Соседи меняют батареи отопления

Обновлено: 18.05.2024

Замена отопительных приборов в квартирах: как не нарушить права соседей?

Понятие «тепловой баланс дома» часто используется специалистами в сферах проектирования и обслуживания тепловых сетей зданий, при этом ни в одном нормативном акте нет его конкретного определения. Представляется, исходя из анализа норм, связанных с проектированием тепловых систем зданий, что тепловой баланс дома — это соотношение один к одному тепловых потерь в доме и поступающего тепла. Только при таком идеальном соотношении (балансе) может быть поддержана необходимая температура в доме.
В настоящей статье мы не ставим основной задачей описание технической составляющей причин изменения температур в различных частях здания, однако все-таки отметим, что при проектировании здания осуществляется расчет необходимых параметров так, чтобы обеспечить нормальное функционирование всего дома и бесперебойное, постоянное и равномерное снабжение всеми необходимыми видами энергии.

Тепловая разбалансировка дома может произойти по причине монтажа дополнительных секций радиаторов в квартирах либо при изменении их конфигурации. Решение вопроса об отнесении радиаторов, находящихся в квартирах жильцов, к общему имуществу жилого дома либо определении их как части квартиры (принадлежность) является очень важным при определении лица, ответственного за их содержание и эксплуатацию. Многочисленные судебные споры, связанные с обжалованием постановлений Госжилинспекции о правомерности привлечения к административной ответственности обслуживающих жилой фонд организаций за эксплуатацию тепловой системы дома, являются хорошим примером.

Переоборудование жилого помещения или нарушение порядка пользования общим имуществом дома?

В рамках настоящей статьи нас будут интересовать только обогревающие элементы, приборы отопления, находящиеся в квартирах, входящие в тепловую систему дома, которые в повседневной жизни обычно называют батареями (или радиаторами).

Подробнее о переустройстве (переоборудовании) жилого помещения

Замену батарей в жилом помещении председатели ТСЖ часто принимают за переоборудование и пытаются восстановить прежний порядок вещей, то есть обязать собственников квартир привести свое жилое помещение в первоначальное состояние, применив последствия осуществления незаконного переоборудования. Однако данные действия не соответствуют нормам законодательства. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения — это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Технические паспорта жилых помещений — это документы, содержащие техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям. Техническая паспортизация является элементом технического учета жилищного фонда. Она должна проводиться в силу п. 5 ст. 19 ЖК РФ наряду с другими формами государственного учета жилфонда.

Технический паспорт жилого помещения оформляется в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37. Из содержания данной Инструкции (п. 3.16) следует, что в технический паспорт жилого помещения не вносятся сведения о местоположении и даже о наличии отопительных приборов, находящихся в жилом помещении: трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п., а также радиаторы центрального отопления на поэтажных планах не показываются.

Таким образом, замена или перенос отопительных приборов или изменение их конфигурации не требует внесения изменений в технический паспорт и не может рассматриваться как переустройство жилого помещения. Соответственно, к действиям собственников жилых помещений невозможно применить и последствия самовольного переустройства, которые заключаются в их понуждении привести жилое помещение в первоначальное состояние.

Приборы отопления в квартирах — общее имущество?

Радиаторы входят в состав общего имущества многоквартирного дома, несмотря на то что находятся в квартирах, принадлежащих конкретным лицам. Данный вывод следует из п. 6 Правил содержания общего имущества (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Обратим внимание, что описание состава внутридомовой системы отопления законодатель вынес в отдельный пункт, в то время как описание внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения объединил в п. 5. Это сделано для того, чтобы обозначить специфику тепловой системы дома и отделить ее от других инженерных систем.

Так, в п. 5 Правил содержания общего имущества закрепляется, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. А в п. 6 законодатель указал, что в состав общего имущества включается и внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В отличие от п. 5, в п. 6 не обозначены первые отключающие устройства, первые запорно-регулировочные краны, то есть не указаны границы частей тепловой системы, что относится к общему имуществу дома и к индивидуальной собственности его жильцов.

Это обусловлено тем, что в отличие от систем водоснабжения, газоснабжения тепловая система дома едина для всего многоквартирного дома и предназначена не только для обогрева какого-либо помещения, но и для транспортировки тепла по всему многоквартирному дому, в том числе и в другие квартиры.

В судебной практике рассматривался вопрос о законности отнесения приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома. Решением ВС РФ от 22.09.2009 N ГКПИ09-725, оставленным без изменения Определением ВС РФ от 24.11.2009 N КАС09-547, п. 6 Правил содержания общего имущества в части отнесения находящихся в квартире собственника приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома признан не противоречащим действующему законодательству.

Итак, говоря о приборах отопления, находящихся в квартирах, мы имеем дело с общим имуществом многоквартирного дома. Как известно, общее имущество дома принадлежит всем собственникам на праве общей долевой собственности и, соответственно, его судьба определяется по решению общего собрания собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ). Однако в правоприменительной практике единообразия нет.

Иногда для того чтобы уяснить, что отопительные приборы относятся к общему или, наоборот, личному имуществу собственника квартиры, следует назначить строительно-техническую экспертизу, при которой эксперту ставятся такие вопросы:
— предназначены ли для обслуживания более одного помещения в данном доме обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, расположенные в (конкретной) квартире;
— как осуществляется обслуживание более одного помещения в данном доме обогревающими элементами, расположенными в квартире.

Ответы на эти вопросы эксперт должен давать исходя из технических особенностей взаимодействия обогревающих элементов в отдельной квартире с другими помещениями в данном доме.

Что должен знать председатель ТСЖ

Выявление квартир с самовольно установленными приборами отопления

Абсолютно логично и понятно желание собственников жилья улучшить свои условия проживания. Поскольку батареи находятся в квартирах собственников, многие считают их своим личным имуществом, поэтому заменяют их или увеличивают число их секций, что продиктовано физическим износом и недостаточным обеспечением квартиры теплом. При этом председателям ТСЖ жители дома очень часто задают вопросы, связанные с нарушением температурного режима в квартирах в течение отопительного сезона. Объем работы Госжилинспекции по жалобам граждан по причине отсутствия надлежащей температуры в квартирах в течение отопительного сезона также возрастает. В связи с этим председателям товариществ необходимо знать и своевременно принимать все меры по предотвращению конфликтных ситуаций с жильцами в связи с нарушением теплового баланса дома, а также выявлять те проблемные квартиры, в которых самовольно были установлены (заменены) радиаторы, для дальнейшей работы по восстановлению теплового баланса дома.

Обращение самого председателя ТСЖ в Госжилинспекцию с жалобой на гражданина не даст никакого толка. Административным кодексом предусмотрена ответственность гражданина — собственника помещения только за порчу жилых домов, жилых помещений, а равно порчу их оборудования, самовольные переустройство жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.21 КоАП РФ). Однако, как мы выяснили выше, при замене отопительных приборов положения жилищного законодательства о переоборудовании жилых помещений не применяются.

Более того, при обращении председателя ТСЖ в Госжилинспекцию может возникнуть риск проведения внеплановой проверки деятельности самого товарищества. Так, к ответственности может быть привлечена обслуживающая организация по ст. 7.22 КоАП РФ с наложением штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. Уплата штрафов означает дополнительную нагрузку на ТСЖ, а значит, и уменьшение средств, которые могли бы быть направлены на содержание и ремонт многоквартирного дома.

Во избежание привлечения самого ТСЖ к административной ответственности необходимо и самостоятельно выявлять проблемные квартиры и восстанавливать нарушенный тепловой баланс дома. Ежегодно в начале отопительного сезона осуществляется проверка правильного распределения теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации (п. 5.2.7 Правил эксплуатации жилфонда (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).

В рамках этой проверки можно выявить факты самовольной установки (замены), изменения конфигурации батарей в квартире, которые могут стать причиной изменения температурного режима в других жилых помещениях в течение отопительного сезона.

Из практики работы председателей некоторых ТСЖ следует, что при проведении подготовки к отопительному сезону теплоснабжающие организации проводят выборочное обследование квартир на предмет выявления самовольно установленных (замененных) радиаторов. При их обнаружении акт готовности дома к отопительному сезону не подписывается. Конечно, тепло в квартиры поступит с началом отопительного сезона, поскольку это является обязанностью теплоснабжающей организации, и пренебречь ею она не вправе. Однако неподписанный акт в дальнейшем снимает с теплоснабжающей организации всякую ответственность в случае нарушения качества подачи тепловой энергии из-за наличия батарей, установленных с нарушением проекта. Таким образом, теплоснабжающие организации отдают решение вопроса о восстановлении теплового баланса дома на откуп ТСЖ, а значит, оно остается единственным ответственным лицом при нарушении теплового баланса дома.

Как бы то ни было, Правила эксплуатации жилфонда четко закрепляют обязанность обслуживающей организации контролировать самовольное увеличение или замену отопительных приборов внутри квартир. Так, согласно п. 5.2.1 данного документа эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать в том числе ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Это значит, что у ТСЖ есть возможность провести демонтаж излишне установленных радиаторов в квартирах. Конечно, на практике с реализацией этого полномочия могут возникнуть трудности, поскольку ни один собственник не согласится на демонтаж батарей в своей квартире по доброй воле. Единственным способом решения данной проблемы является обращение в суд с иском о понуждении собственника жилья демонтировать излишне установленные секции батарей в связи с их самовольной установкой (нарушение порядка пользования общим имуществом). Напомним, что, поскольку батареи являются общим имуществом, решение об увеличении состава последнего принимается квалифицированным большинством голосов на общем собрании собственников жилья (ст. ст. 44, 46 ЖК РФ).

Информационная работа с жителями

Хотелось бы отметить, что председателям ТСЖ необходимо вести информационную работу с жителями дома. Как правило, многие жители совершенно не знают, куда им обращаться в случае необходимости заменить батареи в своей квартире, что делать и на что обращать внимание, и самостоятельно осуществляют демонтаж и последующий монтаж новых радиаторов, что впоследствии может привести к тепловой разбалансировке дома, нарушению прав и законных интересов своих соседей и в худшем случае к аварийной ситуации, отвечать за которую придется ТСЖ (п. 1.7.5 Правил эксплуатации жилфонда).

Пунктом 5.2.5 Правил эксплуатации жилфонда закрепляется полномочие обслуживающих организаций контролировать установку батарей: увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается. ТСЖ имеет право запретить установку (замену) отопительных приборов в квартире при их несоответствии предусмотренным проектом отопительным приборам. Исходя из этого, жители должны быть информированы о необходимости согласования с обслуживающей организацией (в нашем случае с ТСЖ) установки (замены) батарей в своей квартире.

Председателю в этой ситуации следует обратить внимание, что именно требуется согласовать собственнику помещения:
— замену «родных» батарей на радиаторы этого же вида (аналогичные установленным при строительстве дома);
— замену радиаторов на радиаторы другого вида (отличные от тех, что были предусмотрены проектом здания), в том числе с изменением конфигурации (количества секций) радиаторов;
— перенос батарей.

В первом случае собственник квартиры имеет право установить аналогичные предусмотренным проектом батареи без получения специального разрешения обслуживающей организации (ТСЖ). Тем не менее, на наш взгляд, ему стоит уточнить, какие именно батареи соответствуют проекту, и уведомить ТСЖ о замене батарей, чтобы в будущем избежать проблем, в том числе и аварийных ситуаций.

В двух следующих случаях председателю ТСЖ, не обладающему специальными техническими знаниями, при принятии решения о наличии технической возможности замены радиаторов на радиаторы другого вида (отличные от тех, что были предусмотрены проектом здания), в том числе с изменением конфигурации (количества секций) или при переносе батарей, следует воспользоваться помощью специалиста, который определит возможность установки тех или иных приборов. При этом представляется, что замена «родных» батарей на радиаторы этого же вида (аналогичные использованным при строительстве дома) возможна и без дополнительных консультаций с техническим специалистом, поскольку не меняется материал отопительных приборов, а соответственно, и нагрузка на тепловую систему дома.

Возникает вопрос об оплате услуг технического специалиста. За чей счет будет проведена экспертиза о соответствии отопительных приборов проекту и возможности их установки в квартире без ущерба для тепловой системы дома? Очевидно, что и в данном случае могут возникнуть конфликтные ситуации. Однако думается, что нести расходы должен собственник квартиры, в которой он собирается заменить батареи, поскольку именно он выступает с инициативой изменения отопительной системы всего дома.
Замена батарей с тем же количеством секций из материалов, отличных от материала «родных» батарей, или с увеличением их поверхности может привести к тому, что тепловая система дома, рассчитанная по проекту на определенную нагрузку, разбалансируется и температурная нагрузка будет неравномерно распределена на разные части здания (поквартирно), поэтому проведение технической экспертизы позволит в дальнейшем избежать многих проблем и судебных исков.

Как известно, лучше предотвратить возникновение конфликтной ситуации, чем разбираться в причинах ее возникновения постфактум. Превентивные меры, информационная работа председателей с жителями по различным вопросам жизнедеятельности дома, в том числе по поддержанию теплового баланса дома, будут хорошим подспорьем в обеспечении качественной эксплуатации многоквартирного дома и комфортного проживания в нем жильцов.

Здесь председатель может и должен выступить в качестве помощника и союзника, поскольку он также является собственником помещения в данном доме и его интересы по определению аналогичны интересам всех остальных собственников жилья — его соседей.

Автор: Е.В.Фомичева, юрисконсульт Фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ г. Нижнего Новгорода»
// «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, №1

Как заменить батареи отопления в квартире, не нарушив закона


Как показывает практика, большинство граждан меняет батареи отопления (отопительные приборы) в своих квартирах самостоятельно, никого не спрашивая и не уведомляя, и соответственно не получая на это каких-либо разрешений. Отчасти это происходит потому, что на этот счет среди граждан распространено заблуждение, что в своей квартире собственник вправе делать все, что ему заблагорассудиться. При этом, играет свою роль и элементарное нежелание обслуживающих многоквартирные дома организаций проводить периодические осмотры жилых помещений в многоквартирных домах. Все вместе это и приводит к сложившейся в общем ситуации. Тем не менее, разрешение на замену батарей отопления получать все-таки надо. А в некоторых случаях, замена батарей отопления вообще может оказаться переустройством жилого помещения, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В противном случае, самовольно заменившие отопительные приборы граждане, несут риск ответственности за свои действия. Какой? Это можно увидеть ниже. Но сначала поговорим о том, как соблюсти закон.

Согласно ч.1 ст.25 ЖК РФ, «Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения». (Далее все цитаты - курсивом). Таким образом, если в вашем техническом паспорте на квартиру отмечены батареи отопления, то их замена, не говоря уже о переносе на другое место, будет являться переустройством. А переустройство жилого помещения, согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, «проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения».

Для получения согласования в этом случае необходимо предоставить в местную администрацию следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;
  • технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
  • если квартира не в собственности, а в пользовании по договору соцнайма - то потребуются еще и согласия в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя);
  • если квартира является памятником архитектуры, истории или культуры или находится в доме, являющимся памятником архитектуры, истории или культуры, то потребуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через сорок пять дней со дня представления документов заявителем. Согласование является основанием проведения переустройства жилого помещения. Отказ в согласовании можно обжаловать в суд.

Завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Проведенное переустройство при отсутствии согласования будет являться самовольным, за что предусмотрены санкции. Статьей 7.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за самовольное переустройство - административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. При этом, собственник или наниматель квартиры, самовольно заменившие в своей квартире батареи отопления, обязаны будут привести все в прежнее состояние в установленный администрацией срок. Если же этого не произойдет, то суд по иску администрации может принять решение:

  • в отношении собственника квартиры - о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
  • в отношении нанимателя квартиры по договору социального найма - о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние – статья 29 Жилищного кодекса РФ.

Самовольное переустройство можно попытаться узаконить в суде – согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ, «на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью». Однако в этом случае все будет зависеть от заключения судебной технической экспертизы, которое совсем не обязательно будет в вашу пользу, так как существуют определенные технические нормы, нарушать которые нельзя.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой. Например, в Определении Верховного суда РФ от 24.11.2009г., N КАС09-547, Верховный суд указал, что «Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации)».

В решении от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725, Верховный суд указал, что «Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ)».

Все вышеизложенное, как я уже говорил, касается замены батарей отопления, в случае, если они отмечены в вашем техническом паспорте на квартиру, и таким образом, подпадают под понятие «переустройство».

Если же в вашем техническом паспорте на квартиру отсутствуют батареи отопления, то их замена не будет являться переустройством. Однако, не спешите радоваться - здесь тоже есть свои нюансы, и разрешение на замену батарей отопления получать все равно придется.

Согласно Постановлению Госстроя РФ №170 от 27.09.2003г. утвердившего Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, данные правила определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1.1. Правил, «настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности».

Согласно пункту 1.2. Правил, жилищный фонд определяется как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома и квартиры.

Согласно пункту 1.7.1. Правил, «Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения».

Согласно пунктов 5.2.5., 5.2.8 Правил, «Увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается». «При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования».

Как видите, для того, чтобы «просто» заменить в своей квартире свои батареи отопления, все равно необходимо разрешение управляющей организации. Причем, данными правилами, пунктом 3.1.1., управляющим организациям прямо предписано проводить в квартирах всех форм собственности периодические осмотры, чего, конечно на практике не происходит. «Инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях».

Согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., «Потребитель не вправе: в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом».

Однако, игнорирование управляющими организациями своих прямых обязанностей по осмотру квартир граждан на предмет состояния инженерного оборудования (тех самых отопительных приборов), а также нормативных актов гражданами, самовольно меняющими на свое усмотрение приборы отопления в своих квартирах, вовсе не означает, что указанные правовые нормы не работают. Работают, да еще как!

Для примера, я приведу интересный судебный акт – Апелляционное Определение Новосибирского областного суда от 13 мая 2014 г. по делу N 33-4199/2014г. Для тех, кто не понимает разницы между судами первой и второй (апелляционной) инстанций, скажу, что данный судебный акт по своей сути, есть образец разрешения конкретного спора для всех местных судов, и доводами, изложенными в нем, будут руководствоваться суды на местах.

Разбираемая в данном судебном акте ситуация сложилась в связи с тем, что проживающий в одной из квартир в многоквартирном доме гражданин, самовольно заменил в своей квартире батарею отопления: прибор конвекторного типа, на чугунный прибор отопления. Из-за превышения давления в системе отопления, замененная батарея, не рассчитанная на такое давление, лопнула, и вода залила нижестоящую квартиру, серьезно повредив там имущество. Пострадавшие жильцы обратились в суд с иском о компенсации ущерба к хозяину вышестоящей квартиры, который самовольно заменил батарею отопления, а также к управляющей компании, которая, по мнению истцов: «ненадлежащим образом осуществила техническое обслуживание инженерного внутридомового оборудования и подготовку его к зимнему периоду, что явилось причиной аварии и возникновения ущерба», считая их обоих виновниками произошедшего.

Возражая на иск, управляющая компания указала, что в произошедшем виновен гражданин, самовольно установивший чугунный радиатор, без внесения изменений в техническую документацию дома, предусматривающую конвекторное отопление, в которой давление не может превышать 10 кгс/см. кв.: «Причинение имущественного вреда истцу произошло по причине самовольной замены ответчиком прибора конвекторного типа на чугунный прибор отопления, а не по причине ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Управляющая компания несет ответственность за содержание только тех элементов системы отопления, которые входят в состав общего имущества. Управляющая компания не несет ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащего содержания имущества, принадлежащего собственникам помещений».

Возражая на иск, гражданин, самовольно заменивший в своей квартире прибор отопления, указал, что в произошедшем виновны работники управляющей организации, которые после получения телефонограммы с ОАО "НГТЭ" о работах на ЦТП-10, о том, что будут проведены гидравлические испытания, не закрыли задвижки трубопровода на входе и выходе из системы отопления дома, и в результате этого в системе произошел гидроудар, повлекший выход из строя его батареи отопления. Также, по мнению гражданина, самовольно заменившего в своей квартире прибор отопления, в произошедшем виновен производитель замененной батареи отопления – Челябинский завод, так как: «событие произошло в пределах службы изделия и очевидным является предположение о том, что причиной ущерба стал скрытый дефект, выявившийся в процессе эксплуатации».

Рассмотрев спор, суд пришел к следующим выводам:

1. Причина затопления - течь прибора отопления.

2. Управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, а следовательно исходя из общих требований закона и представленной копии договора управления многоквартирным домом следует, что управляющая организация, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные и жилищные услуги надлежащего качества, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управляющая организация обязана была на время проведения гидравлических испытаний перекрыть трубопроводы задвижками, которые после окончания работ, открыть. Кроме того, управляющая организация обязана была проводить регулярные осмотры квартир, на предмет обследования состояния отопительных приборов. В результате управляющая компания оказала услугу ненадлежащего качества, в связи с чем, суд определил степень ее вины в произошедшем размере 85%.

«Согласно Правил эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства от 27 сентября 2003 г. N 170, п. 3.1.1 которых установлено, что инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях. В соответствии с п. 5.2.5 увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается; п. 5.2.8 при ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования».

«При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апеллянта о неправильном применение пунктов 3.1.1, 5.2.5 и 5.2.8 вышеуказанных Правил, поскольку они регулируют порядок периодических осмотров отопительных приборов и др. в целом, а не только входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Как правильно указал суд первой инстанции, из общего смысла Правил следует, что инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны производить периодические осмотры жилых помещений, санитарно-технического оборудования, в том числе и отопительных приборов, давать разрешение на увеличение поверхности или количества отопительных приборов».

3. Причинение ущерба произошло ввиду разрыва отопительного прибора, который был самовольно установлен гражданином без получения соответствующего разрешения из-за бесконтрольности со стороны обслуживающей организации – Управляющей компании относительно того, какого типа санитарно-техническое оборудование, в частности отопительные приборы, установлены в квартирах жильцов обслуживаемого ими дома (вследствие невыполнения возложенных на управляющую компанию законом обязанностей).

Суд определил степень вины гражданина, самовольно заменившего в своей квартире прибор отопления, в произошедшем, в размере 15%.

«Устанавливая степень вины гражданина в причинении ущерба истцам в размере 15%, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что самовольная замена им прибора конвекторного типа на чугунный прибор отопления с допустимым давлением 0,6 МПа, является причиной того, что подача допустимого давления 10 кгс/кв. см при имеющемся типе отопления в многоквартирном доме, привело к разрыву отопительного прибора, установленного с нарушением технических условий. При этом суд исходил из того, что собственник. самовольно произвел замену прибора отопления на чугунные типа М 140, предел прочности которых, как следует из п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, давление во внутридомовой системе отопления: с чугунными радиаторами - не более 0,6 МПа.».

«Возлагая на гражданина обязанность нести ответственность за причиненный ущерб, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о неисполнении им своих обязанностей собственника несения бремени содержания жилья, надлежащим образом, установив при этом, что обогревающий элемент, разрыв которого имел место 17 ноября 2011 года, является его личным имуществом. Устанавливая прибор отопления чугунного типа вместо конвекторного, гражданин обязан был проявить должную осмотрительность и удостовериться в безопасности данного прибора при имеющейся в многоквартирном доме системе отопления».

Как видите, суд однозначно указывает на гражданина, самовольно заменившего батарею отопления как на одного из виновников причинения гражданам имущественного вреда в результате затопления квартиры. И пускай вас не обнадеживает невысокий процент его вины, определенный в данном случае судом – разбираемая ситуация достаточно специфична, и поэтому не факт, что в вашем случае причиной течи батареи отопления будут, в том числе, неквалифицированные действия сотрудников управляющей организации. Единственным виновным в затоплении соседей можете оказаться только вы, и последствия легкомысленного отношения к проблеме в виде самовольной замены батарей отопления может обойтись вам весьма дорого.

Основные способы замены батарей в отопительный сезон

В 2019 году эксперты советуют производить замену батарей летом. Однако потребность в обновлении системы отопления может возникнуть вне зависимости от сезона. В этом случае мерзнуть не стоит. Необходимо разобраться, можно ли менять батареи в квартире в отопительный сезон.

Основания для замены батарей и труб в отопительный сезон

В действующем законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие производить замену батарей в отопительный сезон. Не приводятся и основания, дающие возможность осуществить действия. Потребность в замене радиаторов отопления возникает из-за следующих причин:

  • возникла протечка;
  • в квартире холодно;
  • человек хочет поменять батареи на новые.

Проще, если от общей системы радиатор отделён кранами, позволяющими перекрыть воду и фактически отключить намеченную для замены секцию от системы отопления. В результате можно делать с ней, что угодно.

Сложнее обстоит ситуация, когда перекрытие отсутствует. Придётся перекрывать стояк. Для этого потребуется получить разрешение в управляющей компании.

Важно! Организация обязана соблюдать положение Правительства РФ №354. В нём отражается допустимая продолжительность перерыва отопления.

По закону, срок прекращения подачи отопления составляет:

Если вышеуказанный период превышен, размер коммунальной платы снижается на 0,15 %.

Управляющие компании неохотно соглашаются давать разрешение на перекрытие стояков. Причём учреждения одобряют заявки, если работу будут выполнять их сантехники. В ином случае гражданину может быть предложено собрать подписи с жильцов, подтверждающих, что они не против временного отключения отопления. Это довольно сложно.

Поэтому, если человек хочет заменить трубы во время отопительного сезона, он должен быть готов к дополнительным затратам, поскольку сантехники управляющих компаний берут на порядок выше, чем специалисты, не относящиеся к организации.

Пошаговая инструкция

Если человек хочет заменить батарею или трубы системы отопления в квартире, рекомендуется придерживаться пошаговой инструкции. Это позволит снизить риск возникновения ошибок. Важно соблюдать схему:

  1. Происходит согласование работ с коммунальными службами. Выполнять процедуру без их разрешения можно только в том случае, если не произойдет перебоя с подачей отопления в другие квартиры.
  2. Если получено разрешение, осуществляется вызов сантехника. Он демонтирует старые, а затем установит новые радиаторы.
  3. Проводят испытания. Если отопление работает, система запускается в эксплуатацию.
  4. Важно действовать оперативно. Перебои в подаче отопления на длительный срок недопустимы. Период, в течение которого необходимо выполнить работу, варьируется от 4 до 16 часов и зависит от температуры в квартирах. На более длительный срок управляющая компания не разрешит отключать отопление. Сантехнику хватает около 1-2 часов, чтобы выполнить все работы.

Куда обращаться

Изначально необходимо получить разрешение на замену батарей. Для этого в ЖЭК пишется заявление. Дополнительно предстоит предоставить сертификаты соответствия на радиаторы и комплектующие.

Обратите внимание! Если будет происходить замена батарей на конструкции, влекущие увеличение площади нагрева, представители управляющей компании могут потребовать выполнение экспертизы, чтобы понять, как изменится тепловой баланс здания.

Аналогичная процедура осуществляется и в случае, если проводится капитальный ремонт в квартире и осуществляется изменение конфигурации трубопровода. Выполнять работы нужно, соблюдая нормы коммунального законодательства. В иной ситуации они могут быть признаны нарушением.

Стоимость

Замена батарей в квартире в отопительный сезон требует значительно больших затрат. На стоимость процедуры влияют:

  • регион, в котором находится помещение;
  • учреждение, которое будет заниматься заменой батарей;
  • используемое оборудование.

В городах федерального значения стоимость услуг значительно выше. Сантехники частных компаний просят около 5000 руб.

Однако управляющая компания даст разрешение, если процедурой замены будет заниматься ее специалист. Из-за присутствия монополии на услугу сантехники завышают цены. В результате сотрудники управляющей компании просят 8000 руб.

Ряд организаций предлагают произвести процедуру замены, не отключая весь подъезд от отопления. Для этого используются агрегат по заморозке труб. Это довольно массивный и дорогостоящий инструмент. Он приведет к увеличению стоимости ещё минимум на 1000 руб. При этом существует риск, что стояк замёрзнет у соседней квартиры. Это может стать поводом для подачи жалобы и последующего разбирательства.

Важно! Отключение и слив стояка также требует внесения платы. Цена зависит от региона и варьируется от 300 до 3000 руб. за 1 час отключения. Работу проводят сразу несколько сотрудников.

Образцы документов

Как уже говорилось ранее, гражданину придётся написать заявление в ЖЭК. Форма документа в действующем законодательстве не установлена. Поэтому допустимо написание заявки произвольно. Однако важно соблюдать общепринятые принципы делопроизводства. Эксперты советуют отразить в документе следующую информацию:

  • сведения об организации, в адрес которой направляется обращение;
  • личные данные заявителя и адрес проживания;
  • название документа;
  • изложение особенностей ситуации;
  • просьба, выдвигаемая в адрес учреждения;
  • дата составления документа и подпись.

Допустимо оформление бумаги от руки. Подпись проставляется от руки. Получив обращение, представители уполномоченного органа обязаны дать ответ. Если решение положительное, допустимо отключение отопления.

Можно ли самостоятельно заменить

Разбираясь, как поменять батарею отопления самому, человек выяснит, что в действующем законодательстве отсутствует запрет на осуществление действия. Если перекрывать стояк для всех квартир не нужно, человек имеет право выполнить процедуру без обращения в уполномоченные органы. Ситуация меняется, когда для замены батарей придётся лишить тепла жителей других помещений.

Перекрывать стояки имеют право только представители управляющей компании. Лучше воспользоваться услугами специалистов организации. Сантехники управляющей компании лучше знают особенности инженерных коммуникаций в доме, расположение кранов. В результате специалисты смогут быстрее произвести замену. Причём иногда заявку одобряют лишь в том случае, если замену будет производить сантехник управляющей компании.

Заключение

В действующем законодательстве отсутствует запрет, препятствующий замене батарей в отопительный сезон. Однако согласовывать отключение отопления во всём доме придётся с управляющей компанией. Необходимо получить ее разрешение.

Замена радиаторов зимой и осенью будет стоить значительно дороже, чем в другое время года. Причём управляющие компании соглашаются одобрять заявления на выполнение процедуры лишь в случае, если работу будет производить их сантехник. Монополизация услуги позволяет управляющим компаниям диктовать цены.

Подскажите в ситуации с соседями, они хотят менять батареи.

Министерство регионального развития Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу состава общего имущества и сообщает.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Читайте также: