Где в доме красный угол от печи

Обновлено: 04.07.2024

Красный угол: важные места в русской избе

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

Фото: Кириллица Кириллица

Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Двери

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть.

«Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка.

В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой).

Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный.

Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду.

Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

Лавки

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу.

Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая.

С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников.

Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости.

Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»).

Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Секреты, тайны и загадки русской избы


Русская изба – это дом, сколоченный из бревен, в котором обитали славяне. Наши предки бережно относились к семейному очагу, вся их жизнь проходила в стенах добротной и самобытной избушки. Обязательным элементом жилья был печной угол, также существовали зоны для мужчин и женщин. В переводе с древнеславянского языка слово «истьба» означает «дом» или «баня».

История русской избы


До десятого века жильё представляло собой что-то наподобие полуземлянки. Бревенчатые сооружения не имели твердого фундамента и порой уходило под землю. От почвы, как правило, достраивали буквально два-три ряда досок, этого считалось достаточно.

В строении отсутствовали двери и окна. В качестве входа использовали небольшое отверстие высотой до одного метра. Внутри помещения имелся очаг, сложенный из булыжников. Дымоход отсутствовал, полы были земляными. Доски стали укладывать немного поздней. Для вывода дыма использовали отверстие, исполняющее роль двери.

Однако развивалась не только культура славян, но и внешний облик их жилища. Постепенно дома совершенствовались и в итоге приобрели вид, знакомый современникам.

Виды изб

Все жильё славян можно разделить на несколько категорий, в зависимости от типа отопления и количества стен.

По способу нагрева помещений избы делились на:

В первом случае речь идет о древнем сооружении. Отличительная черта строения – отсутствие трубы для вывода дыма. Народ часто использовал выражение «топить по-чёрному». Печи в таких домах именовали «курными». Дым покидал комнату через входное отверстие. В результате на стенах и потолке оседала копоть. Чуть позже стали появляться окошечки с задвижками.

Изба шестнадцатого века – это видоизмененное строение, принявшее облик «белого дома». В них уже были печные трубы, которые исключали риск проникновения дыма в помещение. Первыми позволить себе такие постройки могли только состоятельные люди.

В восемнадцатом веке Петр I запретил возведение «курных изб» в Санкт-Петербурге. Несмотря на указ правителя, черные дома продолжали строить вплоть до девятнадцатого столетия.

По количеству стен жильё делили на следующие виды:

  • Четырехстенная. Классическая изба, которую возводили с сенями или без них.
  • Пятистенка. В подобном жилище внутреннее помещение делилось с помощью дополнительной перегородки. Одна часть называлась горницей, вторая – сенями. Если сени пристраивали, то в подобных случаях вторую зону помещения делали жилой комнатой.
  • Шестистенка. Конструкция строения аналогична пятистенке, только вместо одной перегородки использовали две поперечные.
  • Крестовик. Русская изба, в которой каркас из четырех стен делили с помощью двух пересекающихся перегородок. В таком жилище получалось четыре отдельные комнаты, где спокойно могла разместиться большая семья.

Строительство русской избы


Перед возведением жилища наши предки много времени уделяли поиску подходящего места для строительства. Самым благоприятным участком считалась территория на возвышенности с хорошим освещением. Крайне нежелательно возводить дом на местах бывших захоронений и там, где ранее стояла баня.

Огромное значение имел подбор строительных материалов. Оптимальным вариантом славяне считали бревна из сосны, ели или лиственницы. Но выбрать правильную породу недостаточно. Не менее важен был возраст дерева.

В строительстве нельзя использовать сухие бревна, поскольку они считаются мертвыми. Также для возведения дома не подходили деревья, растущие на краях обочины. Жители Руси именовали и «буйными» и верили, что они способны разрушить сруб.

Выбрав подходящее сырьё, приступали к возведению дома. В современно мире основой любой постройки является фундамент. Избы на Руси чаще всего устанавливали без него.

Очутившись в деревне, незнающий человек, увидев два домика, подумает, что они абсолютно идентичны. На самом деле один может быть на фундаменте, второй на колоннах из дуба.

При сборе избы в качестве основы брали временные подкладки, чтобы в дальнейшем уложить фундамент. Затем устанавливали сруб, являющийся главной конструкцией и представляющий собой прямоугольно уложенные бревна. Один ряд называли венцом.

Бруски соединяли, используя одну из двух методик, распространенных на Руси:

  • В обло (в форме чаши с выступающими краями).
  • В лапу (чистый и ровный угол без выступов).

Для утепления жилья в замковые соединения укладывали мох или паклю изо льна. Также их порой стелили между бревен, чтобы добиться максимального удержания высокой температуры в помещении.

Чем больше в здании венцов, тем выше дом. Первый ряд бревен именовали окладной, для него выбирали самые крупные бруски. Затем шел основной венец (нижняя обвязка), в который врезали лаги, применяемые для укладки пола.

Ряд от основы до оконного проема называли подоконным. Затем шли венцы для окошек. Когда проем заканчивался, укладывали надоконный ряд. Первый из них именуется замыкающий.

Следующий шаг возведения избы – монтаж кровли. Изначально крепили верхнюю обвязку, которая играла роль основы крыши. Она состояла из прогонов и подстропилин, на них устанавливали стропила, являющиеся каркасом кровли. Если планировали установку веранды, то перед монтажом верхних прогонов ставили столбы для террасы.

Далее оставалось закрепить саму кровлю. Главное преимущество подобной крыши заключалось в том, что при появлении испорченных элементов, не нужно было полностью разбирать покрытие. Поврежденная доска заменялась легко и быстро.

На верхушке избы крепили охлупень или конёк. Он не только украшал крышу, но и соединил две части кровли. Его установка помогала исключить риск перекоса дома, поэтому монтаж конька считался одним из основных элементов строительства. Установка охлупеня обозначала скорое окончание зодческих работ.

После кровли приступали к креплению причелин, боковых досок, которые удерживали крышу со всех сторон. Также они выполняли защитную функцию, исключая риск проникновения снега под покрытие.

Заключительным шагом в возведении избы являлась установка резных деталей, например, наличников на окнах. Их крепление означало, что дом находится в ожидании своего хозяина.
Вернуться к оглавлению

Общий вид


Как же наши прадеды строили избы? Во многом это зависело от региона проживания. Ведь даже сейчас, посетив юг и север России, нельзя не отметить разницу в домах. Традиции зодчества зависели и от климатических условий, наличия необходимых материалов. Например, в северных краях была влажная почва и соответственно, большое количество сырья для строительства домов.

В южных регионах с древесиной было тяжело, поэтому до пятнадцатого века там возводили хаты-мазанки, напоминающие землянки, на один метр врытые в грунт. Северяне быстрей пришли к наземному типу жилья, благодаря влажному климату и большому количеству леса.

Изба девятого столетия представляла собой квадратную постройку со стороной от четырех до пяти метров. Сруб привозили на место строительство в готовом виде либо собирали по бревнам.

Пол в жилище чаще всего был земляным, чуть позже его начали застилать досками. Состоятельные славяне строили двухэтажные терема. К избе обычно пристраивали сени, шириной примерно два метра.

Крыша была из дерева, теса или драни. С шестнадцатого века кровлю покрывали корой березы, чтобы защитить от сырости. Оконное стекло появилось в десятом столетии, до этого жильё строили без проемов, оборудуя лишь маленькие окошечки для вывода дыма.

Крыльцо русской избы

Архитектура данного элемента продумывалась до мельчайших деталей. Крыльцо удивительным образом сочетало в себе высокий художественный вкус, вековые традиции и уникальное мастерство зодчих. Элемент соединял жилое помещение с улицей, его открывали для гостей и простых путников.

На крылечке поздним вечером любили собираться всей семей, приглашали соседей. Здесь хозяева избы и их гости танцевали, пели, ребятишки бегали и резвились.


В зависимости от региона размеры крыльца и его форма существенно отличались. На севере оно было громоздким и высоким, устанавливали его преимущественно с южной стороны дома. Асимметричное расположение и неповторимая архитектура придавали внешнему облику избы «изюминку» и красоту.

Часто крылечко устанавливали на столбы и декорировали ажурными дощечками из дерева. Это было оригинальным украшением дома, которое добавляло фасаду добротности.

Южане предпочитали крепить крыльцо с передней части избы, привлекая к нему внимание путников и соседей с помощью ажурной резьбы. Элемент мог состоять из пары ступенек или целой лестницы.

Некоторые хозяева украшали крылечко навесом, другие считали подобную деталь лишней.


Чтобы в доме в течение длительного времени сохранялось тепло от печи, славяне предпочитали отделять жилую зону от улицы. Для этой цели использовали сени. Это то помещение, куда человек попадает сразу при входе в дом. Помимо сохранения тепла сени использовали для размещения необходимых вещей (подобие кладовки), некоторые организовали в помещении чулан для продуктов.

Для отделения сенок от жилой зоны выстраивали высокий порог. Это предотвращало попадание холодного воздуха в избу. Согласно древним традициям, каждый гость при входе в дом должен поклониться. А попадая в избу через высокий порог, было нереально не склонить голову. В противном случае человек стукался об косяк.
Вернуться к оглавлению

Внутреннее пространство избы

У крестьян дом состоял из одного или двух жилых комнат, в редких случаях встречалось три. Самая распространенная конструкция избы – это отапливаемое помещение и сени. Зажиточные славяне дополнительно строили горницу. Комната, предназначенная для летнего периода, активно использовалась в бытовой жизни. Для ее отопления приобретали печь-голландку.

Изба внутри отличалась простотой, основную часть помещения занимала печка. Стол занимал почетное место в углу, по диагонали от отопительного прибора. На нем размещали иконы. Вдоль стен устанавливали скамейки, над которыми висели полки.

В задней части дома оборудовали полати – деревянный настил, предназначенный для сна и отдыха. Также в жилище имелся женский, мужской и красный угол. В последнем отмечали все значимые события в семейной жизни.

Небольшое пространство дома на Руси (около двадцати пяти квадратных метров) было настолько грамотно организовано, что в нем без проблем размещались семь человек. Поскольку каждый член семейства знал свое место в хате.

Русская печь

Интерьер избы славян сложно представить без печки. Ее использовали для обогрева помещений, приготовления еды, отдыха и проведения гигиенических процедур. Наверх вели небольшие ступеньки, в стенках печи делали миниатюрные выемки для хранения домашней утвари. Топку оснащали заслонками из железа.

Устройство «сердца» избы было уникальным и одновременно функциональным. Печку размещали в центральной зоне дома, с левой или правой стороны от входа. Ее считали главным украшением и достояния жилища.


Научно доказано, что пища, приготовленная в печи, является самой полезной, поскольку сохраняет все питательные вещества и витамины. С отопительным прибором связано огромное количество приданий и традиций.

Древние славяне верили, что на печи облюбовал себе местечко домовой. Сор никогда не выносили из избы, его сжигали. Таким образом, наши предки сохраняли энергию в пределах жилища, что способствовало повышению благосостояния семейства.

В некоторых регионах печь применяли для проведения банных процедур и лечения тяжелых недугов. Древние лекари утверждали, что от серьезной болезни можно избавиться, просто полежав пару часов на прогретой полати.

Печной угол

Порой его именовали «бабьим», поскольку именно здесь хранилась домашняя утварь. Для отделения угла использовали обычную тканевую занавеску либо выстраивали перегородку из дерева.

В эту зону практически никогда не заглядывали мужчины семейства. Если посторонний парень осмеливался заглянуть за занавеску, то оскорблял подобным поведением хозяев избы.

Печной угол применяли для стирки и высушивания белья, здесь занимались приготовлением пищи, лечили малышей и гадали. Практически каждая барышня в русском селении увлекалась каким-либо видом рукоделия. А самое тихое и спокойное место, идеально подходящее для этого занятия – печной угол. Чаще всего девушки занимались вышиванием, росписью, шитьём.

Мужской угол (Коник)

Он располагался с правой стороны от входа. Здесь размещали широкую лавку, огороженную досками из дерева. Их вырезали в форме конской головы, отсюда такое необычное название мужского угла.

Под скамьей парни размещали инструменты, используемые для проведения ремонтных или иных работ. В «конике» мужчины плели корзинки, создавали красивые вещи из лозы, латали обувь и ремонтировали утварь.

На лавку, расположенную в углу, присаживались все гости, даже заглянувшие в дом на пару минут. Здесь же мужчина спал и отдыхал в свободное время.

Женский угол (Середа)


Это было важное пространство в девичьей судьбе. Ведь именно из-за занавески барышня выходила в праздничном наряде, когда жених со сватами приезжали на смотрины. Там же она поджидала суженого в день свадьбы. В «середе» женщины рожали детей и кормили их грудью, подальше от посторонних глаз.

Если девушке нравился парень, то в «середе» его дома, она прятала обметалочку, чтобы в ближайшее время выйти замуж. Существовало поверье, что подобный обряд поможет невестке поладить с будущей свекровью и стать хорошей хозяйкой в своем доме.

Красный угол

Самое светлое пространство в комнате, которое считалось священным. При возведении избы его размещали на восточной стороне, где пара смежных оконцев образует угол. Благодаря необычному расположению проемов, свет падал на участок и максимально освещал его.

Здесь хранили лики святых и расшитые рушники, некоторые размещали снимки предков. В красном углу ставили стол и кушали пищи только здесь. Под иконостасом размещали свежую выпечку.
Вернуться к оглавлению

Мебель и убранство

Русская изба внутри обязательно имела стол, который использовали для праздничного или повседневного приема еды. Это один из древнейших типов передвижной мебели. В доме славян он имел постоянное место, в красном углу, где располагались иконы.

Наши предки придавали особое значение правилам поведения за столом. Об этом символизирует четкое закрепление места мебели в пространстве. Передвижение предмета происходило в исключительных случаях.

Стол покрывали скатертью, которую создавали из домотканины. Для повседневного использования шили пестрые полотнища или применяли грубый холст.

Во время приема пищи стол покрывали скатертью, после завершения трапезы убирали. Для праздничных изделий использовали ткань лучшего качества, декорировали кружевами или кисточками по краям.

Обязательным элементом убранства русской избы являются скамейки. Славяне использовали три типа лавок: переметную, переносную и приставную. Первая имела перекидную спинку, подходила для сидения или ночного отдыха. Переносная скамья оснащена четырьмя ножками или парой глухих досок, ее приставляли к столу по мере необходимости.

Приставная лавка имела две ножки, размещенные на одном конце. Чаще всего для ее изготовления брали цельный кусок древесины.

Роль кровати в старинные времена выполняла скамейка, приставленная к стене или другой лавке. На них размещали постель, включающую в себя перину, подушку и изголовье. Для простыни брали шелк или полотно. В праздничные дни постели убирали понарядней, в будние – поскромней. Роль изголовья выполняла подставка из дерева с резными столбиками по углам, которую клали под подушку.

Невероятно, но факт, в давние времена постель была прерогативой состоятельных людей. Крестьяне предпочитали отдыхать на печи или голых скамейках.


Посуду размещали в поставцах – столбы, оснащенные многочисленными полочками. На нижних хранили тяжелые изделия, на верхних размещали мелкую утварь. Главное украшение избы – иконы. Их ставили на открытую полку или шкафчик, именуемый божницей. Его готовили из дерева, декорировали резьбой или росписью.

Обычно божница состояла из двух ярусов. В верхний ставили старые иконы, в нижнем – новые. Также там хранили важные документы и предметы, освященные в храме.

Утварь

Сложно представить крестьянскую избу без многочисленной посуды и предметов домашнего обихода. Утварь (чугунки, сковороды, латки из глины) хранили в печи или возле неё. А вот фарфоровые изделия размещали на видном месте, чтобы их красоту смог оценить каждый гость. Она символизировала достаток и была предметом гордости славянских хозяек.

Посуду для праздничных мероприятий расставляли в горнице, в шкафчике-заблюднике размещали тарелки. Для хранения повседневной утвари использовали навесные полки. Обеденная посуда состояла из глиняной или деревянной миски, ложки, солонки из бересты или меди, чашек для кваса.

Для хранения хлеба использовали расписные короба, оформленные красочно и ярко. Это выделяло предмет, символизируя его важность и значимость. Чай пили из самовара.

Для просеивания муки применяли сито. Наиболее распространенная посуда – глиняный горшок. В них готовили вкусную кашу и наваристые щи. Также в хозяйстве использовали бочки и кадушки для солений.

Жарили на сковороде, тесто замешивали в деревянных емкостях. Для хранения и ношения воды брали ведра либо кувшины.

Чтобы достать еду из печи использовали ухват. В девятнадцатом веке глиняные горшочки сменились металлической утварью, которая именовалась чугунками.

Для приема пищи использовали чашу, которая отличалась по величине. Часто по краям предмета имелась роспись из растительного орнамента. Для питья применяли деревянную или глиняную кружку, покрытую узорами.

Традиционная русская изба сегодня


Давно канули в небытие времена, когда славяне жили в курных домах. По мере развития народа, менялись и избы. Конечно, существуют уникальные шедевры от русских умельцев, которые не имеют аналогов.

Но посетив в наши дни любое сельское поселение, можно отметить тот факт, что практически все дома напоминают братьев-близнецов. Именно этот вариант жилья и является окончательной формой русской избы.

Несмотря на внешнюю схожесть, каждое строение остается уникальным, благодаря необычной отделке.
Вернуться к оглавлению

Отношение к русской избе в русской народной культуре

Крестьяне относились к дому, как к живому существу. Изба считалась сокровенным местом, в котором человек мог выразить собственное представление о мире и жить по своим законам. По внешнему виду строения легко определить статус его владельца. В одном поселении невозможно было встретить две одинаковые избы.

Внутреннее убранство дома ассоциировалось с женщиной, ведь она наводила там порядок и следила за уютом. А вот внешнее пространство (двор, усадьба и т.д.) считалось мужским владением.

Одной из главных функций избы была защита. Изображение солнца под кровлей символизировало счастье и благополучие, рисунок льва считался оберегом от дурного глаза. Дом на Руси содержали в чистоте и порядке. Даже в семьях с большим количеством детей изба поражала красотой и уютом.

Пословицы и поговорки, приметы о русской избе

В новое жилище первой обязательно запускали кошку. В северных районах России к животному до сих пор относятся с большим уважением.

О русской избе сложено невероятное количество разнообразных поговорок и пословиц:

  • В чужом доме не осуждай!
  • Добрая то речь, что в избе есть печь.
  • Кто хвалит горницу, тот хвалит дворницу.
  • Горе тому, кто непорядком живет в дому.
  • И мышь в свою норку тащит корку.
  • Кошка да баба завсегда в избе, а мужик да собака завсегда на дворе.
  • Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

Заключение

Русская изба – это уникальное строение с грамотно организованным внутренним пространством. Дома славян были наполнены уютом, поражали набором замысловатой утвари и простой мебелью. Обитатели Руси с любовью относились к жилищу, украшали его и заботились о чистоте не только внутри избы, но и во дворе. Несмотря на огромное хозяйство и многочисленную детвору, славянская хата по-прежнему считается образцом для подражания. Здесь всегда царила теплая атмосфера и главенствовал порядок.

Красный угол: самая важная часть русской избы

Здесь люди каждый день молились, обедали, благословляли друг друга. Именно в сторону красного угла всегда направляли изголовья кроватей. Почти все обряды, что были связаны с рождением ребёнка, свадьбами, похоронами, проводились именно здесь.

Неотъемлемая часть красного угла – стол.

За ним домочадцы всегда обедали. Они старались, чтобы стол по возможности всегда был плотно накрыт яствами и питьём, ведь это – символ богатства, успеха и процветания. За этим столом человек сидит и в будни, и в праздники. Тут он встречает и провожает гостей, здесь стоит хлеб и святая вода.

  • Наши предки уподобляли стол в красном углу церковному алтарю. Поэтому здесь полагалось вести себя столь же прилично и чинно, как и в храме. Здесь нельзя было ссориться и уж тем более сквернословить. Этот угол был нужен для того, чтобы молиться, чтобы ничто не отвлекало человека от общения с Богом.
  • На праздник красный угол обязательно нужно было украшать. В торжественные дни перед иконами зажигали лампадки, а иконы украшали цветочками или веточками вербы!

Классических изб уже давно нигде не осталось, но люди до сих пор обустраивают у себя дом красные углы. Нередко иконостас можно встретить даже в городских современных квартирах .

Красный угол, печь и другие важные места в русской избе

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Двери

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из « исътопка» от « топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

Лавки

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Красный угол. История, обычаи, правила

Оглавление:
1. Красный угол в православном обычае
2. Где устроить красный угол в своей комнате?
3. Как размещать иконы в красном углу?
4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Красный угол (передний угол) — это часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

1. Красный угол в православном обычае

В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, - так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.

Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.

Обычно иконы размещались в киоте (иное название - божница) - специальном шкафчике - или на полочке. Иногда образа украшались вышитым рушником (или божником, иконником - длинным и узким полотенцем, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой), его клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве.

В прошлые времена в царских дворцах, в богатых дворянских и купеческих домах целые комнаты отводились под молельни, или Крестовые, моленные комнаты. В молельне иконы располагали не только в красном углу, но и на пространстве всех стен, здесь стоял и аналой со священными книгами. В таких комнатах семья читала утреннее и вечернее правило, родители благословляли детей в важные моменты жизни.

Историк И. Е. Забелин пишет:

«Крестовая, или Моленная, где совершались утренние и вечерние молитвы, а иногда и церковные службы, часы, вечерни, всенощные, была, как домашняя церковь, вся убрана иконами и святынею, разными предметами поклонения и моления. Одна стена ее сплошь была занята иконостасом в несколько ярусов, в котором иконы ставились по подобию церковных иконостасов, начиная с деисиса, или икон Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя, составлявших, так сказать, основу домашних иконостасов. Нижний пояс занят был иконами местными [местными они назывались оттого, что ставились на стене в особо устроенных местах вроде киотов], на поклоне, в числе которых, кроме Спасовой и Богородичной, ставились иконы особенно почему-либо чтимые, как-то: иконы тезоименитых ангелов, иконы благословенные от родителей и сродников, благословенные кресты, панагии и ковчежцы с св. мощами, списки икон прославленных чудотворениями, исцелениями; иконы святых, преимущественно чтимых, как особых помощников, молителей и заступников. Вообще иконостас Крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей Крестовой иконостас… Все более или менее важные события и случаи жизни сопровождались благословеньем или молением и призыванием Божьего милосердия и святых заступников и покровителей, коих иконописные лики благоговейно и вносились в хранилище домашнего моления. Местные иконы, кроме окладов золотых или серебряных с каменьями, украшались различными привесами, т. е. крестами, серьгами, перстнями, золотыми монетами и т. п. Икона Богородицы сверх того всегда почти украшалась убрусцом, род лентия, полагавшегося на венец икон, и ряснами жемчужными. Внизу икон особенно в праздники подвешивались застенки или пелены, шелковые, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами, т. е. мелкими серебряными или золотыми иконами или какими другими изображениями.

…Кроме икон и крестов в Крестовой сохранялись и разные другие священные предметы, приносимые из местных монастырей или от паломников в Святую землю…»

2. Где устроить красный угол в своей комнате?

Красный угол – это место молитвы, общения с Богом и святыми, место, где расположены священные предметы, поэтому для него должно быть выделено отдельное пространство. Недопустимо ставить святые образа среди посуды или мирских книг, или, что ещё хуже, на телевизор, по которому порой показывают далеко не благочестивые сцены. Такое расположение святыни не только не благоговейно, оно близко к кощунству.

Выбирая место для икон, можно руководствоваться несколькими принципами. Подобно нашим предкам, можно поместить их напротив двери, в дальнем от входа углу, там, куда сразу падает взгляд входящего. Однако современные квартиры спланированы так, что к дальнему по диагонали углу может примыкать окно во всю стену, лоджия или балкон. В этом случае можно выбрать другой, более тёплый, уютный и почётный угол напротив двери, или разместить иконы на прямой части стены, как это делали наши предки в моленных комнатах.

При выборе места для красного угла можно руководствоваться и другим традиционным методом: ориентацией на восток. При этом не стоит педантично вычислять восточное направление с точностью до градуса, достаточным посмотреть, с какой стороны восходит солнце.

Об ориентации красного угла на восток иеромонах Иов (Гумеров) пишет:

«С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение».

По высоте красный угол следует устраивать на уровне глаз или несколько выше. Внизу под полкой красного угла часто ставят столик, на котором обычно тоже стоят иконы, лежат священные книги и другие святыни. В таком столе хорошо хранить и святую воду.

3. Как размещать иконы в красном углу?

Для домашнего иконостаса лучше всего использовать специальные полочки, одноярусные или многоярусные. Иногда образа ставят на обычную книжную полку, освобождённую от книг, но тогда перед иконами нельзя будет поставить свечу или стоячую лампаду, так как верхняя часть полки будет нагреваться огнём, почернеет и может загореться. В этом случае можно будет пользоваться лишь подвесной лампадой. Лампаду принято затепливать по крайней мере во время молитвы и вечерами накануне праздников. Иногда в православных домах перед особо чтимыми образами теплятся неугасимые лампады.

При размещении икон в красном углу тоже руководствуются определёнными правилами. В центре домашнего иконостаса обязательно должен быть образ Спасителя. Это могут быть иконы, называющиеся «Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный».

Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, величайшей заступницы за людей перед Господом. Существует множество иконографических изображений Божией Матери, здесь выбор остается за христианином.

Если слева от иконы Иисуса Христа поместить образ святого Иоанна Предтечи, то получится классический Триптих. Изображение Христа с обращенными к Нему в молитве Богородицей и Иоанном Крестителем в древнерусских иконостасах называлось Деисис, что в переводе с греческого означает «моление».

Или на это место можно поместить икону другого великого святого, например святителя Николая Чудотворца.

Эти иконы - минимум, который является основой красного угла. Все другие иконы можно разместить по обе стороны от них, или ниже. Здесь должны быть образа небесных покровителей семьи - святых, чьи имена носят члены семьи. Кроме того, в красном углу часто помещают иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и других великих заступников христиан. При этом важно помнить, что это обязательно должны быть иконы тех святых, к которым христианин обращается с молитвой, благодарно почитая их образа как некое духовное окно общения с их святыней, молитвенно чтя дни их церковной памяти. Не надо также забывать, что сами по себе иконы еще не соединяют нас с Богом. Чтобы получить благодатную помощь, надо сначала ее попросить в молитве.

4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Святые иконы должны быть в каждой комнате жилища христианина. Они освещают собой весь дом, напоминают нам о присутствии Божием, поддерживают в нас постоянное молитвенное настроение.

Икона должна быть и на кухне, чтобы можно было помолиться Богу перед едой и после вкушения пищи. Для этого лучше всего подойдет икона Спасителя.

Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. В детской и в спальне икону помещают так, чтобы ее было видно с кровати. Если ребенку приснится страшный сон, проснувшись, он увидит Того, у Кого можно и нужно просить защиты и утешения. В русской традиции матери ставили в спальне детей икону Богородицы, мягко освещённую лампадой.

Так, Михаил Макаров вспоминает:

«В нашей детской комнатке на ночь ставили на стол образок явления Божией Матери Сергию и горящую лампадку. Это делалось для того, чтобы я не боялся, если проснусь ночью. И, действительно, когда проснешься ночью и увидишь спокойно горящую лампадку, благодатно освещающую лики Божией Матери, двух апостолов, стоящего на коленях Сергия и закрывшегося от неизреченного света преподобного Михея, — не только нет никакого страха, столь свойственного детям ночью, но душа наполняется тихой радостью, и под отрывочные мысли: «Пришла. Сама Владычица. к Сергию. » — сладко вновь засыпаешь».

Кроме того, ложась ночью спать и просыпаясь утром, и детям и каждому христианину важно обратиться за благословением ко Творцу.

В прихожей также принято помещать икону Спасителя, чтобы, выходя из дома, помолиться Ему и попросить Его помощи и благословения. Кроме того, существует благочестивый обычай в христианских домах, по подобию церкви, помещать небольшие образа над дверями, так что, ходя по дому по обычным делам, христианин видит над собой благословляющее напоминание о горнем, что поддерживает в нём Божию память и молитвенный, покаянный и благодарный, настрой.

Читайте также: