Технология ремонта котлов цистерн

Обновлено: 02.07.2024

Технология ремонта котлов цистерн

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
9 января 2014 г. N 4р

СОГЛАСОВАНО
с Первичной профсоюзной организацией ОАО "РЖД",
постановление "Роспрофжел"
от 05.12.2013 г. N 23/26

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРОМЫВАЛЬЩИКА-ПРОПАРЩИКА ЦИСТЕРН И СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ЗАНЯТОГО ЗАПРАВКОЙ И РЕМОНТОМ КЛАПАНОВ СЛИВНЫХ ПРИБОРОВ ЦИСТЕРН В ВАГОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОАО "РЖД"

ИОТ РЖД - 4100612 - ЦВ - 015 - 2013

1. Общие требования охраны труда

2. Требования охраны труда перед началом работы

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Общие требования
3.1.1. Промывальщик-пропарщик и слесарь должны:
содержать в чистоте рабочее место;
складировать запасные части, обтирочные и другие материалы, в том числе пропитанные нефтепродуктами, в специально отведенных для них местах. Не допускается складировать пропитанные нефтепродуктами обтирочные и другие материалы на поверхности земли, незащищенной от впитывания жидких веществ, закапывать их в землю, сбрасывать под откос, в кювет.
3.1.2. На территории ППС промывальщику-пропарщику и слесарю запрещается:
пользоваться обувью, подбитой стальными пластинами или гвоздями, при работе внутри котла цистерны;
сливать остатки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей вместе с водой и конденсатом в общую канализационную сеть, в открытые канавы, в кюветы, под откос;
применять для спуска людей в цистерну стальные переносные лестницы, а также деревянные лестницы, обитые сталью;
оставлять обтирочные материалы внутри осматриваемых котлов цистерн и на их наружных поверхностях.
3.1.3. Отработанный обтирочный материал промывальщик-пропарщик и слесарь должны собирать в емкости с плотно закрывающимися крышками для дальнейшей утилизации в специально отведенных местах.
3.1.4. Цистерны и вагоны бункерного типа должны обрабатываться на ППС только после определения вида ранее перевозимого груза и соответствия его списку грузов, после перевозки которых разрешается их обработка на ППС.
В сомнительных случаях обработка цистерн допустима только после проведения лабораторного химического анализа остатков груза на ППС.
3.1.5. При обработке цистерн промывальщик-пропарщик и слесарь должны пользоваться инструментом и инвентарем, изготовленным из материалов, исключающих искрообразование: ведра из алюминиевых сплавов или брезентовые; веревки к ведрам длиной 4 м; лестницы из алюминиевых сплавов или деревянные; совковые лопаты из алюминиевых сплавов или деревянные; омедненные ключи-вилки, ломики, ключи гаечные; скребки из алюминиевых сплавов, медные или деревянные; аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении напряжением не выше 12 В.
Приборы и приспособления используемых для промывки, пропарки, дегазации котлов цистерн промывальщик-пропарщик и слесарь должны надежно прикрепить к шлангу.
3.1.6. Работать на крытых эстакадах необходимо при включенной приточно-вытяжной вентиляции.
3.1.7. В холодное время года промывальщику-пропарщику и слесарю запрещается отогревать технологические трубопроводы, запорные устройства открытым огнем. Для их отогревания необходимо применять пар или горячую воду.
3.1.8. Промывальщику-пропарщику и слесарю запрещается подниматься на эстакаду, покрытую льдом, снегом или неочищенную от нефтепродуктов, а также имеющую поврежденные сети паро- и водопроводов для горячей воды.
Запрещается пользоваться несправными консольными кранами с блоками для спуска в цистерну тяжелых приборов и приспособлений размещенными на эстакаде и неисправными рукавами вакуумных и вентиляционных установок.
3.1.9. При работе на эстакадах промывальщик-пропарщик и слесарь должны размещать инструмент, приспособления, промывочные приборы, паровые, водяные и дегазационные рукава, запасные части, детали и материалы в установленных местах, не загромождать проход и не создавать помех в работе.
3.1.10. Промывальщику-пропарщику и слесарю разрешается работать на эстакадах при наличии на них продольных барьеров и поручней, металлических передвижных или поворотных переходных мостиков с перилами, размещенными по длине эстакады.
Запрещается работать на эстакадах с неисправными площадками, переходными мостиками и поручнями, также переходить с эстакады на цистерну без использования переходных мостиков.
Запрещается находиться на эстакаде во время подачи (вывода) цистерн на железнодорожные пути эстакады.
В условиях плохой видимости (парение, слабая освещенность, образование пара в холодное время года) на открытых эстакадах при переходе с эстакады на цистерну и проходе по переходному мостику промывальщик-пропарщик и слесарь для подстраховки должны применять предохранительные пояса со стропом, имеющим приспособление для регулирования его длины.
3.1.11. Промывальщик-пропарщик и слесарь должны очищать эстакаду и площадки эстакады от остатков нефтепродуктов и промывать горячей водой не реже 1 раза в смену, а в зимний период очищать неискрообразующим инвентарем.
3.1.12. При переходе через траншеи и канавы, расположенные на территории ППС, промывальщик-пропарщик и слесарь должны пользоваться переходными мостиками, имеющими перила высотой не менее 1 м и отбортовку высотой не менее 150 мм.
3.1.13. Промывальщику-пропарщику и слесарю запрещается подавать пар и горячую воду в цистерны с закрытыми сливными приборами.

3.3. Требования охраны труда при холодной обработке цистерн под налив

3.3.1. При холодной обработке цистерн остаток нефтепродукта из котла цистерны следует удалять через сливной прибор механизированным способом или самотеком, а при необходимости с помощью специального скребка в сливной лоток.
Открыв крышку люка промывальщик-пропарщик должен убедиться в наличии внутренней лестницы цистерны, ее исправности и прочности крепления, визуально определить величину остатка груза.
При работе внутри котла цистерны необходимо соблюдать требования охраны труда, приведенные в пункте 3.2 настоящей Инструкции.
3.3.2. Остатки светлых нефтепродуктов, удаляемые механизированным способом, должны направляться в специальные резервуары.
3.3.3. Остатки темных нефтепродуктов, вытекающие через сливной прибор, а также промывочные воды, удаляемые механизированным способом или самотеком, должны направляться в межрельсовые сточные лотки и очистные сооружения.
3.3.4. До момента постановки цистерн на пути эстакад их сливные приборы, крышки колпаков загрузочных люков должны быть закрытыми.
3.3.5. Сливать нефтепродукты из цистерн и емкостей следует в специальной одежде и СИЗ, исключающих попадание нефтепродуктов в органы дыхания и на открытые участки тела.

3.4. Требования охраны труда при горячей обработке цистерн под налив и ремонт

3.4.1. Перед обработкой котла цистерны промывальщик-пропарщик и слесарь должны проверить:
отсутствие работников внутри котла цистерны;
правильность соединения вакуумного, паро- и водопроводного рукавов с трубопроводами и приборами, а также исправность и правильность их установки;
состояние сливных приборов и убедиться в том, что они открыты.
3.4.2. Промывать и пропаривать котлы цистерн необходимо при закрытой крышке люка котла. Во избежание искрообразования и с целью предотвращения взрыва в котле цистерны крышку люка следует опускать плавно, без ударов.
3.4.3. При температуре воздуха ниже минус 20 градусов Цельсия, а также при необходимости удаления из котлов цистерн остатков нефтепродуктов высокой вязкости или толщиной более 20 мм, перед промывкой котлы цистерн необходимо пропарить.
3.4.4. Удалять остатки нефтебитума из вагонов бункерного типа следует после разогревания в тепловой камере (посредством газа). Управлять работой камеры и контролировать температуру в камере следует дистанционно.
3.4.5. Остатки нефтебитума необходимо собирать в специальные емкости самотеком или механизированным способом, исключающим контакт промывальщика-пропарщика с горячим битумом. Сточные лотки необходимо закрыть съемными металлическими решетками или щитами, обеспечивающими безопасность промывальщика-пропарщика.

3.5. Требования охраны труда при заправке клапанов сливных приборов цистерн
3.5.1. Заправку клапанов сливных приборов цистерн следует производить на специальных железнодорожных путях, оборудованных желобами и другими приспособлениями для улавливания остатков нефтепродуктов.
Люки и приямки на отстойниках и трубопроводах закрыть крышками.
3.5.2. Перед заправкой клапанов сливных приборов цистерн слесарь должен проверить:
техническое состояние сливных приборов;
исправность котла и лестниц;
наличие остатков нефтепродуктов;
плотность прилегания клапана к седлу (сбитые ставятся на место);
надежность крепления крышки (заглушки) сливного прибора.
Неисправные детали необходимо отремонтировать или заменить.
3.5.3. На специальных железнодорожных путях станции приступать к осмотру и заправке клапанов сливных приборов цистерн следует только после получения разрешения оператора, которое он должен дать по двусторонней парковой связи после включения системы централизованного ограждения состава или получения информации об ограждении переносными сигналами.
3.5.4. При заправке клапанов сливных приборов цистерн следует использовать аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении, напряжением не выше 12 В и инструмент из искронеобразующего материала.

3.6. Требования охраны труда при наружной очистке и обмывке цистерн и вагонов бункерного типа
3.6.1. Наружная очистка и обмывка котлов цистерн и вагонов бункерного типа должна производиться механизированным способом в специально оборудованных ангарах (камерах) с устройством приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением. Крышка люка цистерны при наружной очистке и обмывке должна быть закрытой. Ангары и камеры для наружной обмывки цистерн должны иметь емкости для сбора и повторного использования промывочной жидкости.
3.6.2. Очистка вагонов бункерного типа должна производиться в специально оборудованных нагревательных камерах. Контроль за тепловой обработкой вагонов бункерного типа и температурным режимом в камерах должен производиться дистанционно.
3.6.3. При использовании дробеструйных установок необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в инструкции по эксплуатации установок данного типа.

3.7. Требования охраны труда при очистке вагонов бункерного типа
3.7.1. После осмотра вагонов бункерного типа, поставленных для очистки на специальные площадки ППС мастером или бригадиром для закрепления их тормозными башмаками, промывальщик-пропарщик должен подсоединить паропроводные рукава к штуцерам бункера. С помощью козлового крана, оборудованного крюками-захватами, наклонить бункер в сторону котлована до крайнего упора, закрепить его запорными крюками и впустить пар в паропроводную рубашку.
3.7.2. Перед пуском пара в паровую рубашку вагона бункерного типа необходимо убедиться в прочности крепления паропроводного рукава к бункеру. Отсоединять рукава разрешается только после закрытия крана паропроводной магистрали.
3.7.3. Если в вагоне бункерного типа подлежат очистке несколько бункеров, то для ускорения этой работы разогрев остатков должен производиться одновременно во всех бункерах. При этом во избежание перевертывания вагона бункерного типа, его раму следует закрепить за рельс со стороны, противоположной наклону бункеров, специальными грузозахватными приспособлениями.
После очистки бункеров их необходимо установить в нормальное положение, закрепить винтами, закрыть крышки бункеров.
3.7.4. Остатки нефтебитума должны собираться в специальные емкости самотеком или механизированным способом, исключающим контакт работников с горячим битумом. Сточные лотки должны быть закрыты съемными металлическими решетками или щитами, обеспечивающими безопасность работников.
3.7.5. Разогревать битум с поврежденной внутренней обшивкой и удалять битум, заполнивший паровую рубашку, необходимо в камерах тепловой обработки бункеров. В этом случае посередине боковой поверхности бункера вырезается прямоугольное отверстие. Снимать бункер с рамы вагона бункерного типа следует с помощью козлового крана грузоподъемностью 15 т, оборудованного крюками-захватами, и в опрокинутом состоянии подать на специальной тележке в камеру тепловой обработки.
3.7.6. Подниматься на бункер вагона бункерного типа и спускаться в него разрешается только по лестнице. Перед переходом с одного бункера на другой следует убедиться в исправности и прочности крепления крышки к бункеру и запорных механизмов.
Переходить с бункера на бункер при отсутствии на них крышек следует по подмостям. Запрещается ходить по краю бункера и перепрыгивать с одного бункера на другой.
3.7.7. Промывальщику-пропарщику и слесарю разрешается спускаться в бункер для ремонта только после:
удаления из него нефтебитума путем подогрева и слива;
установки бункера в транспортное положение и закрепления его запорными крюками.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.2. Действия по оказанию помощи промывальщику-пропарщику, находящемуся внутри котла цистерны
4.2.1. При поступлении сигнала о помощи от промывальщика-пропарщика, находящегося внутри котла цистерны, или при подозрении на возникшую опасность, находящиеся у люка наблюдающие промывальщики-пропарщики, должны немедленно вызвать к месту происшествия мастера (бригадира) или подать сигнал тревоги. Затем одному из наблюдающих промывальщиков-пропарщиков подготовиться к спуску в котел цистерны, надев предварительно соответствующую спецодежду и противогаз шланговый, а по прибытии бригадира или других работников спуститься в котел цистерны для оказания помощи пострадавшему.
4.2.2. Промывальщик-пропарщик и слесарь, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в извлечении пострадавшего из котла цистерны и оказании ему первой помощи.
Перед спуском в котел цистерны для извлечения из него пострадавшего промывальщик-пропарщик и слесарь должны надеть СИЗ органов дыхания и соответствующую спецодежду. Кроме того, они должны иметь на себе предохранительный пояс со страховочным канатом. Шланг противогаза должен быть присоединен к системе принудительной подачи воздуха.
4.2.3. Спасающий должен помнить о том, что у промывальщика-пропарщика, получившего сильное отравление, нередко развивается состояние помутнения сознания, а при отравлении парами бензина, эфира, спирта, бензола - состояние помутнения сознания с приступами агрессии. Вследствие этого он может оказать сопротивление, иногда упорное, вплоть до нанесения ударов и укусов. Поэтому, спустившись в котел цистерны, спасающий должен действовать решительно, соблюдая меры предосторожности, подойти к пострадавшему незаметно сзади, обхватить его руками выше локтей прижать его к туловищу, чтобы он не смог оказать сопротивление и сильно прижать к себе, быстро поднести к лестнице котла цистерны и продолжить дальнейшее извлечение его из котла цистерны.

Примечание редакции
Нумерация пунктов приведена в соответствии с оригиналом документа

4.2.5. После извлечения из котла цистерны пострадавшего необходимо как можно быстрее снять с него маску и предохранительный пояс. Затем, в зависимости от состояния пострадавшего, принять меры по оказанию ему первой помощи.

4.3. Действия промывальщика-пропарщика и слесаря по оказанию первой помощи пострадавшим
4.3.1. Механические травмы
При получении механической травмы, сопровождающейся кровотечением, в первую очередь необходимо остановить кровотечение.
При венозном кровотечении (кровь темно-красного цвета вытекает ровной струей) необходимо наложить стерильную давящую повязку; если рана на конечности - поднять ее вверх.
Для остановки артериального кровотечения (кровь алого цвета, выбрасывается вверх пульсирующей струей) необходимо пальцами прижать артерии, согнуть в суставе конечности и зафиксировать, наложить жгут. Точки прижатия артерий располагаются: на конечностях - выше места кровотечения, на шее и голове - ниже раны или в ране. На рану необходимо наложить стерильную повязку.
Жгут на конечности накладывать выше места ранения, предварительно расправив одежду или подложив ткань без складок, обводя вокруг конечности. После наложения первого витка жгута следует убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывать с меньшим усилием. После наложения жгута прикрепить к нему записку с указанием времени, даты наложения. Во избежание конечности не допускается держать наложенный жгут больше 1,0 часа. При длительной транспортировке (через 40 минут в тепле, через 30 минут в холоде) необходимо ослабить жгут на несколько минут, затем снова затянуть выше или ниже прежнего места.
При капиллярном кровотечении (возникает при поверхностных ранах, кровь сочится мельчайшими капельками) прижать марлевый тампон к раненому месту или наложить стерильную повязку.
Перед наложением стерильной повязки кожу вокруг раны необходимо протереть спиртом или йодом движениями в направлении от раны, не прикасаясь к самой ране. Запрещается промывать рану водой, заливать спиртовые и другие растворы, засыпать порошком, покрывать мазями, накладывать вату непосредственно на рану, удалять из раны сгустки крови, инородные тела, вдавливать вовнутрь раны, выступающие наружу какие-либо ткани или органы.
При обширных ранах конечностей их необходимо иммобилизовать (неподвижно зафиксировать) с помощью шин или подручных средств.
При переломах необходимо освободить пострадавшего от воздействия травмирующих факторов, (в случае открытого перелома - остановить кровотечение и наложить повязку), зафиксировать конечность с помощью шин или подручных средств. Шину располагать так, чтобы она не ложилась на рану и не давила на выступающую кость.
Запрещается самостоятельно вправлять травмированные конечности.
При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения тугую повязку и приложить холод.
При ушибах необходимо приложить холод к месту ушиба, наложить тугую повязку, создать покой.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Закончив обработку цистерн, промывальщик-пропарщик и слесарь должны привести в порядок свой участок эстакады:
перекрыть задвижки пара, воздуха, горячей и холодной воды;
уложить водяные и воздушные шланги вдоль эстакады;
очистить от нефтепродуктов и сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенные для них места или кладовые;
собрать использованные обтирочные материалы в металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой и вынести их в специально отведенное место;
закрыть люки цистерн;
поднять переходные мостики.
5.2. Промывальщик-пропарщик и слесарь должны снять СИЗ и поместить их в камеры гардеробных или специальные помещения для хранения СИЗ и инвентаря.
Загрязненные вредными веществами СИЗ следует снимать в следующем порядке: не снимая перчаток, вымыть их, затем сполоснуть в чистой воде, снять защитные очки, респиратор и комбинезон, снять перчатки методом выворачивания, вымыть руки.
5.3. Загрязненную и неисправную спецодежду промывальщик-пропарщик и слесарь должны сдать в стирку, химчистку или ремонт.
5.4. Для очистки кожи от загрязнения по окончании рабочего дня необходимо применять смывающие и обезвреживающие средства, разрешенные к применению в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их использованию.
Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и СИЗ.
5.5. После работы или в случаях загрязнения частей тела или смачивания одежды нефтепродуктами промывальщик-пропарщик и слесарь должны принять душ с теплой водой и мылом.
5.6. Обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению, промывальщик-пропарщик и слесарь должны сообщить мастеру или бригадиру.

Технология производства и ремонта котлов цистерн

Вписывание вагона в габарит. Основные элементы и технические данные цистерны модели 15-1443. Периодичность и сроки ремонта, техническое обслуживание цистерны. Характерные неисправности, их причины и способы устранения. Автотормозное оборудование.

Рубрика Производство и технологии
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.04.2015
Размер файла 2,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Вписывание вагона в габарит

2. Основные элементы и технические данные цистерны модели 15-1443

3. Автосцепное устройство цистерны

4. Поглощающий аппарат

5. Автотормозное оборудование

7. Колёсные пары

8. Буксовый узел

9. Периодичность и сроки ремонта, техническое обслуживание цистерны 15-1443

10. Характерные неисправности, их причины и способы устранения

11.Требования охраны труда при ремонте котлов цистерн

Масштабы народнохозяйственной проблемы, связанной с доставкой грузов в цистернах, характеризуются привлечением больших производственных мощностей изготовителя этого вида подвижного состава, а также эксплуатационных и ремонтных предприятий. Преимущество применения цистерн для перевозки широкой номенклатуры наливных, пылевидных, затвердевающих грузов и газов очевидно, при этом сокращается время на техническую и коммерческую обработку состава, совершенствуется механизм погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивается большая по сравнению с другими видами подвижного состава безопасность транспортировки огнеопасных, токсичных, ядовитых грузов, улучшаются экологические характеристики транспортно-технологического процесса.

Парк цистерн, эксплуатируемых как у нас в стране, так и за рубежом, постоянно растет. Большими сериями выпущены 55 типов цистерн, затраты на их изготовление исчисляются миллионами рублей. На подготовку спеццистерн к транспортно-техническим процессам затрачивается от 20 до 30% времени оборота, а на готовность к эксплуатации денежные затраты в 4-6 раз (в среднем) превышают первоначальную стоимость цистерн. Новый хозяйственный механизм. Закон о социалистическом предприятии подсказывают пути отыскания новых технических, технологических и экономических решений для снижения затрат на изготовление и содержание специализированного подвижного состава.

1. Вписывание вагона в габарит

вагон цистерна ремонт автотормозной

Для безопасного движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений у пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава.

Габарит приближения строений - это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование. Исключение могут составить лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом, например, вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления и др.

Размеры габаритов по горизонтали считают от оси колеи, а по вертикали - от уровня верха головки рельса. Левую часть габарита приближения строений применяют на станциях, правую - на перегонах. Для путей, сооружений и устройств, расположенных на территориях депо, мастерских, грузовых районов, складов, речных и морских портов, заводов, в том числе предприятий МПС, введен несколько облегченный габарит Сп, и отличающийся от габарита С некоторыми размерами.

Для подвижного состава установлены габариты Т; 1-Т; 1-ВМ; 0-ВМ; 02-ВМ; 03-Вм.

Все смещения вагона могут быть сведены к следующим четырем группам:

· вызываемые возможными отклонениями в состоянии пути - уширением колеи, упругим обжатием рельсов, перекосами и износом шпал и подкладок, упругой осадкой шпал и балласта и т.п.;

· возникающие при движении вагона динамические колебания;

· обусловленные зазорами и износами ходовых частей и прогибом рессорного подвешивания от статической нагрузки;

· выносы частей вагона при движении в кривых.

Рисунок 1 - Схема проверки вписывания вагона в габарит

Рисунок 2 - Габарит подвижного состава 1-ВМ (верхнее очертание)

2. Основные элементы и технические данные цистерны модели 15-1443

Цистерна модели 15-1443 предназначена для перевозки светлых нефтепродуктов.

Четырехосная цистерна на рисунке 1 модели 15-1443 для светлых нефтепродуктов состоит из котла 1, опирающегося через средние 3 и концевые опоры на раму 5, ходовых частей 6, автосцепного устройства 2 и тормозного оборудования 4.

Рисунок 3 - Четырехосная цистерна модели 15-1443

Котел рисунок 2 включает цилиндрическую обечайку, сваренную из пяти продольных листов (нижнего 7 -- толщиной 11 мм, двух боковых 3 и двух верхних 2--9 мм), и два днища 1 толщиной 10 мм. Для налива нефтепродуктов, осмотра внутренних частей котла и его очистки используется люк 5 диаметром 570 мм, герметически закрываемый крышкой. Крышка крепится к люку восемью откидными болтами. На опорное кольцо горловины люка ставят уплотнительное кольцо из бензоморозостойкой резины. В люке 5 размещен привод основного затвора сливного прибора и две сегментные планки 8 и 9, укрепленные на разных уровнях и предназначенные для контроля за предельными уровнями налива груза. Рядом с люком размещен патрубок 6 для установки предохранительно-впускного клапана. При наливе груза объем котла заполняется только на 98%. Оставшиеся два процента свободного пространства предусматриваются на увеличение объема груза при его нагревании.

Рисунок 4 - Котел

Все продольные листы и днища котла соединены стыковыми сварными швами. Внутренний диаметр котла 3000 мм, а наружная длина -- 10,77м. Котел имеет нижний слив и оборудован универсальным сливным прибором. Для обеспечения полного слива продукта нижний броневой лист котла имеет уклон к сливному прибору, образованный выштамповкой нижнего листа на глубину 20-30 мм. Для подъема на цистерну с обеих сторон вблизи от люка закреплены металлические лестницы 4, а наверху сделана площадка для безопасного обслуживания при осмотре и промывке котла. Внутри котла также имеется лестница, опирающаяся на нижний лист. Котел изготовлен из стали 09Г2С.

Рама (рисунок 3) цистерн постройки до 1995 г. выполнена без боковых продольных балок между шкворневыми, длиной 10,8 м. Применяется рама для всех четырехосных цистерн с базой 7800 мм независимо от перевозимых грузов. Рама состоит из хребтовой 5, двух шкворневых 6 и двух концевых 9 балок, соединенных со шкворневыми балками 6 боковыми обвязками 8 и 10. Хребтовая балка выполнена из двух швеллеров 14 № 30В, перекрытых сверху и снизу накладками 13 и 15 толщиной 7 мм. На хребтовой балке крепятся передние 1 и задние 3 упоры автосцепки, предохранительные накладки 2, кронштейны для тормозного оборудования и лапы для крепления котла. Предохранительные накладки 2 защищают вертикальные стенки хребтовой балки от истирания поглощающим аппаратом автосцепки.

Рисунок 5- Рама цистерн постройки до 1995 г.

Шкворневые балки 6 коробчатого сечения, сварены из верхнего 11 (10мм), нижнего 12 (12 мм) и двух вертикальных 7 листов (8 мм). Сверху на шкворневых балках укрепляются металлические опоры котла. Зона соединения шкворневой и хребтовой балок усилена надпятниковой коробкой 4. Концевые балки 9 и боковые обвязки 10 изготовлены из штамповок Г-образной формы толщиной 6 мм.

Котел на раме (рисунок 6) крепят в средних и концевых ее частях. Для предотвращения продольных смещений только лишь средняя часть котла жестко связана с рамой фасонными лапами 2, приваренными к нижнему листу 1 и соединенными призонными болтами 3 с лапами 4 хребтовой балки 5 рамы. Концевые части котла свободно лежат на деревянных брусках 8 и 10, укрепленных болтами 9 в металлических желобах 11 опор 12, установленных на шкворневых балках 13 рамы. Для предотвращения вертикальных и поперечных перемещений предусмотрены стяжные хомуты 6, которыми концевые части котла при помощи винтовых муфт 7 крепятся к крайним опорам.

Рисунок 6 - Котел на раме

Универсальный сливной прибор цистерн общего назначения служит для слива груза из котла, а при необходимости -- налива снизу при помощи насоса. Сливной прибор крепится к нижнему листу средней части котла. Слив производится через патрубок, приваренный к седлу клапана.

Технология ремонта котлов цистерн

8.8 Ремонт цистерн для кислот (грузовые вагоны)

8.8.1 Котлы кислотных цистерн, подаваемых в ремонт, очищают, пропаривают, промывают, дегазируют, нейтрализуют (снаружи и внутри), обмывают и после этого определяют объем ремонта. Запрещается выпускать из ремонта без покрытия котлов изоляцией олеумные и другие цистерны, в которых изоляция предусмотрена чертежами завода-изготовителя. Изоляцию котла полностью разбирают для осмотра сте нок котла и восстанавливают вновь. Изменение конструкции цистерн должно произво диться только по проекту модернизации (переоборудования) согласованному железнодорожной администрацией и комиссией Совета полномочных специалистов вагонного хозяйства .

8.8.2 Ремонт котлов кислотных цистерн сваркой производят аналогично ремонту котлов нефтебензиновых цистерн раздел 8.1.2 настоящего руководства . В качестве ремонтных материалов должны применяться:

для цистерн под улучшенные кислоты - Ст12Х18Н10Т, 20К-Н0Х17Н13М2Т;

для цистерн под соляную кислоту -СтО9Г2СД;

для цистерн под слабую азотную кислоту -Ст 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т;

для цистерн под меланжа Ст 0Х18Г8Н2Т.

Дополнительно на котлах кислотных цистерн разрешается:

- заменять горловины с вваркой под ними лент (колец);

- вырезать дефектные места на цилиндрической части котла с последую щей поставкой вставок и приваркой их с обоих сторон. Размер ввариваемых вста вок не должен превышать 1500 см², а их количество должно быть не более двух на обечайке кроме вставок броневого листа .

В броневом листе допускается постановка двух вставок площадью до 500 см². Повреждения коррозией на площади не более 100 см 2 восстанавливают наплавкой:

- поврежденные коррозией места более 1/6 предельной толщины в броне вом листе в местах опор котла вырезают и ремонтируют постановкой вставок и приваркой их с двух сторон с последующей постановкой листа усиления под всю опорную поверхность котла;

-восстанавливать сварные швы с трещинами удалением дефектного шва и наложением нового, а при наличии зазора более 6мм, образовавшегося при вы рубке трещины в местах, подвергавшихся многократной заварке, вырезать овальное отверстие с постановкой вставок встык с проваркой двусторонними швами.

8.8.3 У кислотных цистерн предохранительно-впускные клапаны, сливные патрубки, краны для манометра и воздушного рукава, устройства для опломбирования, а также крышки большого и малого колпаков с котла снимают независимо от технического состояния разбирают и ремонтируют. Предохранительно-впускной клапан регулируют на избыточное давление от 0,2МПа до 0,25 МПа (2-2,5 кгс/см 2 ) и вакуум 0,03Мпа (0,3 кгс/см 2 ), а у цистерн для слабой азотной кислоты предохранительно-впускной клапан регулируют на избыточное давление от 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ) и вакуум 0,005 МПа (0,05 кгс/см 2 ). Неисправные болты и гайки крепления крышек горловины заменяют новыми. У цистерн для кислотных меланжей и крепкой азотной кислоты все крепежные изделия для крепления крышки люка, арматуры и заглушек должны быть изготовлены из нержавеющей стали. На всех болтовых креплениях крышек устанавливают новые шайбы и гайки . Кислотоустойчивые прокладки заменяют на новые. Лестницы, их кронштейны, стойки осматривают, ремонтируют и укрепляют.

В местах соединения тетивы наружной лестницы с распорками приваривают усиливающие косынки.

На тетиве наружной лестницы допускается не более двух отремонтированных мест. Кронштейны верхнего помоста котла усиливают при помощи приварки ребер жесткости толщиной от 6 до 8 мм . П оврежденный настил помоста котла заменяют. У кислотных раннего выпуска цистерн заменяют деревянные помосты на цельнометаллические. У цистерн для соляной кислоты, у которых внутренняя поверхность котла и наружная в верхней части, в зоне расположения арматуры и люков, покрыта резиной, защищающей металл от коррозии, при капитальном ремонте должно быть заменено гуммированное покрытие.

8.8.4 При подготовке к гуммированию должны быть выполнены следующие требования: сварочные швы должны быть чистыми, не иметь подрезов, раковин и пор; углы и кромки конструктивных деталей должны быть чистыми и скруглены; покрываемые поверхности должны быть обработаны до металлического блеска известными способами (дробеструйный, дробеметный или др.) материал для струйной очистки должен быть сухим, без ржавчины, серы, извести, хлора, масла и жира. При проведении работ внутри котла необходимо применять специальную резиновую или войлочную обувь. При промывке котла используют моющие средства в соответствии с технологическим процессом, утвержденным установленным порядком. Не допускается при промывке котла применять бензин, керосин и другие агрессивные растворители.

8.8.5 Котел перед покрытием изоляцией, если она предусмотрена конструкцией цис терны, грунтуют и окрашивают. После постановки изоляции котел покрывают листовой сталью толщиной от 0,5 до 1 мм . Перед постановкой на котел стальные листы грунтуют с обеих сторон. При замене сифонных труб разрешается сварка их встык.

8.8.6 На котлах из нержавеющей стали марок 12X18Н10Ти двухслойной сталей М20К+10Х17Н13М2Т, ВСтЗсп+12Х18Н10Т,ВСтЗсп+08Х22Н6Т по ГОСТ 10885 «Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая» отслои плакирующего слоя, межкристаллическая коррозия, коррозионные повреждения (ножевая коррозия вдоль швов на внутренней поверхности котла, коррозия сливоналивной трубы и др. трещины, пробоины другие дефекты от механических повреждений не допускается.

8.8.7 Ремонт отслоений возможен в том случае, если его площадь составляет не более 5% общей площади листа. Дополнительные ограничения: суммарная длина отслоений, выходящих на кромки, не должна превышать 15% общей длины кромок листа;

каждое отдельное отслоение (независимо от расположения) должно иметь площадь не более 2500 см 2 , а расстояние между отдельными отслоениями должно быть от 700 до 1000 мм .

Листы котла, в которых обнаружены отслоения, выходящие за пределы 5% от общей площади листа заменяют новыми.

8.8.8 Допускается эксплуатация цистерн без ремонта отслоений в тех случаях, когда: площадь отслоений составляет до 7 см 2 и они не выходят на кромки элемента или к сварным швам;

площадь отслоений составляет до 30см² и они находятся на расстоянии не менее 100мм друг от друга;

ширина отслоений составляет не более 60мм и они находятся на расстоянии не менее 500мм друг от друга.

8.8.9 Контроль осуществляется внешним осмотром после каждой операции.

При обнаружении отслоений, их площадь определяется ультразвуковым контролем и фиксируется в акте.

8.8.10 Границы обнаруженных отслоений должны быть обозначены со стороны плакирующего слоя. В зависимости от величины, расположения и конфигурации отслоения применяют следующие способы ремонта: электрозаклепками с засверловкой плакирующего слоя и заваркой засверловок; наплавкой с удалением отслоившегося слоя; комбинированным способом. Отслоения, выходящие на сварочный шов , должны ремонтироваться наплавкой. При ремонте отслоений, входящих в сварочный шов, электрозаклепками , производится закрепляющая наплавка плакирующего слоя отслоившейся кромки на ширину не менее 15мм.

8.8.11 Замкнутые отслоения ремонтируются электрозаклепками.

Если среди новых заготовок также окажутся листы с отслоениями, то следует учесть, что: отслоения, выходящие на кромку заготовки, подвергаемой затем штамповке, вальцовке или гибке, должны ремонтироваться только наплавкой. Ремонт таких отслоений должен производиться после сварки;

-если заготовка с отслоением должна подвергаться гибке (штамповке, вальцовке), то наплавка вдоль кромки должна производиться перед гибкой. После гибки осуществляется повторный ультразвуковой контроль и окончательный ремонт;

-замкнутые отслоения ремонтируются после выполнения операций, связанных с пластической деформацией (штамповка, вальцовка), а если такие отсутствуют, то непосредственно после обнаружения отслоения. Для ограничения распространения отслоения, вдоль его контура сверлят отверстия под электрозаклепки шагом от 50 - до 60мм. центры заклепок должны находиться вне контура отслоений на расстоянии от 30 до 40 мм от кромки отслоений.

8.8.12 По всей площади внутри контура электрозаклепок, ограничивающих распространение отслоения, ставятся электрозаклепки в шахматном порядке с шагом не более 60мм.

8.8.13 При ремонте электрозаклепками отслоений, выходящих на кромки заготовок дополнительно должна производиться закрепляющая наплавка плакирующего слоя вдоль кромки шва, имеющего отслоения на ширину не менее 15 мм . удаление плакирующего слоя и подготовку под закрепляющую наплавку допускается производить наждачным кругом. При наличии отслоений шириной до 15 мм , выходящих на кромку заготовок (сварочного шва) ремонт производится закрепляющей наплавкой. При этом должен быть удален плакирующий слой от границы отслоения (в сторону здорового металла) на ширину не менее 8мм.

8.8.14 При исправлении отслоений плакирующего слоя должны использоваться однопостовые и многопостовые источники сварочного тока.

8.8.15 Подготовленные к сварочным операциям места отслоений плакирующего слоя должны отвечать следующим требованиям:

поверхности должны быть ровными, без выбоин, вырывов, подрезов плакирующего слоя;

поверхности должны быть зачищены до блеска; следы окалины, шлака, влаги, масла не допускаются.

Зазор между основным и плакирующим слоем не должен превышать 0,1 мм ;

поверхность плакирующего слоя вокруг мест сварки должна быть покрыта раствором мела, исключающего прилипание брызг расплавленного металла.

8.8.16 К выполнению работ по исправлению отслоений плакирующего слоя двухслойных сталей допускаются сварщики не ниже 3-го разряда, прошедшие аттестацию для ручной сварки конструкций из двухслойных сталей с учетом правил Ростехнадзора и оснащенные приборами для контроля силы сварочного тока.

Заварка электрозаклепок производится в два слоя. Электроды для переходного и коррозионностойкого слоев шва выбирают марки ЭА-395/9, ЦЛ-11, ОЗЛ-7, НИАТ-1,ОЗЛ-36, ЦТ-15, ЗИО-3 по ГОСТ-5264.

8.8.17 Перед наложением коррозионостойкого слоя наплавки её переходной слой должен быть зачищен наждачным кругом.

Зачистка электрозаклепок должна производиться наждачным кругом. Внешний круг и высота усиления электрозаклепок и наплавки должны соответствовать действующим нормам на сварные швы.

8.8.18 Обязательному осмотру, контролю и приемке подлежит переходный слой швов, подготовленный под наложение коррозионностойкого слоя.

Контроль качества ремонта плакирующего слоя производится:

- местным травлением сварных точек, для выявления выхода углеродистого металла на поверхность плакирующего слоя.

8.8.19 Сварные швы вставок и накладок (при ремонте сваркой), крепления фасонной лапы к котлу, приварки лестницы – контролируют с использованием ультразвукового и вихретокового методов неразрушающего контроля, магнитопорошковый метод используют для подтверждения результатов вихретокового контроля (в соответствии с требованиями изменения № 1 к РД 32.174-2001).

8.8.20 Не допускается уменьшение толщины металла котла в зоне трещины или сквозного коррозионного повреждения более 2 мм от предельно допустимой толщины, уменьшение толщины стенки обечайки котла горловины, предохранительного клапана, в местах приварки наружных элементов, утонение обечайки горловины (колпака крышки горловины).

8.8.21 Дефекты котлов цистерн из нержавеющей и двухслойной сталей обнаруживают;

- визуальным методом с применением переносных световых приборов с качеством освещения не менее 500 люкс, оптических увеличительных приборов.

- допускается для определения дефектов применять гидравлические испытания, ультразвуковую дефектоскопию и другие методы неразрушающего контроля, при наличии методики утвержденной в установленном порядке.

Не допускается сверлить отверстия для определения толщины металла.

8.8.22 Коррозионные повреждения и другие дефекты в котлах цистерн устраняют сваркой или постановкой вставок согласно Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов [32].

Читайте также: