Котел с уравновешенной тягой

Обновлено: 18.05.2024

Как топить котел "против тяги"

Хочу рассказать как я топлю котел замечательным способом с розжигом сверху. Такой способ, обнаруженный мною на просторах интернета, показал прекрасные результаты и имеет следующие преимущества по сравнению с классической топкой с розжигом снизу:

уголь горит дольше при одинаковой загрузке
лучше прогорает топливо
почти не образуется спекшегося шлака
топка котла остается значительно чище

Из недостатков можно отметить, что иногда долго разгорается уголь. Нужна практика.

Суть метода состоит в том, что сначала загружается почти весь уголь и огонь разводится сверху. Постепенно очаг горения опускается вниз.

Топить я буду котел Protherm БОБЕР 20 DLO мощностью 19 кВт. С чугунным теплообменником и терморегулятором-цепочкой:

В качестве топлива использую антрацит фракции АО - "орех".

1. Полностью открываю заслонку дымохода (шибер), включаю циркуляционный насос, открываю дополнительную приточную вентиляцию в котельной. На термостате выставляю необходимую температуру теплоносителя. Открываю на котле подачу вторичного воздуха.

2. Загружаю в топку 3/4 необходимого угля, в моем случае полтора ведра. Сверху кладу бумагу, куски упаковочного картона, шесть дровишек и обрезок доски (можно использовать куски ламината, OSB, фанеры и пр.):

Абдула, поджигай! Абдула, поджигай!

3. Разжигаю бумагу спичками или газовой горелкой. Когда дрова разгорятся до такого состояния:

Самотяга

На всех участках газового тракта за котлом КВ (а также на участках воздушного тракта после воздухоподогревателя) вследствие различия плотностей атмосферного воздуха и горячего газа (воздуха) возникает самотяга.

Величину самотяги на участке газохода можно определить по выражению:

  • H - высота участка;
  • ρв - плотность наружного атмосферного воздуха;
  • ρг - средняя по высоте участка плотность газов или горячего воздуха на данном участке.

Самотягу всего воздушно-газового тракта определяют как алгебраическую сумму самотяги на отдельных ее участках, при этом знак плюс соответствует движению потока снизу вверх, знак минус - движению сверху вниз. В первом случае самотяга вычисляется из суммы всех сопротивлений тракта, так как она способствует движению потока. Во втором случае самотяга создает дополнительное сопротивление движению.

Газовый тракт водогрейного котла более сложен. Он состоит из последовательно расположенных участков: топочной камеры котла и конвективных пакетов котла.

Продукция котельного завода

191119, г. Санкт-Петербург, ул. Коломенская, 10

Естественная и принудительная тяга

Для сжигания топлива в топку котла необходимо непрерывно подавать воздух, а образующиеся дымовые газы удалять в атмосферу.

При движении воздуха и газов в котле возникает аэродинамическое сопротивление. Для его преодоления котлы оборудуются тяговыми и дутьевыми устройствами. Различают котлы с естественной тягой, уравновешенной тягой и наддувом.

В котлах с естественной тягой сопротивление газового тракта преодолевается за счет разности плотности атмосферного воздуха и газов в дымовой трубе. Естественная тяга зависит от высоты дымовой трубы и температуры воздуха и дымовых газов. Чем выше труба, тем больше естествен-пая тяга. Воздух становится более тяжелым при понижении температуры, а газы тем легче, чем выше их температура. Естественная тяга улучшается в ясную зимнюю погоду. Наоборот, тяга хуже в летнее время, а также в сырую (влажную) погоду. Кроме того, на естественную тягу влияют направление и сила ветра, барометрическое давление.

В котлах с уравновешенной тягой давление в топке поддерживается близким к атмосферному совместной работой дутьевого вентилятора и дымососа. В системе, где присутствует тягодутьевая установка, состоящая из вентилятора, воздуховодов, дымососа, газоходов и дымовой трубы, на создание тяги расходуется электрическая энергия, идущая на привод тягодутьевых машин. Дымовая труба служит лишь для выброса дымовых газов в верхние слои атмосферы. Искусственная тяга мало зависит от метеорологических факторов, легко регулируется и способна обеспечить устойчивую работу котла.

В котлах с наддувом сопротивление газового тракта преодолевается работой дутьевых вентиляторов (при этом давление в топке и газовом тракте котла поддерживается выше атмосферного).

Котел с уравновешенной тягой

сам себе Sapiens

длинное пламя с заносом во второй ход котла из-за большого разрежения

По сравнению с атмосферным давлением эти паскали разрежения - сущий мизер.
Так что на объём факела влияние пренебрежимо мало.
Если нет перегрузки по мощности, и соотношение газ-воздух в порядке, то нештатной ситуации быть не должно.


alesio



Просмотр профиля 22.2.2009, 23:53 Обычно, для котлов с газовыми горелками разрежение в топке котла составляет примерно от -10 до -20 Па.
Учитывая сопротивление газового тракта, за котлом оно и будет составлять -80, -90 Па


К.Д.



Просмотр профиля 23.2.2009, 7:23 Наладчики считают что у них 0 должен быть за котлом. Если будет давление, то газы начнут наружу лезть и придется все газоходы обваривать, что не есть хорошо. В принципе на жаротрубнике сложно минус устроить, только если горелка неправильно подобрана.


alesio



Просмотр профиля 23.2.2009, 15:07 Если у них 0 за котлом, то получается, что топка котла работает под давлением.
Тогда уже надо смотреть паспорт на горелку - может ли она работать под давлением.


К.Д.



Просмотр профиля 23.2.2009, 18:51 Все современные моноблочные горелки выбираются как минимум на преодоления противодавления котла и дают напор до 10 мбар (100мм по русски), т.е. уже работают под давлением. Котлы жаротрубного типа просто по конструкции уже газоплотные и им пофиг на давление в топке, водотрубные сейчас тоже обваривают (не крупные конечно, гиг до 10) и им тоже пофиг.. Если стоит советский агрегат с уравновешенной тягой, то надо сразу и о дымососе вести разговор. 24.2.2009, 13:17 Большая тяга дымовой трубы - поставьте регулятор тяги. Наладчики говорят правильно. По висману должен быть 0 за котлом. примерно на расстоянии пару диаметров дымовой трубы от выхода с котла. Азбука горения Риелло - там это расписано.


vaka66



Просмотр профиля 25.2.2009, 20:02

Давление за котлом не играет никакой роли, просто если у котла вообще трубы не будет, воздушные заслонки будут настроены, допустим на 70%, а если воткнём трубу, то надо уже установить 65% открытия на номинальной мощности.
Так и у котлов с уравновешенной тягой избыточное разрежение в топке приводит к необходимости меньшего давления воздуха в горелке, ну и избытки воздуха возрастают. Если говрят о "затягивании факела в конвективку от излишнего разрежения" это считаю неправильно. Конечно, если Альфу за котлом держать на одной мощности при разрежении 2 мм как и при разрежении 10 мм, то во втором случае скорее всего обнаружится недожег, так как почти весь избыточный воздух попадёт в котёл в виде присосов.
Вообще я очень не люблю выжимать из котла номинал, и не делаю этого, когда не требуется от котла номинальной мощности. Допустим при -35 на улке надо от 2-Мегаватного котла 1,6 Мегавата, значит настраиваю около 1,8. Если управление горелкой модулируемое, то тут конечно номинал можно снять.

Вывод, Газоход обычно газоплотный, утеплённый, высокую дымовую трубу строить дорого Поэтому считаю расчёт высоты и диаметра трубы должен быть выполнен исходя только из норм выбросов по экологии, без учёта необходимости создать где-либо разрежение.


ruben



Просмотр профиля 25.2.2009, 23:04

Странно что никто не вспоминает про правила. Согласно действующему ГОСТ 30735-2001 КОТЛЫ ОТОПИТЕЛЬНЫЕ ВОДОГРЕЙНЫЕ ТЕПЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ от 0,1 до 4,0 МВт пункт 4.1.19.2 "Требуемое разрежение за котлом на естественной тяге при номинальной теплопроизводительности не должно превышать указанного на рисунке 2."
Тут приводились цифры и -80 и -90Па, что этим ГОСТом вообще то почти для всех мощностей котлов запрещено держать. Всё таки следует наверное более уважительно относиться не только к документации Риело и Виссмана но и к собственным ГОСТам.

Прикрепленные файлы гост_разреж.bmp ( 1,18 мегабайт ) Кол-во скачиваний: 83


Гена



Просмотр профиля 25.2.2009, 23:48 ruben Дата Сегодня, 22:04
. пункт 4.1.19.2 "Требуемое разрежение за котлом на естественной тяге при номинальной теплопроизводительности не должно превышать указанного на рисунке 2."
Вопрос был про котлы с дутьевыми горелками.


ruben



Просмотр профиля 26.2.2009, 19:04 Вопрос был про котлы с дутьевыми горелками.

Пункт 4.1.19.2 этого ГОСТа как раз таки касается котлов с наддувом


tiptop



Просмотр профиля 26.2.2009, 19:38

сам себе Sapiens

ГОСТы - это требования (ограничения) для изготовителей продукции (конструкторов, заводов).


ruben



Просмотр профиля 26.2.2009, 22:15 ГОСТы - это требования (ограничения) для изготовителей продукции (конструкторов, заводов).

Ну Вы же понимаете, что в данном случае это не просто ограничение, а указание не допускать появления факела во втором ходе газоходов. Этот график именно так и строился.
Если
По отчету пуско-наладки (2хступ.горелка): 50% - -80 Па, 99% - -90 Па и при этом поврежден "анкер" второго хода газохода, то ремонтники абсолютно правы - Причина по мнению выполнявших ремонт:
длинное пламя с заносом во второй ход котла из-за большого разрежения

Вот Вам и элементарное незнание горе-наладчиком ни ГОСТа, ни регламента Виссмана на котел ни конструкции котла.


tiptop



Просмотр профиля 26.2.2009, 23:23

сам себе Sapiens

to ruben
А какова зависимость длины факела от разрежения за котлом (в графической или аналитической форме) ?
Это, наверное, было бы интересно многим "горе-наладчикам".


ruben



Просмотр профиля 27.2.2009, 15:47 to ruben
А какова зависимость длины факела от разрежения за котлом (в графической или аналитической форме) ?
Это, наверное, было бы интересно многим "горе-наладчикам".

Вопрос конечно и простой и сложный одновременно. Подобно вопросу «Почему горит лампочка».
Длина факела как его трактуют учёные lф определяется по химическому анализу СО2 в продуктах сгорания. Конец факела определяется наибольшей координатой вдоль оси горелки, где СО2/CO2m = 0,95, т.е. по окончанию выгорания топлива. При испытании горелок есть ещё понятие – визуальная длина факела.
Мне кажется, что для данного случая не важно, какая длина факела в см, а важно какие минимальные и максимальные размеры должны быть выдержаны для факела, чтобы:
• не было касания поворотного днища жаровой трубы (минимальное разрежение )
• не было затягивания факела жаровой трубы в дымогарные трубы второго хода (максимальное разрежение)
Для соблюдения этих условий есть масса формул и экспериментальных графиков. Наиболее удобные графики даёт Риело ( рис.1). Здесь дан коридор, в котором должно находиться пламя реверсивной горелки в зависимости от выбранной вентиляторной горелки. Примерно тоже для Виссмана. Этот факел будет при условии соблюдения регламента по разрежению – на выходе из котла не более 17,39*LN(Qк) - 39,96 Па, где Qк – мощность котла в киловаттах или по рисунку ГОСТа.

Прикрепленные файлы Рис.1.jpg ( 86,72 килобайт ) Кол-во скачиваний: 178


vaka66



Просмотр профиля 28.2.2009, 13:12

Ruben, я что то не представляю как должна выглядеть реверсивная горелка .
А верить слесарям и сварщикам, видимо проводивших ремонт, которые сказали, что факел затягивало от избыточного разрежения за котлом в конвективную часть очень наивно. Может быть и затягивало, но точно не от того, что там разрежение. Вот только если изменился режим горения или (настройки горелки) отчегото.
В прошлом году, например потёк паровой котёл - оказывается эксплуатация подавала 5-градусную воду в деаэратор, и он не работал, в итоге окисленный металл покрыл нижние дымогарные трубы и они потекли на стыке с трубной доской, хотя толщина то металла там намного больше, чем в водогрейном. В другой котельной потек водогрейник- перегрелся и покоробило заднюю стенку, причина- эксплуатировался на воде с жесткостью за 10 мг-экв, хотя в котельной имелась система 2-х ступенчатого Na-катионирования для парового котла, почему по проекту подпитка водогрейной части выполнена не после умягчения и для меня очень не понятно почему.


ruben



Просмотр профиля 28.2.2009, 20:35 Ruben, я что то не представляю как должна выглядеть реверсивная горелка .

1. Режим работы горелки в реверсивной жаровой топке - реверсивный.
2. По поводу настройки. Да, действительно, длина факела зависит от настройки горелки,и альфой можно факел отдалять и приближать, кроме этого, длина факела сильно зависит от крутки факела. Никто же не спорит. Но хотелось бы ещё раз подчеркнуть - в данном случае начинать искать причину надо с недопустимо высокого разрежения. Самая вероятная причина

Прикрепленные файлы Рис.2.jpg ( 82,8 килобайт ) Кол-во скачиваний: 102


tiptop



Просмотр профиля 28.2.2009, 22:12

сам себе Sapiens

Да, действительно, длина факела зависит от настройки горелки,и альфой можно факел отдалять и приближать

Э-э-э.
Альфой.
Вот, и я говорю - при чём здесь разрежение ?
Если расход топлива и воздуха постоянны, то и длина факела практически не изменится из-за разрежения (изменение плотности газовой смеси менее чем на 1/1000).


ruben



Просмотр профиля 1.3.2009, 0:31

Скептицизм всегда был не лишен.
Вы по моему провоцируете меня на дополнительную информацию о теории горения. Попробую

Форма_факела.JPG ( 53,37 килобайт ) Кол-во скачиваний: 274


Принятая схема горения турбулентного факела гомогенной смеси представлена на Рис.2.12
В центральном конусе движется свежая смесь газа и воздуха, невоспламенённая, температура и концентрация горючего в этом конусе неизменна и определяется параметрами смесителя горелки. Смесь поджигается на поверхности конуса 2
От воспламенившейся поверхности турбулентной теплопроводностью и диффузией тепло передаётся соседним слоям в слое 3 происходит сгорание молей свежей смеси . Зона 3 – турбулентный фронт пламени. Длина этой зоны
Lзв = wсм*r0/Uп – зона воспламенения
Wсм – скорость движения смеси, определяется параметрами горелки
Uп – скорость распространения пламени, для метана – 0,28 м/сек
Lт – длина свободного движения моля смеси в турбулентном фронте пламени, до полного выгорания смеси, с ростом Wсм и уменьшением диаметра горелки Lт будет возрастать.
И наконец, Ld – зона догорания – зависит в основном от концентрации топлива в смеси, при уменьшении концентрации топлива Ld увеличивается. В зоне догорания оставшиеся газы и продукты неполного сгорания сгорают за счёт диффузии кислорода из топки.
Для аналитической оценки и понимания сути длины факела хорошо подходит выражение Блинова из моей школы МЭИ

Lф = (Aск)*((alfa/(alfa-0,5)^2)*( В )^2

Aск - Параметр характеризующий влияние поля скоростей потока на длину факела, он уменьшается с ростом крутки факела и растет с ростом разрежения
Alfa – коэффициент избытка воздуха на границе конуса воспламенения
B - Производительность горелки
Таким образом видно что на длину факела влияют в основном следующие параметры:
- крутка факела – чем ниже тем факел длиннее
- коэффициент избытка воздуха, чем больше альфа, тем факел короче
- разрежение или давление в топке, чем выше разрежение гомогенного факела тем факел длиннее,
-производительность горелки – чем выше производительность, том длиннее факел.
Информация из книг Вулис Аэродинамика факела Блинов Теория горения, Померанцев Основы практ теории горения


ruben

Общая характеристика котельного агрегата, котельной установки. Элементы, входящие в состав котельного агрегата. Тракты котла. Состав и параметры продуктов сгорания. Тепловой баланс котла , страница 5

Воздушный и газовый тракт соединяются между собой последовательно, образуя газовоздушный тракт (рис. 3.2, 3.3).

В зависимости от особенностей работы газовоздушного тракта различают котлы:

с естественной тягой - в которых движение воздуха и продуктов сгорания в газовоздушном тракте обеспечивается напором, возникающим под действием разности плотностей атмосферного воздуха и газа в дымовой трубе;

с наддувом - в которых сопротивление газового и воздушного трактов преодолевается работой дутьевых вентиляторов;

с уравновешенной тягой - в которых давление в топке и начале горизонтального газохода поддерживается близким к атмосферному совместной работой дутьевых вентиляторов и дымососов, в этих котлах воздушный тракт находится под давлением, а газовый – под разрежением.


Рис. 3.2. Схемы газовоздушного тракта в котлах с уравновешенной тягой (а), под наддувом (б) и распределение давления в них (в): 1 - короб горячего воздуха; 2 - горелки; 3 - паровой котел; 4 - дутьевой вентилятор; 5 - воздухоподогреватель; 6 - золоуловитель; 7 - дымосос; 8 - дымовая труба.

При сжигании твердого топлива, кроме дымовых газов, образуются зола и шлак, которые отводятся из котлоагрегата по тракту золошлакоудаления. В котельных со слоевым сжиганием топлива шлак попадает в шлаковую водяную ванну и специальными скребками (или вакуум-насосами) подается в бункер, откуда транспортируется самосвалами на золоотвал. Вместе со шлаком удаляется зола, уловленная из дымовых газов с помощью золоулавливающих установок, размещаемых перед дымососами.

Рис. 3.3. Схема газовоздушного тракта котла с уравновешенной тягой: 1 - мельница; 2 - горелка; 3 - котел; 4 - воздухоподогреватель; 5 - дутьевой вентилятор; 6 - золоулавливающее устройство; 7 - дымосос; 8 - дымовая труба; I - первичный воздух; II - вторичный воздух.

Компоновка котлов.

Под компоновкой котлов подразумевается взаимное расположение газоходов и поверхностей нагрева (рис. 3.4).

Наиболее распространена П-образная компоновка. Преимуществами ее являются подача топлива в нижнюю часть топки и вывод продуктов сгорания из нижней части конвективной шахты. Недостатки этой компоновки - неравномерное заполнение газами топочной камеры и неравномерное омывание продуктами сгорания поверхностей нагрева, расположенных в верхней части котла, а также неравномерная концентрация золы по сечению конвективной шахты.

Т-образная компоновка с двумя конвективными шахтами, расположенными по обе стороны топки, с подъемным движением газов в топке позволяет уменьшить глубину конвективной шахты и высоту горизонтального газохода, но наличие двух конвективных шахт усложняет отвод газов.

Трехходовая компоновка с двумя конвективными шахтами (рис. г) иногда применяется при верхнем расположении дымососов. Четырехходовая компоновка с двумя вертикальными переходными газоходами, заполненными разряженными поверхностями нагрева, применяется при работе котла на зольном топливе с легкоплавкой золой.

Башенная компоновка используется для пиковых котлов, работающих на газе и мазуте, в целях использования самотяги газоходов. При этом возникают затруднения, связанные с осуществлением опорной конструкции для конвективных поверхностей нагрева.

U-образная компоновка с инверторной топкой с нисходящим в ней потоком продуктов сгорания и подъемным их движением в конвективной шахте обеспечивает хорошее заполнение топки факелом, низкое расположение пароперегревателей и минимальное сопротивление воздушного тракта вследствие малой длины воздуховодов. Недостаток – ухудшенная аэродинамика переходного газохода, обусловленная расположением горелок, дымососов и вентиляторов на большой высоте. Такая компоновка может оказаться целесообразной при работе котла на газе и мазуте.


Рис. 3.4. Схемы компоновок котлов: а - П-образная; б - П-образная двухходовая; в - Т-образная с двумя конвективными шахтами; г - с U-образными конвективными шахтами; д - с инвертной топкой; е - башенная.

Топочный экран, выполненный из труб диаметром 51 х 2,5, снабжен плотным шагом S=8 мм, что облегчает установку 8 стенок на задней стенке экрана. Конструктивно котлы этой серии аналогичны котлам ДКВР. Если используются экономайзеры и пароперегреватели, то они устанавливаются отдельно в дымоходе за котлом.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Работа газовоздушного тракта котла

Работа газовоздушного тракта котла

Рис. 1.7. Технологическая схема подготовки к сжиганию жидкого и газового топлива: а — подготовка жидкого топлива (мазута); б — подготовка газового топлива; 1 — ма- зутохранилище; 2 — паровой теплообменник; 3 — фильтр; 4,5 — линии рециркуляции мазута; 6 — подвод пара к теплообменнику; 7,8 — насосы первой и второй ступени давления; 9 — обратный клапан; 10 — регулятор давления топлива; 11 — измери­тель расхода топлива; 12 — измеритель давления топлива; 13 — предохранительный клапан; 14 — быстродействующий клапан.

Газовоздушный тракт — единая система воздушных коробов и газохо­дов, обеспечивающая подачу воздуха через воздухоподогреватель и горелки
1.3 КОТНЛЬНЛЯ УС ГАЇІОВКА

В топку, движение образующихся продуктов сгорания (газов) по газоходам котла и удаление охлажденных газов в дымовую трубу Движение воздуха и газов в зависимости от мощности и размеров котла может быть органи­зовано за счет естественной или принудительной тяги.

В котлах малой паропроизводительности без организации подогрева воздуха для горения при относительно короткой длине газоходов (рис. 1.8, а) возникает небольшое сопротивление при движении газов, которое преодо­левается за счет естественной тяги дымовой трубы. Естественная тяга или самотяга Нс, Па, определяется разностью давлений гидростатических стол­бов атмосферного воздуха снаружи и нагретой газовой среды внутри трубы:

Где /гтр — высота дымовой трубы, м; рв, рг — плотность холодного воздуха (при 20-30°С) и газов (при температуре на выходе из котла), кг/м3; д — ускорение под действием сил земного притяжения, м/с2. В среднем для трубы высотой 100 м значение Нс — 350 — 400 Па или 35-40 кгс/м2 (35- 40 мм в. ст.).

В котлах большой мощности увеличивается количество трубных по­верхностей в газовом потоке, появляется подогрев воздуха за счет теп­ла газов, газоходы значительно удлиняются и имеют как подъемные, так и опускные участки, где необходимо преодолевать собственную самотягу газов, направленную вверх. Дополнительно необходимо иметь запас напора для регулирования расходов. В этом случае сопротивление газовоздушнопг тракта становится очень большим и не может быть преодолено за счет тяги дымовой трубы, поэтому организуется принудительное движение воздуха и газов.

Совместная работа воздушного и газового трактов котла может быть организована двумя способами. По первому способу (рис. 1.8,5) газовоз­душный тракт котла включает в себя дутьевые вентиляторы для подачи атмосферного воздуха под давлением 2,5 — 5 кПа (250 — 500 мм в. ст) через воздухоподогреватели к горелкам и части горячего воздуха в углеразмоль - ные мельницы. Сопротивление газового тракта котла, а также аппаратов золоулавливания и газоходов до дымовой трубы преодолевается дымососа­ми, имеющими напор 2,0-3,5 кПа. В этом случае весь воздушный тракт на участке «вентилятор-топка» находится под давлением выше атмосферного (рис. 1.9, а). Продукты сгорания удаляют из котла дымососами, в связи с чем топка и все газоходы находятся под разрежением. Такую схему тяги и дутья называют уравновешенной. Контрольной точкой, обеспечивающей со­гласование работы дутьевых вентиляторов и дымососов, является давление газов на выходе из топочной камеры. Здесь устанавливается и автомати­чески поддерживается небольшое разрежение (давление ниже атмосферно-

Работа газовоздушного тракта котла

Работа газовоздушного тракта котла

Работа газовоздушного тракта котла

Го), составляющее 30-50 Па (3-5 мм вод. ст.). Дутьевой вентилятор подает столько воздуха, сколько нужно для полного сжигания топлива, а регули­рующие устройства дымососов изменяют производительность так, чтобы в верху топки постоянно сохранять указанное небольшое разрежение. Вви­ду работы всего газового тракта при давлении ниже атмосферного через неплотности его ограждений происходят присосы окружающего воздуха, что заметно увеличивает объем перекачиваемых дымососами газов. В сред­нем доля присосов воздуха AV„pc составляет около 20-30% объема газов Vr, образующихся в топке при горении топлива.

Транспорт воздуха до топки и продуктов сгорания до выхода в атмо­сферу можно также обеспечить специальными высоконапорными дутьевы­ми вентиляторами без применения дымососов (рис. 1.8,в). В этом случае топка и газоходы будут находиться под некоторым избыточным давлением — наддувом. Для наглядности на рис. 1.9 показано сопоставление распределе­ния давления в газовоздушном тракте котельной установки, работающей с уравновешенной тягой <а) и под наддувом (б). Как видно, весь газовый тракт котла при наддуве находится под избыточным давлением в сравнении с ат­мосферным. В этом случае, чтобы исключить проникновение в котельное отделение токсичных газов, необходимо обеспечить полную газоплотность всех стен газоходов котла, что достигается переходом на новую технологию производства настенных экранов и заметно удорожает котел.

Вместе с тем переход на газоплотность тракта исключает присосы воз­духа и уменьшает объем удаляемых из котла газов. Напор, который создает высоконапорный дутьевой вентилятор, меньше, чем сумма напоров дутье­вого вентилятора и дымососа в уравновешенной схеме. Это приводит к экономии энергии на привод тягодутьевых машин. К тому же высоконапор­ный дутьевой вентилятор перекачивает объем холодного воздуха, а дымо­сосы — достаточно «горячих» газов с увеличенным удельным объемом, что дополнительно снижает затраты энергии на перекачку.

В длительной эксплуатации газоплотного котла в разных его местах за счет термических напряжений со временем происходит разгерметизация тракта, исключение которой требует больших постоянных затрат. Поэтому в эксплуатации используют газоплотные по конструкции поверхности котла

Рис. 1.8. Схемы газовоздушных трактов котлов: а — с естественной тягой; б — с Уравновешенной тягой; в — под наддувом; 1 — воздухозаборник; 2 — короб горячего воздуха; 3 — присосы холодного воздуха; 4 — контроль разрежения на выходе из топки; 5 — топливозабрасыватель; Б — барабан-сепаратор; ПП — пароперегреватель; ЭК — экономайзер; ВП — воздухоподогреватель; ДВ — дутьевой вентилятор; ДС — дымосос; ДТ — дымовая труба; ПС — система иылепригшовления; Г — горелка; Т — юпочная камера (топка).

Работа газовоздушного тракта котла

Рис. 1.9. Распределение давления в газовоздушном тракте котельной установки при наддуве (а) и уравновешенной тяге (б): ДВ — дутьевой вентилятор; ВП-В — воздухо­подогреватель (воздушная сторона); Г — горелка; ПК — паровой котел; ВП-Г — воз­духоподогреватель (газовая сторона); ДС — дымосос; ДТ — дымовая труба.

Какой котел лучше, с тягорегулятором или вентилятором

Сегодня попробуем немного разобраться в таком актуальном вопросе, как выбор твердотопливного котла между котлом с тягорегулятором и котлом с автоматикой и турбиной подачи воздуха!

Данный вопрос возможно сильно заинтересует именно тех, кто только купил или построил дом, газа рядом нет, электричеством отапливаться ну совсем не хочется, так как выходит очень дорого! Ну возможно заинтересуются и те, кто просто хочет приобрести такой котёл в любое другое помещение.

Что такое тягорегулятор и как его настроить можно более подробно почитать в этой статье!

Что такое турбины (вентиляторы) подачи воздуха я немного описывал в статье про полуавтоматические котлы.

Так вот, если Вы не можете определиться между двумя этими типами котлов, то попробуем немного описать плюсы и минусы каждого из них!

Котёл с тягорегулятором может работать автономно, без использования электричества. Естественно нужно, чтобы была правильно организована сама система отопления, то есть она так же должна быть энергонезависима. Больше всего подойдёт ленинградская однотрубная система отопления открытого типа с расширительным бачком в самой верхней точке!

Котёл с автоматикой и турбиной подачи воздуха зависим от электричества, и будет потреблять порядка 50-150 Ватт электроэнергии в час! Такие котлы в основном рассчитаны для работы в закрытых системах с циркуляционными насосами. Поэтому при частом отключении электричества Вам потребуется дополнительно установить какой-то бесперебойник или бензо генератор!

Хотя сразу отмечу, что существуют полуавтоматические котлы, оборудованные дополнительно технологическим отверстием для установки тягорегулятора! Например, котлы Победа серии П и ПУ, Тепловъ серии ТА и ТАУ, некоторые котлы Зота, Пелетрон и ТИС серии премиум.

И тягорегулятор и автоматика могут выйти из строя. Но, отмечу! Что если выйдет из строя автоматика или турбина, то котёл просто напросто сам себя погасит (не будет подачи воздуха). А вот тягорегуляторы часто заклинивает именно в "поднятом" положении, когда в котёл поступает воздух. Это довольно опасно, тем более, если у Вас нет ни буферной ёмкости, ни насоса!

Далее, если взять два примерно одинаковых твердотопливных котла, один из которых с тягорегулятором, второй с турбиной, то по времени горения выигрывает котёл с турбиной! Турбина с блоком управления обеспечивает более точную "дозировку" подачи воздуха в топку или в камеру дожига, что обеспечивает более экономный расход топлива.

Так же котёл с турбиной довольно сильно выигрывает при использовании "разносортного" топлива, типа плохих дров, влажных дров или угля, опилок, стружек, прочих древесных отходов! Всё это будет гореть гораздо лучше при принудительной подаче воздуха в топку! Котлы с тягорегуляторами требуют использования более "чистого" и сухого топлива!

Далее, котлы с тягорегуляторами требуют строго регламентированной высоты дымохода. Меньший по высоте дымоход, чем требуется, может привезти к неправильной работе котла, может не хватать тяги. Особенно это будет касаться пиролизных котлов, которым требуется определенная тяга не только дял горения, но и для камеры дожига (пиролиза) с довольно узкими каналами подачи воздуха в неё. Малая тяга приведёт к полному отсутствию пиролиза! Котлы с принудительной вентиляцией топки могут работать с очень низкими дымоходами. Сы, в свою, очередь на стенде на производстве испытывали такой котёл вообще без дымохода, с одним метровым горизонтальным участком трубы! Котёл работал, в помещение не дымил!

У котла с автоматикой есть и минусы, такие как выход из строя и самой автоматики (в том числе из за скачков напряжения), так и вспомогательных рабочих термодатчиков, что так же приведёт к неправильной работе котла!

И ещё немного - котлы с автоматикой, как правило, работают с полностью закрытыми дверцами (а дверцы оборудованы изоляционными шнурами), что исключает задымление помещения, если конечно дверцы отрегулированы правильно! Котлы с поддувалом же могут дымить при обратной тяге и недостаточной высоте дымохода.

Ну и конечно стоит обратить внимание на саму конструкцию котла, но это уже другая тема!

Читайте также: