Расчет тарифа альтернативной котельной

Обновлено: 06.07.2024

Метод альтернативной котельной

Подборка наиболее важных документов по запросу Метод альтернативной котельной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Метод альтернативной котельной

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Публичные службы и публичный интерес в конкурентном праве
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2017, N 4; 2018, N 1) Главной мотивацией для инвесторов могла бы стать стабильная система расчета тарифов и возможность планировать свою работу на долгий срок. Минэнерго рассчитывает, что данные проблемы разрешатся с переходом на новую модель определения стоимости тепла - метод "альтернативной котельной". Идея "альтернативной котельной" основывается на расчете цены, исходя из цены котельной, альтернативной централизованному теплоснабжению. Если в настоящее время тариф на тепло рассчитывается на основе метода "затраты плюс", то в основе тарифа "альтернативной котельной" лежит применение долгосрочного тарифа, основанного на возможности строительства новой котельной при использовании лучших из существующих технологий.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Состояние и перспективы правового регулирования отраслей ТЭК России
(Бондаренко А.Б.)
("Энергетическое право", 2015, N 2) С принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" были заложены основы регулирования отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, получившие дальнейшее развитие с принятием подзаконных актов. Проводится огромная работа по принятию схем теплоснабжения в городских поселениях и городских округах, определению в них единой теплоснабжающей организации, ответственной перед потребителями за теплоснабжение. В настоящий момент, помимо анализа складывающейся практики правоприменения в сфере теплоснабжения, нормотворчество идет по пути определения новой целевой модели рынка тепла (метод "альтернативной котельной" ).

Нормативные акты: Метод альтернативной котельной

"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Внедрение метода ценообразования в сфере теплоснабжения по принципу "альтернативной котельной", предусмотренное принятыми в 2017 г. изменениями в закон о теплоснабжении, призвано решить задачу выравнивания тарифов в данной отрасли. Вместе с тем, переход на новую модель рынка тепловой энергии будет осуществляться поэтапно, с согласия глав регионов и муниципалитетов. Также для перехода на новую модель необходимо принятие ряда подзаконных актов, которое планируется не позднее 2018 г.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Концепция внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период"
(утв. Аппаратом Правительства РФ 29.06.2021 N 6571п-П51) обеспечить гарантии для инвестора при заключении регуляторных соглашений, контрактов, при переходе на регулирование методом "Альтернативной котельной" и пр.;

Опубликован калькулятор расчета стоимости тепла по методу «альтернативной котельной»

Минэнерго России разработало интерактивный инструмент «Расчет стоимости тепловой энергии (мощности) по методу «альтернативной котельной». Указанный интерактивный инструмент позволяет рассчитать стоимость тепла для потребителя в любом выбранном населенном пункте конкретного региона с учетом его индивидуальных параметров.

В настоящий момент интерактивный инструмент работает в тестовом режиме.

Николай Шульгинов: «Приоритет – это бесперебойное обеспечение экономики и населения доступными энергоресурсами»

Николай Шульгинов: «Уральский федеральный округ показывает высокие темпы подготовки к осенне-зимнему периоду»

Николай Шульгинов: «Локомотивом роста электропотребления на Дальнем Востоке стало развитие промышленности и транспорта»

Андрей Максимов: «Безуглеродные источники энергии в 2020 году заняли 40,8% в структуре российской генерации»

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв принял участие в запуске новой тепломагистрали №3 от Беловской ГРЭС до центральной части города.

Расчет стоимости тепловой энергии (мощности) по методу "Альтернативной котельной"

Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", в целях информирования теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей комитетом тарифного регулирования Волгоградской области размещается расчет стоимости тепловой энергии (мощности) по методу "Альтернативной котельной" в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения.

Данный расчет выполняется в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 №1562.

Дополнительно сообщаем, рассчитанная величина не может применяться при расчетах с потребителями тепловой энергии. Проводить анализ сопоставимости размера действующих тарифов на тепловую энергию с уровнем цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанные по методу "Альтернативной котельной", также нецелесообразно, так как предельный уровень цен по территориям Волгоградской области определен для альтернативного (высокотехнологичного) источника тепловой энергии.

Альтернативная котельная

Данная информация размещена во исполнение подпункта 9 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и не может быть использована при осуществлении расчетов с потребителями.

Исходные данные и результаты расчета стоимости тепловой энергии (мощности) по методу «Альтернативной котельной»
Исходные данные и результаты расчета стоимости тепловой энергии (мощности) по методу «Альтернативной котельной»
Исходные данные и результаты расчета стоимости тепловой энергии (мощности) по методу «Альтернативной котельной»

© 2016-2021 Официальный сайт Региональной энергетической комиссии Сахалинской области

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

«Альтернативная котельная»: как рассчитываются тарифы на теплоэнергию по новым правилам

В 2021 году в России продолжается переход к ценовым зонам теплоснабжения. Поставщикам электроэнергии придётся столкнуться с рядом новшеств, касающихся тарифов, ценообразования, ответственности Единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Какими будут новые тарифы 2021 год для обычных потребителей и для юридических лиц, как изменится механизм ценообразования и порядок заключения договоров с поставщиками тепла, рассмотрим в нашей статье.

Как рассчитываются тарифы на тепло в 2021 году

Тарификация теплоэнергии в 2021 году зависит от того, относится регион к ценовой зоне теплоснабжения или нет. В первом случае тариф рассчитывают путём прямой калькуляции на производство ресурса. Во втором — цену устанавливают по механизму «альтернативной котельной». Нужно учесть возможную стоимость тепла, которое производится на альтернативном источнике с использованием технологий, которые наиболее эффективны.

Предельный уровень цены и правила индексации теплоснабжения в ценовых зонах утверждены Постановлением Правительства РФ № 1562 от 15.12.2017.

Ценовая зона теплоснабжения: основные принципы

Ценовая зона теплоснабжения ориентирована на рыночное саморегулирование. Её принцип — потребитель не должен платить больше утверждённого в регионе предельного уровня цены, рассчитанного в соответствии с методом «альтернативной котельной». А вот меньше предельного тарифа цену опустить можно. Всё зависит от объёма инвестиций в систему теплоснабжения, возврат которых обеспечивается за счёт оплаты услуг потребителями по свободной цене. Объём инвестирования определяет ЕТО. Она же ответственна за эффективную работу системы теплоснабжения.

Потребитель может выбрать, каким способом получать услугу: через ЕТО, посредством центрального теплоснабжения или посредством строительства индивидуального теплоисточника. А у ЕТО есть стимул для оптимизации и развития. Для этого нужно установить конкурентную цену на тепло.

Как реализуется метод «альтернативной котельной»

В рамках модели «альтернативной котельной» законом предусмотрен ряд инструментов: ценообразование, соглашение и ответственность.

  1. Ценообразование. С потребителями услуг теплоснабжения договор заключается по свободной цене (ст. 23.4 Закона теплоснабжении). При этом нужно руководствоваться тремя положениями:
    1. Цена не должна превышать предельный уровень цены, утвержденный в регионе (уполномоченным органом) по методу альтернативной котельной.
    2. Дифференциация цен для потребителей должна осуществляться исходя из экономически обоснованных различий (п. 19(3) Правил организации теплоснабжения в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808).
    3. Муниципалитет и ЕТО могут установить дополнительные гарантии для граждан по сдерживанию роста цены, которые обеспечат плавный рост договорной цены до уровня цены альтернативной котельной (ч. 17 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении и Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.07.2018 № 860).

    Как действовать в случае, когда стороны не могут договориться о свободной цене, законом не предусмотрено. Эксперты полагают, что в таком случае ЕТО скорее всего придётся доказывать экономическую обоснованность цены перед антимонопольным органом или через суд.

    Муниципалитет должен контролировать надлежащее исполнение соглашения.

    Порядок снижения качества услуг регламентирован законодательством (приложения № 1 и 2 Правил теплоснабжения).

    За что несёт ответственность ЕТО:

      За некачественное обслуживание (ст. 23.9 Закона о теплоснабжении). Предусмотрены штрафы в пользу потребителей.

    Как перейти на метод «альтернативной котельной»: алгоритм

    Каждое муниципальное образование самостоятельно решает, переходить на механизм «альтернативной котельной» или нет. Алгоритм перехода состоит из четырёх этапов.

    1. Оценка особенностей рынка теплоснабжения, проработка ценовых последствий. Это задача муниципалитета и ЕТО. При положительном решении нужно заручиться поддержкой органов власти субъекта и подать в Министерство энергетики РФ заявление об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения.
    2. Проверка документов и оценка последствий для региона. Это совместная задача Минэнерго, Минстроя и ФАС. Далее ведомства формируют предложение об отнесении (или не отнесении) муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения для Правительства РФ.
    3. Переходный период. Начинается в случае одобрения предложения Правительством РФ. В течение переходного периода сохраняется прежнее ценовое регулирование (ст. 2, ч. 4 ст. 23.3 Закона о теплоснабжении).
    4. Актуализация схем и согласование нерегулируемой цены на тепло с потребителями и подписание соглашения. На данные процедуры даётся семь месяцев.

    Внедрённой новая модель теплоснабжения считается с момента утверждения предельного уровня цены на теплоэнергию с тарифным органом субъекта РФ.

    «Чем эффективнее теплоснабжение, тем больше условий для снижения тарифа»

    Фото: пресс-служба

    — Почти два года назад законодательно была утверждена схема расчета тарифов на тепловую энергию — метод альтернативной котельной (альткотельной). В чем его преимущество перед прежними тарифными схемами?

    — Суть метода в том, что устанавливается так называемая предельная цена, выше которой организация не будет продавать тепловую энергию. С одной стороны, ей не разрешат, с другой — она сама на это не пойдет, потому что при цене выше предельной потребителю будет выгоднее построить собственный источник теплоснабжения в виде небольшой котельной. В этом случае тепловая энергия становится рыночным товаром и у потребителя появляется выбор — снабжаться от централизованного теплоснабжения или построить свой источник.

    Инвестору модель альткотельной также интересна. Он видит состояние рынка, может просчитать вложения, возврат инвестиций и понимает, что при обычном тарифном регулировании, сколько бы компания ни экономила, вся прибыль «вырезается» из тарифа, инвестиции не возвращаются. Поэтому инвесторы долгое время и не шли в теплоснабжение.

    Все хотят снижения тарифа, и это нормально. Но почему-то ни органы регулирования, ни власти не хотят понять, что нельзя экономить, предварительно не вложившись, причем в энергетике это большие суммы и большие периоды времени. И эта проблема тарифного регулирования не позволяла организации теплоснабжения эффективно развивать свое производство, а чем выше эффективность, тем больше условий для снижения тарифа. Когда появилась модель альтернативной котельной, в тепловую энергетику пошли инвесторы. По нашим оценкам, только за последние два года в отрасль было привлечено около 136 млрд руб.

    СГК стала первой в стране, работающей по новому методу регулирования в теплоснабжении. Благодаря этому компания планирует инвестировать в тепло 62 млрд руб.

    — Переход на метод альтернативной котельной для властей городов — дело добровольное. Сколько городов на сегодня согласилось участвовать в этом проекте?

    — На эту схему перешли уже 13 городов, в отношении которых есть распоряжения правительства. Сейчас на рассмотрении кабинета министров еще девять городов. Думаю, до конца только этого года до 20 городов перейдут на альтернативную котельную. Города, которые будут обслуживаться нашей компанией, — это Рубцовск, Барнаул, Канск, Красноярск, Абакан, Черногорск, Усть-Абакан, Бийск. Рассматриваются такие планы также администрациями Белова и Кемерово.

    У кого хуже с теплоснабжением, те больше заинтересованы в инвесторах. На примере Рубцовска могу сказать, что до нашего прихода люди там жили без нормального отопления около шести лет: постоянные аварии в теплоснабжении, отсутствие угля в котельных. Это было страшно. Власти обратились к нам, мы переделали всю систему теплоснабжения, подписание документов прошло легко, несмотря на то что был заложен довольно серьезный рост тарифов — 17%. Но люди понимали, что лучше заплатить, чем мучиться, как в предыдущие годы.

    — С какими проблемами столкнулась ваша компания при внедрении нового метода? Как вы их решаете?

    — Первая проблема в том, что метод альткотельной — новый и власти нередко занимают выжидательную позицию. У чиновников часто бывает такой подход: если ничего не делать, то ни за что и не накажут. Такая позиция в целом и тормозит развитие перехода на этот метод тарифного регулирования.

    Вторая проблема заключается в очень долгой процедуре согласования и оформления документов: около двух лет обсуждаются все возможные вопросы и варианты их решений, вовлекаются и общественные организации, и научные.

    — Какая выгода городским властям переходить на метод альтернативной котельной? От чего в итоге зависят цены на теплоэнергию в муниципальном образовании, власти которого решаются на такой шаг?

    Мы считаем, что выгода для властей очевидна. Если бы у всех губернаторов было всего два показателя эффективности их работы — убыль населения из-за отъезда в другие города и объем привлеченных инвестиций, то, наверное, все губернаторы прибежали бы к нам с намерением перейти на альтернативную котельную.

    К сожалению, нередко мешают политические соображения. Альтернативная котельная пугает губернаторов — они опасаются значительного роста цен для потребителей. Но по нашему опыту и по методу альтернативной котельной, и по обычному ценовому регулированию платежка потребителя, напротив, «сжимается», люди научились экономить. Если, например, повышается цена на 6–7%, то у потребителя платежка в этот момент вырастает процента на три. То есть даже ниже инфляции. Это происходит потому, что сокращаются объемы потребления ресурсов: строятся более энергоэффективные дома, люди делают энергоэффективный капитальный ремонт, начинают экономно потреблять электричество, обзаведясь приборами учета. В результате мы видим реальное снижение объемов потребления.

    — Были случаи социальной напряженности в городах, переведенных на новый метод? Как решались эти проблемы?

    — Когда мы работали в Барнауле по переводу системы на альткотельную, у нас были достаточно тяжелые ситуации: два года подряд тариф рос по 16–17% в год. Но люди на улицы не вышли — они видели, что было с трубами, когда происходили постоянные прорывы теплотрассы, отключения тепла в домах зимой. Если жителям понятно, почему это делается, какие проблемы за какие деньги решаются, люди готовы платить. Я уверена, что надо бояться не роста цен, а отсутствия теплоснабжения.

    — Возможен ли массовый переход городов на метод альткотельной? При каких условиях?

    — Думаю, достаточно одной холодной зимы, чтобы все города, особенно небольшие, побежали искать инвесторов для перехода на метод альткотельной.

    — На чем основана ваша уверенность?

    — Простой пример — перекладка теплосетей, из-за износа которых происходят прорывы и отключения тепла. Срок службы трубы — 30 лет. За этот срок труба должна хотя бы один раз переложена для проведения ремонта или замены. Это значит, что нужно перекладывать хотя бы 3,3% в год в целом по стране, а перекладывается менее 1%. То есть у нас система теплоснабжения оснащена трубами сроком службы 70 лет, и мы понимаем, что в любой момент может возникнуть опасная ситуация. Поэтому объемы перекладки нужно масштабно наращивать. На сегодня работы такого объема в состоянии производить кроме нас еще всего несколько компаний.

    — Каковы, по вашей оценке, перспективы внедрения метода альтернативной котельной в масштабах страны?

    — Я считаю, что такая перспектива неизбежна. Нынешнее тарифное регулирование, нацеленное на рост тарифов при неэффективном управлении, не позволяет проводить энергоэффективные мероприятия. При такой системе тариф сильно зависит от человеческого фактора.

    А при расчете по методу альткотельной цена не зависит ни от этого фактора, ни от многих других, и получается приблизительно единая справедливая цена на всю страну, кроме отдельных случаев, если это, например, связано с северным завозом топлива. Поэтому мы оптимистично оцениваем возможность применения этого метода в дальнейшем, он получит более широкое распространение, чем сейчас.

    Что такое «виртуальная котельная»

    Фото: Александр Щербак/ТАСС

    Поправки в закон «О теплоснабжении» неофициально называют законом об альтернативной или виртуальной котельной, так как они вводят новый порядок расчета стоимости тепла — исходя из стоимости построенной с нуля виртуальной котельной. Документ предполагает отмену госрегулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения и переход к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Предельная цена определяется стоимостью поставки теплоэнергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение источника — это и есть цена «альтернативной котельной». До сих пор тарифы на тепловую энергию формировались исключительно исходя из затрат плюс минимальной надбавки для инвестора, что делало невыгодным привлечение существенных вложений в отрасль и повышение эффективности.

    «Альтернативная котельная — это модель ценообразования, которая позволяет найти компромисс между необходимостью повысить тариф, что нужно для модернизации системы, но при этом сохранить его посильным для пользователя, то есть не допустить необоснованного роста тарифа. Именно концепция «виртуальной котельной» и позволяет найти взаимоприемлемое решение», — говорит советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

    Переход на новую модель является строго добровольным. При этом законопроект при его обсуждении поддержали представители более 50 регионов, в том числе Алтайский край, Республика Татарстан, регионы Поволжья и Урала. Причина понятна. В настоящее время объем рынка теплоэнергии оценивается в 1,5 трлн руб., при этом отрасль остается недофинансированной. Нехватка инвестиций привела к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в срочном обновлении — это предопределило интерес к новому механизму со стороны регионов.

    В первую очередь новый метод работы позволяет обеспечить теплом северные регионы с длительным отопительным сезоном. К примеру, в Красноярске, по расчетам местных властей, в связи с появлением новых районов дефицит тепла составит до 2032 года 700 Гкал/ч, необходимых, при грубом расчете, для отопления более 3 тыс. пятиэтажек. В некоторых регионах схемами теплоснабжения уже заинтересовались правоохранительные органы. К примеру, в августе 2017 года саратовская прокуратура вынесла предписание администрации города: по данным ведомства, в Саратове «на протяжении трех лет не проводится актуализация схем теплоснабжения». «Без решения проблем в сфере энергосбережения невозможно дальнейшее развитие в сфере топливных и энергетических ресурсов, в иных сферах жизни общества», — говорится в официальном заявлении прокуратуры.

    Первые площадки

    Одним из первых регионов, где планируется внедрить новую систему, станет Челябинск. Здесь дочерняя структура компании «Фортум» — Уральская теплосетевая компания (УТСК) планирует обслуживать по новым правилам около 17 тыс. собственников, в том числе юрлиц и владельцев частных домов. С начала 2018 года местные власти утвердили для УТСК тариф на тепло: 1 Гкал обойдется примерно в 1200 руб. без НДС, из которых УТСК 707 руб. выплатит производителю тепла, еще около 300 руб. потратит на транспортировку по магистральным теплотрассам, а 179 руб. — на транспортировку тепла по распределительным сетям.

    Сибирская генерирующая компания (СГК) проводит масштабную реформу системы теплоснабжения в третьем по величине городе Алтайского края Рубцовске. В рамках инвестиционного проекта в городе построена и реконструирована магистральная теплосеть. Инвестиции пошли на переоснащение Южной тепловой станции, а также на перекладку и строительство значительного объема трубопроводов. Общий объем инвестиций в проект составил 2 млрд руб., при этом срок его окупаемости, по расчетам инвестора, составляет около 12 лет, при том что отопительный сезон в городе обычно составляет 200–220 дней.

    СГК также готова инвестировать в развитие теплоэнергетического комплекса Барнаула около 3 млрд руб.; в основном эти средств пойдут на замещение малоэффективных небольших котельныхи и модернизацию теплоисточников.

    Однако компании нужны гарантии возврата инвестиций, закрепленные законодательством, — именно эти гарантии и могут дать поправки в закон «О теплоснабжении». По словам доцента РЭУ имени Г.В. Плеханова Владимира Колмакова, необходимо пересмотреть принципы индивидуального учета потребляемой тепловой энергии и решить, кто будет оплачивать переход на инновации. «Ближе всех к решению проблемы модернизации системы теплоснабжения расположились северные территории, где продолжительный отопительный сезон и низкие температуры выводят борьбу за снижение теплопотерь на качественно иной уровень, в результате чего индивидуальные котельные для многоквартирных домов уже не проект, а окружающая действительность», — говорит эксперт. Таким образом, принципы «альтернативной котельной» будут стимулировать спрос на инновационные технологии — осталось лишь расширить либерализацию этого рынка.

    Выбирают потребители

    «В дальнейшем потребители тепла смогут сами определять, кто, за какие деньги и на каких условиях будет поставлять тепловую электроэнергию. При этом местным властям дано право назначать предельную цену за оказание этой услуги», — говорит директор Центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Леонид Примак. По его словам, в рамках этой цены потребители могут выстраивать любые удовлетворяющие их схемы поставки тепловой энергии. Это приведет к конкуренции на рынке, а в отдаленной перспективе — к снижению тарифов. «Уже сейчас есть очень обнадеживающие примеры, когда умная местная власть, понимая, что государственная «лафа» закончилась, проводит кардинальную реконструкцию системы теплоснабжения и регулирования потоков тепловой энергии, что приводит к существенному — более чем на треть — снижению тарифов на отопление и горячее водоснабжение», — говорит Леонид Примак.

    В целом, по мнению директора по тарифообразованию СГК Екатерины Косоговой, у модели «альтернативной котельной» два неоспоримых преимущества. Во-первых, она дает прозрачный расчет по единому принципу: по сути, рассчитать цену тепловой энергии будет под силу любому гражданину. «Сейчас правила тарифообразования настолько непрозрачны, что все участники процесса ходят на грани законности», — говорит Екатерина Косогова. Во-вторых, по ее словам, новая система позволит обеспечить стабильность цены на протяжении длительного времени, что в свою очередь позволит энергокомпаниям планировать свои инвестиции на более длительную перспективу, внедрять необходимые решения и быть уверенными, что рано или поздно проект окупится. В свою очередь потребители обретут уверенность, что их не ждут резкие скачки тарифов, и они получат надежное и качественное теплоснабжение. «Потребители защищены в новой модели предельным уровнем конечной цены, более не зависящим от затрат поставщиков. Для потребителей возрастет прогнозируемость затрат на тепло», — согласны в компании «Т Плюс». Предельный уровень цены будет определяться по справедливой стоимости альтернативного источника теплоснабжения, а клиенты больше не будут зависеть от затрат производителей.

    Альтернативная котельная: что это такое и где обманывают

    Что такое альткотельная

    Во многих статьях авторы, видимо ни разу не технари, не говорят, что это за метод и на чем он основан, только дают его название.

    В основе метода лежит очень простая идея.

    Энергетики пытаются "продавить" затратный механизм формирования тарифа - нам надо на трубы, нам надо на котлы, нам надо на уголь и газ, нам надо на машину директору, квартиру его любовницы и так далее. Если кто подумал что это такая шутка, то нет. В Новосибирске был скандал, когда Абызов, во время когда он распоряжался Сибэко, оплачивал парковку для своей московской машины. Точно не помню, но кажется речь шла о 3 млн. рублей в год. Спрашивается, где Москва и где отопление для жителей Новосибирска.

    Так вот, чтобы не спорить о том, что что входит в тариф, а что нет и по каким ценам включать в расчет тарифа, а что нет, был и предложен этот метод.

    В каком-то смысле его можно назвать украинским.

    Его суть заключается в том, что "формально" дом или микрорайон отрезается от центрального отопления и виртуально подключается к построенной локальной котельной.

    Далее, суммируются виртуальные затраты на строительство такой котельной, затраты на топливо за весь срок эксплуатации и другие эксплуатационные затраты и сколько, опять таки, виртуальной тепловой энергии будет выработано такой виртуальной котельной, за весь срок ее службы. Затем, сумма всех затрат делится на суммарную тепловую энергию и получается обоснованный тариф.

    Методологически этот способ совершенно корректен.

    В физики такой подход называется эквивалентный или эффективный. Например, если заряженные частицы взаимодействуют в диэлектрике, то сила взаимодействия будет меньше чем в вакууме. И тогда величину заряда в вакууму, которая будет взаимодействовать с такой же силой в вакууме, называют эффективным или эквивалентным зарядом.

    А украинским этот метод можно назвать по тому, что там часто реализуют этот метод не виртуально, а реально - дом отрезается от теплоцентрали, жильцами или энергетиками из-за долгов, и жильцы переходят на отопления по другим схемам и от других источников.

    Где могут обмануть

    Если методология не вызывает вопросов, то в конкретном расчете могут быть навязаны неправильные исходные данные. Самые главные и значимые это:

    • состав оборудования альтернативной котельной;
    • срок службы альткотельной;
    • накладные расходы;
    • отсутствие когенерации.

    Состав оборудования котельной

    Здесь могут поставить не совсем оптимальное оборудование по соотношению цена/качества исходя исходя из цен на топливо в России.
    То есть, если, скажем, в Германии, применения какого-то дорогого, но экономичного оборудования (с большим КПД) может быть оправдано (окупится за какой-то период) при цене за газ в 500 евро за 1000 кубов или 40 рублей за куб, то применение такого же оборудования для России может не окупиться никогда, при российской цене газа 4-6 рублей за куб.

    Но капитальные затраты для новых электростанций составляют 0,13 копеек . По ссылке в статье подробно расписано (с ссылками на первоисточники) откуда берется такая цифра. Еще раз, это не 0,13 рубля = 13 копеек, а 0,13 копеек.

    Можно конечно возразить, что это электростанция, а не котельная, но:

    • Я не искал специально данные по стоимости капитальных затрат у новых котельных с пересчете на гигакалорию (по причинам, которые напишу в конце статьи).
      Котельная будет иметь еще меньшие капитальные затраты, чем электростанция. И полнота использования поступающего топлива (перевод в тепло) будет выше более чем в 2 раз.
      То есть, на кВтч капитальные затраты должны быть еще меньше, причем в 10 раз как минимум! В пересчете на гигокалорию у электростанции капитальные затраты составляют 0,13*1600=208 копеек=2р.8к. Уже получается очень маленькая цифра. Но так как капитальные затраты и выход энергии уменьшают, как минимум, эту цифру в 10 раз, то будет всего 20 копеек на гигакалорию.
    • Надо использовать именно альтернативную электростанцию, так как энергетики в большинстве случаев именно так и работают - вырабатывают электричество и тепло. А этот две большие разницы , как говорят в Одессе! Подробно написано ниже.

    Срок службы котельной

    Еще одним местом где будет скрываться обман - это срок служба такой котельной или электростанции. По ссылке выше (на статью с расчетом себестоимости капитальных затрат), видно, что для объектов расчетный срок службы составляет 20 лет.

    Но в реальности, такие объекты служат, как минимум, в 2-3 раза дольше. Все наверное слышали как энергетики, пытаясь обосновать очередное повышение тарифа, рассказывали что та или иная ТЭС была построена более полувека назад, в 60-е годы, давно выработала весь своей ресурс и если они срочно не получат деньги на замену оборудования, то ближайшей зимой мы все замерзнем и умрем!

    Правда ровно такое же они заявляли и 10 лет назад и 20 лет назад, а ТЭС все работает и работает!

    Как видно из таких заявлений, реальный срок службы таких объектов в 2-3 раза больше, чем закладывалось при их строительстве и закладывается сейчас, при строительстве новых.

    Накладные расходы

    Это значительно более дорогая статья и ее размер, как видно, опять таки, из ссылки выше, на статью о себестоимости капитальных затрат, и составляет около 18% от итогового тарифа или 25% к затратам на топливо.

    Но именно в этой статье (не считая распила при строительстве) "сидит" квартиры для любовниц, личные самолеты для директоров и их жен и так далее.

    Отсутствие когенерации

    И когда предлагают сравнивать с котельной, а не с комбинированным решением - это заведомый обман!

    Если использовать когенерацию, и продавать электроэнергию по текущим тарифам, то отопление вообще должно быть бесплатным!

    Топливная составляющая тарифа на тепло

    Для начала посмотрим альтернативную котельную на основе буржуйки. Фактически это то будет топливная составляющая тарифа.

    В таблице 1 приведены:

    • стоимость топлива для различных видов и регионов (строка 3);
    • количества тепла в указанной единице топлива (данные по калькулятору энергии ) (строки 4 и 5);
    • учтены 10% потери (строка 6)
    • Полученная стоимость гигакалории (строка 9)

    Видно, что стоимость гигакалории в буржуйке на угле в Новосибирске (3000 руб/тонна), будет 476 руб/Гкал , что в 3 раза дешевле (строка 10), чем существующий тариф!

    Приблизительно такая же цена будет и из дров. 1 кубометр дров стоит около 1000 рублей, в нем полкуба древесины, которая по калорийности равна 1/3 тонны угля.

    Еще надо учесть стоимость самой буржуйки. Стоимость начинается от 6000 рублей. Окупилась бы за 1 -2 сезона!

    Да, это неудобно. Да, надо таскать дрова или уголь и выносить золу. Да, надо следить и поддерживать огонь. Да, это пожароопасно.

    Но это вовсе не "умозрительный" вариант.

    • Как я говорил, к такому варианту сейчас прибегают в некоторых домах на Украине.
    • В детстве (кажется мне было 7 лет,

    ФАС в СМИ: Замруководителя ФАС рассказал о преимуществах перехода на альткотельную

    Переход на тарифообразование по методу «альтернативной котельной» не приведет к резкому росту цен на тепловую энергию для населения, заверил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев в ходе круглого стола «Новая модель рынка тепла: вызовы и решения для городов Сибири» в Красноярске
    Один из ключевых моментов, который вызывает опасения у властей и населения в рамках изменения подхода к тарифному регулированию, - это резкий рост цен на тепло при переходе на новую модель рынка, так называемую альтернативную котельную. В ходе дискуссии в рамках круглого стола "Новая модель рынка тепла: вызовы и решения для городов Сибири" в Красноярске участники, включая представителей Министерства энергетики РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, а также представителей власти Красноярского края отметили, что не допустят существенного роста тарифов на тепловую энергию в случае перехода на новую модель.
    "Все условия перехода на альткотельную и дальнейшее регулирование тарифа по этой модели строго прописаны в законодательстве. Потребитель защищен от резкого скачка тарифов на законодательном уровне" , - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.
    Он отметил, что перед внесением в Правительство документа о переходе муниципалитета на данный метод регулирования, ФАС и Минэнерго согласовывают параметры альтернативной котельной. И федеральные, и региональные, и муниципальные власти оценивают приемлемый уровень цены, чтобы не допустить неподъемной нагрузки на население.
    "Глава муниципалитета, он, как выборный человек, понимает, что ему гораздо важнее интересы населения, чем он пойдет на поводу у компании. Поэтому это тоже консенсус, взвешивание социальных и экономических интересов" , - отметил Виталий Королев.
    По его словам, тарифообразование по методу "альтернативной котельной" означает качественное и надежное теплоснабжение для потребителя, а для инвестора - стабильность.
    "Нестабильность тарифного регулирования зависит от экономической ситуации в стране. Альтернативная котельная стабилизирует ситуацию и позволяет инвестору не сомневаться в своём будущем" , - сказал Виталий Королев.
    Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Алексей Храпков добавил, что новая модель рынка тепла очень гибкая, так как позволяет бизнесу и власти договориться о более низкой цене за тепло.
    "Альткотельная устанавливает высшую планку! Стороны могут договориться пойти более медленным темпом" , - заметил Алексей Храпков
    По мнению директора по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании (СГК) Екатерины Косоговой, бизнес также не заинтересован в резком росте тарифов, так как высокие цены отпугнут потребителей. Предельный уровень альтернативной котельной - это та цена, при которой потребитель может построить свою собственную котельную, тогда как энергетики заинтересованы в подключении большего количества к централизованному теплоснабжению, а продажа тепла по максимальной цене этому не способствует.
    "Нам, как бизнесу, неинтересно торговать по высокой цене. В наших интересах, чтобы к нам подключались больше потребителей по разумным ценам" , - подчеркнула она.
    Преимущество новой модели для инвесторов, по словам Екатерины Косоговой, не в росте цен, а в стабильности, которую она дает как энергетикам, так и потребителям.
    Новый принцип метода расчета тарифов на тепло утвержден Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ. Он подразумевает переход от ежегодного государственного регулирования тарифов на тепловую энергию к установлению верхней планки цены на долгосрочный период - не менее 10 лет. Для расчета предельного уровня цены за основу берется стоимость строительства и обслуживания нового теплоисточника (альтернативной котельной). Итоговая цена на тепловую энергию определяется по соглашению между теплоснабжающей компанией и муниципалитетом и может быть ниже предельного уровня.
    Справка: "Сибирская генерирующая компания" (СГК) - энергетический холдинг, входящий в Группу компаний АО "СУЭК", осуществляет свою деятельность на территории Алтайского края, Кемеровской области, Красноярского края, Новосибирской области, Республики Хакасия, Республики Тува. Основные виды деятельности - производство тепло‑ и электроэнергии, передача и поставка тепла и ГВС потребителям. В состав группы входят 4 ГРЭС, 1 ГТЭС и 18 ТЭЦ общей установленной электрической мощностью - 10,9 ГВт и тепловой мощностью - 23,9 тыс. Гкал/час, а также тепловые сети общей протяженностью 9 777 км, ремонтные и сервисные компании. На долю станций СГК приходится примерно 23−25% выработки тепла и электроэнергии энергосистемы Сибири. Численность персонала компаний Группы СГК составляет 32 тыс. человек.

    Читайте также: