Что должен сделать проводник пассажирского вагона прежде чем приступить к растопке котла

Обновлено: 07.07.2024

Основные обязанности проводников в пассажирских вагонах

Каждый пассажирский вагон перед рейсом проходит техническую и санитарную подготовку. Проводник, принимая вагон, должен убедиться, что по санитарно-техническому состоянию он соответствует требованиям, правилам и инструкциям. Технический осмотр и ремонт вагонов, как по ходовым частям, так и по внутреннему оборудованию вагона, осуществляют специальные бригады пункта технического обслуживания. Уборку, чистку и мойку внутри вагона производят в пункте формирования поезда специальные бригады полностью, бригады с участием проводников вагонов и сами проводники.

Внутри вагонов промывают и протирают оконные рамы, стены, полки, диваны, рундуки, полы, моют горячей водой с применением моющих средств тамбуры, трубы отопления и помещения туалетов, производят дезинфекционную обработку туалетов и мусорных ящиков. Не реже одного раза в месяц следует проводить дезинсекционную обработку вагонов с применением инсектицидов с целью предотвращения появлений в вагонах насекомых (клопов, тараканов и др.). Уборка внутренних помещений вагонов производится после дезобработки и ремонтных работ. После дезинсекционной обработки ремонт и уборка могут быть начаты не ранее чем через 2 ч, а после дезинфекционной обработки -- через 30 мин.

После окончания подготовки в пункте формирования или оборота все пассажирские составы подвергаются санитарному осмотру, который проводят работники санитарно-контрольного пункта совместно с работниками пассажирского хозяйства и с участием проводников. Все предписания санитарного надзора обязательны для исполнения, и отправление пассажирского состава может быть задержано до устранения всех недостатков, выявленных при санитарном осмотре, а пассажирский вагон по требованию представителя санитарной службы может быть отцеплен от поезда.

Экипировку пассажирских вагонов необходимым внутренним оборудованием и продуктами для чая обеспечивают базы обслуживания пассажирских поездов, База производит стирку белья, химическую чистку, ремонт и дезинфекцию постельных принадлежностей. Подготовка и выдача имущества в экипируемые составы производится по графику снабжения поездов, составленному в соответствии с расписанием их отправления.

Во вновь сформированный поезд в соответствии с установленной для каждого вагона нормой выдаются матрацы, подушки, одеяла, занавески, салфетки и другой инвентарь по числу спальных мест. Количество постельного белья, выдаваемого в рейс, определяется по длительности рейса, количеству спальных мест в вагоне и предполагаемой населенности вагонов. Постельное белье и другой спальный инвентарь подвозят к каждому вагону и передают проводникам.

Постельные принадлежности пассажира состоят из матраца, подушки, одеяла, чехлов на матрац, подушки и комплекта постельного белья. В комплект постельного белья входят две простыни, наволочка закрытого типа, полотенце, в вагонах СВ -- вместо одной простыни пододеяльник. Комплект постельного белья помещают в опломбированный или прошитый матерчатый конверт либо прошитый или термически заклеенный пакет из синтетической пленки. Постельное белье расфасовывают в специальные мешки по 15 комплектов, которые пломбируют и пронумеровывают. Простыни, наволочки и полотенца должны иметь штамп предприятия с годом ввода в эксплуатацию. Часть простыней и наволочек изготавливается из хлопчатобумажной ткани с нанесенными знаками ОАО «РЖД» в виде сплошного орнамента.

Проводник несет материальную ответственность за сохранность внутреннего инвентаря, он лично принимает его и сдает. При повреждении или утере инвентаря пассажиром проводник принимает меры по возмещению его стоимости для железных дорог. С пассажира удерживается стоимость поврежденного или 1 утраченного предмета согласно расценочной ведомости, утвержденной приказом ОАО «РЖД».

Вагоны снабжаются мылом, туалетной бумагой, моющими средствами для посуды (содой, моющим средством «Прогресс»). В каждый вагон выдается инвентарь для уборки помещений: пылесос, веники, совок для мусора, моющие и дезинфицирующие средства, тряпки и ветошь, маркированные ведра (для полов, для полок, для туалетов). В каждом вагоне должен быть бачок с дезраствором и ершом. Аптечки текущего пользования и аварийные комплектуются медикаментами. В пассажирском составе должно быть двое носилок.

2. Снабжение водой и углем пассажирских вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования

Проводник вагона обязан следить, чтобы головки водоналивных патрубков вагонов также были защищены от загрязнения. В целях предупреждения замерзания головки наливных труб оборудованы водяными или электрическими обогревателями. Наиболее надежным средством является обогрев наливных труб горячей водой. Водяной обогреватель состоит из сварного цилиндрического корпуса на концевой части наливной трубы. К обогревателю подается и отводится от него по трубам горячая вода. Корпус обогревателя на ощупь всегда должен быть горячим. Разобщительные краны и вентили на подводящих и отводящих трубах обогревателя зимой постоянно открыты. После заправки вентили на водоналивных трубах закрывают. Начинают отопление пассажирских вагонов при температуре наружного воздуха +10°С и ниже. В начале отопительного сезона, еще при плюсовых температурах воздуха, снабжение углем производится только в пунктах формирования и оборота поездов. В зимнее время все пассажирские поезда, имеющие оборот более суток, снабжаются углем в пунктах формирования, оборота и на промежуточных станциях, указанных в расписании движения поезда.

3. Норма выдачи натурального топлива на один вагон

Нормы снабжения углем определенных марок установлены ОАО «РЖД» для конкретных железных дорог. Количество угля на одни сутки (в килограммах) рассчитывается в зависимости от температуры наружного воздуха и марки угля, имеющегося в пункте снабжения. Уголь подвозят к поездам на электрокарах, тракторах с прицепами и грузовых автомашинах расфасованным в металлические ящики емкостью по 15 кг. Проводники высыпают уголь из ящиков в места хранения его в вагоне, а ящики возвращают. В пунктах формирования и оборота в зимнее время пассажирские вагоны должны снабжаться до полной их вместимости.

Поезда, следующие на комбинированном отоплении, могут отапливаться как электроэнергией, так и углем и поэтому снабжаются в пунктах формирования по полной норме, а на промежуточных станциях -- только в аварийном случае, когда по какой-либо причине не работает электроотопление и уголь выдается по требованию начальника пассажирского поезда.

4. Посадка и размещение пассажиров в вагоне

Основная задача проводника вагона -- обеспечение необходимых удобств и услуг пассажирам в пути следования. Важнейшими моментами в работе проводника являются посадка пассажиров и размещение их в вагоне, обеспечение нормального отопления, вентиляции и освещения в вагоне, предоставление постельных принадлежностей, чая, настольных игр, необходимой информации.

Посадка пассажиров в начальном пункте отправления поезда начинается немедленно после объявления ее по громкоговорящей сети вокзала, а в пути следования -- после прибытия поезда и высадки пассажиров. Любая задержка в посадке неприятно действует на пассажиров, поэтому проводник обязан подготовиться к ней заранее. Во время посадки проводник встречает пассажиров перед входом в вагон, а если плохая погода -- в тамбуре у открытой двери вагона. Посадка в вагон производится через открытые тамбурные двери рабочей (котловой) стороны вагона с посадочной платформы.

При посадке проводник обязан тщательно проверить проездные документы пассажиров: установить, правильно ли оформлены проездные документы, соответствуют ли номер поезда, направление, дата посадки и отправления, а также категория и номер вагона и места тем, что указаны в документах. В случае необходимости он может также попросить пассажира предъявить документы, дающие право на приобретение льготного билета.

Если при посадке проводник обнаружил, что кассой продано два или более билетов на одно место, он разрешает пассажиру войти в вагон, и просит его подождать решения вопроса о предоставлении ему места. Начальник поезда сам или с помощью работников вокзала выделяет место пассажиру здесь или переводит его в другой вагон. Следует принести извинения пассажиру за ошибку, допущенную работниками железной дороги.

Находящиеся в алкогольном опьянении пассажиры к посадке на поезд не допускаются. Если пьяный пассажир обнаружен проводником во время поездки, то его удаляет из вагона начальник поезда или работники милиции. При этом составляется акт, который подписывают кроме проводника или начальника поезда еще два свидетеля. Пассажиру, находящемуся в алкогольном опьянении, делается соответствующая отметка в билете или билет погашается, и таким образом он лишается возможности использовать или сдать этот билет.

Запрещается посадка в вагон пассажиров с ручной кладью, общий вес которой превышает установленную норму (36 кг на один взрослый или детский билет) или она загромождает проходы или купе. Излишний вес ручной клади пассажиру предлагают оплатить по действующему тарифу через кассу вокзала или непосредственно начальнику поезда. Только после этого разрешается посадка. Так как на вокзалах отсутствуют весы для определения точного веса ручной клади, его устанавливают приблизительно, путем внешнего осмотра.

В пассажирских вагонах запрещается провозить при себе легкогорючие, взрывчатые и токсичные вещества. При обнаружении их в ручной клади пассажира ему может быть отказано в посадке на поезд или его удаляют из поезда. Поездка может быть разрешена только после того, как пассажир удалит опасные грузы из своей ручной клади. В случае отказа пассажиру в поездке из-за наличия в его вещах легкогорючих, взрывчатых и токсичных грузов его проездные документы годности не теряют.

Проводник обязан предупреждать пассажиров, чтобы они не забывали билеты у провожающих. За 5 мин до отправления поезда начальник поезда предупреждает об этом пассажиров по поездной громкоговорящей сети. За 2 мин до отправления начальник поезда по громкоговорящей сети, а проводники -- в вагонах предлагают провожающим покинуть вагоны.

Пассажиры, которым билеты были оформлены без указания места, имеют право войти в вагон. При наличии свободных мест после отправления поезда они им предоставляются, а при отсутствии мест их переводят в другие вагоны или предлагают подождать, пока освободятся места.

Пассажирам приятно видеть при посадке приветливого и вежливого проводника. Он должен оказывать помощь престарелым пассажирам, инвалидам и пассажирам с детьми. Если при посадке в вагон возникли какие-либо недоразумения или пассажир обратился с просьбой к проводнику, тот предлагает ему подождать конца посадки, а если у пассажира проездные документы оформлены на этот поезд или в этот вагон, то он просит его войти в вагон. После окончания посадки и отправления поезда проводник сам или с помощью начальника поезда разрешает возникшие недоразумения или удовлетворяет просьбу пассажира. Если пойти ему навстречу нет возможности, нужно в вежливой форме объяснить причину.

После отправления пассажирского поезда со станции проводник проходит по вагону, еще раз проверяет проездные документы и соответствие их местам, занятым пассажирами, в плацкартных, купейных и мягких вагонах, забирает у пассажиров проездные документы и раскладывает их в соответствий с номерами мест в вагоне в карманы для хранения билетов. Билеты при этом погашаются путем складывания и надрыва. Нельзя погашать билеты транзитных пассажиров, которые будут делать пересадку на другой поезд, и тех пассажиров, которые заявили, что будут делать разрешенную Правилами перевозок остановку в пути следования. Пассажирам, желающим получить постельное белье, проводник приносит и выдает комплекты белья непосредственно у занимаемых ими мест.

Если поезд отправился с начального пункта и в вагоне два проводника, то они с целью сокращения времени обслуживают пассажиров вдвоем: один собирает билеты, второй раздает постельное белье. Затем дежурный проводник заполняет бланк населенности и расхода постельного белья формы ЛУ-72: отмечает станции посадки и высадки пассажиров, номера занимаемых ими мест и делает отметку о выдаче белья.

По обоюдному согласию двое пассажиров могут обменяться местами, поставив об этом в известность проводника вагона. Если пассажир обратился к проводнику с просьбой предоставить ему нижнее место взамен верхнего или заменить место в одном купе на более удобное для него место в другом купе, проводник разрешает это только с согласия остальных пассажиров. При этом проводнику следует быть предельно вежливым. О просьбах пассажиров о переводе их в другой вагон или в вагон более высокой категории проводник сообщает начальнику поезда, который и принимает решение.

Во всех случаях, когда кассой ошибочно проданы билеты на одни и те же места двум и более пассажирам, проводник разрешает занять это место одному из них. В первую очередь предоставляется место инвалидам, больным, престарелым, ветеранам войны, пассажирам с детьми или тем, кто пришел на посадку раньше. Второго пассажира начальник поезда сам или с помощью работников вокзала размещает на свободное место в этом или другом вагоне в соответствии с Правилами перевозок.

Ручную кладь пассажиры размещают на предназначенных для этого местах. Проводник обязан разъяснить пассажирам, что рундуки под нижними полками служат для хранения постельных принадлежностей и что только при пустых рундуках пассажиры, имеющие спальные места как на нижних, так и на верхних полках, могут поместить туда свои вещи. В пассажирских вагонах ниже уровня пола имеется емкость для хранения использованного белья. Запрещается помещать туда какие-либо вещи пассажиров.

Как было сказано выше, пассажир должен начинать свою поездку с того пункта, который указан в билете. Если при отправлении поезда место оказалось свободным, начальник поезда размещает на нем пассажира или отдает его в продажу, поэтому пассажир, совершающий посадку в поезд уже в пути следования, теряет право на то место, которое отмечено в его билете на начальном пункте отправления. В международных поездах действует порядок, согласно которому место, не занятое пассажиром в течение 30 мин после отправления поезда, считается свободным и может быть предоставлено другому пассажиру или передано в продажу.

Если при посадке в поезд пассажиров с мелкими животными или птицей (хотя это и разрешено Правилами перевозок) соседи по купе возражают против совместного проезда с ними, проводник может урегулировать этот конфликт сам или с помощью начальника поезда. Если пассажир в купе международного вагона возражает против перевозки животных, то владельцу животных предоставляется место в другом купе. При несогласии его оплатить стоимость проезда и плацкарты в отдельном купе, ему отказывается в перевозке.

Пассажиры разного пола могут ехать вместе в спальных вагонах международного поезда только с обоюдного согласия. В противном случае начальник поезда обязан перевести их в другое купе.

Проводники должны предупреждать пассажиров своего вагона о подъезде к их станции назначения. Проводники спальных вагонов несут ответственность за проезд пассажирами станций назначения и пересадки, указанных в билете. В случае проезда пассажиром станции высадки составляется акт за подписью начальника поезда, проводника и самого пассажира. Акт заверяется на станции и дает право пассажиру возвратиться, на станцию назначения, которую он проехал, без оплаты проезда.

Если установлено, что пассажир отстал от поезда, проводник сообщает об этом начальнику поезда. Затем с участием двух пассажиров как свидетелей составляют акт, в котором указывают вид и количество вещей, принадлежащих отставшему пассажиру. Акт подписывают начальник поезда, проводники вагона и оба пассажира-свидетеля. Проводник обязан обеспечить сохранность вещей и по указанию начальника поезда передать их на станцию по пути следования или в пункте назначения. Если в вагоне проводник обнаружил забытые или утерянные вещи, он должен обращаться с ними как с находкой. Эти вещи могут быть возвращены во время рейса пассажиру, заявившему о потере, в том случае, если он может точно описать их. Факт возвращения вещей пассажир должен подтвердить проводнику в любой форме -- письменно или устно. Если владелец утерянных вещей не обнаруживается, их сдают в камеру забытых вещей на вокзале станции назначения.

2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА


2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы при получении наряда на маршрут следования поезда проводник должен уточнить местонахождение вагона и безопасный маршрут следования к нему.

2.2. Перед отправлением в рейс проводник должен пройти в установленном порядке целевой инструктаж по охране труда, а также инструктаж по мерам безопасности в аварийных ситуациях.

2.3. После получения в кладовой необходимого в рейсе инвентаря проводник должен следовать к вагону по установленным маршрутам прохода, соблюдая меры безопасности при переноске инвентаря, обходя различные сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье. Необходимо быть внимательным в темное время суток, при гололеде, в снежное время года, а также при плохой видимости.

2.4. Перед отправлением в рейс проводник должен привести в порядок форменную и специальную одежду. Одежда должна быть подобрана по размеру и росту, исправна, не сковывать движения. Носить одежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами не допускается. Головной убор не должен препятствовать прохождению звуковых сигналов. Обувь должна быть удобной, с закрытым носком и пяткой, на устойчивом низком каблуке и нескользящей подошве.

2.5. Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приемки вагона и подготовки его к рейсу, проводник должен доложить поездному электромеханику или начальнику поезда для принятия соответствующих мер по их устранению.

Профессия: проводник

Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.

Елена Иванова проводница пассажирского поезда

На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.

Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.

Что за работа

Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.

Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.

Все о работе и заработке Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.

Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно. В одной из поездок пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была +21 °C . Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.

Изумительная история 19.01.18

Разряды железнодорожных профессий

Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:

У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.

Железнодорожные компании, зарплата и график

В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.

Зарплата в железнодорожных компаниях разная. В ТКС платят больше. Одна из причин в том, что проводники там ездят по другим, более длительным графикам. В ФПК предлагают зарплату от 25 000 до 30 000 Р в месяц, а в ТКС — 39 000 Р .

ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни

В ФПК предлагают зарплату от 25 тысяч рублей в месяц и предъявляют длинный список обязанностей и требований к кандидату В ТКС зарплата выше — 39 тысяч рублей. Сейчас в компании проводят набор на курсы проводника. После курсов нужно будет полгода отработать в компании В компании «Гранд-экспресс» обещают зарплату от 35 тысяч рублей

Как стать проводником

Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.

Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.

После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.

В компании «Гранд-экспресс» обучают на бесплатных курсах. Занятия обычно начинаются в сентябре

На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.

На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.

Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.

Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.

Программа курса подготовки проводников в РЖД

Как устроена работа в поездке

Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.

Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.

Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.

Ну и что? 11.12.17

Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет в кассе. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде, но тоже берут за это 200 Р .

Данные пассажиров мы проверяем на устройстве контроля электронных билетов. Там есть список купивших билеты. Если пассажир сдает билет, это сразу отображается. Так мы выявляем зайцев, которые покупают билеты в интернете, распечатывают, а потом сдают и пытаются пройти в вагон по распечатке. Фото: РЖД

После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорт. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.

п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено

После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.

Купе проводника

У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.

Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.

Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.

  1. Застилать постель больным, людям с ограниченными возможностями или малолетними детьми.
  2. Следить, чтобы в туалетах были все необходимые гигиенические принадлежности. Если их нет, пассажиры могут попросить проводника их принести.
  3. Предупреждать об остановках не позднее чем за 30 минут.
  4. Следить, чтобы оборудование в вагоне было исправно.
  5. Выдавать столовые приборы и стаканы.
  6. При необходимости оказывать первую доврачебную помощь. Однажды с пассажиром случился эпилептический припадок. Я с помощью других пассажиров держала его до того, как приехали врачи, и засунула ему ложку между зубов, чтобы он не прикусил язык.
  7. Не пускать в вагон пассажиров с запрещенными, грязными или зловонными предметами, например оружием без разрешения на ношение и чехла, канистрой бензина.

Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.

Перед конечной станцией я принимаю белье и уношу бланки учета пассажиров и билеты в штабной вагон, где едет начальник поезда. Если пассажиры не сдали белье, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу что-то , мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.

Сложности

С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.

Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.

Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.

Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.

Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.

Бонусы в работе проводника

Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.

Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.

Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.

Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.

Такие социальные гарантии указывают в условиях работы в вакансии от ФПК

Кратко о проводниках

  1. Работать проводником тяжело.
  2. На железную дорогу идут ради стабильного заработка и соцпакета.
  3. Обычно стать проводником несложно — достаточно трехмесячного курса. Если хочется дорасти до начальника поезда, высшее образование обязательно.
  4. Большинство пассажиров — воспитанные и адекватные люди, но всегда будут те, с кем найти общий язык сложнее. Если конфликт решить не удается, на помощь всегда придет начальник поезда.
Тэги: профессия Автор обложки — O.C Ritz / Shutterstock


29.10.19, 06:52 А вы хотели бы поработать проводником? А если вы проводник, что еще рассказали бы об этой работе?


Это замечательная и нужная профессия, однако Вам на будущее
- нельзя, совсем нельзя(. ) - засовывать эпилептику ложку в рот, чтобы он(а) не прикусил язык! Никогда больше так не делайте. Просто зафиксируйте голову человека и всё.


Ксения, поддерживаю. Специально узнавала на курсах оказания первой помощи - НЕЛЬЗЯ ничего эпилептику в рот запихивать во время припадка, и язык он не проглотит. Опасность западения языка наступает только после окончания припадка - для предотвращения этого просто положите на бок пострадавшего. Пены изо рта во время припадка можно не бояться - просто слюна, иногда с кровью.
Голову не фиксировать - скорее, подложить что-то мягкое, силой удерживать не надо и не нужно.
Бедные эпилептики без зубов остаются(


Тоже отметила эти строки - видимо, автору стоит еще раз сходить на курсы первой мед. помощи :-)

Алиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.


Вот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)

После месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.

Muy, в плацкарте с женой всегда берём боковые места - каеф не зависишь от соседей. Плацкарт не боковой это жесть особенно наверху. Недавно ездили, было ужасно. Снизу сидят постоянно. Сверху невозможно ни выпрямиться ни сесть - только лежать. Вниз слезать как то не в кайф сидеть там с этими людьми, о чем то разговаривать. Им снизу жарко они хотят окно открыть а поезд несётся - на меня дует. Мест на боковые не было вот и пришлось эти взять

What, в фирменных вагонах уже есть розетки в каждом купе, кондиционер, и в купе можно нормально сидеть на верхней полке. И еще - проще найти общий язык (ну или потерпеть) троих соседей, чем сотню - кто храпит, кто бухает, кто разговаривает. Нет уж, в жизни ездил в плацкарте 2 раза, не надо больше. Хотя да, машина всегда лучше, но иногда хочется отдохнуть в пути, тогда купе или СВ.

Muy, имеется в виду купейный вагон?
Именно поэтому не езжу в купе (если бы вчетвером со своими ехали, можно было бы). Вообще не представляю как можно ехать с чужими людьми в таком закутке. Для меня это было бы подобно пытке. А в плацкарте хоть не чувствуешь так себя отделенно от мира. Там конечно свои особенности. Да и вообще ездить на поезде та ещё жесть - ни связи, ни интернета, ни телефон зарядить, ни нормально умыться и в туалет сходить. Адское выживание

What, нет, это был плацкарт. Для пытка в плацкарте ехать, лучше купе с дверями, так хотя бы никто не ходит и не пырится. Иногда зарядка для телефона есть и кондиционер.


За такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас


Стабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет.
Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести.

Когда я работал проводником с нас начальник поезда собирал дань. Буквально мы платили ему за то, чтобы в рейсах не было внутренних проверок. Или они начинались и заканчивались в купе начальника поезда. Проверка - это когда специальный ревизор подсаживается на станции или в пункте оборота и проверяет чистоту вагона. Вагона на дополнительном поезде СПБ-Адлер который взяли с базы запаса. В нем текут окна потому что рассохлись, нет кондиционера, не работает электрический кипятильник и розетки. Он не может быть чистым потому что дырявый. И да, за унесенное пассажиром полотенце или весь комплект белья, ложку и подстаканник платит проводник. Это побуждает проводников брать посылки, торговать алкоголем, сдавать свое купе или служебку за деньги пассажирам. Проводник вообще материально отвечает за весь вагон пока он числится за ним. Поэтому основная задача проводника состоит в том, чтобы передавая вагон другому у тебя все имущество сошлось с описью и у тебя ее приняли подписанной. Кадровые проводники нередко воровали ложки или огнетушители с вагонов студентов чтобы укомплектовать свой вагон перед его передачей другим студентам. вот бы узнать изменилось ли что-то сейчас?

Что должен сделать проводник пассажирского вагона прежде чем приступить к растопке котла

Оля Пелих

Обязанности проводника при подготовке вагона в рейс
Привести вагон в санитарное состояние.

Обязанности проводника на стоянке поезда
Соблюдать правила ПТЭ, ПБ, ОхТр.

Обязанности проводника в пути следования
Соблюдать правила ПБ, ТБ.
75.1 В пути следования пассажирского поезда проводник обязан:
- закрепить на двери служебного куне табличку с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника;
- поддерживать постоянную чистоту и комфортную температуру воздуха в пассажирском помещении вагона согласно Санитарным правилам содержания пассажирских вагонов в пути следования;
- следить за состоянием внутреннего оборудования и правильным положением межвагонных переходных площадок;
- не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в пассажирском вагоне, а в туалетах по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательной обмывкой полов в соответствии с Санитарными правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования;
- мыть полы в вагонах с электроотоплением только после отключения печей отопления; в вагонах с комбинированным отоплением раз­ решается мыть полы, кроме полов котельного отделения, без отключения нагревательных элементов котлов отопления;
- не менее трех раз в сутки с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями, а в фирменных поездах и вагонах СВ всех категорий - по просьбе пассажиров в любое время суток;
- при обслуживании пассажиров проводник должен быть в белой куртке или белом переднике;
- поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе - охлажденной воды;
- в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей; по желанию пассажиров и при наличии возможности заменять в пути следования постельное белье за дополнительную плату; доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам с малолетними детьми;
- убирать постельные принадлежности после высадки пассажиров; в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию высадки пассажиров;

Обязанности проводника при обслуживании вагонов в зимний период времени

При экипировке вагона твердым топливом через боковую тамбурную дверь проводник должен запереть противоположную боковую и торцевую двери вагона на ключ.

Техническое обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате, при закрытых боковых дверях тамбура.

Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами.

Двери котельного отделения в пути следования должны быть заперты на ключ и открываться только при необходимости.

7. Перед растопкой котла проводник вагона должен проверить:

- наличие воды в системе отопления;

- исправность и правильную установку колосников;

- исправность водяного насоса;

- открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды системе отопления.

Растопку котла необходимо производить бумагой и мелконаколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта.

Открывать дверцу топки котла следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 500-700 мм от дверцы во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук. Зольник в это время должен быть закрыт.

Во время работы котла проводник должен постоянно следить за наличием воды в расширителе путем открытия водопробного крана, не допуская кипения воды в расширителе.

При очистке топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, переложить в ведро, а затем удалить из вагона в предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях.

При помешивании топлива и очистке котла от шлака, а также при других работах с горящим углем нужно остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежд

13. Не хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, масло) и не разжигать ими котел;

14. Не топить котел при уровне воды ниже допустимого, с неисправными дымовытяжными трубами;

15. Не тушить топку водой или снегом;

Не оставлять без надзора действующие отопительные приборы.

17. Не разрешать пассажирам класть какие-либо предметы на кожухи электропечей. На кожухах электропечей, куда может прикоснуться пассажир, температура не должна превышать 60 0 С.

В пути следования, когда необходимо обесточить цепи отопления, пакетные переключатели отопления устанавливаются в нулевое положение. Подача высокого напряжения допускается только после устранения причин снятия напряжения.

Запрещается при включенном высоковольтном комбинированном отоплении производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления.

В вагоне с комбинированным отоплением при исправном состоянии отопительных приборов проводник должен производить включение отопления с помощью пакетных выключателей, ставя их в положение, соответствующее автоматическому режиму отопления вагона.

В случае течи воды из котла комбинированного отопления для ее устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления этого вагона в нулевое положение.

В случае срабатывания аппаратов защиты высоковольтных нагревателей котла отопления и повреждении других высоковольтных устройств вагонов дежурные проводники должны немедленно доложить поездному электромеханику или начальнику поезда.

В зимнее время при большой населенности вагонов, особенно плацкартных или с общими местами, при работающей вентиляционной установке, в зависимости от температуры наружного воздуха нужно приоткрывать дефлекторы в пассажирском помещении для улучшения воздухообмена и удаления использованного воздуха с большой влажностью и содержанием углекислоты. Со стороны котлового конца вагона дефлекторы открывают на 10—15 мм, вне котловой части вагона — на 20—25 мм.




В зимнее время механическая вентиляция должна 15 минут работать, 45 минут отдыхать.

Наиболее комфортные условия для пассажиров созданы в вагонах, оборудованных устройствами кондиционирования воздуха. В этих установках воздух, подаваемый в вагон зимой подогревается, это позволяет в более широких диапазонах изменять температуру, влажность и другие параметры воздуха внутри вагона.

Водоснабжение:

1. Проводник вагона обязан следить, чтобы головки водоналивных патрубков вагонов не замерзали.В целях предупреждения замерзания головки наливных труб оборудованы водяными или электрическими обогревателями. Водяной обогреватель состоит из сварного цилиндрического корпуса на концевой части наливной трубы. К обогревателю подается и отводится от него по трубам горячая вода. Корпус обогревателя на ощупь всегда должен быть горячим. Разобщительные краны и вентили на подводящих и отводящих трубах обогревателя зимой постоянно открыты.

При

Ходовые части и подвагонное оборудование:

Удалять образующуюся в пути следования на вагонах наледь на станциях, продолжительность стоянки на которых свыше 10 мин.

Читайте также: