Сколько легкоплавких пробок устанавливается на паровом котле

Обновлено: 18.05.2024

Указательная арматура вспомогательных котлов

К указательной арматуре относятся манометры, термометры, водоуказательные приборы, контрольные краны и легкоплавкие пробки.

Манометры служат для показания избыточного давления в котле, т. е. давления выше атмосферного. Манометр показывает избыточное давление в кГ/см 2 . Избыточное давление обозначается индексом ати. Абсолютное давление равно избыточному плюс атмосферное (показание барометра) и обозначается индексом ата (например 8 ати+1 атм = 9 ата). Устанавливаются манометры на барабане котла в районе парового пространства и у пульта управления котлоагрегатом.

Термометры устанавливаются на котлах, имеющих пароперегреватели. По своей конструкции котельные термометры обычно не отличаются от распространенных в технике ртутных термометров.

Водоуказательные приборы служат для контроля уровня воды в котле. В зависимости от формы стекла водоуказательные приборы подразделяются на цилиндрические и плоские. Более широкое применение получили плоские приборы со стеклом Клингера.

Прибор, Клингера показан на рис. 102, а. Основой прибора является бронзовый призматический корпус 3, в гнездо которого вставляется на тонкой клингеритовой прокладке плоское стекло 1. Болтами 4 стекло плотно прижимается к корпусу бронзовой крышки 2. При помощи кранов 5 и 6 водоуказательный прибор можно отсоединить от котла (в случае замены стекла, замены прокладок или какого-либо другого ремонта).

Для проверки исправности водоуказательного прибора и очистки стекла от грязи его периодически необходимо продувать. Если открыть краны 6 и 7, продувка стекла будет осуществляться водой, а при открытых кранах 5, 6 и 7 — паром и водой. На корпусе прибора укрепляются стрелки — указатели высшего и низшего уровня воды в котле. На задней стороне стекла, для лучшей видимости уровня воды, сделаны продольные канавки. Рифленая поверхность преломляет лучи таким образом, что часть стекла, заполненная водой, кажется темной, а паром — светлой.

Водоуказательный прибор с цилиндрическим стеклом представлен на рис. 102,6. Он состоит из верхней и нижней бронзовых оправ 8. Оправы изготовлены заодно с корпусами кранов 9, с помощью которых сообщены соответственно с паровым и водяным пространством котла. Сальниковое устройство 10 уплотняет концы цилиндрического стекла в оправах. Для уплотнения используют асбестовый шнур. Пробка 11 нужна для удобства замены стекла, а пробки 12 — для прочистки каналов. Цилиндрические стекла имеют длину 300—400 мм, диаметр 12—30 мм, толщина стенки 3 мм.

Водоуказательные приборы

Сниженный указатель уровня воды устанавливают в том случае, когда верхний барабан котла расположен на значительной высоте. Его схема приведена на рис. 103. Уровень воды в трубке 7 практически соответствует уровню воды в барабане котла. Уровень воды а в трубке 12 постоянен вследствие конденсации пара, поступающего в конденсатор 11 через трубопровод и клапан 8. Гидростатическое давление от разности уровней в трубках 12 и 7 через грязевики 3 и 13 передается в V-образную трубку 1, в одной из ветвей 15 которой (сниженного указателя) уровень будет изменяться в соответствии с изменением его в барабане котла.

Сниженный указатель уровня

Для лучшей видимости уровня в V-образную трубку 1 наливают тяжелую цветную жидкость, не смешивающуюся с водой. В качестве тяжелой жидкости применяют четыреххлористый углерод (СС14) с удельным весом 1,594, подкрашенный Суданом III (C22H16ON4), придающим ему красный цвет. Место расположения указателя не влияет на его работу. Тяжелую жидкость заливают через отверстие 17, затем систему заполняют дистиллятом через пробку 14, удаляя воздух через пробку 9. На период открытия клапанов 8 и 5 перекрываются клапаны на трубках 12 и 4 (клапаны на рисунке не указаны). Уровень в приборе подгоняют к уровню воды в котле путем спуска части тяжелой жидкости через пробку 16. В случае продувки грязевиков 3 и 13 прибор должен быть отсоединен от них.

Контрольные краны служат для определения уровня воды в котле на случай выхода из строя водоуказательного прибора. По требованиям Регистра один кран устанавливается на наинизшем, другой на наивысшем уровне воды. Конструкция контрольного крана аналогична воздушному крану (см. рис. 101,б).

Легкоплавкие пробки применяются на некоторых огнетрубных котлах, как предупредительное средство при упуске воды. Внутренняя полость пробки 3 (рис. 104, а) заливается легкоплавким сплавом 2 из свинца и сурьмы. Температура плавления сплава 200—250° С. Пробка ввинчивается в тело огневой коробки 1. В случае, если легкоплавкий металл выплавится, подачу топлива нужно прекратить, пар из котла необходимо стравить в атмосферу. Вновь котел вводится в эксплуатацию только после тщательного осмотра и замены выплавленной пробки.

Предохранительные устройства

Предохранительные клапаны. Каждый котел рассчитан на определенное рабочее давление. В целях обеспечения безопасности обслуживающего персонала, по требованию Регистра, на паровых котлах с поверхностью нагрева менее 10 м 2 устанавливается один предохранительный клапан, а у котлов, имеющих поверхность нагрева более 10 м 2 ,—два клапана, смонтированных в одном корпусе. Предохранительный клапан стравливает пар в атмосферу при повышении давления в котле на 0,2—0,3 кГ/см 2 выше установленного.

На вспомогательных котлах применяется конструкция предохранительного клапана, представленная на рис. 104, б. Нажимной гайкой 4 регулируется натяжение пружины 5. Один из отрегулированных на рабочее давление предохранительных клапанов пломбируется инспектором Регистра, а второй может быть использован обслуживающим персоналом на случай необходимости понизить рабочее давление в процессе эксплуатации котла. Подрыв клапана осуществляется поворотом рычага 6, упирающегося в буртик втулки 7.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Отбор пара осуществляется через сухопарник 5, на входе в который установлены сепарирующие устройства. Кроме штуцера, для отвода пара на сухопарнике устанавливают предохранительные клапаны. В верхней части жаровой трубы над колосниковой решеткой или над объемом топки установлена легкоплавкая пробка . При снижении уровня воды ниже допустимого положения пробка расплавляется и очаг горения в топке гасится пароводяной смесью.  [31]

Водоуказательные стекла, водопробные краны, паровой запорный вентиль, предохранительные клапаны, спускные ( продувочные) вентили, легкоплавкая пробка .  [32]

Сигнализатор предельных уровней воды в котле был неисправен. Легкоплавкие пробки выплавлены и вырваны из стенки барабана.  [33]

Затем место расположения предохранительных пробок в котлах ДКВ, а затем в ДКВР было перенесено в зону наибольшего обогрева по нижней образующей надтопочной части верхнего барабана. В первом случае предполагалось предотвратить повреждение котла только от небольшого упуска воды, а во втором - и от глубокого упуска воды и от перегрева стенки барабана в случае отложения в нем накипи, шлама и других загрязнений при грубых нарушениях водоподготовки и контроля за качеством питательной воды. Следовательно, легкоплавкие пробки целесообразно устанавливать либо в тех и других местах, либо уже в зоне присоединения к барабану экранных труб.  [34]

Концы труб развальцованы в стальной трубной решетке, закрытой снаружи литой чугунной крышкой с внутренними перегородками. По трубкам проходит вода, совершая четыре хода. Трубы размещают в верхней части кожуха, а нижнюю используют в качестве ресивера для жидкого холодильного агента. Вместо предохранительного клапана в стенку кожуха ввепнута легкоплавкая пробка . При температуре 70 С она расплавляется и кожух соединяется с атмосферой; этим исключается опасное повышение давления.  [35]

Концы труб развальцованы в стальной трубной решетке, закрытой снаружи литой чугунной крышкой с внутренними перегородками. По трубкам проходит вода, совершая четыре хода. Трубы размещают в верхней части кожуха, а нижнюю используют в качестве ресивера для жидкого холодильного агента. Вместо предохранительного клапана в стенку кожуха ввеонута легкоплавкая пробка . При температуре 70 С она расплавляется и кожух соединяется с атмосферой; этим исключается опасное повышение давления.  [36]

Во время работы котла кочегар заметил, что работающий шгжектор плохо подает воду в котел. Приведя в исправное состояние работавший инжектор, механик, зная, что воды в водоуказательной колонке не было, не выявив глубину упуска воды, подкачал воду в котел и распорядился вновь растопить его. Когда же через двое суток котел остановили па чистку, была обнаружена течь в топке и выпучпна потолка огневой камеры, явившиеся результатом упуска воды в период неисправной работы инжектора. При расследовании причин повреждения котла установлено, что легкоплавкая пробка покрыта накипью п не проверялась в течение 2 5 лет.  [37]

Механик пефтебазы установил, нто п второй инжектор неисправен и приказал потушить котел, тем более, что к этому времени произошел упуск воды. Приведя в исправное состояние работавший инжектор, механик, зная, что воды в водоуказательной колонке не было, не выявив глубину упуска воды, подкачал воду в котел и распорядился вновь растопить его. Когда же через двое суток котел остановили на чистку, была обнаружена течь в топке и выпучпна потолка огневой камеры, явившиеся результатом упуска воды в период неисправной работы инжектора. При расследовании причин повреждения котла установлено, что легкоплавкая пробка покрыта накипью и не проверялась в течение 2 5 лет.  [38]

Особенно ценны эти металлы для создания легкоплавких сплавов, так как они образуют эвтектики с другими металлами, сильно понижая их температуру плавления. Сплав Вуда содержит 50 % Bi; 25 % Pb, 13 % Sn и 12 % Cd и плавится при температуре 68 - 70 С. Сплав Л-47 содержит 45 % Bi, 23 % Pb, 8 % Sn, 5 % Cd и 19 % In; его температура плавления 47 С. Легкоплавкие сплавы необходимы для создания предохранительных систем ( легкоплавкие пробки ) и могут быть использованы как припои.  [39]

Концы труб развальцованы в трубной доске. В стенку кожуха ввернута легкоплавкая пробка . К конденсатору приварены лапы, которыми он опирается на фундамент агрегата. Жидкость отводится из сборника по трубке. Сверху на конденсаторе устанавливают компрессор и электродвигатель. Нижняя часть кожуха служит для хранения запаса холодильного агента.  [40]

Во время работы котла кочегар заметил, что работающий инжектор плохо подает воду в котел. Механик нефтебазы установил, ято и второй инжектор неисправен и приказал потушить котел, тем более, что к этому времени произошел упуск воды. Приведя в исправное состояние работавший инжектор, механик, зная, что воды в водоуказательной колонке не было, не выявив глубину упуска воды, подкачал воду в котел и распорядился вновь растопить его. Когда же через двое суток котел остановили на чистку, была обнаружена течь в топке и выпучпна потолка огневой камеры, явившиеся результатом упуска воды в период неисправной работы инжектора. При расследовании причин повреждения котла установлено, что легкоплавкая пробка покрыта накипью и не проверялась в течение 2 5 лет.  [41]

Во время работы котла кочегар заметил, что работающий инжектор плохо подает воду в котел. Механик нефтебазы установил, что и второй инжектор неисправен и приказал потушить котел, тем более, что к этому времени произошел упуск воды. Приведя в исправное состояние работающий инжектор, механик, зная, что воды в водоуказательной колонке не было, не выявив глубину упуска воды, подкачал воду в котел и распорядился вновь растопить его. Когда же через двое суток котел остановили на чистку, была обнаружена течь в топке и выпучина потолка огневой камеры, явившиеся результатом упуска воды в период неисправной работы инжектора. При расследовании причин повреждения котла установлено, что легкоплавкая пробка покрыта накипью и не проверялась в течение 2 5 лет.  [42]

Во время работы котла кочегар заметил, что работающий инжектор плохо подает воду в котел. Механик нефтебазы установил, что и второй инжектор неисправен и приказал потушить котел, тем более, что к этому времени произошел упуск воды. Приведя в исправное состояние работающий инжектор, механик, зная, что воды в водоуказательнои колонке не было, не выявив глубину упуска воды, подкачал воду в котел и распорядился вновь растопить его. Когда же через двое суток котел остановили на чистку, была обнаружена течь в топке и выпучина потолка огневой камеры, явившиеся результатом упуска воды в период неисправной работы инжектора. При расследовании причин повреждения котла установлено, что легкоплавкая пробка покрыта накипью и не проверялась в течение 2 5 лет.  [43]

Трубы размещаются в верхней и средней частях кожуха. Нижняя его часть используется в качестве ресивера. На рис. 87, а показан кожухозмеевиковый фреоновый конденсатор с навитыми ребрами и заваренным кожухом, а на рис. 87, б - конденсатор с накатанными ребрами и отъемной чугунной крышкой. Кожух конденсатора выполнен из стальной цельнотянутой трубы. Теплопередающей поверхностью являются 14 медных труб с ребрами трапецеидального сечения. Концы труб развальцованы в трубной доске. В стенку кожуха ввернута легкоплавкая пробка , которая при t70 С расплавляется и соединяет конденсатор с атмосферой.  [44]

В некоторых странах применяют алюминиевые баллоны, которые дороже стальных. Их преимущества - более привлекательный внешний вид, облегченность конструкции, что значительно упрощает обслуживание. Благодаря небольшой массе алюминиевые баллоны пользуются повышенным спросом в местах отдыха. Их используют при путешествиях на лодках, для заправки воздушных шаров, а также для снабжения топливом автопогрузчиков. Однако металлический алюминий легко растворяется водными растворами щелочей, поэтому на газонаполнительной станции необходимо соблюдать ряд предосторожностей, прежде всего тщательно следить за тем, чтобы в СНГ полностью отсутствовали щелочи и их соединения, которые применялись для демеркаптанизации СНГ при их производстве. Так как температура плавления алюминия ( 660 С) значительно ниже, чем у стали ( 1530 С), то предел прочности алюминия на растяжение резко снижается при нагреве его до 250 С. В связи с этим для предотвращения взрыва при попадании в зону огня алюминиевые баллоны помимо клапана безопасности иногда оборудуют легкоплавкой пробкой .  [45]

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

По ГОСТ предусмотрены легкоплавкие пробки , которые имеют деталь 2, выпадающую при расплавлении заливки. Применяются пробки размерами rf 34, 37, 40, 43, 46 мм. Первый размер применяется для новых паровозов, а остальные-для ремонта при увеличенных отверстиях.  [3]

В стенку кожуха ввернута легкоплавкая пробка со сквозным сверлением, заполненным сплавом, состоящим из 50 % висмута, 13 3 % олова, 26 7 % свинца, 10 % кадмия. При температуре 70 сердечник пробки расплавляется и кожух соединяется с атмосферой. Нижняя, свободная от трубок часть кожуха служит в качестве ресивера.  [4]

В верхней части воздухосборника устанавливается легкоплавкая пробка .  [5]

Под воздействием тепла от очага пожара легкоплавкие пробки , закрывающие спринклеры, вскрываются, и вода тушит огонь.  [7]

Предохранительной камерой с поплавковым клапаном и легкоплавкой пробкой снабжают все проточные водонагреватели, предназначенные для получения горячей воды при температурах, блиаких к кипению.  [9]

В последних образцах описанная защита заменяется легкоплавкой пробкой одноразового действия . В этом случае после расплавления пробки жидкость выбрасывается из рабочей полости и валы разъединяются. Отверстие размещено на кожухе так, чтобы полностью заполнить гидромуфту было невозможно.  [10]

Для какой цели установлены в локомобильном котле легкоплавкие пробки .  [11]

Легкоплавкие сплавы необходимы для создания предохранительных систем ( легкоплавкие пробки ) и могут быть использованы как припои.  [12]

По нижней образующей верхних барабанов всех котлов устанавливаются две легкоплавкие пробки , предназначенные для предупреждения перегрева стенок барабана под давлением. Сплав металла, которым заливают пробки, начинает плавиться при упуске воды из барабана и повышении температуры его стенки до 280 - 320 С. Шум пароводяной смеси, выходящий через образующееся в пробке отверстие при расплавлении сплава, является сигналом персоналу для принятия экстренных мер к останову котла. Колебания температуры плавления сплава допускаются в пределах 240 - 310 С.  [13]

По отдельным заказам завод не изготовляет и не поставляет легкоплавкие пробки . Изготовление и перезаливку пробок должен осуществлять заказчик. Технические требования на изготовление пробок и свинцово-оловянистый сплав приведены в заводской инструкции по котлам и прилагаемых чертежах на пробки.  [14]

По нижней образующей верхних барабанов всех котлов устанавливаются две легкоплавкие пробки , предназначенные для предупреждения перегрева стенок барабана под давлением. Сплав металла, которым заливают пробки, начинает плавиться при упуске воды из барабана и повышении температуры его стенки до 280 - 320 С. Шум пароводяной смеси, выходящий через образующееся в пробке отверстие при расплавлении сплава, является сигналом персоналу для принятия экстренных мер к останову котла.  [15]

Котлы ДКВР-10-13

Двухбарабанный котёл вертикально-водотрубный реконструированный, паровой. Производительностью 10 т/ч, избыточное давление пара 1,3 МПа (13 кгс/см 2 . Котёл типа Е- с естественной циркуляцией воды.

Техническая характеристика котлов ДКВР-10-13 указана ранее, в общей технической характеристике котлов типа ДКВР.


Паровой котёл ДКВР -10-13, в сравнении с конструкциями котлов ДКВР мень­шей паропроизводительности, имеет следующие отличия:

- в котле ДКВР 10-13 поднят нижний барабан, под который сделан доступ обслуживающего персонала;

- котёл имеет дополнительно фронтовой и задний экраны, соответственно имеет фронтовой и задний коллекторы;

- задний коллектор расположен под передней частью нижнего барабана, снизу;

- фронтовой коллектор расположен на фронтовой части передней стенки котла, то-есть выведен из топки. Опускные необогреваемые трубы, питающие водой фронтовой коллектор из верхнего барабана, расположены в обмуровке.

- топка котлов ДКВР-10-13 экранирована с 4-х сторон экранными трубами;

- в конвективном пучке котлов ДКВР-10-13 обе перегородки, делящие пучок на 1 -й и 2-й газоходы, выполнены из жаропрочного чугуна.

В отличие от котлов меньшей производительности у котла ДКВР-10-13 нижний барабан поднят, под него обеспечен доступ обслуживающему персоналу. Барабаны соединены между собой трубами конвективного пучка. Трубы кре­пятся к барабанам вальцовкой, чтобы обеспечить герметичность соединения трубы с барабаном, не разрушая структуры и не снижая прочность стенки барабана.

Каждый коллектор и нижний барабан котла имеют продувочные трубопроводы периодической продувки с двумя вентилями (фланцевые вентили).


Основные элементы парового котла ДКВр-10-13

1. Верхний барабан; 2. Опускные и подъёмные трубы конвективного пучка; 3. Нижний барабан; 4. Перепускные трубы (3 шт.); 5. Коллектор заднего эк­рана; 6. Трубы заднего экрана; 7. Опускные (необогреваемые) трубы; 8. Перепускная труба бокового экрана; 9. Коллектор бокового экрана; 10. Экранные трубы;

11. Опускные трубы фронтового экрана; 12. Фронтовой коллектор; 13. Подъёмные трубы фронтового экрана; 14. Лаз; 15. Указа­тель уровня воды (2 шт.); 16. манометр котла; 17. Воздушник; 18. Ввод химреагентов (в т. ч. моющих химреагентов); 19. Вводы питательной воды (рабочий и резервный);

20. Главный парозапорный вентиль или задвижка; 21. Предохранительные клапаны (пружинные клапаны - 2 шт.); 22. Паропровод собственных нужд котла; 23. Общий паропровод собственных нужд; 24. Центральный обдувочный аппарат; 25. Обмуровка; 26. Торкрет; 27. Легко­плавкие пробки); 28. Непрерывная продувка; 29. Периодическая продувка; 30. Трубопровод для спуска воды из котла; 31. Паропровод подачи пара на прогрев нижнего барабана.

Топка полностью экранирована, разделена стенкой из шамотного кирпича на собственно топку и камеру догорания. Камера дого­рания уменьшает потери тепла с уходящими дымовыми газами и исключает хим. недожог, а так же предотвращает затягивание факела в конвективный пу­чок. Между первым и вторым рядом конвективного пучка установлена шамот­ная перегородка, отделяющая конвективный газоход от камеры догорания.

В конвективном газоходе установлена чугунная перегородка, организующая го­ризонтальный разворот дымовых газов, что способствует большей отдаче тепла дымовых газов конвективным поверхностям нагрева. Обмуровка котла - тяже­лая. С фронта котла установлены две газомазутные горелки «ГМГ». Для обдув­ки труб конвективного пучка на задней стенке котла установлен обдувочный аппарат.

Барабаны котлов выполнены из мало-углеродистой низко-легированной стали марки 16 ГС: - 0,16 % углерода, марганца и кремния - менее одного процента. Коллекторы выполнены диаметром -219 мм. Опускные необогреваемые трубы во фронтовой части котла - 179 мм, перепускные трубы - 76 мм.

Схема движения дымовых газов в котлах ДКВр - 10-13. Дымовые газы, образующиеся в топке котла при сгорании топлива, отдают часть тепла экранным трубам, и через специально выполненное окно, расположенное в ле­вой части задней стенке топки поступают в камеру догорания.В камере догорания дымовые газы движутся с права на лево, огибают первую перего­родку конвективного пучка и поступают в первый газоход конвективного пучка.




В первом газоходе дымовые газы движутся с лева на право, поперечным потоком омывают трубы, отдают им своё тепло с меньшей температурой поступают во второй газоход конвективного пучка (см. схем 4 движения дымовых газов). Во втором газоходе конвективного пучка дымовые газы движутся с права на лево, поперечным потоком омывают трубы и отдав им своё тепло, с расчётной температу­рой выходят из котла через окно, выполненное в верхней левой части задней стенки котла. Из котла дымовые газы по газоходу направляются в экономайзер.

Для очистки наружных поверхностей труб конвективного пучка от сажи и других отложений при работе котла на мазуте предусмотрен специальный обдувочный при­бор (стационарное обдувочное устройство). Через заднюю стенку обмуровки вдоль осей барабанов через трубы конвективного пучка проходит вращающаяся обдувочная труба (из нержавеющей стали), имеющая ряд отверстий с соплами для выхода пара. Передний конец трубы входит во втулку, приваренную к одной из централыгых труб второго ряда конвективного пучка. Вращают трубу вручную при помощи маховика и стальной цепи. Кроме того, имеются переносные обдувочные приборы.

Обдувку труб конвективного пучка при работе котла на мазуте производят паром или воздухом давлением 0,7-1,0 МПа (7-10 кгс/см ).

Обдувка производится в сроки, указанные в местной инструкции, а также при по­вышение температуры отходящих дымовых газов.

Предохранительные клапаны. Назначение, места установок, порядок проверки. Требования Правил к предохранительным клапанам

Предохранительные клапаны служат для предотвращения разрушения котлов и сосудов при превышении рабочего давления. Они делятся на грузовые, пружинные и импульсные.

Рычажный клапан (см.рис.7) имеет рычаг с грузом, под действием которого он закрывается. При нормальном давлении в котле этот груз прижимает клапанную тарелку к седлу, то есть давление пара и груза на клапан уравновешенные. При повышении давления клапан поднимается, излишек давления удаляется в атмосферу, а клапан под действием массы груза опускается на седло. Подвешивание дополнительного груза на рычаг или заклинивание клапана с целью устранения неплотности не допускается. Они выпускаются одногрузовыми с Ду = 25,32,40,80,100 мм и двухгрузовыми с Ду = 80,100,125,150,200 мм. Регулирование клапанов проводится путем передвижения груза по рычагу.


Рис. 7. Рычажно-грузовые предо-хранительные клапана:

2 - крышка корпуса

4 - седло клапана

9 - ограничительная скоба

10 - стопорные болты

В пружинных клапанах (см.рис.8б) давление в аппаратах уравновешивается силой сжатия пружины. Эти клапаны используются на ресиверах, передвижных котлах, а в последнее время их начали использовать для установки на котлах типа Е и ДЕ. Они выпускаются с ДУ = 25,40,50,80,100 мм.


Рис.8. Предохранительные клапаны:

а - грузовой:

2 - рычаг с грузом

6 - седло клапана

б - пружинный клапан:

5 - направляющая втулка

7 - регулировочный винт.

Импульсные клапаны устанавливаются на паровых котлах с рабочим давлением более 39 кгс/см 2 (3,9 мПа).

На каждом паровом и водогрейном котле и экономайзере, который отключается по рабочей среде и пароперегревателе должно быть установлено не менее двух клапанов. Один из них – контрольный – должен быть в металлическом кожухе, закрыт на замок или опломбирован и иметь устройство его подрыва, а второй – рабочий.

Предохранительные клапаны паровых котлов регулируют на начало открывания при давлении, которое не превышает следующих величин:

Номинальное избыточное давление Давление начала открывания клапана, кгс/см 2
кгс/см 2 контрольный рабочий
До 13 кгс/см 2 Рраб+0,2 Рраб+0,3
13-60 кгс/см 2 1,03Рраб 1,05Рраб

На водогрейных котлах они должны быть отрегулированы на начало открывания при давлении не больше 1,08 Рраб давления в котлах.

Обратные клапаны оборудования пропускают среду только в одном направлении и служат для защиты оснащения от повреждений вследствие обратного потока среды. Они выпускаются двух видов: подъемные (см.рис.9а) и поворотные (см.рис.9б). По виду материала корпуса они выпускаются: чугунные, стальные и бронзовые. По способу соединения с трубопроводом они бывают муфтовые и фланцевые.

Обратный подъемный клапан состоит из корпуса, в круглое проходное отверстие которого впрессовано седло, закрывающее клапанной тарелкой. Для плотного закрывания клапанная тарелка притирается к седлу. Корпус закрывается крышкой, куда заходит направляющий шток тарелки. При движении воды в обратном направлении клапанная тарелка опускается и обратное движение воды прекращается.


Рис. 9. Обратные клапаны:

Обратный поворотный клапан (см.рис.10) состоит из корпуса с шарнирно закрепленной заслонкой, которая под давлением движущейся среды поднимается и клапан открывается. При отключении насоса или аварийном снижении давления после клапана, клапан закрывается и обратное движение воды прекращается.


Рис. 10. Поворотный обратный клапан:

4 - седло клапана

Подъемные обратные клапаны устанавливаются только на горизонтальных, а поворотные – на горизонтальных и вертикальных трубопроводах.

Обратные клапаны необходимо устанавливать на отключающем устройстве по ходу движения воды. Обратные клапаны с муфтовым соединением изготовляются на небольшие условные проходы Ду = 15,20,25,32,40,50,80 мм, а с фланцевым – Ду = 20-200 мм.

Краны с условным проходом до 50 мм изготовляются с крышкой на резьбе, а больше 50 мм с крышкой на шпильках.

Легкоплавкие пробки (см.рис.11) предназначены для предотвращения повреждений котлов ДКВР при спуске воды. Они имеют коническую форму с внешней резьбой и вкручиваются в нижнюю часть верхнего барабана со стороны топки (2 шт.).





Рис. 11. Контрольная легкоплавкая пробка:

Отверстие пробки заливается легкоплавким сплавом (90% свинца и 10% олова), температура плавления которого 280-310 о С.

При нормальном уровне воды в паровом котле легкоплавкий сплав охлаждается водой и не плавится. При спуске воды пробки не охлаждаются, а вместе с тем со стороны топки они продолжают нагреваться продуктами сгорания топлива и легкоплавкий сплав расплавляется. Через образованное отверстие пароводяная смесь под давлением с шумом выходит в топку, что служит сигналом для аварийной остановки котла.

Для надежной работы пробки необходимо заменять или перезаливать не реже 1 раза в квартал. при замене наносится клеймо с указанием даты.

Требования Правил (ПБ-10-574-03):

- на каждом котле должно быть установлено не менее двух предохранительных клапанов

- суммарная пропускная способность предохранительных устройств, устанавливаемых на паровом котле, должна быть не менее номинальной паропроизводительности котла

- применение рычажно-грузовых предохранительных клапанов не допускается

- допускается применение только предохранительных клапанов полностью закрытого типа

- условный проход предохранительного клапана должен быть не менее 25 и не более 150 мм.

- предохранительные клапаны должны защищать котлы, пароперегреватели и экономайзеры от превышения в них давления более чем на 10% расчетного (разрешенного).

- конструкция пружинных клапанов должна исключать возможность затяжки пружины сверх установленной величины. Пружины клапанов должны быть защищены от прямого воздействия выходящей струи пара.

Паропроизводительностыо до 6,5 т/ч

Конструктивно котлы ДКВр-2,5-13, ДКВр-4-13, ДКВр-6,5-13 выполнены динаково и отличаются длиной барабанов и количеством экранных и конвективных труб.


Котлы имеют два барабана (верхний и нижний), внутренний диаметр обоих барабанов - 1000 мм, толщина стенок барабанов 13 мм. Барабаны выполнены из стали марки 16 ГС0,16 % углерода, марганца и кремния - менее одного процента) и располагаются продольно, в вертикальной плоскости на одной оси. ). Данная сталь обладает достаточной прочностью, антикоррозионной защитой, легко свариваемая, относительно дешева. Нижняя часть верхнего барабана, располагаемая над топкой, покрыта торкретом (теплоизоляцией), чтобы исключить дополнительный подвод тепла к барабану и нарушение циркуляции воды в котле. Для контроля исправности торкрета в верхней части фронтовой стенки котла (в обмуровке) выполнено отверстие.

В паровом объёме верхнего барабана смонтировано сепарационное устройство, состоящее из металлического дырчатого листа и пластинчатых сепараторов. В водяном объёме верхнего барабана смонтированы:

- два трубопровода с системой отверстий, обеспечивающих равномерное распределение поступающей питательной воды по объёму барабана, быстрый нагрев её, исключая охлаждение котловой воды и конденсацию пара.

- трубопровод ввода хим. реагентов, корректирующих качество котловой воды при эксплуатации котла, и для ввода моющих реагентов при химической очистке котла;

- трубопровод непрерывной продувки с системой отверстий.

В котлах работающих на твёрдом топливе в нижней образующей верхнего барабана над топкой, установлены две легкоплавкие пробки. Пробки заливаются сплавом олова и свинца с температурой плавления сплава 290-310°С. В случае перегрева металла барабана (при «упуске» воды в котле, при нарушении торкрета и др.) сплав из пробок выплавляется, и вытекающая пароводяная смесь гасит горящее топливо, защищая котёл от аварии. Персонал извещался о случившемся по шуму вытекающей пароводяной смеси.

Нижний барабан (примерно в половину короче верхнего), во фронтовой части крепится неподвижно, задняя часть его имеет подвижную (скользящую) опору. Фронтовая часть нижнего барабана со стороны топки покрыта торкретом.

В нижнем барабане смонтированы:

-трубопровод периодической продувки с системой отверстий;

-трубопровод подач пара в нижний барабан от паропровода собственных нужд.

Пар в нижний барабан может подаётся:

-в период растопки котла, из его верхнего барабана или от других работающих котлов, с целью равномерного прогрева котловой воды, исключения температурных перенапряжений в наиболее теплонапряжённых элементах котла и сокращения времени растопочного периода;

- в период кратковременной остановки котла (на срок не более одних суток), при выводе котла в «горячий резерв». В этом случае в неработающем котле поддерживается давление пара 3-4 кгс/см2 в течение всего периода нахождения котла в «горячем резерве». При получении распоряжения на включение котла из «горячего резерва», время вывода его на рабочий режим сокращается на полтора-два часа.

Топка котла (топочная камера), экранирована с боков экранными трубами (боко­выми топочными экранами). Для устранения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с химическим и механическим недожогом топочная камера котлов ДКВр-2,5; ДКВр-4 и ДКВр-6,5 делится шамотной перегородкой на две части: собственно топку и камеру догорания. В правой части перегородки выполнено окно для прохода дымовых газов из топки в камеру догорания.

Камера догорания отделена от конвективного пучка перегородкой, выполненной из шамотного кирпича. Перегородка выполнена не по всей ширине конвективного пучка, с правой стороны она имеет окно, через которое дымовые газы из камеры догорания поступают в первый газоход конвективного пучка.

Экранные поверхности нагрева - экранные трубы, диаметром 51х 2,5 мм. Котлы ДКВР паропроизводительностью до 6,5 т/ч имеют два экрана:

левый топочный экран и правый топочный экран; Экранные трубы к барабанам крепятся развальцовкой, а к коллекторам сваркой. Экранные трубы, воспринимают тепло радиацией (до 80%) и конвекцией, при омывании их горячими дымовыми газами. Топочные экраны защищают обмуровку котла от воздействия высоких температур.




Два боковых коллектора диаметром 219 мм. Коллекторы по торцам имеют лючки, для возможности внутреннего осмотра и очистки. К коллекторам крепятся нижние концы экранных труб. Оба коллектора имеют продувочные трубопроводы для выполнения периодической продувки во время работы котла.

Конвективные поверхности нагрева - конвективный пучок труб, выполнен из труб диаметром 51x2,5 мм, вдоль барабанов, по всей длине нижнего барабана. Тру­бы конвективного пучка крепятся к барабанам развальцовкой. Трубы конвективного пучка (конвективные поверхности нагрева) получают тепло конвекцией, при омыва­нии их горячими дымовыми газами. Для максимального использования тепла дымо­вых газов в конвективном пучке происходит не продольное, а двухходовое попереч­ное их движение путём установки стальной перегородки в средней части конвектив­ного пучка, образуя 1-й и И-й газоходы по ходу дымовых газов.

Стальная перегородка выполнена по всей высоте труб конвективного пучка, но не по всей его ширине, образуя окно в правой части. Через это окно дымовые газы из первого газохода свободно поступают во второй газоход.

Котлы ДКВР-2,5-13, ДКВР-4-13 и ДКВР-6,5-13 во фронтовой части котла в обмуровке имеют по две опускные необогреваемые трубы диаметром 179 мм. Эти трубы соединяют фронтовую часть верхнего барабана с коллекторами, и являются опорами фронтовой части верхнего барабана.

Перепускные трубы диаметром 76 мм, соединяют нижний барабан с коллектора­ми (по три трубы из барабана в каждый коллектор).

Обмуровка котла. Внутренняя часть обмуровки, называемая футеровкой, выпол­нена из огнеупорного кирпича. Наружная часть обмуровки, называемая облицовкой, выполнена из красного кирпича.

Гарнитура котла, включает:

- лазы в барабанах (в нижнем барабане со стороны топки лаз не предусмотрен);

-лазы (люки) во фронтовой нижней части котла;

-лючки по торцам коллекторов.

-смотровые окна, выполнены во фронтовой стенке котла, вблизи горелок и служат для наблюдением за горением топлива и исправностью торкрета верхнего барабана. Кроме того, лючки выполнены на боковых стенах обмуровки, которые используются для контроля за состоянием труб котла, обмуровки и для обдувки конвективных поверхностей нагрева переносным обдувочным устройством;

-лестницы и площадки для обслуживания манометра, указателей уровня воды, предохранительных клапанов и взрывных предохранительных клапанов;

Два взрывных предохранительных клапана - выполнены в верхней части котла: один клапан смонтирован над топкой, второй - над вторым газоходом.

Каркас котла - выполнен из металлического уголка.(каркас можно относить к гарнитуре котла)

Арматура котла:

-вентили на воздушнике, на трубопроводе ввода химреагентов;

-обратный клапан на питательном трубопроводе или задвижки, если котёл имеет отк­лючаемый по воде экономайзер;

-два предохранительных клапана (рычажно-грузовые или пружинные);

-вентили на паропроводе собственных нужд котла;

-вентили на продувочных трубопроводах и на спускном трубопроводе.

Контрольно-измерительные приборы:

-манометр котла, устанавливается во фронтовой части верхнего барабана и присое­диняется к верхней трубе для указателей уровня воды или непосредственно к бара­бану;

-два указателя уровня воды прямого действия, крепятся к фронтовой части котла с левой стороны;

-приборы (реперы) – для контроля свободного перемещения нижнего барабана при тепловом расширении в процессе растопки котла.

Трубопроводы котла:

-два ввода питательной воды (один их них резервный);

-воздушник, используемый при заполнении котла водой, при сливе воды из котла и для контроля начала образования пара при растопке котла, когда сложно опреде­лить давление пара малой величины по манометру. После появления пара из воз­душника, вентиль на вздушнике закрывают и далее контроль давления пара осуще­ствляется по манометру;

-паропровод собственных нужд котла;

-трубопроводы непрерывной и периодической продувки котла;

-спускной (сливной) трубопровод для слива воды из котла.


Паровой котел ДКВр-6/13:

1 – экранные трубы; 2 - верхний барабан котла; 3- манометр; 4 - предохранительный клапан; 5 - патрубок подвода питательной воды; 6 - патрубок отвода пара; 7 - легкоплавкие пробки; 8 - камера догорания; 9 - перегородка из шамотного кирпича; 10 - трубы конвективного пучка; 11 – чугунная перегородка; 12 - патрубок непрерывной продувки; 13 - центральный обдувочный аппарат; 14 - нижний барабан; 15 - коллектор экрана.

Принцип работы парового котла включает циркуляцию воды в котле и схему движения дымовых газов. Дымовые газы, образующиеся в топке котла при сгорании топлива, отдают часть тепла экранным трубам, и через специально выполненное окно, расположенное в ле­вой части задней стенке топки поступают в камеру догорания. В камере догорания дымовые газы движутся с права на лево, огибают первую перего­родку конвективного пучка и поступают в первый газоход конвективного пучка. В первом газоходе дымовые газы движутся с лева на право, поперечным потоком омывают трубы, отдают им своё тепло и с меньшей температурой поступают во второй газоход конвективного пучка (см. схему движения дымовых газов). Во втором газоходе конвективного пучка дымовые газы движутся с права на лево, поперечным потоком омывают трубы и отдав им своё тепло, с расчётной температу­рой выходят из котла через окно, выполненное в верхней левой части задней стенки котла.

Из котла дымовые газы по газоходу направляются в экономайзер.

Циркуляция воды (пароводяной смеси). В котлах ДКВР паропроизводительностью до 6.5 т пара в час выделяют три контура циркуляции воды:

контур циркуляции воды левого топочного экрана;

контур циркуляции воды правого топочного экрана;

контур циркуляции воды конвективного пучка.

Работа контура циркуляции воды левого топочного экрана. Вода из верхнего барабана по опускной трубе, расположенной в обмуровке левой фро­нтовой части котла, поступает в левый коллектор. В этот же коллектор дополнительно поступает вода из нижнего барабана по трём перепускным трубам. Из коллектора вода поступает в систему экранных подъёмных труб левого топочного экрана. Двигаясь в экранных трубах снизу вверх вода подогревается, частично вскипает и в виде пароводяной смеси поступает в верхний барабан котла.

Работа контура циркуляции воды правого топочного экрана - происходит аналогично.

Работа контура циркуляции воды конвективного пучка. Питательная вода поступает в верхний барабан котла. Из верхнего барабана вода по системе опускных труб, расположенных во втором газоходе конвективного пучка (где температура дымовых газов ниже, чем в первом газоходе), поступает в нижний барабан. Из нижнего барабана вода по системе подъёмных труб конвективного пучка, располо­женных в первом газоходе (где температура дымовых газов выше, чем во втором газо­ходе), перемещается вверх, подогревается и в виде пароводяной смеси поступает в вер-ний барабан котла.

Влажный насыщенный пар, образующийся в циркуляционных контурах и поступив­ший в водяной объём верхнего барабана, проходит с большой скоростью через толщу воды, поступает в паровой объём, затем проходит через сепараторы пара и осушенный до заданной степени сухости поступает в паропровод.

Очистка наружных поверхностей труб конвективного пучка от сажи при работе котла на жидком топливе. Для очистки наружных поверхностей труб конвективного пучка от сажи и других отложений при работе котла на мазуте предусмотрен специальный обдувочный при­бор (стационарное обдувочное устройство). Через заднюю стенку обмуровки вдоль осей барабанов через трубы конвективного . пучка проходит вращающаяся обдувочная труба (из нержавеющей стали), имеющая ряд отверстий с соплами для выхода пара. Передний конец трубы входит во втулку, приваренную к одной из центральных труб второго ряда конвективного пучка. Вращают трубу вручную при помощи маховика и стальной цепи. Кроме того, имеются переносные обдувочные приборы.

Обдувку труб конвективного пучка при работе котла на мазуте производят паром или воздухом давлением 0,7-1,0 МПа (7-10 кгс/см ).

Обдувка производится в сроки, указанные в местной инструкции, а также при по­вышение температуры отходящих дымовых газов.

Читайте также: