Схема отопления автобуса нефаз

Обновлено: 10.05.2024

Система отопления на НефАЗ-5299-37-32

Схемы запчастей предназначены для справочных целей! Мы продаем не все запчасти от Система отопления на НефАЗ-5299-37-32, представленные в этом списке.
Если в правой колонке есть ссылка «Показать цены» — эти запчасти от «Система отопления» есть в продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки «Показать стоимость» — такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.

Введение

Автобус НЕФАЗ-5299 и его исполнения (далее - «автобус»), относящиеся кI и II классу автобусов общего пользования предназначены для перевозки пассажиров по дорогам общего пользования, рассчитанным на пропуск автотранспортных средств с осевой нагрузкой 130 кН (13 тс).

Комплектации НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-0000011-33 могут изготавливаться, как автобусы специальные, предназначенные для перевозки детей по дорогам общего пользования.

Комплектации автобусов НЕФАЗ-5299-0000010-32, НЕФАЗ-5299-0000010-33, НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-5299-0000011-33, НЕФАЗ-5299-0000020-32, НЕФАЗ-5299-0000020-33, НЕФАЗ-5299-0000030-32, НЕФАЗ-5299-0000030-33 могут быть оборудованы площадкой для одной инвалидной коляски, с возможностью перевозки людей с ограниченной мобильностью.

Автобус изготовлен на базе двухосного шасси КАМАЗ-5297 с колесной формулой 4x2 (ТУ 37.104.252).

Автобус относится к 1 категории размещения, изготовлен в исполнении «У» по ГОСТ 15150 и рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40°С, относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15°С, запыленности до 1,0 г/м 3 , скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем мйря, при соответствующем изменении технических характеристик и свойств.

Автобус рассчитан на эксплуатацию при безгаражном хранении.

Автобус должен соответствовать требованиям настоящих ТУ, ТУ на шасси КАМАЗ-5297, комплекта конструкторской документации и ГОСТ Р 41.36, ГОСТ Р 51160 (на автобусы для перевозки детей) и Правила ЕЭК ООН №107-02 (Приложение 8) (для перевозки людей с ограниченной мобильностью).

Основные параметры автобусов приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

1 Снаряженная масса автобуса, кг

12360 (5299-17-32, 5299-37-32),

12720 (5299-17-33, 5299-37-33)

2 Полная масса автобуса, кг

3 Распределение нагрузки на дорогу от полной массы автобуса, кг:

- через шины колес передней оси

- через шины колес заднего моста

4 Число посадочных мест (+ место водителя)

23+1 или 24+1, или 25+1, или 30+1

(43+1 или 45+1, или 47+1)*

5 Номинальная вместимость, чел.

112 или 109, или 106, или 99

54 или 59, или 51, или 56

CUMMINS, 6ISBe 270В

5299-20-32, 5299-30-32, 5299-20-33, 5299-30-33

5299-10-32, 5299-10-33, 5299-11-32, 5299-11-33, 5299-17-32, 5299-17-33, 5299-37-32, 5299-37-33

8 Коробка передач (марка, тип)

ZF 6НР 504С | D 854.ЗЕ

с автоматическим управлением

с ручным управлением

6 - вперед, 4 - вперед, 1 - назад 1 - назад

6 - вперед, 1 - назад

5 - вперед, 1 - назад

10 Габаритные размеры - длина

* При числе посадочных мест - 43, 45 и 47 номинальная вместимость должна быть, чел.: для НЕФАЗ-5299-0000017-32 - 59, НЕФАЗ-5299-0000017-33 - 54, НЕФАЗ-5299-0000037-32 - 56, НЕФАЗ-5299-0000037-33 - 51

Таблица 2

Комплектации автобуса для перевозки людей с ограниченной мобильностью

Комплектации автобуса для перевозки детей

1 Снаряженная масса автобуса, кг

10900 или 11050

11300 или 11450

2 Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы автобуса, кг:

- через шины колес передней оси

- через шины колес заднего моста

3 Полная масса автобуса, кг

12900 или 13350

13300 или 13750

4 Распределение нагрузки на дорогу от полной массы автобуса, кг:

- через шины колес передней оси

- через шины колес заднего моста

5 Число посадочных мест

6 Номинальная вместимость, чел.

CUMMINS 6ISBe 270В

9 Коробка передач (марка, тип)

ZF 6S 1200 ВО или КАМАЗ-144

с механическим управлением

ZF6S 1200BO | КАМАЗ-144

6 - вперед, 1 - назад

5 - вперед, 1 - назад

11 Габаритные размеры - длина

*Прибавляется 1 место в инвалидной коляске - на автобусы для перевозки людей с ограниченной мобильностью.

**В количество мест для сидения входят 2 сопровождающих - на автобусы для перевозки детей.

***См. пункты 6-9 таблицы 1

1. Допустимое отклонение массы при ее распределении на дорогу +3% при допустимом отклонении снаряженной массы автобуса +3%. Нижний предел отклонения снаряженной массы и массы при ее распределении на дорогу не ограничивается.

2. В снаряженную массу автобуса входят массы: автобуса с заправкой (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью) и снаряжением (индивидуальным комплектом, запасных частей (ЗИП), запасным колесом (кроме автобусов с низким расположением пола) и инструментом), масса водителя (75 кг) и члена экипажа (75 кг), если в автобусе предусмотрено сиденье для него.

3. Полная масса автобусов складывается из массы снаряженного автобуса и массу пассажиров (количество пассажиров умноженное на 68 кг - для автобуса I класса и на 71 кг - для автобуса II класса).

4. Определение показателей масс производится в соответствии с ОСТ 37.001.408.

• Колеса - дисковые, стальные с профильным ободом 8,25x22,5.

• Количество колес: на передней оси - 2, на заднем мосту - 4, запасное колесо - 1.

• Межколесное расстояние (база) - 5840±5 мм.

• Шины пневматические, бескамерные низкопрофильные.

• Давление в шинах при максимальной скорости автобуса полной массой, указано в таблице 3.

Таблица 3

Скорость автобусов, км/ч, не более

Давление в шинах, кПа (кгс/см 2 )

275/70 R.22,5 (Я-646)

* На автобусы для перевозки детей.

• Передняя подвеска - зависимая, пневматическая, на двух пневмобаллонах, с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами и регулятором положения кузова или независимая, пневматическая, на двух пневмобаллонах, с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова (для 5299-30-32, 5299-30-33, 5299-37-32, 5299-37-33).

• Задняя подвеска - зависимая, пневматическая, на четырех пневмобаллонах, с четырьмя гидравлическими телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова.

Маркировка

• Маркировка автобуса должна выполняться по ГОСТ Р 51980.

• В салоне на перегородке водителя сверху устанавливается табличка изготовителя, содержащая:

а) наименование изготовителя;

б) номер «одобрения типа транспортного средства»;

в) идентификационный номер транспортного средства (VIN);

г) максимально допустимая масса автобуса;

д) максимально допустимые нагрузки на оси;

е) знак соответствия по ГОСТ Р 50460.

• На кузове автобуса в моторном отсеке на трубе каркаса правой боковины выбивается VIN.

• Структура и содержание идентификационного номера транспортных средств согласно таблице 4:

а) позиции 1-3: международный идентификационный код изготовителя (WMI):

XIF - ОАО «НЕФАЗ», г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Российская Федерация;

б) позиции 4-7: тип транспортного средства: 5299;

Таблица 4

в) позиция 8: обозначение двигателя: С - CUMMINS, К - КАМАЗ;

г) позиция 9: назначение транспортного средства:

S -I класс, средняя высота расположения пола,

N -I класс, низкая высота расположения пола,

С - II класс, пригородные перевозки,

М - II класс, междугородние перевозки, средняя высота расположения пола шасси,

Т - II класс, междугородние перевозки, низкая высота расположения пола шасси,

д) позиция 10: код года выпуска согласно ГОСТ Р 51980;

е) позиция 11: обозначение типа КПП:

V - VOITHD 854.3 Е;

ж) позиция 12: количество мест для сидения: С-25, В-24, 0-23, А-30, Е-43, F-45, Р-47; М-33,U-26- комплектация с возможностью перевозки людей с ограниченной мобильностью, Н-36, S-42 - комплектации для перевозки детей;

з) позиции 13-17: производственный номер транспортного средства.

• Условный код модели автобуса (позиции 4-9) согласно таблице 4.

Автобусы со средним расположением пола НЕФАЗ-5299-0000020-32, НЕФАЗ-5299- 0000010-32, НЕФАЗ-5299-0000010-33, НЕФАЗ-5299-0000020-33, автобусы с низким расположением пола НЕФАЗ-5299-0000030-33, НЕФАЗ-5299-0000030-32 (I класс) предназначены для городских перевозок, в автобусе имеются полумягкие сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров. Конструкция автобусов позволяет перемещаться пассажирам по салону для выхода на остановках по пути его следования.

Автобусы I класса в комплектации с возможностью перевозки людей с ограниченной мобильностью - НЕФАЗ-5299-0000030-32, НЕФАЗ-5299-0000030-33 оборудованы системой ECAS, аппарелью и площадкой для одной инвалидной коляски.

Автобусы со средним расположением пола НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-5299- 0000011-33, НЕФ АЗ-5299-0000017-32, НЕФАЗ-5299-0000017-33, автобусы на базе шасси с низким расположением пола НЕФАЗ-5299-0000037-32, НЕФАЗ-5299-0000037-33 (И класса) предназначены для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров, и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров.

АвтобусыII класса в комплектации с возможностью перевозки людей с ограниченной мобильностью - НЕФАЗ-5299-0000010-32, НЕФАЗ-5299-0000010-33, НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-5299-0000011-33, НЕФАЗ-5299-0000020-32, НЕФАЗ-5299-0000020-33 оборудованы системой ECAS, подъемником и площадкой для одной инвалидной коляски.

Устройство и работа составных частей автобуса

Информация о механизмах управления шасси изложена в эксплуатационной документации на шасси.

Салон автобуса оборудован приборами дистанционного управления, освещением, вентиляцией и отоплением пассажирского помещения, а также радиооборудованием, контрольными лампами и блоком предохранителей электрических цепей кузова.

Аварийный выключатель, расположенный на панели приборов водителя, предназначен для:

• аварийного останова двигателя;

• приведения в действие устройства для прекращения подачи топлива;

• приведения в действие выключателя аккумуляторной батареи;

• автоматического включения системы аварийной сигнализации автобуса; включения аварийного освещения.


Рисунок 79 - Боковая панель приборов на автобусы НЕФ АЗ 5299-0000030-32, 5299-0000030-22, 5299-0000030-33, 5299-0000020-32, 5299-0000020-33, 5299-0000010-32, 5299-0000010-33: 1 - включение света передних противотуманных фар; 2 - индивидуаьное освещение (водителя); 3 - полное освещение салона; 4 - включение нагревателя зеркала заднего вида; 5 - освещение указателя маршрута; 6 - 2-3 скорости фронтального отопителя; 7 - 1-я скорость фронтального отопителя; 8 - 1-я скорость фронтального отопителя; 9 - 2-3 скорость фронтального отопителя; 10 - открывание первой двери; 11 - закрывание первой двери; 12 - открывание водительской двери; 13 - закрывание водительской двери; ; 14 - открывание второй двери; 15 - закрывание второй двери; 16 - общее отрывание дверей; 17 - общее закрывание дверей; 18 - открывание третьей двери; 19 - закрывание третьей двери; 20 - выключатель вентилятора отопи теля водителя; 21 - переключатель задних противотуманных фонарей;


Рисунок 80- Боковая панель приборов на автобусы НЕФ АЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-5299-0000011-33: 1 - включение света передних противотуманных фар; 2 - индивидуаьное освещение (водителя); 3 - полное освещение салона; 4 - включение нагревателя зеркала заднего вида; 5 - освещение указателя маршрута; 6 - 2-3 скорости фронтального отопителя; 7 - 1-я скорость фронтального отопителя; 8 - 1-я скорость фронтального отопителя; 9 - 2-3 скорость фронтального отопителя; 10 - открывание первой двери; 11 - закрывание первой двери; 12 - открывание водительской двери; 13 - закрывание водительской двери; 14 - открывание задней двери; 15 - закрывание задней двери; 16 - общее отрывание дверей; 17 - общее закрывание дверей; 18 - заглушка 19 - заглушка 20 - выкключатель вентилятора отопителя водителя; 21 - переключатель задних противотуманных фонарей;


Рисунок 81 - Боковая панель приборов на автобусы НЕФАЗ-5299-0000037-32, НЕФ АЗ-5299-0000037-33, НЕФАЗ-5299-0000017-33, НЕФАЗ-5299-0000017-32: 1 - включение света передних противотуманных фар; 2- индивидуальное освещение (водителя); 3 - полное освещение салона; 4 - включение нагревателя зеркала заднего вида; 5 - освещение указателя маршрута; 6 - 3 скорости фронтального отопителя; 7 - 1-я скорость фронтального отопителя; 8 - 1 -я скорость фронтального отопителя; 9 - 2-3 скорость фронтального отопителя; 10 - включение турбовентилятора; 11 - включение турбовентилятора; 12 - открывание водительской двери; 13 - закрывание водительской двери; 14 - заглушка; 15 - заглушка; 16 - открывание задней дверей; 17 - закрывание задней дверей; 18 - заглушка; 19 - заглушка; 20 - выключатель вентилятора отопителя водителя; 21 - переключатель задних противотуманных фонарей;

Отопление

Отопление салона автобуса и места водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями, а для автобусов междугородного исполнения еще и конвекторами.

• основная - от автономного жидкостного подогревателя с теплопроизводительностью не менее 30 кВт.;

• аварийная - от системы охлаждения двигателя.

Допускается кратковременное использование тепла для обогрева салона от системы охлаждения двигателя в аварийных случаях (при отказе подогревателя для проезда до автотранспортного предприятия или до ближайшего населенного пункта при междугородних перевозках).

Этот же подогреватель используется для подогрева двигателя. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом жидкостного подогревателя, а при работающем двигателе - циркуляционным насосом и водяным насосом двигателя. Система вентиляции на междугородные автобусы (НЕФАЗ-5299-000037-33, 5299-000037-32, 5299-000017-33, 5299-000017-32) принудительная через турбовентиляторы на крыше.

В систему входят: автономный жидкостный подогреватель, трубопроводы, насос, краны, воздухоотделитель, кран слива и клапаны выпуска воздуха.

Жидкостный подогреватель работает только в комплекте с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать без включения подогревателя, например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса.

При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на трубах отопления салона. Стрелками указывается направление циркуляции жидкости в системе. Для удаления пузырьков воздуха в системе отопления имеются клапаны выпуска воздуха и центробежный воздухоотделитель.

Конструкция отопителя фронтального (ф. Белробот) позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или из кабины водителя, за счет регулирования жалюзной заслонки, находящейся на радиаторе фронтального отопителя. На корпусе выполнены шесть выпускных патрубков. Рычаг регулирует положение жалюзной заслонки тросовым соединением. При воздействии на рычаг жалюзная заслонка вращается по оси, своим перемещением открывает поступление воздуха снаружи автобуса. Подогретый во фронтальном отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока (на панели приборов водителя), а от нее через воздуходувные отверстия на лобовое стекло и в нишу, к ногам водителя. В обратном положении заслонки, забор подогретого воздуха в систему отопления производится из кабины водителя (режим рециркуляции). Ход жалюзной заслонки составляет 55 мм.

Конструкция отопителя фронтального (ф. Термокам) позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или из кабины водителя, за счет регулирования жалюзной заслонкой, находящейся на радиаторе фронтального отопителя. На корпусе выполнены два выпускных патрубка. Рычаг регулирует положение жалюзной заслонкой тросовым приводом. Ход жалюзной заслонки составляет 45°.

Отопитель салонный предназначен для отопления пассажирского салона или для дополнительного отопления места водителя. Он имеет две скорости вращения вентилятора и работает в режиме забора воздуха из салона. Отопитель автомобильный состоит из 2-х основных блоков: нагревательного и вентиляторного. Нагревательный блок состоит из двойного с медными трубками радиатора поз.2 и корпуса поз.1.

Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло бокового окна. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентилятора фронтального отопителя в режиме рециркуляции (см. выше). Вентиляция салона осуществляется через форточ ки в боковых окнах и аварийные вентиляционные люки в крыше автобуса, турбовентиляры в крыше (межгород, город - опция).

19.1 Ремонт системы отопления

Порядок прокачки системы отопления в эксплуатации.

В случае ремонта системы отопления с её разгерметизацией, необходимо:

• проверить герметичное крепление всех червячных хомутов;

• подготовить емкость, равную слитому количеству ОЖ до ремонта, медленно залить ОЖ через воронку, исключая разрывы струи;

• завести двигатель и на холостых оборотах прогреть его;

• изменять обороты двигателя от 1200 до 1800 об/мин до полного удаления пузырьков в системе, доливая охлаждающую жидкость через расширительный бачок.


Рисунок 53 - Расположение фронтального отпителя


Рисунок 54 - Отопитель фронтальный



Рисунок 55 - Термокам (заслонка внутри типа «Угольник»)


Рисунок 56 - Салонный отопитель: 1 - корпус; 2 - радиатор; 3 - корпус; 4 - электродвигатель; 5 - крыльчатка; 6 - защитная решетка; 7 - резисторный блок


Рисунок 57 - Салонный отопитель: 1 - корпус; 2 - радиатор с медными трубками; 3 - электродвигатель с крыльчаткой; 4 - защитная решетка


Рисунок 58 - Система отопления на городском автобусе: 1 - переходник, 2; 4 - трубы подводящие, 3; 5 - труба отводящие, 6 - кожух, 7 - кронштейн, 8 - патрубок угловой, 9 - установка фронтального отопителя; 10 - кожух, 15; 16 - пластины; 17 - клапан; 18 - рукав-подкладка; 19 - хомут; 20 - гайка-шуруп; 21 - пластина под обогреватель; 23-26 - кожухи; 30-39 - рукава силиконовые. 40 - теплоизоляция; 50 - болт М8; 51 - болт М6; 52 - винт 6МА; 53 - винт самонарезающий; 54 - гайка М5-6Н; 55 - гайка глухая М10; 56 - шайба пружинная 5; 57 - шайба пружинная 6; 58 - шайба пружинная 8; 59 - шайба пружинная 10; 60 - шайба плоская 6; 71 - отопитель салонный АО 4675.8102010-10; 72 -отопитель салонный АО 4675.8102010; 73 - рукав угловой силиконовый; 75 - хомут червячный


Рисунок 59 - Установка фронтального отопителя на городском автобусе: 1 - патрубок; 5 - клапан; 6; 7, 8, 9, 10 - шланги обогрева стекла; 11 - рукав силиконовый; 14 - болт М8; 15 - шайба пружинная 8; 18 - отопитель фронтальный; 19 - рукав силиконовый; 20, 21, 22 - хомут червячный; 23 - патрубок.





Рисунок 61 - Установка фронтального отопителя на междугородном автобусе: 1 - труба подводящая; 2 - труба отводящая; 3, 4 - шланг обогрева стекла, 5,6 - рукава силиконовые; 7 - теплоизоляция; 8 - скоба; 9 - клапан воздушный; 10 - болт М8; 11 - гайка ЕМ8; 12 - шайба пружинная 8.15; 13-отопитель фронтальный ДМ-9508.131.010; 14, 15-хомуты червячные.

Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя Схема отопления НефАЗ 5299-11-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схем отопления НефАЗ 5299-37-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-10-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-17-32


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-30-32 с шестью отопителями


Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-20-32


19. 2 Техническое обслуживание

• проверить и, при необходимости, заменить охлаждающую жидкость из системы отопления при ТО-10000; ТО-30000;

• смазать подшипники электродвигателей отопителей салона - один раз в год, осенью;

УСТАНОВКА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ па городском и пригородном автобусах

• Ввернуть в блок кранов шасси два переходника, проверить соединения на герметичность мыльным раствором, подавая в переходники сжатый воздух (для исключения разгерметизации при установке переходников придерживать кран вторым ключом). Заменить при необходимости поврежденные шланги, трубы, хомуты, рукава, болты, шайбы, гайки.

• Перед установкой рукава и трубы продуть сжатым воздухом. Надеть на свободные концы переходников по одному рукаву угловому. Закрепить хомутами червячными.

• Изолировать переходники материалом «Энергофлекс супер» с последующей обмоткой самоклеящейся лентой «Энергофлекс супер».

• Закрепить кронштейн, надев шайбу, навернув гайку.

• Установить трубу подводящую, закрепить к полу болтом с шайбой пружинной, подсоединить ее к рукаву угловому, сняв заглушку и закрепить хомутом червячным.

• Установить трубу отводящую.

• Установить на трубы в местах расположения кронштейнов рукава-подкладки, закрепить двумя хомутами, шайбами пружинными и гайками.

• Установить трубу подающую, подсоединить ее к трубе подводящей с помощью двух рукавов силиконовых, патрубка углового, закрепить хомутами червячными. Мз червячных хомутов = 0,4. 0,5 кгс·м;

• Соединить трубы отводящие.

• Установить пять хомутов.

• Изолировать части труб, находящихся вне салона, матералом материалом «Энергофлекс супер» с последующей обмоткой самоклеящейся лентой «Энергофлекс супер».

• Изолировать трубы материалом «Энергофлекс супер», закрепить трубы скобами с шайбами пружинными и гайками.

• Герметизировать место прохода труб через панель передка. Укладка материала в виде воронки с равным припуском на стороны.

• Установить отопитель фронтальный. Закрепить его болтами с шайбами пружинными.

• Соединить шлангами патрубки отопителя фронтального с соответствующими патрубками в передней части автобуса. Закрепить хомутами червячными.

• Подсоединить трубы к соответствующим патрубкам отопителя фронтального с помощью рукавов силиконовых. Закрепить хомутами червячными.

• Установить на отопители салонные по две пластины, закрепив их винтами.

• Нанести на пластины клей, приклеить их на отопители, устанавливаемые над арками колес.

• Закрепить отопители салонные болтами с шайбами пружинными.

• Соединить патрубки отопителей с соответствующими патрубками труб с помощью рукавов силиконовых, закрепить хомутами червячными.

• Установить по месту кожуха, закрепив в верхней части гайками глухими, шайбами пружинными совместно с кронштейнами, а в нижней части винтами самонарезающими.

• Установить кожух, закрепив винтами самонарезающими.

• Установить кожух, закрепив к отопителю салонному болтами с шайбами пружинными.

• Ввернуть клапаны в бобышки на отводящих трубах правой и левой боковин салона.

Моменты затяжки резьбовых соединений:

М6: Мз=0,7. 1,0 кгс·м;

М8: Мз=1.8. 2,5 кгс·м;

М10: Мз=4,0. 5,6 кгс·м;

Мз червячных хомутов = 0,4. 0,5 кгс·м;

Завести двигатель, испытать систему на герметичность при максимальных оборотах двигателя и включенном ПЖД в течение 15 минут. Присутствующий воздух удалять посредством клапанов, наличие воздуха в системе не допускается. Признаком отсутствия воздуха в системе является равномерный прогрев всех салонных и фронтального отопителей. Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости через соединения системы отопления. При появлении течи устранить ее, подтянув хомуты. При необходимости долить охлаждающую жидкость до нормы.

УСТАНОВКАХ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ на междугородном автобусе

• Перед установкой все рукава и трубы продуть сжатым воздухом.

Заменить при необходимости поврежденные тройники, демпфер, шланги, хомуты, болты, шайбы, гайки.

• Демпфер в сборе ввернуть в кран шаровой, предварительно намотать на резьбу ленту.

• Тройник ввернуть в кран шаровой до упора, предварительно намотать на резьбу ленту.

• Надеть шланг соединительный на демпфер и на тройник, закрепить хомутом червячным.

• Трубу вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

• Шланг соединительный надеть на трубу, закрепить хомутом червячным. В шланги соединительные установить заглушки.

• Шланг соединительный надеть на тройник и демпфер, закрепить хомутом червячным.

• Трубу вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

• Трубы установить на кронштейны, закрепить хомутами, ввернув болты с шайбами, закрутить гайки.

• Шланг соединительный надеть на трубу, закрепить хомутом червячным.

• Установить трубу левой боковины салона, ввернуть шпильки.

• Надеть кронштейн на шпильку.

• Установить трубу левой боковины салона, ввернуть болт, надев шайбу пружинную. Мз=1,2. 1,8 кгс·м

• Шланг соединительный надеть на трубы левой боковины салона, закрепить хомутом червячным.

• Установить трубы левой боковины (отводящая и подводящая линии) на кронштейны.

• Установить рукав-подкладку в месте крепления хомута. Установить уголок.

• Надеть хомут на шпильку кронштейна, надеть шайбу пружинную, затянуть гайкой. Мз=0,7. 1,0 кгс·м.

• Установить кожух. Ввернуть винт в совмещенное отверстие кожуха до упора.

• Установить кожух. Надеть на шпильку шайбу пружинную, навернуть гайку глухую, затянуть до упора. Мз=2,4. 3,6 кгс·м. Ввернуть винт самонарезающий в совмещенное отверстие кожуха до упора.

• Надеть шланг соединительный на трубы левой боковины, закрепить хомутом червячным.

• Тройник вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

• Проложить шланги соединительные, герметизировать в каркасе место прохода шлангов.

• Патрубок надеть на шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

• Хомут надеть на шпильку, установить шланги соединительные, надеть шайбу, навернуть гайку, затянуть до упора. Мз=0,7. 1,0кгс· м.

• Установить отопитель фронтальный, ввернуть болт, надеть шайбу пружинную.

• Надеть шланги соединительные на выводы отопителя фронтального, закрепить хомутом червячным.

• Шланг обогрева стекла установить одним концом на патрубок отопителя фронтального, другим - на соответствующий патрубок в передней части автобуса, Закрепить воздуховод хомутами.

• Шланг соединительный надеть на патрубок отопителя салонного, закрепить хомутом червячным.

• Надеть другой конец шланга соединительного на патрубок трубы левой боковины салона, закрепить хомутом червячным

• Установить отопитель салонный, ввернуть болт в совмещенное отверстие, надеть шайбу пружинную.

• Шланг соединительный надеть на патрубок отопителя салонного, закрепить хомутом червячным. Другой конец шланга надеть на патрубок трубы левой боковины.

• Установить трубы правой боковины салона, закрепить хомутами.

Завести двигатель, испытать систему на герметичность при максимальных оборотах двигателя и включенном ПЖД в течение 15 минут. Присутствующий воздух удалять посредством клапанов, наличие воздуха в системе не допускается. Признаком отсутствия воздуха в системе является равномерный прогрев всех салонных и фронтального отопителей. Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости через соединения системы отопления. При появлении течи устранить ее, подтянув хомуты. При необходимости долить охлаждающую жидкость до нормы.

Произвести герметизацию технологических отверстий в местах переходов труб отопления: переход труб 025 мм через пол к салонному отопителю водительского места; отводящей и подводящей труб в месте перехода из отсека ПЖД.

Система отопления и вентиляции автобуса

Отопление салона автобуса Нефаз и место водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и (или) жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями (совместно).

Жидкостной подогреватель и циркуляционный насос (см. раздел « Двигател ь») предназначены для эффективного отопления кабины и салона автобуса, в том числе и на стоянке при неработающем двигателе, а также для предпускового разогрева и поддержания теплового состояния двигателя. Жидкостной подогреватель работает только в комплексе с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать автономно (без включения подогревателя), например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом подогревателя, а при работающем двигателе — циркуляционным насосом и водяным насосом двигателя. При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на отопителях салона.

На автобусе может быть установлен жидкостной подогреватель мод. 141.8106-02 (или мод. 143.8106, или мод. DBW-300 ф. «Webasto») и циркуляционный насос мод. 34.3730 (или мод. U 4814 ф. «Webasto»). Питание жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса топливом и электроэнергией осуществляется от источников автобуса. Система охлаждения двигателя и система отопления должны быть заполнены охлаждающей жидкостью.

Клавишей на щитке приборов в кабине водителя включают одновременно жидкостной подогреватель и циркуляционный насос. Дальнейшей работой подогревателя и насоса автоматически управляет электронный блок управления ( см. раздел «Система облегчения пуска холодного двигателя »).

Внимание : Не допускается заправка системы охлаждения и отопления автобусов НЕФАЗ охлаждающих жидкостей разных марок и производителей, а также жидкости, не соответствующей химмотологической карте ( см. Приложение А ), для определения коррозии элементов системы.

При каждом ТО-1 и ТО-2 проверяйте плотность жидкости и производите контроль проб ОЖ из системы отопления на соответсвие требованиям ТУ (по щелочности и водородному показателю) с отметкой в сервисной книжке. При несоответствии — замените ОЖ.

При несоблюдении указанных требований, претензии по выходу из строя из-за коррозии элементов системы отопления заводом-изготовителем автобусов рассматриваться не будут.

Примечание . Копии паспортов с описанием устройства и обслуживания отопителей моделей А1-205.241.251 и А2-21.243.252.314, предназначенных для отопления места водителя и пассажирского салона, приведены в Приложении Q .

Отопление салона автобуса производится от системы охлаждения двигателя. В систему охлаждения двигателя ( см. Рисунок 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО) и Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса ) входят: жидкостной подогреватель, трубопроводы, насос, демпфер, воздухоотделитель, кран слива, клапаны выпуска воздуха, краны № 1, № 2 и № 3, представленные на упомянутых схемах. Стрелками указывается направление циркуляции жидкости в системе.

Рисунок 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО)
ПЖД — подогреватель; ФО — фронтальный отопитель; СО — салонные отопители; Н — насос ПЖД; Kp1 - Кр3 — краны системы; М — электродвигатели; ВО — воздухоотделитель; Д — демпфер; К — клапаны выпуска воздуха; КС — кран слива ОЖ; РБ — расширительный бачок

Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса
1 — демпфер; 2 — воздухоотделитель; 3 — кран Кр.2 (красный); 4 — кран Кр.1 (синий); 5 — кран Кр.3 (черный); 6 — кран слива ОЖ (КС); I — к отопителям салона; II — отвод из отопителя; III — подвод жидкости из системы; IV — выход воздуха из системы в расширительный бачок двигателя; V — отвод к водяному насосу; VI — подвод из подогревателя; VII — отвод нагретой жидкости в двигатель

Система отопления работает следующим образом:

  1. для ускоренного обогрева двигателя без отопления салона — открыть кран № 1 и закрыть краны № 2 и № 3;
  2. при отоплении салона от двигателя и подогревателя — закрыть кран № 1 и открыть краны № 2 и № 3;
  3. при отоплении салона от двигателя, без включения подогревателя — закрыть кран № 1 и открыть краны № 2 и № 3;
  4. при эксплуатации автобуса в летнее время — открыть кран № 1 и закрыть краны № 2 и № 3;
  5. запрещенный режим работы системы — открыть кран № 2 и закрыть краны № 1 и № 3.

Система отопления, обогревающая рабочее место водителя, состоит из крана проходного, трубопроводов и фронтального отопителя мод. А2-21.243.252.314 (Паспорт А2-01Н.000.000 ПС).

Отопитель автомобильный состоит из двух основных блоков: нагревательного и вентиляторного.

Нагревательный блок состоит из двойного алюминиевого радиатора и корпуса. На корпусе выполнены шесть выпускных патрубков 4 ( Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха ) диаметром 72 мм.


Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха
1 — бампер автобуса; 2 — жалюзийная заслонка; 3 — нагревательный и вентиляторный блоки отопителя; 4 — выпускные патрубки; 5 — рычаг регулирования жалюзийной заслонки

В вентиляторный блок входит два радиальных вентилятора, крышка и механизм регулирования забора воздуха. Для удаления пузырьков воздуха в системе отопления имеются клапаны выпуска воздуха и центробежный воздухоотделитель (на Рисунке 216 — Схемы работы системы отопления и разогрева двигателя на городских автобусах (с тремя СО), на пригородных (с четырьмя СО) и на междугородных (с шестью СО) стрелкой показано направление циркуляции рабочей жидкости).

Демпфер предусмотрен для сглаживания скачков давления рабочей жидкости в системе отопления.

Конструкция отопителя позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или с кабины водителя, за счет регулирования жалюзийной заслонкой 2 (см. Рисунок 218 — Регулирование забора воздуха), находящейся на радиаторе фронтального отопителя.

Рычаг 5 регулирует положение жалюзийной заслонки тросовым соединением. При воздействии на рычаг 5 вверх, жалюзийная заслонка вращается по оси, своим перемещением открывает поступление воздуха снаружи автобуса (режим рециркуляции).

Подогретый во фронтальном отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока (на панели приборов водителя), а от нее через воздуходувные отверстия на лобовое стекло и в нишу, к ногам водителя и переднюю створку дверей. В обратном положении заслонки, забор подогретого воздуха в систему отопления производится из кабины водителя. Ход жалюзийной заслонки составляет 55 мм.

Система отопления, обогревающая салон автобуса, состоит из трубопроводов и трех двухрежимных отопителей, расположенных внутри подиумов арок колес. Отопители салона - радиаторного типа с принудительной подачей воздуха электровентиляторами через радиаторы. Такой же отопитель установлен в кабине под сиденьем водителя. Отопители соединены параллельно между собой и подключены к системе охлаждения двигателя.

Для удаления пузырьков воздуха в трубопроводах системы отопления в салоне за перегородкой водителя имеются клапаны выпуска воздуха.

В системе отопления салона автобуса предусмотрена установка центробежного воздухоотделителя 2 ( см. Рисунок 217 — Схема установки демпфера и воздухоотделителя в системе отопления салона автобуса ) — для удаления воздуха из системы, и установка демпфера 1 — для исключения гидравлических ударов в системе (для сглаживания скачков давления рабочей жидкости в системе).

Внимание . Во избежание гидравлического удара категорически запрещается переключение кранов системы отопления при работающем двигателе.

Вентиляция автобуса может осуществляться естественным и принудительным способом. Естественная вентиляция автобуса осуществляется за счет воздухозаборников, расположенных в передней части под ветровым стеклом, аварийно-вентиляционных люков в крыше и через форточки в боковых окнах. Принудительная вентиляция производится четырьмя потолочными электровентиляторами (устанавливаются по отдельному заказу) и поворотным электровентилятором, установленным в кабинете водителя.

Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло бокового окна. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентилятора фронтального отопителя в режиме рециркуляции ( см. выше ).

Вентиляция салона осуществляется через форточки в боковых окнах и аварийные вентиляционные люки в крыше автобуса.

Руководство по эксплуатации автобусов НЕФАЗ

Шасси, изготавливаемое в климатическом исполнении «У» по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с умеренным климатом), рассчитано на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С.

Шасси, изготавливаемое в климатическом исполнении «Т» по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с тропическим сухим и влажным климатом), рассчитано на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С и относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С.

Автобусы НЕФАЗ -5299-0000010 и НЕФАЗ-5299-0000010-15 ( см. одноименный рисунок ) предназначены для городских перевозок. В салоне автобуса имеются сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров, конструкция этих автобусов позволяет перемещаться пассажирам по салону из-за частых остановок.

Автобусы НЕФАЗ -5299-0000010-01 и НЕФАЗ-5299-0000010-16 ( см. одноименный рисунок ) предназначены для пригородных перевозок на малые расстояния (до 150 км). В салоне автобуса вне прохода нет специальных участков, предназначенных для стоящих пассажиров, но в нем можно перевозить стоящих пассажиров на короткие расстояния. Автобус этого класса предназначен для перевозки пассажиров на маршрутах типа «город-село», на местных маршрутах в сельской местности, на межрайонных маршрутах.

Автобусы, изготовленные на автобусных шасси КАМАЗ-5297, укомплектованных силовыми агрегатами с автоматическими гидромеханическими передачами (ГМП) фирмы «VOITH» мод. D 851. 3Е, предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах.

Автобусы рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении. Автобусы имеют цельнометаллический кузов несущей конструкции вагонной компоновки.

Модификации автобусов отличаются между собой, в основном, комплектацией силового агрегата (см. «Техническую характеристику автобусов»). Все остальные системы и агрегаты автобусов максимально унифицированы.

Все модификации автобусов могут быть изготовлены в двухдверном или в трехдверном вариантах. Для внутригородских перевозок используется в основном трехдверный вариант, а для междугородных — двухдверный.

НефАЗ-5299-01

Автобус НефАЗ-5299

Автобус городского типа, большого класса предназначен для перевозки пассажиров по регулярным городским маршрутам.Изготовлен на шасси "КамАЗ-5297". Узлы и комплектующие унифицированы с грузовыми автомобилями "КамАЗ".
По желанию заказчика возможна установка двигателя КамАЗ-740.30-260 (Евро-2), Сaterpillar-3116 (Евро-2) и автоматической КПП "Фойт".

Читайте также: