Порядок снижения давления зил 131 к пуску с использованием котла подогрева

Обновлено: 29.04.2024

1.1 Порядок пуска предпускового подогревателя двигателя зил-131

Проверить наличие бензина в бачке подогревателя, открыть кран внизу бачка.

Поднять вверх, на один щелчок, кнопку переключателя режимов работы на пульте ППП – для продувки котла (на 30-40 секунд) и вывернуть пробку заливной лейки бачка.

Поднять вверх кнопку ещё на один щелчок, при этом, сработает электромагнитный запорный клапан, и бензин самотёком поступит в котёл П.П.П..

Приблизительно через 30-45 секунд, включить выключатель свечи накаливания на пульте П.П.П. При работоспособной свече, в прорезях пульта будет видна накалившаяся контрольная спираль. Последует хлопок в котле, - сигнализируя о начале горения, после чего, выключить свечу.

Залить в лейку котла около 2х-3х литров воды и при появлении пара из лейки, долить ещё 6-8 литров воды.

При появлении течи из сливного крана котла – закрыть кран, прикрыть пробкой лейку, открыть крышку на заливной горловине радиатора.

При появлении пара из радиатора, заполнить систему охлаждения, доливая воду только через лейку котла.

При появлении течей из сливных кранов блока цилиндров, радиатора – закрыть эти краны.

Запустить двигатель, при достижении плюсовой рабочей температуры двигателя – выключить П.П.П., опустив кнопку переключателя на один щелчок.

10.После прекращения горения в котле, через 20-30 секунд, полностью опустить вниз кнопку переключателя и долить в радиатор воду, до уровня заливной горловины.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать П.П.П. в закрытых гаражах, боксах!

Последовательность проведения контрольного осмотра автомобиля зил-131 перед выходом из автопарка.

Осмотр проводится с целью готовности автомобиля к безаварийной эксплуатации.

Осмотр проводится снаружи, с левого переднего колеса, по часовой стрелке.

Проверяется внешнее состояние автомобиля, целостность, чистота фар, стекол, зеркал, номерных знаков, отсутствие подтеканий из систем охлаждения, смазки, комплектность автомобиля.

Проводится проверка уровней масла, охлаждающей жидкости, проверяется работа двигателя, генератора. Проверяются приборы освещения, сигнализации, звуковой сигнал, контрольно-измерительные приборы, стеклоочистители, проверяется величина накачки шин.

Проверяется работа сцепления, К.П.П., стояночного и рабочего тормозов, работа рулевого управления,

состояние, шплинтовка рулевых тяг.

1.3 Опустить, извлечь из держателя и установить в исходное положение запасное колесо автомобиля КамАз-4310.

1.Для подъёма- опускания запасного колеса, кабины автомобиля, применяется гидравлический насос, расположенный за кабиной. На корпусе насоса расположены ручки управления подъёмом, опусканием.

2.Для опускания колеса необходимо отсоединить стяжные винты держателя и перевести ручки управления

насосом в положение « Опускание запасного колеса»; вставить монтажную лопатку в рычаг насоса, и, качая рычаг, опустить колесо.

Обслуживание пневмосистемы ЗИЛ-131

Можно допустить только кратковременное снижение давления при частых повторных торможениях.

Во избежание полного израсходования воздуха при частых торможениях категорически запрещается останавливать двигатель на длинных спусках.

Повышение давления выше 7,4 кг/см² указывает на неисправность регулятора давления или разгрузочного устройства; повышение давления более 10 кг/см² указывает, кроме того, на неисправность предохранительного клапана. В этом случае необходимо немедленно устранить неисправности.

При резком полном нажатии на педаль тормоза (при неработающем двигателе) давление в баллонах должно несколько снизиться (верхняя шкала манометра), а давление в тормозных камерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давлению в баллонах.

После этого не должно быть заметного движения стрелок манометра в течение времени, пока педаль нажата, дальнейшее понижение давления в этом случае свидетельствует о нарушении герметичности в пневматической системе.

После того как педаль тормоза резко отпущена, время падения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 сек.

При свободном положении тормозной педали при неработающем двигателе падение давления в системе тормозов из-за негерметичности системы (по показанию верхней стрелки манометра) не должно превышать 0,5 кг/см² в течение 30 мин.

Быстрое падение давления в пневматической системе при остановке двигателя указывает на повышенную утечку воздуха из системы.

Место сильной утечки воздуха может быть определено на слух.

Небольшая утечка может быть определена с помощью мыльной эмульсии, которой следует смочить места возможной утечки. Утечку воздуха через соединения устраняют, протягивая соединительную арматуру.

Следует периодически проверять, нет ли касания шлангов передних тормозных камер о колеса, повернутые до отказа влево и вправо.

Для обеспечения нормальной работы системы тормозов необходимо при технических осмотрах открывать спускные краны в воздушных баллонах и сливать конденсат.

Нужно помнить, что слить конденсат из баллонов можно только при наличии в них сжатого воздуха.

Не следует допускать скопления большого количества конденсата в баллонах, так как это может привести к попаданию конденсата в рабочие аппараты тормозной системы.

Количество конденсата зависит от состояния компрессора и влажности окружающего воздуха; поэтому при влажной погоде необходимо сливать конденсат ежедневно, после окончания работы.

Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Зимой нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания его в системе трубопроводов пневматического привода тормозов.

В случае замерзания конденсата нельзя подогревать баллоны открытым огнем (факелом, паяльной лампой и др.).

Проверка и регулировка пневматического привода тормозов колес

Периодически необходимо проверять регулировку пневматического привода тормозов и ход штоков тормозных камер.

Давление воздуха в пневматической системе тормозов надо регулировать в следующем порядке.

При работе двигателя на холостом ходу надо поднять давление воздуха в пневматической системе до 7— 7,4 кг/см² (по показанию верхней шкалы манометра на щитке приборов); при этом показание нижней шкалы должно быть равно пулю (давление воздуха в тормозных камерах).

Затем следует нажать до отказа на педаль тормоза.

При приложении к концу педали усилия 20 — 30 кг давление воздуха в тормозных камерах должно сравняться с давлением воздуха в баллонах и стрелки на обеих шкалах манометра должны показывать одинаковые величины.

При этом конец педали должен не доходить до пола на 10—30 мм.

Если педаль упирается в пол или если зазор не соответствует указанному, необходимо отрегулировать величину хода педали тормоза, изменяя длину тяги, соединяющей рычаг тормозного крана с промежуточным рычагом привода при помощи регулировочной вилки, навернутой на резьбовой конец тяги.

Если привод тормозного крана отрегулирован правильно, то при наличии сжатого воздуха в воздушных баллонах свободный ход конца тормозной педали должен быть в пределах 40—60 мм.

Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать давление воздуха в соединительной магистрали пневматического вывода для управления тормозами прицепа, для этого надо присоединить манометр к соединительной головке и открыть разобщительный кран.

В отторможенном состоянии этот манометр должен показывать давление в пределах 4,8—5,3 кг/см². Если показание манометра не соответствует указанному, необходимо произвести регулировку секции крана, управляющей тормозами прицепа.

Регулировку следует производить в таком порядке:

Проверка и регулировка пневматического привода тормозов колес

- снять корпус 24 (см. рис. 1) рычагов тормозного крана, ослабить контргайку 22 направляющей штока и, вращая направляющую штока 6, установить давление воздуха, подаваемого в магистраль прицепа, в пределах 4,8— 5,3 кг/см².

Затем следует завернуть контргайку и поставить на место корпус рычагов (обязательно поставить на место уплотнительную прокладку корпуса рычагов).

При плавном нажатии на педаль тормоза давление по манометру, подключенному к соединительной головке, должно плавно уменьшаться и дойти до нуля при полном нажатии на педаль.

Промежуточным положениям педали должны соответствовать промежуточные показания манометров.

Проверять тормозную пневмосистему необходимо при закрытом кране управления давлением системы регулирования давления воздуха в шинах.

Порядок пуска двигателя с использованием предпускового подогревателя

Соблюдай следующий порядок пуска двигателя ав­томобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (при использовании в системе охлаждения воды).

  1. Подготовь воду для заполнения всей системы ох­лаждения двигателя (примерно 35 л).
  2. Закрой жалюзи радиатора, открой капот двигате­ля; при сильном ветре установи капот на предохрани­тельный крючок. Отключи масляный радиатор и надень на облицовку радиатора утеплительный чехол.
  3. Закрой пробки радиатора и наливной воронки 3 (рис. 1) подогревателя; закрой кран 14 котла и крап 7 трубопровода подогревателя. Если краны замерзли, то закрой их при прогреве двигателя, как только из них пойдет вода. Сливной кран патрубка радиатора оставь открытым.
  4. Залей в топливный бачок 1 подогревателя 2 л бензина.
  5. Включи электродвигатель 5 вентилятора, поста­вив ручку 21 переключателя в положение I; убедись в том, что вентилятор работает, и выключи его.
  6. Залей 1,5 л воды в котел подогревателя через на­ливную воронку 3.
  7. Открой кран 24
  8. Установи ручку 21 переключателя в положение II на 45 с; при этом включается электродвигатель венти­лятора, открывается электромагнитный клапан и асбе­стовая футеровка камеры сгорания смачивается бензи­ном. При очень низкой температуре это время увеличу до 100 с.

Предпусковой подогреватель

Рис. 1. Предпусковой подогреватель:

1 — топливный бачок; 2 — пробка бачка; 3 — наливная воронка; 4 — регули­ровочная игла; 5 — электродвигатель вентилятора; 6 — ручка управления краном; 7 — сливной кран трубопровода; 8 — соединитель проводов; 9 — кон­денсатор; 10—шланг подвода воздуха; 11 — свеча накаливания; 12 — отво­дящая трубка от двигателя к котлу; 13 — лоток; 14 — сливной кран котла; 15 — котел подогревателя; 16 — трубка от электромагнитного клапана; 17 — подводящая трубка от котла к двигателю; 18 — пульт управления; 19 — контрольная спираль; 20 — выключатель свечи; 21 — ручка переключателя; 22 — трубка топливного бачка; 23—электромагнитный клапан; 24 — крап; 25 — спираль подогрева электромагнитного клапана

Поставь переключатель в положение 0, включи вы­ключатель 20 свечи и держи его включенным. Как толь­ко контрольная спираль 19 накалится до светло-крас­ного цвета, произойдет воспламенение бензина в каме­ре сгорания, при этом будет слышен хлопок. После хлопка пусти -подогреватель, переместив ручку 21 пере­ключателя в положение II.

По достижении устойчивой работы подогревателя выключи свечу, отпустив выключатель 20.

  1. Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать, повтори его пуск.

В случае замерзания воды в трубках 12 и 17 (про­веряй на ощупь), для их оттаивания периодически вклю­чай подогреватель на 1—2 мин с интервалами 2—4 мин и подавай вентилятором воздух в котел подогревателя между включениями. При замерзших трубках допускать продолжительную (более 2 мин) работу подогревателя нельзя.

  1. По истечении 1—2 мин после пуска подогрева­теля залей дополнительно через воронку котла 6—8 л воды в двигатель, закрой пробку воронки и продолжай прогрев двигателя. Воду заливай аккуратно, не проли­вая ее на агрегаты электрооборудования. На время про­грева двигателя капот закрой. Если подогреватель при закрытом капоте глохнет, то капот оставь приоткрытым, подложив под него какой-либо предмет.
  2. Когда вода в двигателе нагреется и появится пар из наливной горловины радиатора, проверни несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой.

Вал готового к пуску двигателя легко проворачива­ется, причем на пусковой рукоятке отчетливо ощуща­ется сопротивление компрессии.

  1. Выключи подогреватель, переведя ручку 21 пере­ключателя в положение I (продувка котла), и закрой кран 24. Примерно через 50—60 с после прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключи вен­тилятор, переместив ручку переключателя в положе­ние 0.

Несоблюдение указанной последовательности выклю­чения подогревателя может привести к выбросу пламе­ни и подгоранию шланга 10 подвода воздуха.

  1. Пусти двигатель, как указано в руководстве (ин­струкции) по эксплуатации автомобиля, и закрой слив­ной кран патрубка радиатора. Если он замерз, закрой его после оттаивания при заливке воды.
  1. Прогревая двигатель на средней частоте враще­ния, налей дополнительно воду в двигатель через наливную воронку до полного се заполнения и закрой пробку воронки. Затем налей воду в радиатор до пол­ного заполнения системы охлаждения и закрой пробку радиатора. При наличии расширительного бачка налей в него 2 л воды

Порядок пуска двигателя автомобилей ЗИЛ 157К и ЗИЛ-157КД такой же, как и у автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, но объем заливаемой в двигатель воды дол жен быть 24 л вместо 35 л по и 1 и 4—6 л вместо 6- 8 л по п. 10.

При использовании низкозамерзающей охлаждаю­щей жидкости пускай двигатель в порядке, указанном выше, за исключением пп 1 3, 6 и 9 (второй абзац)

При пользовании подогревателем строго соблюдай следующие правила

  • неотлучно находись у автомобиля при прогреве двигателя и внимательно следи за работой подогрева­теля (по характерному гудению) до его выключения;
  • не пускай подогреватель без охлаждающей жид­кости в котле
  • не прогревай двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом;
  • содержи в чистоте и исправности не только пред­пусковой подогреватель, но и двигатель, так как замас- ленность двигателя (особенно его картера) и подтекание горючего могут послужить причиной пожара;
  • кран 24 питания подогревателя открывай только па время работы подогревателя, в остальное время дер­жи его плотно закрытым;

в теплое время года топливный бачок подогрева­теля содержи без горючего..

Порядок пуска двигателя

Для подогрева и пуска двигателя, в системе которого нет воды, надо подготовить 32—35 л воды. Закрыть жалю­зи радиатора, а при сильном морозе надеть утеплительный чехол на облицовку радиа­тора, открыть пробку радиатора, закрыт! сливной кран котла подогревателя и краг трубопровода подогревателя. Если топливе в бачке отсутствует или его недостаточно, надо заполнить бачок топливом, отвернут пробку. Залить 1,5 л воды в котел подогре­вателя через воронку.

Переместить ручку переключателя в по­ложение II на 15—20 сек, при этом вклю­чается электродвигатель вентилятора и от­крывается электромагнитный клапан. При очень низкой температуре это время надо увеличить до 60 сек.

Поставить ручку переключателя в поло­жение 0 и включить свечу накаливания. При достижении светло-красного каления контрольной спирали произойдет воспламе­нение топлива в камере сгорания, при этом будет слышен слабый хлопок. Затем пустить подогреватель, переместив ручку переклю­чателя в положение II. При достижении устойчивой работы подогревателя выклю­чить свечу накаливания.

Если подогреватель по каким-либо причи­нам не начал работать, повторить его пуск. По истечении 1—2 мин после пуска подогре­вателя дополнительно залить через воронку котла 6—8 л воды в двигатель, закрыть пробку воронки и продолжить прогрев дви­гателя.

Когда вода в двигателе нагреется и по­явится легкое парение из наливной горло­вины радиатора, повернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукоят­кой. Коленчатый вал готового к пуску дви­гателя должен поворачиваться легко.

После прогрева двигателя выключить по­догреватель, переведя переключатель в положение (на продувку котла) и закрыть кран . При прекращении гудения пламени в котле подогревателя (через 50—60 сек) выключить вентилятор и, переместив переключатель в положение 0, пустить дви­гатель.

Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя могут произойти выброс пламени и подгорание воздухоподводящего шланга 13. Прогревая двигатель на средних оборотах, надо дополнительно за­лить воду в двигатель через наливную гор­ловину радиатора до заполнения всего объ­ема системы охлаждения двигателя. Подогреватели П-100 работоспособны в равной мере как при использовании для охлаждения двигателя воды, так и при ис­пользовании антифриза. В связи с тем, что в летнее время нет необходимости в исполь­зовании котла подогревателя, рекомендуется на летний период снимать котел и хранить его на складе автотранспортного предприятия.

Билет №21

1. Проверить и отрегулировать свободный ход педали тормоза автомобиля ЗИЛ-131 (норматив №58).


Установите масштабную линейку на пол кабины и приложите ее к концу педали тормоза. Нажмите на педаль. Ход педали тормоза должен быть 40—60 мм, а зазор между полом и педалью при полном торможении 10—30 мм. Если эти величины больше или меньше, необходимо отрегулировать длину тяги 2 (рис. 2) при помощи регулировочной вилки 1.

2. Подготовить двигатель ЗИЛ-131 к пуску с использование предпускового подогревателя (норматив №21).

- Подготовить воду для заполнения системы охлаждения.

- Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя.

- Отключить масляный радиатор и надеть утеплительный чехол на облицовку радиатора.

- Открыть пробки радиатора и заливной воронки подогревателя, закрыть кран котла подогревателя и кран трубопровода подогревателя. Если краны замерзли, то следует их закрыть при прогреве двигателя, после того как потечет из них вода. Сливной кран радиатора оставить открытым.

- Проверить наличие топлива в бачке 1, при отсутствии залить (емкость бачка 2 л).


- Залить 1,5 л воды в котел подогревателя через воронку 3.

- Открыть кран 24 бачка.

- Установить ручку переключателя 21 в положение II на 15—20 сек, при этом включаются электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан, асбестовая футеровка котла смачивается бензином. При очень низких температурах это время увеличить до 60 сек.

- Поставить переключатель 21 в положение «0» и включить свечу 11 накаливания выключателем 20. Происходит воспламенение бензина, будет слышен «хлопок». После хлопка переместить ручку переключателя 21 в положение II. При достижении устойчивой работы выключить свечу, отпустив выключатель 20.

- По истечении I—2 мин после пуска подогревателя нужно дополнительно залить через воронку котла б—8 л воды, закрыть пробку воронки и продолжать подогрев двигателя.

- При появлении пара из заливной горловины радиатора провернуть несколько раз коленчатый вал пусковой рукояткой.

- Выключить подогреватель, переводя переключатель 21 в положение I (на продувку котла), и закрыть кран 24 бачка. Через 50—60 сек после прекращения гудения пламени в котле выключить вентилятор, переместив переключатель 21 в положение «0».

- Включить зажигание и с помощью стартера запустить двигатель. Если двигатель не начал работать, вытянуть кнопку управления воздушной заслонкой карбюратора примерно на 1/4 хода и вновь включить стартер.

- После запуска двигателя кнопку воздушной заслонки установить в первоначальное положение и нажать на педаль управления дроссельной заслонкой примерно на 1/2 хода.

- Закрыть сливной кран радиатора.

- Прогревая двигатель на средних оборотах, налить дополнительно воды в двигатель через заливную воронку до полного заполнения и закрыть ее пробку.

- Залить воду в радиатор до заполнения системы охлаждения. При наличии конденсационного бачка налить в него 2 л воды.

- После прогрева двигателя до 60—70° С можно начинать движение.

Если подогреватель не запустился с первой попытки, повторить его пуск, при этом надо следить, чтобы в трубках 12 и 17 не замерзла вода (проверять на ощупь). При замерзании воды в трубке оттаивать периодическим включением подогревателя на 1 2 мин с интервалом 2—4 мин и подачей вентилятором воздуха в котел подогревателя между включениями.

При применении в качестве охлаждающей жидкости антифриза подготовку к пуску двигателя следует вести, как указано выше, за исключением пп. 1, 4, 6, 10 и 16.

3. Подкачать колесо автомобиля КАМАЗ-4310 / УРАЛ-4320 с использованием системы регулирования давления воздуха в шинах (норматив № 62).

Для снижения давления воздуха в шинах откройте колесные краны и поставьте рычаг крана в положение «Выпуск». Снизив давление до нужной величины, возвратите рычаг в нейтральное положение.

Для повышения давления воздуха в шинах пустите двигатель, поставьте рычаг крана в положение «Впуск». Подняв давление до нормальной величины, поставьте кран в нейтральное положение. При длительной стоянке автомобиля закройте колесные краны.

Пусковой подогреватель

Пусковой подогреватель. Часть автомоби­лей ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130 и все автомобили ЗИЛ-131 оборудуют пусковым подогревате­лем П-100 (рис. 1).

Пусковой подогреватель работает на бен­зине. По соображениям, связанным с монта­жом его на разных двигателях, патрубки подогревателей приварены по-разному, и по этой причине котлы подогревателей не­взаимозаменяемы. Подогреватель представ­ляет собой неразборный котел 18, состоящий из четырех вставленных один в другой ци­линдров, сваренных между собой и обра­зующих камеру сгорания 28, жаровую тру­бу 31, газоход 32 с двумя соединенными между собой жидкостными полостями 29 и 30 (теплообменник). Котел постоянно вклю­чен в систему охлаждения двигателя.

Подогреватель

На двигателе ЗИЛ-130 топливо в камеру сгорания котла подается из бачка самоте­ком. Для равномерной подачи топлива в камеру сгорания и для обеспечения нормаль­ного процесса горения предусмотрен регу­лятор 7 подачи топлива, состоящий из по­плавковой камеры с регулировочной иглой 9 и электромагнитного клапана 8. Уровень топлива в поплавковой камере регулируется игольчатым клапаном. Из поплавковой ка­меры топливо по каналу поступает к элек­тромагнитному запорному клапану. Клапан работает следующим образом: когда пере­ключатель 23 пульта управления выключен, сердечник под действием пружины перекры­вает топливопровод; при включении пере­ключателя ток поступает в катушку, сердеч­ник оттягивается и топливо беспрепятствен­но попадает в камеру сгорания котла.

Воздух в камеру сгорания подается вен­тилятором, вращаемым электродвигателем 5, установленным на автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 под капотом двигателя, а на авто­мобиле ЗИЛ-157К — в кабине.

Воспламенение смеси производится свечой накаливания 14. После того как в камере установится устойчивое горение, свеча вы­ключается и дальнейшее горение топлива происходит от горящего пламени.

Управление электрической схемой подо­гревателя сосредоточено на пульте 21, на котором установлен включатель 24 свечи накаливания. Там же установлена контроль­ная спираль (сопротивление) 22, последо­вательно включенная в цепь свечи, и пере­ключатель 23 магнитного клапана и электро­двигателя вентилятора. Переключатель име­ет три положения:

Положения переключателя

После воспламенения горячие газы закру­ченным потоком проходят по жаровой трубе и отдают тепло подогреваемой жидкости, залитой в котел. Газы, выходящие из вы­пускного патрубка, лотком 16 направляются на поддон картера двигателя и подогревают масло, находящееся в нем. Жидкостная по­лость котла подогревателя трубопроводами 19 и 15 соединена с системой охлаждения двигателя.

Предпусковые подогреватели

Вопросы: Причины, затрудняющие пуск двигателя при низких температурах.

Зимние и всесезонные масла и топлива.

Основные способы, облегчающие пуск двигателя при низких тем­пературах: электрофакельное устройство, предпусковой подогреватель, пусковые приспособления, применение горячей воды для подогрева двигателя.

Метод занятия: рассказ, беседа.

-проверяю наличие личного состава

-довожу тему и учебные вопросы

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

УСТРОЙСТВА И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ

ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ НИЗКИХ

ТЕМПЕРАТУРАХ

Предпусковые подогреватели

Предпусковой подогреватель служит для предварительно­го прогрева двигателя перед пуском в холодное время года. На автомобилях обычно устанавливают подогреватели рабо­тающие на том же топливе, что и двигатели. Пусковой подо­греватель двигателя ЗИЛ-131 состоит из котла 6 (рис. 9.1), по­стоянно соединенного трубопроводами 10 и 7 с системой ох­лаждения двигателя, топливного бачка 19, электродвигателя с вентилятором 2, регулятора 18 подачи топлива с электромаг­нитным клапаном 17 и пульта управления 22, расположенно­го на щитке 23.

В камеру сгорания неразборного котла 6 из бачка 19 по труб­ке 4 самотеком подается топливо, а через воронку по трубе 5 в котел подогревателя заливают 1,5-2 л воды. Электромагнитный клапан и регулятор 16 обеспечивают дозирование необходимого количества топлива. Они собраны в одном топливодозирующем устройстве, включающем в себя поплавковую камеру с поплавком 26, жиклер 28 и регулировочную иглу 27. Воздух в камеру сгорания подается вентилятором 2 по шлангу 3. Образовавшая­ся горючая смесь первоначально воспламеняется свечой 6, вклю­чаемой дистанционно выключателем 21, работу которой можно контролировать по накалу контрольной спирали 24, установлен­ной на пульте управления 22 с подведенными к нему электрода­ми 15, 16 и 20. Как только в камере сгорания горение смеси ста­нет устойчивым (без дыма и копоти), свечу выключают выклю­чателем 25 и дальнейшее воспламенение топлива происходит от нагретых стенок котла. Через 1-2 минуты после начала работы подогревателя в котел дополнительно наливают 6-8 литров воды. Закрывают пробку воронки и продолжают прогрев двигателя. После прогрева двигателя пусковой рукояткой проворачи­вают коленчатый вал несколько раз для распределения смазоч­ного материала по подшипникам.

Когда ручка переключателя 25 утоплена до отказа, система подогрева не работает, если она вытянута на половину хода, включается электродвигатель вентилятора 2, а если вытянута до отказа, то дополнительно включается электромагнитный клапан.

Для прекращения работы подогревателя необходимо пере­ключателем 25 выключить электромагнитный клапан, закрыть кран бачка 19, а через 1-2 минуты выключить вентилятор.


Рис. 9.1. Предпусковой подогреватель двигателя ЗИЛ-131

Нагретая вода по трубопроводу 10 и патрубкам 11 и 13 посту­пает в жидкостную рубашку охлаждения правого 12 и левого 14 рядов цилиндров, прогревает их и в виде конденсата снова по­ступает к котлу через трубопровод 7. Газы, выходящие из котла по патрубку 9, омывают поддон картера и прогревают масло

К недостаткам подогревателей такого типа следует отнести вы­сокую пожароопасность и сравнительно большой потребляемый ток при запуске подогревателя. Последнее обстоятельство особенно неприятно при разряженной батарее и низкой температуре окру­жающего воздуха, так как 2-3 неудачные попытки запуска подо­гревателя "сажают" аккумуляторную батарею и делают невозмож­ной её эффективную работу в стартерном режиме.


Рис. 9.2.Установка подогревателя на автомобиле КАМАЗ-4310:

1-электромагнитный клапан; 2-котел с горелкой; 3-воронка для заливки жидкости; 4-двигатель; 5-топливный бачок; 6-передняя поперечина рамы; 7-насосный агрегат

На автомобилях КАМАЗ-4310 устанавливается пусковой по­догреватель типа ПЖД-30. Он расположен под передней попе­речиной рамы автомобиля и состоит из следующих узлов и сис­тем: котла 2 (рис. 9.2) в сборе с горелкою, электромагнитного топливного клапана 1 с форсункой и электронагревателем топ­лива в сборе, насосного агрегата 7 с электродвигателем, вентилятором, жидкостным и топливным насосами, системы элект­роискрового розжига с искровой свечой и транзисторным ком­мутатором, системы дистанционного управления подогревате­лем с переключателем режимов работы, контактором электро­двигателя и реле электронагревателя топлива.





1 2

Рис.9.З.Котел подогревателя

Котел подогревателя (рис. 9.3) изготовлен из листовой не­ржавеющей стали, предназначен для передачи тепла цирку­лирующей через него жидкости от сгорающего топлива. По принципу действия котел является рекуперативным теплооб­менником и состоит из двух жидкостных рубашек и двух газо­ходов. Продукты сгорания из горелки 4 направляются в пря­мой газоход 3, затем проходят по обратному газоходу 2 и от­водятся из котла к картеру двигателя для подогрева масла. На выходе из обратного газохода установлен нагреватель 6 топ­лива, обеспечивающий подогрев топлива, подаваемого к фор­сунке, до температуры 60-80°С отработавшими газами.

Электромагнитный топливный клапан (рис. 9.4) предназна­чен для дистанционного отключения или включения подачи топлива в горелку подогревателя. Клапан открывается под дей­ствием электромагнитного поля катушки-соленоида, закрыва­ется возвратной пружиной, в корпус клапана ввернута форсун­ка 6. В форсунке и клапане установлены фильтры тонкой очис­тки топлива.

Подогрев топлива, необходимый для зажигания устойчиво­го пламени обеспечивает штифтовый электронагреватель 1 топ­лива, установленный в приливе корпуса электромагнитного клапана


Рис. 9.4. Электромагнитный топливный клапан:

Насосный агрегат (рис. 9.5) представляет собой устройство, состоящее из вентилятора (нагнетателя), топливного и жидко­стного насосов, приводимых от одного электродвигателя. Жид­костный насос и вентилятор выполнены в литом алюминиевом корпусе, установлены с одной стороны приводного электродви­гателя; топливный насос, имеющий автономный корпус, зак­реплен с противоположной стороны электродвигателя. Такая конструкция насосного агрегата не вызывает трудностей при установке и удобна в обслуживании.

Жидкостный насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции теплоносителя между предпусковым подогревателем и системой охлаждения двигателя. Рабочее ко­лесо 3 установлено непосредственно на вал электродвигателя 7 и закреплено гайкой. Со стороны вентилятора рабочая полость насоса уплотнена резиновой манжетой 4. Жидкость к насосу подводится через патрубок на крышке насоса, а отводится через патрубок на корпусе насоса. Для слива жидкости из полос­ти насоса служит краник 1.



РИС. 9.5 . Насосный агрегат

Вентилятор центробежного типа обеспечивает подачу воздуха в горелку подогревателя. Крыльчатка 5 вентилятора установлена на вал электродвигателя на шпонке и закреплена гайкой. Необхо­димый зазор между крыльчаткой и корпусом вентилятора обес­печивается распорной втулкой, установленной между подшипни­ком электродвигателя и ступицей крыльчатки.

Топливный насос шестеренчатого типа обеспечивает подачу топлива под давлением к форсунке подогревателя. Вал насоса со стороны электродвигателя уплотнен резиновой манжетой 11. Вал ведущей шестерни 9 насоса соединен с валом электродвига­теля эластичной муфтой 8.

Производительность топливного насоса регулируется редук­ционным клапаном 12, обеспечивающим перепуск топлива из нагнетательной полости насоса во всасывающую.

Система электроискрового розжига предназначена для обеспе­чения искрового разряда в горелке при пуске подогревателя.

Воспламенение топливной смеси в горелке подогревателя осуществляется высоковольтным разрядом, который образует ся между электродами свечи. Высокое напряжение на электро­дах свечи создается транзисторным коммутатором и индукци­онной катушкой.


Рис. 9.6. Схема работы предпускового подогревателя:

Система дистанционного управления подогревателем дает возможность управлять работой подогревателя как при рабо­чем положении кабины автомобиля, так и при поднятой ка­бине.

Переключатель управления работой подогревателя, установ­ленный на кронштейне в кабине, имеет четыре возможных по­ложения:

- положение 0 - все выключено;

- положение I - включены электродвигатель насосного агре­гата, электромагнитный клапан и пусковая свеча;

- положение II - включены электродвигатель насосного аг­регата и электромагнитный клапан;

- положение III - включены электродвигатель насосного агрегата и электронагреватель топлива.

Подогреватель работает следующим образом. Топливный насос подогревателя отбирает из бачка 14 (рис. 9.6) топливо, которое через открытый электромагнитный клапан подводит­ся к форсунке и впрыскивается во внутреннюю полость горел­ки, распыленное топливо смешивается с подаваемым вентиля­тором воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле 4 охлаждающую жидкость.

Продукты сгорания топлива через выпускную трубу 3 на­правляются под маслянный картер 1 двигателя и нагревают в нем масло.

Подготовка двигателя к пуску с использованием предпускового подогревателя и электрофакельного устройства

Подготовка подогревателя к пуску и его работа. Перед пуском по­догревателя проверяют наличие жидкости в системе охлаждения и топлива в бачке подогревателя, открывают кран топливного бачка. При отсутствии топлива в бачке заполняют его с помощью ручного топливоподкачивающего насоса. Затем включают выключатель «массы» и устанавливают переключатель подогревателя в III положение. При этом производится продувка котла воздухом и подогрев перед впрыскиванием. Для достаточного прогрева топлива рычажок выключателя удерживают в этом положении в зависимости от температуры воздуха: при минус 20°С-в течение 20 с, при минус З0°С - в течение 30 с; при минус 40°С-до 60°С . Затем выклю­чатель устанавливают во II нефиксированное положение и удерживают до 30 с. При этом открывается электромагнитный топливный клапан и на свече создается искровый разряд, что воспламеняет смесь топлива и воздуха, образующуюся в камере сгорания. Воспламенение смеси происходит за 10. 15 с после чего начинается горение, сопровождаемое характерным гулом, что свидетельствует о пуске подогревателя. После этого выключатель устанавливают в 1 фиксированное положение, при котором свеча отключается.

Прогрев двигателя продолжается до температуры охлаждающей жидкости 70. 80°С по указателю на щитке приборов, после чего устанавливают выключатель в положение III и продувают котел в течение 20. 30 с. В дальнейшем подогреватель выключают установкой переключателя в положение 0 и закрывают кран топливного бачка. Двигатель готов к пуску.

В случае использования в системе охлаждения двигателя воды при пуске подогревателя следует учитывать возможность ее замерзания. Для исключения этого пуск подогревателя производят в несколько этапов.

Перед пуском приготовляют 35. 40 л мягкой чистой воды, закрыва­ют жалюзи радиатора, отключают масляный радиатор, поднимают кабину, снимают пробки расширительного бачка и воронки подогревателя, закры­вают все сливные краны и кран отопителя кабины. Если сливные краны замерзли, то их закрывают в процессе прогрева двигателя, после того, как из них потечет вода.

Производят пробный пуск котла на 10. 15с и выключают его. Через воронку заливают в котел 2 л воды и сразу же включают подогреватель, после чего немедленно заливают дополнительно 4 л воды и закрывают пробку воронки. В случае неудачного пуска подогревателя или его самопроиз­вольной остановки повторяют попытку пуска, а при неудаче немедленно сливают воду из подогревателя.

Когда двигатель прогреется до появления пара из заливной горлови­ны расширительного бачка, заполняют систему охлаждения до полного объе­ма через эту горловину. После этого опускают кабину и дают возможность подогревателю работать до тех пор, пока температура воды не достигнет 80°С. Затем выключают подогреватель, закрывают кран топливного бачка, заводят двигатель, открывают кран отопителя кабины и доливают воду через расширительный бачок до полного объема.

Следует иметь в виду, что невнимательное обращение с подогревате­лем или его неисправность могут быть причиной пожара. Нужно следить за горением топлива в подогревателе и не отлучаться от автомобиля при прогреве двигателя.

Во избежание перегрева котла запрещается включать подогреватель без охлаждающей жидкости (опробование без жидкости допускается не более 20 с), заливать воду в перегретый котел.

Для предотвращения пожара не разрешается: разогревать двигатель в случае подтекания топлива, работать с открытым пламенем на выходе из котла, держать открытым кран питания при неработающем подогревателе.

21 . 2 Порядок пуска предпускового подогревателя двигателя зил-131

1.Проверить наличие бензина в бачке подогревателя, открыть кран внизу бачка.

2.Поднять вверх, на один щелчок, кнопку переключателя режимов работы на пульте ППП – для продувки котла \ на 30-40 секунд \ и вывернуть пробку заливной лейки бачка.

3.Поднять вверх кнопку ещё на один щелчок, при этом, сработает электромагнитный запорный клапан, и бензин самотёком поступит в котёл П.П.П..

4.Приблизительно через 30-45 секунд, включить выключатель свечи накаливания на пульте П.П.П. При работоспособной свече, в прорезях пульта будет видна накалившаяся контрольная спираль. Последует хлопок в котле, - сигнализируя о начале горения, после чего, выключить свечу.

5.Залить в лейку котла около 2х-3х литров воды и при появлении пара из лейки, долить ещё 6-8 литров воды.

6.При появлении течи из сливного крана котла – закрыть кран, прикрыть пробкой лейку, открыть крышку на заливной горловине радиатора.

7.При появлении пара из радиатора, заполнить систему охлаждения, доливая воду только через лейку котла.

8.При появлении течей из сливных кранов блока цилиндров, радиатора – закрыть эти краны.

9.Запустить двигатель, при достижении плюсовой рабочей температуры двигателя – выключить П.П.П., опустив кнопку переключателя на один щелчок.

10.После прекращения горения в котле, через 20-30 секунд, полностью опустить вниз кнопку переключателя и долить в радиатор воду, до уровня заливной горловины.

ЗАПЕРЕЩАЕТСЯ использовать П.П.П. в закрытых гаражах, боксах!

21 . 3 Перечислить горючесмазочные материалы, применяемые при работах по техническому обслуживанию, на автомобиле КамАз – 4310.

В качестве горючих материалов применяется дизельное топливо, марок :

« ДЛ « - дизельное летнее \ при температуре воздуха выше + 5 градусов.

« ДЗ « - дизельное зимнее \ при температуре до – 20 градусов \.

« ДА « - дизельное арктическое \ при температуре до - 50 градусов \.

Применяемые масла:

Моторное масло летнее - М 10 Г2 К, зимнее – М 8 Г 2

Трансмиссионное масло: \ в КПП, РК, КОМ, ведущих мостах \, всесезонное, ТС п. - 15 К.

Масло для гидроусилителя руля: марка масла « Р «, рулевое, в качестве замены, можно применить масло

марки « АУ « - веретённое масло.

В качестве смазок используются пластичные смазки « ЛИТОЛ – 24 «,- для смазки основных узлов двигателя, наконечников рулевых тяг, шлицов карданных валов.

Для смазки игольчатых подшипников крестовин карданных валов применяется литиевая смазка синего цвета, марки « 158 «.

Для смазки рессор подвески применяются СОЛИДОЛ или ГРАФИТОВАЯ смазка. Графитовую смазку следует применять с осторожность, т.к. она электропроводна.

Так же применяется тормозная жидкость, в приводе гидроусилителе сцепления. Марки жидкостей:

Читайте также: