Можно ли печь просфоры во время месячных

Обновлено: 14.05.2024

Священник Сергий Свешников

Должны ли монахини возжигать светильники, или снова о ритуальной нечистоте

Posted in Женский вопрос by Fr. Sergei Sveshnikov on 27/05/2011

Перевод с английского Марины Леонтьевой для портала «Православие и мир»

Введение

В продолжение разговора, начатого мною в предыдущей статье К вопросу о «ритуальной нечистоте»: ответ сестре Вассе (Лариной) (1), я хотел бы рассмотреть некоторые затронутые проблемы более подробно. Вопрос, который ставит сестра Васса, заключается в следующем:

Когда я поступила в женский монастырь Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) во Франции, меня ознакомили с ограничениями, которые накладываются на сестру во время менструации. Хотя ей было позволено ходить в церковь и молиться, не разрешалось ни причащаться, ни прикладываться к иконам или прикасаться к антидору, ни помогать печь просфоры или раздавать их, ни помогать при уборке храма, ни даже возжигать лампаду или светильник, висящий перед иконой в своей собственной келии – это последнее правило мне объяснили, когда я заметила незажженную лампаду в иконном углу другой сестры (2).

После изучения сочинений ранней Церкви и современных мнений, выраженных несколькими церковными органами, сестра Васса приходит к заключению, что правила, касающиеся «ритуальной нечистоты» обнаруживают «достаточно смущающее, по сути нехристианское явление под маской православного благочестия». В предыдущей статье я обозначил общие проблемы методологии, которую сестра Васса использует при изучении вопроса о ритуальной нечистоте в Православной Церкви. В этой статье, я хочу попытаться найти некоторые конструктивные пути их решения.

Народное благочестие

Итак, возжигать ли монахиням лампады, когда у них «обыкновенное женское» (Быт. 31:35)? Кратким ответом будет, конечно, совет обратиться за указаниями к настоятельнице. Нам незачем вмешиваться в дела того или иного конкретного монастыря. В целом, однако, определенных правил поведения монахини в собственной келье не существует. Точнее, существует множество рекомендаций, как со стороны праведных старцев прошедших времен, так и со стороны жительниц соседних келий. Но все это не более чем рекомендации, и они могут различаться настолько, насколько различаются молитвенные правила или прочие обычаи. Ни в Церковном каноническом праве, ни в официальных церковных постановлениях нет ни единого упоминания о запрете для монахинь, находясь в любом состоянии и в любой период их жизни, возжигать лампаду в своей келье или прикладываться к иконам. Те, кто от этого воздерживаются, следуют обычаю народного благочестия или особенностям устава своего монастыря, а вовсе не каким-то официальным церковным законам. Народное благочестие, как таковое, находится за пределами установленных церковных порядков, и вряд ли его можно исследовать с помощью тех же богословских и аналитических инструментов, которые применяются к официальным правилам и церковным постановлениям. Кстати, подобный случай народного благочестия описан в «Настольной Книге» Сергия Булгакова (3):

Есть такие маловеры, которые страшатся принимать св. причастие по той причине, что не могут снести этого таинства. По их мнению, причастившийся должен до шести недель жить настоящим затворником, избегать почти всякого сношения с семейством, прекратить свои обычные занятия и т.п…Само собой разумеется, что священник должен искоренять среди своих пасомых такие воззрения, и укоренять в них убеждение, что лишение себя причащения Христовых Тайн есть самое ужаснейшее бедствие для человека. Св. Кирилл Александрийский говорил: «Иже церкви Божия и причастия себе святых Христовых Тайн удаляюще, враги Божия бывают, и бесом друзи».

Истоки подобных выражений народного благочестия в Православии могут быть обнаружены непосредственно в византийском Православном мировоззрении. В отличие от римского мировоззрения, которое стремится к минимализму—например, минимуму элементов таинства или только к восстановлению человечеством первобытной праведности (justitia originalis), византийское мировоззрение стремится к максимализму—максимальной «наполненности» богослужения и не менее чем к обожению. С византийской позиции вполне естественно доводить все до крайней степени, как своего рода ревности по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2).

Отнюдь не всякое проявление народного благочестия или, по слову апостола, «ревности не по рассуждению», худо само по себе или ведет к худым последствиям. Представление, что монахиня с менструацией, которая возжигает лампады во время менструации, обрекает себя на погибель так же фанатично, как и представление о том, монахине с менструацией погибельно не возжигать лампад. Очень трезвое мнение высказывает Святитель Григорий I, Папа Римский (540-604), которого цитирует сестра Васса в своей статье:

Если мы предположим, что воздержание от Причастия во время менструации есть проявление народного благочестия и ревности не по рассуждению, то примечательно, что Святитель Григорий считает это достойным похвалы. Ни в коем случае нельзя предполагать, что Святитель Григорий побуждает женщин приобщаться во время менструации. Без сомнения, с такой же регулярностью, с какой приходят месячные, в жизни женщины есть другие периоды, более или, по крайней мере, одинаково подходящие для принятия Святого Причастия. Святитель всего лишь утверждает, что если женщина «примет [Святое Причастие], будучи объята любовью к этому таинству по обычаю своей благочестивой жизни, не следует …ей в этом препятствовать». Однако же, если кто решит избрать другое время для принятия Таинства, то будет достоин похвалы. Хотя эта обособленная цитата не отражает общего мнения (consensus patrum), умеренный взгляд Святителя Григория, возможно, является наилучшим из всех имеющихся на этот счет; другие источники выражают более резкие суждения по поводу Причастия во время менструации, и мы еще рассмотрим некоторые из них в данной работе.

Христиане и закон

Сестра Васса в своей замечательной статье, по-видимому, утверждает, что ветхозаветные правила о ритуальной чистоте противоречат христианской антропологии и сотериологии. Этот аргумент обоснуется общим суждением о том, что «Православные христиане, мужчины и женщины, были очищены в водах крещения, погребены и воскресли со Христом, Который стал нашей плотью и нашей человечностью, попрал смертию смерть и освободил нас от ее страха». В моей предыдущей заметке я указал на некоторые факторы, которые сестра Васса не затрагивает. Здесь я хочу привести дополнительные письменные свидетельства с целью более тщательного рассмотрения запретов Ветхого Завета, в особенности касающихся кровотечения.

Несмотря на то, что пережитки иудейских диетических правил, соблюдение которых «угодны Святому Духу» и Апостолам, возможно, не имеют прямого отношения к правилам, касающимся менструации, полное отвержение ветхозаветных правил представляется неоправданным. Не будем обсуждать важность запрета употребления крови для нашего времени, но гораздо позднее первых двух-трех веков христианства восточные христиане продолжали придерживаться этих правил. В 1054 году Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий (1000-1059), в послании к Антиохийскому Патриарху в числе прочего упоминает, что римляне «иудействующе» едят нечистое мясо (12). Примечательно, что к тому времени на Востоке соблюдение определенных диетических ограничений рассматривалось в качестве христианского обычая, в то время как их нарушение оценивалось как иудейство. Однако точнее, речь шла о некоторой щепетильности византийцев и недостатке оной у европейцев.

Женщины в Святых местах

Другим обычаем европейцев, оскорбляющим щепетильных византийцев, было то, что римским женщинам разрешалось заходить в алтарь (так же как и в наши дни, после Второго Ватиканского Собора), и возможно, там причащаться (13). Относительно темы нашего исследования можно сослаться на Иоанна Клавдиопольского (12 век): «И это [входят в алтарь] даже женщины в любое время (14) [выделено мною—С.С.]. В том же веке Феодор Вальсамон (из Антиохии) в своем ответе Марку Александрийскому (Вопрос 35) пишет, что диакониссы имели чин в алтаре, но сложности, связанные с менструацией, лишили их этого чина, и их служение было удалено из алтаря». (15) Также в 14 веке Матфей Властарь пишет, что дьякониссам было «запрещено Отцами входить в алтарь или исполнять какое-либо другое подобное служение, по причине досадного происшествия, [связанного с] менструацией». Таким образом, на Востоке основное возражение против вхождения женщин в алтарь, по-видимому, связано с менструацией. Та же проблема, очевидно, обусловила прекращение практики рукоположения дьяконисс.

Каноническое свидетельство

Правило II Святителя Дионисия гласит:

«О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи – не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».[18]

Совершенно ясно, что Святитель Дионисий взывает к самим женщинам и их чувству благочестия, вынося скорее суждение, чем запрет в чистом виде. Более того, хотя вопрос и касался того, можно ли женщинам «входить в храм Божий», Дионисий не дает однозначного ответа, зато говорит о приступании к Святой Трапезе и прикосновении к Телу и Крови Христовым. Возможно, что в те времена целью вхождения в храм было принятие Святого Причастия, но очевидные свидетельства об этом практически отсутствуют. Чаще всего, а именно шесть дней в неделю, люди заходили с храм, чтобы помолиться, поскольку приступить к Евхаристии можно было только в воскресение, День Господень, о чём свидетельствуют многие исследователи, в том числе архимандрит Роберт (Тафт). Дионисий также не запрещает «молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи», вероятно, и в храме тоже. Кстати, комментарии к Правилу также утверждают, что «никому из них [женщин с менструацией] не запрещается молиться, в каком бы положении они ни были (дома или в притворе храма)» (19). Значит, запрет указанного Правила касается именно принятия женщинами с менструацией Святого Причастия, а не собственно входа в храм или возжигания лампад у себя дома или в келье.

Правила Церкви

В числе прочих правил, упоминаемых сестрой Вассой после того, как она риторически вопрошает, следует ли отказывать в причастии слабослышащим, ею указываются Правила 6 и 7 Тимофея Александрийского и Правило 18 Ипполита. Правило 18 Александрийской Церкви относительно «родивших женщин и повитух» в данный момент мы не станем рассматривать. Поскольку сестра Васса не цитирует упомянутые тексты, приведем их здесь ради удобства (20):

Вопрос 6.

Если жена оглашенная вписала имя свое ко Крещению, а ко дню Крещения приключится ей обычное женам, то должно ли таковую крестить в тот день, или отложить, и на сколько времени отложить?

Ответ.

Должно отложить, доколе очистится.

Вопрос 7.

Если жена усмотрит приключившееся ей обычное женам, должна ли она в тот день приступить к Святым Тайнам, или нет?

Ответ.

Не должна, доколе не очистится.

В первом случае, суть дела довольно ясна: если женщина с менструацией войдет в крестильную купель, вода неминуемо смешается с менструальными выделениями и эта женщина и все, кто последует в купель вслед за ней, будут креститься в воде, смешанной с кровью. Мне кажется, совет «отложить, доколе очистится»—очень хорош даже для нашего времени. Очищение, которое здесь подразумевается, по всей видимости, естественное, а не ритуальное, поскольку нам неизвестны какие-либо специфические христианские ритуалы, относящиеся к месячному очищению. Другими словами, предполагается, что женщина попросту должна дождаться окончания кровотечения, когда она сможет омыться перед вхождением в крестильную купель.

Правило 7, напротив, непосредственно не подразумевает практических оснований для неприступания к Таинствам (Святому Причастию), таких как капли крови в святилище во время богослужений, но в отсутствии каких-либо антропологических или сотериологических обоснований, мы можем предположить, что одной из причин существования таких правил является недоступность в старые времена современных гигиенических продуктов. В предыдущей статье уже приводились примеры того, что женщины не использовали никакой защиты при менструации вплоть до начала двадцатого века. Очевидно, что даже если в некоторых частях света такая ситуация сохраняется, на Западе она уже не актуальна, и могут быть уместны некоторые поправки к правилам о вхождении женщин с менструацией в храм.

И, наконец, Правило 17 св. Иоанна Постника (Иоанн IV, Патриарх Константинопольский с 582 по 595 г.) предписывает женщине, которая приступила к Святому Причастию во время менструации оставаться без причастия сорок дней (21). Если сравнить это с каноническими епитимьями за другие провинности, отлучающими нарушителей от причастия на много лет и даже десятилетий, сорок дней – это символический жест, указывающий на то, что св. Иоанн не рассматривает это нарушение как тяжкое. В любом случае, мы ясно наблюдаем однозначное каноническое подтверждение правила о воздержании от Святого Причастия женщин с менструацией, хотя происхождение этих правил, возможно, не совсем соответствует сегодняшним условиям.

Однако, то обстоятельство, что подобные правила содержатся во многих канонических сочинениях, требует от нас более тщательной оценки причин их возникновения, избегая рассматрения их только с точки зрения санитарии, даже если эта причина основная. Ясно, что не все существующие правила имеют равную важность для Церкви в двадцать первом веке, и даже не все из них должны продолжать соблюдаться. Но правила в отношении причащения женщин с менструацией соблюдались всегда и упоминались как действующие в Русской Церкви с двенадцатого века до издания «Настольной Книги» 1913 года, и до наших дней, о чем свидетельствует сестра Васса. Кроме того, Блаженный Августин (354-430) пишет о том, что буквальное следование Закону Моисееву о воздержании во время менструации от супружеских отношений между мужем и женой, один из которых не христианин, является одним из способов освящения супруга-нехристианина и их детей. (De peccatorum meritis et remissione et de baptismo parvulorum 3:21). Этот освящающий аспект правил о чистоте является нитью, вплетенной в материю Православного Христианского благочестия, потянув которую, можно повредить все полотно.

Полотно благочестия

Многие формы выражения православного благочестия, многие литургические тексты, и многое другое, что составляет материю Православной практики, могут быть решительно деконструированы с точки зрения «социально-культурной исторической реальности древнего мира» и признаны догматически уязвимыми.

Это совершенно не повод полагать, что мы должны придерживаться всех традиций только потому, что мы следовали им всегда. Меняются времена и обстоятельства, развивается богословская мысль, и веяния времени сменяются одно другим, но Церковь не считает необходимым спешить следовать по пути к «прогрессу» и модернизму. Если Православная монахиня решит приступать к Причастию только во время менструации, причём, только в майке и стильных шортах, то догматически она, безусловно, будет «чиста», но не все в Православии сводится к догме. Как уже упоминалось ранее, свят. Григорий Великий, не находя догматических причин воздержания от Причастия женщин с менструацией, тем не менее говорит, что те, кто воздержатся, будут достойны похвалы. За что они будут достойны похвалы? За хранение «нехристианского явления под маской православного благочестия» (Ларина)? Или за то, что «сохранили практику, которая отражает ветхозаветный страх перед материальным миром?» (там же). Нет, по словам Святителя Григория, они достойны похвалы за свое благочестие, какое бы оно ни было недогматическое.

Продолжение разговора

Мы должны согласиться с сестрой Вассой, что некоторые правила, или точнее благочестивые традиции, относящиеся к менструации, могут, безусловно, быть необоснованными и требуют отмены или поправок. Нет причин не позволять монахиням или православным женщинам возжигать лампады, прикладываться к иконам или к кресту дома или в храме, входить в храм и принимать участие в Богослужениях. Однако все-таки необходимо принимать во внимание местные обычаи и чувства окружающих. Как говорит апостол: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10:23). В то же время, когда дело касается принятия Святого Причастия во время менструации, мы находим определенные канонические препятствия, которые мы не должны слишком легкомысленно отвергать.

Готовясь причаститься Тела и Крови Христовых, мы делаем ряд вещей, которые помогают нам обрести верное расположения духа, души и тела. Усилием своей воли, созерцанием и размышлениями о Тайнах Христовых мы направляем свой дух к Богу, наша душа следует руководству духа, и мы содействуем ей молитвами, духовным чтением, Таинством Исповеди; наконец, мы готовим свое тело коленопреклонением и постом, не потому, что яичница с ветчиной и даже с сыром нечиста, не потому что чашечка кофе по-гречески оскверняет, и не потому, что сношение супругов незаконно или нечисто.

В своей статье сестра Васса ссылается на текст, составленный для Православной Церкви в Америке (OCA), который утверждает, что правила, не допускающие женщин с менструацией принимать Святое Причастие «догматически несостоятельны с точки зрения строгого Православного Христианства» (24). Совершенно непонятно, что здесь подразумевается под «строгим Православным Христианством», но не секрет, что не все суждения, выражающиеся в Православной Церкви в Америке, встречают позитивные отклики в Русской Церкви, и не все формы американского благочестия согласуются с русскими религиозными чувствами. Поскольку правила ритуальной чистоты не ограничиваются пределами Русской Церкви, другие юрисдикции предлагают свои суждения, и полемика уже явно достигла Русской Церкви после опубликования статьи сестры Вассы (возможно и раньше). Несомненно, русским богословам также стоит исследовать этот вопрос и найти решения в духе и традиции Церкви.

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

Свято-Николаевский храм с.Нижние Пены

"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша."


241016

До сих пор в народе бытует поверие, что женщинам во время месячных нельзя посещать храм.

До сих пор в народе бытует поверие, что женщинам во время месячных нельзя посещать храм.

Давайте разберемся так ли это?

Вот те вопросы, возникающие у женщин по поводу критических дней:

1.Можно ли ходить в храм?
2.Можно ли прикасаться к святыням: кресту, иконам, помазываться святым елеем?
3.Можно ли пить святую воду, вкушать просфорки, антидор?
4. Можно ли присутствовать при крещении или крестить ребенка?
5. Можно ли причащаться?

Начнем по порядку, а вернее с краткой справки откуда появились такие «правила» у нас в Церкви.

Для начала хочу разъяснить, откуда пошло само понятие о «Женской Нечистоте».

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти. Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Правила древней Церкви.

В Ветхозаветной Церкви существовали правила для женщин. Если женщина находилась в нечистоте(послеродовое состояние или месячные), то в течении определенных дней она не могла ходить в храм. Женщина считалась, что находится в телесной нечистоте, так как в этот период из женщины истекала кровь, а пролитие всякой крови ,кроме жертвенной крови в храме воспрещалось. Поэтому женщина могла снова посещать храм, лишь после того, как пройдет у неё эта самая нечистота.

Современная ситуация.

Сейчас в Новозаветной Церкви жертвоприношения животных не совершаются, но зато совершается бескровная жертва Евхаристии. Поэтому так же пролитие в храмах всякой крови запрещается. Если допустим у человека пошла кровь из носа, то он должен с храма выйти, пока не остановит кровь. Так же и со священником, если священник порезался в алтаре или из носа пошла кровь, он должен остановить кровь, а потом продолжать богослужение.

Второе: Что касается «Нечистоты».

Если в Ветхом завете, во время женской нечистоты всякая женщина считалась ,что находится в нечистоте и в храм вход был закрыт. Это были особые ограничения Бога к ветхозаветному народу, для того что бы воспитать народ и удерживать его в нравственных рамках, обучая людей как детей через телесные законы духовным законам нравственности и чистоты.

То в Новом Завете, Бог дает человеку совершенный закон Любви, отменяя древни правила.

Что Бог очистил, то не почитай нечистым сказал Господь апостолу Петру (Деян.10.15)

Хождение в храм.

Давайте вспомним эпизод с женщиной находящийся в «нечистоте»,которой запрещалась даже прикасаться к людям Ветхого завета. Женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Господь не осудил её, да же не сделал никакого упрека, а наоборот похвалил её за её веру.

Простой вопрос : Почему же, если женщина с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Поэтому Женщина находящиеся в нечистоте может приходить в храм Божий.-это ответ на наш 1. Вопрос.

Прикосновения к различным святыням.

Говорят, что нельзя прикладываться ни ко кресту ни к иконам, ни присутствовать при таинстве крещения и т.п.

Поэтому можно заходя в храм Божий, прикладываться ко всем святыням, так же помазываться святым елеем, принимать антидор и просфорки, присутствовать при таинстве крещения. Верующему человеку это не возбраняется.-это ответ на вопросы 2,3,4.

Что Касается Таинства Причастия.

По общему мнению и согласию святых отцов, ради благоговения, женщине находящиеся в телесной нечистоте лучше воздержаться от Причастия, подобно тому, как евангельская женщина находящиеся в нечистоте, прикоснулась не к самому Христу, а всего –лишь к Его одежде. Это повторюсь вопрос РЕКОМЕНДАЦИИ, а не правил.

Даже в требнике, когда священник читает на 40 день молитву женщине на «ОЧИЩЕНИЕ», он произносит слова разрешения, благословения женщине ВНОВЬ ПРИСТУПАТЬ к Таинству Причащения! , но не как благословение заходить в храм, так как женщина и так может в эти дни приходить в храм.

Подтверждения моих слов Святыми отцами.

Хочу сказать, что все святые, которые высказывались на эту тему говорили, что женщина в таком состоянии может присутствовать в храме, прикасаться к иконам, вкушать просфорки и т.д. Но лишь некоторые из них, говорили о том, что Причащаться не рекомендуется.

1. св. Климент Римский, ученик ап.Павла в сочинении «Апостольские постановления» допускал даже и причастие в таком состоянии: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность… рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

2. Св.Григорий Двоеслов(автор литургии Преждеосвященных даров) так же допускает в таком состоянии Причащение, но и приветствует воздержание по благочестию от Причастия.

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню.

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

3. Св. Дионисий Александрийский советовал не приступать к таинству Причащения

«Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одежд. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

4. Св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался так же. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

5. Патриарх сербский Павел

женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься

Вывод из всего сказанного таков, что при женской нечистоте можно посещать храмы, вкушать и пить святыни, но лишь воздерживаться от Причастия ради благоговения.

Можно ли пить святую воду во время месячных? Можно ли разбавлять святую воду? Можно ли давать святую воду животным?


Пить святую воду во время месячных можно.

По благочестивой традиции женщины во время менструации не подходят к Причастию, но нет никаких запретов на принятие в эти дни святой воды и просфоры.

Святую воду разрешается пить даже людям, за какие-то очень серьезные грехи временно отлученным от Святых Тела и Крови Христовых. А месячные – это естественный процесс в организме женщины, и никакой ее вины в нем нет, а потому тем более нет причины не пить святую воду во время «критических» дней.

Можно ли разбавлять святую воду?

Разбавлять святую воду можно, даже несколько капель святой воды сообщают ее свойства большому объему. Поэтому вовсе не обязательно нести домой из храма огромные бутыли святой воды и заполнять свои емкости до самого верха, «с горкой».

Разбавлять святую воду нужно с молитвой и благоговением, веря, что мы соприкасаемся с чудесным Божьим даром.

Можно ли давать святую воду животным?

Давать святую воду животным нельзя, потому что принимать ее нужно с верою и благоговением, прося у Господа прощение грехов и освобождение от страстей. Вряд ли животные могут понять смысл этого действия и прочувствовать, что соприкасаются со святыней.

Святой водой животных можно покропить. Такая традиция существует с давних времен, когда домашнюю скотину с молитвами окропляли святой водой, прося у Господа защитить ее от мора. Болезнь и гибель животных была опасна для человека тем, что семья без скотины могла остаться без пропитания.

Можно ли собаке святую воду?

Собаке святую воду давать не следует. В Евангелии говорится: «не давайте святыни псам». Слова эти иносказательны, но они основаны на существовавших тогда реалиях – в ветхозаветные времена собака считалась нечистым животным. Сегодня отношение изменилось, но по церковным канонам зверям по-прежнему нельзя заходить в храм, и распространяется это церковное правило в первую очередь на собак.

Давать пить святую воду собаке нельзя, но допустимо окропить ее с молитвой, как христиане кропят свой дом и предметы быта, испрашивая у Господа помощи во всех своих делах и нуждах. Ведь собака часто помощник человека, и относиться к этой Божьей твари нужно с любовью.

Можно ли кошке святую воду?

Кошке святую воду пить нельзя, а окропить кошку святой водой, как часто верующие окропляют все окружающее, можно. Христиане относятся к животным с теплом и заботой, так как все они – создания Божии, но не на равных. И хоть многие считают кошек очень умными животными, они не могут принимать святую воду как должно принимать святыню.

Можно ли печь просфоры во время месячных

На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !

Mожно ли во время женских дел (месячных) пить святую воду и есть просфору и брать в руки Евангелие. И как выполнять молитвенные правила обязательно ли в юбке и в платке или можно с не покрытой головой и в домашних брюках

ОТВЕТ:

Конечно, можно и даже нужно. Как известно, кровоточивая женщина прикоснулась к Иисусу и Он исцелил ее от ее болезни. Молитвенное правило надо выполнять благочестиво, и одежда должна быть благочестивой, а какая именно - Вы сами решайте.

О Т В Е Т:

Кровоточивая имела ОСОБОЕ дерзновение, а нам лучше из ЧУВСТВА БЛАГОГОВЕНИЯ воздержаться от питья святой воды и вкушения просфоры хотя бы на неделю!

О Т В Е Т:

Ответ Татьяны чисто эмоционально вполне понятен. Но - неправилен. Совершенно верно пишет Smtk! Именно поэтому и НЕ ПРИНЯТО в Православной Церкви не только принимать святую воду и просфору, но вообще ни к какой святыне (иконе, напрестольным Кресту и Евангелию) не прикасаться, и даже и СВЕЧИ СТАВИТЬ женщинам во время месячных очищений. В одном из древних "Уставов" по поводу состояния нечистоты (там, правда, говорится о мужчинах, у которых случилось ночное непроизвольное семяизвержение, но понятие нечистоты применимо к женсоким очистительным дням в равной степени) сказано: "В тот день даже креста своего нательного не целуем". Казалось бы: нательный крест - он ведь и так на теле, прикасается к нему! Но при этом сам человек избегает в нечистоте любого произвольного (т. е. не неизбежного) прикосновения ко святыне.

А. В., псаломщик.
19.4.06

О Т В Е Т:

Тогда у меня возникает вопрос. Я лежала на сохранении беременности и ко мне приезжал батюшка и причащал. Прошу прощения за подробности, но дело было в том, что выделения у меня не прекращались - потому и лежала. Ни мне не пришло в голову говорить об этом батюшке, ни ему - спросить, хотя он отец двоих детей и у самого супруга тоже лежала в свое время на сохранении, т.е. с такими вещами наверняка знаком. Значит, все-таки, можно причащаться?

(Если честно, очень обидно, когда о женщине говорят "нечиста". В смысле санитарии, действительно, лучше храм не посещать. Но если очень надо? Некоторые по болезни вообще НИКОГДА не бывают "чисты", кровью заливаются. )

ОТВЕТ - ВОПРОС:

Автор страницы( будучи мужем врача (правда не акушера и т.п.) и отцом двух детей) может перечислить десятки случаев, когда кровотечение у практически у здоровой женщины не прекращается полгода) Врач может привести названия болезней, когда кроветечение почти не прекрашается много лет. Если следовать стариным правилам эти женщины могут ходить в Храм только в детсве или старости?
Любое правило должно иметь исключения, чем меньше - тем лучше. На мой взгляд эти вопросы должен решать Духовный Отец. Но вопрос, что его имеет только около 3 % людей, считающих себя Православными, другой. Да и вопрос отличия месячных очищений от кровотечений лучше оставить специалистам

ОТВЕТ:

Ну, тогда уж и я, будучи сыном врача и отцом врача :-) - добавлю ещё несколько мыслей.
1. Когда речь идёт о женской нечистоте, то имеются в виду нормальные месячные, а не болезненные проявления. У меня у самого супруга в начале всех своих беременностей страдала от непрекращающихся выделений - от незначительных до таких, которые однажды привели даже к срыву. Так вот, наш духовник тоже благословил ей тогда причащаться, приведя в пример тот самый Евангельский рассказ о кровоточивой. Но одно дело - болезнь, и совсем другое - "обычное женское", как это называется в Священном Писании. Автор страницы вроде бы и прав, что различие "можно оставить специалистам". Но, по моему скромному разумению, и священник имеет власть сам решить этот вопрос.
Хотя, Татьяна, Вы, думаю, должны были бы сказать батюшке, который причащал Вас в больнице, о том, что с Вами тогда происходило. Я почти уверен, что ничего страшного не произошло, но всё же (если бы Вы спросили моего совета, то я сказал бы:) лучше упомяните об этом эпизоде (о том, что Вы умолчали) во время ближайшей исповеди.
2. Татьяна, Вы пишете: "Очень обидно, когда о женщине говорят "нечиста". В смысле санитарии, действительно, лучше храм не посещать. Но если очень надо?" Дорогая, это только в клубе "Рога и копыта" клуба "12 стульев" "Литературной газеты" правилом было: "Если нельзя, но очень хочется, то можно". То есть: если Церковь говорит что нельзя женщине в нечистоте прикасаться к святыне, а Вам "очень надо" - то можно? Я уверен, что в древности, когда вера была крепче и люди не искали благословения на то, что "не по правилам", женщины ждали и месяцами, и годами, когда им можно будет причаститься. Тот же Евангельский рассказ разве не говорит, что кровоточивая прикоснулась к краю одежды Господа тайно, поскольку сделать это открыто было нельзя? Только дерзновение позволило ей решиться на это. Имеете ли Вы такое дерзновение, или это нечто другое - дерзость, например? Хотя, как уже говорилось выше, священник может благословить - и тогда действительно и однозначно можно.
По поводу "обидно". Понятие нечистоты не есть понятие материальной грязи. Это - понятие духовное. Бог сотворил мужчину и женщину разными. Мужчина и женщина по-разному повели себя в момент грехопадения (оба хороши, конечно, но - по-разному). Поэтому и после грехопадения мужчина и женщина физиологически по-разному, но оба могут быть нечисты. Нечистота - следствие греховности человека, а не нечто присущее изначально его природе. Поэтому и, простите за прямоту, нечего обижаться на Бога за то, в чём повинны только мы сами.
"Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых - все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья - тот же горшечник" (Прем. 15:7).
"А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: 'зачем ты меня так сделал?' Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?" (Рим. 9:20-21).
"Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?" Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел [меня] на свет?", а матери: "зачем ты родила [меня]?" Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я" (Ис. 45:9-12).

Умудри Вас Господь!
С любовью о Христе
А. В., псаломщик.
20.4.06

ОТВЕТ:

Ув. Татьяна! Все гораздо проще: церковные правила запрещают причащаться и прикасаться к святыни женщине, которая находится в период ОБЫЧНОГО месячного очищения. В период же болезни (о чем пишите Вы и Ваш пример о кровоточивой в Евангелие) Церковь РАЗРЕШАЕТ причащать больную женщину, оказывая ей снисхождение. См.: Никольский К., прот. Учебный устав богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 693 (О причащении больного), строки 15-22): ". Хотя женщинам, про правилам церковным (Известие учит. в Служебнике, и Тим. Александрийского, правило 6), в период месячного и родильного очищения не дозволяется ни в церковь входить, ни причащаться, но если им случится впасть в такое время в болезнь, НЕТ ПРИЧИН ЛИШАТЬ ИХ ПРИЧАЩЕНИЯ Тела и Крови Господней. Естественная нечистота - есть явление, не зависящее от их воли. Правила же, запрещающие им причащение, имеют в виду женщин ЗДОРОВЫХ, а не больных и умирающих. ". Так что - все просто и не надо возмущаться на пустом месте. нужно просто обратиться к ПРАВИЛАМ любящей МАТЕРИ - ЦЕРКВИ.

ОТВЕТ:

По поводу святой воды и просфоры не знаю, евангелие можете и брать и читать.
Домашенее молитвенное правило <b>обязательно</b> выполнять с покрытой головой и в юбке. Это связано не с тем, что вас кто-то видит, а с тем, что выполняя определенный ритуал перед молитвой вы осознаете <i>что</i> и <i>зачем</i> вы делаете. Только чтобы это не превратилось в игру.
Кроме того платок символизирует смирение и покорность. Ева была создана как помошница Адаму. И только с ним на должна говорить и на него смотреть. А как только он уснул она ударилась в поиски приключений. И попала в сети расставленные диаволом. И как следствие грехопадения женщины гораздо тяжелее переносят самостоятельность и начальствование. Их сильно заносит и как говорят подростки "рвет крышу".
А чтобы крышу не сорвало, ее надо привязывать платком. (шутка)
Есть только 1 или 2 иконы, где Богородица без платка.
Молитесь в платке.
По поводу штанов.
«В тот час подошли ученики к Иисусу и спросили : кто же больше в Царстве Небесном? И подозвав дитя. Он поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто смирит себя и будет как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, Меня принимает. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому было бы лучше, если бы мельничный жернов повесили ему на шею, и утопили его в пучине морской. Горе миру от соблазнов. Ибо нужно, чтобы пришли соблазны; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит.» Мф. 18:1-35
«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в <b>вере и любви и в святости с целомудрием.</b>» 1 Тим. 2:1-15
Из этих двух цитат видно, что для женщины подбор одежды должен быть по принципу приятно, целомудренно, но ни в коем случае не соблазнительно. Чтобы окружающих вас мужчин, при виде вас, не одолевали соблазны.

ОТВЕТ:

Храни вас Бог.
Вадим
5.5.06

ОТВЕТ:

Вадим, Вы пишете: "К еще более грустным перегибам приходят некоторые рассуждающие. не нужно так лихо путать грех с поврежденностью человеческой природы. От Адама и Евы в христианине -- падшая природа, прочее очищено крещением. Способность ко греху и противоестественным страстям или сами естественные по природе страсти еще не грех. Вы предлагаете считать себя духовно нечистой и каяться в месячных?"
Зачем же Вы передёргиваете? Во-первых, я не призывал каяться в месячных! Во-вторых, Вы забыли о том, что "падшая природа" стала таковой вследствие первородного греха прародителей. И хотя этот грех давно ими оплакан и раскаян, и прощён им Богом, а Адам и Ева прочитаются Церковью как святые, но последствия грехопадения - болезнь и смерть, а вместе с ними и различные проявления нечистоты - перешли на всех людей. Поэтому, Вадим, не нужно "так лихо" выдумывать какие-то "естественные по природе страсти"! Страсти - это когда человек вместо обуздания своей падшей природы следует ей, и потому страсти - противоестественны. А месячные - это не зависящие от желания женщины проявления повреждённости нашей природы. И спутал их не я, а Вы.

С любовью о Господе,
А. В., псаломщик.
10.5.06

ОТВЕТ:

Храни вас Бог.
Вадим.
16.5.06

О Т В Е Т:

Священник Сергий Свешников

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

Я бы хотела уточнить, что можно, а что нельзя женщинам во время месячных. Вы написали, что нельзя по канонам только причащаться, а к иконам прикладываться можно, можно ли так же

Нет никаких канонов, запрещающих трогать или целовать крест или Евангелие во время месячных.

Нет никаких канонов, запрещающих получать помазание елеем (освящённым маслом) во время месячных.

Нет никаких церковных канонов, запрещающих пить святую воду или получать окропление ей во время месячных.

Женщине, пользующейся современными гигиеническими средствами, ничто не препятствует бывать в общественных местах, в том числе и в церкви. Если женщина во время месячных будет стоять в притворе—это её личное дело; никаких церковных канонов, которые-бы предписывали ей там находиться, нет. Если она пройдёт вперёд и будет молиться вместе со всеми—ничего дурного в этом нет. В связи с этим стоит заметить, что если женщина пользуется месячными, как поводом к тому, чтобы пропустить молитву и церковную службу, а вместо этого в воскресенье утром затеять, например, стирку или поехать по магазинам, то это есть несомненное греховное непочитание Дня Господня, а вовсе не соблюдение какой-то «благочестивой» традиции.


–Грешно ли женщинам брить волосы на ногах?

Нет, не грешно. Брить под мышками тоже не грешно.

–Можно ли женщине во время месячных прикасаться к иконам?

Можно. Церковные каноны говрят только о том, что женщинам во время месячных нельзя причащаться. Никаких запретов на прикосновение к иконам в канонах нет.

Читайте также: