На месте скобок запятая не ставится солнце пекло невыносимо и дул теплый ветер

Обновлено: 07.07.2024

Пунктуация

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Горы_ как пышные складки на богатой одежде земли.
2) Дома города_ точно груды грязного снега.
3) Голова без ума_ что фонарь без света.
4) Мой девиз_ мыслить обо всем и писать понятно для всех.

Задание 2

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска не ставится тире.

1) Длина комнаты_ одиннадцать метров.
2) Ласковое слово_ что весенний день.
3) Прилет грачей_ признак начала весны.
4) Айсберг_ это плавучая ледяная гора.

Задание 3

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска не ставится тире.

1) Жизнь прожить_ не поле перейти.
2) Хорошо учиться_ вот наша задача.
3) Наш край_ богат и прекрасен.
4) Заяц_ самое робкое и беззащитное творение.

Задание 4

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) На другой день ни свет_ ни заря Лиза уже проснулась.
2) Во время экскурсии в Санкт-Петербург мы побывали и в музеях, и в театрах, и на стадионе_ съездили в город Пушкин и Петродворец.
3) Иные хозяева вырастили уже вишни _ или сирень, или жасмин.
4) Шел длинный_ товарный поезд.

Задание 5

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Он хорошо рисовал_ да и чертил неплохо.
2) Ночью ветер злится_ да стучит в окно.
3) Он не имел ни брата_ ни сестры.
4) Николай Иванович смотрит на него ласковыми_ добрыми и благородными глазами.

Задание 6

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Шли в самое различное время_ и на рассвете, и вечером, и ночью.
2) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах_ всюду толпились люди.
3) Шум, брань, мычание, блеяние, рев_ все сливается в один нестройный говор.
4) Пшеница, просо, овес, подсолнух, кукуруза_ словом, все уже созрело.

Задание 7

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Повсюду_ в клубе, на улицах, на скамейках, в домах_ происходили шумные разговоры.
2) У нас круглый год живут такие птицы_ голуби, воробьи, вороны.
3) Егорушка видит все одно и то же_ небо, равнину, холмы.
4) Все это – и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка_ напоминало мне далекие дни детства.

Задание 8

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.
2) День был голубой, нежный, на диво солнечный.
3) Вдали перед ним пестрели и цвели луга, и нивы.
4) Из-под снега виднелись: самовар, кадка с мороженой рыбой и еще какие-то привлекательные узелки и коробочки.

Задание 9

Укажите предложение, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

Задание 10

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) По улице мчится_ сломя голову_ собачонка.
2) До двух часов занятия должны идти_ не прерываясь.
3) Авилов_ нехотя_ доплелся до ворот.
4) Пошумев_ река успокоилась.

Задание 11

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Несмотря на поздний вечер_ было душно.
2) Благодаря отцу_ я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки.
3) Вопреки предсказанию моего спутника_ погода прояснилась.
4) Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем_ спустя рукава.

Задание 12

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Очнувшись_ я несколько времени не мог опомниться.
2) Дмитрий слушал его_ нахмурясь.
3) Тихо кругом, лишь шумит_ не смолкая_ вода у плотин.
4) Туманы_ клубясь и извиваясь_ сползли по морщинам соседних скал.

Задание 13

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Мы ценим Толстого_ как писателя.
2) Валерию_ как уроженцу юга_ трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
3) Я знал Семенова_ как хорошего слесаря и никогда не думал, что он признанный художник.
4) Поздно вечером_ на опушке леса_ я встретился с отрядом.

Задание 14

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Сверх красивой и приятной наружности_ он обладал хорошими манерами.
2) Утром_ на рассвете_ альпинисты двинулись в путь.
3) Крейсеры держались в открытом море_ ввиду тесноты в бухте.
4) Вопреки предсказанию моего спутника_ погода прояснилась.

Задание 15

Отметьте номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Скажи мне кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною.
2) Ночью весь мир огромный кажется много проще.
3) К счастью, вечером ветер утихнет.
4) Он был, о море, твой певец.

Задание 16

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Мать мужественно отнеслась_ к несчастью, постигшему нашу семью.
2) Теперь_ я думаю_ медлить уже нечего.
3) Море_ казалось_ не успокоится никогда.
4) С отцом разговор меня успокоил_ родные.

Задание 17

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Тема молча обнял мать и спрятал голову на ее груди.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.

Задание 18

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Весла (1) ровно и мерно стуча в уключинах (2) на несколько мгновений погружались в воду (3) и снова сверкали на солнце (4) ловким движением гребцов (5) обращенные параллельно к воде.

1) 1, 3, 5 – запятые выделяют причастный и деепричастный обороты.
2) 3 – запятая между однородными членами.
3) 2 – запятая между однородными членами, 4 – запятая выделяет причастный оборот.
4) 1, 2, 4 – запятые выделяют деепричастный и причастный обороты.

Задание 19

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Спустившись с террасы (1) Фет направился через парк (2) сперва по вязовой аллее (3) затем боковой тропкой (4) протоптанной в траве к маленькой (5) скрытой за кулисами (6) всегда запертой калитке.

1) 1, 3, 5.
2) 2, 3, 4, 6.
3) 1, 3, 4, 6.
4) 1, 3, 4, 5, 6.

Задание 20

Укажите, в каком предложении нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Пушкинские крестьяне как и все псковичи издревле любили выращивать лен.
2) Бессонные ночи предельная усталость и напряжение шестичасового боя очевидно сделали свое дело.
3) Самая речь полковника скупая на слова никогда не отличалась определенностью.
4) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул.

Знаки препинания в сложном предложении

Задание 1

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.
2) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.
3) Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.
4) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?

Задание 2

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Знайте_ он опасный человек.
2) Любишь кататься_ люби и саночки возить.
3) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.
4) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.

Задание 3

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.
2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.
3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?
4) Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого.

Задание 4

В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

Задание 5

В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Я доверяю любящим_ они великодушны.
2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.

Задание 6

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения.
2) Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2).
3) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).
4) Предложение простое, осложнено однородными членами, между которыми ставится запятая (2).

Задание 7

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.
2) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения.
3) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения. Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.
4) Предложение сложное, состоит из двух частей. Запятые (1) и (2) выделяют с двух сторон придаточное изъяснительное, которое находится внутри главного.

Задание 8

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

1) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).
2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).
3) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.
4) Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.

Задание 9

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой.
2) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.
3) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.
4) Воздух легок и чист_ и замерзла река.

Задание 10

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер.
2) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался?
3) Странный старичок заговорил очень протяжно_ звуки его голоса также изумили меня.
4) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.

Задание 11

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Она сказала ему, что_ если он болен, то надо лечиться.
2) Он раздражителен_ и когда здоров, и когда болен.
3) Надвигалась гроза, и_ когда тучи заволокли небо, стало темно, как в сумерки.
4) Яков встал рано утром, когда солнце не палило так жарко_ и с моря веяло бодрой свежестью.

Задание 12

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
2) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.
3) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
4) Луна светила ему прямо в лицо_ и я видел ужасные гримасы, которые появлялись то и дело на его лице.

Задание 13

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

Задание 14

Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.

1) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
2) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
3) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.
4) Мне выслали какие-то книги, но какие именно – не знаю.

Задание 15

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.
2) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
3) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.
4) Река еще не замерзла и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

Задание 16

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Чаадаев без посторонних рассуждений просто сравнил (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.

1) 2, 3, 4;
2) 2, 4, 5;
3) 1, 3, 5;
4) 2, 3, 4, 5.

Задание 17

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Собрались было плыть дальше (1) но (2) когда поднялся ветер (3) и пошла больше волна (4) то повернули к берегу.

1) 1, 2, 4;
2) 1, 4;
3) 1, 3, 4;
4) 1, 2, 3, 4.

Задание 18

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я совершенно уверен (1) что у этого лорда есть что-то очень смешное (2) чего он стыдится (3) что тайно мучает его (4) и (5) отчего он так злобно пишет свои книги.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 2, 3, 4, 5;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 3, 4.

Задание 19

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания в предложении?

Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучить (4) даже и волка останавливают.

1) 1, 2;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 2, 3, 4.

Задание 20

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я люблю подмосковные леса (1) и (2) когда они весело шелестят при летнем ветерке (3) и (4) когда они (5) заснеженные (6) спокойно спят под холодным светом луны.

Тесты по пунктуации с ответами

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.
2) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.
3) Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.
4) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?

Задание 2

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Знайте_ он опасный человек.
2) Любишь кататься_ люби и саночки возить.
3) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.
4) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.

Задание 3

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.
2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.
3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?
4) Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого.

Задание 4

В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

Задание 5

В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Я доверяю любящим_ они великодушны.
2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
4) Слышу я звенит синица средь желтеющих полей.

Задание 6

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения.
2) Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2).
3) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).
4) Предложение простое, осложнено однородными членами, между которыми ставится запятая (2).

Задание 7

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.
2) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения.
3) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения. Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.
4) Предложение сложное, состоит из двух частей. Запятые (1) и (2) выделяют с двух сторон придаточное изъяснительное, которое находится внутри главного.

Задание 8

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

1) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).
2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).
3) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.
4) Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.

Задание 9

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой.
2) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.
3) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.
4) Воздух легок и чист_ и замерзла река.

Задание 10

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер.
2) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался?
3) Странный старичок заговорил очень протяжно_ звуки его голоса также изумили меня.
4) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.

Задание 11

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Она сказала ему, что_ если он болен, то надо лечиться.
2) Он раздражителен_ и когда здоров, и когда болен.
3) Надвигалась гроза, и_ когда тучи заволокли небо, стало темно, как в сумерки.
4) Яков встал рано утром, когда солнце не палило так жарко_ и с моря веяло бодрой свежестью.

Задание 12

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
2) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.
3) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
4) Луна светила ему прямо в лицо_ и я видел ужасные гримасы, которые появлялись то и дело на его лице.

Задание 13

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

Задание 14

Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.

1) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
2) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
3) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.
4) Мне выслали какие-то книги, но какие именно – не знаю.

Задание 15

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.
2) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
3) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.
4) Река еще не замерзла и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

Задание 16

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Чаадаев без посторонних рассуждений просто сравнил (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.

1) 2, 3, 4;
2) 2, 4, 5;
3) 1, 3, 5;
4) 2, 3, 4, 5.

Задание 17

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Собрались было плыть дальше (1) но (2) когда поднялся ветер (3) и пошла больше волна (4) то повернули к берегу.

1) 1, 2, 4;
2) 1, 4;
3) 1, 3, 4;
4) 1, 2, 3, 4.

Задание 18

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я совершенно уверен (1) что у этого лорда есть что-то очень смешное (2) чего он стыдится (3) что тайно мучает его (4) и (5) отчего он так злобно пишет свои книги.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 2, 3, 4, 5;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 3, 4.

Задание 19

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания в предложении?

Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучить (4) даже и волка останавливают.

1) 1, 2;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 2, 3;
4) 1, 2, 3, 4.

Задание 20

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я люблю подмосковные леса (1) и (2) когда они весело шелестят при летнем ветерке (3) и (4) когда они (5) заснеженные (6) спокойно спят под холодным светом луны.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях»

1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2. Развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе

3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,

понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов

III. Воспитывающие цели.

1. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

пониманию значения орфографической грамотности.

Оборудование урока.

1. Компьютер, проектор, экран.

2. Презентация к уроку.

3. Раздаточный материал.

1) Информационные карточки.

2) Обучающие карточки.

3) Контролирующие карточки.

I. Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Целеполагание.

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли…

Как вы понимаете слова классика? Вы согласны с этим утверждением?

Верность этого утверждения Л.Н.Толстого мы и проверим сегодняшним уроком.

Мы изучаем сложные предложения. Вспомним виды сложных предложений.

Презентация «Виды сложных предложений»

Сложные предложения делятся на три группы:

соединены сочинительными союзами:

и, да (и), не только…, но и, как…, так и,

а, но, да (но), однако, зато,

или, либо, то…то, не то…не то.

Туча затянула небо и пошёл дождь.

Уже рассвело, а в комнате всё ещё горит лампа.

части неравноправны, от одной части можно задать вопрос к другой;

соединены подчинительными союзами или союзными словами:

что, чтобы, который, где, как, куда, потому что, если, так как, будто, словно и др.

Я уверен, что вы добьётесь успеха.

Если хотите, я непременно приду.

1) части соединены без помощи союзов.

Небо прояснилось, замелькали звёзд.

Определите вид сложных союзных предложений и смысловые значения между частями.

Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.

Раздается выстрел, а волк продолжает бежать.

Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.

Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя.

Ключ к ответу.

Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)

Раздается выстрел, а волк продолжает бежать. ( ССП, противопоставление)

Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)

Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. (ССП, последовательность действий)

В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

Лингвистический эксперимент.

Превратим данные предложения в бессоюзные.

Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.

Раздается выстрел – волк продолжает бежать.

Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.

Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя.

- Изменились знаки препинания.

- Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко

Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?

- Из содержания простых предложений, входящих в БСП.

- Различные знаки препинания.

В каких предложениях смысловые связи сильнее: в бессоюзных или союзных?

А интонация где ярче, выразительнее?

Действительно, смысловые связи сильнее в союзных предложениях, ведь они усилены союзами или союзными словами. А вот интонация выразительнее в бессоюзных.

Еще М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее».

Запишите тему урока, попробуйте сформулировать цель урока. Чему вы сегодня будете учиться?

Цель урока – научиться ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Какие знаки препинания могут стоять в бессоюзных сложных предложениях?

III . Работа по теме урока.

1. Изучение нового материала.

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

О чём говорит название третьей группы сложных предложений?

Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.

Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Презентация «Запятая, точка с запятой в БСП»

Льётся тёплыё солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.

[ ]; [ ] = и части распространены (внутри частей есть запятые),

части далеки по смыслу

На рассвете обыкновенно всегда бывает тихо; ветер начинает дуть с восхода солнца, постепенно усиливаясь, и достигает наибольшего напряжения к двум часам пополудни.

День заканчивался; тени гор спускались в долину.

Практическая работа.

Упражнение 457 (1-4 предложения)

Прочитайте предложения, объясните постановку запятой и точки с запятой в БСП.

Презентация «Двоеточие в БСП»

[ ]: [причина] = потому что, так как

Всю ночь старик дремал у костра стоя: сесть на сытую землю он боялся.

[ ]: [пояснение] = а именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

Вдруг чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.

[ ]: [ ] в1 ч. пропущены слова: и увидел, и услышал, и почувствовал

Взгляни: вокруг синеют цепи гор, как великаны, грозною толпою.

Практическая работа.

Упражнение 460 (1, 2, 5, 7, предложения)

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните условия постановки двоеточия.

Самопроверка. Ключ на экране. Объяснение условий постановки двоеточия.

Гляжу: поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.

Я видел его в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза

Я вижу: у борта стоит будочка, из неё торчит труба вроде самоварной.

Рыба не брала: говорят, при низком атмосферном давлении ей не до поклёвок.

Презентация «Тире в БСП»

[ ] - [ ] = а, но (противопоставление или сопоставление)

Хотел рисовать – кисти выпадали из рук.

[Время, условие] - [ ] = когда…то, если…то

Ветер подул с гор – будет дождь.

[ ] - [вывод, следствие] = поэтому

Земля кругла – на ней не скроешь тайны.

[ ] - [ ] = быстрая смена событий

Игнат спустил курок – ружьё дало осечку.

[ ] - [ ] = словно, будто (сравнение)

Посмотрит – рублём одарит.

Практическая работа по обучающим карточкам.

1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните условия постановки тире.

Солнце дымное встаёт будет день чудесный.

Ехал сюда рожь начинала желтеть.

Я напрягал зрение по-прежнему ничего не видел.

Молвит слово соловей поёт.

Проснулся пять станций убежало назад.

Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться.

Самопроверка. Ключ на экране. Объяснение условий постановки тире.

Солнце дымное встаёт – будет день чудесный.

Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Я напрягал зрение – по-прежнему ничего не видел.

Молвит слово – соловей поёт.

Проснулся – пять станций убежало назад.

Мартовские ночи длинные – можно успеть отдохнуть и наговориться.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

1.В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

2.Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.

3.Зима без снега лето без хлеба.

4.Облако пройдет озеро заблестит, нивы обольются золотом.

5.Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.

6.Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

Самопроверка. Ключ на экране. Объяснение условий постановки знаков препинания в БСП.

1.В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

2.Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.

3.Зима без снега – лето без хлеба.

4.Облако пройдет – зеро заблестит, нивы обольются золотом.

5.Сумерки были короткие: как-то скоро спустилась ночная мгла.

6.Оглядываюсь и замираю: в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

3. «Будь внимателен!» Укажите номера бессоюзных сложных предложений.

1. Хочешь человека узнать дай ему власть.

2. Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

3. Сыр выпал с ним была плутовка такова.

4. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

5. Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.

Самопроверка. Ключ на экране.

1. Хочешь человека узнать – дай ему власть.

2. Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

3. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

4. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

5. Ни дорожек, ни поляны – ничего не видно нам.

IV . Комплексное применение знаний и способов действий. Работа по контролирующим карточка с разноуровневыми заданиями.

Мы с вами изучили условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. А теперь подведём итоги. Проверьте себя.

У вас в контролирующих карточках три вида заданий. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

Работа по контролирующим карточкам.

А. Спишите, расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Ближнего обидеть самому в беде быть.

Все равно что в лоб, что по лбу.

Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Совесть потеряешь другой не купишь.

Говори смелее будет вернее.

Всем угодишь себе насолишь.

Б. Выполните тестовые задания.

1. Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении:

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

Б. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

3. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении:

Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, то есть раскрывает его содержание.

В. Второе предложение дополняет первое предложение.

4. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

5. Изменится ли пунктуация, если части бессоюзного сложного предложения переставить?

Прошли дожди – просёлочные дороги стали непроезжими.

В. Прочитайте предложения и выполните задания 1-5.

На солее сразу появился самовар, вместе с ним нехитрое деревенское угощение: яйца, масло, высокая крынка с топлёным молоком, ароматный ржаной хлеб.

Меня поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чист по-русски.

Палило солнце ослепительно отражаясь в тёмной воде (?) синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной осоки на другую.

Хотел кричать – язык сухой беззвучен и недвижим был.

1. Какое предложение не является бессоюзным сложным предложением?

А 1; Б 2; В 3; Г 4

2. В каком предложении вторая часть раскрывает содержание первого предложения (проверочный союз – а именно)?

А 1; Б 2; В 3; Г 4

3. Укажите, какому предложению соответствует схема?

[ ] – [ ] противопоставление (сопоставление) = а, но

А 1; Б 2; В 3; Г 4

4. Какой знак нужно поставить на месте скобок в третьем предложении?

А запятую; Б точку с запятой; В двоеточие; Г тире

5. Укажите предложение, в котором не поставлена запятая.

А 1; Б 2; В 3; Г 4

Самопроверка. Ключи к заданиям и критерии оценки на экране.

А. Спишите, расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Ближнего обидеть – самому в беде быть.

Все равно: что в лоб, что по лбу.

Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

Совесть потеряешь – другой не купишь.

Говори смелее: будет вернее.

Всем угодишь – себе насолишь.

0 ошибок – «5»; 1-2 – ошибки – «4»; 3 ошибки – «3»

Б. Выполните тестовые задания.

4 Карамзин свидетельствовал: язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии, но и для звуков сердца.

0 ошибок – «5»; 1 – ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

В. Прочитайте предложения и выполните задания 1-5.

На столе сразу появился самовар, вместе с ним нехитрое деревенское угощение: яйца, масло, высокая крынка с топлёным молоком, ароматный ржаной хлеб.

Меня поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чист по-русски.

Палило солнце ослепительно отражаясь в тёмной воде (?) синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной осоки на другую.

Хотел кричать – язык сухой беззвучен и недвижим был.

1. А 1; 2. Б 2; 3. Г 4; 4. Б точку с запятой; 5. В 3

0 ошибок – «5»; 1 – ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

V . Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу, состояние на уроке?

1. Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания.

2. Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)

Пунктуация в сложносочиненном предложении

1. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения (ССП), соединенного союзами И, Да (в значении И):

Солнце пекло невыносимо, и с утра дул теплый ветер.

Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах.

2. Запятая не ставится между частями ССП, соединенного союзами И, Да (в значении И), если они:

а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);

В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников.

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату(Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:

Запятая при общем придаточном или общем второстепенном предложении ставится, если он в том или ином виде повторяется во второй части ССП:

В верховьях сжимают реку желто-красные леса, и воздух здесь напоен ароматом сосны.

С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда изредка потягивало влагой.

д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:

Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:

Как он смешон и как глупы его выходки!

з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:

Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:

Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).

Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:

Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);

к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце. (Пушкин).

3.Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире:

Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов – и фашисты уже не могут стрелять.

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин).

Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость. (Эренбург).

4. Запятая ставится между частями сложного предложения, если они соединены повторяющимися союзами (даже в том случае, если они имеют общий второстепенны член или общую придаточную часть):

В такие дебри и зверь не забредет, и луч солнца не проникнет.

И грустно становится, и смеяться хочется, когда слушаешь подобные истории.

Также запятая ставится между частями сложного предложения, если они соединены союзами:

1. противительными (а, но, да /=но/, однако, зато, а то, не то):

Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их.

Правда – хорошо, а счастье – лучше.

Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться.

2. разделительными (или, либо, то…то, не то…не то):

Изредка слышались чьи-то шаги, или вдруг кто-то стучал в окно.

То солнце тусклое блестит, то туча черная висит…

Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней.

3. присоединительными (да, да и, тоже, также):

Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

4. пояснительными (то есть):

Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо.

На месте скобок запятая не ставится солнце пекло невыносимо и дул теплый ветер

Чужой компьютер

Людмила Чулкова

Людмила Чулкова

перейти к странице

Людмила Чулкова

.
Людмила Чулкова запись закреплена

Из тетради моего внука. Контрольный диктант. 7 кл.
Каким надо быть учителем, чтобы продиктовать этот бред!

Был августмесяц. Солнце пекло невыносимо, и с утра дул теплый ветер. Трава и листья надеревьях были покрыты пылью. Дороги и солончаки были обнажены и звучно тверды.Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам. Оголялисьиловатые берега пруда, и целый день слышны были в воде всплески и крикидевчонок и мальчишек. В степи уже засыхали камыши, и скотина убегала в поля.Зверь откочевывал в дальние камыши и в горы за Терек. Комары и мошки тучамистояли над низами и станицами. Воздух был резок и смраден.
Было времясамое рабочее. Все население станиц кишело на арбузных бахчах и ввиноградниках. Солдаты просили казачек винограда, и казачка брала охапкувинограда и сыпала ее в полу солдата.
На некоторых дворах уже жаливиноград. Кровяные красные корыта виднелись под навесами, и ногайцы-работники сзасученными ногами и окрашенными икрами виднелись по дворам.
Вороны исороки жались около крыш и перепахивали с места на место.
Плоды трудоввесело собирались, и в нынешний год плоды были необычайно хороши и обильны.

Читайте также: