Порядок подключения котла к паропроводу

Обновлено: 14.05.2024

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ПАРОВЫХ КОТЛОВ Приготовление котельной установки к действию

Приготовление и ввод в действие котельной установки производится по приказанию командира электромеханической боевой части (главного механика) с указанием номеров вводимых в действие котлов, рабочего давления пара в них, а также номеров котлов, находящихся в резерве и степени их готовности. Приготовлением называется приведение котельного отделения (МКО), парового котла и вспомогательного оборудования в состояние, обеспечивающее быстрый и безопасный ввод котла в действие. Приготовлением котельной установки к вводу считается время с момента получения команды до момента зажигания 1-й форсунки котла. Приготовление к действию котельной установки включает три группы мероприятий:

1. Приготовление котельного (машинно-котельного) отделения:

Проверка состояния трюма, отсутствия масла, воды, топлива, грязи; освещения основного, аварийного, освещения ВУП котла; средств связи; средств борьбы за живучесть; состояния аварийных выходов из котельного отделения и приводов дистанционного выключения котла;

2. Приготовление самого котла: внешний осмотр котла; проверка уровня воды в котле и качества котловой и питательной воды; проверка состояния пароперегревателя, экономайзера, топки, газоходов;

3. Приготовление вспомогательного оборудования установки:

Топливной, воздушной, питательной систем, систем обеспечения водного режима работы котла, систем автоматического регулирования и защиты котла, контрольно-измерительных приборов.

При приготовлении котельной установки к вводу в действие необходимо выполнить следующие мероприятия:

Проверить исправность освещения (основного и аварийного) и средств связи;

Проверить наличие противопожарных средств и готовность их к действию; при отсутствии давления воды в пожарной магистрали ввод в действие котла запрещается;

Проверить исправность аварийных (запасных) выходов, аварийных приводов дистанционного выключения котла (элементов котельной установки);

Проверить наличие средств борьбы с паром и водой и готовность к их действию;

Проверить отсутствие воды и топлива в трюме.

Проверка исправности котла

- проверить наличие пломб на предохранительных клапанах; ввод котла в действие при неисправных предохранительных клапанах запрещается;

- проверить открытие разобщительного невозвратно-запорного клапана на питательной трубе от экономайзера к паровому коллектору, наличие пломбы на клапане;

- проверить открытие импульсных и манометровых клапанов;

- расходить приводы всех клапанов; закрытые паровые клапаны после проверки «стронуть» на % оборота маховика для предотвращения заклинивания при нагревании;

- проверить исправности топки, топочных и смотровых устройств, отсутствие топлива в топке и воздушных коробах, состояние футеровки (кирпичной кладки); ввод котла в действие с неисправной кирпичной кладкой запрещается;

- проверить закрытие горловин и лазов наружного кожуха, убедиться в отсутствии посторонних предметов в топке и газоходах;

- проверить крепление котла к фундаменту, убедиться в отсутствии препятствий к тепловым расширениям котла.

Проверка наличия и качества воды в котле

- отключить расширительный бак системы мокрого хранения котла;

- открыть воздушные клапаны на паровом коллекторе, при заполненном пароперегревателе открыть воздушные клапаны на верхнем коллекторе пароперегревателя;

- открыть клапаны продувания пароперегревателя;

- осушить пароперегреватель полностью;

- проверить исправность действия водоуказательных приборов, пробных кранов и ДУУ, наличие запасных ВУП;

- проверить фактическое положение уровня воды в котле;

- спустить уровень воды в паровом коллекторе до нижней отметки ВУП открытием клапана нижнего продувания, после спуска воды до нижнего уровня по ВУП закрыть клапан нижнего продувания;

- если котел был осушен, заполнить его водой с температурой, близкой к температуре котла, по качеству соответствующей требованиям ТУ, до нижнего уровня по ВУП; при этом проверить плотность фланцевых соединений, коллекторов, горловин, арматуры, закрытие клапанов нижнего продувания;

- проверить наличие воды в экономайзере с помощью подпитки котла насосом котловой воды и кратковременным открытием воздушных клапанов экономайзера; при появлении воды из воздушных клапанов последние закрыть, выключить насос котловой воды;

- взять пробы воды для анализа из котла, конденсатора, деаэратора, запасных цистерн питательной воды;

- проверить запас питательной воды в цистернах.

Подготовить топливный трубопровод совместно с нефтеиодогревателями, фильтрами;

Убедиться в наличии топлива в расходных цистернах, возможности слива топлива (при наличии сливного трубопровода и регулировании сливом);

Проверить закрытие форсуночных клапанов и клапанов прокачки холодного топлива, клапанов подачи пара к паромеханическим форсункам;

Подготовить к пуску нефтяной насос с системой регулирования; пустить нефтяной насос;

Включить нефтеподогреватель, подогреть топливо до указанной в инструкции температуры;

Поднять давление топлива в напорной магистрали до указанного в инструкции по обслуживанию;

Слить холодное топливо через систему прокачки, клапан прокачки холодного топлива закрыть;

Убедиться в исправности системы автоматического регулирования горением и приготовить ее к действию;

Подготовить запальное устройство (электровоспламенитель, факел); проверить наличие и исправность запасных форсунок, распылителей;

Продуть в трюм трубопровод подачи пара к форсункам.

Подготовить питательный трубопровод, деаэратор, систему питания с регуляторами;

Убедиться в исправности автомата питания, ручного питательного клапана;

Подготовить к пуску ПКБТ (питательный насос) с системой регулирования и системой дистанционного пуска.

Снять чехол с дымовой трубы, открыть крышки сопел газоохладителя, регистры в газоходах, снять крышки с воздухоприемников;

Осмотреть и проверить исправность воздухо - и газопроводов; подготовить к пуску ТНА (котельный вентилятор) с системой автоматического управления.

Проверить исправность и включение всех штатных КИП на всех постах

Подготовить к действию систему защиты котла и БЗУ

- открыть ВНУ зажигаемой форсунки;

- пустить ТНА (котельный вентилятор), проверить систему подачи воздуха.

Доложить вахтенному инженеру-механику о готовности котла к зажиганию форсунки № 1.

Вводом котла в действие называется период времени с момента зажигания факела форсунки № 1 до подключения котла к главному паропроводу.

Операции по вводу котла в действие должны выполняться в строгой последовательности. Основной алгоритм действий при вводе следующий:

- зажигание факела первой форсунки;

- закрытие воздушных клапанов, начало подъема давления пара;

- перевод механизмов «на свой пар», закрытие клапана продувания пароперегревателя;

- подъем давления пара в котле до полного с последующим снижением до рабочего;

- подключение котла к главному паропроводу.

Форсунка во вводимом в действие котле зажигается только по команде вахтенного инженера-механика. После получения команды «Зажечь форсунку № 1» необходимо выполнить следующие действия:

Сообщить пар на паромеханические форсунки для распыла топлива

Провентилировать топку не менее 15 минут для котлов с вентиляторным дутьем, и не менее 5 минут для высоконапорных котлов, для чего поднять давление воздуха (обороты ТНА для высоконапорных котлов) до величины, указанной в инструкции.

Установить растопочный электровоспламенитель в запальное отверстие топочного устройства, включить его в работу, убедиться в наличии электрической дуги; при отсутствии запального электровоспламенителя форсунка зажигается растопочным факелом, смоченным дизельным топливом; при зажигании форсунки следует находиться в стороне от включаемого топочного устройства во избежание ожогов в случае выброса топочных газов; включить клапан подачи топлива на зажигаемую форсунку; проконтролировать зажигание факела; если топливо не загорелось, немедленно выключить клапан подачи топлива, вновь провентилировать топку в течение установленного времени, проверить температуру топлива и зажечь форсунку повторно; повторное зажигание форсунки без надлежащей вентиляции топки запрещается, так как может привести к взрыву газов в топке котла; при зажигании форсунки убрать съемное запальное устройство, закрыть отверстие для его ввода заглушкой; открыть клапан подачи топлива на форсунку № 2, убедиться в зажигании факела (для высоконапорных котлов); записать время зажигания форсунки в суточный и вахтенный журнал котельного отделения.

Проверить фактическое положение уровня воды в котле; установить расход топлива в соответствии с инструкцией по эксплуатации, при этом давление топлива и число включенных форсунок должны соответствовать указанным в инструкции; следить за уровнем воды в котле; по мере нагревания уровень воды в ВУП должен увеличиваться; продувать ВУП с момента включения форсунки через каждые 5 - 10 минут; при появлении пара из воздушных клапанов закрыть воздушные клапаны на паровом коллекторе;

Следить по показаниям манометров за повышением давления пара в котле;

При достижении давления пара в котле 2 кгс/см2 перевести продувание пароперегревателя за борт (с разрешения вахтенного инженера-механика).

Убедиться в том, что пароперегреватель продут насухо; при достижении давления в котле 8 кгс/см2 сообщить котел со вспомогательными паровыми магистралями, отключив подачу пара от другого котла;

Запустить вспомогательные турбомеханизмы паром от своего котла; закрыть продувание пароперегревателя (только после начала отбора перегретого пара);

Доложить вахтенному инженеру-механику о переходе «на свой

Пар», сделать запись о переходе «на свой пар» в суточном и

Вахтенном журнале котельного отделения.

Пустить ПКБТ (питательный турбонасос);

Дать воду на систему автоматического управления (в случае

Использования отдельных насосов САР, их запуск производится

Заранее, до ввода котла в действие);

При достижении рабочего давления пара в котле доложить вахтенному инженеру-механику о готовности котла к подключению на главный паропровод;

Включить в действие регулятор питания котла;

Включить в действие систему автоматического регулирования

Горением, за исключением РДП; РДП можно включать только

Тогда, когда давление пара в котле будет поднято до заданного

Настройкой при открытом стопорном клапане;

Проверить включение БЗУ котла;

Через 5 - 10 минут работы котла взять пробу котловой воды; при необходимости ввести растворы химических присадок.

Включение котла на главный паропровод производится по команде вахтенного инженера-механика. Время включения котла записывается в журнал. О предстоящем включении котла вахтенный инженер-механик должен предупредить старшин вахт машинно-котельных отделений. К моменту включения котла на главный паропровод уровень воды в котле должен быть не выше среднего, резервные насосы прогреты и проверены в действии, главный паропровод прогрет, продут и осушен.

Включение котла на совместную (параллельную) работу с другими действующими котлами допускается только в том случае, когда давление

Пара в подключаемом котле превысит давление в магистрали перегретого пара на 0,5 ^ 1,0 кгс/см.

Порядок ввода котла в действие при отсутствии пара на судне (при неработающем вспомогательном котле) определяется инструкцией по эксплуатации. При этом, в общем случае, производятся следующие действия:

- вместо штатной паромеханической форсунки (как правило - форсунка № 1) установить растопочную механическую форсунку;

- проверить плотность закрытия форсуночных клапанов;

- включить электронефтяной насос (ручной растопочный насос);

- слить холодное топливо из напорного топливного трубопровода через систему рециркуляции;

- подсоединить к котлу электровентилятор котельного отделения с помощью нештатного воздуховода, включить электровентилятор;

- провентилировать топку котла;

- закрыть все ВНУ кроме ВНУ растопочной форсунки;

- установить запальное устройство (подготовить запальный факел);

- создать необходимое давление топлива перед форсункой, включить электровоспламенитель, открыть топливный клапан - зажечь форсунку;

- после подъема давления пара в котле до 8 - 16 кгс/см2 прекратить подачу топлива;

- демонтировать растопочную форсунку и нештатный воздуховод от электровентилятора;

Включение котла в паропровод

При подъёме давления пара до 7-8 кгс/см2 произвести прогрев паропровода. Для чего открыть дренажный вентиль в конце паропровода и осторожно приоткрыть главную паровую задвижку (в дальнейшем ГПЗ).

По мере прогрева паропровода постепенно увеличивать величину открытия ГПЗ на котле.

К концу прогрева главного паропровода ГПЗ должна быть полностью открыта.

При включении котла в находящийся в работе паропровод давление пара в котле должно быть равным давлению пара в паропроводе или ниже, но не более чем 0,5 кгс/см.

В случае возникновения толчков, гидроударов немедленно прекратить включение котла в главный паропровод.Увеличить продувку паропровода, для его прогрева. При прогреве необходимо следить за исправностью паропровода, компенсатора, опор, подвесок.

После включения котла в паропровод необходимо проверить настройку и исправность системы автоматических защит и регулирования.

О времени начала растопки и включении котла в работу оператор котельной обязан сделать запись в сменном журнале.

Розжиг последующих котлов производится при условии, если предыдущий котёл выведен на технологический режим, на нём настроена и проверена автоматика безопасности, сигнализации и регулирования.

4.3.18. Включение котла в обший паропровод

должно производиться после дренирования и прогрева соединительного паропровода. Давление пара за котлом при включении должно быть равно давлению в общем паропроводе.
Для паропровода характерны большая протяженность, сложная конфигурация и значительная разница в толщине отдельных деталей — труб, арматуры и соединительных фасонных деталей, например тройников. При прогреве паропровода, его деталей и арматуры для снижения возникающих тепловых напряжений существенное значение имеет исправность его тепловой изоляции, опор, креплений и возможность свободного расширения паропровода при его прогреве.
В начале прогрева пар, поступающий в паропровод, конденсируется. Во избежание гидравлических ударов конденсат должен удаляться через дренажные устройства. При гидравлических ударах процесс прогрева прекращается, и паропровод усиленно дренируется. При правильно выбранных точках дренирования, сечениях дренажных линий, уклонах паропровода гидравлические удары при прогреве не возникают.
По мере прогрева металла конденсация пара уменьшается.
Коэффициент отдачи тепла от конденсирующегося пара к стенкам паропровода значителен, поэтому внутренние слои металла нагреваются больше, чем наружные, и возникают разность температур по толщине стенок и дополнительные внутренние напряжения в металле. Прогрев фланцев, арматуры и соединительных частей, имеющих большую толщину стенки, отстает от прогрева паропроводных труб. При быстром нагреве в этих деталях, а также в местах их приварки к паропроводам могут возникнуть опасные дополнительные термические напряжения, которые ведут к образованию трещин, поэтому скорость прогрева паропроводов обычно определяется с учетом условий прогрева арматуры, фланцев и других фасонных деталей.
В процессе прогрева производятся наблюдения и контроль за расширениями паропровода по установленным реперам и проверяется состояние опор и подвесок. При защемлении паропровода или при значительном ослаблении подвесок следует приостановить прогрев и устранить неисправности.
Наиболее рационально начинать прогрев соединительного паропровода с момента розжига горелок. Для реализации этой технологии дренирование соединительного паропровода осуществляется перед задвижками, отключающими его от магистрального, при открытых перед началом растопки главных паровых задвижках котла. Такая схема прогрева соединительных паропроводов котлов высокого давления позволяет получить к моменту окончания растопки температуру пара и металла на конечном участке паропроводов, близкую к температуре перегретого пара за котлом.
Включение котла в общий паропровод с давлением в барабане котла, отличающимся от давления в общем, паропроводе, может привести к резкому изменению режима работы как включаемого, так и работающего оборудования. Если давление в барабане котла значительно выше, чем в магистрали, то паросъем с подключаемого котла резко увеличивается и возможен заброс воды в пароперегреватель за счет набухания уровня в барабане. Это может привести к быстрому понижению температуры пара перед ближайшими к подключаемому котлу работающими турбинами. Если же давление пара в барабане котла меньше, чем в магистрали, то за счет поступления перегретого пара из магистрали возможны существенное уменьшение расхода пара через перегреватель и резкое ухудшение его охлаждения, а также тепловой удар в стенке барабана.

Пуск в работу паровых и водогрейных котлов. Остановка работы котлов. Обслуживание котлов во время работы. Содержание котельных установок , страница 11

Значения давления срабатывания предохранительных клапанов указываются изготовителем котла в его паспорте, а методика их регулировки - в инструкции по монтажу и.эксплуатации котла.

5). Продувка котла. В конце процесса разогрева котел следует тщательно продуть из нижних точек для удаления скопившегося шлама.

6). С момента розжига первой горелки необходимо установить постоянный контроль за уровнем воды в котле по водоуказательным приборам, не допуская отклонения уровня за допустимые пределы.

При угрозе переполнения котла следует дренировать воду через продувочные линии.

Если наблюдается понижение уровня воды, необходимо приостановить операции пуска, предпринимать меры по удержанию воды в котле и искать причину этого ненормального явления.

Возможные способы удержания уровня воды в котле при его понижении (могут применяться только пока уровень не достиг нижней допустимой отметки):

· открытие линии подачи питательной воды в котел;

· прикрытие продувочной линии пароперегревателя.

3.6 Включение котла в паровую магистраль.

Непосредственно перед включением в паропровод на котле еще раз нужно проверить исправность манометра и водоуказательных приборов, а также включение и работоспособность средств автоматической защиты и аварийной сигнализации.

Включение котла в паропровод заключается в открытии главной паровой задвижки. Эта сама по себе простейшая операция таит в себе опасность серьезного механического повреждения паропровода и некоторых элементов котла (главного парозапорного устройства - ГПЗ, коллектора пароперегревателя, верхнего барабана).

При открытии главной паровой задвижки существует большая вероятность гидроударов в паропроводе.Следует действовать так, чтобы не допускать усиления гидроударов до опасной величины.

Гидроудары возникают в следствие присутствия в паропроводе двухфазной среды: жидкости и пара, перемещаемых с большой скоростью, и вызываются очень разными значениями их удельных плотностей.

Главный принцип безопасного включения котла в паропровод – не допустить разового попадания в паропровод большого количества жидкости.

Технология включения зависит от состояния паропровода, в который включается котел.

3.6.1. Включение котла в действующий паропровод.

Главный источник жидкости – влажный пар в котле. При отсутствии расхода пара он не осушается сепарационными устройствами барабана. В момент открытия главного парозапорного устройства (ГПЗ) происходит выброс влажного пара в паропровод.

Чтобы сгладить этот процесс, рекомендуется перед открытием ГПЗ снизить давление в котле до величины, немного меньшей, чем в действующем паропроводе (на ≈0,5 кГс/см 2 ). Тогда включение произойдет более плавно, с меньшим разовым выбросом влаги в паропровод.

Открывать ГПЗ следует очень осторожно и плавно.

3.6.2. Включение котла в холодный паропровод.

Этот процесс совмещает две работы: включение котла и пуск с прогревом паропровода.

Сложность в том, что весь пар, поступающий из котла в холодный паропровод, конденсируется, пока стенки паропровода не прогреются до температуры насыщения пара. Во избежание сильных гидроударов конденсат должен выводиться из пускаемого паропровода. Кроме того, при разогреве паропровода он испытывает тепловые расширения. Они не должны вызывать опасных напряжений в металле.

Учитывая вышеизложенное, следует:

· До открытия ГПЗ открыть пусковые дренажи на пускаемом участке паропровода. Их закрывают только после прогрева стенок паропровода до температуры насыщения пара.

· Открывать ГПЗ на котле очень медленно, постепенно, в несколько приемов, не допуская усиления гидроударов. Образующийся в паропроводе конденсат должен успевать выходить через пусковые дренажи.

· При включении в общий паропровод котла паропроизводительностью более 25 т/ч необходимо сначала открывать обводную линию главной паровой задвижки, а после прогрева паропровода – саму задвижку.*

Общая характеристика котельного агрегата, котельной установки. Элементы, входящие в состав котельного агрегата. Тракты котла. Состав и параметры продуктов сгорания. Тепловой баланс котла , страница 54

Дальнейшее повышение давления на котле при растопке ведется в соответствии с инструкцией по эксплуатации котлоагрегата.

Включение котла и прием нагрузки.

Включение растапливаемого котла на общий паровой коллектор, находящийся под давлением, является ответственной операцией, которая должна выполняться квалифицированным персоналом в следующей последовательности.

1) производится прогрев паропровода котла паром из главного паропровода; прогрев следует начать не позднее, чем за два часа до включения котла; принципиальная схема подключения котлоагрегата типа ДЕ-16-14-225 к главному паропроводу приведена на рис. 22.1;

2) открываются дренажи перед главной паровой задвижкой ГПЗ и за главной задвижкой котла ГПК (направляются в расширитель дренажей при его наличии);

3) приоткрывается обвод (байпас) у ГПЗ и начинается постепенный прогрев паропровода;

4) при достижении температуры пара в паропроводе порядка 200 °С открываются задвижки (задвижка) перед главным паропроводом (следует действовать конкретно по местной инструкции);

5) при достижении давления в котле на 0,2 – 0,3 МПа ниже нормального значения ослабляется горение в топке; при давлении в котле на 0,01 МПа меньше, чем в главном паропроводе, следует медленно открыть вентиль обвода (байпас) паровой задвижки котла; после выравнивания давления в котле и паропроводе необходимо открыть саму запорную задвижку;

6) если во время включения котла возникнут толчки и гидравлические удары в паропроводе, следует немедленно приостановить включение котла, ослабить горение в топке и увеличить продувку паропровода; продувка паропровода закрывается после того как температура пара достигнет значения 225 °С;

Рис. 22.1. Принципиальная тепловая схема подключения котла типа ДЕ-16-14-225 к главному паропроводу: ГПЗ – главная паровая задвижка паропровода; ГПК – главная паровая задвижка котла; ПК - паровой котел

7) при включении необходимо тщательно следить за параметрами пара и его расходом;

8) при полном рабочем давлении в котле перед включением следует еще раз проверить плотность спускной и продувочной арматуры, экранов и экономайзера;

9) продувка пароперегревателя закрывается при достижении котлом нагрузки порядка 15 – 20 % номинальной;

10) после включения котла в паровую магистраль закрываются обводы паровых задвижек и вентиль на линии рециркуляции между барабаном и экономайзером, начинается непрерывное питание котла, увеличивающееся с ростом паросъема;

11) необходимо опробовать, и, при необходимости, настроить предохранительные клапаны.

Контроль и регулирование работы котла.

Во время работы котлоагрегата все контрольно-измерительные приборы и автоматические устройства должны быть исправны, также должны быть исправны средства оперативной связи.

Важнейшими задачами при регулировании работающего котла являются:

равномерное питание котла водой и поддержание нормального уровня в барабане;

поддержание нормальных параметров пара (допустимые колебания давления – 0,05 - 0,01 МПа, температуры - ± 5 °С);

достижение максимальной экономичности агрегата путем регулирования параметров топлива, воздуха и тяги в соответствии с указаниями режимной карты;

обеспечение нормального качества насыщенного пара.

При визуальном наблюдении процесса горения необходимо обращать внимание на следующие признаки:

факел должен иметь яркий светло-желтый цвет;

в топке не должно быть видно отдельных ярких пылинок, указывающих на низкую температуру процесса горения или на наличие пыли крупного помола; в пламени факела не должно быть темных полос.

белый дым и яркое белое пламя указывают на большой избыток воздуха; темно-желтое пламя на краях факела указывает на недостаток воздуха.

черный дым может быть следствием плохого перемешивания пыли и воздуха или низкой температуры в топке.

Улучшение процесса горения достигается путем регулирования подачи первичного и вторичного воздуха.

Включение котла в общестанционный паровой коллектор.

Согласно ПТЭ, при подключении котла к общестанционному паровому коллектору должны быть выполнены следующие условия:

- давление в соединительном паропроводе должно быть равно давлению в общестанционном паровом коллекторе;

- температура пара в соединительном паропроводе может отличаться от температуры пара в общестанционном паровом коллекторе не более чем на 5 о С;

- качество пара в соединительном паропроводе не должно ухудшить качество пара в общестанционном паровом коллекторе.

При выводе котельного агрегата на указанные параметры осуществляется его включение в параллельную работу. При этом следует руководствоваться следующими принципами:

- включение должно быть согласовано с персоналом химического цеха;

- включение котла должно осуществляться в присутствии начальника смены цеха и старшего машиниста цеха;

- перед включением котла контролируется исправность приборов контроля уровня (путём сверки показаний сниженных приборов контроля и водоуказательных колонок), контролируется также исправность приборов контроля давления, температуры и давления перегретого пара;

- осуществляется розжиг дополнительного количества горелочных устройств (расход топлива увеличивается примерно до 30%) для обеспечения запаса по производительности котла;

- после вывода котла на указанные параметры оповещается персонал котлотурбинного цеха о включении котла в параллельную работу по громкой связи. При этом начальник смены цеха предварительно должен проинструктировать соответствующий персонал, чётко определить, каким образом будет реализовываться избыток пара в общестанционном паровом коллекторе;

- открывается байпас ГПЗ-2 и делается выдержка в течение 10 мин. для прогрева соответствующих участков паропровода. При этом контролируется уровень воды в барабане, температура и давление перегретого пара, а также температура металла соединительного паропровода;

- далее подрывается ГПЗ-2 и делается выдержка в течение 5 – 7 мин., после чего ступенчато открывается ГПЗ-2. При этом строго контролируется уровень воды в барабане, поскольку при неправильных действиях персонала котёл может быть закупорен давлением от общестанционного парового коллектора, что приведёт к повышению уровня воды в барабане. Для исключения подобной ситуации при открытии ГПЗ-2 одновременно прикрывается подача пара на РРОУ, а при увеличении уровня осуществляют форсировку топки;

- после включения котла в общестанционный коллектор паровая нагрузка, согласно требованиям завода-изготовителя, должна быть не ниже минимально допустимой;

- далее закрываются все дренажи по схеме паропроводов острого пара и их байпасы, отключается РРОУ, если нет необходимости в её работе;

- оформляется соответствующая запись в оперативной документации.

С этого момента котел находится в режиме эксплуатации в регулировочном диапазоне нагрузок, т.е. нагрузку задаёт непосредственно дежурный инженер станции.

В некоторых случаях, когда при растопке котла не обеспечивается требуемый прогрев соединительного паропровода, включение котла в параллельную работу (а именно открытие байпаса ГПЗ-2) осуществляют при давлении за котлом на (1 – 2) кгс/см 2 ниже, чем давление в общестанционном паровом коллекторе. При этом обратным ходом, т.е. от общестанционного коллектора, осуществляется прогрев соединительного паропровода, после чего котёл уже непосредственно за счёт форсировки топочного режима включается в параллельную работу.

Пусковая документация

В соответствии с рекомендациями «Руководящих указаний по анализу качества пуска (останова) основного теплоэнергетического оборудования ТЭС» [14] для систематизации наиболее вероятных ошибок оперативного персонала при пусках предлагается следующий состав комплекта типовой пусковой документации:

1. Сетевой график подготовки к пуску.

2. Графики-задания пуска (останова).

3. Пусковые ведомости переключений в технологических схемах.

4. Ведомости переключений в технологических схемах при останове.




5. Пусковая ведомость состояния защит.

6. Пусковая ведомость состояния авторегуляторов.

7. Диаграммные ленты регистрирующих приборов.

7. Таблица критериев надежности работы оборудования.

Сетевые графики подготовки к пуску разрабатываются с учетом оптимальной организации пусковых режимов, возможностей оперативного персонала, соблюдения требований инструкций по обслуживанию оборудования.

Известно, что основной объем операций приходится на первый — подготовительный этап, на котором производится включение в работу функциональных вспомогательных групп теплоэнергетического оборудования.

На этом этапе важна не только последовательность, но и возможность параллельного включения в работу автономных функциональных групп оборудования. Это позволит сократить непроизводительные потери времени и уменьшить общую продолжительность пуска. Кроме того, пользуясь сетевым графиком и номограммой пуска оперативный персонал, зная приведенные в сетевом графике контрольные времена выполнения операций и диспетчерское задание, может оценить время начала подготовительных операций с таким расчетом, чтобы, своевременно, в соответствии с диспетчерским графиком включить теплоэнергетическое оборудование в систему и нагрузить его до заданной нагрузки.

Операции, находящиеся на “критическом” пути (в середине графика), определяют общую продолжительность этапа пуска теплоэнергетического оборудования. Поэтому задержка выполнения любой такой операции приведет к задержке всего подготовительного этапа, а следовательно, и пуска теплоэнергетического оборудования.

Операции, находящиеся на “подкритическом” пути (параллельно “критическому”), могут иметь запас по отношению к контрольному времени. Однако от выполнения этих операций зависит своевременное выполнение операций на “критическом” пути.

Поэтому оператор должен обеспечить не только соблюдение технологической последовательности, но и четко распределить операции по времени их выполнения.

В этом ему окажет помощь сетевой график, на котором наглядно отражена взаимосвязь между операциями и даны времена их выполнения при подготовке к растопке котла.

Рис. 4.2. Пример исполнения сетевого графика выполнения операций по подготовке к пуску котельной установки

График-задание пуска котла из различных тепловых состояний должны быть разработаны на основании типовых графиков-заданий или при их отсутствии на основании заводских инструкций с учетом особенностей оборудования, топлива и характеристик естественного остывания основных элементов.

В рабочих графиках-заданиях должны быть указаны параметры, характеризующие расход топлива в процессе пуска (число включенных горелок, форсунок, молотковых мельниц, температура газов в поворотной камере).

В графиках-заданиях должны быть указаны последовательность и условия проведения основных технологических операций при пуске теплоэнергетического оборудования. Графики-задания должны быть разработаны, исходя из соблюдения показателей надежности, заданных заводами-изготовителями. Отклонения параметров от рекомендуемых в графиках-заданиях допускаются не более ±20 °С по температуре свежего и вторичного перегретого пара и ±0,5 МПа по давлению свежего пара.

Рис. 4.3. Пример исполнения графика-задания пуск котельной установки

Подъем давления в котле и вывод котла на рабочий режим

Подъем давления пара в котле производится в течение времени, указанно­го в производственной инструкции. Например, для котлов типа ДКВр: через 1,5 часа — 1 кгс/см 2 ; через 2 часа — 4-5 кгс/см 2 ; через 3 часа — 13 кгс/см 2 , а для котлов типа ДЕ: через 20 мин — 1 кгс/см 2 ; через 35 мин — 4-5 кгс/см 2 ; через 45 мин — 13 кгс/см 2 .

1. Когда из открытого воздушника верхнего барабана котла пойдет пар, его следует закрыть.

2. При давлении пара 0,5-1кгс/см 2 произвести продувку водоуказательных приборов и котлового манометра и проверить на плотность продувочную арматуру (после второго запорного вентиля труба должна быть холодной).

3. Продуть котел со всех нижних точек.

4. При давлении пара до 3 кгс/см 2 разрешается подтягивание болтов нор­мальным ключом без применения удлинительных рычагов.

5. При достижении рабочего давления пара подключить котел к паропро­воду. Для этого: убедиться, что дренажные линии паропровода открыты; плав­но открыть главный парозапорный орган котла (ГПЗ) на 1/8 оборота. Под­ключение котла к паропроводу должны осуществлять два оператора: один открывает задвижку (вентиль), а другой наблюдает за уровнем по водоука- зательным стеклам. По мере увеличения степени открытия ГПЗ воду в котле начинает «подтягивать» вверх и слишком поспешное откры­тие этой задвижки может привести к забросу воды в паропровод и по­явлению гидроударов. Обычно ГПЗ открывается в несколько этапов. По мере прогрева паропровода увеличивают степень открытия ГПЗ вплоть до полно­го ее открытия, а затем закрывают дренажи на паропроводе.

Примечание. При включении котла в находящийся в работе паропровод давление пара в котле должно быть равно или несколько ниже — не более 0,5 кгс/см 2 давления в паропроводе.

6. Убедиться, что открыты вентили на линии отвода конденсата от глав­ного парового коллектора (ГПК) котельной и подать пар на ГПК (см. рис. 4.28, а). После прогрева ГПК закрыть вентили на линии отвода конденсата от ГПК.

7. Подать пар потребителям с ГПК — на деаэратор, мазутное хозяйство и др.

8. Включить в работу регулятор питания котла водой: поставить на щите автоматики тумблер Р25 регулятора питания в положение «Авт.». Закрыть байпас питательной линии.

9. Увеличить нагрузку на котле в соответствии с расходом пара. При уве­личении нагрузки сначала следует увеличить давление газа до ближайшего режима по режимной карте, а затем увеличить давление воздуха и разреже­ние в соответствии с этим режимом. При уменьшениинагрузки сначала уменьшают давление воздуха до ближайшего режима по режимной карте, регулируя одновременно разрежение, а затем уменьшают давление газа в со­ответствии с режимной картой. Не следует перескакивать через несколь­ко режимов при регулировании мощности горелок, так как это может привести к отрыву или проскоку пламени горелок. Регулировать мощ­ность горелок следует плавно (ступенчато), т. е. последовательно про­ходя все промежуточные режимы горения.

10. После того как все потребители пара выйдут на рабочий режим (в де­аэраторе установится необходимая температура (102-104 °С)) и расход пара достигнет установившегося значения, можно перевести в автоматический режим работы регуляторы газа, воздуха и разрежения.

Перевод управления подачей газа на горелки с ручного на автоматиче­ское (на ПРЗ).

Увеличить на горелках степень открытия рабочих задвижек так, чтобы давление газа возросло до следующего режима согласно режим­

ной карте. С помощью регулятора Р25 (по давлению пара) прикрыть ПРЗ и снизить давление газа на горелках до первоначальной величины. Чередуя эти операции добиться полного открытия рабочих задвижек. Определить степень открытия рабочих задвижек можно по показаниям манометров по давлению газа на общем газовом коллекторе котла (до рабочих задвижек) и маномет­ров непосредственно у горелок (после рабочих задвижек). Если эти давле­ния различаются (до задвижек давление газа больше, а у горелок меньше), следовательно, рабочие задвижки открыты не полностью.

Перевод управления подачей воздуха на горелки с ручного на авто­матическое (на направляющий аппарат вентилятора). Уменьшить с помо­щью тумблера Р25 (по давлению воздуха) давление воздуха на горелках (при­крывая направляющий аппарат вентилятора) до следующего режима согласно режимной карте. Отрегулировать разрежение. Приоткрывая шибера вторично­го воздуха у горелок, восстановить прежнее давление воздуха на горелках. Чере­дуя эти операции, добиться полного открытия воздушных шиберов у горелок.




После этого следует тумблеры регуляторов Р25 (газ, воздух, разреже­ние) перевести в положение «Авт.». Таким образом, в работу включена автома­тика горения.

11. На щите автоматики котла установить ключ управления котлом в поло­жение «Защита» и ввести в зацепление молоток клапана ПКН с МИС с коро­мыслом. Сделать записи в журнале о пуске котла и вспомогательного обору­дования.

Рекомендуемые страницы:




ВКЛЮЧЕНИЕ СТАЦИОНАРНОГО ПАРОВОГО КОТЛА В РАБОТУ

Подготавливая растопленный котел для включения в общую паровую магистраль, давление пара в нем под­нимают до значения, на 0,02—0,05 МПа (0,2—0,5 кгс/ см2) меньшего, чем давление в паропроводе, чтобы исключить вскипание и заброс воды в паропровод, кото­рые возможны при большом давлении в котле. Перед включением котла в паропровод закрывают вентиль на линии рециркуляции экономайзера. За 25—30 мнн до подключения котла для тщательного прогрева паропро­вода и выпуска из него воды и во избежание гидравли­ческих ударов необходимо открыть все дренажные вен­тили и конденсационные горшки. Еще раз продувают водоуказательные стекла и проверяют уровень воды в котле. Проверяют исправность действия предохрани­тельных клапанов, питательных устройств и манометров.

После проверки и включения автоматики безопасно­сти, сигнализаторов и аппаратуры автоматического уп­равления котлом при ослабленной горении медленно и осторожно на Vs оборота открывают паровой вентиль. При этом в паропроводе должен быть слышен шум пара. Как только шум прекратится, открывают вентиль еще на '/g оборота и так по мере прогревания паропровода

Постепенно увеличивают открытие главного парозапор- ного вентиля на котле с таким расчетом, чтобы к концу, прогрева главного паропровода парозапорный вентиль на котле был полностью открыт. ;

После открытия вентиля до отказа следует повернуть' его маховичок на полоборота в обратную сторону для предотвращения заедания в результате теплового рас­ширения. При прогреве необходимо следить за исправ­ностью паропровода, компенсаторов, опор и подвесок, а также за правильностью расширения паропроводов.

После включения котла в паровую магистраль маши­нист обязан еще раз проверить исправность действия арматуры и уровень воды в котле. При наличии снижен­ного указателя уровня воды правильность его показаний проверяется по водоуказательным стеклам прямого дей­ствия. Когда начинается отбор пара от котла, включают экономайзер в поток газов, усиливают тягу, дутье и го­рение в топке и постепенно повышают нагрузку котла. По мере повышения нагрузки продувка пароперегрева­теля уменьшается и при достижении нагрузки, близкой к 50 %, полностью прекращается.

После включения котла в работу его переводят на автоматическое регулирование питания водой и регу­лируют непрерывную продувку и подачу фосфатов со­гласно указаниям химика. Если при включении котла з работу будут замечены ненормальности (гидравлические удары или толчки паропровода), необходимо закрыть парозапорный вентиль на котле, уменьшить форсировку топки и усилить продувку паропровода и пароперегре­вателя (при его наличии на котле) до устранения де­фектов. После тщательной продувки и прогрева паропро­вода пуск котла в работу повторяют сначала.

Работа котла с неисправными арматурой, питатель­ными приборами, автоматикой безопасности и средства­ми противоаварийной защиты и сигнализации запреща­ется. Время включения котла в паропровод записывают в сменный журнал.

Читайте также: