Правила технической эксплуатации судовых паровых котлов

Обновлено: 16.05.2024

Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций рд 31. 21. 30-97

2.12.1. При выводе котла из эксплуатации на длительный период должны быть приняты меры, предохраняющие его от коррозии, а также от "замораживания" в зимний период.

2.12.2. В зависимости от длительности бездействия котла хранение должно осуществляться одним из следующих способов:

.1. мокрым, при котором котел заполняют полностью водой и подключают к расширительному баку; длительность "мокрого хранения" допускается не более 30 суток;

.2. сухим, при котором котел полностью осушают и герметизируют, предварительно поместив в его внутренние полости влагопоглотитель. В зависимости от порядка осуществления "сухое хранение" обеспечивает сохранность котла и его элементов до двух лет.

.3. избыточного давления, при котором в котле поддерживают давление выше атмосферного за счет подогрева находящейся в нем воды паром действующего котла.

Примечание: Для утилизационных котлов с принудительной циркуляцией режимы хранения конвективной части и сепаратора пара могут устанавливаться различными.

2.12.3. Для постановки на "мокрое хранение" котел (включая экономайзер, пароперегреватель и пароохладитель) должен быть полностью заполнен водой с выполнением указаний пп.1.3.3 и 1.3.4. При отсутствии в инструкции по эксплуатации указаний по вводу химических реагентов следует руководствоваться приложением V.4. При кратковременном хранении (водотрубных котлов - до 3 суток, газотрубных - до 6 суток) качество котловой воды поддерживать на верхнем пределе норматива, указанного в приложении V.I.

После заполнения котла водой и ввода реагентов при открытом воздушном клапане необходимо нагреть воду в котле до температуры кипения для удаления воздуха, продуть котел (включая пароперегреватель), закрыть воздушный клапан, подключить расширительный бак и подпитать систему, доведя уровень воды до 2/3 высоты водоуказательного прибора на расширительном баке.

2.12.4. Для предупреждения "замораживания" котла, находящегося на "мокром хранении", в зимний период необходимо:

.1. держать закрытыми дымовую трубу и заслонки воздухонаправляющих устройств топок;

.2. не допускать устойчивых холодных течений воздуха в котле и котельном помещении;

.3. следить за температурой в котельном помещении; при снижении температуры до +5 °С - спустить воду из котла.

2.12.5. Во время "мокрого хранения" необходимо поддерживать уровень в расширительном баке в пределах видимости водоуказательного стекла.

2.12.6. При постановке котла на "сухое хранение" сроком до шести месяцев необходимо:

.1. тщательно очистить поверхности нагрева котла изнутри и снаружи от грязи, сажи, накипи, окалины и шлама, обратив особое внимание на корни труб;

.2. тщательно удалить остаток воды из барабанов, коллекторов, сепараторов, трубопроводов и других устройств котла;

.3. произвести осмотр котла с газовой стороны и со стороны пароводяного пространства, обнаруженные дефекты зарегистрировать;

.4. обратить особое внимание на состояние изоляции котла, имея в виду ее гигроскопичность и возможность коррозии металла под ней. При необходимости в отдельных местах снять изоляцию, очистить металл и восстановить окраску;

.5. снять, разобрать и законсервировать форсунки;

.6. очистить и смазать скользящие опоры котла;

.7. плотно закрыть чехлом дымовую трубу;

.8. снять для хранения контрольно-измерительные приборы с подводящими трубками, удалив из них влагу продуванием;

.9. аппаратуру автоматического регулирования и устройства дистанционного управления законсервировать.

2.12.7. Очищенный котел должен быть осушен посредством вентилирования топок, барабанов и коллекторов сухим теплым воздухом от калорифера или установкой в них жаровен с горящим древесным углем. После осушения во всех барабанах и коллекторах должны быть размещены противни с влагопоглотителем (см. приложение V.4). После введения влагопоглотителя котел должен быть загерметизирован.

2.12.8. При "сухом хранении" котлов необходимо производить их систематический контроль вскрытием лазовых и люковых затворов, а также осмотром влагопоглотителя, определяя его пригодность в соответствии с приложением V.4. Вскрытие должно производиться не реже одного раза в три месяца. Результаты контроля регистрируются в машинном журнале.

2.12.9. По окончании периода "сухого хранения" до приведения котла в рабочее состояние необходимо извлечь влагопоглотитель, провентилировать внутренние полости и тщательно осмотреть котел.

2.12.10. В тех случаях, когда котел продолжительное время открыт (при ремонте), должны быть приняты меры против скопления влаги в отдельных местах котла, а также резких колебаний температуры и изменения влажности воздуха в котельном помещении.

3. Меры предосторожности при обслуживании паровых котлов

3.1. Предотвращение повреждений и аварий котлов

3.1.1. Повреждения поверхностей нагрева, разрывы труб и аварии котлов являются следствием:

.2. "простуды" (резкого охлаждения котла);

.3. перегрева металла котла;

.4. чрезмерного повышения давления пара при неисправностях предохранительных клапанов;

.5. неудовлетворительного качества ремонта котлов;

.6. изношенности котла и неудовлетворительного контроля технического состояния;

.7. неправильного ввода котла в действие.

3.1.2. При работе котла особое внимание следует обращать на признаки, характеризующие его перегрев, а именно: покраснение отдельных частей котла, выпучины, отдулины, провисания труб или деформация стенок, течи в соединениях труб, связей и в швах, появление окалины, расслоения металла и разрывы отдельных частей. Перегрев жаровых труб и огневых камер с быстрым образованием выпучин и разрывом металла в районе выпучин может привести к взрыву газотрубного котла.

3.1.3. При разрывах парообразующих труб, пароперегревателя, появлении групп свищей, значительных проседаний жаровых труб, выпучин и трещин на поверхностях нагрева и коллекторах, угрожающих безопасности работы, котел необходимо экстренно вывести из действия (см. п.3.3.5.1) и дать ему нормально остыть.

3.1.4. При любом повреждении котла старший механик должен быть вызван в котельное отделение. Если до прибытия старшего механика пребывание людей в котельном отделении по характеру повреждения становится невозможным, угрожающим жизни, вахтенный механик обязан немедленно вывести людей из помещения, доложив об этом старшему механику и вахтенному помощнику капитана. Для предупреждения дальнейшего развития аварии вахтенный механик выводит из действия аварийный котел (при необходимости и другие котлы, расположенные в одном помещении), пользуясь для этого аварийными приводами к клапанам.

3.1.5. Запрещается вводить в действие котлы:

.1. имеющие неисправные: предохранительный клапан, водоуказательный прибор или манометры;

.2. при отсутствии двух исправных, независимых от главного двигателя питательных средств (кроме утилизационных котлов, допускающих работу всухую);

.3. с неисправными системами и клапанами продувания, питания, сажеобдувки, подачи топлива и воздуха, обеспечивающими безопасную эксплуатацию котельной установки;

.4. с неисправными аварийными дистанционными приводами предохранительных, стопорных и быстрозапорных топливных клапанов;

.5. с незаделанными трещинами в ответственных частях котла (в коллекторах, швах, трубных досках, грязевиках, жаровых трубах, их соединениях, огневых коробках и т.п.);

.6. с неисправными средствами регулирования, сигнализации и защиты автоматизированных котлов;

.7. с числом заглушенных труб и их провисанием, превышающим нормы Регистра; с обрывами труб и связей;

.8. с течью соединений в трубных решетках;

.9. с разрушенной обмуровкой защищаемых частей пароводяных и водяных коллекторов и камер или хотя бы одной из стенок топок котла;

.10. с выпучинами на плоских стенках огневых частей со стрелкой прогиба более толщины листа; с местными выпучинами жаровых труб более двух толщин листа; с деформацией жаровых труб более 3% и общим сужением их более 5% от диаметра;

.11. с неисправными фильтрами питательной воды, дозировочными устройствами для ввода химических реагентов в котел и маслоотделителями.

3.1.7. При поступлении воды в котельное отделение необходимо пустить в действие имеющиеся водоотливные средства и выяснить причину поступления воды. Если, несмотря на принятые меры, вода продолжает прибывать, доложить об этом старшему механику и на ходовой мостик. При угрозе подхода воды непосредственно к нагретым ответственным частям котла (барабанам, коллекторам, бочке, грязевикам) с разрешения капитана необходимо экстренно вывести котлы из действия и открыть принудительно предохранительные клапаны.

3.2. Меры предосторожности при упуске воды из котла

3.2.1. Причинами упуска воды из котла могут быть:

.1. неправильные действия обслуживающего персонала;

.2. неисправности водоуказательных приборов;

.3. неисправности регуляторов питания;

.4. неисправности питательных насосов;

.5. пропуски клапанов нижнего продувания;

.6. течи (свищи, трещины, разрывы) испарительных, дымогарных труб, змеевиков и петель экономайзера;

.7. неисправность питательных клапанов котла;

.8. большие пропуски питательного трубопровода;

.9. срыв подачи воды питательным насосом;

.10. неисправное состояние систем автоматики и защиты котла.

3.2.2. Признаками упуска воды в котле являются:

.1. отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах, не появляющегося после их продувания;

.2. свист сухого пара при открывании нижних пробных клапанов;

.3. покраснение и побеление от перегрева видимых частей поверхности нагрева котла;

.4. заметные провисания групп или отдельных труб поверхностей нагрева.

3.2.3. При быстром снижении уровня воды в водоуказательном приборе следует уменьшить подачу топлива, снизить или прекратить расход пара на потребители, установить и устранить причины быстрого снижения уровня.

3.2.4. При упуске воды из котла необходимо немедленно:

.1. прекратить горение;

.2. прекратить питание;

.3. прекратить подачу воздуха;

.4. закрыть стопорные клапаны;

.5. сообщить вахтенному помощнику капитана и старшему механику. Затем:

.6. открыть вручную предохранительные клапаны, клапаны продувания пароперегревателя и спустить пар;

.7. закрыть заслонки воздухонаправляющих устройств и принять другие меры к недопущению местного и общего резкого охлаждения котла.

3.2.5. Питание котла категорически запрещается, если уровень воды в нем упал ниже нижнего пробного клапана в газотрубных и газоводотрубных котлах и ниже нижней кромки водоуказательного прибора в водотрубных котлах.

3.2.6. После вывода котла из действия в результате упуска воды необходимо тщательно осмотреть котел и при отсутствии видимых повреждений (проседаний топок, выпучин, трещин, деформации труб, пропусков пара и воды) провести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если течи и деформации элементов не обнаружены, котел может быть допущен к дальнейшей эксплуатации, о чем должны быть произведены соответствующие записи в машинном журнале. По приходе в порт котел должен быть предъявлен Регистру для освидетельствования.

3.3. Предотвращение и тушение пожара в котельном помещении

3.3.1. Для предотвращения и при тушении пожара в котельном помещении следует строго руководствоваться указаниями "Наставления по борьбе за живучесть судов".

3.3.2. В случаях горения сажи в газоходах котла необходимо немедленно выключить форсунки и котельные вентиляторы, усилить по возможности подачу воды в экономайзер, включить в действие паровые сажесдуватели, а при наличии соответствующих устройств - пустить в газоходы углекислый газ или другие огнегасители.

3.3.3. В тех случаях, когда пожар возник под котлами, необходимо пользоваться аппаратами высокократной пены или ввести в действие местное стационарное паротушение. Остатки топлива под настилом следует тушить паром, пеной, песком или огнетушителем.

3.3.4. При обнаружении пожара до принятия решения о прекращении действия котла и всех вспомогательных механизмов в котельном помещении необходимо попытаться ликвидировать пожар местными средствами. Если пожар возник в результате разрыва топливного трубопровода, необходимо прекратить доступ топлива в поврежденный трубопровод.

3.3.5. Если стала очевидной необходимость вывода личного состава из котельного отделения для использования объемного способа тушения, необходимо:

.1. котлы экстренно вывести из действия с помощью местных или дистанционных приводов, для чего немедленно остановить топливные насосы, закрыть быстрозапорные клапаны на подаче топлива к форсункам и у расходных топливных цистерн, выключить подогрев топлива, прекратить питание котлов, остановить вентиляторы и закрыть все воздушные заслонки и отверстия;

.2. удалить людей из горящего помещения, используя выходы, находящиеся на наиболее низком уровне;

.3. после ухода людей из котельного отделения немедленно загерметизировать его;

.4. пустить пар, углекислый газ или другое огнегасящее средство в котельное отделение.

3.3.6. При необходимости затопления котельного отделения, являющегося крайней мерой тушения пожара, необходимо во избежания взрыва полностью спустить пар из котлов.

Техническое обслуживание котлов

4. Общие указания по техническому обслуживанию котлов

4.1. Техническое обслуживание котла должно предусматривать:

.1. периодические очистки котла с газовой стороны;

.2. промежуточные осмотры котла;

.3. химические очистки котла со стороны пароводяного пространства по согласованию с технической службой судовладельца;

.4. ежегодные внутренние осмотры и наружные осмотры котла под паром;

.5. подготовку и предъявление котла к освидетельствованию Регистра;

.6. гидравлические испытания котла;

.7. осмотр и ремонт кладки, арматуры котла и его средств автоматизации.

4.2. Перед допуском людей в котел необходимо выполнить требования Правил техники безопасности на судах морского флота, в частности:

.1. обеспечить надежное разобщение вскрываемого котла от действующих котлов и пароводяных сепараторов;

.2. перед открытием лазов и лючков убедиться в отсутствии давления в котле проверкой показаний манометра и открыванием атмосферного или пробного клапана. В первую очередь должен открываться верхний лаз котла;

.3. хорошо провентилировать котел, проверить отсутствие внутри него вредных газов и паров и охладить до температуры воздуха в нем не выше 50 °С;

.4. подготовить для освещения внутри котла электрические переносные светильники с напряжением тока не выше 12 В.

4.3. Контроль технического состояния котла должен производиться путем осмотра и обмера его деталей и составных частей с применением при необходимости гидравлических испытаний, дефектоскопии и металлографических исследований. Места возможного появления трещин должны очищаться до чистого металла и протравливаться. Глубину несквозных трещин следует определять неразрушающими методами контроля и контрольным засверливанием.

4.4. При определении допустимых износов и деформаций ответственных частей котла необходимо руководствоваться в первую очередь нормами, приведенными в инструкции по эксплуатации или технических условиях на ремонт данного котла, а также нормами "Руководства по техническому надзору за судами в эксплуатации" Регистра. При отсутствии соответствующих норм в указанных документах вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации котла или объеме его ремонта подлежит особому рассмотрению Регистром.

4.5. При обнаружении дефектов, выходящих за пределы допустимых норм, ремонт соответствующих частей необходимо производить по технологии, одобренной Регистром.

5. Очистки, осмотры и испытания котлов

5.1. Очистки неработающего котла

5.1.1. Очистку поверхностей нагрева с газовой стороны следует производить с соблюдением следующих общих требований:

.1. обдувку или обмыв сажи начинать сверху;

.2. расширительные швы футеровки тщательно очищать от сажи и золы;

.3. следить за удалением всех отложений (особенно смолистых);

.4. перед производством работ в топках принимать меры предупреждения от ожогов;

.5. после обдувки тщательно очищать топку и дымоходы от золы и сажи.

5.1.2. Обдувка труб неработающего котла паром (особенно насыщенным) запрещается. Исключением является парохимический метод очистки с последующей мойкой поверхностей нагрева горячей водой. Сжатым воздухом может быть допущена обдувка только холодных котлов, если есть уверенность в отсутствии на поверхностях нагрева и в дымоходах тлеющей сажи.

5.1.3. Очистка котлов от шлама должна производиться промывкой горячей водой под напором немедленно после остывания котла и спуска из него воды, до того как рыхлые отложения шлама успеют сцементироваться в твердые корки. Как исключение, парообразующие и опускные трубы водотрубных котлов допускается очищать проволочными ершами и шарошками с гидравлическим или механическим приводом, а газотрубные котлы - стальными щетками и скребками.

5.1.4. Для удаления отложений на внутренних поверхностях нагрева следует производить химическую очистку котла с соблюдением одобренной технологии, а также мер по технике безопасности. Для химической очистки котлов могут применяться только препараты, рекомендованные изготовителем котла или судовладельцем.

5.1.5. Перед химической очисткой котла необходимо отключить его от других котлов, а также заглушить водоуказательные колонки и всю остальную арматуру, кроме дренажной, и снять предохранительные клапаны, если это предусмотрено инструкцией по выбранному методу очистки.

5.1.6. По окончании химической очистки котла остатки разрушенной и утратившей прочность накипи должны быть обязательно удалены из котла. Результаты очистки должны быть проверены путем осмотра внутренних поверхностей котла и пропускания через парообразующие трубы калиброванных шаров диаметром, равным 0,9 внутреннего диаметра проверяемой трубы (для труб с малым радиусом гиба - 0,85 внутреннего диаметра трубы).

5.1.7. Пароперегреватели не подлежат химической очистке и поэтому не заполняются раствором химических реагентов. Удаление из пароперегревателя солей, ржавчины и других загрязнений следует производить промывкой горячим конденсатом.

5.1.8. По окончании химической очистки котел рекомендуется подвергнуть гидравлическим испытаниям на рабочее давление.

5.2. Промежуточные осмотры котла

5.2.1. Промежуточные осмотры должны производиться при выводе котла из действия, но не реже одного раза в три месяца.

5.2.2. При производстве промежуточных осмотров необходимо:

.1. при охлажденной обмуровке топки осмотреть состояние кирпичной кладки, при необходимости заменить разрушенные кирпичи и заделать трещины, восстановить обмазку обмуровки топок; при наличии на трубах экрана или перегородках хромитовых или корундовых масс трещины в них заделывать не рекомендуется;

.2. разобрать форсунки, очистить, промыть и при необходимости притереть или заменить изношенные распылители. Проверить правильность установки форсунок. Очистку форсунок и их дроссельных шайб производить проволокой из цветного металла, а промывку - в керосине или дизельном топливе;

.3. проверить плотность форсуночных клапанов; отрегулировать приводы управления форсунками; обеспечить исправность воздухонаправляющих устройств; проверить состояние диффузоров - обгоревшие заменить;

.4. осмотреть с газовой стороны все парообразующие поверхности с целью определения наличия их деформации, коррозии и загрязнения сажей; при необходимости произвести наружную очистку поверхностей;

.5. осмотреть крышки лазов и лючков, при необходимости устранить неплотности соединений;

.6. осмотреть скользящие опоры котла и проверить величину зазоров, обеспечивающих тепловое расширение котла;

.7. очистить и смазать резьбу штоков клапанов;

.8. проверить состояние изоляции, обшивки и металла барабанов в доступных местах;

.9. проверить исправность действия предохранительных клапанов;

.10. при необходимости спустить воду из котла и осмотреть котел со стороны пароводяного пространства на предмет обнаружения накипи, проверить исправность невозвратных питательных клапанов, клапанов верхнего и нижнего продувания, крана солености;

.11. факт и результаты осмотра отразить в машинном журнале.

5.3. Ежегодные осмотры котла

5.3.1. Ежегодные осмотры котла должны производиться старшим и котельным механиками и по возможности приурочиваться к освидетельствованиям котла Регистром. Осмотры должны производиться до предъявления котла к освидетельствованию.

5.3.2. При производстве ежегодных осмотров котла необходимо:

.1. произвести тщательный осмотр барабанов, коллекторов и их внутренних частей, поверхностей нагрева: парообразующей части, пароперегревателя, экономайзера и воздухоподогревателя; жаровых и дымогарных труб и огневых камер. Проверить крепление и коррозионное состояние внутренних конструкций котла;

.2. проверить состояние кирпичной кладки и ее крепление, состояние газоходов, обшивки котла, газонаправляющих щитов, надежность их крепления и величину износа;

.3. проверить крепление котла к фундаменту и отсутствие препятствий его тепловому расширению;

.4. осмотреть настил двойного дна и набор судна в районе фундамента для установления характера и размера коррозионных разъеданий;

.5. проверить исправность действия приводов и состояние всей арматуры котла;

.6. при необходимости снять и сдать на поверку КИП. Проверить состояние мест присоединения приборов к котлу и трубопроводам.

5.3.3. При приемке котла после ремонта помимо указаний п.5.3.2 необходимо проверить:

.1. наличие и положение указателя наивысшей точки поверхности нагрева, укрепленного на стенке котла;

.2. наличие на стенке котла возле каждого водоуказательного прибора закрепленных указателей низшего и рабочего уровней воды;

.3. положение стекол водоуказательных приборов;

.4. правильность расположения воронок продувания, которое должно обеспечивать удаление пены и шлама со всей поверхности зеркала испарения.

Примечание. Требование п..1 не распространяется на утилизационные котлы и котлы с принудительной циркуляцией.

5.3.4. При наружном осмотре котла под паром необходимо:

.1. установить контрольный манометр и сверить с ним показания штатных котельных манометров; убедиться, что манометры опломбированы, имеют шкалы, достаточные для производства гидравлических испытаний котла, и красную черту на шкале, соответствующую рабочему давлению пара. При отсутствии контрольного манометра во внимание должно приниматься наибольшее из показаний манометров, установленных на котле;

.2. отрегулировать предохранительные клапаны;

.3. осмотреть доступные места поверхностей нагрева с газовой стороны, убедиться в отсутствии пропусков воды и пара, исправном состоянии клапанов и плотности их закрытия;

.4. убедиться в исправном действии водоуказательных приборов, верхнего и нижнего продувания, надежном креплении паропроводов и исправной работе компенсаторов, а также в надлежащем состоянии изоляции;

.5. проверить исправность действия приводов: ручного подрыва предохранительных клапанов с верхней палубы и из котельного помещения, быстрозапорного клапана на топливном трубопроводе, остановки топливных насосов и закрытия стопорных клапанов с верхней палубы; ручного управления питанием; продувания водоуказательных приборов;

.6. проверить действие всех питательных средств при полном рабочем давлении в котле;

.7. проверить действие всех систем автоматического регулирования, защиты, блокировки и сигнализации и работу котла при переводе с автоматического управления на ручное и наоборот;

.8. проверить чистоту и освещенность котельного отделения, наличие необходимого инструмента, запасных частей, противопожарного оборудования и снабжения.

5.3.5. Предохранительные клапаны должны быть отрегулированы на давления, предусмотренные "Руководством по техническому надзору за судами в эксплуатации" Регистра.

Основы эксплуатации судовых вспомогательных котлов

При обслуживании судовых вспомогательных котлов следует руководствоваться Правилами технической эксплуатации судовых паровых котлов Министерства морского флота. В соответствии с Правилами котлы должны работать с полной производительностью без ущерба для их технического состояния и обеспечивать безопасную и безаварийную работу установки при наименьшем расходе топлива. Решающее значение для выполнения этих требований имеет четкое знание и выполнение Правил технической эксплуатации, а также правильная организация труда и рабочего места. Нарушения Правил могут привести к аварии котлов. В последние годы более 70% аварий с судовыми паровыми котлами явились прямым следствием нарушений Правил технической эксплуатации и дисциплины, определяемой Уставом службы на судах морского флота.

В случае, если котел находился в ремонте или чистке, то перед вводом в действие проверяется его внутренняя чистота, отсутствие дефектов, надежность крепления арматуры, трубопроводов и кирпичной кладки. Закрытие горловин можно производить, лишь убедившись в том, что в котле нет посторонних предметов. Горловинная асбестовая прокладка и гнездо горловины должны быть промазаны графитом. Водой котел заполняется при открытом воздушном кране. Исправность водоуказательной арматуры проверяется путем открытия продувочных кранов. Исправность прочей арматуры определяется проверкой возможности ее открытия и закрытия. Заполненный водой котел обязательно должен подвергнуться наружному осмотру. В случае обнаружения течи воды в отдельных соединениях котла в виде капелек необходимо принять меры по их устранению.

Включение котельной установки в работу

Проверить уровень воды в котле. Убедиться, что в топке нет мазута. Во избежание взрыва скопившихся газов топка котла должна быть провентилирована воздухом. Подаваемое в топку распыленное форсункой топливо воспламеняется от электрического запального устройства либо от поднесенного к нему горящего факела. Разводку пара в котле необходимо производить медленно, чтобы детали котла прогревались равномерно, в противном случае в результате температурных напряжений возможны течи в швах, появление трещин в металле котла и другие дефекты. Подъем пара производить при открытом воздушном клапане. Время разводки огнетрубных котлов должно составлять 6—8 ч, а водотрубных — 2—3 ч в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

При заполнении котла горячей водой время разводки может быть сокращено на 1—2 ч. По мере подогрева котельной воды и подъема пара проверяется плотность крышек, люков и лазов.

При включении утилизационных котлов в работу убеждаются в нормальном уровне воды, включают питательные насосы, затем ставят газовые захлопки в положение, сообщающее котел с выхлопным коллектором двигателей внутреннего сгорания. Для пуска автоматизированных котельных установок на электрозащите ставят переключатель в положение «автоматическая работа». С включением автоматического управления вводится в действие котельный вентилятор, топливный насос, подается ток к электродам зажигания. С воспламенением топлива электроды зажигания отключаются, процесс горения регулируется терморегуляторами или реле давления пара. Воздушный кран закрывают при давлении пара более 1 ати. Водоуказательные приборы продувают, проверяя их показания с помощью пробных кранов в первый раз при достижении давления 1 кГ/см 2 . После того, как давление пара достигает 3 кГ/см 2 , осматривают все фланцы, лазы и горловины и обжимают ключом их гайки. При достижении давления около 5 кГ/см 2 котел подпитывают водой и продувают сначала через краны верхнего, а затем нижнего продувания.

При достижении примерно половины рабочего давления убеждаются в исправности предохранительных клапанов, поднимая их ручным приводом, а затем еще раз проверяют действие манометров и водоуказательных приборов.

Время от разведения огня в топке до появления пара в котле должно составлять не менее 1/з—1/2 общего времени подъема пара. После достижения рабочего давления пара в котле снова проверяют манометры, предохранительные клапаны и водоуказательные приборы, Уровень воды в котле к этому времени должен быть равен рабочему.

Уход за работающим котлоагрегатом

Современные паровые котлы высоконапряженны и имеют малую аккумулирующую способность. В этой связи, поддержание нормального уровня воды является важнейшим условием безаварийной работы котла, так как упуск воды на несколько минут приводит к пережогу водогрейных труб и полному выходу котла из действия. В исправном водоуказательном приборе уровень воды всегда слегка колеблется. Правильность показаний водоуказательных стекол проверяют продувкой один — два раза за вахту. При выходе водоуказательного прибора из строя до устранения неисправностей, но не более 10—15 мин, пользуются пробными кранами.

Категорически запрещается питание котла при падении уровня ниже нижнего водопробного крана. В этом случае, во избежание аварии, следует немедленно прекратить горение, выключить питательные насосы, перекрывать стопорные клапаны и принять все меры к тому, чтобы предохранить котел от резкого охлаждения. В противном случае возможны расстройство швов, появление трещин и другие тяжелые последствия.

Важнейшим условием поддержания нормального рабочего уровня воды в котле является постоянное наблюдение за водой в теплом ящике, работой питательных насосов, автоматическим управлением питания.

Повышение температуры воды в теплом ящике выше 50° С приводит к запариванию насоса (при всасывании, в результате испарения воды, водяной цилиндр заполняется паром), срыву его подачи. Прекращение подачи воды в котел может быть также из-за неисправности приемных и нагнетательных клапанов питательного насоса, отсутствия воды в теплом ящике и другим причинам.

Переполнение котла выше рабочего уровня и особенно его запрессование водой может привести к выходу из строя работающих вспомогательных быстроходных паровых механизмов.

Наблюдение за качеством процесса горения топлива

Контроль качества горения в топке осуществляется периодическим наблюдением через специальный глазок или с помощью газоанализатора ОРСа.

Полного сгорания топлива можно добиться путем правильного ведения процесса горения. Для этого необходимо соблюдение соотношения подаваемого в топку топлива и воздуха, поддержание определенного (указанного инструкцией) давления воздуха. Распыл и сгорание топлива зависят от влажности, вязкости, степени подогрева, установки форсунок и ряда других факторов. Механические форсунки должны очищаться от нагара и отложений после каждых 8 ч работы. При внезапном прекращении горения необходимо немедленно закрыть мазутный клапан во избежание возможного скопления топлива на поде топки (что может явиться одной из причин взрыва котла).

Вывод котельной установки из действия

При выводе котельной установки из действия последовательно выключается система автоматического управления, подача топлива, воды и воздуха в котел. У котлов с ручным обслуживанием вывод из действия производится путем поочередного выключения форсунок, топливного насоса, вентилятора и питательных средств котла. Утилизационные котлы выключаются из работы после остановки питательных насосов и постановки газовой захлопки в нерабочее положение. В случае вывода котла из действия пар стравливается на вспомогательные механизмы, а оставшееся давление используется для производства верхнего продувания (для удаления с поверхности воды масла и других механических примесей), а затем нижнего продувания. После остывания котла оставшаяся вода полностью удаляется.

Если вспомогательный котел один, то арматура всех: систем ставится в нерабочее состояние, а из магистральных трубопроводов удаляется вода, пар и воздух. При двух или не скольких котлах, работающих параллельно, все клапаны, связанные системой трубопроводов с другими котлами, плотно закрываются и завязываются проволокой с закреплением дощечки с надписью «не открывать». При охлаждении котла воспрещается применение искусственных мер, как например, подкачивание-холодной воды, образование сквозняков и пр.

Очистка котла от накипи и сажи

Несоблюдение инструктивных норм обработки воды приводит к большим отложениям накипи уже через первые 1000 ч работы котла, что приводит к большим потерям топлива, перегреву металла и вызывает необходимость механической или химической очистки котла от накипи. Механическая очистка производится с помощью скребков, кирок, а также электрических и пневматических инструментов. В водотрубных котлах для этой цели используются проволочные щетки и шарошки. Шарошка представляет собой фрезу, соединенную гибким металлическим или прорезиненным шлангом с валом электромотора или насосом (инжектором); в последнем случае корпус фрезы будет представлять гидравлическую турбинку. После чистки котла его промывают струей горячей воды под давлением 2—3 ати и температуре до 65° С.

Химическая очистка производится путем щелочения котла или кислотной промывки. При щелочении котел заполняется на 20—30 мм выше нормального уровня водным раствором антинакипина и при давлении 1,5—2 ати через каждые 2 ч производится верхняя и нижняя продувки. Дозировка антинакипина применяется из расчета 8—10 кг на 1 т воды.

Продолжительность операции щелочения должна быть не менее 10 ч. Отложение сажи и минеральных продуктов со стороны газов служит главной причиной неэкономичной работы котлов. Очистка дымогарных и водогрейных труб от сажи производится банником.

Процесс очистки поверхности нагрева котла от сажи называется «банением». Банение трубок ручным или механическим банником производится при минимальной нагрузке котла через открытую прогарную дверцу у огнетрубных котлов или через специальные люки в кожухе у водотрубных котлов. В огнетрубных и комбинированных котлах применяют ручную очистку дымогарных труб ершами и обдувку с помощью переносного парового банника (рис. 122).

Сопло ручного банника открывается при нажиме его головки на края дымогарных труб. Обдувку банником труб можно производить перегретым или охлажденным паром при давлении его не менее 12 ати или сжатым воздухом. Обдувка радиационных поверхностей нагрева водотрубных котлов производится специальными сопловыми сажеобдувочными устройствами. Сопла этих устройств, с помощью которых производится обдувка поверхностей нагрева, приводятся в действие от специальных механических приводов, вынесенных наружу котла. Обдувка сажи облегчается с применением присадок типа ВНИИНП-102 и других, делающих сажу более рыхлой и пористой. В настоящее время присадки преимущественно вводятся на нефтебазах (в количестве 0,2% от веса мазута), т. е. судно бункеруется мазутом с растворенной присадкой.

В последнее время широко применяют промывку поверхностей нагрева котла со стороны газов. Промывку ведут струей горячей воды (60—70°С), подаваемой под давлением 12—13 ати к специальной длинной трубе с одним-четырьмя соплами диаметром 3—5 мм. Лучшие результаты получаются при промывке щелочным раствором, т.е. с добавлением соды и моющих веществ. Промывку ведут сверху вниз, а потом со стороны топки.

Футеровка предохраняется брезентом. После промывки рекомендуется нанести слой защитной краски и сразу же просушить котел.

Правила технической эксплуатации и техники безопасности судовых паровых котлов

Меры предосторожности при обслуживании паровых котлов.
1. Предотвращение повреждений и аварий котлов.
1.1. Повреждения поверхностей нагрева, разрыва труб и аварии котлов являются следствием упуска воды, резкого охлаждения котла, перегрева металла котла, чрезмерного повышения давления пара при неисправных предохранительных клапанах, неудовлетворительного качества ремонта котлов, изношенности котла, неправильного ввода котла в действие.
1.2. При работе котла особое внимание следует обращать на признаки, характеризующие его перегрев, а именно: покраснения отдельных частей котла, выпучины, отдулины, провисания труб или деформация стенок, течи в соединениях труб, связей и в швах, появление окалины, расслоения металла и разрывы отдельных частей. Перегрев жаровых труб и огневых камер с быстрым образованием выпучин и разрывом металла в районе выпучин может привести к взрыву газотрубного котла.
1.3. При разрывах парообразующих труб, пароперегревателя, появления групп свищей, значительных приседаний жаровых труб, выпучин и трещин на поверхностях нагрева и коллекторах, угрожающих безопасности работы, котел необходимо экстренно вывести из действия и дать ему нормально остыть.
1.4. Запрещается вводить в действие котлы, имеющие неисправные предохранительный клапан, водоуказательный прибор или манометры; при отсутствии двух исправных, независимых от главного двигателя питательных средств (кроме утиль котлов); с неисправными системами и клапанами продувания питания, сажеобдувки, подачи топлива и воздуха, обеспечивающими безопасную эксплуатацию котельной установки; с неисправными аварийными дистанционными приводами предохранительных, стопорных и быстрозапорных топливных клапанов; с незаделанными трещинами в ответственных частях котла (в коллекторах, швах, трубных досках, грязевиках, харовых трубах, огневых коробках); с неисправными средствами регулирования, сигнализации и защиты автоматизированных котлов; с числом заглушенных труб и их провисанием, превышающим нормы Регистра, с обрывами труб и связей; с течью соединений в трубных решетках; с разрушением обмуровкой защищаемых частей пароводяных и водяных коллекторов и камер или хотя бы одной из стенок топок котла; с выпучинами на плоских стенках огневых частей со стрелкой прогиба более толщины листа, с местными выпучинами жаровых труб более двух толщин листа; с деформацией жаровых труб более 3% и общим сужением их более 5% от диаметра; с неисправными фильтрами питьевой воды, дозировочными устройствами для ввода химических реагентов в котле и маслоотделителями.
2. Меры предосторожности при упуске воды из котла.
2.1. Причинами упуска воды из котла могут быть неправильные действия обслуживающего персонала, неисправности водоуказательных приборов, неисправности регуляторов питания, неисправности питательных насосов, пропуски клапанов нижнего продувания, течи испарительных, дымогарных труб, змеевиков и петель экономайзера, неисправность питательных клапанов котла, срыв подачи воды питательным насосом, неисправное состояние систем автоматики и защиты котла.
2.2. Признаками упуска воды в котле являются отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах, не появляющегося после их продувания, свист сухого пара при открывании нижних пробных клапанов, покраснение и побеление от перегрева видимых частей поверхности нагрева котла, заметные провисания групп или отдельных труб поверхностей нагрева.
2.3. При быстром снижении уровня воды в водоуказательном приборе следует уменьшить подачу топлива, снизить или прекратить расход пара на потребители, установить и устранить причины быстрого снижения уровня.
2.4. При упуске воды из котла необходимо немедленно прекратить горение, прекратить питание, прекратить подачу воздуха, закрыть стопорные клапаны, открыть вручную предохранительные клапаны, клапаны продувания пароперегревателя и спустить пар, закрыть заслонки воздухонаправляющих устройств и принять другие меры к недопущению местного и общего резкого охлаждения котла.
2.5. Питание котла категорически запрещается, если уровень воды в нем упал ниже нижнего пробного клапана в газотрубных и газоводотрубных котлах и ниже нижней кромке водоуказательного прибора в водотрубных котлах.
2.6. После вывода котла из действия в результате упуска воды необходимо тщательно осмотреть котел и при отсутствии видимых повреждений провести гидравлическое испытание котла на рабочее давление.


Настоящими «Правилами технической эксплуатации судовых паровых котлов» обязаны руководствоваться лица судового экипажа, обслуживающие главные и вспомогательные котельные установки на судах Министерства морского флота СССР, эксплуатацией и ремонтом котельных установок судов Министерства морского флота. Настоящие Правила дают общие указания по обслуживанию судовых паровых котлов и уходу за ними.

Формат: pdf

К сожалению, у нас нет описания данной книги. Если у вас есть, то вы можете помочь проекту. Напишите в коментариях ваше описание книги и мы его обязательно добавим на сайт.

Читайте также: