Что следует сделать в первую очередь при упуске воды из котла

Обновлено: 20.05.2024

Упуск воды из барабана котла.

- при недостаточном контроле машиниста за питанием котла водой.

Если обнаружено, что при нормальном давлении в питательной линии уровень воды в котле понижается, необходимо:

Увеличить питание котла, открыть в случае необходимости регулирующий клапан на байпас узла питания котла. Питание котла перевести на дистанционное управление.

Сверить показания сниженных указателей уровня по водоуказательным колонкам. Закрыть все продувки котла, в том числе и непрерывную.

Установить особо тщательный надзор за уровнем воды в барабане котла и за давлением в питательной линии. Если давление в питательной линии недостаточно, потребовать немедленного пуска дополнительного питательного насоса.

Сверить показания паромеров и водомеров котла. Если водомер показывает значительно больше паромеров, то этот факт указывает на образование неплотностей в водяном тракте котла.

- плотность продувочной арматуры котла (плотность арматуры проверяется на ощупь);

- путем прослушивания проверить, нет ли повреждения труб экранов, пароперегревателя, водяного экономайзера и водоспускных труб.

Если несмотря на принятые меры по увеличению питания котла водой, уровень в барабане котла достиг низкого аварийного предела - 100 мм и не сработала защита, отключить котёл ключом аварийного останова,

- погасить топку закрытием отсечных клапанов на газопроводе котла с последующим закрытием задвижек у горелок или отключением пылепитателей,

- закрыть главные паровые задвижки;

- закрытием регулирующих питательных клапанов, задвижек прекратить питание котла водой.

Вопрос о времени последующей растопки котла решается главным инженером станции, подпитка и растопка котла должны производиться после тщательного осмотра испарительных поверхностей нагрева.

Перепитка котла водой.

- повышение уровня воды в барабане котла по сниженным указателям уровня и водоуказательным колонкам выше высшего допустимого предела 150 мм;

- снижение температуры перегретого пара;

-увеличение солесодержания перегретого пара.

Перепитка котла может произойти вследствие:

- неисправности сниженных указателей уровня воды в барабане и водоуказательных колонок котла;

- неисправности регулирующего клапана на питательной линии или авторегуляторов литания;

- недостаточного контроля за питанием котла со стороны машиниста блока.

Действия персонала.

При повышении уровня воды в барабане котла выше +50 мм. необходимо:

- проверить правильность работы сниженных указателей уровня путем сверки их показаний с водомерными колонками;

- перевести питание котла с автоматического управления на дистанционное и убавить регулирующим клапаном PПK подачу воды в котел.

Если не смотря на принятые меры по уменьшению питания, уровень в барабане достиг +100, открыть аварийный сброс воды из барабана, если уровень не снижается и достиг высшего аварийного предела +200 мм. и не сработала защита, отключить котёл ключом аварийного останова:

- закрыть аварийный сброс при достижении нормального уровня;

- выяснить причину перепитки и с разрешения НСС приступить к растопке котла.

При повышении уровня воды в барабане с забросом её в пароперегреватель и резком понижении температуры перегретого пара с наблюдением гидроударов необходимо отключить котел ключом аварийного останова.

- Открыть аварийный слив из барабана.

- Открыть дренажи и продувку пароперегревателя.

- Прикрыть направляющие аппараты дымососа и дутьевого вентилятора с последующим остановом через 10 минут.

- Внимательно следить за снижением уровня и при достижении растопочного уровня закрыть задвижки аварийного сброса.

- Выяснить причину перепитки котла.

Вопрос о времени последующей растопки котла решается главным инженером станции, после тщательного осмотра пароперегревательных поверхностей котла.

Разрыв экранной трубы.

Причины повреждения экранных труб:

- упуск воды из барабана котла ниже - 100мм. и непринятие своевременных мер по ликвидации аварии;

- образование паровых мешков в экранных трубах при нарушении циркуляции;

- наличие накипи внутри труб (наиболее распространенная причина появления отдушин, свищей и разрывов труб) вследствие питания котла неудовлетворительной по качеству водой, ведения неправильного режима химической обработки и неудовлетворительного контроля за качеством котловой и питательной воды;

- закупорка труб во время монтажа или ремонта посторонними предметами;

- больших пропусках дренажной арматуры;!

- износ труб струёй пара, вытекающей из ранее поврежденных труб и своевременно незамеченных "подлазов";

- несоответствие материала труб или дефектное изготовление труб на заводе, монтажа или во время ремонта.

Признаками разрыва экранных труб является:

- резкий шум истекающего пара в топке и газоходах котла;

- резкое увеличение расхода воды на котел и снижение расхода пара;

- быстрое снижение уровня воды в барабане и падение давления пара;

- выбивание пара и газов из лючков в обмуровке котла;

- резкое снижение разрежения в топке вплоть до зашкаливания на "плюс".

Действие персонала при разрыве труб экрана:

- немедленно отключить котел ключом аварийного останова;

- после останова дымососов при необходимости поддерживать разрежение в верху топки 3 - 5 мм направляющими аппаратами дымососов.

Разрыв водоспускной трубы.

Причины повреждения водоуказательных труб:

- недостаточная компенсация тепловых расширений при защемлении нижних камер или самих водоспускных труб;

- некачественная сварка стыков;

- коррозия металла труб;

- нарушение технологии производства гибов (изменение структуры металла, утонение стенки, нарушение прочности и пластичности);

Признаки разрыва водоспускной трубы:

- сильный шум в КТО-1 и заполнение паром помещения КТО-1;

- быстрое снижение уровня воды в барабане и падение давления пара в котле;

- расхождение показаний паромера и водомера (резкое увеличение расхода воды и снижение расхода пара).

Действия персонала при разрыве водоспускной трубы:

- немедленно отключить котел ключом аварийного останова;

- закрыть задвижки перед турбиной;

- следить за уровнем в барабане;

- усиленно вентилировать помещение КТО-1, создавая тягу открытием окон и дверей;

- удалить из опасной зоны весь персонал, оградить опасную зону.

Разрыв главного паропровода.

7.7.1. Разрыв главного паропровода может быть вызван следующими причинами:

- гидравлическими ударами в паропроводе;

- недостаточной компенсацией тепловых перемещений или защемлением трубопровода;

- неудовлетворительным качеством металла (включая применение марок стали, не соответствующих проекту);

- некачественной сваркой стыков;

- ползучестью металла паропровода;

7.7.2. Признаки разрыва:

- сильный шум истекающего пара и заполнение паром помещений КТО-1;

- резкое снижение давления за котлом;

- резкий подъем ("набухание" уровня воды в барабане котла;

- если разрыв произошел до расходомерной шайбы, то появится большая разница в показаниях расходомеров воды и пара.

7.7.3. Действие персонала при разрыве паропровода:

- немедленно отключить котел ключом аварийного останова;

- закрыть задвижки перед турбиной;

- следить за уровнем в барабане,

- усиленно вентилировать помещение КТО-1, создавая тягу открытием окон и дверей;

- удалить весь персонал из опасной зоны, оградить опасную зону.

Повреждение питательного трубопровода.

Возможные неполадки, аварии с питательными трубопроводами могут быть вызваны:

- вибрацией трубопровода, гидравлическими ударами;

- неудовлетворительным креплением, трубопроводов;

- выбиванием прокладок, сальников на арматуре питательного трубопровода;

- неисправностью регулирующих клапанов, запорных задвижек, обратных клапанов;

- некачественной сваркой стыков.

При гидравлических ударах и вибрации трубопровода машинист котла обязан выяснить причину гидравлических ударов и вибрации.

Признаками аварии питательных трубопроводов могут быть:

- падение давления в питательной линии;

- сильный шум и выделением пара;

- расхождение показаний паромера и водомера;

- снижение уровня в барабане котла.

При выбивании прокладок, сальников арматуры и сильной течи необходимо в согласовании с НСС перевести питание котла на резервную линию и отключить участок трубопровода с неисправной арматурой.

Если не удается перевести питание котла на "резервный питательный трубопровод или отключение поврежденного участка связано с тем, что котел остается без питания водой (уровень удержать нельзя при понижении нагрузки на котле) котел аварийно останавливается.

Правила технической эксплуатации (вопросы-ответы)

- Чтобы температура воды была не ниже 20 градусов Цельсия.

44. Какой показатель является ограничивающим при выборе эксплуатационного режима работы дизеля с отключенными цилиндрами?

45. Какому главному условию должно удовлетворять цилиндровое масло дизеля?

- Соответствовать сорту применяемого топлива.

46. Когда следует открывать клапан для спуска воды при пуске сепаратора на очистку от воды?

- При достижении полной частоты вращения барабана.

47. Как часто следует расхаживать приводы шиберных заслонов утилизационных котлов?

- Не реже одного раза в месяц.

48. Когда следует пустить дистиллятный насос при пуске испарительной установки?

- При появлении уровня дистиллята в водоуказательном стекле.

49. Должен ли испаритель покрываться инеем при нормальной работе холодильной установки?

50. Как часто должны проводиться учения по аварийному управлению рулевым устройством?

- Не реже одного раза в 3 месяца.

51. Можно ли допускать к работе главный двигатель без пробных пусков на топливе?

- Да, с записью в машинном журнале и уведомлением капитана.

52. В каком случае из перечисленных механик обязан проверить показания всех КИП дизеля?

- При приеме и сдаче вахты.

53. Как следует доводить нагрузку дизеля до эксплутационной после перехода на высоковязкое топливо?

- По мере повышения температуры топлива перед насосами.

54. Что делать при появлении помпажа турбокомпрессора дизеля?

- Снижать частоту вращения до прекращения помпажа.

55. Как поступать после остановки дизеля и исчезновения признаков опасной концентрации масляного тумана в картере?

- Через 20 минут выключить масляный насос и открыть картер.

56. Когда следует закрыть клапан на отливной трубе при остановке топливного сепаратора?

- После остановки барабана сепаратора.

57. Что следует сделать в первую очередь при упуске воды из котла?

58. Укажите, какой способ предпочтительнее для регулирования напора винтового насоса?

- Изменением частоты вращения приводного двигателя.

59. Разрешается ли зажигать форсунку от раскаленной кладки котла?

60. Можно ли допускать работу холодильной установки на вакууме?

61. С чего следует начинать проверку валопровода перед пуском дизеля?

- С проверки отжатия тормоза (стр.23, ч.2, п.1.8.1)

62. Что нужно контролировать в системе охлаждения форсунок работающего дизеля?

- Температуру на входе и выходе охлаждающей среды.

63. О чем свидетельствуют резкие колебания стрелки манометра или падение давления в системе охлаждения дизеля водой?

- О попадании газов или воздуха.

64. В каком случае смазка главного и пусковых клапанов дизеля обязательна?

- Перед работой на маневренном режиме.

65. Как производится проверка распределения мощности по цилиндрам на дизеле без индикаторных кранов?

- По температурам выпускных газов за цилиндрами.

66. Какая температура воды рекомендуется для создания водяного затвора масляного сепаратора?

- Выше на 5 градусов Цельсия, чем температура очищаемого масла.

67. Что необходимо сделать до полного остывания котла после вывода его из действия?

- Проверить закрытие всех клапанов котла.

68. Укажите периодичность проверки регулировки предохранительных клапанов теплообменных аппаратов.

- Не реже одного раза в год.

69. Какова должна быть разница температур охлаждающей воды между входом и выходом на конденсаторе СХУ?

70. Укажите возможную причину изменения давления воздуха после промежуточных ступеней компрессора.

- Неисправность всасывающих клапанов.

71. Как поступать при появлении ненормальных шумов, стуков узлов дизеля?

- Уменьшить частоту вращения либо остановить дизель.

72. Как следует поступать при обнаружении опасности образования в картере дизеля взрывоопасной смеси?

- Остановить дизель, не отключая смазку и охлаждение.

73. Следует ли при переводе дизеля на высоковязкое топливо уменьшать мощность дизеля до 50 – 60 % от номинальной?

- да, как правило, следует.

74. При выходе из строя турбокомпрессора и стопорении ротора необходимо:

- снизить нагрузку двигателя.

75. Что необходимо сделать в случае неожиданной остановки работающего на высоковязком топливе дизеля?

- Прокачать топливную систему дизельным топливом.

76. Когда следует закрыть клапан подачи топлива при остановке сепаратора?

- Когда начнется снижаться температура топлива.

77. При каком уровне воды в водотрубном котле запрещается производить его питание?

- Если уровень воды ниже нижней кромки водоуказательного прибора.

78. За чем необходимо следить при параллельной работе шестеренных насосов?

- За регулировкой перепускных клапанов на одинаковое давление.

79. В каком положении (при ручном управлении) должны быть защитные и блокирующие устройства. Не препятствующие пуску котла?

- В положении ВКЛЮЧЕНО.

80. Когда следует удалять воздух и неконденсирующиеся газы из системы СХУ?

- При повышении давления конденсации на 40 – 50 кПа (0,4-0,5 кГ\кв. см) выше табличного.

Правила технической эксплуатации (вопросы-ответы)

- Давление и температуры до и после охладителей, по ступеням наддува.

2. В чем необходимо убедиться перед соединением валоповоротного устройства с дизелем?

- Что рычаг поста управления находится в положении «СТОП»

3. При упуске воды из системы охлаждения дизеля, заполнять систему можно только:

- После остывания дизеля.

4. При работе дизеля на малой нагрузке и на холостом ходу необходимо уменьшить:

- Подачу цилиндрового масла.

5. В каких случаях следует добавлять присадки в замкнутые системы охлаждения дизелей при эксплуатации?

- При пополнении убыли воды.

6. Какая последовательность операций при остановке масляного сепаратора?

- Сначала закрыть клапан подачи масла.

7. При какой температуре разрешается удалять воду из котла?

- Не выше 50 градусов Цельсия

8. Какая операция должна выполняться в первую очередь при подготовке и вводе в действие испарительной установки?

- Сначала наполнить испаритель питательной водой.

9. Где должны быть постоянно вывешены краткие инструкции по эксплуатации рулевой машины?

- На ходовом мостике и в румпельном отделении.

10. Что не регулируется в процессе работы холодильной установки?

- Уровень хладона в ресивере.

11. В каком случае спускные краны ресивера и выпускного коллектора дизеля должны быть закрыты?

- При пробных пусках на топливе.

12. Что необходимо периодически контролировать в системе пускового воздуха работающего дизеля?

- Давление воздуха в пусковых баллонах.

13. Что проверяется при периодическом контроле работы системы смазки цилиндров дизеля?

- Плотность труб и работу невозвратных клапанов-штуцеров.

14. Что делать, если при работе дизеля с отключенными цилиндрами возникает повышенная вибрация корпуса судна, дизеля, его узлов?

- Изменить частоту вращения.

15. К чему может привести содержание ванадия в топливе для дизелей?

- К коррозии и прогоранию клапанов.

16. Когда следует закрыть клапан на отливной трубе при остановке масляного сепаратора?

- После остановки барабана сепаратора.

17. Какая допустимая продолжительность хранения бездействующего котла при рабочем уровне воды в нем?

- Не более 24 часов.

18. Какая из указанных операций является первоочередной при подготовке и вводе в действие испарительной установки?

- Сначала убедиться в наличие достаточного вакуума.

- Сначала обеспечить охлаждение конденсатора.

- Сначала пустить рассольный насос.

- Сначала обеспечить подачу питательной воды.

Правильный ответ №2. Ссылка: ПТЭ СТС ч.6, п.11.2 стр.294

19. Что не является целью регулирования холодильной установки?

- обеспечение максимального КПД компрессора.

20. Укажите возможную причину повышенного расхода масла в компрессоре?

- Несоответствующее или некачественное масло.

21. В чем необходимо убедиться после достижения параметрами систем дизеля рабочих значений?

- В исчезновении аварийных световых сигналов.

22. По какому показателю контролируются фильтры турбокомпрессоров и воздухоохладителей работающего дизеля?

- По сопротивлению в них.

23. Что делать при резком уменьшении перепада давления циркуляционного масла дизеля до и после фильтра?

- Заменить фильтрующий элемент

24. Укажите предельную продолжительность работы дизеля на холостом ходу?

25. Почему запрещено применение хроматных присадок в системах охлаждения дизелей, работающих на испарители?

- Так как эти присадки ядовиты.

26. Когда следует подать топливо на сепарацию при пуске сепаратора?

- Когда барабан сепаратора наберет частоту вращения.

27. Укажите минимально-допустимую температуру «мокрого» хранения котла?

- Не ниже 5 градусов Цельсия.

28. Когда следует приоткрыть клапан греющей воды/пара при пуске испарительной установки?

- после обеспечения необходимого значения вакуума.

29. Какое минимальное давление конденсации необходимо поддерживать в СХУ работающей на хладоне-12?

- 0,4 Мпа (4 кгс\кв. см) ПТЭ СТС ч.7, п.5.9, стр.333

30. Какая минимальная температура допускается в румпельном отделении?

- Не ниже пяти градусов Цельсия.

31. Что из перечисленного необходимо выполнить перед соединением валоповоротного уст-ва с дизелем?

- проверить исправность валоповоротного уст-ва;

- получить разрешение ст. механика;

- подать питание на валоповоротку;

- на постах управления вывесить предупреждающие таблички.

Ссылка: ПТЭ СТС ч.2, п.1.9.3.3, стр.24 (четвертый)

32. Что следует периодически контролировать в расширительной цистерне системы охлаждения дизеля?

- Уровень воды, качество воды.

33. Каким должно быть давление охлаждающей пресной воды/масла, топлива по сравнению с давлением забортной воды?

- Большим, во избежание подсоления воды, обводнения масла, топлива.

34. На каком уровне следует поддерживать температуру охлаждения поршней и цилиндров при работе дизеля на малой нагрузке?

- На уровне верхнего предела.

35. Можно ли для смазки дизеля смешивать масла различных сортов?

- Только по согласованию с судовладельцем.

36. Укажите последовательность операций при подготовке топливного сепаратора к работе на очистку от воды.

- Сначала залить барабан водой для создания водяного затвора.

37. На какой срок допускается «мокрое» хранение котла?

38. Когда следует обеспечить подачу питательной воды при пуске испарительной установки?

- Одновременно с пуском рассольного насоса.

39. Чем регулируется подача хладоогента в испарительную систему при установившимся режиме?

- Дроссельными устройствами ТРВ.

40. Как часто и кем должно осматриваться рулевое устройство во время плавания?

Причины упуска воды в котле, действия обслуживающего персонала при упуске воды и после него. Особенности обслуживания утилизационных котлов.

Топливные системы. Свойства, характеризующие эксплуатационные качества топлива, их влияние на условия погрузки, хранения и очистки. Операции по очистке топлива, их последовательность и физическая сущность. Определяющие факторы при определении полезной емкости топливных и расходно-отстойных цистерн. Выбор производительности топливных и топливоподкачивающих насосов.

8. Причины и принимаемые меры при отклонениях в работе дизеля, когда происходит:

- интенсивный износ цилиндро-поршневой группы;

- повышается температура лючков подпоршневого пространства (стенок продувочного ресивера);

- повышается температура лючков картера.

Параметры, определяющие степень загрязнения котлов. Факторы, характеризующие различные категории технического состояния. Критерий ориентировочной оценки степени загрязнения поверхности нагрева.

Порядок проворачивания, пробных пусков и пусков ГД.

11. Причины и принимаемые меры при отклонениях в работе дизеля в следующих ситуациях:

- стук в одном цилиндре;

- стучат клапана;

- шумы и вибрация в ГТН:

- шум, стуки, вибрация в зубчатой или цепной передаче;

- гидравлические удары в системе охлаждения поршней.

Способы контроля технического состояния вентиляторов. Факторы, влияющие на изменение балансировки рабочего колеса, центровки, состояния амортизаторов и крепление вентилятора к фундаменту. Нормы вибрации при неудовлетворительном техническом состоянии.

Системы подачи воздуха для сжигания топлива. Условия выбора производительности вентиляторов и обеспечения ее резервирования. Определяющие факторы при расчете производительности и мощности вентилятора на рассматриваемом режиме работы СЭУ.

Подготовка к действию котла и его систем в холодном состоянии: разводка огня и подъем пара в котле, включение его в работу.

Показатели, оценивающие качество работы топливных сепараторов. Контролируемые параметры. Внешние признаки, характеризующие наличие неисправностей. Нормы, вибрации в зависимости от категории технического состояния.

Системы сжатого воздуха. Условия выбора емкости, воздухохранителей. Определяющие факторы при расчете запаса пускового воздуха, выбора производительности и мощности компрессоров. Стадии обработки воздуха после сжатия в компрессоре и до поступления в баллоны.

Обслуживание котла и его систем в действии. Прекращение работы котла. Хранение бездействующего котла.

Параметры, характеризующие степень загрязнения поверхностей теплообмена теплообменных аппаратов. Интегральный показатель запаса охлаждающей способности. Сущность косвенной оценки охлаждающей способности. Приборы, используемые при контроле технического состояния.

Системы отвода газа. Требования, предъявляемые к газовыпускному трубопроводу. Факторы, определяющие его проходное сечение. Сущность работы эжектирующего устройства. Типы глушителей и искрогасителей и целесообразность их использования.

Основные мероприятия технического обслуживания котла. Очистка поверхностей нагрева работающего и неработающего котла. Основные требования к техническому состоянию конструктивных элементов котла.

Контролируемые параметры гидравлических систем и агрегатов. Признаки неудовлетворительного технического состояния. Приборы, используемые для контроля негерметичности гидравлических систем.

Масляные системы. Роль циркулирующего в системе масла, источники его загрязнения и последствия. Требования, предъявляемые к маслам. Выбор оборудования масляных систем и сорта масла. Определяющие факторы при расчете емкости сточноциркуляционных цистерн, запаса и цилиндрового масла. Основные марки моторных масел и их характеристики.

Причины упуска воды в котле, действия обслуживающего персонала при упуске воды и после него. Особенности обслуживания утилизационных котлов.

Способы контроля технического состояния дейдвудных устройств. Основные дефекты и их последствия. Контроль развития задира. Нормы вибрации на дейдвудной втулке при различных категориях технического состояния.

Системы охлаждения. Виды охлаждаемых сред и их характерные особенности применительно к разным типам СЭУ. Факторы, учитываемые при выборе конкретного теплоносителя. Условия при определении производительности насоса. Факторы, определяющие целесообразность использования самопроточной циркуляции в ПТУ. Отличительные особенности систем охлаждения ДЭУ. Особенности системы охлаждения ГТУ.

Что необходимо сделать при упуске воды из котла?

Необходимо выполнить требуемые действия в следующем порядке:

- прекратить питание котла водой;

- прекратить подачу воздуха в топку котла;

- закрыть стопорные клапана;

- сообщить старшему механику, вахтенному помощнику.

Почему топливо впрыскивается в цилиндр дизеля до прихода поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка)?

При самовоспламенении топлива, как это происходит в дизелях, требуется время для его нагревания, испарения и протекания предпламенных физико-химических реакций. Такой промежуток называется периодом задержки воспламенения. Поэтому впрыскивание топлива в цилиндр производится с некоторым опережением до прихода поршня в ВМТ. Этот угол считается от начала впрыска до ВМТ и зависит от системы подачи топлива, частоты вращения двигателя. Он составляет 5 – 35 градусов поворота коленчатого вала до ВМТ.

Назовите виды регулировок ТНВД дизеля?

Назначение ТНВД – впрыск топлива через форсунку непосредственно в цилиндр двигателя. При этом они должны создавать необходимое давление для качественного распыливания топлива, дозировать и регулировать цикловую подачу топлива в зависимости от режима работы двигателя.

ТНВД осуществляет подачу топлива в цилиндр только на определенной части хода плунжера. На остальной части топливо через специальное устройство перепускается в приемную полость насоса. Ход плунжера, в течение которого происходит подача топлива к форсунке, называется активным ходом.

Все ТНВД начинают подавать топливо в цилиндр до ВМТ. Угол поворота кривошипа (отсчитанный от ВМТ), при котором начинается впрыск, называют углом опережения подачи топлива. Оптимальный угол опережения подачи топлива зависит от частоты вращения двигателя. В высокооборотных двигателях он равен 20 – 30 градусов угла п.к.в.

Конструкции ТНВД позволяют регулировать количество подаваемого топлива как изменением момента начала подачи, так и изменением момента конца подачи. В некоторых ТНВД моменты начала и конца подачи могут изменяться одновременно.

Для дизель генераторов, работающих с постоянной частотой вращения, наиболее пригодны ТНВД с регулировкой конца подачи, у которых угол опережения впрыска топлива остается постоянным на всех режимах.

Регулировка параметров рабочего процесса дизеля.

Регулировка параметров рабочего процесса должна производиться в соответствии с указаниями, которые есть в инструкции по эксплуатации. Под регулировку параметров следует производить на установившемся режиме при мощности и частоте вращения дизеля, максимально близких к заданным.

Неравномерность распределения параметров рабочего процесса по цилиндрам, характеризуемая отклонением от среднего значения, не должна превышать указанных ниже значений, если в инструкции не оговорены другие отклонения:

1) среднее индикаторное давление +/- 2,5%;

2) максимальное давление сгорания +/- 3,5%;

3) давление конца сжатия +/- 2,5%;

4) среднее давление по времени +/- 3,0%;

5) температура выпускных газов +/- 5,0%.

Рекомендуется каждый раз до выполнения регулировочных работ проверить работоспособность форсунки (путем ее замены). Регулирование параметров рабочего процесса путем изменения цикловой подачи топлива допускается только в тех случаях, когда имеется уверенность в исправной работе топливной аппаратуры (ТНВД и форсунок), механизма газораспределения, а также исправности контрольно- измерительных приборов. Запись о регулировке двигателя вносится в машинный журнал.

Какие допустимые колебания частоты вращения вала при снятии индикаторных диаграмм?

Допускаются колебания частоты вращения вала, вызванное качкой или волнением. Не более 2,5% от среднего значения.

Действия, которые необходимо производить при переводе дизеля с маловязкого топлива на высоковязкое.

Перевод дизеля с маловязкого топлива на высоковязкое (или наоборот) следует производить при сниженной мощности, если топливная цистерна не снабжена специальной смесительной цистерной или другим устройством для перевода с одного вида топлива на другой без снижения нагрузки. Темп изменения температуры топлива перед топливными насосами дизеля в процессе перехода не должен превышать 2ºС в минуту.

Для перевода дизеля на высоковязкое топливо необходимо:

1) поднять температуру высоковязкого топлива в расходной цистерне;

2) дизельное топливо, поступающее к топливным насосам, постепенно подогреть до 60ºС;

3) уменьшить частоту вращения дизеля до 80 – 85 % от номинальной

частоты вращения (мощность до 50 – 60 %);

4) переключить дизель на топливо повышенной вязкости;

5) постепенно поднять температуру топлива, поступающего к насосам, до получения необходимой вязкости;

6) по мере повышения температуры топлива повышать нагрузку дизеля до эксплутационной.

Для перевода дизеля с высоковязкого топлива на дизельное топливо необходимо выполнить следующее:

1) уменьшить частоту вращения дизеля до 80 – 85% от номинальной частоты (мощность до 50 – 60 %);

2) снизить постепенно температуру топлива, поступающую к насосам до 70ºС;

3) переключить дизель на дизельное топливо, обеспечив его подогрев, перед топливными насосами до 60С;

4) постепенно уменьшить температуру дизельного топлива, увеличить нагрузку дизеля до эксплутационной, отключить подогрев топливо подогревателя.

При упуске воды из котла необходимо немедленно:

После вывода котла из действия в результате упуска воды необходимо тщательно осмотреть котел и при отсутствии видимых повреждений (выпучин, трещин, деформации труб, пропусков пара и воды) провести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если течи и деформации элементов не обнаружены, старшему механику предоставляется право допустить котел к дальнейшей эксплуатации, о чем должен быть составлен акт для передачи в техническую службу судовладельца, а также произведены соответствующие записи в машинном журнале. По приходу в порт обязательное предъявление котла для освидетельствования Регистру.

3. Во время эксплуатации судна в его корпусе постепенно скапливается некоторое количество воды. Она может проникать через неплотности в соединениях труб и арматуры, через сальники насосов и дейдвудной трубы, появляться вследствие конденсации водяных паров и небольшой подтечности корпуса и т. д.

Для удаления воды из корпуса служит осушительная система, с помощью которой осушают грузовые трюмы, машинное отделение, пиковые отсеки, цепные ящики и другие отсеки, в которых она может скапливаться.

Своевременное удаление воды из грузовых трюмов предохраняет от увлажнения и подмочки перевозимые грузы.

На рефрижераторных судах чрезмерное скопление воды может привести в негодность изоляционные конструкции холодильных трюмов.

Удаление вовремя воды из машинного отделения будет препятствовать повышению ее уровня до таких пределов, при которых нарушаются нормальные условия работы обслуживающего персонала и эксплуатация главных двигателей и вспомогательных механизмов.
Осушительная система состоит из осушительных средств (насосов, эжекторов), осушительного трубопровода и средств контроля за уровнем трюмной воды. Ее предусматривают на всех судах.
Согласно Правилам Речного Регистра каждое самоходное судно с главными двигателями общей мощностью 220 кВт и более должно иметь не менее двух осушительных механических насосов, один из которых независимого (автономного) действия, другой может приводиться от главного двигателя. Разрешается один из насосов заменять эжектором. В качестве автономного осушительного насоса могут быть использованы имеющие достаточную подачу балластные или другие насосы общесудового назначения. Одним из осушительных средств может быть пожарный насос при условии, что осушение машинного отделения будет осуществляться водоструйным эжектором.


На судах с главными двигателями мощностью менее 220 кВт в качестве одного из осушительных средств может быть применен ручной насос, а в качестве другого — водоструйный эжектор. На несамоходных и стоечных судах, оборудованных источником энергии, и на стоечных судах, получающих электропитание с берега, необходимо иметь насос с механическим приводом или водоструйный эжектор и ручной насос с подачей не менее 3,5 м3/ч. Несамоходные суда, эксплуатируемые без экипажа, осушают средствами толкача-буксира или портового судна. Наличие воды в трюмах контролируют, непосредственно измеряя ее уровень, или с помощью системы сигнализации, которую обычно выполняют из электрических элементов.
Осушительная система удаляет воду из корпуса судна прямо за борт, за исключением воды, скапливающейся под сланью машинного отделения, которая загрязнена нефтепродуктами (топливом, маслом). Причиной загрязнения подсланевой воды нефтепродуктами является протекание их через неплотности в соединениях топливных и масляных трубопроводов и арматуры, а также через сальники топливных и масляных насосов.

Удалять такую воду за борт запрещается Санитарными правилами, соблюдение требований которых обязательно для речных и озерных судов. Поэтому осушительные системы снабжают специальными сосудами (цистернами) для сбора подсланевых вод. Из этих цистерн загрязненная нефтепродуктами вода передается в береговые или плавучие станции для очистки.
Для очистки подсланевых вод от нефтепродуктов многие суда оборудуют специальными очистительными установками.

Содержание нефтепродуктов в откачиваемых за борт водах не должно превышать 10 мг/л.

Для перекачивания подсланевых вод в сборную цистерну может быть использован один из осушительных насосов. В данном случае арматуру, допускающую откачивание воды за борт этим насосом, необходимо опломбировать. Чтобы обеспечить наиболее полное осушение отсеков, приемники осушительных труб следует располагать как можно ниже (ближе к обшивке корпуса) и в местах наилучшего стока воды. Система должна исключать возможность попадания воды из-за борта внутрь судна, а также из одного непроницаемого отсека в другой. Осушение каждого отсека должно быть независимо от осушения других. Для этого на приемном трубопроводе осушительной системы размещают клапанные коробки и клапаны невозвратно-запорного типа. Типовая схема осушительной системы показана на рис.

4. Все выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобы при опрокидывании спасательной шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель.

Управление двигателем и его передачей должно производиться с поста управления рулем.

Двигатель и относящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положении во время опрокидывания спасательной шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения спасательной шлюпки в прямое положение. Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки не более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания спасательной шлюпки.

Двигатели с воздушным охлаждением должны иметь систему воздухопроводов для забора и выброса за пределы спасательной шлюпки охлаждающего воздуха.

Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри спасательной шлюпки и выбрасывать его также внутрь спасательной шлюпки.

Полностью закрытая спасательная шлюпка должна иметь такие конструкцию и наружные привальные брусья, чтобы спасательная шлюпка обеспечивала защиту от опасных ускорений, возникающих при ударе, нагруженной полным комплектом людей и снабжения спасательной шлюпки о борт судна со скоростью не менее 3,5 м/с.

Билет №21

1. Дати пояснення явищу запирання рідини між зубцями шестерного насосу. Укажіть засоби боротьби з цим явищем.

2. Визначити послідовно дії щодо пуску паливного сепаратора та нагляду за його роботою.

Возможные неисправности в работе паровых котлов

В котле происходят сложные физико-химические процессы, которые могут вызвать в условиях эксплуатации как отклонения основных параметров рабочих сред от их нормальных значений, так и изменить состояние отдельных элементов, следствием чего может быть отказ в работе агрегата.

Таким образом, неисправности могут привести к изменению давления и температуры пара, воды, воздуха, газов и топлива, а также нарушению нормального процесса горения и изменению уровня воды. Следствием отклонения условий работы от нормальных может явиться появление перегрева или пережога парообразующих труб, а также трещин, свищей и разъеданий металла в отдельных элементах котла.

Неуклонное выполнение правил и инструкций технической эксплуатации - лучшее средство для предотвращения неполадок и выхода котла из строя.

Рассмотрим кратко некоторые наиболее часто встречающиеся неполадки в работе котлов и меры их устранения.

Упуск воды является частой и весьма опасной аварией. Причиной упуска воды чаще всего бывают неполадки в работе автоматов питания и недостаточное наблюдение за уровнем воды в котле. Последняя причина является главной при работе котлов на стоянке, особенно в ночное время. В котлах типа «Ла-Монт» часто засоряются шламом отверстия шайб, установленных на входе воды в змеевики, что нарушает циркуляцию.

Если уровень воды еще виден в стеклах водоуказательного прибора, но быстро снижается, необходимо уменьшить горение (подачу топлива и воздуха) и усилить питание котла. При этом следует перейти на ручное управление питанием и при необходимости воспользоваться вторым питательным клапаном и дополнительными питательными средствами.

В этом случае, если удалось, усилив питание, удержать уровень воды в котле и избежать обнажения поверхностей нагрева, необходимо до восстановления нормального уровня регулировать питание вручную. Упуск воды, т.е. снижение уровня в барабане с оголением нагрева, приводит к тяжелой аварии любого котла и может стать причиной взрыва огнетрубного котла.

Поэтому, если принятые меры не помогли и уровень продолжает снижаться или в обоих водоуказательных стеклах после их продувания воды не видно, следует выключить форсунки быстрозапорным клапаном, остановить топливный насос, выключить вентиляторы и дымососы, прекратить питание и, отключив котел от паровой магистрали путем закрытия главного стопорного клапана, открыть с помощью ручного привода предохранительный клапан для снижения давления пара.

При упуске воды категорически запрещается включать питание, так как подача воды на раскаленные поверхности нагрева приведет к интенсивному парообразованию и может ускорить развитие аварии. Если перерыв в питании продолжался несколько минут и уровень воды затем был восстановлен без видимого ущерба для агрегата, котел необходимо немедленно вывести из действия и тщательно осмотреть, чтобы своевременно обнаружить возможные следы перегрева, деформации труб, камер и других элементов, находящихся под давлением.

Если произошел упуск воды, то после вывода котла из действия и охлаждения до температуры 60-70°С спускают воду, а котел подвергают внутреннему осмотру. Если при осмотре обнаружены следы перегрева, что видно по измененному цвету налета накипи, а иногда и металла, то агрегат нельзя вводить в действие без предъявления инспектору классификационного общества. Котел без признаков перегрева можно снова ввести в действие после испытаний на рабочее давление, убедившись в том, что течи в нем отсутствуют.

Перепитка котла водой (чрезмерно высокий уровень) может произойти при неисправности водоуказательных приборов или автоматов питания. Чаще всего такие случаи наблюдаются на стоянке.

При перепитке возможны гидравлические удары и повреждения паропровода.

Если обнаружено, что уровень воды в котле значительно выше нормального или ушел за верхнюю гайку водоуказательного прибора, следует немедленно открыть краны продувания коллекторов пароперегревателей и продуть водоуказательные приборы. Если при этом уровень понизится, но быстро уйдет вверх, нужно уменьшить питание, открыть верхнее продувание и уменьшить нагрузку котла.

Вскипание воды в котлах в настоящее время происходит редко, так как при правильном водном режиме и нормальной эксплуатации котла устраняются причины этого явления.

Вспенивание воды по всей поверхности зеркала испарения может произойти при содержании в воде масла, при большой плотности воды, или чрезмерном количестве вводимого антинакипина. При перепитке котла или резком увеличении расхода пара может произойти вскипание воды в котле, причем в пароперегреватель будет выброшена значительная масса воды. При вскипании уровень воды в водоуказательных стеклах сильно колеблется.

При вскипании или вспенивании воды принимают такие же меры, как и при перепитке котла. После ликвидации последствий вскипания следует установить и устранить его причину: снизить щелочность воды, установить строгий водный режим.

Перегрев испарительных труб чаще всего возникает в ближайших к топке рядах труб, работающих с наиболее высокими тепловыми напряжениями, в результате расстройства циркуляции и попадания в котел масла или при образовании накипи.

Первый признак перегрева - покраснение и провисание труб. При сильном перегреве в трубах могут появиться трещины. При этом сначала слышен короткий резкий хлопок и затем сильное шипение и свист пара, давление в котле падает, из дымовой трубы выходит пар. Уровень воды в водоуказательных приборах быстро падает.

При разрыве трубы следует считаться с опасностью выбрасывания пламени из топки и ожогов обслуживающего персонала. При первых признаках перегрева труб необходимо немедленно с помощью быстрозапорного клапана на топливной магистрали закрыть клапан подачи топлива, прекратить горение в топке и прекратить питание котла. Затем следует закрыть главный стопорный клапан, создать условия медленного остывания котла вместе с водой.

После остывания котла воду выпускают, находят поврежденную трубку и в зависимости от обстоятельств, трубку заменяют либо заглушают ее изнутри коллекторов коническими пробками из мягкой стали. Затем котел заполняют водой и подвергают гидравлическому испытанию на рабочее давление и при отсутствии замечаний вводят в действие.

Читайте также: