Методические указания по расчету выбросов парниковых газов от тепловых электростанций и котельных

Обновлено: 20.05.2024

Cаморегулируемая организация в области энергетического обследования (СРО-Э-150)
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ АЛЬЯНС ЭНЕРГОАУДИТОРОВ»

Администрация Алатыря рискует в ближайшее время получить многомиллионный иск от одного из своих инвесторов, заключившего с мэрией города энергосервисный контракт.

Мало кто знает, что установленные на городских улицах прекрасные новые светильники, приобретены и смонтированы за счет собственных средств компании «РМК». Эта компания вложила в городскую инфраструктуру миллионы рублей, но на текущий момент возврат вложенных средств не представляется возможным. Из-за ошибок в конкурсной документации, заключенный между ООО «РМК» и администрацией Алатыря энергосервисный контракт признан недействительным. Наблюдатели полагают, что в целях соблюдения интересов жителей города и инвестиционного климата в Чувашии в целом в ситуацию просто необходимо вмешаться республиканской власти в лице главы региона Олега Николаева.

Михаил Миненков, глава города Невинномысска, в интервью каналу НТВ рассказал о технологиях, позволяющих называть Невинномысск умным городом.

Особое место в рассказе главы было отведено системе уличного освещения: сейчас Невинномысск считается самым светлым городом России. По статистике, в среднем в городах в адекватном состоянии находится около 70% светового оборудования, в Невинномысске же сейчас процент работающих светильников стремится к 100%. При этом уровень освещенности значительно превышает нормы, делая город по-настоящему светлым. Важно, что хороший уличный свет в Невинномысске есть практически во всех точках города, включая частный сектор.

5 октября 2021 года в Комитете Совета Федераций по экономической политике состоится круглый стол

Комитет Совета Федерации по экономической политике проводит «круглый стол» на тему «Мониторинг законодательного регулирования энергосбережения и энергетической эффективности в части замещения на изолированных и труднодоступных территориях неэффективной дизельной генерации электроэнергии генерацией на базе сжиженного природного газа и возобновляемых источников энергии».

В рамках мероприятия планируется обсудить промежуточные итоги исполнения пунктов рекомендаций «круглого стола» «О законодательном регулировании энергосбережения и энергетической эффективности в части замещения на изолированных и труднодоступных территориях неэффективной дизельной генерации электроэнергии генерацией на базе сжиженного природного газа и возобновляемых источников энергии», состоявшегося в Совете Федерации 29 марта 2021 года.

В Якутии до 2024 года планируется строительство и модернизация 47 дизельных электростанций в арктических и северных районах с использованием возобновляемых источников энергии.

Одна из них – в селе Табалах – уже была введена в эксплуатацию, вторая появится до конца 2021 года на территории Верхоянска.

По словам начальника отдела инноваций, перспективного развития и альтернативных источников энергии АО «Сахаэнерго» Александра Ефимова, станции появятся в рамках энергосервисных договоров.

15 сентября 2021 года состоялось заседание «круглого стола» на тему «Энергоэффективный капитальный ремонт: промежуточные итоги технической поддержки субъектов РФ в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2017 года №18».

Организатором мероприятия, которое прошло в формате видеоконференции, выступил Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при участии Всемирного банка.

В мероприятии приняли участие заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Ольга Сердюк, исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова, руководитель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова, заместитель директора Департамента мониторинга региональных систем капитального ремонта и экспертно-методического обеспечения Фонда ЖКХ Андрей Ульянов.

На официальном сайте международного форума «Российская энергетическая неделя» опубликована архитектура программы.

В рамках Форума состоится более 30 деловых мероприятий по шести направлениям: «Экономика и рынок: новые сценарии», «Цифровая трансформация», «Климатическая повестка», «Новые технологические решения», «Новая регуляторика в энергетике», «Кадровый потенциал ТЭК». Кроме того, в рамках программы состоится торжественная церемония награждения лауреатов премии «Глобальная энергия». 15 октября состоятся мероприятия традиционного молодежного дня РЭН-2021.

СРО энергоаудиторов

Для членов СРО

Законодательство

  • 17.09.2021. 5 октября 2021 года в Комитете Совета Федераций по экономической политике состоится круглый стол
  • 16.09.2021. Опубликована архитектура программы Российской энергетической недели
  • 30.08.2021. Энергоэффективные технологии и средства автоматизации в пищевой промышленности обсудят в Санкт-Петербурге
  • 13.09.2021. В Общественной палате оценили предложение скорректировать отопительные нормы

Реестры СРО

Проверить энергопаспорт

Методика расчета выбросов парниковых газов (CO2-эквивалента)

Расчет парниковых газов от энергетической деятельности предприятий (сжигание топлива)

В данном разделе приводится методика расчета выбросов парниковых газов от энергетической деятельности, связанной со сжиганием топлива. При проведении инвентаризации выбросов парниковых газов от сжигания топлива с целью производства энергии (электричества и тепла) и для собственных нужд предприятия оцениваются выбросы газов с прямым парниковым эффектом – двуокиси углерода ( СО 2 ), метана ( СН 4 ) и закиси азота ( N 2 O ).

В процессе сжигания топлива большая часть углерода выбрасывается непосредственно в виде CO 2 . Другие газы ( СН 4 и N 2 O ) также оцениваются. Весь высвободившийся углерод рассматривается в качестве выбросов CO 2 . Неокислившийся углерод, остающийся в виде твердых частиц, сажи или золы, исключается из общих показателей выбросов парниковых газов путем умножения на коэффициент 1 окисления углерода в топливе (который показывает долю сгоревшего углерода).

Выбросы двуокиси углерода

Выбросы двуокиси углерода при стационарном сжигании топлива являются результатом высвобождения углерода из топлива в ходе его сгорания и зависят от содержания углерода в топливе. Содержание углерода в топливе является физико-химической характеристикой, присущей каждому конкретному виду топлива и не зависит от процесса или условий сжигания топлива.

Таблица 1 - Приставки и множители

Исходными данными для расчета выбросов служат данные о деятельности предприятия. Данные о деятельности представляют собой сведения о количестве и виде сожженного за год ископаемого топлива, то есть фактическое потребление топлива за год, по которым предприятия ведут учет.

Для расчетов используются следующие физические единицы измерения массы или объема топлива: для твердого и жидкого топлива - тонны, для газообразного топлива - тысячи кубических метров. Для перевода физических единиц в общие энергетические единицы – джоули (Дж), мегаджоули (МДж), гигаджоули (ГДж) или тераджоули (ТДж) (Таблица 1) - используется низшее теплотворное значение (теплота сгорания, или теплотворное нетто-значение - ТНЗ ) каждой категории топлива.

Оценка выбросов диоксида углерода при сжигания топлива установками

Каждое топливо имеет определенные химико-физические характеристики, которые воздействуют на горение, такие, как значение ТНЗ , и содержание углерода. Содержание углерода в топливе может определяться в лаборатории на предприятии, что позволяет рассчитать собственный коэффициент выбросов двуокиси углерода и получить более точное значение выбросов. Использование собственных коэффициентов выбросов предпочтительнее усредненных коэффициентов, указанных в методике.

Расчет выбросов СО 2 при сжигании топлива разбивается на следующие шаги:

1) фактически потребленное количество каждого вида топлива по каждой установке в натуральных единицах (т, м 3 ) для соответствующего вида продукции умножается на коэффициент его теплосодержания ТНЗ (ТДж/т, м 3 );

2) полученное произведение (расход топлива в энергетических единицах - ТДж) умножается на коэффициент выбросы углерода (т C/ТДж);

3) полученное произведение корректируется на неполное сгорание топлива – умножается на коэффициент окисления углерода (отношение СО 2 : СО);

4) пересчет выбросов углерода в выбросы СО 2 – путем умножения откорректированного углерода на 44/12.

Расчет выбросов СО 2 для каждого вида топлива для отдельных источников (установок для сжигания) производится по формуле:

Е = М х К 1 х ТНЗ х К 2 х 44/12

где

Е - годовой выброс СО 2 в весовых единицах (тонн/год);

М - фактическое потребление топлива за год (тонн/год);

К 1 - коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 2;

ТНЗ - теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 3;

К 2 - коэффициент выбросов углерода (тонн/Дж), таблица 3;

44/12 - коэффициент пересчета углерода в углекислый газ (молекулярные веса соответственно: углерод - 12 г/моль, О 2 = 2 х 16 = 32 г/моль, СО 2 = 44 г/моль).

Определение фактического потребления топлива производится на основании учетных данных предприятия о потреблении различных видов топлива.

При сжигании топлива не весь содержащийся в нем углерод окисляется до СО 2 . Учет неполного сгорания топлива производится с помощью коэффициента окисления углерода К 1 . Средние значения К 1 представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Коэффициенты окисления углерода (K 1 )
Вид топлива Коэффициент окисления углерода ( К 1 )
Уголь 0,98
Нефть и нефтепродукты 0,99
Газ 0,995

Для перевода потребленного количества топлива в энергетические единицы его масса умножается на его теплотворное нетто-значение ( ТНЗ ). Для получения эмиссий углерода полученное количество потребленного топлива умножается на коэффициент выбросы углерода. Значения ТНЗ и коэффициентов выбросы углерода для видов топлива приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Коэффициенты низших теплотворных нетто-значений (ТНЗ) и коэффициенты выбросов углерода (К 2 ) для видов топлива

Оценка выбросов парниковых газов от сжигания топлива автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт производит значительное количество выбросов ПГ, таких, как диоксид углерода (CO 2 ), метан (CH 4 ) и закись азота (N 2 O). По методологии МГЭИК автомобильный транспорт, как один из источников эмиссий ПГ, входит в модуль «Энергетическая деятельность», так как выбросы ПГ от автотранспорта связаны со сжиганием топлива. При оценке выбросов ПГ можно использовать национальные факторы эмиссий или факторы эмиссий ПГ по умолчанию, предложенные в Справочном руководстве МГЭИК.

Расчеты выбросов от транспортных средств основаны на данных об общем потреблении топлива. Удельная теплота сгорания и коэффициенты выбросов для каждого типа топлива были частично рассчитаны с учетом специфики используемого топлива.

Методика расчета выбросов от сжигания топлива от автомобильного транспорта подразделяется на две части: оценка эмиссий двуокиси углерода и оценка эмиссий других газов. Оценка выбросов CO 2 лучше всего рассчитывается на основе количества и типа сгораемого топлива и содержания углерода в нем. Количество окисленного углерода практически не варьирует в зависимости от применяемой технологии сжигания топлива. Оценка выбросов других газов с парниковым эффектом более сложна, так как зависит от типа автомобиля, топлива, характеристик эксплуатации транспортного средства, типа технологии контроля за выхлопными газами.

Оценка выбросов диоксида углерода от сжигания топлива автомобильным транспортом

Расчет выбросов диоксида углерода от сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания рекомендуется проводить на основе учета видов топлива и типов двигателя. Выбросы углекислого газа по этому методу оцениваются следующим образом. Сначала оценивается потребление каждого вида топлива по типам транспорта (легковой, грузовой, автобусы, спецмашины). Затем оцениваются общие выбросы СO 2 путем умножения количества потребленного топлива на фактор выбросы для каждого типа топлива и типа транспорта по формуле:

Е = М х К 1 х ТНЗ х К 2 х 44/12

где

Е - годовой выброс СО 2 в весовых единицах (тонн/год);

М - фактическое потребление вида топлива за год (тонн/год);

К 1 - коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 4;

ТНЗ - теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 4;

К 2 - коэффициент выбросов углерода (тонн С/Дж), таблица 4;

44/12 – коэффициент для пересчета выбросов углерода С в двуокись углерода СО 2 .

Для оценки выбросов диоксида углерода от автотранспортного сектора для используемых видов топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) были рассчитаны региональные коэффициенты пересчета сожженного топлива в выбросы СО 2 (теплотворные нетто-значения, коэффициенты выбросы углерода, фракция окисленного углерода). Расчеты коэффициентов для пересчета, представленные в таблице 3.4, были проведены по составу топлива и их физическим характеристикам на основе следующих источников данных: данные ГОСТов различных видов топлива; справочные данные; данные, полученные от некоторых нефтяных и газовых месторождений.

Таблица 4 - Коэффициенты для пересчета сожженного топлива в выбросы СО 2 для автотранспорта

Коэффициенты для расчета выбросов СО 2 при сжигании ископаемого топлива

Выбросы СО 2 от сжигания топлива — не только главная составляющая всех антропогенных выбросов парниковых газов, но и их наиболее точно известная часть. Во всех странах сжигание топлива — предмет строгой статистической отчетности. При этом выбросы СО 2 при сжигании угля, газа, нефтепродуктов и торфа зависят, прежде всего, от количества использованного топлива. Энергетическая эффективность сжигания топлива очень важна для энергетики и транспорта, но на выбросы СО 2 влияет слабо. Главное именно то, сколько топлива было сожжено. Здесь мы не рассматриваем энергетику стран. Однако в качестве справочной информации для заполнения энергетического паспорта и Приложения 7 «Сведения по выбросам СО 2 -эквивалента при использовании энергетических ресурсов за отчетный (базовый) год» полезно привести коэффициенты пересчета — данные о том, сколько СО 2 поступает в атмосферу при сжигании тонны того или иного топлива.

Таблица 5 - Коэффициенты для расчета выбросов СО 2 при сжигании ископаемого топлива

1,5 т СО 2 /т, одна тонна торфа дает в

Источник: Национальный доклад РФ о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990– 2010 гг. М., 2012.

Методические указания по расчету выбросов парниковых газов от тепловых электростанций и котельных

20 октября 2017 года,

регистрационный N 48627

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минприроды России
от 29 июня 2017 года N 330

Методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов

I. Общие положения

1. Методические указания по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов (далее - Методические указания) разработаны на основании пункта 5_1 плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 15, ст.1778; 2015, N 20, ст.2933; 2016, N 21, ст.3029, N 26, ст.4115).

2. Методические указания предназначены для организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации (далее - организации), и устанавливают порядок количественного определения объема косвенных энергетических выбросов , образующихся в результате потребления организациями электрической и тепловой энергии, полученной от внешних генерирующих объектов (далее - косвенные энергетические выбросы), для целей мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в соответствии с Концепцией формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 716-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 18, ст.2737).

II. Порядок количественного определения объема косвенных энергетических выбросов в организациях

3. Количественное определение объемов косвенных энергетических выбросов осуществляется за календарный год (далее - отчетный период) отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения, либо в целом по организации, с выделением каждого филиала или обособленного подразделения. В случае наличия у организации филиалов или обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, количественное определение объемов косвенных энергетических выбросов осуществляется отдельно для филиалов или обособленных подразделений, расположенных на территории различных субъектов Российской Федерации.

4. Количественное определение объема косвенных энергетических выбросов осуществляется региональным и рыночным методами.

4.1. Региональный метод количественного определения косвенных энергетических выбросов отражает среднюю интенсивность выбросов парниковых газов на объектах, генерирующих электрическую и тепловую энергию, которая потребляется организацией.

При данном методе применяются региональные коэффициенты косвенных энергетических выбросов, рассчитанные организацией на основе статистических данных о потреблении топлива и об объемах отпущенной электрической и тепловой энергии от всех внешних генерирующих объектов, находящихся в региональной энергосистеме субъекта Российской Федерации, в которой расположена организация, потребляющая полученную электрическую и тепловую энергию за отчетный период. Учитываются также данные об объемах поступления электрической энергии и потребления топлива из соседних региональных энергосистем за отчетный период.

4.2. Рыночный метод количественного определения косвенных энергетических выбросов используется при потреблении организацией электрической энергии, полученной по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии и мощности и основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - договоры купли-продажи).

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177, 2005, N 1, ст.37, 2006, N 52, ст.5498, 2007, N 45, ст.5427; 2008, N 29, ст.3418, N 52, ст.6236; 2010, N 11, ст.1175, N 26, N 31, ст.4156; N 31, ст.4157, N 31, ст.4158, N 31, ст.4160; 2011, N 1, ст.13, N 7, ст.905, N 11, ст.1502, N 23, ст.3263, N 30, ст.4590, N 30, ст.4596, N 50, ст.7336, N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446, N 27, ст.3587, N 53, ст.7616; 2013, N 14, ст.1643, N 45, ст.5797, N 48, ст.6165; 2014, N 16, ст.1840, N 30, ст.4218, N 42, ст.5615; 2015, N 1, ст.19, N 27, ст.3951, N 29, ст.4350, N 29, ст.4359, N 45, ст.6208; 2016, N 1, ст.70, N 14, ст.1904, N 18, ст.2508, N 26, ст.3865, N 27, ст.4201; 2017, N 1, ст.49, N 27, ст.3926, N 30, ст.4456, N 31, ст.4765, ст.4822).

При данном методе используются рыночные коэффициенты косвенных энергетических выбросов, данные о которых содержатся в договорах купли-продажи, в договорах, заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - договоры розничных рынков), либо в сертификатах, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, сведения о которых внесены в реестр, (далее - сертификаты), либо рассчитываются организацией на основе объемов электрической энергии, полученных от конкретных внешних генерирующих объектов в соответствии с условиями договоров купли-продажи, договоров розничных рынков или сертификатов за отчетный период.

Если поставщиком электрической энергии по договорам купли-продажи, договорам розничных рынков или сертификатам является организация, имеющая несколько генерирующих объектов (например, ГЭС и тепловые электростанции), рыночный коэффициент определяется только для генерирующего объекта (или генерирующих объектов), от которого (или которых) потребитель получил электрическую энергию.

Если организация, выполняющая количественное определение объема косвенных энергетических выбросов по рыночному методу, потребляет электрическую энергию, информация о которой не была заявлена договорами купли-продажи, договорами розничных рынков или сертификатами (далее - незаявленный остаток электрической энергии), то в этом случае объем незаявленного остатка электрической энергии определяется на основе данных о получении электрической энергии от внешних генерирующих объектов, расположенных в региональной энергосистеме.

Рыночный метод не применяется для количественного определения косвенных энергетических выбросов при потреблении тепловой энергии.

5. Количественное определение объема косвенных энергетических выбросов по региональному методу при потреблении электрической энергии выполняется по формуле (1):

5.1. Расчет регионального коэффициента косвенных энергетических выбросов при потреблении организацией, расположенной в энергосистеме , электрической энергии, полученной от внешних генерирующих объектов, осуществляется по формуле (2):

- выработка электрической энергии в энергосистеме за период у, МВт·ч;

6. Количественное определение объема косвенных энергетических выбросов по региональному методу при потреблении тепловой энергии выполняется по формуле (3):

Методические указания по расчету выбросов парниковых газов от тепловых электростанций и котельных

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минприроды России
от 30 июня 2015 года N 300

Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации (далее - методические указания) разработаны на основании пункта 3 плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 504-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 15, ст.1778, 2015, N 20, ст.2933).

2. Методические указания устанавливают порядок количественного определения выбросов парниковых газов в организациях, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, для целей мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в соответствии с Концепцией формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.04.2015 N 716-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 18, ст.2737).

3. Методические указания предназначены для организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации, в результате осуществления которой происходят выбросы парниковых газов в атмосферу (далее - организации).

II. Порядок количественного определения объема выбросов парниковых газов в организациях

4. Количественное определение объемов выбросов парниковых газов и осуществляется за календарный год (далее - отчетный период) в целом по организации, либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения. В случае наличия у организации филиалов или обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, количественное определение выбросов и подготовка сведений о выбросах осуществляются отдельно для филиалов или обособленных подразделений, расположенных на территории различных субъектов Российской Федерации.

Организации документируют границы количественного определения выбросов парниковых газов и включают информацию о них в пояснительную записку к сведениям (отчету) о выбросах парниковых газов.

5. В границы количественного определения выбросов включаются прямые выбросы парниковых газов из источников, то есть выбросы, которые происходят непосредственно от производственных объектов организации и осуществляемых производственных процессов.

Сведения (отчет) готовит организация, которая непосредственно эксплуатирует объект, принадлежащий организации на праве собственности или ином законном основании.

6. Источники выбросов парниковых газов в организации должны быть идентифицированы и классифицированы по категориям.

Категорией источников выбросов парниковых газов являются близкие виды хозяйственной деятельности или производственно-технологических процессов, приводящих к возникновению выбросов парниковых газов в атмосферу, и объединенных по признаку контроля со стороны организации. Перечень категорий источников выбросов и парниковых газов, подлежащих обязательному учету в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, приведен в приложении N 1 к методическим указаниям.

Каждый производственный объект или производственный процесс организации должен быть отнесен к одной из выделенных категорий источников или исключен из количественного определения объемов выбросов парниковых газов на основании установленных критериев.

Источники выбросов парниковых газов документируются и включаются в пояснительную записку к сведениям (отчету) о выбросах парниковых газов. Перечень источников выбросов парниковых газов пересматривается не реже 1 раза в пять лет, а также в случае появления новых источников выбросов парниковых газов, изменениях технологических процессов, изменении методов количественного определения выбросов и других случаях, существенно влияющих на результаты (более 5% от суммарных годовых выбросов).

7. Из количественного определения выбросов парниковых газов в организации могут быть исключены:

несущественные источники выбросов - источники, выбросы от которых суммарно составляют менее 5% в год от суммарных выбросов в организации, но не более 50 тыс.т CO-эквивалента/год;

источники выбросов и парниковые газы, для которых не приводятся методы количественного определения выбросов парниковых газов в приложении N 2 к методическим указаниям.

8. Количественное определение выбросов парниковых газов осуществляется с использованием методов, установленных для соответствующих категорий источников выбросов парниковых газов в приложении N 2 к методическим указаниям, включающих:

метод расчета на основе данных о деятельности и коэффициентов выбросов;

метод расчета на основе материально-сырьевого баланса;

метод расчета на основе периодических измерений выбросов парниковых газов;

метод непрерывного мониторинга выбросов парниковых газов.

Методы количественного определения выбросов парниковых газов, выбранные организацией в соответствии с приложением N 2 методических указаний для отдельных источников и групп источников, документируются и включаются в пояснительную записку к сведениям (отчету) о выбросах парниковых газов.

9. Количественное определение выбросов парниковых газов осуществляется на основании подготовки исходных данных и выполнения расчетов выбросов парниковых газов в соответствии с главой III методических указаний.

10. Исходными данными для количественного определения выбросов парниковых газов являются фактические данные, характеризующие деятельность организации за отчетный период (например, расход топлива по видам, расход углеродсодержащих материалов, выпуск продукции), и другие параметры необходимые для определения объемов выбросов в соответствии с выбранными методами (например, коэффициенты выбросов парниковых газов, содержание углерода в сырье и продукции, компонентный состав газообразного топлива).

11. В качестве источников исходных данных для количественного определения выбросов парниковых газов используются документы учета расхода сырья, топлива и материалов, производства продукции (например, технические отчеты, балансы, формы статистической отчетности и прочие документы), сертификаты качества, протоколы измерений, технологические регламенты, результаты инвентаризации источников выбросов, данные производственного контроля выбросов и образования отходов и другие источники информации.

12. Исходные данные для количественного определения выбросов парниковых газов должны быть определены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в соответствующих сферах регулирования.

Исходные данные должны быть определены с использованием выбранных методов и источников данных и охватывать весь отчетный период. Периодичность регистрации исходных данных и методы их усреднения выбираются организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить их объективность за отчетный период.

При определении количества расходуемого сырья, топлива, материалов, производимой продукции и образующихся отходов используются:

результаты прямых инструментальных измерений расхода ресурсов в организации за отчетный период;

при отсутствии возможности использования результатов прямых инструментальных измерений расхода ресурсов в организации используются результаты расчетов расхода ресурсов в организации на основе данных прямых инструментальных измерений за отчетный период;

при отсутствии возможности использования результатов расчетов расхода ресурсов в организации на основе данных прямых инструментальных измерений используются результаты расчетов на основе данных о поступлении, отгрузке и изменении запасов ресурсов в организации за отчетный период.

Изменение запасов ресурсов в организации определяется по формуле:


,


- изменение запаса k-ресурса в организации за период y, т или тыс.м;


- остаток k-ресурса в организации на конец периода у, т или тыс.м;


- остаток k-ресурса в организации на начало периода у (конец предыдущего периода), т или тыс.м.

При определении коэффициентов выбросов, содержания углерода и физико-химических характеристик расходуемого сырья, топлива, материалов, производимой продукции и образующихся отходов, необходимых для количественного определения выбросов парниковых газов, используются:

результаты лабораторных исследований за отчетный период;

при отсутствии лабораторных исследований за отчетный период используются данные поставщиков ресурсов, указанные в сертификатах качества;

при отсутствии данных поставщиков ресурсов используются данные, приведенные в приложении N 2 к методическим указаниям;

при отсутствии необходимых данных в приложении N 2 к методическим указаниям используются справочные данные из других источников информации с обязательной ссылкой на источники информации.

Информация о необходимых параметрах (исходных данных) для количественного определения выбросов парниковых газов, включая наименование параметров, единицы измерения, источник данных или метод их определения, погрешность, периодичность регистрации и ответственные лица за их регистрацию, документируются и включаются в пояснительную записку к сведениям (отчету) о выбросах парниковых газов.

13. Количественное определение (вычисление) объема выбросов парниковых газов за отчетный период осуществляется организациями по источникам или группам источников выбросов парниковых газов с использованием выбранных методов в формате, обеспечивающим возможность воспроизведения расчетов выбросов.

Группы источников выбросов парниковых газов могут выделяться для целей количественного определения выбросов и объединять однотипные источники выбросов в организации, относящиеся к одной категории источников согласно приложению N 1 к методическим указаниям.

14. Суммарные выбросы парниковых газов по категориям источников и организации в целом рассчитываются с учетом потенциалов глобального потепления парниковых газов и выражаются в CO-эквиваленте. Расчет выполняется по формуле (2):


,


- выбросы парниковых газов в CO-эквиваленте за период y, т CO-эквивалента;

- выбросы i-парникового газа за период y, т;


- потенциал глобального потепления i-парникового газа, т CO-эквивалента/т;

n - количество видов выбрасываемых парниковых газов;

i - CO, CH, NО, CHF, CF, CF, SF.

Значения потенциалов глобального потепления (GWP) приведены в приложении N 3 к методическим указаниям.

15. В организации должны быть назначены лица, ответственные за проведение работ по количественному определению выбросов парниковых газов и подготовку сведений (отчетов) о выбросах парниковых газов. Сведения о выбросах парниковых газов формируются в соответствии с главой IV методических указаний.

III. Содержание и оформление исходных данных и расчета объема выбросов парниковых газов за отчетный период

16. Для обобщения значений параметров, необходимых для количественного определения выбросов, и результатов выполнения расчетов исходные данные и расчет объема выбросов парниковых газов должны быть подготовлены по источникам, группам источников и организации в целом за отчетный период, обеспечивая прозрачность применяемых методов определения выбросов.

17. Исходные данные и расчет объемов выбросов парниковых газов за отчетный период оформляются в формате, обеспечивающем возможность воспроизведения расчета, и включают следующие разделы:

Методические указания по расчету выбросов парниковых газов от тепловых электростанций и котельных

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСОВ ОКСИДОВ АЗОТА
С ДЫМОВЫМИ ГАЗАМИ КОТЛОВ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Дата введения 2003-07-01

РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт" (ОАО "ВТИ"); Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский энергетический институт (технический университет)" [ГОУВПО МЭИ (ТУ)]

Исполнители Котлер В.Р., Енякин Ю.П., Усман Ю.М., Верещетин В.А. (ОАО "ВТИ"), Росляков П.В., Егорова Л.Е., Ионкин И.Л. [ГОУВПО МЭИ (ТУ)]

УТВЕРЖДЕН Министерством энергетики Российской Федерации, приказ Минэнерго России N 286 от 30.06.2003

Министр энергетики И.Х.Юсуфов

ВЗАМЕН РД 34.02.304-95

Настоящие Методические указания могут использоваться для расчета выбросов оксидов азота при проектировании новых и реконструкции действующих котлов паропроизводительностью от 75 т/ч и водогрейных котлов мощностью от 58 МВт (50 Гкал/ч) и выше, сжигающих твердое, жидкое и газообразное топливо в факельных горелочных устройствах. Настоящие Методические указания могут также применяться в научно-исследовательских целях.

Настоящие Методические указания предназначены для организаций, эксплуатирующих тепловые электростанции и котельные, а также проектных организаций.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сжигание топлива на тепловых электростанциях и в котельных приводит к выбросу в атмосферу продуктов сгорания органического топлива, содержащих токсичные оксиды азота (главным образом монооксид и в меньшей степени диоксид ).

Количество образующихся оксидов азота зависит от характеристик топлива, режимных и конструктивных параметров топочной камеры. Поэтому на стадии проектирования или реконструкции котлов необходимо провести расчет ожидаемых выбросов оксидов азота и предусмотреть меры по снижению их до величин, не превышающих нормативы удельных выбросов в атмосферу, приведенных в ГОСТ Р 50831-95 "Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования".

В уходящих газах паровых и водогрейных котлов монооксид азота составляет 95-99% общего выброса , в то время как содержание более токсичного диоксида азота не превышает 1-5%. После выброса дымовых газов в атмосферу под воздействием природных факторов большая часть конвертирует в . Поэтому расчет массовых концентраций и выбросов оксидов азота ведется в пересчете на.

В связи с установленными раздельными ПДК в атмосферном воздухе на монооксид и диоксид азота и с учетом трансформации оксидов азота в атмосфере при расчете загазованности и нормировании выбросов ТЭС суммарные массовые выбросы оксидов азота разделяются на составляющие (с учетом различия в молярной массе этих веществ):

Источниками оксидов азота является молекулярный азот воздуха, используемого в качестве окислителя при горении, и азотсодержащие компоненты топлива. В связи с этим принято делить оксиды азота на воздушные и топливные. Воздушные, в свою очередь, можно разделить на термические, образующиеся при высоких температурах за счет окисления молекулярного азота воздуха, и так называемые "быстрые" оксиды азота, образующиеся во фронте факела при сравнительно низких температурах в результате реакции углеводородных радикалов с молекулой азота.

2 ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ГАЗООБРАЗНЫХ ВЫБРОСОВ

Для количественной характеристики газообразных выбросов котлов используют объемные и массовые концентрации вредных веществ, а также их удельные или валовые (массовые) выбросы.

2.1 Объемные концентрации представляют собой отношение объема, занимаемого данным газообразным веществом, к объему всей газовой пробы. Объемные концентрации могут измеряться в % об или ppm. Единица измерения 1 ppm (part per million) представляет собой одну миллионную часть объема:

Важным преимуществом измерения содержания газовых компонентов в объемных концентрациях является то, что объемные концентрации не зависят от давления и температуры среды и, следовательно, расчетные или опытные результаты газового анализа, выраженные в % об или ppm, не требуют приведения к каким-либо заданным условиям по температуре и давлению.

2.2 Массовые концентрации характеризуют количество (массу) данного вещества в одном кубическом метре продуктов сгорания. С их помощью оценивается содержание в продуктах сгорания как твердых, так и газообразных компонентов. Массовые концентрации измеряются в г/мили мг/м.

В отличие от объемной массовая концентрация зависит от давления и температуры среды, поэтому ее приводят в пересчете на нормальные условия (0 °С, 760 мм рт.ст. =101,3 кПа), для чего используется следующее выражение:

где - массовая концентрация, полученная опытным путем при температуре и давлении газовой пробы.

2.3 Связь между объемными (ppm) и массовыми (г/м) концентрациями устанавливается следующим соотношением:

где - коэффициент пересчета, равный


- молярная масса -го вещества, г; - его молярный объем, л (в качестве первого приближения за может быть принят объем идеального газа, равный 22,41 л); - температура и - давление газовой пробы перед газоанализатором (последнее приравнивается к фактическому атмосферному давлению). Значения коэффициента пересчета приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Значения коэффициента пересчета для реальных газов
при нормальных условиях (0 °С; 101,3 кПа)

Методические указания по расчету выбросов парниковых газов от тепловых электростанций и котельных

Об утверждении методик

расчетов выбросов, сокращений выбросов

и поглощений парниковых газов

В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2009 года ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Методикурасчетов выбросов парниковых газов (коэффициента выбросов диоксида углерода) от сжигания горючих газов согласно
    приложению 1 к настоящему приказу;
  2. Методику расчетов выбросов парниковых газов (валового выброса диоксида углерода) от котлов тепловых электростанций и котельных согласно приложению 2 к настоящему приказу;
  3. Методикурасчетов выбросов парниковых газов (валовых выбросов диоксида углерода и метана) от установок предприятий по добыче нефти и газа согласно приложению 3 к настоящему приказу;
  4. Методикурасчетов выбросов парниковых газов от интегрированного производства чугуна и стали согласно приложению 4 к настоящему приказу;
  5. Методикурасчетоввыбросов парниковых газов от предприятий по производству цемента согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) Методику расчетов выбросов парниковых газов от деятельности воздушного транспорта согласно приложению 6 к настоящему приказу;

7) Методикурасчетов выбросов парниковых газовот деятельности автомобильного транспорта согласно приложению 7 к настоящему приказу;

8) Методикурасчетов выбросов и поглощений парниковых газов от землепользования согласно приложению 8 к настоящему приказу;

9) Методику расчетов выбросов парниковых газов от энтеральной (внутренней) ферментации домашних животных согласно приложению 9 к настоящему приказу;

10) Методикурасчетов выбросов и поглощенийпарниковых газов для лесного хозяйства согласно приложению 10 к настоящему приказу;

11) Методикурасчетов выбросови сокращений выбросов парниковых газов от захоронения твердых бытовых отходов, обработки сточных вод и сжигания медицинских отходов согласно приложению 11 к настоящему приказу;

12) Методикурасчетов выбросов парниковых газов при производстве алюминия согласно приложению 12 к настоящему приказу;

13) Методикурасчетоввыбросов закиси азота от сельскохозяйственных земель согласно приложению 13 к настоящему приказу;

14) Методикурасчетоввыбросов парниковых газов от систем уборки, хранения и использования навоза согласно приложению 14 к настоящему приказу.

2. Департаменту по изменению климата Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление копии настоящего приказа на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему «Әділет» в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации»;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4.Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Читайте также: