Цой работал кочегаром в котельной где

Обновлено: 06.07.2024

Что стало с котельной “Камчатка”, где Виктор Цой работал кочегаром.

Казалось бы, в котельной женского общежития, по улице Блохина, 15 в Санкт-Петербурге, Виктор Цой проработал кочегаром всего два года. Но даже за это недолгое время (с 1986-1988) место успело стать культовым среди рок-тусовки 80-х.

Здесь проходили неофициальные концерты, музыканты писали в стенах котельной песни. В 1987 году Алексей Учитель снимал в “Камчатке” фильм “Рок” .

Двор дома, где находится Котельная "Камчатка"

Мне стало интересно, как выглядит это знаменитое место сейчас, поэтому я приехала на улицу Блохина, дом 15.

Дом, в угольной котельной которого когда-то трудился Цой и другие музыканты, построили в 30-х годах ХХ века. В сталинской пятиэтажке, принадлежавшей трамвайно-троллейбусному управлению, раньше было женское общежитие. Сейчас в доме находится 8 квартир. Все коммунальные.

Любопытно, что в 2006 году котельной, как и всего дома, могло не стать. В тот год дом передали из муниципальной собственности в частную. Частная компания планировала снести общежитие и построить дорогую гостиницу. Но общественность Санкт-Петербурга отстояла и дом, и музей.

И спасибо, что отстояла! Место памятное и атмосферное — не без помощи надписей, портретов с изображением Цоя.

Все это творчество коммунальные службы не спешат закрашивать (или не успевают).

Можно почитать “послания” от поклонников рока со всех уголков страны. Как и философско-лирические цитаты “Кино” вроде: “если есть шаг— должен быть след”.

В дань уважения поэту, музыканту, и киноактеру — большой портрет на стене здания.

Спускаемся в Котельную.

На входе массивная железная дверь и вывеска “Это странное место Камчатка”. Кстати, одноименная была написана за 3 года до того, как Цой устроился работать в котельную.

Слева от входной двери, там, куда раньше накидывали уголь с улицы, сейчас бар. И одновременно магазин, где продаются плакаты, значки и другая атрибутика с изображением известных российских рок- музыкантов: Башлачевым, Янкой Дягилевой, Виктором Цоем. В продаже есть кассеты и диски с записями музыкантов.

На стенах тоже есть что изучить любителям русского рока — от плакатов до редкого винила и личных вещей Цоя.

Гитара Цоя, купленная им в 1970-х годах

Бармен предлагает кофе и меню. Меню скудное. Зато афиша мероприятий, которые проходят в Камчатке, впечатляет: выступления кавер-групп, квартирники, рок-концерты.

Для антуража в котельной сохранили один из котлов, который раньше отапливал общежитие.

Сцена клуба-музея "Камчатка"

За сценой — вход в помещение, которое для кочегаров служило комнатой отдыха и бытовкой. Сейчас тут стоит старый диван, стены обклеены плакатами и фотографиями музыкантов.

У меня есть ощущение, что если не интерьер, то атмосфера Котельной “Камчатка” осталась такой же, какой была 30 лет назад: играет русский рок, туда-сюда снуют фанаты и поклонники жанра, проходят тематические мероприятия. От этого чувствуешь себя будто в машине времени. Но и грустно оттого, что многие хорошие музыканты, благодаря которым место стало культовым, ушли очень рано.

О клубе-музее «Котельная Камчатка»

История котельной «Камчатка» началась в конце лета 1986 года, когда я, Сергей Фирсов, устроился работать в маленькую котельную на Петроградской стороне на улице Блохина дом 15. Котельная отапливала один дом, в котором было женское общежитие 1-го ремонтно-строительного треста города Ленинграда. Дом был не маленький – шестиэтажный, вход в него был с улицы, а в котельную - со двора. Двор был завален дымящимся шлаком и углем до второго этажа. Во дворе был был маленький гараж, большая трансформаторная будка, а также выходил брандмауэр большого соседнего здания, в котором был штаб гражданской обороны города Ленинграда. Замыкали двор здание ПТУ и жилой дом с аркой, выходящей на соседнюю улицу Зверинскую. Во двор можно было попасть с улицы Блохина через большие всегда открытые ворота между нашим домом и забором соседнего озеленительного треста. В котельную спускались по лестнице, открывали железную дверь и попадали в зал, где стояли три котла ,занимавшие практически всё помещение. Вдоль котлов направо был проход шириной метра полтора, который вёл в комнатушку – бытовку, в которой отдыхали кочегары. В комнатушке направо было маленькое окошко, вытянутое горизонтально на уровне асфальта во дворе. Оно закрывалось маленькой форточкой, поднимавшейся вверх. Под окном вдоль стены стоял диван да пара табуреток, на левой стене была раковина, слева от неё дверь в туалет а справа дверь в душ. Напротив входа была маленькая дверь в небольшое помещение, в котором стоял диван, на котором можно было спать. Слева от входной двери в котельную было помещение, в которой была угольная, уголь в которую запихивали трактором или просто закидывали лопатами.

Попал я в котельную через моего старого знакомого – Анатолия Соколкова, который там работал уже несколько лет. Устав работать с пьяницами, он предложил начальству общежития набрать на новый сезон своих знакомых, обещая отличную работу. Начальство, ничем не рискуя, согласилось. Он позвал меня, зная что я служил на флоте кочегаром. Я не работал уже около трёх месяцев, уволившись весной из проводников и пора было куда-то устраиваться. Я пришёл, посмотрел, котельная мне понравилась – всё было расположенно довольно удобно, а главное что она находилась в центре и не очень далеко от метро. Ближайшей станцией метро была Горьковская (Спортивной еще не было), идти от неё надо было минут десять. Также можно было доехать с Невского на троллейбусе. От рок-клуба до котельни можно было добраться минут за двадцать. Я подал документы и меня приняли без всяких проблем. Стали думать кого брать ещё. Я предложил Цоя, зная что у него проблемы с работой. Тем летом он работал в бане на проспекте Ветеранов. Работа занимала всего один час в день, но с десяти до одиннадцати вечера, что было крайне неудобно. Ему надо было срываться со всех концертов и тусовок и мчаться на Ветеранов, чтобы из шланга смывать листья от веников в этой треклятой бане. Поэтому, когда я ему предложил влиться в нашу команду, он с огромной радостью согласился. Витька устроился где-то на неделю позже меня, и нас с ним погнали на месячные курсы кочегаров. Это было прискорбно, но делать нечего, пришлось ходить. Ездили каждый день к девяти утра. Встречались в восемь на Ветеранов в центре зала, мне то с 3-го Интернационала было близко, а Витьке с Ветеранов не очень. Доезжали до Горьковской, а там на трамвае до Добролюбова. На курсах нам вдалбливали технику безопасности и ещё какую-то муру, в общем было скучно. Зато часа в два мы уже сидели в котельне и думали, как-бы провести денёк повеселее. Самое обидное, что всех, кто устраивался после нас, уже не на какие курсы не гоняли. После курсов заходили в распивочную на Добролюбова, съедали по сосиске, шли на Зверинскую запивали кофе с пирожными. Из котельни ехали в Сайгон, там тусовались час другой, потом в рок-клуб или на какой-то концерт, не скучали однако.

Сергей Фирсов, 2013 г.

Как всё началось

Камчатка началась осенью 1986 года, когда я устроился работать в маленькую котельную на Петроградской на улице Блохина дом 15. Котельная находилась в подвале дома, который и отапливала. В доме располагалось женское общежитие первого городского ремонтно-строительного треста, то есть в нем жили исключительно лимитчицы. Меня пригласил работать Анатолий Соколков по кличке «начальник», который там работал уже несколько лет среди алкашей. Он сказал начальству, что хочет набрать своих людей и гарантирует хорошую работу. Ничем не рискуя, ему дали карт-бланш. В общем, первым был я. Потом я привёл Цоя, Башлачёва, Задерия. Цой привёл Котельникова и так и пошло, каждый приводил своих друзей, и так получилось, что у нас работали почти исключительно музыканты.

Как всё было

Котельная находилась в подвале, вход был во дворе. Лестница вниз, железная дверь и вы попадали в рабочий зал, где стояли три котла, занимающие почти всё помещение. Налево была дверь в угольную, где был люк наружу, в который запихивали уголь или трактором, или просто лопатами. Направо был проход мимо котлов, он упирался в дверь, за которой была бытовка кочегаров. Левее двери, за котлами, на полу стояли два мотора. Один из них постоянно работал, прогоняя горячую воду по дому. Бытовка была небольшая метров восемь квадратных. Как входишь - справа было маленькое окошко, как бойница, на уровне асфальта во дворе. Под окошком стоял диван из дерьмонтина да пара табуреток. Больше мебели не было. Слева была дверь в туалет, рядом раковина, за ней дверь в душ. В противоположной стене была маленькая дверь в небольшую комнатку где стоял диван, мы её называли бутербродная. Первым делом мы переставили диван к дальней стене, он и сейчас там стоит. Под окошком сделали стол, притащили с помойки тумбочку, на неё поставили плитку. Справа от входа поставили кресло из того же бутика. Над креслом сделали полку, на неё поставили телевизор, черно-белый, естественно, - мне папа отдал. Притащили пару магнитофонов, кассетный и бобинный и начали работать.

Журналы

Во время смены мы должны были вести вахтенный журнал, записывать в него каждый час температуру за бортом, температуру на котлах и обратку – то есть температуру возвращающейся воды. Но как-то получилось что мы с первого дня писали в эти журналы всё что-угодно, только не то, что требовалось. А писали туда всё, что в голову взбредёт: стихи, поэмы, рисунки и записки друг другу. Так эти журналы стали документом эпохи. За четырнадцать лет работы Камчатки их набралось довольно много – штук сорок. Мы до сих пор поддерживаем эту традицию – в оконной нише и сейчас лежит очередной журнал, тщательно отделанный нашим звукооператором Андрюшей по прозвищу «мягкий самурай». Вы тоже можете что-нибудь написать в него. Виктор Цой за два года работы на Камчатке написал в наших журналах только четыре строчки:

я лежу на диване гости отправились вон остановка мотора вряд-ли нарушит мой сон

Камчатка работала как котельная до начала 2000 года. После того, как дом подключили​ к центральному отоплению, мы стали думать что делать дальше, обидно было просто так бросить это место. После долгих мытарств и хождений по инстанциям всё-таки удалось в 2003 году открыть Камчатку как клуб. Правда до сих пор никакого официального статуса у неё нет, но хоть работает и на том спасибо.

Сергей Фирсов, 2014 г.

История Котельной КАМЧАТКА началась осенью 1986 года, когда в неё пришли работать я и Виктор Цой. Котельная в доме 15 по улице Блохина была не большая и очень уютная. Она отапливала женское общежитие 1-го ремонтно-строительного Треста города Ленинграда. Дом был довольно большой, шестиэтажный, 1938 года постройки с обычной для общежитий коридорной системой с одним туалетом и кухней на этаже. В доме не было и нет до сих пор горячей воды. На первом этаже, прямо над котельной находилась бойлерная с двумя большими баками для нагрева воды. Рядом с бойлерной был душ, где два раза в неделю мылись девушки-строители. Сначала нас с Цоем послали на курсы кочегаров на месяц, куда мы благополучно отходили, и в ноябре начали работать. Моя первая смена была 11 ноября 1986. Осталась запись в вахтенном журнале, и этот день мы считаем Днём рождения Камчатки. Меняться мы должны были в 9 утра, но это очень обломно, и мы стали меняться в 11 вечера, что было намного удобнее. Значит, первыми были мы с Цоем, потом Цой привел Олега Котельникова, на тот момент художника-оформителя группы Кино, я привел Славу Задерия – лидера группы Алиса.

Следующим я привёл Башлачёва и Диму Винниченко, который тогда играл в группе Токио. Вообще нас обьединял Ленинградский Рок-Клуб, членами которого мы все тогда являлись. Позже к нам прибились Костя Белявский, в то время администратор группы АукцЫон, и Яша Серёжа Яловегин, который не мел прямого отношения к музыке, но работал со мной вместе проводником. Подтянулся к нам в компанию Бондарик Виктор Романович, бессменный басист группы АукцЫон. За ним Женя Титов, игравший тогда на басу в Народном Ополчении и АУ, и создавший в дальнейшем свою группу Титя и Беломорканал.

Мы приводили своих друзей, которым нужна была работа и побольше свободного времени. Котельная для этого подходила идеально. Да и на самой работе было много времени для самосовершенствования, можно было читать, слушать музыку, играть на гитарах, писать стихи, и вообще делать, что угодно. Работа заключалась в том, что раз в два-три часа надо было выйти к котлам и закинуть в них лопат десять угля. Потяжелее было в морозы – закидывать надо было каждый час. Ну и ещё, конечно, накидать угля с улицы себе на смену, а если он замёрзший, то разбить сначала его ломиком. Ну и в конце смены вычистить котлы от шлака, и шлак вынести на улицу, вымыть шлангом всю котельную, помыться самому и тогда уже ждать смену.

Сергей Фирсов, написано к 30-летию Камчатки (11.11.2016) с надеждой на продолжение

История Камчатки от Андрея Машнина

Обратились ко мне с просьбой написать историю котельной.

Пожалуй, если коротко, то можно сделать это прямо сейчас.

Хотя у меня не так много архивных штук здесь, на работе.

Если кому-то это совсем неинтересно, то просто не читайте.

Вообще-то, я не графоман (хотя, пожалуй, в это трудно поверить). Но, может быть, кто-то что-то поймёт новое про эту котельную, и то будет хорошо.

У Дрона (Орлова А.А.) табельного не было. Где прочерки — это у меня нет точных данных.

Вообще, вопрос, какие даты считать началом и концом Камчатки. Тут могут быть разные мнения.

Пожалуй, все согласятся, что Камчатка началась, когда в котельную пришли Фирсов, Цой и Задерий.

Начальник там на тот момент уже просидел три года, но он был один среди обычных работяг.

«Камчатка». Место, где работал Виктор Цой

Старый, ничем особо не примечательный питерский двор по улице Блохина 15 стал настоящим местом паломничества поклонников Виктора Цоя в частности и русского рока в целом. Время от времени бываю здесь и я, когда приезжаю в Питер по делам или на отдых. Меня всегда привлекали такие места, со своей аурой и особой атмосферой.

Это место до сих пор завораживает своей удивительной атмосферой Это место до сих пор завораживает своей удивительной атмосферой

Никакой котельной здесь, конечно, давно уже нет, а в помещении, где когда-то работали Виктор Цой, Александр Башлачев, Святослав Задерий другие питерские музыканты действует клуб-музей «Камчатка».

Тяжелая работа рокеров

Рокерская тусовка вокруг питерской котельной стала формироваться в конце лета 1986 года. В доме по улице Блохина находилось женское общежитие, а котельная его отапливала. Причем, вход в общежитие был с улицы, а в котельную – с внутреннего двора. Двор был довольно-таки грязным, заваленным шлаком и углем чуть ли не до второго этажа.

Работа здесь было достаточно тяжелой и, само собой, далеко не безвредной для здоровья. Как вспоминает Сергей Фирсо в, главный идеолог и организатор рок-сообщества в котельной «Камчатка» во второй половине 80-х годов, в котельную спускались по лестнице, открывали железную дверь и попадали в зал, где стояли три котла. Они занимали практически все помещение. Вдоль котлов направо был проход шириной полтора метра, который вел в бытовку. Здесь отдыхали кочегары. Напротив входа была маленькая дверь в небольшое помещение, где стоял диван, на котором можно было спать.

Несмотря на тяжелые условия работы, котельная стала островком свободы для музыкантов. Здесь сочиняли и играли песни, снимали документальные фильмы. «Камчатка» была символом настоящего питерского андеграунда.

«Камчатка» на перепутье эпох

Никакого андеграунда здесь больше нет. Но рок-н-ролльный дух этого места сумели сохранить. В клуб-музей, как и много лет назад в котельную, ведет узкая лестница. Внутри особенно явственно ощущаешь удивительную атмосферу тех лет. На стенах – постеры, надписи. Есть небольшие экспозиции с вещами, принадлежавшими работавшим здесь музыкантам.

А главное, как и раньше, здесь играют музыку – дают концерты молодые группы, которые играют и свои песни, и песни Виктора Цоя, и других легендарных рокеров. Как сказано на сайте клуба-музея , «Камчатка» – легендарное место в центре Петербурга. Она соединяет две эпохи, храня личные вещи Цоя, Башлачева, Майка, и предоставляя возможность сыграть свою музыку молодым исполнителям.

Городские чиновники «Камчатку» периодически пытаются закрыть, а дом – снести. Но друзьям и поклонникам Виктора Цоя пока удается это место отстоять. Кстати, совсем недалеко от клуба находятся еще два легендарных места, с которыми неизменно связана музыкальная история Питера – Дворец Спорта «Юбилейный» и стадион «Петровский». Но это уже другая история.

Вам также может быть интересно:

Большой Каретный. Место, где жил Высоцкий

Звезда Богословского кладбища

Высоцкий . Звезда Ваганьковского кладбища

Подписывайтесь на мой канал , комментируйте, ставьте лайки, делитесь публикациями в соцсетях.

Цой и "Камчатка".

В начале октября 1986 года, Виктор Цой устроился на работу в котельную «Камчатка» на Петроградской стороне Ленинграда.

Андрей Машнин:

Фирсов устроился в «Камчатку» 25 сентября 1986 года. Цой примерно через неделю после Фирсова. Причем устроился официально, поскольку был отправлен на курсы…

Что касается меня, то я работал в ГРСТ-1 - Городском ремонтно-строительном тресте - стропальщиком и заведовал музыкальной частью самодеятельности. Репетировали как раз в общаге на Блохина. Все это происходило в 1986—1987 гг.

Виктор Цой в котельной. фото из архива М. Цой Виктор Цой в котельной. фото из архива М. Цой

Сидим как-то у моей подруги из трестовской самодеятельности. Окно во двор открыто, 4-й этаж. Подошла она к окну, говорит: «Во, Цой с бачками. Видел?» Я тоже выглянул, действительно, Цой по двору шарахается. Говорю: «А что вообще происходит?» Она говорит: «Так он работает внизу, в кочегарке. Я и начальника их знаю, Толика. Давай познакомлю, споешь ему что-нибудь заодно, там все музыканты работают». Думаю, ладно, почему нет. Так я и попал в «Камчатку» осенью 1987-го и в начале следующего сезона устроился туда на работу.

Топили мы женскую общагу ГРСТ-1. Работали сутки через семь. На смене должны были одновременно находиться два человека — кочегар и зольщик. Кочегар — квалифицированная специальность, а зольщик нет. Подразумевалось, что кочегар топит котлы и следит, чтобы не рвануло, а зольщик чистит их и выносит золу и шлак. Чтобы стать кочегаром, как я уже говорил, нужно было иметь удостоверение или пойти на трехмесячные курсы. Я устроился зольщиком и сразу пошел на курсы. Цой до этого немного кочегарил в другом месте, но тоже у нас учился.

У кочегаров и зольщиков была разная зарплата, оклад зольщика — 70 рублей, кочегара — 105 рублей + 10 рублей премия. Но мы делили деньги поровну, обязанностью Начальника Камчатки было это проделывать каждый месяц.

Андрей Машнин в кочегарке "Камчатка". фото из личного архива Андрей Машнин в кочегарке "Камчатка". фото из личного архива

Рабочие сутки проходили так. Заступаем в 23.00. Принимаем смену: котлы почищены, зола и шлак вынесены, пол подметен и полит из шланга, посуда помыта, мусорное ведро пусто. Обязательно переодеваемся и переобуваемся. Одежка, у каждого своя, висит на вешалке в бутербродной. Там как раз долго валялись рабочие кроссовки и прочие штаны Цоя. Все пожгли, пока он еще жив был. Потом молодежь убивалась по этому поводу. А кто ж знал.

Первым делом идем расковыривать смерзшийся уголь, который кучей лежит на улице, возле специального проема. Потом идем в угольную, там долбим пикой ту же кучу снизу, чтобы посыпалось внутрь. Потом скребком загребаем вниз как можно больше. В фильме «Рок» Цой как раз этим и занимался в угольной — загребал внутрь уголь через проем.

Кстати, в котельне было три котла. Если смотреть на них от входа, то слева, напротив двери, был паровой котел – как раз летний, а средний и правый назывались водогрейные. Их топили весь отопительный сезон. Конструкция у них была разная. Паровик работал без моторов. От него нагревались два больших бойлера в бойлерной, в которую был отдельный вход со двора. Летом по ночам не топили, только днем, и смена была примерно с 12:00 до 18:00. То есть надо было нагреть воду к приходу общежитских девиц с работы.

После смотрим, что в журнале понаписали за время нашего отсутствия. Пишем сами: смена № такая-то, число, стишок какой-нибудь, картинку, что угодно, что лезет в голову. А что там еще можно делать столько времени: компьютеров и мобильников не было. Только читать, писать, играть на гитаре, разговаривать, бухать, веселиться со знакомыми девушками. Время от времени подкидывать уголь. В конце сдать смену, то есть почистить котлы и все прибрать.

кадр из фильма "Йя-хха" кадр из фильма "Йя-хха"

Бытовой техникой почти не пользовались. По телевизору смотреть было нечего. Радио тоже никто не слушал тоскливое, сами пели намного чаще. И было кому. Играли почти все, писали тоже, в том числе гости.

Бывало, приходишь в 12, выгребаешь из паровика вчерашний шлак сверху и золу снизу, выносишь на улицу в бачках. Идешь в бойлерную, перекрываешь краники на душ и прочий внутренний водопровод. Потом растапливаешь котел дровами. Дальше – угля помаленьку, уголь разгорается, и топишь уже в полную силу углем. Следишь за давлением на манометре. Если давление слишком большое, приоткрываешь дверку топки, давление падает. Температуру в системе показывает градусник. Потихоньку ползет вверх – 40, 50, 80. В котельне начинает пахнуть паром. Как раз к 5–6 вечера два бойлера нагреваются до кипятка, идешь опять в бойлерную, открываешь краники, и горячая вода из бойлеров поступает в душ и на кухни. Прекращаешь топить и можешь вообще отправляться домой. Для страховки топку можно приоткрыть на пару сантиметров, тогда уже точно ничего не рванет, просто догорит и погаснет. Зимой (осенью–весной) топили два других котла – средний и правый. Они уже работали от насосов. Там была суточная работа, и в котельне постоянно работали моторы. Очень такой привычный характерный звук.

Зимой за давлением особо следить не приходилось. Опять же можно было ориентироваться на запах. Если паром запахло, надо убавлять жар. Но это редко бывало. Держали все температуру порядка 60, если не очень холодно. А в мороз уже 80–90 надо было. Умеючи это было не так уж сложно…

Мало кто из внешнего мира знал тогда, где находится котельная и существует ли она на самом деле. В том, что существует, многие убедились, посмотрев фильм Алексея Учителя «Рок», но и после фильма не было к нам паломничества. Оно началось 15-го августа 1990…

С самим Цоем у меня отношений не было вообще. В «Камчатке» я просидел полсезона, пока он еще работал, но он тогда работал редко. Скорее всего, Толик за него и работал, пока Цой где-то снимался или выступал. Кроме собственно Толика, я из своего уголка наблюдал всех тех, кто к нему приходил в гости. Народу часто было много, и я сейчас не помню, кто именно там был. Сплошные ассушки. Я тогда плохо всех знал. Никаких записей и фотографий не осталось. В журналах тех времен хаос, ничего не понять, к какому точно времени относятся разные записи. То есть в памяти зацепиться не за что. Освоился я там уже в 88 году, перезнакомился со всеми, но Цо й уже ушел на повышение. Может, заходил еще пару раз. Где, с кем и как я знакомился, я тоже толком не помню, все перемешалось в голове…Я стеснялся везде ходить за компанию, хотя были все возможности. Начальник меня водил, например, на премьеру программы «Группа крови», это я помню. Прошли мы на халяву, понятно, посмотрели концерт, но я ни в какие гримерки тогда еще не привык ходить, был в зале, а потом сдриснул. И это типичный пример. Мне постоянно было неловко куда-то пролезать и там торчать…

Котел, у которого работал Виктор Цой, замуровали

Когда 15 августа 1990 года Виктор погиб за рулем, у котельной вмиг выстроились длиннющие очереди. Поклонники просили кочегаров отдать им личные вещи певца. Рады были даже старым ботинкам. Теперь котельная - музей. Его в 2005-м организовал Сергей Фирсов, тот самый, который позвал сюда работать Цоя. Среди экспонатов - гитара музыканта, купленная еще в 70-м году, его пластинки. И, конечно, котел, который обогревал все здание.

- Еще года полтора назад мы этот котел топили. А сейчас пришлось заложить кирпичом, - гладит шершавую стену рукой Андрей Грачев, администратор-звукорежиссер «Камчатки». - После пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» к нам заглянули службы с проверкой. Заделывайте, говорят.

Простая кочегарка, в которой Виктор работал, чтобы его не сочли тунеядцем, стала с годами культовым местом.

Простая кочегарка, в которой Виктор работал, чтобы его не сочли тунеядцем, стала с годами культовым местом.

Поклонникам Цоя это не понравилось. Под Новый год они пробрались в котельную и растопили печку. Дело удалось замять, но клубу вынесли последнее предупреждение.

- «Камчатка» никогда спокойно не жила, - улыбается Андрей Грачев. - Недавно грунтовые воды в зал со двора просочились. Во время концерта. Вода аж до музыкантов на сцене поднялась!

Сцену построили уже после смерти Виктора. Тут выступают и известные группы - «Пилот», «АукцЫон», и начинающие исполнители.

Сейчас в клуб все чаще приводят детей родители. Вчерашние дети, выросшие на Цое, которого им никто так и не заменил.

15 августа - 21 год без Виктора Цоя

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Рената Литвинова:

Я его песню не одобрила

- Я училась во ВГИКе, - вспоминает актриса, которую мы попросили рассказать о Цое. - И у Аркадия, моего однокурсника, группа «Кино» несколько раз останавливалась. Аркадий, когда я была у него в гостях, мне спел песню «Следи за собой, будь осторожен» (у него, кстати, совершенно не было ни слуха, ни голоса, хотя он сын Владимира Высоцкого). И сказал: «Видишь, там парень на диване валяется? Так это он это написал». Я говорю: «Ну и чего?» Короче, я ее не одобрила.


А сейчас, если спросить, кто на меня как на юную душу мог оказывать влияние, я отвечу, что знаю все альбомы Виктора Цоя и Земфиры. Он до сих пор актуален, кстати. Вообще на самом деле это такая даже не музыка. Я думаю, это некий шаманизм. Не могу назвать его каким-то хитмейкером, как Маккартни. Или ту же Земфиру, которая может написать какую-то музыкальную тему, работать над ней как композитор и аранжировщик. У Виктора на самом деле абсолютно завораживающие шаманские мантры. И его перепевать достаточно тяжело. Земфире удалось. В каком-то смысле некий шаманизм, который есть и в ней, их объединяет.

Репортаж "КП": Есть ли жизнь на "Камчатке"?

Съемка - Тимур ХАНОВ Тимур ХАНОВ

Возрастная категория сайта 18 +

Котел, у которого работал Виктор Цой, замуровали

Когда 15 августа 1990 года Виктор погиб за рулем, у котельной вмиг выстроились длиннющие очереди. Поклонники просили кочегаров отдать им личные вещи певца. Рады были даже старым ботинкам. Теперь котельная - музей. Его в 2005-м организовал Сергей Фирсов, тот самый, который позвал сюда работать Цоя. Среди экспонатов - гитара музыканта, купленная еще в 70-м году, его пластинки. И, конечно, котел, который обогревал все здание.

- Еще года полтора назад мы этот котел топили. А сейчас пришлось заложить кирпичом, - гладит шершавую стену рукой Андрей Грачев, администратор-звукорежиссер «Камчатки». - После пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» к нам заглянули службы с проверкой. Заделывайте, говорят.

Простая кочегарка, в которой Виктор работал, чтобы его не сочли тунеядцем, стала с годами культовым местом.

Простая кочегарка, в которой Виктор работал, чтобы его не сочли тунеядцем, стала с годами культовым местом.

Поклонникам Цоя это не понравилось. Под Новый год они пробрались в котельную и растопили печку. Дело удалось замять, но клубу вынесли последнее предупреждение.

- «Камчатка» никогда спокойно не жила, - улыбается Андрей Грачев. - Недавно грунтовые воды в зал со двора просочились. Во время концерта. Вода аж до музыкантов на сцене поднялась!

Сцену построили уже после смерти Виктора. Тут выступают и известные группы - «Пилот», «АукцЫон», и начинающие исполнители.

Сейчас в клуб все чаще приводят детей родители. Вчерашние дети, выросшие на Цое, которого им никто так и не заменил.

15 августа - 21 год без Виктора Цоя

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Рената Литвинова:

Я его песню не одобрила

- Я училась во ВГИКе, - вспоминает актриса, которую мы попросили рассказать о Цое. - И у Аркадия, моего однокурсника, группа «Кино» несколько раз останавливалась. Аркадий, когда я была у него в гостях, мне спел песню «Следи за собой, будь осторожен» (у него, кстати, совершенно не было ни слуха, ни голоса, хотя он сын Владимира Высоцкого). И сказал: «Видишь, там парень на диване валяется? Так это он это написал». Я говорю: «Ну и чего?» Короче, я ее не одобрила.


А сейчас, если спросить, кто на меня как на юную душу мог оказывать влияние, я отвечу, что знаю все альбомы Виктора Цоя и Земфиры. Он до сих пор актуален, кстати. Вообще на самом деле это такая даже не музыка. Я думаю, это некий шаманизм. Не могу назвать его каким-то хитмейкером, как Маккартни. Или ту же Земфиру, которая может написать какую-то музыкальную тему, работать над ней как композитор и аранжировщик. У Виктора на самом деле абсолютно завораживающие шаманские мантры. И его перепевать достаточно тяжело. Земфире удалось. В каком-то смысле некий шаманизм, который есть и в ней, их объединяет.

Репортаж "КП": Есть ли жизнь на "Камчатке"?

Съемка - Тимур ХАНОВ Тимур ХАНОВ

Возрастная категория сайта 18 +

Это странное место "Камчатка": знаменитый клуб-музей готовится к 55-летию Виктора Цоя

В "Камчатке" лидер группы "Кино" работал 30 лет назад.

Та самая котельная спряталась во дворе дома 15 по улице Блохина. Это Петроградский остров, самый центр Петербурга. Рядом простые доходные дома, построенные до революции, и редкие «сталинки». До начала XXI века их топили по старинке углем. Небольшие котельные ставили прямо в подвалах. «Камчатка» - не исключение.

Ежедневно клуб-музей посещают десятки поклонников Цоя, Башлачева, Котельникова.

Ежедневно клуб-музей посещают десятки поклонников Цоя, Башлачева, Котельникова. Фото: Александр ГЛУЗ

На часах 13.17. Тяжелая железная дверь со скрипом открывается. Из клуба доносятся знакомые звуки песни «Группа крови». Помещение небольшое, но уютное. Стены увешаны фотографиями «Последнего героя» и тех, кто вместе с ним ждал перемен и в это время бодро махал лопатой кочегара. Кроме плакатов, по периметру клуба аккуратно расположены витрины. Внутри - диски, аудиокассеты, футболки, печатная машинка и обрывки пожелтевших листов из тетрадей. Рядышком стоит гитара, которую лидер группы «Кино» купил в семидесятых. Длинные деревянные столы и лавки, исписанные посланиями. Сцена с барабанной установкой. И, конечно, тот самый котел.

Тот самый котел.

Тот самый котел. Фото: Александр ГЛУЗ

Печь, кстати, уже не работает. В 2000 году в здание на Блохина, 15, провели отопление, поэтому огонь в котле зажигали только по праздникам. Долгие годы кочегарные игрища оставались любимым развлечением «киноманов». Возможно, котел топили бы по сей день, но все изменила трагедия в «Хромой лошади»: пожар в клубе унес жизни 156 человек. Волной проверок накрыло и «Камчатку». В клуб-музей нагрянула инспекция, а печь пришлось замуровать. Но поклонники и сейчас открывают тяжелую дверь, смотрят внутрь. Может, ждут чего.

ПОКОЛЕНИЕ ДВОРНИКОВ И СТОРОЖЕЙ

В советские годы работать должны были все. Одно время существовала даже статья «за тунеядство». Вольнолюбивых рок-музыкантов часто задерживали участковые. Для того, чтобы избежать проблем с властями, многие находили простую работу. «Поколение дворников и сторожей», как точно окрестил это время Борис Гребенщиков. В случае с Цоем можно добавить: и кочегаров.

В книге отзывов сотни признаний в любви к музыкантам из котельной.

В книге отзывов сотни признаний в любви к музыкантам из котельной. Фото: Александр ГЛУЗ

- Когда я устроился в котельную, стал думать, кого еще взять. Я предложил Витю. Знал, что у него проблемы с работой, - вспоминает друг Цоя Сергей Фирсов, сейчас он заведует «Камчаткой». - Тем летом он работал в бане на проспекте Ветеранов. Работа занимала всего один час в день, но с десяти до одиннадцати вечера, а это неудобно. Ему надо было срываться со всех концертов и тусовок и мчаться на Ветеранов, чтобы из шланга смывать листья от веников в этой треклятой бане. Поэтому, когда я ему предложил влиться в нашу команду, он с огромной радостью согласился.

Спустя полтора года Цой покинул место работы, и ему на смену пришли другие ленинградские музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин, Олег Котельников.

ДОМ СТОИТ. СВЕТ ГОРИТ

В прошлом году исполнилось тридцать лет с того момента, как в вахтенном журнале котельной появилась запись о выходе на работу рок-музыкантов. Отмечали широко. Несмотря на проблемы с соседями и непонятный статус.

К памятной доске поклонники приносят живые цветы и свечи.

К памятной доске поклонники приносят живые цветы и свечи. Фото: Александр ГЛУЗ

- Обидно просто так все бросить, - продолжает Сергей. - После долгих мытарств и хождений по инстанциям все-таки удалось в 2003 году открыть «Камчатку» как клуб-музей. Моей заслуги в том, что песни Вити знают миллионы, нет. Что тут скажешь? Они простые, глубокие, и в этом его сила.

В этой витрине хранится диплом, которую получили музыканты группы "Кино" от Ленинградского рок-клуба.

В этой витрине хранится диплом, которую получили музыканты группы "Кино" от Ленинградского рок-клуба. Фото: Александр ГЛУЗ

Несколько раз котельную пытались выселить. В 2005 году здание хотели пустить под снос, а вместе с ним и «рок-шкатулку». Тогда «намоленное» место русского рока осталось невредимым. Но за последние двенадцать лет вопрос вставал ребром несколько раз. Масла в огонь подливают жильцы, которые не рады подобному соседству.

- Все успокоилось, и никто нас пока не выселяет. Всякое бывало, но сейчас у нас с жильцами нормальные отношения. Здание хотели признать аварийным, однако в нем сделали ремонт. В прошлом году крышу меняли, в этом - трубы. Пока дом стоит - «Камчатка» будет жить, - утверждает директор клуба.

«НИЧЕГО У МЕНЯ НЕТ»

Раньше в «Камчатку» заглядывал Роберт Цой - папа Виктора. В кочегарке он встречался с друзьями и поклонниками сына. Вместе они сидели за длинными деревянными столами и фантазировали, как бы могла сложиться судьба Вити.

- Я уже давно там не был, но рад, что там по-прежнему собираются люди, которые хранят память о Викторе, - говорит Роберт Максимович.

Роберт Максимович Цой навещает сына два раз в год.

Роберт Максимович Цой навещает сына два раз в год. Фото: Тимур ХАНОВ

Главным местом встречи с сыном для него остается Богословское кладбище. Каждый год - в день рождения и в день смерти сына - он приезжает на могилу. Вместе с ним еще человек пятнадцать. Роберт называет их активистами. Виктору по традиции отец привозит большую корзину цветов, а своим спутникам - бутылку водки.

- Вместе со мной на могилу рано утром приходят поклонники Вити, друзья. Для нас 21 июня и 15 августа - священные даты. Каждый год в эти дни мы собираемся на кладбище: сидим, поминаем, - поделился Роберт Цой с «Комсомолкой».

В следующем году Роберт Максимович отметит 80-летие. Сейчас бывший инженер вышел на пенсию и занимается любимым делом - рыбалкой.

- Вот уже 45 лет удочки, снасти и крючки не дают мне покоя. Часто езжу на Карельский перешеек. За уловом. Для этого даже специальную машину приобрел, - поделился папа Виктора Цоя.

Правда, марку авто не называет. Может, стесняется? Да и о деньгах разговаривать не любит. На вопрос, получает ли он гонорары за диски и сувениры после кончины сына, отвечать не стал.

- Ничего у меня нет, - отрезал Роберт.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Звукорежиссер группы «Кино» Алексей ВИШНЯ:

- Песни Вити простые, и в этой простоте заключается вся гениальность. Я очень любил Виктора, ведь он был важнейшим человеком моей юности. И гения я в нем распознал с первого взгляда. Его творчество я услышал в первый день нашего знакомства. Он пел песни, и я понял, что они нужны всей стране. Судьба отвела ему на творчество всего восемь лет, из которых пять лет я был рядом с ним. Это все равно, что ребенка воспитываешь, а он умирает. Вот такой для меня была смерть Вити.

КСТАТИ

Точно никто не знает, почему котельную окрестили «Камчаткой». У Виктора Цоя есть песня, в которой встречаются следующие строки: «Это странное место Камчатка, / Это сладкое слово «Камчатка», но написана она была музыкантом в 1983 году. По одной из версий, во дворе на Блохина, 15, раньше часто прорывало трубу, из которой фонтаном била горячая вода. Во дворе поднимался пар, а закуток напоминал долину гейзеров. Чем, спрашивается, не Камчатка?

Возрастная категория сайта 18 +

«Это был оазис»: что значит котельная «Камчатка» для Петербурга

Здание бывшей котельной, где работал Виктор Цой, могут признать аварийным. Администрация Петроградского района подготовила заявку на расселение дома на улице Блохина, 15 — у многих это вызвало опасения, что в таком случае дом снесут. Однако вице-губернатор Владимир Лавленцев пообещал, что с клубом-музеем, который находится в подвале бывшей котельной, ничего не случится. Директор клуба «Камчатка» Сергей Фирсов рассказал «Бумаге», как здесь оказался Цой, почему в этом «тихом и спокойном месте» постоянно собирались музыканты и что происходит с «Камчаткой» сейчас.



Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Сергей Фирсов

Основатель клуба «Камчатка», друг Виктора Цоя

— Раньше здесь была маленькая котельная, которая обслуживала женское общежитие, находящееся в доме рядом. Работали тогда восемь человек — четыре кочегара, четыре зольщика. Мы пришли сюда осенью 1986 года: первым был я, потом привел сюда Цоя, привел Башлачева, а Цой привел Котельникова. С Цоем я был знаком с 82-го по «Ленинградскому рок-клубу»: мы жили рядом, вместе отдыхали, я знал, что он уже до этого работал кочегаром в одном месте. И Цой нуждался в работе — в то время он проработал все лето, обмывая баню на проспекте Ветеранов. Это занимало один час — с 10 до 11 вечера, но в это время обычно начинались все тусовки, поэтому он дико обламывался, потому что надо было уезжать.




Мы ходили с ним вместе на курсы кочегаров, чуть ли не к 8 утра ездили. Потом к нам присоединились Слава Задерий, Виктор Бондарик — басист «Аукцыона». Башлачеву тоже надо было где-то устроиться — он вообще нигде не работал. Но получилось, что здесь он проработал только одни сутки, а все остальное время был в «отпуске». За него работал «начальник» — человек, который меня сюда пригласил, он и за Цоя работал, когда тот ездил сниматься в фильмах. Хотя Цой к работе относился серьезно, все делал хорошо. Руководила нами тетечка — комендант общежития. Мы работать умели и любили. А работа была нетрудная, хотя и нечистая. Тут было тихо, спокойно, ни менты, ни кто-то еще здесь не появлялись. Сюда ходили только некоторые наши друзья: молодые же, своих комнат ни у кого нет, а в котельной можно было находиться круглосуточно. Это был такой оазис. «Камчаткой» это место стали называть практически сразу, как мы здесь появились. Но никто не помнит, от кого именно это пошло. Естественно, назвали по песне, но кто первый сказал «котельная „Камчатка“», никто уже не знает.



Конечно, сразу после смерти Цоя сюда стали ходить люди. Внутрь мы их не пускали — они ставили палатки во дворе, разводили костры. Могло собираться человек по двести — все время кто-то здесь жил. Приезжали со всей России, даже со всего мира: иностранцев было много. Милиция их в принципе не выгоняла, хотя было по-всякому: смотря как себя вели, тут же люди вокруг живут, а песни, крики — все это мешает. Когда умер Цой, в котельной ничего не изменилось, все работало по-прежнему. Я, например, здесь работал до 2000 года, пока ее не закрыли. А потом дом подключили к теплоснабжению и котельная повисла в воздухе. Тогда нам, естественно, пришла мысль все это продолжить: жалко было, что место пропадало. Нам согласились сдать помещение в аренду, а сам клуб открылся в 2003-м.



Сейчас это просто клуб: здесь выступают тысячи музыкантов — почти каждый день концерт. Группы разные: и старички иногда играют, но в основном — молодые музыканты, потому что мы берем всех, а начинающие группы не могут позволить себе организовать концерт. С музыкантов мы не берем деньги за площадку, а они, если не очень мало народа было, могут даже сами что-то заработать. Иногда в «Камчатке» справляются праздники, например, дни рождения, свадьбы — в основном тех, кто как-то связан с этим местом. Здесь отработали около 25 человек, и все они сюда заходят. Волна поклонников тоже не утихла — на удивление, Цой оказался такой творчески сильный парень, что до сих пор молодежь его слушает. Правда, теперь приходят в основном в его день рождения или день смерти. Годами в палатках уже, конечно, не живут.

Никто это здание разрушать не будет. Я не знаю, кто придумал слово «снести», которое теперь все повторяют. Это дом 1938 года, в хорошем состоянии, никто таких теперь не строит, он еще двести лет простоит. В городе есть дома гораздо более аварийные. Его могут поставить на капитальный ремонт, конечно, но ни о каком сносе не может быть речи — если только здание кто-то выкупит, расселит, но желающих пока не видно. В 2006-м его действительно хотели выкупить и построить здесь гостиницу, но тогда власти не дали этого сделать. Конечно, было бы хорошо сделать музей Цоя, но помещение же никто не дает. Под это можно было бы второй этаж над котельной взять. Здесь мы находимся просто как клуб — если бы был документ, закрепляющий, что мы музей, то выселить нас отсюда было бы непросто. А так нас нет: выкупили здание и выселили. Но оформить музей в нашем городе официально очень трудно. К тому же это делается, как правило, через 50 лет после смерти человека.

КЛУБ-МУЗЕЙ "КОТЕЛЬНАЯ КАМЧАТКА"

27.04.2017

Авторские тексты, наполненные особым лирическим смыслом, которые хочется слушать снова и снова. В словах каждый найдет что-то близкое о себе, о любимом человеке, о жизни. Главный посыл наших песен научить людей наслаждаться каждым днем, любить искренне, самозабвенно и навсегда.
А манящие мелодии акустической гитары зацепят самые потаенные струны вашей души.
Все это "Времена".
Автор и исполнитель песен - Алексей "Времена"

Аудиозаписи 187

Камчатка 2

Кукушка (В. Цой cover Кино)

Кочегарам (песня для "Камчатки")

Обсуждения 6

10 авг в 19:27

2 мая в 23:35

Афиша концертов

15 авг 2020

Наши мероприятия 11

16 мар 2021 в 19:00

29 ноя 2020 в 20:00

17 фев 2020 в 19:00

Контакты 3

Илья Измайлов

Андрей Александрович

организация концертов

Сергей Фирсов

Информация

Котельная "Камчатка" - легендарное место в центре Петербурга, где работали кочегарами такие известные люди, как Виктор Цой, Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик, Евгений Титов и многие другие.
Сегодня "Котельная Камчатка" является одновременно музеем и музыкальным клубом. Она соединяет две эпохи, храня личные вещи Цоя, Башлачева, Майка, и предоставляя возможность сыграть свою музыку молодым исполнителям.

Читайте также: