Количество вводов системы отопления в многоквартирный дом количество точек поставки шт

Обновлено: 20.05.2024

Точка поставки коммунального ресурса и граница эксплуатационной ответственности

При заключении компаниями, управляющими многоквартирными жилыми домами (УК), договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) на тепло-, водо-, электро- и газоснабжение очень часто возникают споры об определении точек поставки соответствующего ресурса и границ эксплуатационной ответственности сторон по договору.

Статьи по теме:
— Граница эксплуатационной ответственности и договор
— Проверки жилищной инспекции: регламент взаимодействия
— Заключаем договор с РСО

С целью сокращения потерь на сетях РСО стремится установить точку поставки как можно дальше от конечного потребителя, что абсолютно невыгодно для другой стороны договора. В данной статье будет рассмотрен способ законного определения точек поставки и границ эксплуатационной ответственности сторон.

Понятия и нормативное регулирование.

Для начала определим, что же является точкой поставки и границей эксплуатационной ответственности для каждого вида ресурсов согласно действующему законодательству.

Наиболее полное представление о названных категориях можно составить на основе законодательных актов, регулирующих порядок поставки электрической энергии. Так, определение точки поставки содержится в Правилах электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530. Это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя электрической энергии либо лица, в интересах которого он ее приобретает, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка.

Как видно из данного определения, точка поставки находится на границе балансовой принадлежности, которой в соответствии с Правилами доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами праве, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по ее передаче (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Границы балансовой принадлежности определяются актом разграничения балансовой принадлежности электросетей – документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства устанавливаются актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон, составляемым сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, также приведены понятия границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. В частности, границей балансовой принадлежности названа линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Границей эксплуатационной ответственности признается линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности.

В пункте 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) также указано, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Подпунктом 3 п. 4 ст. 17 Закона о теплоснабжении установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).

Согласно п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Точка учета тепловой энергии и теплоносителя – это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии и теплоносителя для целей коммерческого учета (п. 24 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Понятия в области газоснабжения несколько отличаются от приведенных выше. Они изложены в п. 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549. Поставкой газа считается выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке. В свою очередь, к внутридомовому газовому оборудованию отнесены газопроводы многоквартирного дома (МКД) или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо резервуарной (групповой) баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Несмотря на то, что во всех перечисленных законодательных актах даны отличные друг от друга понятия точки поставки, границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, их суть все же сводится к следующему. Граница балансовой принадлежности, являющаяся границей раздела собственности, определяет границу эксплуатационной ответственности, а также точку поставки коммунального ресурса (точку учета, в которой устанавливается соответствующий прибор). При этом граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания соответствующих инженерных коммуникаций и в основном проходит по границе балансовой принадлежности, однако стороны договора могут согласовать и иную границу эксплуатационной ответственности.

Состав общего имущества собственников помещений в МКД.

Из анализа приведенных выше норм следует, что границы балансовой принадлежности зависят от границ собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления инженерных сетей. Следовательно, необходимо определить, где проходят данные границы.

В связи с тем, что УК заключает договоры с РСО и приобретает соответствующие ресурсы с целью оказания коммунальных услуг гражданам, положения ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, а также Правил содержания общего имущества регулируют взаимоотношения по договору ресурсоснабжения.

Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом УК обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме. Поэтому необходимо определить состав общего имущества собственников и установить, зависят ли границы балансовой принадлежности инженерных сетей от состава общего имущества.

В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений дома и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Следовательно, принимая в управление МКД, УК обязуется обеспечить поставку коммунальных ресурсов, объем которых определяется по показаниям приборов учета, а также надлежащую эксплуатацию всего вышеперечисленного общего имущества собственников помещений в МКД. Для определения точки поставки соответствующего коммунального ресурса в МКД необходимо определить, в каком месте должен быть установлен прибор учета, а также ответить на вопрос, где проходит граница эксплуатационной ответственности и находится точка поставки ресурса при отсутствии прибора учета.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета является средством измерения, используемым для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД.

Собственники помещений в МКД (в случае выбора непосредственного управления МКД) и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у РСО объемы (количество) холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ (п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что к внутридомовым инженерным системам относятся инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях МКД или в жилом доме.

Из пунктов 5, 6 и 7 Правил содержания общего имущества следует, что внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учета включаются в состав общего имущества собственников помещений.

Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД (если иное не установлено законодательством РФ), а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД (если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО).

Из совокупности вышеназванных норм следует, что точкой поставки соответствующего коммунального ресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников. По общему правилу этой границей при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета считается внешняя граница стены МКД, а при его наличии – место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей сетью РСО, входящей в МКД.

На практике часто встречаются случаи, когда на границе стены МКД не заканчивается общее имущество собственников. Соответственно, точка поставки и границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяются не по внешней границе стены МКД.

Это согласуется с положениями ст. 36 ЖК РФ, на основании которой к общему имуществу относятся, в частности, земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер этого земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В связи с тем, что от установленных границ эксплуатационной ответственности зависит, какие участки инженерного оборудования будет обслуживать УК, во избежание споров в процессе исполнения договора между РСО и УК должны быть подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. При этом необходимо учитывать следующее.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества, устанавливаются органами местного самоуправления.

Таким образом, по каждому МКД органы местного самоуправления должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома. Границы земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД, определяют границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые должны фиксироваться в акте между УК и РСО. Соответственно, если границы земельного участка больше площади МКД, содержание инженерных коммуникаций, проходящих по данному земельному участку, возлагается на УК на основании договора управления.

Бесхозяйные инженерные сети.

К сожалению, на практике часто встречаются случаи, когда инженерные сети не входят в зону ответственности ни одной стороны договора ресурсоснабжения, то есть являются бесхозяйными. Кто в этом случае должен обслуживать данные сети и оплачивать потери коммунальных ресурсов в них?

Пунктом 4 ст. 8 Закона о теплоснабжении определено: если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, если участок сетей между стеной МКД и сетями РСО является бесхозяйным, при установлении тарифа для РСО Федеральной службой по тарифам должны быть включены затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию данного участка сетей. До того момента, пока расходы на эксплуатацию бесхозяйного участка сети не включены в тариф, потери энергии на данном участке должны оплачиваться УК пропорционально фактическому потреблению. В частности, в Постановлении ФАС МО от 11.01.2011 № КГ-А41/14529-10 суд пришел к выводу об обязанности потребителя уплачивать стоимость потерь тепловой энергии на бесхозяйном участке тепловой сети пропорционально фактическому потреблению другими потребителями. Но при этом обязанность по эксплуатации и несению расходов по данным сетям возникает у РСО.

Границы эксплуатационной ответственности: арбитражная практика.

Одним из примеров, подтверждающих, что ответственность за содержание коммунальных сетей определяется подписанным актом разграничения эксплуатационной ответственности, является Постановление ФАС ВВО от 21.03.2011 по делу № А82-4853/2010. По данному делу суд взыскал сумму ущерба с ТСЖ в пользу РСО, руководствуясь актом разграничения эксплуатационной ответственности, согласно которому ответственность за эксплуатацию участка сетей, на котором произошла авария, возложена на ТСЖ, а РСО за свой счет провела ремонт этого участка. Следует отметить, что границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности в акте были установлены не на внешней границе стены МКД, а значительно дальше. Кроме того, по этим сетям проводилось обслуживание и других МКД, которые не находились под управлением ТСЖ. При этом доводы последнего относительно бесхозности данного участка сетей и незаконности указанного акта были отклонены судом, так как акт был подписан без замечаний уполномоченным лицом, а в договоре имелась ссылка на этот акт. ТСЖ не обращалось в суд с иском о признании акта незаконным. Суд вынес такое решение в связи с тем, что стороны договора добровольно определили границы ответственности соответствующим образом.

В Постановлении ФАС УО от 28.02.2011 № Ф09-443/11-С5 суд пришел к выводу, что при отсутствии между сторонами соглашения об определении границ эксплуатационной ответственности указанная граница подлежит установлению по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела инженерных систем между владельцами по признаку нахождения их на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Чтобы установить принадлежность участков инженерных сетей, расположенных за пределами внешних границ МКД, находящихся в управлении УК, необходимо доказать, что данные участки находятся на балансе соответствующей организации или относятся к общему имуществу собственников МКД. В случае отсутствия таких доказательств границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности определяются по внешней границе стены МКД, а при установке коллективного (общедомового) прибора учета – в месте соединения с соответствующей сетью РСО, входящей в МКД. Данный вывод подтвержден Определением ВАС РФ от 09.02.2011 № ВАС-406/11.

В Постановлении ФАС ВВО от 11.02.2011 по делу № А31-2407/2010 суд сделал вывод, что коллективный (общедомовой) прибор учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД. При установлении данного прибора учета не на границе указанных сетей и отсутствии доказательств принадлежности внешних электросетей от МКД до прибора учета границей балансовой принадлежности считается внешняя граница стены МКД.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что точки поставки коммунальных ресурсов (независимо от наличия или отсутствия прибора учета) должны находиться на границе балансовой принадлежности, которая проходит по границе общего имущества собственников помещений в МКД. Граница эксплуатационной ответственности проходит по границе балансовой принадлежности, если иная граница не согласована сторонами договора ресурсоснабжения в соответствующем акте.

Количество вводов системы отопления в многоквартирный дом количество точек поставки шт


Государственная жилищная инспекция является самым частым контролирующим гостем в управляющих организациях. Так уж сложилось, что в большинстве случаев инспекторы ГЖИ встают на сторону жителей и буквально выискивают нарушения. В связи, с чем огромная часть рабочего времени юристов и других сотрудников управляющей компании уходит на судебные тяжбы по обжалованию предписаний, которые ГЖИ выписывает по жалобам жителей. При этом достаточно часто недовольство собственников вызывает порядок расчета платы за коммунальную услугу отопление (теплоснабжение) в МКД с несколькими вводами.

Сегодня хотим поделиться с Вами свежим Определением ВС РФ № 310-ЭС19-3922 от 10.04.2019г, в котором самый гуманный суд встал на сторону управляющей компании и согласился с доводами Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по отмене предписания ГЖИ Курской области.

Управляющая организация обратилась в Арбитражный суд Курской области о признании незаконным Предписания ГЖИ об обязании произвести расчет платы по коммунальной услуге отоплению с февраля 2016 г. по апрель 2017 года с учетом суммарных показаний всех общедомовых приборов учета тепловой в МКД. Решением от 15.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано. Как указал суд первой инстанции, дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии на отопление, установленными на тепловой ввод №1 (1 подъезд дома), тепловой ввод № 2 (2-3 подъезды дома) и тепловой ввод №3 (4-5 подъезды дома). Следовательно, приборы учета тепловой энергии, установленные на тепловых вводах № 1, № 2 и № 3 спорного дома в совокупности образуют коллективный (общедомовой) прибор учета. Принимая во внимание разъяснения, данные в Письме Минстроя России от 10.07.2015 № 21519-ОД/04, а также правовую позицию, изложенную в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 № АКПИ13-1157, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет платы за отопление по каждому коллективному (общедомовому) прибору учета, исходя из площади части многоквартирного жилого дома (отдельного подъезда), а не всей площади указанного дома, противоречит нормам действующего законодательства.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2018 решение и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены; предписание признано недействительным. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ГЖИ просила об отмене судебного акта округа, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

ВС РФ указал следующее: с учетом общестроительной конструкции названного МКД подача тепловой энергии в него осуществляется через три ввода: тепловой ввод № 1 (1 подъезд дома), тепловой ввод № 2 (2-3 подъезды дома) и тепловой ввод № 3 (4-5 подъезды), на каждом из которых установлен свой прибор учета тепловой энергии и расхода теплоносителя.

Система отопления каждого ввода закольцована и работает автономно. С февраля 2016 по апрель 2017 года расчет платы за отопление поквартирам указанного дома производился по показаниям каждого коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на отопление, установленного на тепловые вводы в доме, отдельно и исходя из площади жилых помещений и мест общего пользования, относящихся к каждому тепловому вводу.

На основании обращения собственника квартиры инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества, по результатам которой составлен акт и выдано предписание о необходимости произвести перерасчет платы по коммунальной услуге «отопление» с учетом площади всего МКД и суммарных показаний всех общедомовых приборов учета тепловой энергии. Вывод судов первой и апелляционной инстанций о необходимости определения объема потребленной жильцами тепловой энергии путем суммирования показаний приборов учета, фиксирующих объем поставленного энергоресурса в части дома, признан ошибочным. Суд кассационной инстанции принял во внимание, что показания приборов учета тепловой энергии отражают реальное количество тепла, которое затрачено на отопление конкретных помещений.Поскольку каждая обособленная часть МКД отапливалась отдельно, при определении платы за отопление должны учитываться показания приборов учета тепловой энергии, установленных на входе соответствующей отопительной системы, и площадь жилых и нежилых помещений данной части дома. Определение же платы за отопление путем суммирования показаний всех трех приборов учета может привести к оплате собственниками помещений тех услуг, которые ими фактически не были получены. Правилами № 354 не предусмотрена возможность учета суммарных показаний общедомовых приборов учета, установленных в разных частях здания, оборудованных самостоятельными системами теплоснабжения. Иное толкование заявителем норм материального права не свидетельствует о неправильном применении их судом округа или допущенной судебной ошибке.

Надеемся, что наша статья смогла сэкономить Вам время на изучение судебной практики. Ну, а если ГЖИ не дремлет, а времени в обрез, то вы всегда можете обратиться на линию правовой поддержки компании «Бурмистр.ру». Вся необходимая информация о сервисе тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

ГИС, сдавайся! (часть II) Размещаем данные об объектах гос. учёта жилищного фонда

В начале июля, в во всех смыслах чрезвычайно жаркое время, в законную силу вступит совместный Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016. Он утвердит состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ.

Чтобы облегчить вам работу по заполнению ГИС ЖКХ, мы запустили цикл статей, в которых собираемся подробно рассказать о том, какую информацию и в какие сроки УО должны будут размещать в ГИС ЖКХ. Сегодняшний материал - о размещении в систему информации об объектах государственного учёта жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.

Напоминаем, что хотя Приказ устанавливает переходный период до 1 января 2017 года, однако за неразмещение договоров управления оштрафовать всё же могут и в это время по ст.13.19.2 КоАП РФ. Штраф может грозить и УО, не разместившим в системе протоколы ОСС или дома в реестре объектов, или по решению ОМС по результатам открытого конкурса.

В связи с этим совпадение ли, что наша сегодняшняя статья открывается словами из вступления к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Не думаем.

Информация об объектах государственного учёта жилищного фонда

УО должна будет размещать в систему ГИС ЖКХ всю информацию, касающуюся МКД, которыми она управляет. Прежде всего это общая информация о МКД. Так, в течение 15 дней со дня начала осуществления обязанностей по управлению МКД либо со дня произошедших изменений УО вносит в систему адрес МКД, код ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен данный МКД.

Не позднее 15 дней со дня постановки земельного участка на кадастровый учёт в систему выгружается информация по кадастровому номеру МКД (выбирается из информации, содержащейся в системе) или информация об отсутствии у МКД кадастрового номера, если такой номер не присвоен. Ранее присвоенный государственный учётный номер (кадастровый, инвентарный или условный) (выбирается из информации, которая содержится в системе).

  • год ввода дома в эксплуатацию - в том случае, если информация есть в технической документации. Обратите внимание, если дом строился и вводился в эксплуатацию по частями, то указываются первые даты постройки и ввода в эксплуатацию;
  • год постройки МКД - так же, если данные есть в технической документации;
  • стадия жизненного цикла - в течение времени своего существования объекты недвижимого имущества проходят несколько стадий жизненного цикла: формирование, эксплуатация и прекращение существования;
  • год проведения реконструкции - информация указывается при наличии в технической документации;
  • серия, тип проекта здания - серия и тип проекта здания указываются в том случае, если эта информация есть в техническом паспорте дома;
  • количество этажей - указывается количество этажей, подземных этажей;
  • количество подъездов в МКД;
  • количество лифтов;
  • наличие в подъездах приспособлений для нужд маломобильных групп населения;
  • количество жилых и нежилых помещений - при этом важно помнить, что в графах «общее количество жилых и нежилых помещений» и «нежилые помещения» не должны быть указаны помещения, относящиеся к ОИ;
  • площадь МКД, включая данные об общей площади: жилых помещений, нежилых помещений, кроме помещений общего пользования, помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.

Согласно статье 15 ЖК РФ п. 5 общая площадь жилого помещения складывается из суммы площади всех частей такого помещения, в т.ч. и площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Для определения общей площади квартиры измеряют площади всех её жилых помещений. Измерения проводятся на расстоянии 1,1-1,3 м от пола.
Встроенные шкафы, площади лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых также включаются в общую площадь квартиры, но с понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0 (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000).

Информация об общей площади нежилых помещений берётся из технического паспорта дома. Если там эта информация отсутствует, измерьте площадь всех нежилых помещений и сложите их. Площади должны быть измерены согласно Приказу Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000). Обратите внимание, в сумму площадей нежилых помещений не должны входить площади ОИ МКД (ст. 36 ЖК РФ.

Сведения о площади ОИ в МКД

  • количество балконов;
  • количество лоджий;
  • наличие статуса объекта культурного наследия - подробную информацию о наличии или отсутствии у объекта статуса культурного наследия можно узнать на сайте госуслуг;
  • дата проведения энергетического обследования (или информация об отсутствии такого обследования);
  • дата приватизации первого жилого помещения;
  • общий износ здания - только наличии информации в технической документации;
  • дата, на которую установлен износ здания.
  • фундамент - тип фундамента, материал фундамента, площадь отмостки, физический износ (если информация есть в технической документации), год проведения последнего капитального ремонта (также при наличии данных в технической документации);
  • внутренние стены - в том числе, тип внутренних стен;
  • фасад - тип наружных стен, тип наружного утепления фасада, материал отделки фасада, физический износ (если данные имеются в технической документации) и год проведения последнего капитального ремонта (при наличии информации в технической документации);
  • перекрытия - в этом пункте должен быть указан тип перекрытия;
  • крыша - указываются данные о форме крыши, о несущей части крыши (её вид, физический износ (при наличии информации в технической документации) и год проведения последнего капитального ремонта (если данные имеются в технической документации), утепляющие слои чердачных перекрытий), о кровле (тип, при наличии информации в технической документации указываются физический износ и год проведения последнего капитального ремонта);
  • окна - включая материал, из которых они сделаны;
  • двери - в этом пункте необходимо указать материал, из которого сделаны двери;
  • отделочные покрытия помещений общего пользования и материал, из которого они сделаны;
  • другие конструктивные элементы МКД - название конструктивного элемента и год проведения последнего капитального ремонта. Информация указывается в случае наличия в технической документации).

Внутридомовая система отопления

  • физический износ - указывается, если эта информация есть в технической документации;
  • год проведения последнего капитального ремонта - год указывается, если информация есть в технической документации;
  • тип внутридомовой системы отопления;
  • тип теплоисточника или теплоносителя внутридомовой системы отопления;
  • количество вводов системы отопления в многоквартирный дом - указывается количество точек поставки;
  • сеть внутридомовой системы отопления - при наличии информации в технической документации указывается физический износ, также нужно прописать материал, из которой сделана сеть и материал теплоизоляции сети;
  • стояки - если информация есть в технической документации, то указывается физический износ, обозначается тип поквартирной разводки внутридомовой системы отопления и её материал;
  • запорная арматура - при наличии информации в технической документации указывается физический износ;
  • отопительные приборы - физический износ (с опорой на техническую документацию) и тип отопительных приборов;
  • печи, камины и очаги - помимо физического износа, который так же, как и в описанных выше случаях, указывается с опорой на техническую документацию, необходимо прописать год проведения последнего капитального ремонта. Год последнего проведённого капитального ремонта можно посмотреть в технической документации на дом.

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Инженерная система холодного водоснабжения

  • информацию о физическом износе, если она имеется в технической документации;
  • год проведения последнего капитального ремонта - данные нужно брать из технической документации;
  • тип внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения;
  • количество вводов внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в МКД - следует указать количество точек поставки;
  • сеть внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения - информация о физическом износе, при её наличии в технической документации, и материал сети;
  • данные о стояках - физический износ (см. техническую документацию) и материал;
  • запорная арматура - физический износ (техническая документация).

Инженерная система горячего водоснабжения

  • физический износ системы - проверяется по технической документации;
    год проведения последнего капитального ремонта системы (техническая документация);
    тип системы;
  • количество вводов внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в МКД - указать количество точек поставки;
  • сеть внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения - физический износ сети, материал сети и теплоизоляции сети;
  • стояки - данные о физическом износе и материале;
  • запорная арматура - в соответствии с технической документацией указываются данные о физическом износе.

Инженерные системы водоотведения, газо- и электроснабжения

  • физическом износе системы - как вы помните, информацию можно найти в технической документации;
  • годе проведения последнего капитального ремонта (при наличии в технической документации);
  • типе и материале внутридомовой инженерной системы водоотведения.
  • физический износ (техническая документация);
  • год проведения последнего капитального ремонта (техническая документация);
  • тип внутридомовой инженерной системы газоснабжения;
  • количество вводов внутридомовой инженерной системы газоснабжения в МКД - указывается количество точек поставки.
  • физический износ;
  • год проведения последнего капитального ремонта;
  • количество вводов внутридомовой инженерной системы электроснабжения в МКД - количество точек поставки.
  • Вся информация берётся из технического паспорта дома.

Информация о лифтах

Помимо перечня информации о лифтах, который мы сейчас представим, УО должна загрузить в систему ГИС ЖКХ данные о балконах, лоджиях и эркерах, в т.ч. информацию об их физическом износе (если эта информация есть в технической документации).

  • номер подъезда, в котором расположен лифт;
  • тип лифта;
  • заводской номер;
  • инвентарный номер;
  • грузоподъёмность;
  • год ввода в эксплуатацию (при наличии информации в технической документации);
  • нормативный срок службы, физический износ и год проведения последнего капитального ремонта (при наличии информации в технической документации).

Ответственность за безопасность лифтов ужесточат

Информация о земельном участке

  • кадастровый номер земельного участка или, если такой номер не присвоен, информация об отсутствии у земельного участка кадастрового номера;
  • в случае отсутствия кадастрового номера указывается ранее присвоенный государственный учётный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер);
  • площадь земельного участка.

Сведения о квартирах

УО обязана выкладывать в систему сведения о квартирах в МКД. Так, не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанностей по управлению МКД либо со дня произошедших изменений в ГИС ЖКХ необходимо разместить сведения о номере квартиры.

Не позднее 15 дней со дня постановки квартиры на кадастровый учёт в систему выкладываются данные о кадастровом номере квартиры (для этого нужно обратиться к информации, содержащейся в системе) либо информация об отсутствии у квартиры кадастрового номера, если такой не присвоен, данные о ранее присвоенном государственном учётном номер (кадастровый, инвентарный или условный номер) (выбрать нужно из информации, содержащейся в системе, в случае отсутствия кадастрового номера).

  • общей площади квартиры;
  • жилой площади квартиры;
  • количестве комнат в квартире;
  • номере подъезда, в котором расположена квартира (при наличии);
  • количестве лиц, проживающих в квартире;
  • сведениях о комнатах в коммунальной квартире в МКД - указать номер комнаты, кадастровый номер комнаты или информацию о его отсутствии, государственный учётный номер комнаты, площадь комнаты, площадь ОИ в коммунальной квартире, количество лиц, проживающих в комнате в коммунальной квартире.

Важно отметить, что данные выкладываются с указанием источника информации.

ГИС ЖКХ: Подписан приказ о составе, сроках и периодичности размещения информации

Сведения о нежилых помещениях в МКД

  • номер нежилого помещения;
  • кадастровый номер нежилого помещения (нужно выбрать его из информации, содержащейся в системе) или информация об отсутствии кадастрового номера;
  • ранее присвоенный государственный учётный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер);
  • общая площадь нежилого помещения - не забудьте указать источник информации.

Также в течение 15 дней с момента начала осуществления обязанностей по управлению МКД УО размещает информацию, касающуюся общей площади нежилого помещения (не забудьте указать источник информации) и общей площади помещений, входящих в состав ОИ в МКД.

Размещение информации о конструктивных элементах и инженерных сетях

Теперь необходимо разместить информацию о конструктивных элементах дома и его инженерных сетях.

Для этого в реестре объектов жилищного фонда с помощью формы поиска нужно найти необходимый адрес.

Затем необходимо зайти во вкладку «Информация об объекте жилищного фонда» и выбрать раздел «Описание объекта жилищного фонда».

Откроется форма для размещения сведений о конструктивных элементах, инженерных сетях и лифтах.

Конструктивные элементы

  • материал несущих и ненесущих стен
  • двери
  • фасады
  • другие конструктивные элементы дома
  • внутренние стены
  • фундамент
  • внутренние стены
  • окна
  • балконы, лоджии, козырьки, эркеры
  • отделочные покрытие помещений общего пользования
  • перекрытия
  • крыша

Рядом с каждым элементом расположен выпадающий список.

В разделе «Двери» нужно выбрать материал дверей.

Для этого нужно нажать на пиктограмму с зелёным крестом выбрать необходимый материал из предложенной формы поиска.

Чтобы удалить уже введённый параметр, нужно нажать на пиктограмму с красным крестом.

При размещении информации о фасаде здания нужно указать информацию о типе наружных стен, годе проведения последнего капитального ремонта, материале отделки фасада, тип наружного утепления фасада, физическом износе в процентах.

Информация о других конструктивных элементах дома включает в себя информацию о материале внутренних стен чердачных помещений.

Затем указывается тип внутренних стен.

О фундаменте дома нужно указать год проведения последнего капитального ремонта, площадь отмостки, материал фундамента и тип фундамента.

Таким же образом заполняется информация об остальных указанных конструктивных элементах.

Вкладка построена так, что позволяет вводить информацию как вручную, вводя конкретные значения, так и выбирать варианты из выпадающих списков.

Не всегда варианты, которые прописаны в технической документации, совпадают с теми, что подходят для размещения в системе. В этом случае необходимо выбрать тот вариант, который максимально похож на то, что указано в технической документации.

Когда информация размещена, её нужно сохранить и разместить.

Внутридомовые сети

В систему необходимо внести подробную характеристику внутридомовых инженерных сетей.

Для этого нужно войти во вкладку «Информация об объекте жилищного фонда» и выбрать раздел «Описание объекта жилищного фонда». Затем выбрать вкладку «Внутридомовые сети».

Откроется форма для размещения информации об инженерных сетях.

Эта вкладка устроена по тому же принципу, что и вкладка о конструктивных элементах: часть сведений вносится вручную, часть – из вариантов, предложенных системой.

  • внутридомовой системе отопления
  • внутридомовой инженерной системе газоснабжения
  • внутридомовой инженерной системе водоотведения
  • внутридомовой инженерной системе электроснабжения
  • внутридомовой инженерной системе холодного водоснабжения
  • внутридомовой инженерной системе горячего водоснабжения
  • о количестве вводов внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в МКД (количестве точек поставки)
  • о количестве вводов внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в МКД (количестве точек поставки)

Рядом с наименованием каждой инженерной системы есть пиктограмма выпадающего списка.

Читайте также: