Судовые паровые котлы устройство и эксплуатация

Обновлено: 15.05.2024

Судовые котельные и паропроизводящие установки

Москва: Водный транспорт, 1938. - 404 с. Настоящий труд является учебником, рассчитанным на студентов судомеханических факультетов институтов инженеров водного транспорта; этот труд подробно и полно охватывает теорию паровых поршневых машин; здесь даются термодинамические основания теории паровых машин, золотниковое парораспределение, описание и теория золотниковых приводов, расчет золотниковых машин, клапанные и прямоточные машины, установки с т.

Гаврилов С.В. Судовые котельные и паропроизводящие установки

  • формат pdf
  • размер 1.81 МБ
  • добавлен 08 июня 2010 г.

Петропавловск-Камчатский: Камчатский ГТУ, 2005. -122 с. Методические указания к практическим занятиям для курсантов по специальности 240500 "эксплуатация судовых энергетических установок". Кафедра судовых установок, УДК 621.181.27:629.12 ББК 39.455.1

Гусаров А.Б. Особенности устройства и эксплуатации паровых котлов корабельных КТЭУ: Учебное пособие

  • формат pdf
  • размер 1.46 МБ
  • добавлен 20 ноября 2010 г.

Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. - 120 с. В учебном пособии рассмотрены назначение, классификация и характеристики корабельных паровых котлов, их конструкция, принцип действия, особенности эксплуатации и технического обслуживания. Пособие предназначено для студентов, обучающихся на военно-морских кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по военно-учетной специальности "Эксплуатация и ремонт па.

Енин В.И. Судовые парогенераторы (теория, конструкция и эксплуатация)

  • формат pdf
  • размер 178.28 МБ
  • добавлен 09 декабря 2016 г.

Москва: транспорт, 1978. — 232 с. В книге изложены основы теории рабочего процесса, конструктивной компоновки и эксплуатации судовых парогенераторов. Рассмотрены конструктивные и эксплуатационные характеристики новейших агрегатов для паротурбинных установок и вспомогательных парогенераторных установок теплоходов. Приведены основные сведения по проектированию, постройке и испытаниям судовых парогенераторов. Книга является учебным пособием по курсу.

Енин В.И., Денисенко Н.И., Костылев И.И. Судовые котельные установки

  • формат pdf
  • размер 11.33 МБ
  • добавлен 07 июня 2011 г.

Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1993. 216с. Рассмотрены принцип действия, характеристики и конструктивные особенности элементов судовых котельных установок, основы теории рабочего процесса парового котла, даны рекомендации по расчету основных показателей рабочего процесса, приведена классификация судовых потребителей пара. Задачи технической эксплуатации котельных установок изложены с учетом современных требований к организации технического исп.

Корнилов Э.В., Афанащенко В.Н., Бойко П.В. Вспомогательные и утилизационные котлы морских судов (конструкции и эксплуатация)

  • формат pdf
  • размер 8,21 МБ
  • добавлен 09 февраля 2016 г.

Одесса: Феникс, 2004. — 167 с. Справочное пособие посвящено конструктивным особенностям и эксплуатационным характеристикам вспомогательных, утилизационных и комбинированных котлов применяемых на морских судах. Представленный материал в достаточной степени освещает арматуру и элементы указанных котлов, водные режимы, водоконтроль, водообработку котельной и питательной воды, а также освидетельствование котлов классификационными обществами. В целом.

Кузовлев В.А. Речные паровые котлы и машины

  • формат djvu
  • размер 9.14 МБ
  • добавлен 18 января 2013 г.

Изд. 2-е. - М.: Издательство Министерства речного флота СССР, 1952. – 264 с. В книге приводится описание конструкции речных паровых котлов и главных паровых машин. Кроме того, освещаются вопросы их эксплуатации. Речные паровые котлы Устройство паровых котлов и оборудование котельных установок Общие понятия о паровых котлах, водяном, паре и теплоте Краткий очерк развития судовых паровых котлов Устройство клепанных огнетрубных котлов Устройство сва.

Лубочкин Б.И. Морские паровые котлы

  • формат pdf
  • размер 19,63 МБ
  • добавлен 15 февраля 2016 г.

М.: Транспорт, 1970. — 368 с. В учебнике изложены основы теории, типы и конструкции современных судовых паровых котлов в объеме, предусмотренном программой курса «Судовые паровые котлы и их эксплуатация». Основное внимание уделено эксплуатации паровых котлов на морских судах, повышению экономической эффективности и надежности работы котлоагрегатов. Учебник предназначен для учащихся судомеханических факультетов высших учебных заведений морского фл.

Лысенко В.К., Лубочкин Б.И. Судовые паровые котлы. Устройство и эксплуатация

  • формат pdf
  • размер 28,95 МБ
  • добавлен 15 марта 2012 г.

Учебник — М.: Транспорт, 1975. — 320 с. В книге рассмотрены конструкции современных котельных агрегатов морских судов, основы теории горения топлива, теплообмена и аэрогидродинамики котлов, изложены правила их эксплуатации. Значительное внимание уделено вопросам повышения эффективности эксплуатации котельных агрегатов и их надежности. Приведены также некоторые номограммы, графики, формулы и зависимости, необходимые для выполнения простейших расче.

Милтон Д.Х., Лич Р.М. Судовые паровые котлы

  • формат djvu
  • размер 7,64 МБ
  • добавлен 19 июля 2014 г.

Пер. с англ. — М.: Транспорт, 1985. — 295 с. В книге рассмотрены конструкции главных и вспомогатальных судовых паровых котлов, а также вопросы, касающиеся их эксплуатации и ремонта. Значительное внимание уделено системам утилизации теплоты выпускных газов главных двигателей дизельных судов и водоподготовке. Книга предназначена для судовых механиков, стремящихся расширить свои знания и познакомиться с практикой эксплуатации и основными типами судо.

Паровые котлы. Лекции

  • формат pdf
  • размер 5.48 МБ
  • добавлен 26 марта 2010 г.

Судовые паровые котлы. Классификация. Характеристики. Принцип действия. Анализ потерь тепла в паровом котле.

Пушкин Н.И. и др. Судовые парогенераторы

  • формат djvu
  • размер 21,63 МБ
  • добавлен 20 января 2017 г.

Пушкин Н.И., Волков Д.И., Дементьев К.С., Романов В.А., Турлаков А.С. — Ленинград: Судостроение, 1977. — 520 с. В учебнике изложены вопросы теории и основ проектирования судовых парогенераторов мазутного отопления и частично — парогенераторов ядерных энергетических установок. Большое место отведено тепловым расчётам и описанию наиболее характерных конструкций. Круг читателей: студенты, изучавшие курс «Судовые парогенераторы», и инженерно-техниче.

Савельев А.Г., Верете А.Г., Шелученко В.М. Судовые паросиловые установки и их обслуживание

  • формат djvu
  • размер 14,21 МБ
  • добавлен 18 июня 2013 г.

Л.: Морской транспорт, 1961. — 682 с. Книга является учебным пособием для подготовки машинистов. 1 класса по обслуживанию судовых паровых поршневых машин, паровых турбин и комбинированных паросиловых установок судов морского флота. В учебном пособии изложены основы технической термодинамики, описаны принципы работы и рассматриваются конструкции ir эксплуатация современных судовых паровых котлов, паровых машин, паровых турбин и вспомогательных мех.

Садеков М.Х. Судовые паровые котлы

  • формат doc
  • размер 3,45 МБ
  • добавлен 02 августа 2016 г.

Семенюк А.В., Гармаш С.А., Семенюк Л.А. Энергетические и расходные характеристики паровой турбины судна для транспортировки сжиженного природного газа

  • формат pdf
  • размер 894,72 КБ
  • добавлен 11 мая 2014 г.

Статья. Опубликована в журнале "Наука и транспорт. Морской и речной транспорт", 2013 №1(5) — 6 с. Измерения на ходовых режимах параметров главного турбозубчатого агрегата судна, транспортирующего сжиженный природный газ, свидетельствуют: удельный расход топлива, рассчитанный на основе полученных в ходе эксплуатации данных, превышает гарантированные паспортные характеристики, в особенности на значительных долевых нагрузках. Пополнение базы данных.

Сыромятников В.Ф. Основы автоматики и комплексная автоматизация судовых пароэнергетических установок

  • формат djvu
  • размер 4.54 МБ
  • добавлен 14 декабря 2010 г.

Москва. Транспорт. 1983. 312 c. Основы автоматики энергетических установок Основные понятия и определения Структурные схемы и обозначения Замкнутые и разомкнутые системы автоматического регулирования Основные свойства объекта регулирования Свойства простейшего автоматического регулятора Регулирующие органы и их приводы Статические характеристики замкнутого контура автоматического регулирования Виды регулирующих воздействий Релейное регулирование.

Тепловой расчет судового вспомогательного парогенератора

  • формат autocad, mathcad
  • размер 888,63 КБ
  • добавлен 26 февраля 2013 г.

СПбГУВК, 2010 г. 36 стр. Дисциплина - Парогенераторы Введение Определение объема продуктов сгорания Построение диаграммы Iг-q Предварительный тепловой баланс парогенератора Расчёт топки парогенератора Данные к расчёту теплообмена в топке Компоновка топки Расчёт теплообмена в топке Тепловой расчёт конвективных парообразующих поверхностей нагрева Компоновка и тепловой расчёт пароперегревателя Компоновка и тепловой расчёт воздухоподогревателя Зак.

Фильченко В.П., Шабанов А.А. Судовые котельные установки флота рыбной промышленности

  • формат djvu
  • размер 5,05 МБ
  • добавлен 13 июля 2014 г.

Учебное пособие. — М.: Пищевая промышленность. 1980. — 280 с. В книге приведены основные сведения о котлах, их конструктивных особенностях. Особое внимание обращено на котельные установки, эксплуатируемые на основных типах промысловых судов. Дана характеристика топлива, применяемого при эксплуатации котельных установок, освещены вопросы горения топлива. Описаны топочные устройства, арматура, контрольно-измерительные приборы, автоматика котлов. По.

Шифрин М.Ш. Автоматическое регулирование судовых паросиловых установок

  • формат djvu
  • размер 88.76 МБ
  • добавлен 26 декабря 2010 г.

Судпром ГИЗ Ленинград 1963 Судовая паросиловая установка как объект регулирования Структура системы регулирования Конструкции регуляторов Статические расчеты контура регулирования Управление возмущенного состояния звеньев контура регулирования Устойчивость линейного контура регулирования Влияние типовых нелинейностей статических характеристик звеньев на устойчивость контура регулирования Исследование качества переходного процесса в контуре регули.

Основы эксплуатации судовых вспомогательных котлов

При обслуживании судовых вспомогательных котлов следует руководствоваться Правилами технической эксплуатации судовых паровых котлов Министерства морского флота. В соответствии с Правилами котлы должны работать с полной производительностью без ущерба для их технического состояния и обеспечивать безопасную и безаварийную работу установки при наименьшем расходе топлива. Решающее значение для выполнения этих требований имеет четкое знание и выполнение Правил технической эксплуатации, а также правильная организация труда и рабочего места. Нарушения Правил могут привести к аварии котлов. В последние годы более 70% аварий с судовыми паровыми котлами явились прямым следствием нарушений Правил технической эксплуатации и дисциплины, определяемой Уставом службы на судах морского флота.

В случае, если котел находился в ремонте или чистке, то перед вводом в действие проверяется его внутренняя чистота, отсутствие дефектов, надежность крепления арматуры, трубопроводов и кирпичной кладки. Закрытие горловин можно производить, лишь убедившись в том, что в котле нет посторонних предметов. Горловинная асбестовая прокладка и гнездо горловины должны быть промазаны графитом. Водой котел заполняется при открытом воздушном кране. Исправность водоуказательной арматуры проверяется путем открытия продувочных кранов. Исправность прочей арматуры определяется проверкой возможности ее открытия и закрытия. Заполненный водой котел обязательно должен подвергнуться наружному осмотру. В случае обнаружения течи воды в отдельных соединениях котла в виде капелек необходимо принять меры по их устранению.

Включение котельной установки в работу

Проверить уровень воды в котле. Убедиться, что в топке нет мазута. Во избежание взрыва скопившихся газов топка котла должна быть провентилирована воздухом. Подаваемое в топку распыленное форсункой топливо воспламеняется от электрического запального устройства либо от поднесенного к нему горящего факела. Разводку пара в котле необходимо производить медленно, чтобы детали котла прогревались равномерно, в противном случае в результате температурных напряжений возможны течи в швах, появление трещин в металле котла и другие дефекты. Подъем пара производить при открытом воздушном клапане. Время разводки огнетрубных котлов должно составлять 6—8 ч, а водотрубных — 2—3 ч в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

При заполнении котла горячей водой время разводки может быть сокращено на 1—2 ч. По мере подогрева котельной воды и подъема пара проверяется плотность крышек, люков и лазов.

При включении утилизационных котлов в работу убеждаются в нормальном уровне воды, включают питательные насосы, затем ставят газовые захлопки в положение, сообщающее котел с выхлопным коллектором двигателей внутреннего сгорания. Для пуска автоматизированных котельных установок на электрозащите ставят переключатель в положение «автоматическая работа». С включением автоматического управления вводится в действие котельный вентилятор, топливный насос, подается ток к электродам зажигания. С воспламенением топлива электроды зажигания отключаются, процесс горения регулируется терморегуляторами или реле давления пара. Воздушный кран закрывают при давлении пара более 1 ати. Водоуказательные приборы продувают, проверяя их показания с помощью пробных кранов в первый раз при достижении давления 1 кГ/см 2 . После того, как давление пара достигает 3 кГ/см 2 , осматривают все фланцы, лазы и горловины и обжимают ключом их гайки. При достижении давления около 5 кГ/см 2 котел подпитывают водой и продувают сначала через краны верхнего, а затем нижнего продувания.

При достижении примерно половины рабочего давления убеждаются в исправности предохранительных клапанов, поднимая их ручным приводом, а затем еще раз проверяют действие манометров и водоуказательных приборов.

Время от разведения огня в топке до появления пара в котле должно составлять не менее 1/з—1/2 общего времени подъема пара. После достижения рабочего давления пара в котле снова проверяют манометры, предохранительные клапаны и водоуказательные приборы, Уровень воды в котле к этому времени должен быть равен рабочему.

Уход за работающим котлоагрегатом

Современные паровые котлы высоконапряженны и имеют малую аккумулирующую способность. В этой связи, поддержание нормального уровня воды является важнейшим условием безаварийной работы котла, так как упуск воды на несколько минут приводит к пережогу водогрейных труб и полному выходу котла из действия. В исправном водоуказательном приборе уровень воды всегда слегка колеблется. Правильность показаний водоуказательных стекол проверяют продувкой один — два раза за вахту. При выходе водоуказательного прибора из строя до устранения неисправностей, но не более 10—15 мин, пользуются пробными кранами.

Категорически запрещается питание котла при падении уровня ниже нижнего водопробного крана. В этом случае, во избежание аварии, следует немедленно прекратить горение, выключить питательные насосы, перекрывать стопорные клапаны и принять все меры к тому, чтобы предохранить котел от резкого охлаждения. В противном случае возможны расстройство швов, появление трещин и другие тяжелые последствия.

Важнейшим условием поддержания нормального рабочего уровня воды в котле является постоянное наблюдение за водой в теплом ящике, работой питательных насосов, автоматическим управлением питания.

Повышение температуры воды в теплом ящике выше 50° С приводит к запариванию насоса (при всасывании, в результате испарения воды, водяной цилиндр заполняется паром), срыву его подачи. Прекращение подачи воды в котел может быть также из-за неисправности приемных и нагнетательных клапанов питательного насоса, отсутствия воды в теплом ящике и другим причинам.

Переполнение котла выше рабочего уровня и особенно его запрессование водой может привести к выходу из строя работающих вспомогательных быстроходных паровых механизмов.

Наблюдение за качеством процесса горения топлива

Контроль качества горения в топке осуществляется периодическим наблюдением через специальный глазок или с помощью газоанализатора ОРСа.

Полного сгорания топлива можно добиться путем правильного ведения процесса горения. Для этого необходимо соблюдение соотношения подаваемого в топку топлива и воздуха, поддержание определенного (указанного инструкцией) давления воздуха. Распыл и сгорание топлива зависят от влажности, вязкости, степени подогрева, установки форсунок и ряда других факторов. Механические форсунки должны очищаться от нагара и отложений после каждых 8 ч работы. При внезапном прекращении горения необходимо немедленно закрыть мазутный клапан во избежание возможного скопления топлива на поде топки (что может явиться одной из причин взрыва котла).

Вывод котельной установки из действия

При выводе котельной установки из действия последовательно выключается система автоматического управления, подача топлива, воды и воздуха в котел. У котлов с ручным обслуживанием вывод из действия производится путем поочередного выключения форсунок, топливного насоса, вентилятора и питательных средств котла. Утилизационные котлы выключаются из работы после остановки питательных насосов и постановки газовой захлопки в нерабочее положение. В случае вывода котла из действия пар стравливается на вспомогательные механизмы, а оставшееся давление используется для производства верхнего продувания (для удаления с поверхности воды масла и других механических примесей), а затем нижнего продувания. После остывания котла оставшаяся вода полностью удаляется.

Если вспомогательный котел один, то арматура всех: систем ставится в нерабочее состояние, а из магистральных трубопроводов удаляется вода, пар и воздух. При двух или не скольких котлах, работающих параллельно, все клапаны, связанные системой трубопроводов с другими котлами, плотно закрываются и завязываются проволокой с закреплением дощечки с надписью «не открывать». При охлаждении котла воспрещается применение искусственных мер, как например, подкачивание-холодной воды, образование сквозняков и пр.

Очистка котла от накипи и сажи

Несоблюдение инструктивных норм обработки воды приводит к большим отложениям накипи уже через первые 1000 ч работы котла, что приводит к большим потерям топлива, перегреву металла и вызывает необходимость механической или химической очистки котла от накипи. Механическая очистка производится с помощью скребков, кирок, а также электрических и пневматических инструментов. В водотрубных котлах для этой цели используются проволочные щетки и шарошки. Шарошка представляет собой фрезу, соединенную гибким металлическим или прорезиненным шлангом с валом электромотора или насосом (инжектором); в последнем случае корпус фрезы будет представлять гидравлическую турбинку. После чистки котла его промывают струей горячей воды под давлением 2—3 ати и температуре до 65° С.

Химическая очистка производится путем щелочения котла или кислотной промывки. При щелочении котел заполняется на 20—30 мм выше нормального уровня водным раствором антинакипина и при давлении 1,5—2 ати через каждые 2 ч производится верхняя и нижняя продувки. Дозировка антинакипина применяется из расчета 8—10 кг на 1 т воды.

Продолжительность операции щелочения должна быть не менее 10 ч. Отложение сажи и минеральных продуктов со стороны газов служит главной причиной неэкономичной работы котлов. Очистка дымогарных и водогрейных труб от сажи производится банником.

Процесс очистки поверхности нагрева котла от сажи называется «банением». Банение трубок ручным или механическим банником производится при минимальной нагрузке котла через открытую прогарную дверцу у огнетрубных котлов или через специальные люки в кожухе у водотрубных котлов. В огнетрубных и комбинированных котлах применяют ручную очистку дымогарных труб ершами и обдувку с помощью переносного парового банника (рис. 122).

Сопло ручного банника открывается при нажиме его головки на края дымогарных труб. Обдувку банником труб можно производить перегретым или охлажденным паром при давлении его не менее 12 ати или сжатым воздухом. Обдувка радиационных поверхностей нагрева водотрубных котлов производится специальными сопловыми сажеобдувочными устройствами. Сопла этих устройств, с помощью которых производится обдувка поверхностей нагрева, приводятся в действие от специальных механических приводов, вынесенных наружу котла. Обдувка сажи облегчается с применением присадок типа ВНИИНП-102 и других, делающих сажу более рыхлой и пористой. В настоящее время присадки преимущественно вводятся на нефтебазах (в количестве 0,2% от веса мазута), т. е. судно бункеруется мазутом с растворенной присадкой.

В последнее время широко применяют промывку поверхностей нагрева котла со стороны газов. Промывку ведут струей горячей воды (60—70°С), подаваемой под давлением 12—13 ати к специальной длинной трубе с одним-четырьмя соплами диаметром 3—5 мм. Лучшие результаты получаются при промывке щелочным раствором, т.е. с добавлением соды и моющих веществ. Промывку ведут сверху вниз, а потом со стороны топки.

Футеровка предохраняется брезентом. После промывки рекомендуется нанести слой защитной краски и сразу же просушить котел.

Принцип работы судовых котлов: классификация и эксплуатация

На судах различного назначения неотъемлемым и важным ресурсом является водяной пар, который служит для разных целей. Если на судне предусмотрена паросиловая установка, то пар необходим для вращения паровых турбин валопровода судна и, как следствие, передачи энергии движителю.

Если на судах установлены дизельные или газотурбинные двигатели, то пар требуется для выработки электроэнергии в турбогенераторах, а также для целей отопления и бытовых хозяйственных нужд. За производство водяного пара отвечает паровой котёл, который производит перегретый и влажный водяной пар под давлением.


Работающий котел Российского производства

Принцип работы заключается в подведении тепла, полученного путём сгорания органического топлива, к воде и образовании пара.

Судовые котлы классифицируются по следующим характеристикам:

  1. Обтекание теплообменника горячими газами (водотрубные, огнетрубные, комбинированные);
  2. Назначение (главные, вспомогательные);
  3. Способ циркуляции воды (естественная, принудительная);
  4. Тяга и дутьё (естественная или принудительная тяга и дутьё);
  5. Вид топлива (жидкое, твёрдое, газообразное);
  6. Параметры пара (низкого давления – до 150 кН/кв.м., среднего давления – от 160 до 280 кН/кв.м., высокого давления – от 610 до 1000 кН/кв.м.)

Со структурой судового парового котла можно ознакомиться на рисунке 1, где указаны схемы судовых котлов разных типов.
Основные части парового котла это топка (I) и несколько рекуперативных теплообменников, находящихся за ней: пароперегреватель (II), испаритель (III), водоподогреватель (IV) и воздухоподогреватель (V). Конструкция котла судового подразумевает разделение горячих дымовых газов и холодных пара, воздуха и воды герметичной перегородкой для того, чтобы среды обменивались теплотой, не смешиваясь.
Функция пароперегревателя заключена в его названии, испаритель образует пар из воды,водо- и воздухоподогреватели соответственно названию. Основная нагреваемая поверхность это испаритель, а остальные теплообменники представляют собой дополнительную.




Узлы и системы котельной установки:

  • паровой котёл;
  • питательная система, включающая подогреватели воды, насоса, трубопрово¬дов, из¬мерительных приборов и арматуры;
  • паровую систему для раздачи пара потребителям;
  • топливную систему;
  • газовоздушную систему (газоход, дымовая труба, вентилятор, воздушные коробы и др.)

Помимо прочего котельная установка снабжена системами автоматического регулирования подачи воды, топлива и воздуха в котёл, системами водоподготовки, защиты парового котла.
Если на корабле установлен утилизационный котёл, то благодаря использованию теплоты исходящих газов – утилизации – обеспечиваются технологические процессы, не связанные с движением судна.

Подготовка котельной к работе

Удостовериться в наличии необходимого количества воды и проверить топку на отсутствие мазута. Также нужна вентиляция топки, чтобы избежать воспламенения накопившихся газов. При подаче топлива в топку розжиг его осуществляется электрическим запалом или от горящего источника.

Пар распределять следует медленно для равномерного прогревания частей котла. Перед подъёмом пара нужно убедиться, что воздушный клапан открыт. Во время подогрева воды и подъёма пара проверяется герметичность люков, лазов и крышек. Включают подпиточные насосы, запускают автоматические котельные установки с включением топливного насоса, вентилятора и подачей тока к зажигающим электродам.
По достижению давления пара 1 кг/кв.см. закрывают воздушные краны и продувают водоуказательные приборы. После достижения паром давления 3 кг/кв.см. обследуют фланцы и лазы, обжимая их гайки. При давлении 5 кг/кв.см. включается подпитка водой и продувка.

При давлении в половину рабочего убеждаются в состоянии предохранительных клапанов. После чего ожидается подъём пара, время от розжига топлива до его первого появления занимает от трети до половины общего времени подъёма. Когда давление достигает рабочих параметров снова осматриваются клапаны, манометры и приборы.

Эксплутационные особенности

Важным условием бесперебойной работы котельных агрегатов является обеспечение достаточного уровня воды иначе недостаток воды чреват пережогом теплообменников и поломкой и снижением срока службы.

Необходимо постоянно контролировать уровень воды в тёплом ящике, работу подпиточных насосов, работу автоматического управления подпиткой. Если температура воды вырастает более, чем на 50° С, то это грозит выходом из строя насоса подачи из-за заполнения его паром. Заполнение котла выше нормы приводит к нестабильной работе паровых механизмов.

В случае использования газового оборудования избежать перегрев воды способно автоматическое газовое регулирование.

Процесс горения топлива

Качество горения в топочной камере осуществляется путём регулярного наблюдения в оборудованный глазок или при помощи газоанализатора.Чтобы обеспечить правильный теплотехнический процесс горения, следует добиться верного соотношения подаваемых в топку топлива и воздуха определённого давления.

Поставщики топлива обязаны предоставить сертификаты, составленные по результатам лабораторного анализа. Форсунки нужно очищать от отложений и нагара 3 раза в сутки при непрерывной работе. Если горение прекращается, то мгновенно закрывается клапан подачи топлива, чтобы оно не скапливалось в топке, что небезопасно.

Прекращение работы котла

При остановке котельной установки нужно выключить систему автоматического управления, прекратить подачу топлива, воздуха и воды. При ручном управлении сначала отключаются форсунки топливный насос, дутьё и подпитка водой. Затем стравливается пар и продувание. Из остывшего котла удаляется вода. Перекрывается запорная арматура и из трубопроводов удаляются вода, воздух и пар.

Очистка котла

В случае несоблюдения требований по водоподготовке на теплообменниках могут образовываться большие объёмы накипи спустя первые 1000 часов работы, что влияет на теплопотери, перегреву и необходимости механической и химической чисток. Процедуры проводятся при условии стоянки судна обеспеченной якорными и швартовными устройствами.
Механическая чистка выполняется кирками, скребками и электроинструментом. Также могут использоваться металлические щётки.
Химическая чистка подразумевает щелочение котла или промывка кислотными средствами. Щелочение это процесс заполнения водотрубного котла выше нормы водным раствором средства против накипи и при давлении в 2 Бар проведение верхней и нижней продувки. Продолжительность процедуры до 10 часов.
Практическая очистка дымогарных и водогрейных труб от сажи выполняется банником.

Производители


Доставка судового котла

Когда дело доходит до модернизации котельных установок на судах, то перед покупателем открывается широкий выбор мировых производителей котлов (Германия, Италия, Корея). На российском рынке популярностью пользуется отечественный котёл марки КОАВ (КВС)-200 - водогрейная автоматизированная тепловая установка предназначенная для обслуживания судовых закрытых систем отопления. Его теплопроизводительность 200 Гкал/час, рабочее давление 0,18 Мпа.

Нормы и правила

Обслуживание судовых паровых котлов регулируется Правилами технической эксплуатации судовых паровых котлов Министерства морского флота. Согласно Правилам использование корабельных котлов должно производиться с учётом максимальной теплопроизводительности, без нанесения ущерба их техническому состоянию, обеспечивая безопасную работу и наименьший расход топлива.

Правильная организация труда и следование Правилам технической эксплуатации судовых котлов играет главную роль в выполнении вышеупомянутых требований. Нарушение Правил чревато авариями и нестабильной работой.

Судовые паровые котлы

Устройство для производства на судне необходимого количества пара заданных параметров с целью обеспечения всех судовых потребителей. Создателем парового котла считается французский физик Д. Папен (1680). Развитие парового котла шло по линии повышения котельного давления. На одном из первых паровом котле давление пара составляло 0,3 - 0,4 атм. Через 100 лет оно достигло 20-25 атм.
Различают главный паровой котёл обеспечивающие паром главные двигатели (паровую турбину, паровую машину) и вспомогательный паровой котёл, обеспечивающие паром вспомогательные турбогенераторы, паровое отопление, водоопреснение и другой хозяйственные нужды судна.

Топочные газомазутные устройства

Топочные устройства

Автор: Моряк

Морской сайт Россия нет

Топочные газомазутные устройства


Судовые котлы оборудуют топочными устройствами, обеспечивающими факельный процесс сжигания жидкого топлива. Форсунки, являющиеся частью топочного устройства, предназначены для подачи распыленного топлива в топку.

Комбинированный судовой двигатель

Накипеобразование на поверхностях нагрева

Автор: Моряк

Морской сайт Россия нет

Комбинированный судовой двигатель


Показатели качества воды. Воду, находящуюся постоянно в природном круговороте, условно делят на атмосферную, поверхностную, подземную (грунтовую) и морскую. Каждая из этих видов воды имеет свои качественные показатели.

Судовой дизель М504Б-3

Обработка котловой воды

Автор: Моряк

Морской сайт Россия нет

Судовой дизель М504Б-3


Качественные показатели воды в котле в процессе работы ухудшаются. С питательной водой в котел вносится дополнительное количество химических и механических примесей.

Судовой двигатель TDME-3105С 52 л.с. с редуктором МА125

Коррозия в котлах

Автор: Моряк

Морской сайт Россия нет

Судовой двигатель TDME-3105С 52 л.с. с редуктором МА125


Виды коррозии. В процессе работы элементы парового котла подвергаются воздействию агрессивных сред - воды, пара и дымовых газов. Различают коррозию химическую и электрохимическую.

Судовой дизель MAK 551 AK

Техническое состояние элементов котла

Автор: Моряк

Морской сайт Россия нет

Судовой дизель MAK 551 AK


Под техническим состоянием объекта подразумевается состояние его свойств в данный момент времени, в процессе эксплуатации свойства объекта изменяются под воздействием различных факторов.

Вспомогательный судовой дизель 1Д12В-300КС2-301

Паровая проба котла

Автор: Моряк

Морской сайт Россия нет

Вспомогательный судовой дизель 1Д12В-300КС2-301


После проведения ремонтных работ котлы должны быть подвергнуты паровой пробе при рабочем давлении в течение 4 - 8 ч. При этом пар от котла не расходуется, все клапаны на котле должны быть закрыты, за исключением клапана.

Топочные устройства

Топочные газомазутные устройства

Топочные газомазутные устройства

Судовые котлы оборудуют топочными устройствами, обеспечивающими факельный процесс сжигания жидкого топлива.

Форсунки, являющиеся частью топочного устройства, предназначены для подачи распыленного топлива в топку, а с помощью ВНУ перемешиваются частицы топлива с воздухом.

Форсунки с ВНУ (иногда называемые горелками) могут иметь фронтовое и потолочное расположение. Преимущественное распространение получило фронтовое расположение, при котором форсунки и ВНУ размещают на передней стенке топки котла, называемой передним фронтом.

Отдельные современные высокоэкономичные главные котлы оборудуют форсунками и ВНУ с потолочным расположением в верхней части топки.
При этом создаются условия для более высокой интенсификации факельного процесса, газовоздушный поток получает более естественное движение сверху вниз, факел распределяется почти по всему объему топки. У главных и некоторых вспомогательных котлов устанавливают несколько форсунок с ВНУ, их число зависит от паропроизводительности котла.

К форсункам предъявляются следующие основные требования: простота устройства, надежность действия, хорошее распыливание топлива, большая глубина и легкость регулирования подачи, малый расход энергии, удобство замены и очистки, невысокая стоимость, возможность автоматического регулирования при безвахтенном обслуживании.

В судовых котлах в зависимости от способов распыливания топлива могут применяться форсунки следующих типов: с воздушным и паровым распыливанием топлива, механические невращающиеся (центробежные) и вращающиеся (ротационные), паромеханические.

Форсунки с паровым или воздушным распыливанием топлива конструктивно идентичные и могут распыливать топливо с помощью пара и воздуха благодаря кинетической энергии их струи, то есть работать по принципу пульверизатора. Эти форсунки просты по устройству, легко регулируются, но для их действия требуется безвозвратный расход пара или сжатого воздуха. Поэтому такие форсунки в настоящее время можно встретить лишь у единичных котлов вспомогательного флота старой постройки.

Широкое распространение в топочных устройствах котлов морских судов получили механические центробежные форсунки, в которых распыливание топлива осуществляется благодаря достаточно высокому давлению топлива, которое создается специально установленным топливно-форсуночным насосом.

Механические центробежные форсунки подразделяются на нерегулируемые и с регулируемым сливом . Следует отметить, что это деление весьма условное: можно изменять подачу у обеих форсунок. К нерегулируемым относят форсунки с малой глубиной регулирования и такие, у которых изменение подачи связано с их выключением, выемкой из топочного устройства и заменой распыливающего элемента.

Механические центробежные форсунки , различающиеся компоновкой распыливающих элементов, дополнительно иногда подразделяют на форсунки со сменными и постоянно работающими на всех режимах распылителями, что обусловлено в основном условиями эксплуатации котла.

Механическая регулируемая центробежная форсунка отечественных вспомогательных котлов состоит из корпуса с ручкой, ствола, представляющего собой толстостенную трубу со штуцером на конце, стопорной втулки, распределителя (сопла), распыливающей шайбы и головки.
Топливо от топливно-форсуночного насоса по отверстиям в корпусе и каналу ствола через сверления в стопорной втулке и распределителе поступает к распыливающей шайбе.
Распыливающая шайба у данной конструкции имеет четыре канала, расположенных тангенциально к окружности вихревой камеры. По ним топливо устремляется к центру и в вихревую камеру, где интенсивно раскручивается. Из нее топливо входит в топку через центральное отверстие в виде вращающегося конуса мелко распыленных частиц.

Лысенко В.К., Лубочкин Б.И. Судовые паровые котлы. Устройство и эксплуатация

Лысенко В.К., Лубочкин Б.И. Судовые паровые котлы. Устройство и эксплуатация

В книге рассмотрены конструкции современных котельных агрегатов морских судов, основы теории горения топлива, теплообмена и аэрогидродинамики котлов, изложены правила их эксплуатации. Значительное внимание уделено вопросам повышения эффективности эксплуатации котельных агрегатов и их надежности.
Приведены также некоторые номограммы, графики, формулы и зависимости, необходимые для выполнения простейших расчетов.
Книга предназначена в качестве учебника для учащихся судомеханических отделений мореходных и арктического училищ и является третьим изданием. Она может быть использована слушателями курсов усовершенствования командного состава флота, механиками и котельными машинистами паровых и дизельных судов.

Общие сведения о котлах
Назначение и принцип действия котла
Судовая котельная установка
Основные понятия и определения

Классификация и основные этапы развития котлов
Классификация котлов
Основные типы котлов
Основные этапы развития котлов

Топливо для котлов
Основные сведения о топливе
Химический состав и теплота сгорания, топлива
Основные технические характеристики мазутов
Прием, хранение и расходование топлива

Горение топлива
Основные реакции горения
Оценка полноты сгорания топлива
Скорость и устойчивость процесса горения

Топочные устройства котлов
Основные схемы топочных процессов
Организация факельного процесса
Мазутные форсунки и топочные устройства-
Обслуживание мазутных топок
Обслуживание топливных систем

Конструкции котлов
Огнетрубные котлы
Водотрубные котлы
Секционные котлы
Вертикальные водотрубные котлы
Котельные агрегаты «шахтного» типа
Вспомогательные и утилизационные котлы с естественной циркуляцией
Котлы с принудительной циркуляцией

Пароперегреватели, экономайзеры и воздухоподогреватели
Пароперегреватели и пароохладители
Водяные экономайзеры
Воздухоподогреватели

Фундаменты, каркасы и изоляция
Фундаменты и каркасы
Обмуровка и изоляция

Тяга и тягодутьевые устройства
Тяга и сопротивление газовоздухопроводов
Регулирование тягодутьевых устройств

Арматура трубопроводов и контрольно-измерительные приборы
Арматура
Паропроводы и котельные трубопроводы
Контрольно-измерительные приборы
Автоматическое регулирование котлов

Водный режим котлов
Характеристика воды
Накипеобразование и коррозия
Водоконтроль
Докотловая водоподготовка
Водные режимы
Продувка

Сепарация пара
Чистота насыщенного пара
Паросепарирующие устройства

Циркуляция воды в котлах
Основные понятия и определения
Надежность циркуляции

Прочность котлов
Материалы для ремонта и постройки
Расчеты на прочность

Тепловой баланс
Уравнение теплового баланса
Основы теплового расчета

Эксплуатация котлов
Основы технической эксплуатации
Подготовка к действию и подъем пара
Режимы работы
Неполадки в работе и их устранение
Износ и повреждения
Планово-предупредительные осмотры и освидетельствования
Уход за арматурой
Вывод из действия
Борьба с коррозией и загрязнением поверхности нагрева с газовой стороны
Очистка поверхности нагрева с водяной стороны
Запасные части
Техника безопасности в котельном отделении
Теплотехнические испытания котлов

Читайте также: