Переход с насоса на насос в котельной инструкция по применению

Обновлено: 03.07.2024

Пуск центробежного насоса: порядок действий и основные правила

В промышленности, в частном и коммунальном хозяйстве для перекачки разного типа жидкостей используют центробежные насосы. Во время работы такого лопастного насоса движение жидкости по трубопроводу происходит непрерывным потоком за счёт центробежной силы. Однако вначале нужно подготовить его к работе. Правильный порядок пуска и остановки центробежного насоса продлит его срок службы и обеспечит бесперебойную работу. Как же осуществляется пуск насоса?

Классификация центробежных насосов

Центробежные насосы — это оборудование, применяемое в системах водоснабжения, а также водоотведения для откачки воды и перекачки жидкостей по напорным трубопроводам. Их делят по уровню давления, числу и расположению рабочих колёс. Они бывают одноступенчатыми и многоступенчатыми, низкого, среднего и высокого давления, горизонтального и вертикального расположения. Промышленность выпускает 18 типов насосного оборудования, которые применяют для разных целей. Наибольшим пользовательским спросом пользуются такие модели:

  • консольно-моноблочные;
  • центробежно-вихревые;
  • шламовые;
  • погружные;
  • осевые.

Эти электронасосы отличаются конструкцией, назначением и техническими характеристиками, однако, работают по схожему принципу. К их достоинствам относят высокую надёжность, долгий срок службы и простоту обслуживания и эксплуатации. Среди недостатков выделяют небольшой коэффициент полезного действия при невысокой производительности из-за сужения пропускных каналов и восприимчивость к примесям, которые содержатся в перекачиваемых жидкостях.


Принцип работы и конструкция

  • рабочая камера с патрубками для входа и выхода жидкости;
  • электродвигатель;
  • вал с направляющими лопастями;
  • подшипниковый узел;
  • сальники уплотнения.

При включении начинает вращаться ротор с закреплёнными на его валу лопастями, которые отогнуты в сторону, противоположную движению. Они воздействуют на воду, находящуюся в спиралеобразной камере, и согласно второму закону Ньютона создаётся центробежная сила, под действием которой жидкость отбрасывается от центра к периферии. При этом в центре образуется разрежение, и вода поступает в насос, а на периферии повышается давление, которое создаёт напор.

Так происходит непрерывное движение рабочей среды из всасывающего в напорный трубопровод. Подшипники облегчают вращение ротора, а сальники предохраняют механизмы двигателя от контакта с водой. Перед запуском центробежного насоса его надо подготовить к работе.

Порядок пуска центробежного насоса

Во время работы на входе из-за разрежения образуется область пониженного давления. Если давление перекачиваемой воды или другой рабочей среды больше, чем давление в зоне входа, образуются пузырьки воздуха, которые взрываясь, увеличивают нагрузку на подшипниковый узел, снижают производительность, что сказывается на нестабильности работы. Это явление называется кавитацией, которая в конечном итоге выводит насос из строя. Чтобы предотвратить кавитацию перед его запуском важно произвести геодезический расчёт и установить его с учётом причин снижения давления. Уменьшая высоту всасывания, создаётся запас, гарантирующий бесперебойную работу.

Прежде чем осуществить запуск центробежного насоса в работу, нужно создать постоянное давление и убрать воздух из всасывающей трубы с обратным клапаном, залив туда воду или другую рабочую среду. В зависимости от модели давление создаётся такими способами:

  • внутренним эжектором;
  • заливной воронкой;
  • наполнением из резервуара;
  • гидрозатвором.

Через эжектор вода поступает из нижней камеры гидравлического прибора на всос, а оттуда в верхнюю камеру, исключая попадание воздуха. Таким образом, создаётся избыточное давление, необходимое для работы насоса.

Заливку жидкости для создания нужного давления при запуске насоса также можно производить через воронку с отдельной трубкой, присоединённой тройником к всасывающей магистрали или её наполнением из резервуара с водой. В некоторых моделях этого оборудования на всосе предусмотрен гидрозатвор, высота которого прямо пропорциональна высоте подпора.

Как запустить водяной насос во избежание перезагрузки электродвигателя: обязательно закрыть задвижку на трубопроводе. После того, как двигатель наберёт необходимое число оборотов, нагнетательную задвижку медленно открывают, выводя электронасос на полную производительность.

Ручной переход с рабочего насоса на резервный

Заполнить резервный насос водой: открыть задвижку на всасывающем трубопроводе, закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе, включить электродвигатель, открываем задвижку на нагнетательной линии резервного насоса, на рабочем насосе закрываем задвижку на нагнетательной линии. После закрытия задвижки на нагнетательном трубопроводе выключить электродвигатель рабочего насоса, сделать запись в рабочем журнале о переходе с рабочего насоса на резервный с указанием времени.

Требования при установке манометра.

Манометр должен быть установлен так, чтобы его показания были отчетливо видны обслуживающему персоналу, при этом шкала его должна быть расположена вертикально или с наклоном вперед до 30° для улучшения видимости показаний. Номинальный диаметр манометров, устанавливаемых на высоте до 2 м от уровня площадки наблюдения за манометром, должен быть не менее 100 мм, на высоте от 2 до 3 м — не менее 160 мм и на высоте от 3 до 5 м — не менее 250 мм. При установке манометра на высоте более 5 м должен быть установлен сниженный манометр в качестве дублирующего. Манометр на котле должен быть установлен так, чтобы на него не могла влиять в значительной мере теплота лучеиспускания котла. Манометры должны быть хорошо освещены и защищены от воздействия лучистой теплоты кладки котла. Перед каждым манометром должен быть установлен трехходовой кран или другое аналогичное устройство для продувки, проверки и отключения манометра. С паровым пространством котла манометр соединяется через сифонную трубку. Она может быть разной длины, но обязательно должна иметь изгибы. Форма изгибов бывает разной в зависимости от места установки манометра.

Порядок пуска сетевого насоса в котельной

Для циркуляции воды в системах горячего водоснабжения и отопления, а также обслуживания бойлерной установки применяются центробежные сетевые насосы. Для большого расхода, используются агрегаты с рабочим колесом с двусторонним подводом жидкости, приводящимся в движение от электродвигателя, для малых расходов используют центробежные насосы с расположением всасывающего и напорного патрубка «в линию». Рабочие части могут быть изготовлены из стали и серого чугуна, поэтому насос характеризуется запасом прочности и длительной безаварийной работой. По конструкции агрегаты можно использовать для перекачки чистой воды и схожих по свойствам жидкостей. Преимущество насосов ГК «Корвет» в высоком КПД, простоте и надежности в эксплуатации, а также возможности регулировки напора в трубопроводе.

Последовательность подготовки и пуска агрегата

Подготовительные операции позволяют предотвратить сбои и преждевременный выход агрегата из строя. Перед пусконаладочными работами выполняется осмотр изделия, предусматривающий проверку:

  • наличия смазки в подшипниках (при использовании принудительной системы смазки проверяется ее работоспособность);
  • проверки исправности и герметичности сальников и торцевых уплотнений;
  • отсутствия заеданий или люфта, при вращении рабочего колеса.

Чтобы насос начал работать, нужно залить жидкость в корпус и во всасывающий трубопровод, с помощью воронки либо специального насоса. Включать устройство без жидкости запрещено. Заливка продолжается до тех пор, пока из спускного крана (воздушного клапана) не польется вода. Далее на всасывающем патрубке открывается запорное устройство. На следующем этапе включается электродвигатель. Далее плавно открывается запорное устройство на напорном трубопроводе и выставляется требуемое давление в магистрали. Запуск с открытыми задвижками позволит полностью удалить всасываемый воздух и снизить электроток в двигателе.

В процессе работы сетевого насоса необходимо контролировать уровень масла в подшипниках и рабочую температуру. Нормированное значение установлено на уровне 60-70 С°. Также проверяется техническое состояние упругой муфты и уплотнений вала. Для контроля над параметрами центробежного агрегата и водяной магистрали предусмотрены измерительные приборы: манометр, термометр, вакуумметр. Также используются приборы КИП для удаленного контроля и диспетчеризации рабочего процесса.

Остановка и переход на резервный насос

Для остановки агрегата действия выполняются в следующей последовательности:

  • закрывается запорная арматура, установленная на нагнетательной магистрали;
  • выключается электромотор;
  • перекрывается заслонка на всасывающем трубопроводе;
  • сливается рабочая жидкость с корпуса и подключенных трубопроводов.

С целью повышения надежности и бесперебойности циркуляции воды в тепловом контуре предусматривается монтаж и подключение резервного сетевого насоса. Переход от основного на резервный агрегат выполняется в следующей последовательности:

  • заливается водой резервный насос;
  • сразу открывается напорная труба, а на основном устройстве закрывается арматурой нагнетательная линия;
  • запускается электромотор резервного агрегата и выключается мотор основного агрегата;
  • делается запись в журнале про переход с рабочего насоса на резервный.

Возможные неисправности

В процессе пуска и эксплуатации центробежного насоса может произойти утечка жидкости через уплотнение вала или корпуса, это происходит из-за неправильной эксплуатации, частых включений, несоответствие физических свойств перекачиваемой жидкости.

Сетевой насос типа Д

Также возможен чрезмерный износ соединительной муфты и лопаток рабочего колеса. Основная причина данных неисправностей – неправильная центровка насосного агрегата, несоблюдение нагрузок на патрубки насоса, неправильной установки на фундамент.

Неисправности проявляются следующими симптомами: увеличение температуры подшипников и перекачиваемой жидкости, увеличение вибрации насосного агрегата, падение давления в системе, снижение расхода воды и пр. Своевременное обслуживание обеспечит продолжительную безаварийную эксплуатацию агрегата.

Порядок пуска сетевого насоса в котельной

Для циркуляции воды в системах горячего водоснабжения и отопления, а также обслуживания бойлерной установки применяются центробежные сетевые насосы. Для большого расхода, используются агрегаты с рабочим колесом с двусторонним подводом жидкости, приводящимся в движение от электродвигателя, для малых расходов используют центробежные насосы с расположением всасывающего и напорного патрубка «в линию». Рабочие части могут быть изготовлены из стали и серого чугуна, поэтому насос характеризуется запасом прочности и длительной безаварийной работой. По конструкции агрегаты можно использовать для перекачки чистой воды и схожих по свойствам жидкостей. Преимущество насосов ГК «Корвет» в высоком КПД, простоте и надежности в эксплуатации, а также возможности регулировки напора в трубопроводе.

Последовательность подготовки и пуска агрегата

Подготовительные операции позволяют предотвратить сбои и преждевременный выход агрегата из строя. Перед пусконаладочными работами выполняется осмотр изделия, предусматривающий проверку:

  • наличия смазки в подшипниках (при использовании принудительной системы смазки проверяется ее работоспособность);
  • проверки исправности и герметичности сальников и торцевых уплотнений;
  • отсутствия заеданий или люфта, при вращении рабочего колеса.

Чтобы насос начал работать, нужно залить жидкость в корпус и во всасывающий трубопровод, с помощью воронки либо специального насоса. Включать устройство без жидкости запрещено. Заливка продолжается до тех пор, пока из спускного крана (воздушного клапана) не польется вода. Далее на всасывающем патрубке открывается запорное устройство. На следующем этапе включается электродвигатель. Далее плавно открывается запорное устройство на напорном трубопроводе и выставляется требуемое давление в магистрали. Запуск с открытыми задвижками позволит полностью удалить всасываемый воздух и снизить электроток в двигателе.

В процессе работы сетевого насоса необходимо контролировать уровень масла в подшипниках и рабочую температуру. Нормированное значение установлено на уровне 60-70 С°. Также проверяется техническое состояние упругой муфты и уплотнений вала. Для контроля над параметрами центробежного агрегата и водяной магистрали предусмотрены измерительные приборы: манометр, термометр, вакуумметр. Также используются приборы КИП для удаленного контроля и диспетчеризации рабочего процесса.

Остановка и переход на резервный насос

Для остановки агрегата действия выполняются в следующей последовательности:

  • закрывается запорная арматура, установленная на нагнетательной магистрали;
  • выключается электромотор;
  • перекрывается заслонка на всасывающем трубопроводе;
  • сливается рабочая жидкость с корпуса и подключенных трубопроводов.

С целью повышения надежности и бесперебойности циркуляции воды в тепловом контуре предусматривается монтаж и подключение резервного сетевого насоса. Переход от основного на резервный агрегат выполняется в следующей последовательности:

  • заливается водой резервный насос;
  • сразу открывается напорная труба, а на основном устройстве закрывается арматурой нагнетательная линия;
  • запускается электромотор резервного агрегата и выключается мотор основного агрегата;
  • делается запись в журнале про переход с рабочего насоса на резервный.

Возможные неисправности

В процессе пуска и эксплуатации центробежного насоса может произойти утечка жидкости через уплотнение вала или корпуса, это происходит из-за неправильной эксплуатации, частых включений, несоответствие физических свойств перекачиваемой жидкости.

Сетевой насос типа Д

Также возможен чрезмерный износ соединительной муфты и лопаток рабочего колеса. Основная причина данных неисправностей – неправильная центровка насосного агрегата, несоблюдение нагрузок на патрубки насоса, неправильной установки на фундамент.

Неисправности проявляются следующими симптомами: увеличение температуры подшипников и перекачиваемой жидкости, увеличение вибрации насосного агрегата, падение давления в системе, снижение расхода воды и пр. Своевременное обслуживание обеспечит продолжительную безаварийную эксплуатацию агрегата.

Принцип работы центробежного насоса

При вращении рабочего колеса во всасывающем патрубке создается разряжение, жидкость заходит в рабочее колесо и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса насоса. Собирается в направляющем аппарате и сила вращения превращается в силу давления, и жидкость выбрасывается в нагнетательный патрубок.

Подготовка к пуску насоса:

1) сделать визуальный осмотр;

2) проверить заземление у насоса и электродвигателя;

3) проверить наличие сальников (торца);

4) проверить наличие смазки в картере;

5) проверить наличие ограждений у вращающихся частей;

6) вручную прокрутить вал насоса;

7) проверить целостность фундамента и степень затяжки анкерных болтов;

8) проверить исправность манометра: целостность корпуса и стекла, наличие пломбы, наличие штампа о последней гос.поверке (1 раз в год).

Пуск насоса без байпаса:

1) открываем задвижку на всасывающей линии;

2) проверяем отсутствие воздушной пробки;

3) включаем электродвигатель и даем насосу поработать на себя в течение 3 минут. За это время проверяем затяжку сальников (они должны пропускать 50-60 капель в минуту). Смотрим, не греется ли насос, нет ли шума и вибрации, смотрим по амперметру силу тока, в ту или сторону вращается вал. Если все нормально, то открываем задвижку на линии нагнетания.

Остановка насоса:

1) закрываем задвижку на линии нагнетания;

2) отключаем электродвигатель;

3) закрываем задвижку на линии всасывания.

! – центробежный насос всегда пускают при закрытой задвижке на линии нагнетания и под заливом жидкости.

Кавитация – мгновенное вскипание жидкости, при давлении ниже давления насыщенных паров при данной температуре.

Чаще всего кавитация возникает на входе в рабочее колесо насоса, или от конденсации паров на выходе с рабочего колеса, при высоком давлении, при низкой температуре. Кавитация также возникает при резком закрытии задвижки на линии всасывания, при уходе уровня из емкости, из-за неправильной установки насоса:

1) насос установлен выше уровня перекачиваемой жидкости;

2) насос установлен ниже уровня перекачиваемой жидкости.

Для насоса находящегося выше уровня перекачиваемой жидкости, высоту всасывания уменьшают на 0,5-1 метр (кавитационный запас).

Для насоса находящегося ниже уровня перекачиваемой жидкости, высоту всасывания увеличивают на 0,5-1м, но общая высота не должна превышать 3 метра.

Кавитация сопровождается: гидравлическими ударами, вибрацией, шумом, падением давления и производительности. Насос немедленно отключают и переходят на резервный насос.

Переход с работающего насоса на резервный насос:

(Расстояние между насосами не должно превышать 80 см.)

1) готовимся к пуску резервного насоса;

2) открываем задвижку на линии всасывания резервного насоса;

3) проверяем отсутствие воздушной пробки;

4) включаем электродвигатель резервного насоса и даем поработать не более 3 минут на себя;

5) затем одновременно один машинист у резервного насоса открывает задвижку на линии нагнетания, а второй закрывает задвижку на линии нагнетания рабочего насоса, затем отключает электродвигатель у рабочего насоса и закрывает задвижку на линии всасывания у рабочего насоса.

Переход с насоса на насос в котельной инструкция по применению

Уважаемое сообщество.
Мне тут задали вопрос, о котором я никогда раньше не задумывался, просто знал, что так нужно делать. Суть вопроса:
Есть пара насосов в каком угодно контуре. Один рабочий, другой резервный. Резервный насос подключается в автоматическом режиме при неисправности рабочего. Смена рабочего и резервного насосов происходит периодически (например каждые 72 часа).

Т.е я людям объясняю, что смена насосов должна проводиться для равномерной наработки обоих насосов, что продлевает их срок службы. и т.д. и т.п.

Вот такая проблема.


Lex



Просмотр профиля 26.10.2005, 14:18

p.s. Тот же общеиспользуемый за рубежом pump-kick тоже не просто так придумали.


ttt



Просмотр профиля 26.10.2005, 14:25

В "Руководстве по эксплуатации. " (ну не могу назвать, подписку в свое время давал) было сказано примерно следующее: резервные агрегаты должны периодически опробываться, их наработка не должна превышать 30%.

На практике делаю следующее:
1. Спрашиваю у Заказчика (если есть у кого спросить) - как делать?
2. Если молчит или говорит о равномерной наработке - делаю равномерную.
3. Если как Ваш - делаю неравномерную.

Нормативы из открытой документации по этому вопросу привести не могу.

26.10.2005, 14:27 Продолжительность нароботки насоса на переключение должен, по моему мнению, определять пользователь.
Пользователю можно порекомендовать период переключения.
Период должен определятся периодичностью проведения технического обслуживания насоса, и рекомендациями заводов изготовителей.


dnks



Просмотр профиля 26.10.2005, 16:38 А кто нормы требует показать? Заказчик? Так Вы ему, дураку, объясните, что это ему же нужно, и делается для его же блага, а не Вашего. Если не хочет периодического переключения "рабочий/резервный" - ну и хрен с ним, ему же потом дороже выйдет. Главное, отобразите этот момент в техзадании, что бы к Вам потом претензий не было.


AlexSch



Просмотр профиля 26.10.2005, 17:06 А кто нормы требует показать? Заказчик? Так Вы ему, дураку, объясните, что это ему же нужно, и делается для его же блага, а не Вашего. Если не хочет периодического переключения "рабочий/резервный" - ну и хрен с ним, ему же потом дороже выйдет. Главное, отобразите этот момент в техзадании, что бы к Вам потом претензий не было.

Да в том-то и дело, что объект уже 1,5 года работает.
А мы там автоматику обслуживаем.


dnks



Просмотр профиля 26.10.2005, 17:40 Да в том-то и дело, что объект уже 1,5 года работает. biggrin.jpg
А мы там автоматику обслуживаем.

Система уже работает 1,5 года. Если у него есть претензии, то не Вы должны найти норматив, где написано, что нужно ТАК, а он показать Вам, где написано, что нужно НЕ ТАК. Так что его претензии к Вам безосновательны. Хочет без периодических переключений - пускай запасается денежкой.


AlexSch

Пуск и останов сетевых насосов

Производительность каждого насоса 2500 м³/ч. Число оборотов – 3000 об/мин.

Насос однодисковый с двухсторонним всасом. Насос приводится в движение асинхронным двигателем мощностью 1600 кВт. Номинальный ток 177 А при напряжении 6000 В.

Сетевой насос типа 18 СД-13 требует подпора на всасе сверх упругости водяного пара 28 м.вод.ст. (2,8 атм). Смазка подшипников насоса индивидуальная кольцевая. Смазка подшипников электродвигателя принудительная от специального маслонасоса. Маслонасос типа РЗ-4,5 производительностью 3,3 м³/ч при напоре 3,3 атм. Ёмкость маслобака 0,15 м³. Масло для смазки подшипников и двигателя – турбинное ТП-22.

Концевые уплотнения насоса – мягкие, сальниковой набивкой. Сальники имеют систему охлаждения, выполненную следующим образом: подводимая холодная вода из коллектора от насоса охлаждения подшипников разделяется на два потока. Одна часть омывает сальник снаружи, другая охлаждает сальник с внутренней стороны и препятствует распространению тепла вдоль вала к подшипникам, а затем сливается в дренаж.

Вода для воздухоохладителя двигателей всех сетевых насосов и встроенного в бак маслоохладителя подводится от напорного циркводовода ТГ-4 (резервная вода – от пожарной линии машзала II оч.).

Подготовка насоса к пуску

  1. Заполнить маслобак и камеры подшипников маслом до ½ стекла в баке и на 2/3 метки на указателе уровня в камерах.
  2. Проверить схему маслопроводов, т.е. открытие вентилей на масляных фильтрах, от насоса в коллектор, из коллектора на подшипники, на электроконтактный манометр.
  3. Убрать от насосного агрегата все посторонние предметы, проверить отсутствие отпущенных гаек на насосе и фланцевых соединениях, трубопроводов и арматуры.
  4. Проверить наличие и подключение всех приборов КИП.
  5. Открыть и отрегулировать воду на охлаждение сальникового насоса (и подшипников).
  6. Открыть и отрегулировать воду на охлаждение сальников. Открыть задвижку на всасе, заполнить, прогреть насос. Выпустить воздух и прогреть насос до температуры корпуса равной температуре всасываемой воды (производить открытием вентиля воздушника на насосе).
  7. Проверить температуру и давление подводимой к насосу воды по приборам на всасывании. Давление на всасе должно быть не менее:
Температура на всасе °С 60 70 80 90 100 110 120 130
Давление ата 3,0 3,2 3,4 3,6 3,8 4,3 4,8 5.8

8. открыть задвижку рециркуляции насоса.

Пуск сетевого насоса

  1. Ещё раз внимательно осмотреть насос и электродвигатель и убедиться, что всё находиться в полной готовности к пуску.
  2. На ЦТЩ включить насос. При включении насоса сначала включается ЭМН и при достижении давления масла на подшипники двигателя сетевого насоса 0.35 атм, включается автоматически сам СН. При работе СН, ЭМН работает непрерывно. При снижении давления масла на подшипники электродвигателя по ЭКМ ниже 0,15 атм СН отключается.
  3. Открыть задвижку на напоре для получения заданного давления прямой сетевой воды. Закрыть рециркуляцию.
    Примечание : Работа насоса с закрытой напорной задвижкой без рециркуляции категорически запрещается.

Обслуживание во время работы

  1. После включения насоса открыть и отрегулировать воду на охлаждение электродвигателя и масла. Установившаяся максимально допустимая температура масла на сливе из подшипников не должна превышать 65°С.
  2. Наблюдать за свободным вращением смазочных колец на валу насоса, следить за уровнем масла в маслобаке и камерах подшипников.
  3. Следить за вибрацией насоса, соответствием давления на всасе температуре воды с учётом необходимого подпора.
  4. Наблюдать за сальниками насоса.
  5. Следить за нормальной работой электродвигателя. Тепловое состояние электродвигателя контролируется ртутными термометрами по нагреву охлаждающего воздуха и воды. При нормальной нагрузке разность между входящим и выходящим воздухом должна быть 20°С. Предельный нагрев 80°С. Температура охлаждающего воздуха во избежание отпотевания трубок воздухоохладителей не должна быть ниже 20°С. Нормальный нагрев воды в электродвигателе 2 - 4°С. Допустимое давление воды в воздухоохладителях 3 атм.
  6. Следить за правильностью уставок блокировок и АВР на ЭКМ.

Остановка сетевого насоса

  1. Открыть рециркуляцию насоса.
  2. Закрыть напорную задвижку.
  3. Отключить электродвигатель.
  4. Маслонасос отключиться автоматически. С отключением СН автоматически смазка на выбеге ротора обеспечивается смазочными кольцами.

Состояние резерва и блокировок сетевых насосов

  1. Блокировка по давлению:
    а). сетевой насос включается только тогда, когда давление масла на подшипники электродвигателя достигнет 0,35 атм и в коллекторе всаса насосов будет давление сетевой воды не менее 4 атм.
  2. Каждый насос имеет ключ блокировки и АВР с тремя положениями:
    а). при положении «0» СН можно включить только ключом на щите после включения кнопкой по месту ЭМН, т.к. маслонасос не включится от ключа сетевого насоса. Насос включится также при давлении масла 0,35 атм от других ЭМН.
    б). при положении «РАБОТА» ключом включения сетевого насоса сначала включится ЭМН и при давлении масла 0,35 атм и более включится сам СН. При отключении СН от аварийной кнопки, защиты или при падении давления не его напоре ниже 5 атм даётся импульс на включение резервного СН, если у него ключ поставлен в положение «РЕЗЕРВ».
    в). в положении «РЕЗЕРВ» СН включится при отключении работающего насоса или его срыве. Включится сначала ЭМН и при давлении масла 0,35 атм и более, включится сам СН.
  3. При увеличении давления сетевой воды в напорном коллекторе сетевых насосов (за напорными задвижками) более 15 атм – СН отключаются, а резервные не включаются. Подаётся импульс на отключение водогрейных котлов.
  4. Состояние работы и резерва СН:
    а). у работающего насоса ключ блокировки должен быть в положении «РАБОТА»;
    б). работает ЭМН или подано давление масла на подшипники от других ЭМН с давлением не менее 0,15 атм;
    в). напорная задвижка открыта на необходимую величину;
    г). рециркуляция закрыта.
  5. У резервного насоса:
    а). ключ блокировки в положении «РЕЗЕРВ»;
    б). напорная задвижка открыта на величину открытия задвижки на работающих насосах (по шкале концевых выключателей задвижек);
    в). рециркуляция закрыта;
    г). маслонасос не работает;
    д). схема маслоснабжения собрана от общего коллектора масла с давлением не менее 0,35 атм и от своего насоса.
  6. При отключении работающего СН включается насос по АВР, стоящий в резерве.

Переход с одного насоса на другой

Перевод нагрузки при переходе с одного насоса на другой производить в нормальной обстановке, открытием и прикрытием напорных задвижек включаемого и отключаемого насосов (без толчка давления сетевой воды).

Как пускать питательные насосы, читайте в статье Пуск и останов питательных насосов

Пуск и останов питательных насосов

Пуск и останов питательных насосов

Инструкция по эксплуатации питательных насос на примере насосов ПЭН-500-180-2 работающих на реальном объекте.

Для питания паровых котлов БЗК-320-140-ПТ установлены три центробежных насоса горизонтальных, одинадцатиступенчатых, двухкорпусного исполнения типа ПЭН-500-180-2 Сумского завода. Насосы имеют внутренний корпус секционного типа, производительностью 500 м³/ч при напоре 180 атм.

Насосы этого типа выпускаются с гидромуфтой, но временно (до освоения) гидромуфта заменена промежуточным валом. Смазка подшипников – принудительная, от общей маслосистемы насосного агрегата, который имеет два маслонасоса (на ПЭН-8 – при маслонасоса): рабочий, установленный на валу электродвигателя и пусковой, установленный в подвале. На ПЭН-8 все маслонасосы установлены в подвале.

Характеристики питательных насосов

  • Тип - ПЭН-500-180-2
  • Количество - 3
  • Производительность - 500 м³/ч
  • Напор - 180 атм
  • Число оборотов - 2950 об/мин
  • Количество дисков - 11
  • Мощность двигателя - 4000 кВт
  • Номинальный ток - 440 А
  • Напряжение - 6000 В

Подготовка к пуску.

  1. Проверить количество воды в баках деаэраторов № 9, 10.
  2. Через дежурного хим. лаборатории проверить качество воды в деаэраторах. Питательная вода должна удовлетворять следующим нормам:
  • а). жёсткость – не более 1 мкг-экв/кг
  • б). кислород – не более 10 мкг/кг4. Открыть задвижку на всасе питательного насоса и вентиля прогрева.6. Закрыть напорную задвижку насоса.
  • 7. Произвести тщательный осмотр насоса и мотора:
  • 5. открыть все вентили рециркуляции.
  • 3. Открыть задвижку на сливе из деаэраторов на всас ПЭН.
  • а). убрать от насоса и мотора все посторонние предметы;
  • б). проверить чистоту открытых частей вала;
  • в). проверить отсутствие отданных гаек на насосе, арматуре.9. Проверить открытие соответствующих задвижек на масляной схеме.11. Открыть воду на охлаждение сальников и сальниковых камер насоса, установив давление воды не менее 3 атм.13. Проверить положение ротора по указателю осевого сдвига.15. Включить на местном щите в работу пусковой маслонасос. Убедиться, что при давлении масла 0,7 ¸ 1 атм на все подшипники поступает достаточное количество масла. Давление масла на подшипники регулируется сливным клапанам на маслобаке ПЭН. Сработка клапана настраивается на 1,2.17. Переключатель блокировки поставить в положение «ДЕБЛОКИРОВАНО».
  • 16. Проверить подключение приборов теплового контроля и сигнализации: «Понижение уровня масла в маслобаке», «Повышение температуры подшипников», «Нет открытия» или «Нет закрытия» вентиля рециркуляции.
  • 14. По окончании прогрева насоса закрыть вентиль прогрева.
  • 12. Проверить температуру и давление воды на всасе насосов. Перед пуском насоса температура на всасе должна быть равна температуре в деаэраторах 6 ата. Пуск насоса разрешается только в прогретом состоянии при разности температур «верх - низ» корпуса насоса не более 20°С.
  • 10. Выпустить воздух их маслоохладителей и фильтров.
  • 8. Проверить наличие необходимого количества масла в масляном баке по маслоуказателю, слить отстой воды и долить свежего турбинного масла марки ТП-22 до верхнего уровня.

Пуск насоса.

  1. Пуск насоса производится с блочного щита. Пуск может производиться обслуживающим персоналом как ключом управления, так и автоматически от АВР по напряжению (при отключении работающего ПЭН) или АВР по давлению.
  2. Сообщить дежурному по тепловому щиту котлов о готовности насоса к пуску.
  3. Включить насос, для чего: повернуть ключ соответствующего насоса вправо (поставить его в положение «ВКЛЮЧЕНО»). При поступлении импульса от ключа управления или АВР включается пусковой масляный насос. Когда давление в конце маслосистемы достигнет 0,7 кгс/см², включается двигатель питательного насоса. Пусковой маслонасос работает в течении 5 минут, после чего должен автоматически отключиться. Заметить время разворота ПЭН с момента включения пускового маслонасоса до достижения номинального давления за ПЭН. Время разворота должно быть 15 сек.
  4. Проверить работу насоса. При ненормальном шуме, стуке, заеданиях, вибрации или других неисправностях немедленно остановить насос для их устранения.
  5. Проверить показания КИП и произвести запись показаний по приборам: осевого положения ротора, давление масла на подшипниках, давление питательной воды на напоре, давление за гидропятой.
  6. Подрегулировать давление конденсата на охлаждение сальников.
  7. Проверить работу разгрузочного диска. Нормальное давление в камере за разгрузочным диском должно быть больше на 1 – 2 атм давления во всасывающем патрубке.
  8. Открыть и отрегулировать подачу охлаждающей воды на воздухоохладители таким образом, чтобы температура масла на входе в подшипники из двигателя не превышала 60°С, а температура масла на входе в подшипники поддерживалась в пределах 35 ¸ 45°С.
  9. При отключении пускового маслонасоса проверить, чтобы давление масла не упало ниже 0,5 атм.
  10. Приоткрывая вручную напорную задвижку насоса заполнить напорные магистрали водой, после чего открыть задвижку полностью эл. приводом.

Примечание: В случае, если напорные трубопроводы перед пуском насоса были заполнены водой, напорные задвижки не переводятся на ручное управление, а открывается эл. приводом.

При заполнении питательных магистралей водой не допускается снижение давления на напоре ниже 180 атм.

  1. При расходе 160 т/ч автоматически закроется рециркуляция насоса. Автомат рециркуляции настроен на открытие при расходе через насос 130 т/ч.
  2. Включить защиты ПЭН, ключ блокировки поставить в положение «РАБОТА». При нормальной эксплуатации включение питательных насосов, их отключение, переход с одного насоса на другой производится под руководством НС ТО, а в аварийных случаях дежурным машинистом ЦТЩУ II очереди или дежурным машинистом-обходчиком ТО самостоятельно.

Обслуживание насоса во время работы.

Во время работы необходимо следить за исправностью КИП и аппаратуры автоматики, наблюдать за уровнем, качеством и температурой масла. Температура масла после маслоохладителя должна быть 35 ¸ 45°С. Предельная температура масла из подшипников 60°С.

Наблюдать за давлением масла перед подшипниками. Давление масла не должно быть ниже 0,5 атм. Нормальное давление 0,7 ¸ 1,0 атм. В случае снижения давления масла ниже 0,5 атм необходимо включить эл. масляный насос, если он не включается автоматически, проверить чистоту масляных фильтров, уровень масла, отсутствие течей в трубопроводах и маслоохладителях, проверить правильность работы сливного клапана.

Во всех случаях выяснить и устранить причины снижения давления масла. Наблюдать за сальниками насоса. Наблюдать за давлением воды из гидропяты в деаэратор. Давление должно быть 7,5 атм. Предельное давление 9,0 атм. Максимальная температура 170°С, номинальная 164°С при температуре на всасе 160°С.

Периодически наблюдать за положением ротора насоса. Допустимый сдвиг ротора (износ) – до 2-х мм. Следить за работой насоса и электродвигателя, не допуская перегрева двигателя. Максимальная температура воздуха (горячего) 60°С.

Подача воды в воздухоохладитель от водяных фильтров регулируется так, чтобы не было отпотевания воздухоохладителей. Не допускается попадание воды или пара на электродвигатель насоса и в камеру выводов двигателя. Следить за состоянием сигнальных ламп, за положением ключей технологической блокировки и ключей АВР.

Расход питательной воды при закрытой рециркуляции не должен быть менее 130 т/ч. При снижении расхода менее 130 т/ч рециркуляция должна быть открыта или автоматически или вручную (если автомат не работает). Не допускать резких снижений давления и температуры в деаэраторах 6 ата. Скорость снижения давления в деаэраторах 6 ата допускается не более 0,1 атм в минуту. Периодически проверять правильность настройки стрелок контактных манометров АВР по давлению и защиты. Следить за чистотой насоса, мотора, арматуры, трубопроводов и окружающей электронасос площадки.

Останов насоса

Нормальная остановка насоса производится с блочного щита. На местном щите имеется только аварийная кнопка для экстренной остановки насоса. Для нормальной остановки насоса необходимо:

  1. Включить электромасляный насос, проверить, что давление масла повысилось;
  2. Ключ блокировки отключаемого насоса поставить в положение «ДЕБЛОКИРОВАНО»;
  3. Закрыть напорную задвижку. Проверить, что она закрылась;
  4. Убедиться, что при снижении расхода ниже 130 т/ч рециркуляция открылась;
  5. Ключом управления отключить насос, записать время выбега. Нормальный выбег 60 сек.. Электромасляный насос работает 5 минут после отключения ПЭН;
  6. Прикрыть воду на охлаждение масла и двигателя;
  7. Проверить закрытие обратного клапана.
  8. Если насос вводится в резерв, то открыть напорную задвижку и убедиться, что обратный клапан закрылся, т.е. ротор при полном открытии задвижки на напоре остаётся неподвижным. При обнаружении вращения ротора в обратную сторону, что свидетельствует о незакрытом или неплотности обратного клапана, немедленно включить электромасляный насос, закрыть напорную задвижку и сообщить НС ТО. Эксплуатация насоса с неисправным обратным клапаном запрещается.
  9. Через 5 минут после отключения насоса автоматически отключается ЭМН.
  10. При вводе насоса в. резерв с исправным обратным клапаном после отключения напорной задвижки - поставить ключ АВР в положение РЕЗЕРВ".
  11. Сообщить начальнику смены об остановке насоса, записать время.
  12. О всех замечаниях, дефектах по закрытию обратных клапанов немедленно сообщить руководству цеха.
  13. Категорически запрещается включать эл. двигатель насоса, вращающегося в обратную сторону.
  14. Случаях, когда напорная задвижка по какой-либо причине не закрывается. то насос отключить только после закрытия следующей отключающей задвижки
  15. Эл. двигатель питательного насоса допускает по условиям нагрева не более 2-х пусков из холодного состояния. Последующие пуски через каждые полчаса. Исключения могут быть сделаны только в аварийных случаях.
  16. При выводе питательного насоса в ремонт;
  • а). остановить насос согласно инструкции;
  • б). закрыть задвижки на нагнетании и рециркуляции и обжать их вручную;
  • в). разобрать эл. схемы двигателя насоса и напорной задвижки;
  • г). немедленно закрывая задвижку на всасе ПЭН. смотреть за давлением на всасе насоса и в случае его повышения немедленно открыть всасывающую задвижку. Определить какая задвижка пропускает;
  • д). открыть дренажи для опорожнения насоса;
  • е). выполнить мероприятия по подготовке к ремонту по наряду.

Аварийное отключение питательного насоса.

  1. На аварийное отключение ПЭН действуют защиты эл. двигателя насоса
  • а) электрические защиты двигателя:
  • б). при падении давления в системе смазки ниже 0,3 атм:
  • в) при падении Р в напорном патрубке ниже 130 атм (срыв насоса)
  • г). при падении расхода пит. воды через ПЭН ниже 130 т/ч и неоткрытии эл. вентиля рециркуляции.3. При аварийном отключении, выключается двигатель насоса, одновременно автоматически включается эл. масляный насос, закрывается напорная задвижка и открывается рециркуляция по снижению расхода через насос. Одновременно же производится подача светового и звукового сигнала на ЦТЩ («Неисправность насосного агрегата») и запуск устройств АВР. Причины срабатывания сигнала «неисправность насосного агрегата» определяется на щите по световым табло, а также по показаниям и сигнальным устройствам приборов, контролирующих соответствующие параметры.5. Если при аварийном автоматическом отключении ПЭН не имеется резервного насоса и отключение ведет за собой аварийный недоотпуск или снижение нагрузки, допускается производить обратное однократное включение отключившегося насоса, за исключением случаев, когда замечены явные признаки короткого замыкания, повреждения оборудования или несчастного случая с персона­лом.
  • 4. При отключении ПЭН от эл. защиты нужно немедленно включить резервный насос (если он не включился от АВР) проверить нормальность остановки отключающего насоса, полную остановку ротора, закрытии напорной задвижки, сос­тояние насоса и др.
  • 2. При аварийном отключении работающего насоса включается резервный насос.

Сигнализация.

На ЦТЩ предусмотрена сигнализация положения насосного агрегата, осуществляемая сигнальными лампами у ключа включения. Всякое несоответствие включателя эл. двигателя и его ключа управления сигнализируется миганием соответствующей лампы. Предусмотрена возможность работы с «'тёмным» местным шитом, т.е. с погашенными лампами.

Состояние резерва питательного насоса.

Резервный ПЗН должен находиться в полной готовности к мгновенному пуску от АВР для чего:

Рабочая инструкция № РТ-3-51-411 аппаратчику электролиза 5 разряда цеха № 51 (стадий сушки хлора и перекачки водорода) , страница 32

· промыть дехлоратор поз. 132 водой со сливом в минеральную канализацию, освободить дехлоратор от остатков промывных вод.

4.2.11 Включение дехлораторов в работу

Включение (ввод в работу) дехлоратора после производства ремонтных работ производится по распоряжению мастера смены.

4.2.11.1 Ввод в работу дехлоратора I ступени поз.132 производится в следующем порядке:

· заполнить дехлоратор водой до перелива;

· предупредив аппаратчика электролиза (стадии перекачки хлоргаза), совместно с дежурным слесарем снять установленные заглушки;

· открыть арматуру на линии поступления хлорной воды в дехлоратор поз.132 и на выходе хлорной воды из него;

· закрыть арматуру на обводной линии поступления хлорной воды в дехлоратор II ступени поз.133;

· перевести подачу пара с дехлоратора II ступени на дехлоратор I ступени;

· перекрыть подачу соляной кислоты в дехлоратор II ступени и открыть в дехлоратор I ступени.

4.2.11.2 Ввод в работу дехлоратора II ступени поз.133 производится в следующем порядке:

· заполнить дехлоратор поз.133 водой до перелива;

· предупредив аппаратчика электролиза (стадии перекачки хлоргаза), совместно с дежурным слесарем снять установленные при сдаче в ремонт заглушки;

· открыть арматуру на входе хлорной воды в дехлоратор поз. 133 и на выходе хлорной воды из него;

· закрыть арматуру на перемычке из дехлоратора I ступени на смеситель поз. 136.

4.2.12 Переход с работающего фильтра поз. 86 на резервный

Переход с работающего фильтра поз.861-3 на резервный производится по распоряжению мастера смены в следующем порядке:

· согласовав с аппаратчиком электролиза (стадии перекачки хлоргаза), совместно с дежурным слесарем или ремонтным персоналом снять установленные заглушки на резервном фильтре;

· медленно открывать запорную арматуру на входе хлора на резервный фильтр и на выходе хлора из него во избежание попадания большого объема воздуха или азота в хлорный трубопровод;

· закрыть запорную арматуру на входе и выходе хлора на ранее работавшем фильтре;

· совместно с дежурным слесарем или ремонтным персоналом установить заглушки на выведенном из работы фильтре (по необходимости подготовки к ремонтным работам).

4.2.13 Пуск в работу, эксплуатация и остановка центробежных

4.2.13.1 Пуск насоса в работу производить в следующем порядке:

· снять установленные заглушки;

· проверить наличие и исправность заземления электродвигателя, кнопки пускателя;

· проверить наличие и исправность манометра;

· провернуть за муфту вал насоса и убедиться в отсутствии заклинивания;

· установить и закрепить ограждение муфты;

· проверить наличие смазки в картере насоса (при необходимости - добавить). Уровень масла должен быть между минимальным и максимальным рисками щупа;

· открыть арматуру на всасе насоса;

· включить электродвигатель насоса в работу и убедиться в правильном направлении вращения вала;

· после того, как двигатель наберет полные обороты, плавно открыть арматуру на нагнетании насоса (с закрытой арматурой на нагнетании насос может работать не более двух минут).

4.2.13.2 При эксплуатация насоса необходимо:

периодически проверять нагрев подшипников насоса, корпуса, электродвигателя, герметичность фланцевых соединений и сальниковых уплотнений, давление на нагнетании;

при обнаружении неисправностей в работе насоса необходимо остановить насос, предварительно включив резервный, и доложить мастеру смены о неисправностях.

4.2.13.3 При остановке насоса:

закрыть арматуру на нагнетании насоса;

отключить электродвигатель насоса;

закрыть арматуру на всасе.

установить заглушки на всасе и нагнетании насоса (при подготовке насоса к ремонту).

При переходе с работающего насоса на резервный сначала необходимо включить в работу резервный насос, затем выключить ранее работавший.

Читайте также: