружных элементов, утонение обечайки горловины (колпака крышки горловины).

8.8.21 Дефекты котлов цистерн из нержавеющей и двухслойной сталей обнаруживают;

- визуальным методом с применением переносных световых приборов с качеством освещения не менее 500 люкс, оптических увеличительных приборов.

- допускается для определения дефектов применять гидравлические испытания, ультразвуковую дефектоскопию и другие методы неразрушающего контроля, при наличии методики утвержденной в установленном порядке.

Не допускается сверлить отверстия для определения толщины металла.

8.8.22 Коррозионные повреждения и другие дефекты в котлах цистерн устраняют сваркой или постановкой вставок согласно Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов [32].

Читайте также: