Печь краса в доме чудеса

Обновлено: 17.05.2024

Русская печь

Печь-краса — в доме чудеса. Не теряй старь — она новизну держит.

Согласно статистике, в России ежегодно кладут и перекладывают около трех миллионов печей. При этом у многих людей возникает вопрос о том, какую печь лучше сложить.

Книга, которую вы держите в руках, полностью посвящена шедевру печного ремесла славянского народа — духовой печи. В обиходе она известна как русская печь.

Согласно словарю современного русского языка, любая печь — это «сооружение для отопления помещений и приготовления пищи». Однако для русской пени такое определение подходит лишь частично.

На протяжении многих веков духовые печи использовались не только для варки пищи и обогрева жилища, но и для выпечки хлеба, пирогов, сушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев.

В зимнее и осеннее время печь обогревала, просушивала и проветривала жилище. Когда домочадцам случалось заболеть, она исправно лечила практически все простудные заболевания. При необходимости печь с успехом заменяла даже парную баню, в которой парились с березовым или дубовым веником. Мало того, печь была своеобразной домашней метеостанцией, довольно точно предсказывающей погоду. Мало кому известно, что русская печь способствовала возникновению и развитию многих народных промыслов. Впервые деревянная посуда с золотой хохломской росписью вышла из русских печей заволжских древоделов. В горниле русской печи народные мастера и по сей день закаляют вылепленные из глины игрушки.

В долгие зимние вечера печь собирала вокруг себя домочадцев, которые занимались каким-нибудь ремеслом, а заодно рассказывали детям сказки и загадывали загадки. Как неотъемлемая часть жизни большинства народа, русская печь оказала большое влияние на его обряды и традиции. Оттого так часто упоминается она в песнях, сказках, былинах, пословицах и поговорках.

Часть 1. Избяной пенат

В глубокой древности каждый род славян имел своего пената, и этим пенатом был очаг.

СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ

В одной старинной загадке- притче говорится: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в царстве том стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются». Не трудно догадаться, что в этой загадке, изобилующей метафорическими образами, речь идет о русской печи, которая сравнивается в ней с каменной пещерой.

«Теплое царство» — это крестьянская изба, в которой стоит русская печь. В топливнике этой печи есть небольшое углубление, называемое горнушкой или порском. В этом углублении под слоем золы до следующей растопки лежит раскаленный древесный уголь — притаившийся «лютый змий». Если в избе становится холодно («как бывает в царстве том стужа»), то в печи от сохранившихся в горнушке угольев разжигают огонь и кладут сухие дрова. Когда сизый дым завьется над поленьями, а затем с веселым треском загорятся в печи дрова, пылающий огонь сравнивают со сказочным огненным змеем. Недаром в древних мифах огонь нередко обретал образ Огненного змея, спустившегося с небес на землю.

В представлениях древних славян огонь относили к основным стихиям мироздания. Народная мудрость гласит: «Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна — княгиня».

На первом месте в этом списке огонь оказался не случайно. Огонь согревал и освещал жилище, на нем готовили пищу, к тому же он воспринимался как посредник между богами и человеком. Немудрено, что к нему относились со священным трепетом и поклонялись как божеству. Вместе с ним предметом поклонения было огнище, или очаг, в котором этот огонь постоянно хранили и поддерживали. Таким очагом на Руси издревле была русская духовая печь, о которой в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».

Живой огонь. Огонь, в том числе и тот, который находился постоянно в печи, представлялся нашим предкам живым существом. Так же как и человек, он ест, пьет и спит. При хорошем уходе он бывает добрым, ласковым и покладистым. Но не дай бог разгневать его. Тогда он может выйти из подчинения, подпалить в горшках варево, обуглить хлебы, зажечь в трубе сажу и даже спалить дом дотла. Святотатством считалось плюнуть в печной огонь или залить его водой. По убеждению крестьян, у человека, совершившего подобные проступки, непременно должны были заболеть руки, а на губах и языке появиться плохо заживаемые язвы. Если неряшливая хозяйка после расчесывания бросит в горящую печь собравшиеся на гребне волосы, то в наказание за это у нее будет долго и сильно болеть голова.

Огонь не прощал тем хозяевам, которые бездумно раздавали соседям из печи горячие уголья, чтобы те разожгли от них свою печь. Вместе с угольями дом могли покинуть счастье и благополучие. В самых крайних случаях, когда у соседей было безвыходное положение, уголья все же одалживали, но с условием, чтобы их вернули сразу же после того, как они смогли разжечь свою печь. Однако в те дни, когда крестьяне выезжали в первый раз в поле на весеннюю пахоту, огонь из печи нельзя было выносить ни под каким предлогом. Считалось, что огонь домашнего очага способствует преумножению и сохранению урожая. Если в эти дни

одолжить угольков соседу, то хлеб не уродится либо будет потрава. А у соседа, сумевшего выпросить уголья, наоборот — ожидается богатый урожай.

У каждого народа были такие особые дни, когда крестьяне категорически отказывались давать уголья из своего очага соседям, даже если те мерзнут от холода. Например, в Шотландии такими днями были первый день Нового года и Рождества, также первый понедельник после Нового года и третье мая. В эти дни за угольями друг к другу лучше не приходить — бесполезно, не дадут, поскольку считалось, что, взяв из очага, любой недоброжелатель может совершить колдовство и навести порчу на домочадцев. Зато была открыта дверь каждому, кто приносил с собой кусочек угля и бросал его в очаг, высказывая пожелание, чтобы огонь в этом доме никогда не угасал.

Вообще же, за огоньком к соседу, как правило, ходили безалаберные и никчемные хозяева. У всех народов к ним было пренебрежительное отношение. Например, дагестанский писатель Р. Гамзатов писал: «Когда горец хочет сказать о себе хорошее и попросту похвалиться, он говорит: «Ни к кому еще не приходилось мне ходить за огнем».

С наступлением сумерек от углей, хранящихся в печи, зажигали осветительные лучины, свечи и керосиновые лампы. Прежде чем вынести огонь из печи в избу, старшая женщина творила молитву. В это время нельзя было не только ссориться, но и громко разговаривать. Если же кто-либо из домочадцев нарушал этот запрет, то старшая женщина говорила с укоризной: «Угомонитесь, охальники. Огонь зажигают, а вы перебранкой занимаетесь. Огонь гневить — грех великий, кабы беду не накликать!» Все сразу умолкали, ведь с огнем шутки плохи. Чтобы внушить почтение к огню малым детям, взрослые рассказывали им такую нравоучительную сказку: «Зажглись на чужом дворе два огня и стали между собой разговаривать.

Конспект открытого занятия "Внутренний мир русской избы"

Цель занятия: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

Образовательные : Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы; познакомить с особенностями интерьера крестьянского жилища;

Развивающие: Развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности.

Воспитательные : Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа, художественный вкус.

Оборудование урока:

а) Для учителя: презентация «Внутренний мир русской избы»; иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы; схемы-таблицы с изображением русской избы; репродукции образцов предметов народного быта (полотенца, деревянная посуда)

б) Для учащихся: альбомы, карандаш, резинка, краски (акварель, гуашь), восковые мелки.

Литературный ряд: Л. Мей “В низенькой светелке…”, В. Белов – высказывание о русской печи, пословицы, загадки о русской избе

План занятия:

3. Изучение нового материала. Беседа об интерьере русской избы.

5. Практическая работа

6. Закрепление материала.

7. Выставка детских работ. Рефлексия.

Завершение занятия, награждение.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ведь прозвенел звонок

Скорей начнём урок!

2. Актуализация опорных знаний.

- И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага, стремился создать свой мир - добрый и уютный.

Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрадед, живший тысячу лет назад? Конечно же избу! Издревле крестьянский дом называли родным, родимым, как называют самого дорогого человека. Дом – это кров, и находится по своей значимости в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

На прошлом занятии вы уже немного познакомились с русским народным жилищем – деревянной избой. Давайте вспомним и повторим:

- Из какого дерева чаще всего строили избу? (сосна)

-Какие есть типы изб? (глаголь, кошель)

- Как и зачем люди украшали избу? (декоративные элементы избы причелина, наличники, конёк – чтобы оградить от злых духов )

- Что означало слово «изба»? ( Изба - это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.)

- Модель чего являет собой русская изба? (Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

- Какие вы знаете пословицы о русской избе?

. - Молодцы, ребята! Вы уже многое знаете о русской избе. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. Тема занятия: «Внутренний мир русской избы». Вы узнаете много нового и интересного об устройстве интерьера избы, приметах и поверья , связанных с ней. В конце занятия вас ждут награды за активную работу и самые интересные и аккуратные рисунки.

3 . Изучение нового материала.

- Ребята, давайте , мысленно войдем в крестьянское жилище …

В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным. (
Л. Мей)

- Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще! Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой, перед дальней дорогой существовал обычай присаживаться, запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

- Внутри изба состояла из одного большого помещения (светлицы), условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе:

потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

- Верхней границей избы служил потолок. Доски поддерживались «матицей». Это средний брус, несущий деревянный потолок, олицетворяла собой млечный путь, путь на небе. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была. Матица проходила поперёк всей избы, скрепляя и удерживая собой стены, потолок и основание кровли. Для дома матица была тем же, чем для дерева корень, а для человека мать: началом, опорой, основой.

- Под потолком шли «полавошники», на них располагалась крестьянская посуда, обычно она была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

- Пол – земля; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, были образным выражением идеи пути-дороги. Пол – это граница, отделяющая людей от «нелюдей»: домовых и др. Пол в доме настилали из половинок брёвен (отсюда и слово «половицы»). Постель (а в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперёк половиц, иначе человек уйдёт из дома.

- В самом светлом углу на лавку ставилась прялка. С её помощью пряли пряжу. Нередко прялки украшали круглыми розетками – знаками солнца.

- Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

- Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем. (“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

- Располагалась русская печь в одном из задних углов избы - главный оберег семьи, семейный очаг. Хорошая печь – гордость хозяина, святая святых дома. Это уникальное сооружение играло роль своего рода жизненного центра семьи. Печь складывали из камня (кирпича), а сверху обмазывали глиной и белили. Верхняя часть печи делалась широкой и плоской, удобной для лежания.

Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома - царство женщины, здесь она работала, отдыхала, растила детей. От комнаты «бабий угол» был отгорожен занавеской и назывался «закут».

Рядом с устьем печи стояли железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба. Лопатой, сделанной из доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже требовала почтительного к себе отношения. Её ставили только ручкой вниз. В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Рядом с печью обязательно была кадка с водой, висели полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.

В «подпечье» хранили ухват, кочергу, совок, считалось, что там же живёт домовой. Русские люди верили, что домовой не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор, в противном случае он бьет и колотит посуду, кричит. При переезде из одного дома в другой непременной обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом солью просить домового на новое место. Его изображают маленьким старичком, покрытым белой шерстью. Некоторые утверждают, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем.

С печью было связано много обрядов и верований. Сор из избы выносить было нельзя, и его сжигали в печи. При переезде в новый дом брали угольки из старой печи, чтобы домашний очаг не погас.

- Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. «Утварь» – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол – горшки, лоханки, кринки, миски, блюда, ковши, всевозможные ёмкости для сбора ягод и грибов – корзинки, кузова, туеса и др. Вся утварь хранилась на полавошниках или на поставцах. Различные сундуки, ларцы были предназначены для хранения, одежды, ценных вещей. Сундуки выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи. На Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки». После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), одежду, украшения. В крестьянском доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для послеобеденного сна. Сундуки должны быть не только вместительными, прочными, но и красивыми, поэтому украшались резьбой, росписью.

- В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, счастье, на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами.

- Неотъемлемая часть красного угла – стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. Стол никогда не выносили из избы, а при продаже дома стол продавался вместе с домом. А перед свадьбой, в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословление их. Новорождённого обносили вокруг стола. В обычные дни обход стола запрещался, все должны были выходить с той стороны, с какой заходили. Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб и солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное место за столом – во главе стола – занимал хозяин дома.

- Вдоль стола, вдоль стен– лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома.

- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

4. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнутся, разогнутся,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

5 – руками помахать,

6- на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать!

5. Практическая работа.

Задание: нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

- Каждый из вас сегодня почувствует себя мастером, создаст свой эскиз русской избы. А теперь давайте посмотрим какие могут быть варианты композиционного размещения крестьянского интерьера ( работа по пособию на доске).

- Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. выбрать вариант композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку, предметы обстановки и быта и т.п

3. выполнение в цвете (по ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.)

6. Закрепление материала. Загадки по теме:

Чёрный конь, что лезет в огонь (кочерга)

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (ухват)

4 братца одним кушаком подпоясаны, под одной крышей стоят (стол)

Кланяется, кланяется, придёт домой растянется (топор)

Летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают - глотает (печь)

Выставка детских работ. Рефлексия

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место.

Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:

1. Что вам хотелось показать в своей работе?

2. С чего начинали свою работу?

3. Как вам кажется, что получилось, а что нет?

4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

5. Какие работы наиболее интересные?

6. Поставьте себе оценку за участие в уроке:

"3" - облачко с дождем;

"4" - солнышко заходит за облачко;

"5" - яркое солнышко

Оценка учителем. - Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян. Использовали не только знания полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.

Завершение урока.

- Спасибо вам ребята за старание, активность на занятии и увлечённость искусством! (Педагог награждает детей медалями). До новых встреч!

Печь краса – в доме чудеса.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Изба детьми весела

Криком избы не построишь

Изба крепка запором, а двор – забором.

К пустой избе замка не надо.

Не бравшись за топор – избу не срубишь.

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Избу ставят – бога славят.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку.

Печь краса в доме чудеса

Главная Гуслицкое краеведение > Альманах "Гуслицы" Выпуск 8 а8 - Каретникова - Печь-краса


> Альманах "Гуслицы"


Выпуск 1


Выпуск 2


Выпуск 4


Выпуск 5


Выпуск 6


Выпуск 7


Выпуск 8


Выпуск 9


Выпуск 10


Выпуск 11


Выпуск 12


> Презентация. 2012 год.


> Конференция. 2009 год.


> Конференция. 2003 год.


> Наши путешествия


> РАДУНИЦА

Каретникова Лидия Дмитриевна

ПЕЧЬ-КРАСА – В ДОМЕ ЧУДЕСА

О духовой печи ( в обиходе русской печи ) в МСЭ сказано, что это «устройство, в котором в результате горения выделяется тепло для отопления и для варки пищи». Очень немного! Вспоминается, как в русских избах в деревнях смотрели на это «устройство», как использовали его неограниченные возможности во благо семьи, как оно радовало глаз. «Печь нам – мать родная», - говорил русский народ испокон веков. В разных уголках России русские печи были очень разнообразны, но их основу составляли выверенные веками размер и принцип кладки. Обычно её клали в углу напротив «красного угла», где стояли иконы и горели лампады и ухаживали за ней, как за зеницей ока. Она была всегда на виду, и от неё зависели уют и красота жилища.
Еще с детства я помню, печки не расписывали, не делали их яркими, их белили. Белили обязательно к празднику Пасхи, разводя побелку на молоке, чтобы побелка не пачкала. Печка у хорошей хозяйки выглядела, как невеста. У поэта Николая Дмитриева есть такая строчка «…Видел, как печка от первого снега лучилась…» Действительно, печки в избах светились.
Хочется вспомнить много специальных слов, связанных с печкой. К великому сожалению, эти слова и их значение стали забываться, а ведь пословица говорит: « Не теряй старь – она новизну держит».
Печь располагалась на подпечье . Устье печки (вход) закрывала заслонка с ручкой. Непосредственно перед устьем печки был шесток. Иногда его называли шосток. За чистотой шостка хозяйка следила особо. После того, как печь была протоплена, его подметали помелом, а потом большим ёршиком. В углу на шостке непременно стоял угольник ( в современном понимании – ведро из кровельной стали) с плотно закрывающейся крышкой. Туда выгребали красные угли из печки и плотно закрывали, чтобы они не прогорели. Их использовали, когда ставили самовар углями ( к завтраку ) и вечером ( к ужину ) холодными углями, разжигая их берестой или тонко нащипанной лучиной, ставили на самовар трубу и втыкали в печную отдушину, которая соединялась с дымоходом, чтобы была тяга. Эту отдушину называли душник. У душника была заглушка. В праздники нагребали целый угольник, так как самовар ставили несколько раз для гостей, в остальные дни распивать чаи было некогда. Часто вместо чая вечером пили чашку – две молока. Во время варки пищи на шосток ставили чугунки, вынимая их из печки ухватом. Дрова помешивали кочергой. На шостке проверяли готовность пищи, добавляли в чугунки разные специи и травы. Сюда же их выдвигали в конце варки с пылу – жару перед тем, как подать на стол. Пища, приготовленная к обеду, стояла в печке до обеда, к ужину – до ужина. Её никогда не разгревали, она была всегда горячей или теплой.
Под шостком находились один или два подшёстка. Это довольно просторные прямоугольные открытые отверстия для хранения чугунков, горшков, бересты, лучины, разных по размеру ершиков, катка – приспособления, с помощью которого выдвигали из печи большие одно – двухведренные чугуны с горячей водой или щелоком для стирки, мытья и других нужд. Щелок делали просто: клали в чугун просеянную через сито золу, заливали водой и кипятили в печке. Эта вода была удивительно мягкой и мыльной. Там же лежали и другие нужные хозяйке вещи, например, большая черная тряпка, которую использовали, чтобы поддержать или поднять тяжелые чугуны, когда их снимали с шостка и ставили на лавки. Эта тряпка называлась странно: потымашка.
В самой печке были своды и под – площадка, где сжигали дрова и куда ставили чугуны. Каждая хозяйка знала, где самое горячее место на поду. На поду варили пищу, пекли хлебы, лепёшки, блины. Под был очень ровный, чтобы не задевала печная посуда за стыки кирпичей и выступы. Правый и левый углы за устьем печки на поду назывались порсок. Когда печь протапливалась, сюда кочергой сгребали оставшиеся красные угли, чтобы в печке долго сохранялись жар и тепло. При этом следили, чтобы не остались головешки (не до конца сгоревшие поленья ) и чтобы угли уже не горели пламенем, иначе при закрытой трубе можно было угореть. После того, как хозяйка всё проверила, поставила все чугунки в печку, закрыла заслонку, закрывала трубу. Для закрытия или открытия трубы над шостком выше была небольшая дверка из металла. Эту дверку открывали, вставляли в устроенную там рамку первую крышку, которую у нас называли блинком и накрывали ещё одной крышкой, которая называлась колпаком, затем закрывали дверцу. Эту дверку иногда оставляли открытой, чтобы проветрить кухню, тогда душный воздух уходил через трубу.
Два слова об ухватах и кочергах. Каждую субботу, когда мыли дощатые некрашеные полы с деревенские полы с речным песком и голиком ( веником из одних прутьев ), ухваты и кочерги также драили речным песком, промывало, чтобы они были чистыми, светлыми.
Ах, русская печка. Только при воспоминании о ней на душе становится тепло. Как приятно было надеть вынутые из печурок теплые варежки, носки, снятые с печки теплые валенки.
Как я любила смотреть, как топит печку мама, как ловко у неё всё получается! Как я любила сама топить печку, приезжая в отпуск в нашу деревеньку , когда уже не стало мамы. Можно бесконечно писать о том, как завораживал огонь, как пощелкивали в печи угольки, как подрумянивались в печке пироги, как уютно было полежать на ней вечером, погреться, полечиться от неё, вспоминать, как мама рассказывала зимой вечером на печке сказки или какие – то интересные истории своей внучке – моей дочке, а я рассказывала своим детям о том, как наши родители, наши бабушки и дедушки парились и мылись в печке, как лечили с помощью печки разные болезни, про приметы и гадания, связанные с русской печкой. Но это уже другая история.

Печь краса в доме чудеса

В течение нескольких столетий самым важным и необходимым предметом жизни и быта русского человека являлась печь.

В старину на Руси не было ни газового, ни водяного отопления, и все дома отапливались печами. В Орле сохранилось немало старинных домов, в которых еще и сейчас можно увидеть печи.

В Доме-музее нашего известного земляка, писателя Леонида Николаевича Андреева сохранились печи, они были сложены 146 лет назад, но до сих пор продолжают дарить нам свое тепло и уют.

В доме Леонида Андреева в Финляндии на Черной речке, построенном в 1908 году, было 20 печей и каминов.

Сам дом был задуман писателем в необычном стиле, похожим на норвежский замок, с башней. Спроектирован он был начинающим тогда архитектором Андреем Андреевичем Олем.

Благодаря воспоминаниям детей и друзей Леонида Андреева, а также сохранившимся эскизам и фотографиям мы можем больше узнать о них, а некоторые даже увидеть.

Печи и камины дома Леонида Андреева на Черной речке, были созданы по индивидуальным проектам с учетом вкусов и пожеланий незаурядного заказчика, и для конкретных помещений именно этого дома. Они являлись настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности и вызывали интерес у всех присутствующих.

Сохранился, выполненный Ваулиным, эскиз каминной печи, находившейся в библиотеке. Эта печь, в отличие от каминов в кабинете Леонида Андреева и в комнате его жены, была украшена растительным узором.

Интерьеры дома Л.Андреева на Черной речке украшал настоящий ансамбль высокохудожественных печей и каминов, изготовленных на знаменитой фабрике «Гельдвейн-Ваулин». Эти печи и камины, к сожалению не сохранившиеся до нашего времени, до сих пор вызывают повышенный интерес у специалистов.

Леонид Андреев построил финский дом взамен проданного орловского. Но все равно часто вспоминал свой родной дом, его тепло и уют. Одно время Леонид Николаевич даже планировал переехать в Орел, но судьба распорядилась по-другому. Осенью 1919 года Леонид Андреев умер. Время не пощадило дом писателя, его печи и камины. Дом в Финляндии постепенно пришел в упадок, и его продали на снос. Остался только полуразрушенный фундамент и несколько кирпичей и изразцов. А родной дом писателя, здесь в Орле, продолжает жить, встречать гостей и дарить им свое тепло.

«Печь – краса – в доме чудеса!»: День русской печки.

«Печь – краса – в доме чудеса!»: День русской печки., изображение №1

Печь в быту человека всегда занимала важное место. Она и кормила, и грела, и лечила, в ней даже мылись. Важную роль печь играла в народных верованиях, представлениях о времени. Будучи вместилищем огня, домашним очагом, печь обладала целительной и объединяющей энергией, могла превратить «чужих» людей в «своих», так как входя в дом и прикладывая руки к печи, люди проникались домашним теплом и добротой.

Считалось, что за печкой живет домовой, покровитель дома

Считалось, что за печкой живет домовой, покровитель дома

Полежать на печи всем было по нраву, но по праву место на печи принадлежало старикам и детям. Молодым давали наставления: «Корми деда на печи – сам там будешь». Детки забирались к бабушке или дедушке на печь, слушали сказки, впитывали знания, развивали воображение и поэтическое восприятие мира.

«Печь – краса – в доме чудеса!»: День русской печки., изображение №3

Женщины занимались домашними делами, рукоделием, мужчины что-то мастерили или чинили. Русскую печь в крестьянской избе топили и летом, и зимой. Огонь разводили раскаленными углями, которые берегли и хранили в небольшом углублении (горнушке) под слоем золы. Взаймы их давали с неохотой и только с условием обязательного возврата после растопки.

Печь была незаменима в быту - в ней готовили еду, пекли хлеб и пироги, грели воду, сушили продукты и одежду, предсказывали погоду, ворожили, и, конечно, на ней спали. Благодаря печке лечились не только теплом и огнем. Но и, например, дымом, окуривая помещения или вдыхая его (ингаляции). Для ингаляций пользовались раскаленным кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они и тлели и издавали неповторимый аромат. Лечились золой, готовили снадобья из трав. И даже - в русской печи мылись и парились почти до середины XIX века.

«Печь – краса – в доме чудеса!»: День русской печки., изображение №4

Русская печь многофункциональна: она обогревает дом, в ней готовят завтрак, обед и ужин, пекут блины, оладьи, хлеб и пироги, готовят корм для домашнего скота, греют воду. На ней сушат зерно, травы, грибы и другие дары леса и огорода. В лютые морозы возле печи согревают новорожденных домашних животных. На печи лечатся от простуды. Постели теплее, чем на печи или на полатях возле русской печи, не бывает.

В печи готовили пищу, и она получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно, и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться, со всех сторон равномерно, не пригорая. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали постоянно мерзнущие, старики, а на пристроенных сбоку голбцах и полатях спали дети. От тех времен осталась непонятная современному человеку поговорка: «Ты что, с печи упал что ли?». Так говорят о человеке, который начал говорить бессмыслицу или вести себя неадекватно. Поэтому по краю печи хорошие хозяева обязательно делали барьеры и загородки из реечек или досок, чтобы люди с печи не падали.

«Печь – краса – в доме чудеса!»: День русской печки., изображение №5

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухвёдерный чугун. По высоте спокойно проходила и глиняная корчага с солодом для пива.

Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни семьи. С вечера хозяйка в печь поближе к устью складывала определенным образом дрова. За ночь они подсыхали.

Рано утром, когда еще не рассвело, хозяйка вставала с постели первой и разводила в печи огонь, ставила в печь чугунки и горшки, в которых обязательно варилась картошка, щи, каша, в глиняной плошке или на сковороде она пекла блины или оладьи. Спустя часа три, дрова почти полностью сгорали, можно было выгребать угли и золу, подметать под и сажать в печь хлебы, пироги, а также ставить горшки с пищей. Устье закрывалось заслонкой.

«Печь – краса – в доме чудеса!»: День русской печки., изображение №6

Ухват необходим для извлечения горячей посуды (горшков и чугунов) и чтобы ставить их в печь. Сковороды ставились в печь сковородником (чапельником). Деревянная лопата (или садник) в основном служила для посадки в печь форм с хлебным тестом и противней с сырыми пирогами. Извлекались из печи формы и противни клюкой (кочергой). Использовались также для приготовления пищи горшки разного размера, крынки, утятницы, гусятницы, плошки. Для ухода за печью, поддержания огня, выгребания углей и золы нужны были кочерги, совки, помело (метла на палке). Помелом выметали из печи золу. До сих пор поговорку можно услышать: «У тебя язык, что помело» — имеется в виду не только болтливый человек, но и в выражениях не очень чистый. Помело, одним словом.

Народные приметы, связанные с печью. Печь была с человеком всю жизнь. С этим предметом связано немало народных примет, в которые в старину свято верили.

Если в дом приходила сваха, то в первую очередь она протягивала руки к огню, чтобы очиститься и получить помощь. Девица же в момент прихода сватов должна была спрятаться на печке, и если она все же соглашалась слезть, это было ее согласием принять предложение жениха.

Когда наступало время свадьбы, молодые заходили в дом и три раза обходили вокруг печки. Это символизировало благодарность жениха, его «спасибо» очагу, который взрастил невесту. Одновременно молодой просил здоровья для своей будущей семьи. А современная традиция бить бокалы с шампанским на свадьбе пришла из древности: после свадьбы в печку кидали пустой глиняный горшок со словами «На сколько черепков расколется, столько и детей будет».

Печь краса в доме чудеса

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

382 261 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

912 891 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 725 222 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

752 491 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

216 152 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

569 731 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

246 781 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

338 302 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

180 181 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

323 281 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Печь краса в доме чудеса

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 725 223 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

897 632 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

752 491 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

358 291 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

569 772 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

246 783 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

180 183 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

323 282 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 776 453 просмотра

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Печь краса в доме чудеса

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

Топ недели

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 725 223 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

897 632 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

752 491 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

358 291 просмотр

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

246 783 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

180 183 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

323 282 просмотра

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.

1 776 453 просмотра

Топ недели

Прямой эфир

Образование

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Читайте также: