Датчик тяги газового котла navien

Обновлено: 17.05.2024

Датчики тяги для газового котла

Тяга — это характеристика, отображающая скорость воздухообмена в котле. Для процесса сгорания газа необходимо непрерывное поступление воздуха и отвод продуктов горения (угарного газа, углекислого газа, сажи и испарений воды) в атмосферу.

Тяга

Сгорая, воздух устремляется вверх согласно законам физики, и имеет высокую температуру. При этом обеспечивается отвод продуктов горения и естественный приток воздуха из-за его разряжения в месте сгорания.

Котлы с естественной тягой просты в конструкции, менее шумны и не нуждаются в дополнительном расходе электроэнергии.

Такой вид тяги осуществляется за счет принудительного притока воздуха в горелку с дутьевого устройства.

Оно так же управляется электронной системой управления.

Виды тяги

Забор воздуха происходит из помещения или из атмосферы. Во втором случае зачастую применяется коксиальная труба.

Ее конструкция включает в себя наружную и внутреннюю трубы разных диаметров. Через наружную трубу происходит всасывание воздуха для его принудительной подачи, через внутреннюю — выход угарного газа.

Коксиальная труба

Котлы с принудительной тягой и коксиальной трубой обязательно имеют герметичный тип камеры сгорания. Их преимущества:

  • безопасность, в отличие от открытой камеры сгорания;
  • высокий КПД котла;
  • не расходует кислород в помещении;
  • для работы котла необходимо лишь одно отверстие в стене.

Однако присутствует ряд недостатков:

  • сложность конструкции, а, следовательно, и более сложное обслуживание и ремонт;
  • шумность, из-за работы электромотора надувного устройства;
  • необходимость в непрерывном электроснабжении.

Датчик тяги

Датчик тяги

Определение

Автономный режим работы газового котла осуществляется благодаря электронной системе управления. Она обеспечивает контроль с помощью датчиков, собирая технические показатели с разных частей конструкции. В случае отклонения этих показателей от нормы, система управления меняет режим работы котла либо прекращает его работу.

Датчик тяги газового котла — это контролирующее устройство, которое определяет наличие и степень тяги в дымоходе, а так же передает соответствующие сигналы электронной системе управления котлом.

Он является главным устройством, предохраняющим здоровье и жизни людей от скопления углекислого газа в помещении.

Для чего нужен

Основными функциями датчика тяги являются определение силы тяги и полноты сгорания газа, а так же обеспечение безопасности во время работы газового котла путем подачи сигнала системе управления о недостаточной тяге.

При нарушении процесса выведения угарного газа возникает его скапливание в помещении, что негативно сказывается на здоровье человека, и, при большом объеме скопившихся продуктов горения, несет в себе серьезную угрозу жизни человека.

Датчик тяги выявляет неправильную работу отопительного оборудования и предотвращает ее.

Где расположен

Установка датчика тяги в газовые котлы является обязательным условием их эксплуатации. Это утверждено соответствующим законодательным актом.

Как правило, местом установки датчика приходится дымовой колпак или участок корпуса котла возле вентиляционного канала.

Датчик тяги не устанавливается заводом изготовителем непосредственно в газоход либо разделяется с ним специальным термоизоляционным материалом. Данный вид установки исключает перегрев датчика тяги из-за прямого контакта с горячей поверхностью.

Датчик тяги, как и дымоход, требует периодического осмотра и чистки.

Устройство и принцип действия

Он работает согласно законам физики, тем самым контролируя температуру сгоревшего топлива. При смещении показателя температуры в неприемлемую зону, датчик тяги передает соответствующий сигнал в электронный блок управления котлом.

Тип датчика напрямую зависит от типа и конструкции газового котла, в котором он установлен.

Котел с естественной тягой и открытой камерой сгорания

Котел с естественной тягой

Основным элементом является пластина, состоящая из двух металлов, имеющих разные характеристики деформирования из-за нагревания, а так же два контакта, которые сводятся и разводятся данными пластинами. Как правило, одна из этих пластин неподвижно закреплена на корпусе датчика, а вторая деформируется из-за термического воздействия.

Датчик должен соответствовать типу топлива. Если котел работает на сжатом природном газе, датчик должен функционировать в температурном диапазоне от 95 до 950 °С, если на сжиженном — от 75 до 1500 °С.

Пластина

В том случае, если сила тяги становится меньше, происходит скапливание сгоревших газов. Из-за данной неисправности температура измеряющего устройства растет. Биметаллическая пластина размыкает контакты и прекращается подача газа в горелку, то есть блок управления котлом выполняет его экстренное отключение.

Работа возобновиться, когда датчик остынет и его температура опустится в соответствующие рамки. Это значит, что он также выполняет роль термостата.

С принудительной тягой и закрытой камерой сгорания

В данном случае датчик тяги имеет конструкцию пневматического реле с очень чувствительной мембраной. Дутьевое устройство создает сильную тягу и движение сгоревших газов. Под их воздействием мембрана деформируется и замыкает контакты датчика. Блок управления в это время выявляет нормальную работу котла с достаточной тягой.

Но, при недостаточной тяге, не хватает усилия для смещения мембраны и она возвращается в свое изначальное положение. Контакты при этом размыкаются и отопительное устройство прекращает свою работу.

Датчик котла с принудительной тягой

С конденсационным типом отопления

Датчики, как и на котлах с естественной тягой, работают по принципу деформирования биметаллической пластины, однако заводом изготовителем настроены на более низкий температурный режим.

Когда и почему срабатывает

Ряд причин, по которым нарушается тяга в газовом котле и срабатывает датчик:

  • неправильная конструкция отопительного оборудования;

Причина, на которую в первую очередь необходимо обратить внимание. Она подразумевает неправильную конструкцию дымохода, наличие изгибов, либо его некачественный монтаж.

  • непроходимость дымохода;

Газовые котлы оставляют намного меньше сажи, в отличие от твердотопливных котлов. Не смотря на это, за больший промежуток времени сажа имеет свойство скапливаться и в газовых котлах, что является причиной плохой проходимости дымохода.

Следующей причиной засорения дымохода могут стать посторонние предметы, например листья, ветки деревьев, летающий мусор.

Крайне редко в дымоход могут попадать животные. Зачастую это птицы, вьющие гнезда на дымоходе в неотопительный период или во время отсутствия людей и долго неработающего котла.

Дымоход требует периодического осмотра и, в зависимости от степени загрязнения, механической чистки.

  • погодные условия;

Москва — это город частой смены погодных условий.

Причиной выключений могут быть густой туман, сильные осадки или просто высокая влажность воздуха. При этом создается высокое атмосферное давление, которое является препятствием для воздухообмена.

Сильный ветер так же создает высокое давление в атмосфере. Он может навредить естественной тяге и поспособствовать обратному движению продуктов горения (обратной тяге).

Плохие погодные условия могут навредить работе только котлам с естественной тягой и открытой камерой сгорания.

Ветер

Целесообразным является установка защитного колпака на дымоход. Его название — стабилизатор тяги.

Стабилизатор тяги

Он препятствует задуванию ветра в воздуховод и предотвращает тушение горелки.

  • воздушная пробка;

Для дымоудаления необходимо непрерывное движение воздушных масс. Воздушная пробка в дымоходе может помешать воздухообмену и вызвать обратное движение продуктов горения.

Воздушная пробка возникает вследствие некачественной теплоизоляции дымохода и большой разности температур в его нижней и верхней части. Вверху он, как правило, является холодным, более тяжелым и густым.

  • недостаточная высота и неправильное место установки дымохода;

Дымоход

Она зависит от расстояния установки трубы от самой высокой точки крыши – конька кровли. Идеальное расположение — середина стороны кровли и высота над коньком — около 50 см.

  • нестабильный уровень напряжения в электроцепи.

Перепады электричества могут негативно сказаться на работе всех электронных составляющих отопительного оборудования.

При срабатывании датчика и отключении котла, не рекомендуется его повторный принудительный запуск. Это навредит отопительному оборудованию и увеличит опасность для здоровья и жизни человека. В таких случаях необходима диагностика, выявление и устранение причин неисправности.

Диагностика

Перед тем, как как проверить датчик тяги газового котла, следует знать: котлы, оснащенные электронной системой управления, самостоятельно диагностируют неисправный узел, и сообщает об ошибке.

датчик тяги газового котла

Однако, если модель не оснащена системой управления, возможна самостоятельная проверка состояния котла и выявление неисправности датчика тяги по следующим признакам:

  • постоянное самостоятельно отключение котла во время рабочего цикла при нормальном горении, отсутствии перегрева и нормальной тяге;
  • отсутствие повторного автоматического запуска после одного цикла работы (10–30 минут).
  • Для того, чтобы выполнить самостоятельную диагностику системы контроля воздухообмена и выявить возможную ее неисправность, необходимо:
  • установить зеркало к месту установки датчика тяги и запустить котел. На нем не должно оставаться следов запотевания;
  • прикрытие заслонки в дымоходе. При исправной системе контроля дымоудаления, котел самостоятельно выключится из-за скопления дыма и перегрева;
  • в случае автоматической остановки котла, работающем в режиме горячего водоснабжения, и при открытом кране горячей воды. Это признак неисправного датчика тяги.

Проверка мультиметром

Для данной диагностики необходим определенный опыт, знание электросхемы коты, а так же понимание как работает датчик тяги в газовом котле.

Причиной неправильно работающей системы контроля воздухообмена, либо при наличии всех признаков ее неисправности, может стать нарушение целостности электропроводки. При этом датчик может быть исправным.

В данной ситуации необходим осмотр проводки и мест подключения на предмет целостности и отсутствия окисления, а также диагностика мультиметром. С его помощью «прозванивается» электропроводка и выявляется ее неисправный участок.

Мультиметр

Так же тестером можно диагностировать внутреннюю неисправность самого датчика. В норме его сопротивление ровняется 1–2 Ом. При показаниях, равных 0 или бесконечности, неисправен датчик тяги.

Производитель не рекомендует выполнять разборку и ремонт данного устройства. Единственный выход — его замена.

Как отключить

В руководстве по эксплуатации нет информации о том, как отключить датчик тяги в газовом котле. Оно не рекомендует самостоятельное отключение данной системы безопасности. Это может повлечь за собой негативные последствия, как для устройства, так и для здоровья человека, так как срабатывание датчика — явный признак опасности.

Отключение датчика тяги — это прямое нарушение правил безопасности, установленных заводом изготовителем отопительного оборудования!

Отравление угарным газом имеет следующие признаки:

  • легкая степень — головная боль, головокружение, боли в груди, стук в висках кашель, слезотечение, тошнота, рвота, возможны галлюцинации, покраснение кожи и слизистой поверхности, учащенное сердцебиение, гипертония;
  • средняя — шум в ушах, сонливость, паралич;
  • тяжелое — потеря сознания, судороги, непроизвольная дефекация или отхождение мочи, сбой ритма дыхания, синий цвет кожи, летальный исход.

Отравление угарным газом

Последствия отравления угарным газом могут негативно сказаться на дальнейшей жизнедеятельности человека.

При этом конструкция котла допускает возможность отключения данной системы. Для этого необходимо отсоединить прерыватель термопары и электропроводку датчика тяги от электромагнитного клапана, а так же от электронного блока управления котлом.

Тем самым блок управления продолжит автономное управление работой котла, не учитывая показания температуры сгоревшего газа и силы его выведения в атмосферу.

Как устранять неисправности

При выявлении неисправности самого датчика тяги газового котла, он заменяется новым. Если с помощью тестера был выявлен обрыв или нарушение электропроводки, необходима замена или ремонт соответствующего участка провода.

После выполнения вышеупомянутых действий необходима повторная проверка работы котла и датчика тяги, путем его принудительного срабатывания.

Важно заметить, что в течении эксплуатации любого типа котла, его периодическое сервисное обслуживание является обязательным и рекомендовано производителем. Оно включает в себя проверку электронного блока управления, контролирующих устройств, а так же механических частей котла. Помимо этого выполняется чистка составляющих котла и дымохода от накопившихся продуктов горения.

Диагностика

Для этого привлекаются квалифицированные работники, имеющие соответствующее образование и диагностическое оборудование, соответствующее особенностям конкретного типа котла.

Ошибки навьен. Варианты их устранения.


Предупреждение. Данная рубрика предназначена для специалистов, имеющих соответствующий допуск к ремонту газового оборудования! При самостоятельном ремонте в гарантийный период гарантийные обязательства недействительны!

Содержание:

  1. Код ошибки E01: Перегрев котла.
  2. Код ошибки E02: Ошибка циркуляции теплоносителя.
  3. Код ошибки E03: Отсутствие сигнала о наличии пламени или обрыв цепи датчика пламени.
  4. Код ошибки E04: паразитное пламя. При отсутствии сигнала с платы на газовый клапан присутствует сигнал о наличии пламени.
  5. Код ошибки Е05 и Е06: обрыв или короткое замыкание датчика температуры отопительной воды.
  6. Код ошибки Е07: обрыв цепи датчика температуры ГВС .
  7. Код ошибки Е08: короткое замыкание цепи датчика температуры ГВС.
  8. Код ошибки Е09: сбой в работе вентилятора.
  9. Код ошибки Е010: сбой в работе системы дымоудаления.
  10. Код ошибки Е013: короткое замыкание датчика протока ОВ.
  11. Код ошибки Е015: сбой платы.
  12. Код ошибки Е016: перегрев.
  13. Код ошибки Е027: обрыв или короткое замыкание датчика APS.

Код ошибки E01 : Перегрев котла

Так же требуется проверить систему отопления на наличие воздуха и грязи в фильтре перед котлом.

Код ошибки E02 : Ошибка циркуляции теплоносителя

Код ошибки E03 : Отсутствие сигнала о наличии пламени или обрыв цепи датчика пламени

Код ошибки E04 : паразитное пламя. При отсутствии сигнала с платы на газовый клапан присутствует сигнал о наличии пламени.

  1. Утечка в газовом клапане. Чтобы проверить работоспособность газового клапана, требуется закрыть газовый кран перед котлом и через минуту проверить газовым манометром давление газа на входном штуцере. Оно должно быть от 130 до 250 мм водяного столба.
  2. Возможна ситуация при которой искра от электрода розжига попадает на датчик пламени. Требуется замена блока электродов.
  3. Есть слабая вероятность того, чт о давление сетевого газа выше, чем рабочее давление, обозначенное в паспорте котла (природный газ -от 130 до 250 мм водяного столба, сжиженный газ -от 250 до 330 мм водяного столба). В этом случае требуется звонок в аварийную службу 04.
  4. Если после всех проверок ошибка не устраняется, требуется замена платы (контроллера).

Разумеется все эти проверки и попытки ремонта надо производить, только если к котлу подведено качественное заземление, т. е. менее 4 Ом.

Код ошибки Е05 и Е06 : обрыв или короткое замыкание датчика температуры отопительной воды.

Если замена датчика не дала результата, следует заменить плату (контроллер).

Если замена датчика не дала результата, следует заменить плату (контроллер).

Код ошибки Е08 : короткое замыкание цепи датчика температуры ГВС.

Код ошибки Е09 : сбой в работе вентилятора.

Если произведены все возможные проверки и ошибка не устранена, следует заменить плату (контроллер).

Код ошибки Е010 : сбой в работе системы дымоудаления.

Если принятые меры не принесли результаты, требуется замена платы (контроллера).

датчик потока теплоносителя

Код ошибки Е013 : короткое замыкание датчика протока ОВ.

  1. Если во время остановки циркуляционного насоса датчик протока в течение 15 секунд подает сигнал наличия протока на плату, это расценивается как неисправность датчика протока ОВ с подачей ошибки на дисплей, которую после устранения аннулируют в ручную (кнопка Stand-by).
  2. Прикипание датчика протока ОВ. Выключите котел, отсоедините коннектор датчика протока ОВ и прозвоните его. Сопротивление измерятся не должно. Если датчик прозванивается, требуется разобрать его и посмотреть положение флажка. При выключенном котле флажок должен быть опущен. Не забывайте, что определение обрыва цепи датчика протока ОВ идентично с определением прикипания.

Ошибка Е015 : сбой платы.

Микропроцессор, расположенный в плате управления, отвечает за распознавание неисправности. Если на контроллер будет передаваться частота переменного тока, отличная от 50 Гц, чип определяет это как неисправность, прекращая свою работу и подавая на дисплей код ошибки Е015.

zazemlenie

  1. Возможно на котел попал бракованный контроллер (плата). Требуется его замена по гарантии.
  2. Параметры сети не соответствуют требованиям. Требуется звонить в Горэлектросеть.
  3. Неисправность провода заземления. Требуется тестером проверить заземление. Оно должно быть менее 4 Ом.

Код ошибки Е016 : перегрев.

Если температура отопительной воды превысит допустимый максимум, выгорит первичный теплообменник. Чтобы этого не допустить, в работу вступает датчик перегрева (с параметрами 88 или 90 С).

После проведения всех проверок при отсутствии результата требуется замена платы управления.

Код ошибки Е027 : обрыв или короткое замыкание датчика APS.

aps

  1. Возможно, неплотно вставлен коннектор датчика давления воздуха в плату управления.
  2. Возможно неисправен сам датчик APS. Измерьте напряжение на плате в подсоединении датчика давления, при неработающем вентиляторе оно будет 0,3 В постоянного тока. Если напряжение упадет ниже 0,06 В постоянного тока или будет выше 4,8 В постоянного тока, на дисплее появится ошибка Е027. При необходимости замените датчик.

Ошибки навьен. Варианты их устранения.: 65 комментариев

Виктор :

Доброе время суток. Горит ошибка 13. поменял датчик протока,трёх ходовой кран, но результата нет.как было, так и есть.Котёл вспыхнет и гаснет. В чём может быть причина.

teployar :

Здравствуйте, скажите, есть ли в системе дополнительный насос? Если есть, то отключите его. Так же стоит прозвонить проводку к датчику протока. Если эти меры не приведут к желаемому результату, то необходимо заменить плату.

Аноним :

При включ горячей воды сначала горяч потом холодная
Навьем 24 турбо

teployar :

Здравствуйте. Первое, проверьте давление газа в трубопроводе. Посмотрите, хорошо ли горят конфорки на газовой плите. Второе, следует почистить вторичный теплообменник, так как он может быть забит грязью, в связи с этим не хватает теплосъема для нагрева воды ГВС. А если есть звуки закипания воды в котле, следует произвести замену насоса или платы. Вызывайте мастера для обнаружения неполадок и их устранения.

Ксения :

После замены платы немогу настроить температуру горячей воды,что делать?

teployar :

Если у вас котел серии Асе и вы приобрели плату нового образца 300313766В, то вам необходимо для корректной работы котла так же сменить пульт управления на новый от серии Делюкс.

Василий :

После включения ГВС котел (Навьен) выдает ошибку 03 и не может запуститься. Если не включать ГВС котел работает нормально. В чем причина?

teployar :

Здравствуйте! У меня к вам пара вопросов котел навьен прайм. 1. После установки режима по комнатному термостату выдает ошибку 313 датчик протока. Стоит дополнительный насос. Как бы все понятно, датчик между включениями не размыкается, вопрос почему не выдает ошибку, когда работает по температуре теплоносителя? 2. Как подключить дополнительный насос? К насосу котла? Не навредит ли это котлу? Ну и еще, насос у меня стоит на подаче, все говорят, что это не правильно, но вразумительный ответ почему, никто не может дать. Так вот почему насос должен быть на обратке? Заранее спасибо!

teployar : Андрей :

Здравствуйте! У меня котёл Navies Ace 13K при работе (нагреве ОВ), от исходного положения, набирает максимальное рабочее давление в системе (при этом сбрасывает некоторое количество воды из системы отопления). В нерабочем (не работает горелка) давление опускается до 1,0 бар. Затем, после включения (нагреве ОВ) давление достигает 2,5 бар, а при остывании давление опять падает и через несколько циклов опускается до минимума. Боюсь подумать, что это утечка из отопительной системы, но такие перепады давления. Поэтому спрашиваю профессионалов, что это?

teployar :

Здравствуйте. У нас Навьен айс 16а. Работают сейчас первичный и вторичный теплообменники. Когда пользуемся хоз водой (напор воды хороший) вода идёт холодная. Решили проверить без отопления, выключили первичный. Котёл всё равно отапливает помещения, а хоз вода идёт холодная. Делаем напор в душ еле-еле вода греется, но тогда котёл то отключается, то опять включается (идёт еле тёплая). Ошибок никаких не выдаёт.

teployar :

Здравствуйте, Ирина.
Вероятнее всего неисправность трехходового клапана.
Требуется его замена на новый.

Александр :

Добрый вечер! Проблемы с котлом Навьен асе 24 кв. турбо. Розжиг происходит с третьего, четвертого раза и поработав две минуты отключается. Затем вновь происходит розжиг с третьего, четвертого раза. ГВС наберает температуру до кипятка и тут же остывает до холодной, затем цикл повторяется. Никто из мастеров приходивших не сумел решить эту проблему. Как быть?

teployar : Александр Легостаев :

Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Читайте в статье

Как он выглядит и где расположен

Расположения датчика тяги турбированного газового котла

Так выглядит датчик тяги турбированного BAXI ECO Four. Точное расположение всегда указано в инструкции к котлу.

Расположения датчика тяги атмосферного газового котла

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

Датчик тяги газового атмосферного котла

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

Пневмореле газового котла

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению. Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении. Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркалов месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Как выбрать комнатный термостат и экономить до 30% в месяц на отоплении

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Контакты датчика тяги котла

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Серия котла Код/артикул Подходящие модели Цена, руб.
Vaillant atmoTEC 0020039083 Pro VU200/3-5, 240/3-5, 280/3-5 и Plus VUW 200/3-3, 200/3-5, 240/3-3, 240/3-5, 280/3-3, 200/3-5 1 900–3 200
BAXI atmoMAIN 600870 DIGIT 240i, 24 I BSE и 24I BSB 1 200–1 800
Vaillant turboTEC 0020041905 Pro VUW INT 202, 242, 282/3-3 и Plus VUW INT 202, 242, 282, 322, 362/3-5 2 400–3 100
BAXI turboSLIM 721890400 1.230 Fi, 1.300 Fi и 2.300 Fi 2 800–3 400

Как видно из таблицы покупка оригинальных деталей потребует довольно весомых вложений. Тем не менее, экономить и брать китайский аналог не стоит: несмотря на то, что они в 5–10 раз дешевле, у них и качество соответствующее, что в дальнейшем может негативно сказаться на безопасной эксплуатации котла.

Читайте также: