Неисправности в системе отопления

Обновлено: 19.05.2024

Поиск неисправностей в двухтрубной системе отопления (продолжение)

После написания первой статьи прошло уже довольно значительное время и я, в преддверии отопительного сезона 2011-2012, решил продолжить цикл, тем более, что вопросы на тему "сделал отопление, а оно не работает" продолжают поступать.

К сожалению, методы поиска неисправностей, которые не лежат на поверхности, довольно трудно поддаются классификации, и я решил посвятить вопросу неисправностей системы отопления несколько небольших статей. В этой статье я хотел бы рассмотреть проблему слабой циркуляции теплоносителя и неравномерного прогрева радиаторов. Сам я не совершал никогда ошибок, подобных описываемым и, соответственно, здесь мне придется немного потеоретизировать.

Друзья! Перед поиском неисправностей в своем отоплении, пожалуйста, найдите грязевой фильтр и прочистите его! Возможно после этого и искать будет уже нечего!

Итак, имеем двухтрубное отопление. Рассмотрим одну ветвь этой системы отопления, обслуживающую, скажем условно, один этаж. Вот ее схема. Ток воды показан стрелками.

Схема ветви системы отопления

Радиатор, находящийся ближе к началу ветви, или к котлу, горячий. Это самый левый крайний радиатор. Радиаторов может быть значительно больше, чем показано на схеме. Например, в моем крохотном домишке 3 ветви. Самая длинная имеет длину порядка 25 метров и на ней стоит 5 радиаторов. Проблема в том, что радиаторы, следующие за первым, либо вовсе холодные, либо имеют температуру значительно ниже, чем у первого. Причем, чем дальше к концу ветви, тем радиаторы холоднее и холоднее.

Первый радиатор у нас горячий (рука еле терпит). Щупаем следующие и обнаруживаем, что все радиаторы горячие, но их температура уменьшается по мере продвижения по ветви. Последний уже не горячий, а чуть теплый. Возвращаемся к первому радиатору, но щупаем его низ. Щупаем низ всех радиаторов по ветви и обнаруживаем, что низ радиаторов значительно холоднее их верха. Даже у первого.

Мы имеем циркуляцию воды в нашей ветви отопления. Воздух в трубах отсутствует. Однако циркуляция не достаточно быстрая. Она на столько слаба, что вода успевает охладиться, пока движется от входа радиатора к его выходу. Таким образом, проблема диагностирована. Нам остается только найти ее причину и уничтожить ее.

Есть ли у нас в системе циркуляционный насос?

Если его нет, то проблему ускорения циркуляции решить довольно сложно. Нужно ставить ниже котел, нужно увеличивать диаметр стояка, нужно увеличивать диаметр подающей и обратной ( горизонтальные магистрали) нужно менять трубы на такие, у которых внутренняя поверхность более гладкая, нужно уменьшать количество углов и делать их тупыми, то есть градусов 100 или 110. По крайней мере больше, чем 90.

Если циркуляционный насос есть, то . решить проблему вовсе не проще.

Кстати, если ваш мотор работает шумно, то он, возможно сломался и его надо заменить, чтобы не стало мучительно холодно, но куда большая вероятность того, что в нем бурлит воздух. Может быть из-за этого и циркуляция слабая? В этом случае выключите мотор и спустите воздух. На любом моторе для этого есть средства. А можно спустить воду из насоса прямо пока он работает, но делать это надо крайне осторожно, чтобы его (мотор) не сломать. Как только из мотора перестанет выходить вода с пузырями, процедуру выпуска воздуха надо прекратить, то есть, все отверстия закрутить и добавить в систему свежей воды, доведя давление по барометру до нужного уровня.

Важное замечание! Перечитывая свои особо удачные статьи, а эта статья несомненно довольно удачная, я заметил одну неточность. Касается она спуска воздуха на работающем насосе. Дело в том, что если насос у вас особо мощный и создает заметное давление, то процедура спуска воздуха может превратиться в завоздушивание всей системы. Смысл в том, что напор воды настолько велик, что в систему засасывается воздух, а вода не выливается. Это зависит от конструкции и мощности насоса. Возможно и от каких-то других факторов. Короче говоря, если спуск воздуха представляет в вашей системе проблему, то обязательно выключите циркулятор, прежде чем воздух спускать. Лишняя осторожность не помешает!

Работает насос? Отлично! Можно увеличить на нем скорость циркуляции? Замечательно! Увеличиваем смотрим, что получилось. Если все радиаторы стали равномерно горячее, то считаем, что у нас просто слишком длинная ветвь и мы использовали слишком тонкие трубы. Возможно, что трубы плохого качества или есть какие-нибудь препятствия для циркуляции в виде большого количества углов, вмятин на трубах и так далее. Дальше мы даем себе обещание когда-нибудь все переделать и живем спокойно. Ну может быть меняем циркуляционный насос на более мощный. При этом мы миримся с увеличенными затратами на электричество. А что же вы думали? Так просто что ли в большом доме жить? За все приходится платить.

Предположим, что увеличение скорости циркуляции на моторе не дало ничего.

Считаем, что это чудо! Что-то должно было измениться, либо мотор неисправен, все-таки. Как минимум на первом радиаторе ветви низ должен стать почти таким же горячим, как и верх. Предположим, что чуда не было! На первом радиаторе и верх и низ стали горячими, но дальше по ветви температура нас все также не устраивает.

Я надеюсь, у вас есть вентили как минимум на входах всех радиаторов? Перекрываем вентиль первого радиатора наполовину и щупаем остальные. Стали они горячее? Если да, то делаем следующий вывод.

Мы получили такое отопление, в котором воде легче пройти по радиатору, чем идти по всей ветви. Почему так произошло? Ну, например, потому, что диаметр подающей магистрали (или обратной, что то же самое) меньше, чем диаметр патрубков на вход и выход радиатора. А должно быть наоборот. Проходной диаметр магистралей должен быть больше, чем диаметр отводов на радиаторы. Если вы пользуетесь качественными, например, медными трубами, то к радиаторам должны быть подключены трубки не больше 15 мм внутреннего диаметра. Этого хватает! Проверено вашим покорным слугой!

После вынесения этого замечательного вывода мы считаем, что легко отделались и живем, регулируя циркуляцию в нашей ветви вентилями. Это, конечно, не добавляет комфорта. Меняем вентили на автоматические термостатические и получаем, я надеюсь, вполне нормальное отопление, которое регулирует само себя. После этого живем спокойно.

Следующий вариант. Обе магистрали горячие, а радиаторы холодные. При этом вентили на радиаторах открыты полностью.

По большому счету это тоже чудо. В этом случае радиаторы не могут быть абсолютно холодными. А вот если по магистралям вода носится со скоростью гоночной машины, а в радиаторы не заходит, то это означает, что проблема либо в радиаторах во всех сразу), либо в узле подключения радиатора к магистрали, причем не обязательно узел верхний, входной, так сказать. Если проблема в нижнем, выходном узле, то эффект будет точно такой же. Другими словами, если перекрыть выход радиатора, то он будет абсолютно холодным, как если бы мы перекрыли вход. Почему регулирующие вентили ставят сверху? Только чтобы не нужно было наклоняться слишком низко, чтобы их регулировать, и ногой не задеть случайно.

Если рассматривать неисправности радиаторов, то куда больше вероятность того, что проблема будет только в одном из них, но не во всех сразу. В этом случае и разбираться нужно с одним. Самое вероятное, что проблема в вентиле. Вот с него, я думаю, и стоит начинать.

И последнее. Если мы имеем воздушную пробку или засор в середине магистрали, то что мы получаем? Все радиаторы и магистраль до засора будут горячие, а подающая и обратная магистрали сразу за работающим радиатором будут холодные.

Если так произошло, это совсем не значит, что проблема где-то рядом с работающим радиатором. Проблема может быть где угодно в промежутке подающей и обратной магистрали между работающим радиатором и первым неработающим. Это очень важно понимать! Понимание этого важнейшего момента может сэкономить вам кучу времени и сил. Да и денег тоже.

Вот не поленюсь даже схему нарисовать

Почему радиаторы холодные?

Вот и все. Надеюсь, эта статья стала для кого-то полезной. Как обычно буду рад комментариям и "случаям из жизни".

Ремонт системы отопления: способы устранения несвоевременных проблем

Ни один дом не обходится без установленной в нем отопительной системы. Она помогает нам оставаться в тепле даже в самые холодные зимние дни. Но что, если этого тепла становится все меньше? Столь неприятная ситуация требует незамедлительного решения, поэтому в этой статье мне бы хотелось рассмотреть возможные причины проблемы. Кроме того, рассмотрим существующие способы устранения сбоев в функционировании системы и важность проведения профилактических работ.

Виды поломок системы отопления

Существует несколько основных проблем системы отопления, о каждой из них скажу пару слов.

Засор в трубопроводе

В результате засора стояка увеличивается сопротивление элементов отопительной системы, а расход находящегося в них теплоносителя снижается. Это, в свою очередь, ведет к понижению средних температур отопительных приборов. Выявление засоров является очень непростым процессом.

Образование воздушных пробок

Воздушные пробки в отопительной системе могут возникнуть из-за попадания в нее воздуха.

  1. В воде присутствует растворенный воздух. При нагревании жидкости образуются воздушные пузырьки, поднимающиеся в верхние части трубопроводов. Скапливаясь, эти пузырьки как раз и становятся воздушными пробками.
  2. Образованию воздушных пробок также способствует понижение давления в отопительной системе.
  3. Утечки из трубопроводов тоже ведут к описываемой проблеме.
  4. И, наконец, последняя причина заключается в ремонтных работах, которые неизбежно ведут к попаданию воздуха в систему.

Ошибки при монтаже труб

В этом случае владельца может поджидать масса причин, ведущих к неработоспособности системы отопления. Сужение площади сечения труб, пропуск воды по обратному направлению, несоблюдения необходимого уклона трубопровода – все это и является причинами проблем при неправильном монтаже или ремонте труб.

Нарушение герметичности системы

Подобная ситуация ведет к утечке теплоносителя, а это, в свою очередь, может привести к аварии и немалым материальным потерям. Нарушение герметичности чаще всего возникает из-за коррозии, которая ухудшает качество металла, способствует образованию так называемых свищей (дыр на трубах), а также полному разрыву.

Способы устранения проблем системы отопления

Способ устранения проблемы отопительной системы зависит от вида поломки. Рассмотрим каждый вариант подробнее.

Устранение засора

  1. В первую очередь, необходимо определиться с местом засора. Замер температуры, скорее всего, не даст желаемого результата, поэтому лучше воспользоваться акустическим способом и перейти к прослушиванию системы.
  2. Далее можно переходить к самой прочистке или промывке труб. Перед этим нужно обязательно осмотреть систему и убедиться в ее герметичности.
  3. Гидравлический способ подразумевает обеспечение постоянного потока воды внутри засоренных труб. Чем выше скорость протока воды, тем больший засор можно устранить. В некоторых ситуациях применяют различные насосы. Но данный метод не подойдет для участков с изначально низкой скоростью воды, так как частички засора будут все равно оседать в трубопроводе.
  4. Прочистку осуществляют тогда, когда гидравлический метод не дает положительного результата. В этом случае необходимый участок системы отключают и выпускают из него воду. Далее этот участок отсоединяется от труб, а засор пробивается при помощи проволоки. После этого на конец проволоки фиксируется ерш, которым и удаляют скопившиеся частицы.

Устранение воздушной пробки

  1. Чтобы найти проблемное место, в данном случае используют простукивание молоточком. В участке с воздушной пробкой звук усиливается.
  2. Если проблема заключается во временном снижении температуры отопительных приборов, то в участках с образовавшимися воздушными пробками устанавливают воздухосборники.
  3. В том случае, если пробка образовалась в местах перегибов трубы, то в проблемных местах монтируются воздухоспускные вентили.

Устранение ошибок монтажа

В этом случае можно обойтись своими руками, но, чтобы не наделать новых ошибок, неплохо бы иметь некоторые навыки. Вам, в любом случае, придется разбирать трубопровод и проводить определенные слесарные мероприятия, так что при отсутствии опыта предпочтительнее все же вызвать мастера. Если же вы обладаете необходимыми навыками, или перед вами стоит довольно простая задача, как, например, подтяжка уплотнительных соединений, то аккуратно и планомерно приступите к ее выполнению. Я настоятельно не рекомендую вам самостоятельно производить подключение дополнительных приборов отопления, ведь это может привести к нарушению всей схемы отопления.

Профилактика появления проблемы в отопительной системе

По моему мнению, многие проблемы с системой отопления связаны, в первую очередь, с пренебрежением профилактическими работами. Существует очень много признаков того, что вам необходимо задуматься о прочистке или промывке системы. Если на вашем водонагревателе установлен датчик давления, который показывает завышенный показания, то лучше как можно быстрее приступить к профилактике. Еще один тревожный симптом – снижение теплоотдачи. В данном случае система стабильно работает, но тепла нет или его меньше, чем должно быть, что может говорить об образовании пробок, накипи или засоров. Все эти моменты ведут к дорогостоящему ремонту отопительной системы, который обойдется вам гораздо дороже, чем профилактические мероприятия. В связи с вышеизложенным, даже если система на первый взгляд работает нормально и эффективно, регулярно проверяйте трубопровод и проводите чистку.

Рассмотрев причины и способы решения проблем системы отопления, можно прийти к логичному выводу – гораздо легче выявить сбой на начальной стадии, чем, в конце концов, вызывать специалиста для проведения серьезного ремонта. На отопительные трубопроводы, как правило, обращается очень мало внимания, хотя они требуют тщательного ухода и бережного отношения. Проводя профилактику неисправностей, вы продлите срок и эффективность службы вашей системы, а также минимизируете риск возникновения аварийной ситуации.

Неисправности системы отопления

Мастер на все руки


Неисправности системы и их устранение
Главные из них — понижение температуры в по­мещении ниже расчетной и нарушение герметично­сти элементов системы.
Если снизилась температура в помещении, а тем­пература поступающей горячей воды соответствует норме, то причиной будет плохая циркуляция воды (пара). Источники неисправности в данном случае следует искать в утечках, засорах системы, отложе­нии коррозии на внутренних поверхностях труб (осо­бенно на изгибах и ответвлениях), попадании возду­ха в систему, в неисправных кранах. Причиной может быть и ошибка при монтаже труб.

Засор в трубопроводе
При засоре стояка (отдельного прибора), увеличивается сопротивление участков систем отопления и сокращает­ся расход циркулирующего по ним теплоносителя, в ре­зультате снижаются средние температуры отопительных приборов на этих участках.
При засоре стояка в двухтрубной системе наблюдается нормальная температура поверхностей всех отопительных приборов, подключенных к этому стояку. После засора температура резко падает, что происходит в результате сокращения расхода теплоносителя в отопительных при­борах системы или полной остановки циркуляции через эти приборы.
При засорах подводок или отопительных приборов темпе­ратура понижается на поверхности отдельных приборов, при этом весь стояк системы прогревается нормально. Об­наружение засоров — сложная и трудоемкая работа.


1. Методы определения засоров. В однотрубных системах отыскание засора в стояке путем замера температуры, как правило, положительных результатов не дает, так как те­плоноситель остывает равномерно по всему стояку до и после засора.
Акустический способ заключается в прослушивании сис­темы. В местах сужения проходного сечения трубопрово­да, вызываемого засором, скорость теплоносителя резко возрастает, что приводит к увеличению шума в месте за­сора.

Неисправности системы отопления

2. Устранение засоров. После определения места засора его устраняют гидравлической, пневматической промыв­кой или прочисткой. Перед промывкой всю систему ос­матривают: проверяют герметичность, разбирают и чис­тят.
Гидравлическая промывка предусматривает создание больших скоростей путем постоянного потока воды через засоренный трубопровод. Для этого воду сбрасывают в дренаж. В некоторых случаях для увеличения скорости ис­пользуют сетевые, циркуляционные или другие насосы. Вышеописанный способ промывки позволяет ликвиди­ровать засоры, образованные легкими частицами, и очи­стить трубопроводы в местах, где скорость воды отно-
сительно велика. На участках, где скорость воды незна­чительна (в радиаторах, трубопроводах большого диамет­ра), промывка неэффективна, так как тяжелые частицы оседают из потока промывающей воды. Продолжитель­ность промывки зависит от степени и характера загряз­нения, а также от диаметра и протяженности промывае­мого участок. Промывку ведут до полного осветления удаляемой водовоздушной смеси.


3. Прочистка трубопроводов. Прочистку трубопроводов системы отопления производят в том случае, если невоз­можно удалить засор промывкой. Для этого участок тру­бопровода, где предполагается засор, отключают и спус­кают из него воду. Затем трубы отсоединяют от участка трубопровода с засором и прочищают засор толстой уп­ругой проволокой. После пробивки засора на конец про­волоки крепят ерш, с помощью которого удаляют засор. В процессе очистки куски засохшего раствора, земли и дру­гие предметы, которые были причиной засора, падают вниз.


4. Удаление грязи водой. Разрыхленную грязь можно уда­лить также водой. Для этого на концы трубопровода наде­вают шланги. Верхний шланг подключают к смесителю, а нижний опускают в санитарный прибор (умывальник или унитаз). Открывают смеситель и пропускают воду через трубопровод.

Воздушные пробки в системе отопления

1. Причины. Воздушные пробки б системе отопления воз­никают из-за попадания воздуха в систему.
Первая причина в том, что сама по себе вода содержит растворенный воздух. Если происходит нагревание воды, то воздух начинает выделяться в виде пузырьков, кото­рые поднимаются в самые верхние участки трубопрово­дов. Именно там, скапливаясь, они и создают воздушные пробки.
Вторая причина — при понижении давления в системе отопления происходит частичное опорожнение системы и все образовавшиеся пустоты уже представляют собой воздушные пробки.
Третья причина — утечки из трубопроводов также спо­собствуют «завоздушиванию» системы в целом. Четвертая причина — ремонт системы трубопроводов и последующая сборка. Здесь избежать вероятности *завоз-душивания» никак не удастся. Практика показывает, что воздух собирается чаще всего в отопительных приборах, установленных на верхних этажах. Обычно в верхних точ­ках систем отопления устанавливаются специальные уст­ройства для удаления воздуха.


2. Определение места образования воздушных пробок.

При поиске места образования воздушной пробки простуки­вают легким молотком трубы и отопительные приборы. В местах расположения воздушных пробок звук становится более сильным и звонким. При данном дефекте необхо­димо, прежде всего, проверить правильность уклонов трубопроводов ватерпасом, уровнем.


3. Временное снижение температуры отопительных прибо­ров.

Иногда можно наблюдать временное снижение тем­пературы отопительных приборов. Причиной такого яв­ления может быть наличие в системе отопления блуж­дающих воздушных пробок, возникающих в результате неисправности или конструктивных недостатков возду-хосборных устройств. В этом случае в местах возможного скопления воздуха устанавливают дополнительные воз­духосборники. Воздух может собираться также в отопи­тельных приборах, чаше всего в приборах, установлен­ных на верхних этажах.


4. Воздушные пробки в местах перегибов трубопроводов.
Воздушные пробки могут образоваться в местах переги­бов трубопровода. Поэтому при монтаже системы необ­ходимо соблюдать величину и направление уклонов раз­водящих трубопроводов. Если по каким-либо конструк­тивным причинам уклон трубопровода отличается от проектного или труба имеет «петлю», то в таких местах устанавливают дополнительные воздухоспускные вен­тили.


5. Ликвидация воздушных пробок.

Воздушные пробки ли­квидируют путем открывания воздухоспускных кранов до тех пор, пока весь воздух не будет удален из системы. Та­кой способ удаления воздуха повторяют несколько раз, особенно на загрязненных системах.

Неправильный монтаж труб

1. Причина. Причин здесь может быть целый рад. По при­чине неправильного монтажа может быть сужение пло­щади сечения труб. Это происходит при врезке ответвле­ний, использовании труб с длинной резьбой, которая при ввертывании ее в тройник перекрывает сечение тру­бы, наплывах металла в местах сварки труб, попадания посторонних предметов при сборке труб. Арматура раз­личных типов имеет определенное направление прохода теплоносителя, что показано на корпусе арматуры стрел­кой. Пропуск воды в обратном направлении приводит к порче арматуры и уменьшению площади проходного се­чения. И, конечно, несоблюдение расчетных уклонов тру­бопровода. Этот момент никогда не следует упускать из вида.


2. Устранение ошибок в монтаже. Ошибки в монтаже мож­но ликвидировать своими силами, но здесь желательно наличие определенных навыков. Если достаточной уве­ренности нет, лучше всего вызывать специалиста. В лю­бом случае необходимо будет разбирать трубопровод, необходимость слесарных работ и знание условных обо­значений очевидна. Конечно, такая операция, как под­тяжка уплотнительных соединений может и должна быть выполнена самим пользователем.
Не советуем самостоятельно подключать дополнитель­ные отопительные приборы. Вы можете нарушить всю схему отопления, которая была предусмотрена проектом. Вызов специалиста оправдает себя, т.к. в противном слу­чае потери будут несоизмеримо больше.

Нарушение герметичности системы

Эта неисправность приводит к утечке теплоноси­теля, что при несвоевременном ее устранении может вызвать аварийную ситуацию и привести к большим материальным затратам на ее ликвидацию.

Неисправности полотенцесушителей

1. Ремонт. Если не работает полотенцесушитель только в Вашей квартире, можно провести ремонт без вызова сле­саря. Для этого необходимо снять полотенцесушитель с креплений, предварительно закрыв вентиль стояка горя­чей воды (в подвале или на этаже). Сняв полотенцесуши­тель, обязательно поставьте заглушки в трубы, чтобы не лишать другие квартиры, имеющие отводы от данного участка стояка горячей воды, пока Вы будете ремонтиро­вать полотенцесушитель.


2. Прочистка. Если обнаружен засор (отложение солей же­сткости), то есть два вида прочистки полотенцесуши-теля:
Первый — выкрутите с полотенцесушителя футорки-пе-реходы со стонами и удалите с них весь шлам. Затем про­волокой или тросиком прочистите сам полотенцесуши­тель. Для удаления твердого шлама полотенцесушитель слегка обстучите. Установите на подмотке стоны и футор-ки. Подсоедините к одному из сгонов шланг, второй ко­нец шланга подсоедините к изливу крана-смесителя. Про­мойте полотенцесушитель.
Второй — поставьте полотенцесушитель стонами вверх и залейте в него концентрированную соляную кислоту для умягчения твердых осадков солей. Слейте соляную кисло­ту и промойте полотенцесушитель. Прочистку полотен­цесушителя этим способом целесообразно проводить на улице. После прочистки полотенцесушителя закройте вен­тили на стояке, снимите заглушки или перемычку и по­ставьте полотенцесушитель на место. Откройте вентили на стояке — полотенцесушитель должен заработать. Если же установлено, что не работают все полетенцесушители на всех стояках в доме, необходимо вызвать слесаря. В слу­чае же, сели не работают все полотенцесушители на од­ном конкретном стояке, можно ликвидировать неисправ­ность и самому, хотя это сложнее, чем в случае ремонта только своего полотенцесушителя.


3. Замена вентилей. В этом случае сначала проверьте ис­правность вентилей на стояке и в случае их неисправно­сти замените их. Для замены вентилей закройте задвижки и откройте спускники на вводе горячей воды в дом, слей­те воду из системы горячего водоснабжения дома. Откру­тите головку из корпусов вентилей на стояках горячего водоснабжения и замените их на исправные. Если голов­ка не откручивается без подогрева газосваркой, то разбе­рите сгон и смените целиком вентиль, если нужно, то замените и сгон. После замены вентилей закройте спуск­ники и откройте задвижки на вводе горячей воды в сис­тему горячего водоснабжения дома. Если полотен цесуши-тели не работали из-за неисправных вентилей, то после их замены они заработают.


4. Промывка горячей водой. Если это не помогло и поло-тенцесушитсли снова не работают, его необходимо про­мыть горячей водой. Для этого закройте вентиль и открой­те заглушку на спускиике циркуляционной линии стояка. Через спускник выйдет шлам и потечет горячая вода. За­крутите заглушку и откройте вентиль на циркуляционной линии. Полотенцссушители должны заработать. Если го­рячая вода через спускник 1Шркуляционной линии стоя­ка не течет, то это свидетельствует о засоре полотенцесу-шителей или подводок к ним. Для устранения засора закройте вентиль на стояке подачи горячей воды, произ­ведите демонтаж полотенцесушителей с последующей их прочисткой. Способы прочистки полотенцесушителя опи­саны выше.


5. Прочистка подводки. Затруднение может вызвать про­чистка подводки к полотенцесушитслям и особенно вер­тикальней ее части. Горизонтальный участок прочистите коротким прутком или проволокой. После прочистки про­мойте проводку с помощью шланга, подсоединенного к изливу крана-смсситсля. Установите полотенцесушитель на место. Операции по прочистке выполните со всеми полотенцесушителями и подводками к ним. Откройте вентиль на подаче горячей воды, закрутите заглушку на спускнике и откройте вентиль на циркуляционной линии. Полотенцесушители должны заработать.

Совет:
Резьбовое соединение, находящееся в длительной эксплуатации, очень сложно демонтировать из-за коррозии и засыхания краски.

Неисправности в системе отопления

Основным фактором, свидетельствующим о неудовлетворительной работе системы отопления, является непрогрев отопительных приборов. Причины непрогрева могут быть как проектного и монтажного характера, так и неграмотной эксплуатации системы отопления.

Неудовлетворительная работа системы отопления может быть вызвана следующими причинами:
— неисправность узла управления;
— несоответствие диаметров дроссельных шайб расчетным значениям;
— недостаточный уровень теплоносителя в системе;
— недостаточный напор теплоносителя в системе;
— засоры в системе;
— понижение температуры в отапливаемых помещениях nolP сравнению с расчетными значениями;
— наличие воздуха и воздушных пробок;
— неверные проектные решения;
— некачественный монтаж системы;
— замораживание труб и отопительных приборов;
— нарушение герметичности элементов системы.

В системах водяного отопления в узлах управления применяется элеватор, неудовлетворительная работа которого может быть вызвана плохим качеством изготовления отдельных его узлов, неправильной сборкой, неправильным расчетом диаметра сопла элеватора и частичным засором сопла. Этот засор можно устранить, пропуская через сопло воду — сопло очищается за счет статического напора системы отопления. При работе элеватора может создаваться значительный шум из-за наличия трещин, заусенцев и неровностей в выходной части сопла, из-за перекосов или при гашении в сопле большого напора. Избыточный напор через сопло дросселируется регулятором расхода. Неисправность элеватора можно обнаружить по перепаду температуры до и после него. Если температура значительно отличается от расчетной, указанной в температурном графике, то элеватор неисправен. При незначительном отличии температуры, измеренной до элеватора, от температуры, измеренной после элеватора, завышен диаметр сопла элеватора.

Неисправность регулятора расхода приводит к изменению расхода теплоносителя по сравнению с расчетным. Это определяется по изменению температуры в подающем и обратном трубопроводах. Регулятор расхода ремонтируется, и осуществляется его наладка.

При независимой схеме присоединения системы отопления к наружным тепловым сетям неисправности насосного узла управления могут быть вызваны неисправностью насосов, водонагревателей, запорной и предохранительной арматуры, утечками в оборудовании и трубопроводах, неисправностью регуляторов. К неисправностям насосов относятся разрушение эластичных муфт соединения валов электродвигателя и насоса, разрушение подшипников и посадочных мест под подшипник, износ лопастей рабочего колеса и срыв рабочего колеса с вала, свищи и трещины на корпусе, утечки через сальниковые уплотнения. Все неисправности ликвидируются ремонтом. При появлении свищей и трещин в корпусе насоса его заменяют.

Неисправности водонагревателей появляются в результате нарушения герметичности развальцовки труб в трубной решетке, разрыва труб, их зарастания, слипания трубного пучка, появления свищей и трещин в корпусе водонагревателя. Нарушение герметичности развальцовки труб определяется по постоянной утечке воды при открывании спускных кранов на водонагревателе или грязевиках. Неисправности труб устраняются ремонтом или их заменой.

Зарастание труб определяется по увеличению перепада давления на водонагревателе. При зарастании трубы прочищают или промывают.

Слипание трубного пучка вызывается неправильной установкой секции водонагревателя или разрушением поддерживающих полок внутри его корпуса. Слипание трубного пучка приводит к провисанию труб и снижению температуры теплоносителя в обратном трубопроводе тепловой сети. Секцию со слипшимся трубным пучком необходимо заменить.

Уровень воды в системе проверяют в высших точках системы, а также по показанию манометра.

Удаление воздуха из системы производится при остановленных насосах через 10—15 мин после остановки через воздушные краны.

Засоры возникают в результате попадания грязи в систему при неисправных грязевиках и при отложении продуктов коррозии на внутренней поверхности труб. Засор грязевика определяется по показаниям манометров, установленных до и после него, по увеличению перепада давления. Ликвидируется засор грязевика отводом грязи через спускные краны в нижней части. Если таким способом засор не устраняется, то грязевик разбирается и очищаются сетки и внутренние поверхности.

В системе отопления засоры чаще всего образуются в местах изменения направления движения теплоносителя (крестовинах, тройниках, отводах), местах установки запорно-регулирующей арматуры, сужения сечений труб, в местах значительного снижения скорости движения теплоносителя (в отопительных приборах, проточных воздухосборниках). Для предупреждения засоров необходимо регулярно проводить обслуживание грязевиков, установленных в тепловом пункте здания. При засоре стояка увеличивается сопротивление участков системы отопления и сокращается расход теплоносителя на этих участках, вследствие чего снижаются средние температуры отопительных приборов. При засорах подводок или отопительных приборов понижается температура на поверхности этих приборов, при этом весь стояк системы отопления прогревается нормально.

Обнаружить засоры можно температурным и акустическим способами. При температурном способе на участке измеряют температуру жидкостными или электронными термометрами (термощупами). В однотрубных системах отыскание засора температурным способом положительных результатов не дает, так как теплоноситель остывает равномерно по всей высоте стояка. Для однотрубных систем целесообразно использовать второй способ, при котором происходит прослушивание системы. В местах засоров происходит сужение сечения, в результате увеличивается скорость движения теплоносителя, что приводит к увеличению шума. Для прослушивания используется течеискатель, который состоит из усилителя, блока питания, индикатора, щупа и наушников. Проходя вдоль трубы и прижимая щуп к ее поверхности, прослушивают шум в наушниках. Возрастание уровня шума свидетельствует о возможном засоре, для точного определения места засора пользуются индикатором. Для этого снимают показания до и после засора и производят построения. После определения места засора его устраняют гидравлической, гидропневматической промывкой или прочисткой. Перед промывкой всю систему осматривают, проверяют ее герметичность и прочищают грязевики.

Гидравлическая промывка осуществляется за счет создания больших скоростей постоянного потока воды. При гидравлической промывке устраняются засоры, образованные легкими частицами. Но на участках, где скорость движения воды невелика, устранить засор таким способом чаще всего нельзя, так как тяжелые частицы из-за малой скорости оседают. В этом случае целесообразнее использовать гидропневматическую промывку, которая производится подачей сжатого воздуха в трубопроводы, заполненные водой. При этом повышается скорость водовоздушной смеси и создается поток большой турбулентности, в результате отложения разрыхляются и выносятся из системы.

Для подачи воды и сжатого воздуха в подающий трубопровод врезают патрубки диаметром 20—40 мм с кранами, обратными клапанами и манометрами. Патрубок для подачи воды врезается до элеватора, патрубок для подачи сжатого воздуха — после элеватора. Для сброса воды в обратный трубопровод врезают спускной патрубок или используют существующие спускные краны. При промывке систем отопления с элеватором конус и стакан элеватора должны быть предварительно удалены. Сжатый воздух в систему подается компрессором производительностью 3—6 м3/мин. Гидропневматическую промывку системы проводят одним из двух способов: проточным или наполнением.

В зависимости от конструкции системы отопления и степени ее загрязнения промывают стояки, группы стояков, участки или полностью всю систему. Обычно промывают от 2 до 5 стояков одновременно, при этом все остальные стояки отключают. При промывке необходимо постоянно контролировать по манометрам давление подаваемых воды и воздуха, которое должно быть одинаковым.

При невозможности удаления засора промывкой используют прочистку трубопроводов с помощью толстой упругой проволоки, для этого отключается прочищаемый участок и из него спускается вода. Разрыхленную грязь удаляют ершом или водой.

Понижение температуры в помещении может быть вызвано следующими причинами: нарушением циркуляции теплоносителя, неисправностью узла управления, самовольным подключением дополнительных отопительных приборов.

При снижении температуры в помещениях в первую очередь необходимо по термометру проверить температуру теплоносителя, подаваемого в систему отопления. Если температура теплоносителя ниже требуемой, то неисправность следует искать в узле управления. Если температура теплоносителя соответствует нормативной, то неисправность системы отопления заключается в нарушении циркуляции теплоносителя или в неправильном регулировании системы.

Нарушение циркуляции теплоносителя происходит при полном или частичном засоре стояка и подводки к отопительному прибору, попадании воздуха в систему («завоздушивание» системы), замораживании системы, ошибках при монтаже труб, арматуры, ее неисправности, регулировке системы, понижении давления из-за утечек воды. Завоздушивание системы можно устранить путем открывания воздушных кранов.

Замораживание труб и отопительных приборов происходит в зимний период при остановках и пусках системы отопления. Для устранения этой неисправности применяют горячую воду, пар и электропрогрев. Разрешается отогревать трубы и отопительные приборы в железобетонных сооружениях, если полы и стены не деревянные, паяльными лампами и газосварочными горелками.

Из всех способов чаще всего используют отогрев горячей водой, для чего замороженные участки труб и отопительные приборы обертывают тканью, а затем поливают горячей водой. При применении этого способа тратится большое количество горячей воды, при этом вода попадает на пол и стены помещения, увлажняя строительные конструкции.

Отогрев паром требует отсоединения замороженного участка, но позволяет отогревать трубопроводы без снятия тепловой изоляции. Обычно паром отогревают трубы в производственных помещениях.

Для отогрева скрытых трубопроводов используют их электропрогрев установками переменного тока. Отогрев производится током 200—400 А при напряжении не более 36 В. Отогреваемый участок должен быть отсоединен и изолирован от системы отопления. Установки с постоянным током не используются во избежание коррозии трубопроводов.

Отогрев паяльными лампами и газовыми горелками является пожароопасным, поэтому необходимо соблюдать повышенные меры предосторожности.

При отогреве трубопроводов и отопительных приборов любым из перечисленных методов необходимо помнить, что неповрежденные замороженные участки должны отогреваться по ходу движения воды, так как в этом случае отогрев ускоряется за счет ее циркуляции. Отогревать начинают с границы замершей части системы, в противном случае можно повредить трубу или прибор. Стояки обычно отогревают снизу, обеспечивая тем самым местную циркуляцию и удаление оттаявшей воды. В однотрубной системе с замыкающими участками после отогрева стояка отогревают подводки к отопительным приборам и у каждого прибора ближнюю к стояку часть. Остальная часть отопительного прибора будет отогрета циркулирующей водой.

Ошибки при монтаже трубопроводов и арматуры могут привести к уменьшению площади сечения потока и к нарушению циркуляции.

Неравномерный прогрев отопительных приборов происходит при разрегулировании системы отопления, при этом необходимо отрегулировать систему. Утечки теплоносителя из системы приводят к понижению в ней давления.

Нарушение герметичности элементов системы отопления приводит к утечке теплоносителя. В трубопроводах нарушение герметичности происходит из-за коррозии, которая увеличивается в процессе эксплуатации, если система отопления не промывается, а также при попадании в теплоноситель кислорода воздуха при заполнении системы водопроводной недеаэрированной водой и частом опорожнении системы. Нарушение герметичности может возникать в местах изгиба труб при неправильной гибке. Места утечек ликвидируются сваркой, заменой, склеиванием с помощью стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем, а также установкой хомутов. Хомуты используют для прямых участков трубопроводов с D не более 150 мм с невысоким давлением и температурой в случае, когда невозможно отключить поврежденный участок и опорожнить трубопровод. При возможности хомут снимается и участок ремонтируется.

В резьбовых соединениях утечки ликвидируют, как правило, заменой уплотнения. Во фланцевых соединениях утечки устраняются подтяжкой болтов или заменой прокладки. В сварном соединении утечки вызваны низким качеством сварки, в этом случае производится дополнительная подварка дефектного стыка.

Неисправности трубопроводов, отопительных приборов и их сопряжений в системе отопления устраняются незамедлительно. Неполадки, которые не оказывают существенного влияния на работу системы и не могут быть устранены незамедлительно, отмечаются в дефектных ведомостях, включаются в план текущего или капитального ремонта и устраняются в летнее время при подготовке к следующему отопительному сезону.

8 причин, почему перестало работать отопление в частном доме, и способы их устранения.

В данной статье я расскажу о причинах, почему рабочая система отопления неожиданно перестала греть. Эта статья относится только для частных домов. Если отопление не работает в квартире многоэтажного жилого дома, то следует звонить в диспетчерскую и самим лучше ничего не делать.
Итак, ситуация, когда в доме холодно, все отопительные приборы (батареи, радиаторы, конвекторы) холодные. В этом случае проверяем греет ли теплоноситель котел. Для этого, одеваем на руки плотные хлопковые перчатки (чтобы не обжечься) и трогаем трубы, идущие сразу от котла. Если они горячие, то с котлом все нормально, если они холодные, надо проверить включен ли котел и есть ли на нем электропитание. Если котел включен и электропитание на нем есть, а котел не греет, то надо вызывать сервис инженера. Если на дисплее котла высвечивается код ошибки, то надо это код сообщить сервис инженеру, это сильно упростит устранение неисправности котла.

Если с котлом все нормально, трубы идущие от него горячие, а отопление не работает, то причина в отсутствии циркуляции теплоносителя между котлом и отопительными приборами. Причину ищем в следующей последовательности:
1. Если есть автоматика, проверяем настройки: заданную комнатную температуру и какой режим активирован. Оптимальная комнатная температура +22С, режим — авто, комфортный или дневной.

2. Проверяем давление в системе по манометру. Если давление меньше 1атм, то надо подпитать систему и поднять давление выше 1 атм, оптимально 1.5 атм. Если после того, как подпитав систему и подняв давление, давление начинает падать, то это означает, что в системе есть течь, которую необходимо в кратчайшие сроки обнаружить и устранить. После устранения снова поднять давление до необходимого значения.

Читайте также: