Оголовок для дымохода улучшающий тягу

Обновлено: 02.05.2024

Дефлектор на трубу дымохода: обзор популярных конструкций и их особенностей

Печное дело – одно из самых сложных в строительстве. Ведь важно не только добиться того, чтобы дом или баня были равномерно и качественно согреты, но и обеспечить горению хорошую и безопасную тягу. Вот почему современные дымоходы зачастую заканчиваются зонтиками или специальными приспособлениями, защищающими их от мусора, птиц и осадков. Такие кровельные элементы, завершающие дымоходную трубу, всегда расположены ниже конька примерно на метр.

В холодную пору через любой колпак дым из трубы выходит свободно, за счет естественной тяги, но сильные порывы ветра способны заталкивать клубы назад.

А соорудить более высокий дымоход не всегда технически возможно, поэтому лучше отдельно поработать над самой тягой. Для чего и был в свое время разработан д ефлектор на трубу дымохода – специальное устройство, которое задействует силу ветра для создания разницы давлений и буквально высасывает дым из дома. Как это происходит? Это интересно!

Содержание

Для чего дымовой трубе нужен дефлектор?

Чем плоха обратная тяга? Дело в том, что разница в температуре воздуха в доме и на улице иногда играет негативную роль. При недостаточной тяге не только плохо горят дрова, но и дым вместе с сажей попадают внутрь помещения. Особенно, когда погода переменчива. Кроме неприятного запаха, это чревато опасными соединениями воздухе для живущих внутри дома людей.

Именно для того, чтобы решить проблему с задуванием воздуха, и были созданы специальные дефлекторы для дымоходной трубы. И абсолютно все виды дефлекторов имеют всего один принцип действия: усиливают тягу в дымоходе на канале путем отклонения потоков воздуха.

Весь секрет в том, что воздушные потоки, когда натыкаются на препятствие в виде дефлекторов, образуют зону с низким давлением, и в канале увеличивается разность давления. Благодаря этому воздушная тяга в дымоходе становится эффектнее на 20%.

Сегодня для обеспечения принудительной тяги во всем мире устанавливают вот такие дефлекторы:

Современные дефлекторы на дымоходную трубу

Состоит стандартный дефлектор на трубу дымохода из таких основных частей:

  • внешний цилиндр, в качестве которого используется керамическая, металлическая, асбестоцементная труба;
  • верхний стакан или диффузор. Его форма расширяется к низу, как раз для того, чтобы удобно прицепить к нижнему цилиндру при помощи специальных скоб;
  • зонт – специальный конусообразный колпак, который устанавливается сверху диффузора;
  • нижний стакан, на котором как раз все и держится.

К слову, у некоторых дефлекторов в конструкции есть небольшой недочет. Так, если ветер прямо в колпаке создаст вихрь, тот будет мешать выходу дыма из трубы. Вот для этого в зонтике специально устанавливают дополнительный обратный конус, который отражает такие воздушные потоки и рассекает их на этапе выхода наружу.

Устанавливают этот кровельный элемент так, чтобы ветер не смог препятствовать выходу из трубы продуктов сгорания топлива, а, наоборот, как бы вытягивал их из дымохода, одновременно поддерживая качественное горение дров в камине или печи. Дефлекторы, как правило, ставят на дымоходы отопительных котлов, которые работают на твердом топливе.

На газовые котлы их монтировать не нужно, соответственно СНиПам «Устройство дымовых и вентиляционных каналов». Единственное, в качестве исключения на газовые трубы ставят турбодефлектор, если температура выходящих газов не превышает максимум (200-500 градусов по Цельсию). При этом ради безопасности желательно использовать специальные высокотемпературные насадки.

Принцип действия дымовых дефлекторов

Ошибочно полагать, что все эти понятия, как зонт, дефлектор, дымник, флюгарка или колпак на трубу – это одно и тоже. На самом деле, действительно, подобные названия больше условные, без четкой границы, но разница между ними – существенна, особенно в историческом плане.

Так, по принципу действия современные дымовые дымоходы бывают такими:

Принцип действия дымоходных дефлекторов

По своему устройству и принципу действия их делят на такие виды:

  1. Аэродинамический несовершенный дефлектор имеет внутренний карман – область, в которой иногда может скапливаться воздух или дым.
  2. Полный совершенный открытого кармана не имеет, но для ветра всегда открыт доступ в рабочее пространство дефлектора.
  3. Совершенный закрытый не имеет кармана и доступа для ветра. Из недостатков только выделим то, что трубы под такие дефлекторы желательно усилить. А вот как-то украсить или модифицировать закрытый дефлектор не получится, так как любые внешние приспособления будут влиять на его аэродинамику.

У каждого из этих видов – есть свои преимущества. Например, совершенные закрытые дефлекторы обеспечивают более стабильную тягу при разных атмосферных условиях, которой достаточно для всех печей и котлов. Такие хорошо гасят динамическую нагрузку от ветра. Про вентиляционные дефлекторы существует такой миф: чем проще устройство, тем более оно надежно. Но просто – не всегда хорошо.

Например, при некоторых конструкциях под колпаком дефлектора иногда собирается застоявшийся воздух, и он мешает общее тяге, почему и приходится все усложнять. А еще «простые» дефлекторы неэффективны в безветренную погоду, если только не подключены к электрической сети.

Все эти виды реализованы в популярных конструкциях дефлекторов, которые мы сейчас рассмотрим внимательнее.

Дымники, или обычные колпаки

Классический дымник – это строгая по своей геометрической форме металлическая крышка, которую надевают прямо на дымоходную трубу. Но это не дефлектор, хотя с ним его часто путают! Хотя зачем нужен дефлектор, и почему вместо него не может стоять самый обычный колпак?

Дело в том, что, если в доме растопить печь или камин, а потом погасить огонь и лечь спать, и за ночь колпак может занести снегом, и жильцы отравятся продуктами горения. Поэтому в местности с сильными снегопадами к этому вопросу подходят по-другому.

Чаще всего дымник применяют для широкого кирпичного дымохода. Дымник защищает трубу сверху, но при этом все его четыре стороны по бокам остаются открытыми. Т.е. для самого дыма здесь преград нет, а вот дождь или снег прямо в трубу уже попадать не будет. Но, к сожалению, дымник редко делают декоративным.

Флюгарки во всех их проявлениях

А вот у флюгарки уже куда сложнее строение. По сути, это вращающаяся часть флюгера. Ее главная задача – обеспечить бесперебойный выход дыма из трубы в местности, где часто бывает сильный ветер.

Иногда флюгарку еще называют «флюгарок». Конструкция ее подвижная, а декоративная крышка открыта только с одной стороны. При помощи своего хвоста она поворачивается на ветру. Получается, она как бы закрывает собой дымоход от ветра и не позволяет ему попадать в середину дома, в чем и заключается ее уникальность.

Простые конструкции: модели Григоровича и Вольперта

Дефлектор Григоровича – самый простой по устройству. Его устанавливают на трубу, на специально клиновидную насадку. К слову, такую конструкцию вы вполне можете изготовить самостоятельно:

Как сделать дефлектор на дымоход своими руками

Турбодефлектор для газовых котлов

Ротационные турбины – это специальные механические устройства, которые наиболее эффективно задействуют энергию ветра для повышения тяги в трубе. Независимо от того, с какой стороны дует ветер, любая насадка вращается всегда только в одном направлении и представляет собой шар с вертикальными полосами-лопастями.

Состоит такой дефлектор из двух таких частей: верхняя вращается, а нижняя – стационарна. Именно нижнюю часть дефлектора крепят к вентиляционной трубе. А во внутренней оси установлен специальный подшипник, который и позволяет совершать обороты:

Как работает турбодефлетор на крыше?

Вот этот турбодефлектор в работе:

Дефлектор ЦАГИ, тщательно разработанный инженерами

У дефлектора ЦАГИ также есть свои плюсы и минусы. Например, он хорошо защищен от проникновения внутрь насекомых, мелких птиц и пыли, а потому служит долго.

Особенно хорош ЦАГИ тем, что противостоит обратной тяге даже при полном штиле и затягивание дыма назад здесь исключено даже для воздушных отводов большого сечения. Выглядит его конструкция вот как:

Дефлектор ЦАГИ для дымохода: устройство и типоразмеры

Дефлекторы-дымососы для тихой погоды

Дефлектор-дымосос – это электрический вентилятор, который термоустойчив и устанавливается прямо в дымоход. Его не стоит путать с каменными вентиляторами, это немного другое.

Для дымососов подходит электропитание от 10 до 220 вольт, смотря какую модель вы решили приобрести. Например, одна из самых популярных новинок рынка – гибрид Турбовента и вентилятора, который способен работать сразу в двух режимах: когда есть ветер – вращается самостоятельно, без подключения энергии, а когда тяги недостаточно – запускается двигатель. Просто и эффективно.

Открытый тарельчатый дефлектор

Тарельчатый дефлектор – это конструкция в виде тарелки, которая работает только при отсутствии достаточной силы ветра на электродвигателе. Такие дефлекторы по типу Астата придумали для вентиляции, но именно на их основе сегодня разрабатываются дымовые дефлекторы.

Рассмотрим также еще несколько видов дефлекторов:

  • Н-образная конструкция отлично подходит для местности с порывистым ветрами.
  • Еще один вид дефлектор «Шенард» – конструкция в виде звезды.
  • Отдельного внимания требует многоярусный дефлектор, главное преимущество которого в том, что он может задействовать ветровой поток, который идет снизу вверх.

Помните также о таком моменте, что все эти флюгарки и дефлекторы отлично ведут себя на вентиляционных трубах, но в случае с дымоходами – немного другая история. Каждый отдельный случай с такими приборами рассматривается всегда индивидуально, а именно тип печи и противопожарные требования.

Поэтому не ленитесь изучать техническую информацию, консультироваться с печниками и перестраховываться. Тогда все получится, и дрова в печи будут гореть ярко, а о токсичном дыме вообще не нужно будет задумываться.

А какой из самых популярных дымовых дефлекторов вы считаете наиболее практичным?

Виды оголовков на трубу дымохода и технология их монтажа


На крышах частных и многоквартирных домов, предприятий, административных зданий видны трубы дымоходов. Оканчиваются они колпаками разных форм, зачастую красивыми, придающими дополнительную эстетику вытяжной конструкции. Оголовок дымовой трубы – функциональный доборный элемент.

Назначение

Дымники выполняют несколько функций:

  • Защищают дымоход от разрушения под действием дождя, снега, ветра.
  • Предохраняют трубу и отопительные котлы от попадания осадков, что может негативно сказываться на их работе.
  • Закрывают канал от птиц, листьев, мусора.
  • Нормализуют давление, служат для усиления тяги, предохраняют от эффекта обратной тяги.
  • Защищают кровлю от искр, что имеет значение для котлов на твёрдом топливе.

Материалы

Материал, из которого сделан оголовок, влияет на долговечность конструкции. Распространены образцы из стали, меди и цинк-титанового сплава:

  • Стальные козырьки для дымоходов самые дешёвые. Но у них недолгий срок эксплуатации. Через 5 – 10 лет этот доборный элемент нужно будет менять. При эксплуатации ТТ-котлов срок службы стальных колпаков ещё меньше (3 – 5 лет). Оцинкованное железо ещё менее долговечно. Оно быстро прогорает. Использование нержавеющей стали продлит жизнь оголовку до 30 лет. Этот материал устойчив к коррозии и высоким температурам. Но цена его выше.
  • Медные колпаки – лидеры качества и эстетичности. Высокая стоимость медных изделий оправдана их долговечностью (от 50 лет). Единственный нюанс – для их монтажа потребуются медные же крепёжные элементы и метизы. С остальными металлами медь будет вступать в реакцию, окисляться, что приведёт к износу оголовка в местах крепления.
  • Цинк-титановые конструкции также хорошо зарекомендовали себя при аналогично высокой цене.

Не так давно на рынке появились доборные элементы кровли из полимеров. Относительно низкая цена таких козырьков себя не оправдала. Полимер недостаточно термостоек, атмосферостоек, к тому же хрупок. Проверенные временем варианты из меди, цинк-титана и нержавейки стоят потраченных на них денег.

Виды оголовков

Колпаки для дымовых труб отличаются разнообразием форм. Существует два основных вида оголовков: простой козырёк (различных конфигураций) и дефлектор.

Обычный оголовок, представляющий собой крышку, закрывающую верх дымохода, защищает систему от мусора и влаги. При правильной установке на 15 -20 % увеличивает полезное действие вентиляционной системы. Бывает он нескольких форм:

  • двускатный;
  • четырёхскатный;
  • вальмовый;
  • зонт;
  • плоский;
  • конусный колпак.


Двускатный и четырёхскатный – самые простые виды колпаков на трубу. Напоминают обычную крышу жилого дома. Хорошо справляются с защитой трубы. Их легко сделать собственноручно.


У вальмового колпака также 4 стороны, 2 из которых треугольные, 2 – трапециевидные. Чаще устанавливается на квадратных и прямоугольных трубах. Обеспечивает хорошую защиту дымохода, облегчает схождение снега.

Плоский оголовок смонтировать проще всего, но он наименее эффективен. Слой снега на его поверхности может деформировать изделие, привести к быстрому выходу из строя мест креплений.Колпаки зонтичный и конусный отличаются только углом наклона ската. На конусном меньше задерживается снег, но свои функции по защите и увеличению тяги выполняют оба. Сделать своими руками такой колпак на дымоходную трубу из листа оцинковки не представляет сложности.



Внимание! Для функционирования оголовка нужно соблюдать несколько правил монтажа. Основное: расстояние между верхним краем дымохода и нижним краем козырька должно быть 10 см. Меньшее расстояние затруднит прохождение отработанных газов и дыма, большее будет способствовать задуванию котла. Расстояние в 10 см проверено временем, менять его не рекомендуется.

Плюсы и минусы искрогасителя


Иногда между дымоходом и колпаком устанавливается искрогаситель. Чаще всего эту функцию выполняет металлическая сетка. Это актуально для котлов, работающих на твёрдом топливе. Кроме защиты кровли и окружающей среды от возможных искр, сетка дополнительно оберегает дымоход от мусора, не позволяет птицам садиться на его край.

Но у сетки-искрогасителя есть минусы. Вместе с дымом выходит водяной пар, как один из элементов продуктов сжигания. Имея высокую температуру, зимой он конденсирует на холодном металле оголовка и сетки, тут же превращаясь в лёд. В результате оледенение искрогасителя мешает дальнейшему выходу дыма. Создаётся обратная тяга. Более того, дым и газы попадают в помещение и могут привести к отравлению. Во избежание этого ячейки сетки должны быть крупными. Но иногда этого недостаточно. Для котлов с высоким КПД установка искрогасителя должна быть полностью исключена.



Виды дефлекторов

Хуже всего простые оголовки работают при потоках воздуха снизу-вверх. Ударяясь в колпак, они отталкиваются и движутся навстречу поднимающимся из трубы потокам дыма. Повышается давление наверху дымохода, опрокидывается тяга. Более эффективными в этом случае являются дефлекторы.

Это конструкции с диффузором, призванные улавливать ветер, рассеивать его потоки и выводить. Тем самым создаётся разряжение внутри дефлектора, которое способствует тому, что потоки горячего воздуха из дымохода устремляются вверх. Некоторую стабилизацию давления на вершине дымохода дают обычные оголовки. Но если они повышают тягу на 15 – 20 % по сравнению с открытой трубой, то диффузоры увеличивают этот процент до 30 – 40 %.


Существует несколько видов дефлекторов:

  • ЦАГИ.
  • Вольперта – Григоровича.
  • Н-образный дефлектор.
  • Ротационный: шаровидный, флюгер.


Центральный Аэрогидродинамический Институт разработал универсальную модель дефлектора. Он состоит из закреплённого на дымоходе кольца и соединённого с ним зонта с экраном цилиндрической формы. Попадающие в конструкцию снизу потоки ветра рассеиваются, ударяясь о крышку зонта и стенки цилиндра, затем выходят через зазоры между ними. Дымоход защищён от осадков и сильного направленного ветра.

  • В безветренную погоду тяга ухудшается.
  • При сильных морозах небольшое расстояние между зонтом и цилиндрическим экраном может покрываться льдом, мешая проходу дыма.


Дефлектор Вольперта-Григоровича выглядит как двухъярусная «юбка». Нижняя его часть – усечённый конус или цилиндр, верхняя – 2 конуса, прямой и обратный. Криволинейная поверхность диффузора эффективна при низких ветрах.


Н-образный дефлектор очертаниями похож на букву Н. Дымовой канал соединяется с поперечной трубой того же диаметра, на обоих концах которой два патрубка, параллельных дымоходу. Ветровые потоки могут попадать только в боковые каналы. Большая их часть тут же уходит вверх, не мешая отработанным продуктам горения. Оставшаяся часть, попадая в поперечный канал, не способна создать серьёзного давления и выводится вместе с дымом. Исключено задымление. Козырька в такой конструкции не требуется, поскольку устье защищено поперечной трубой.

Круглая турбина в безветренную погоду стоит на месте, не препятствуя выходу дыма из её отверстий. Под действием ветра же она вращается, создавая внутри пониженное давление и усиливая тягу.Дефлекторы, имеющие аэродинамические свойства, вращаются вокруг своей оси под действием потоков воздуха. Флюгер или флюгарка защищает устье дымового канала со стороны ветровых потоков, которые вынуждены обходить его, создавая разряжение.


Ротационные дефлекторы обычно устанавливают там, где используют газовое отопительное оборудование. Для котлов на ТТ с высокой температурой дымовых отходов монтировать их не рекомендуется.


Из всего сказанного можно сделать выводы:

  • Если оголовок монтируется на дымовую трубу котла на ТТ, то достаточно будет простого колпака, сделанного из меди, цинк-титана или нержавеющей стали. Сетки лучше не устанавливать в районах с очень морозной зимой во избежание обледенения.
  • Для отопительных котлов на газе допустимы дефлекторы, улучшающие тягу. В районах с частыми ветрами, находящимися на возвышенностях, их восприимчивость к потокам воздуха будет как нельзя кстати.
  • Оголовки на кирпичные трубы дымоходов с боковыми воздуховодами, особенно от оборудования с высоким КПД, желательно делать двускатными или вальмовыми, не закрывающими проход отработанным газам.


Технология установки


Существуют правила, регулирующие высоту дымохода с учётом расстояния до конька крыши. Неправильный расчёт высоты приведёт к снижению тяги и даже к обратному движению, то есть к задымлению помещения. Если на пути воздушных потоков будет стоять коньковый скат крыши, то именно такой эффект и получится.

  • На плоской кровле высота дымохода должна составлять не менее 0,5 м.
  • На двускатных, четырёхскатных и вальмовых крышах дымовая труба, отстоящая от конька на расстояние до 1,5 м, должна быть выше него на 0,5м.
  • Если от трубы до конька 1,5 – 3 м, то устье дымохода может быть вровень с коньком по горизонтали.
  • Если дымоотводный канал отстоит от конька более чем на 3 м, то угол между ними не должен быть больше 10 градусов.

При желании колпак или дефлектор для трубы дымохода можно изготовить своими руками, если имеется хотя бы минимальный опыт работы с металлом, ножницы по металлу, лист нержавейки, измерительные инструменты (линейка, рулетка). Сначала делается схема и чертёж будущего дефлектора. Заготовки вырезаются из картона или плотной бумаги, затем переносятся на лист нержавеющей стали.

Внимание! При расчёте размеров следует помнить, что верхняя часть оголовка должна быть больше трубы на 10 см, расстояние между трубой и колпаком – 10 см.

Изготовление колпака в виде конуса на трубу дымохода

Как усилить тягу в дымоходе

Избавиться от обратной тяги или усилить тягу в дымоходе камина или печи можно при помощи специальных устройств: аэродинамическими нагнетателями тяги (дефлекторы), механическими устройствами усиления тяги и ветровой защиты (турбовентиляторы, флюгарки), электрическими дымовыми вентиляторами (дымососы). Все эти устройства устанавливаются на оголовок дымовой трубы. Усилить тягу в дымоходе иногда приходится при сильном влиянии ветра на работу камина или печи или близком расположении дымохода к высоким строениям.

Дефлекторы

Дефлектор – ветрозащитное устройство, устанавливаемое на дымовой трубе, призванный повышать тягу, подсасывая газы из трубы за счет энергии ветра. Дефлектор использует эффект падения давления при обтекании препятствия воздухом и основан на принципе отклонения воздушных потоков и усиления суммарной составляющей вывода основного потока из дымохода.

Чем проще система – тем надежнее работа дефлектора: боковой ветер и поток, отраженный от крыши, усиливают тягу и подсасывают дым из дымохода. Дефлекторы предотвращают от опрокидывания тяги при сильном боковом ветре, но в безветренную погоду неэффективны. Модель дымового дефлектора подбирают не только по диаметру дымохода, но и по ориентировочным данным ветровой нагрузки.

Дефлектор Вольперта-Григоровича Дефлектор Вольперта-Григоровича

Улучшить тягу в трубе можно дефлекторами конструкций: Вольперта-Григоровича, или открытый тарельчатый дефлектор Astato. Эти конструкции были придуманы для систем вентиляции, но на их основе разработаны современные дымовые дефлекторы. Наиболее распространенные конструкции дефлекторов для дымоходов: круглый дефлектор («Волпер»), дефлектор-звезда («Шенард»), дефлектор Григоровича, Н-образный дефлектор, многоярусный (может использовать ветер, направленный снизу вверх).

Дефлекторы из нержавеющей стали обеспечивают устойчивость к высоким температурам дымовых газов, коррозийную устойчивость к кислотам, повышает долговечность.

Ротационные турбины

Ротационные турбины – механическое устройство над оголовком дымохода, использующее энергию ветра для усиления тяги в трубе. Несмотря на направление и силу ветра, турбинная насадка вращается в одном направлении, создавая разрежение над дымовым каналом и способствуя усилению тяги в трубе. Конструкция турбовента (шар с вертикальными полосами-лопастями) предохраняет от попадания осадков (дождя и снега), листьев и мусора, птиц в дымовой канал. Особенность турбовента: в штиль не работает, в неотопительный сезон продолжается отвод воздуха из канала, в ветреную погоду приводит к чрезмерному разрежению и повышенной тяге.

Ротационные турбины Ротационные турбины

Ротационные турбины производятся под марками Турбовент, Турбомакс, Rotowent. Турбовент не следует устанавливать на каналах, отводящих дымовые газы из дровяных каминов и печей на угле. Необходимо обратить внимание на то, чтобы температура дымовых газов над дымоходом не превышала 150-250°С (в зависимости от модели). Турбовент эффективен для систем естественной вентиляции и для дымоходов котлов на газовом топливе.

Флюгеры дымоходные

Дымоходный флюгер, он же флюгарка – ветрозащитное устройство над дымоходом, конструкция которого обеспечивает свободный выход газов с подветренной стороны и усиливает тягу в дымовом канале.

Дымоходный флюгер Дымоходный флюгер

При изменении направления ветра флюгер поворачивается, а вместе с ним и штора, которая заслоняет от ветра дымоход трубы. Благодаря этому дым свободно выходит с подветренной стороны, не встречая на своем пути препятствия. Мало того, струи ветра не только не тормозят свободное прохождение дыма из трубы, но и, скользя по полуцилиндрической поверхности, подсасывают его, усиливая тем самым тягу в печи. Все как будто хорошо, но ветрозащитное устройство требует тщательного ухода.

Чтобы флюгер вместе со шторой легко и свободно вращался, его подшипники надо постоянно смазывать, а зимой сбивать наледи, которые образуются при конденсации пара, выходящего вместе с дымом из трубы.

Поэтому подобные дымники больше оправдывают себя в южных районах, где больше солнечных дней и менее суровы зимы.

Флюгарки или дымоходные флюгеры рекомендуют применять для дровяных каминов, в случае нестабильной или плохой тяги, при сильном направленном ветре или возникновении воздушных вихрей над дымовым каналом, связанных с неблагоприятным расположением дымохода (оголовок дымового канала размещен ниже конька крыши, наличие высоких деревьев или зданий вблизи дымохода).

Дымовые вентиляторы и дымососы

Дымовой вентилятор (дымосос) – электрический термоустойчивый вентилятор, устанавливаемый на дымоход, для усиления тяги в канале или трубе. Не путать дымовой вентилятор-дымосос с каминными вентиляторами для подачи наружного воздуха в зону горения и каминными вентиляторами для распределения теплого воздуха и отопления дома.

Дымовой вентилятор или дымосос – электромотор с вентилятором и модулятором тяги, который будет автоматически подстраиваться, создавая необходимый уровень тяги в дымоходе. Производители рекомендуют дымовой вентилятор для каминного дымохода с небольшим внутренним сечением. Дымоходные вентиляторы (дымососы) нуждаются в электропитании от 10 до 220 В, в зависимости от модели.

Новые разработки дымососа – гибрид турбовента и дымового вентилятора. Работает в двух режимах: во время ветра вращается самостоятельно, когда же скорость ветра мала или тяга недостаточна – включается двигатель, обеспечивая необходимую производительность дымососа.

Зонты, дымники и колпаки

Дымники, дымовые зонты и грибки, зонтики с обвесом (решетки-искрогасители, сетки от листьев и птиц, капельники и отводы конденсата) – это все декоративные колпаки на дымоход, художественные творения жестянщиков и кузнецов. Дымники и зонты спасают от прямого попадания в дымоход дождя и снега, но способствуют конденсации агрессивной влаги на внутренней поверхности колпака и образованию конденсата (темные потеки по оголовку дымохода, намерзание конденсата в зимнее время). При установке зонта на дымоход газового котла появляются проблемы обильного конденсата.

Вообще, нагромождение всяких устройств над оголовком дымохода приводит к повышенному образованию конденсата, снижению тяги или даже обратной тяге в дымовом канале. Не говоря о нормах, которые запрещают устанавливать зонты и дефлекторы на дымоход.

Законы аэродинамики никто не отменял. Под крышей дымника или колпаком дымового зонта образуется область повышенного давления, что ухудшает тягу в дымоходе. Приобретая декоративные колпаки на трубы, владельцы каминных и печных дымоходов не понимают, что зонты и дымники, как и перекрытые кирпичные дымоходы с боковыми выходами для дыма, только ухудшают тягу в трубе. Приходится выбирать: или декоративный колпак, исключающий прямое попадание дождя в дымоход, или обильный конденсат и ухудшение тяги в трубе.

Виды и изготовление усилителей тяги для дымохода

Разница плотности холодного и нагретого воздуха ведет к возникновению тяги в дымоотводных каналах. Движение продуктов горения топлива бывает естественным из-за разрежения или принудительным с использованием вентиляторов. Если постараться увеличить тягу в дымоходе своими руками, эффективность работы котла увеличится. В маленьких отопительных агрегатах естественное движение дыма бывает достаточным, а иногда требует ограничения.

Содержание

Проверка тяги


Прибор анемометр определяет тяговую силу, когда дым передвигается со скоростью 1 м/с и больше. В межсезонье устройство показывает недостоверные результаты из-за небольшого различия температур наружной и внутренней среды и маленькой скорости потоков. Усовершенствованный газоанализатор измеряет тяговое усилие в паскалях (Па) и работает точно, но отличается высокой стоимостью. Достаточным считается показание 10 – 20 Па.

Цвет огня в топке показывает тяговую силу:

  • желтые и золотистые языки говорят о нормальной скорости потока;
  • белое пламя и гул показывают, что тяга избыточная;
  • темные оттенки свидетельствуют о недостаточной скорости.

Присутствие тяготения определяется простыми способами. К отверстию дымохода подносится листок тонкой бумаги. Его отклонение говорит о передвижении потоков. Аналогично работает горящая спичка, пламя которой должно отклониться от вертикали в направлении тяги. Задымление в помещении котельной говорит об обратном движении дыма в трубе.

Причины плохой тяги


Сложная ситуация возникает, если дымоход спроектирован и проложен неправильно. Неопытный человек неверно подбирает диаметр трубы или ошибается с длиной. Система дымоудаления должна быть перестроена, чтобы появилась тяговая сила.

Тяга отсутствует при нарушении герметичности соединений трубы, колен, изгибов. Увеличить вытягивание дыма можно, заделав все отверстия, через которые просачивается горячий воздух. Засорение отводящего канала сажей также вызывает снижение тяги или обратное движение продуктов горения. Иногда в канал удаления дыма ставятся теплообменники различной конструкции для сбора тепла и повторного использования. Но встраиваемые установки влияют на силу тяги и ухудшают горение топлива.

Тяговая сила ослабевает в условиях:

  • дождя, тумана;
  • повышенной влажности воздуха;
  • высокой температуры снаружи;
  • большой скорости ветра.

Обратная тяга или опрокидывание наступает, когда нет разреженности в дымовой трубе. Продукты горения не удаляются из помещения в атмосферу и затягиваются внутрь котельной, что опасно для человека угарным отравлением.

Виды конструкций для увеличения тяги в дымоходе

Увеличивать скорость удаления помогает установка технических приспособлений. Механические и электрические устройства повышают и уменьшают быстроту передвижения дыма, при этом в трубе поддерживается оптимальное давление.

Увеличить тягу в дымоходе можно, если установить:

  • ротационную турбину;
  • флюгер;
  • электрический вентилятор;
  • стабилизатор;
  • дефлектор.

Решение выбирается с учетом конструкции дымового канала, вида отопительного оборудования. Имеет значение высота трубы над уровнем кровли и присутствие многоэтажных строений по соседству. Любое приспособление на трубе вызывает скопление сажи и конденсат внутри канала, поэтому лучше правильно спроектировать и смонтировать дымоудаляющие каналы.

Роторная или ротационная турбина


Усилитель вытяжения содержит в конструкции одно или несколько поворотных устройств, ставится на окончание трубы и функционирует за счет движения ветра. Температура выходящего дыма не должна превышать 150 – 200°С в зависимости от вида турбины. Чаще такие приспособления ставятся на газовые печки и котлы.

Устройство поворачивается в одном направлении и вращением создает область пониженного давления над вершиной канала. Насадка дополнительно защищает выходное отверстие от попадания мусора и атмосферных осадков.

Недостатком считается невозможность работы в безветренную погоду. Турбина продолжает вращаться при отключенном отоплении в летние месяцы и создает повышенную тягу в помещении.

Флюгер

Насадка на дымоход для увеличения тяги выполняется в виде флюгера, который поворачивается против ветра за счет специальной конструкции. Задача дымника заключается в противодействии обратной тяге и придании эстетичного вида оголовку трубы.

  • центральная ось;
  • фигура;
  • роза ветров.

Колпак имеет внутри подшипники, требующие регулярной смазки. В мороз на поверхности корпуса появляется наледь, ее нужно сбивать.

Флюгер отклоняет ветровые потоки и не дает им попадать внутрь канала, а дым беспрепятственно уходит с подветренного бока. Конструкция защищает от дождя. Специальные капельники направляют струи конденсата по внутренней поверхности корпуса и не дают им стекать в трубу.

Электрический вентилятор


Применяется для вытягивания дыма из твердотопливных, газовых котлов, печей бань и саун, каминов, открытых очагов, с температурой продуктов горения не выше 200°С, а также в системе очистки воздуха. Вентилятор в дымоход для улучшения тяги представляет собой тягодутьевое устройство, чтобы повысить эффективность отопления. Установка прибора позволяет сделать компактными топку котла и другие элементы, а процесс горения при этом не зависит от погоды.

Повышается скорость циркуляции газов, организовывается подача воздуха к горелкам, воздух распределяется по зонам горения равномерно. Использование вентилятора не всегда является оправданным в небольших бытовых печах, котлах малой мощности, т. к. они делают сложной конструкцию и зависят от электричества.

Стабилизатор

Устройство представляет собой прерыватель для дозированной подачи кислорода и поддержания тяговой силы в дымоходе. В конструкции есть защитный клапан для остановки работы при избыточном давлении в трубе.

Стабилизатор устанавливается на выпуск дымохода и выполняет следующие функции:

  • стабилизирует давление в топке;
  • ослабляет избыточную тягу в трубе и улучшает КПД котла;
  • защищает помещение от возникновения обратного засасывания дыма.

Под зонтичным оголовком монтируется датчик тяги, который реагирует на повышение температуры продуктов горения. Дым накапливается под куполом при ослаблении потока и нагревает контролер, который прерывает поставку газа к горелке.

Дефлектор

Устройство ставится на конце трубы и преобразует энергию ветрового потока для уменьшения статического давления в канале. Используется эффект Бернулли, который заключается в том, что при увеличении скорости ветра и уменьшении диаметра канала появляется разреженность в трубе и создается дополнительная тяговая сила.

Стандартное исполнение предполагает наличие трех деталей:

  • верхний цилиндрический корпус, имеющий расширение внизу, к основанию он крепится с применением стоек;
  • нижний металлический стакан, иногда в качестве материала используется асбоцемент или керамика;
  • конусообразный колпак.

Вверху и внизу дефлектора ставятся кольцеобразные отбои для препятствия порывам воздуха. Некоторые варианты выполняются без верхнего корпуса, тогда дефлектор состоит из нижнего цилиндра, диффузора, обратного и прямого колпака.

Изготовление дефлектора своими руками


Стенки верхнего цилиндра принимают давление ветра и направляют воздух в обход, подсос дыма получается за счет скольжения по внутренней поверхности отдельных струй. Дефлектор нельзя отнести к группе вентиляторов, т. к. устройство отличается простой формой и не имеет работающих механизмов.

На картоне рисуются контуры деталей, которые были просчитаны и нанесены на чертеже, и вырезаются. С помощью лекал переносят детали на металл с добавлением 1,5 – 2 см по краям линий для удобства сборки. Конструктивные элементы получаются в развернутом виде после вырезания ножницами по металлу.

Ножовкой нарезают полосы из металла или уголки для соединения частей в готовое изделие. Подготовленные детали сгибают и сворачивают в соответствии с чертежом. При сборке элементы накладываются друг на друга и соединяются заклепками.

Необходимые инструменты

При изготовлении применяются материалы и инструменты, которые не требуют от мастера профессиональных навыков:

  • резиновая или деревянная киянка;
  • ножницы и ножовка по металлу;
  • линейка, рулетка;
  • мел для нанесения линий на поверхность металла;
  • электродрель, пистолет для заклепок;
  • сверла по металлу;
  • карандаш и обычные ножницы.

Материалом служит тонкая оцинкованная сталь, полоса металлическая или уголок небольшого сечения. Размер заклепок выбирается в соответствии с диаметром сверла. Для монтажа на трубе используются гайки и болты.

Расчет размеров

На бумаге выполняется чертеж, в котором указываются ключевые размеры для создания выкройки флюгера-усилителя тяги для дымохода.

Соотношение при расчете размеров:

  • высота дефлектора составляет 1,7 d;
  • ширина колпака принимается равной 2 d;
  • размер диффузора по ширине берется 1,3 d.

Символ d означает диаметр дымовой трубы (внутренний). Другое соотношение размеров приведет к слабой эффективности.

Особенности увеличения тяги в зависимости от конструкции

Если устройство дефлектора на трубе не включено в состав проектной документации, его монтаж согласовывается с работниками газовой службы. Только после этого можно усилить тягу с применением этого приспособления.

Конструкции дефлекторов отличаются:

  • дефлектор ЦАГИ;
  • круглое приспособление;
  • тарельчатый тип;
  • в виде звезды;
  • Н-образный прибор;
  • турбо-дефлектор.

Модель дефлектора подбирается по значению средней ветровой скорости в местности и диаметру дымоотводного канала. Устройства эффективны только при наличии ветра, в спокойную погоду они не работают и могут снизить тягу. Усиление отвода дыма происходит при разном направлении ветрового потока, кроме горизонтального, когда внутри случаются завихрения и путь продуктам горения перекрывается. Проблема решается установкой обратного колпака.

Улучшение в дымоходе газового котла

Если для отопления используется газ, не все модели дефлекторов можно ставить, т. к. некоторые предназначаются только для установки в систему вентиляции. Чтобы не перекрыть поток отработанных газов, нужно посоветоваться со специалистами.

В системах с газовым котлом применяется дефлектор-флюгер. Он сконструирован так, что дым выходит с подветренного бока и увеличивает тягу в трубе. Устройство изготавливается из термостойкого металла, который сопротивляется нагреванию и не разрушается от конденсата. Подшипниковый узел помогает избежать проблем с вращением. Дымоходные флюгеры действуют нестабильно при сильном ветре.

Для твердотопливного котла

В котлах на дровах и угле используется механическое энергонезависимое устройство для регулирования тяги. Приспособление избавляет от необходимости ручной регулировки и экономит топливо. Регулятор координирует количество подаваемого кислорода открыванием печной заслонки.

Термомеханическое устройство автоматизирует процесс:

  1. при горении топлива подогревается энергоноситель в системе и жидкость в рабочем цилиндре прибора расширяется, приводит в работу механизм и задействует пружину;
  2. рычаг ослабляет цепочку, заслонка закрывается, и проход воздуха уменьшается, начинается тление вместо горения;
  3. охлаждение антифриза ведет к сокращению пружины и открыванию дверки топки, процесс регулярно повторяется.

Устройство регулирует тягу, предотвращает перегрев теплообменника, координирует давление и обеспечивает независимость от погоды.

В дымоходе гаражной печи

Такие печи капризно относятся к тяге, т. к. почти все тепло расходуется на обогрев гаража. Температура выходящего дыма невысокая, канал не прогревается, выпадает конденсат. Предупредить явление можно способом увеличения высоты трубы (до 2- 3 метров). Используется цилиндрическое или круглое сечение дымохода для предупреждения завихрений. Труба гаражной печи утепляется для улучшения тяги.

На конце трубы ставится заслонка, частично перекрывающая периметр трубы. Шибер регулирует интенсивность пламени во время растопки. Если использовать большое количество топлива, нагретый дым пойдет вверх в большом объеме и на границе с холодным воздухом получится своеобразная пробка. В некоторых моделях печей шибер продается в комплекте.

Установка дефлектора


Самодельная и покупная модель собирается в готовое изделие внизу, перед монтажом на трубу. К круглой металлической, асбестовой трубе аэродинамическая конструкция крепится болтами, обычно для этого делаются 3 отверстия в трубе. Если наблюдается небольшой люфт, используется обхватывающий хомут.

Применяется переходник для монтажа дефлектора в кирпичной трубе прямоугольного или квадратного сечения. Проводятся испытания устройства после монтажа. Искрогаситель делается самостоятельно из металлической тонкой сетки или листа нержавеющей стали.

Диаметр конструкции должен быть больше выходного отверстия трубы, чтобы дефлектор не проваливался внутрь канала и не перекрывал выход дыма. Вращающиеся регуляторы тяги плохо работают в холодных регионах с большими снеговыми осадками. Обледенение нарушает работу прибора. Устройства монтируются в соответствии с техническими нормами и требованиями.

Оголовок сэндвича. Дефлектор или зонт?

В комментариях к посту о том как я мучался с текущим сэндвичем зашёл спор:

Что же лучше, дефлектор или зонт, на верху трубы?

Предлагаю сравнить эти два изделия и понять в чём разница.

1. Зонт.

Дымоход "сэндвич"с зонтом. Дымоход "сэндвич"с зонтом.

Оголовок в виде зонта предназначен для выпуска дымовых газов в атмосферу и предохранения стояка от проникновения атмосферных осадков (дождя, снега) и посторонних предметов внутрь дымохода и в топку печи.

Устанавливается на окончание дымовой трубы .

2. Дефлектор.

Дымоход "сэндвич" с дефлектором. Дымоход "сэндвич" с дефлектором.

Дефлектор предназначен для защиты дымохода от попадания в него атмосферных осадков и выполняет функцию стабилизатора тяги при сильном боковом ветре.

Дефлектор (в переводе с англ. «отражатель») – трубная конструкция, установленная на оголовок для защиты верхней части дымохода.

Бесспорно дефлектор устройство более сложное чем зонт, поэтому оно и дороже.

Работает ли дефлектор как усилитель тяги?

Я видел дымоходы высота которых была критически мала и они исправно работали благодаря дефлектору.

Безусловно дефлектор не панацея и он вряд ли улучшит тягу дымохода, но он спасёт от захлопывания дымохода ветровым подпором.

Мифы про дефлектор.

1. Дефлектор вызывает конденсат в дымоходе.

Дефлектор не меняет температуры внутри дымохода поэтому сам по себе не может образовывать конденсат.

Конденсат образуется из за низкой температуры газов внутри дымохода.

Чаще всего это вызвано неверным выбором сечения дымохода .

Так же конденсат может быть из за слишком замедленного потока газов.

2. Из за дефлектора дымоход засаживается быстрее и его нужно чистить чаще.

Это заблуждение я слышу довольно часто.

Дымоходы засаживаются из за плохих дров и неверном способе топки печи .

Дефлектор никак не повлияет на засаживание, но сам он может довольно сильно чернеть.

На дефлекторе особенно явно видны последствия топки смолистыми хвойными дровами.

Читайте также: