Через две минуты пламя уже гудело в топке и в котле забурлила вода

Обновлено: 09.05.2024

Том 6. Художественная проза (39 стр.)

— Делайте, что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь уже не хозяин. — С этим словом он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь.

«Итак, всё кончено, — сказал он сам себе;— еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате, где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир стиснул зубы, страшные мысли рождались в уме его. Голоса подьячих доходили до него, они хозяйничали, требовали то того, то другого и неприятно развлекали его среди печальных его размышлений. Наконец всё утихло.

Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного. Они большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам. Владимир разорвал их, не читая. Между ими попался ему пакет с надписью:

и были адресованы в армию из Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с нежностию сетовала на разлуку и призывала его домой, в объятия доброй подруги; в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство насчет здоровья маленького Владимира; в другом она радовалась его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастия, и не заметил, как прошло время. Стенные часы пробили одиннадцать. Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета. В зале приказные спали на полу. На столе стояли стаканы, ими опорожненные, и сильный дух рома слышался по всей комнате. Владимир с отвращением прошел мимо их в переднюю. — Двери были заперты. Не нашед ключа, Владимир возвратился в залу, — ключ лежал на столе, Владимир отворил дверь и наткнулся на человека, прижавшегося в угол; топор блестел у него, и, обратясь к нему со свечою, Владимир узнал Архипа-кузнеца. «Зачем ты здесь?» — спросил он. «Ах, Владимир Андреевич, это вы, — отвечал Архип пошепту, — господь помилуй и спаси! хорошо, что вы шли со свечою!» Владимир глядел на него с изумлением. «Что ты здесь притаился?» — спросил он кузнеца.

— Я хотел… я пришел… было проведать, всё ли дома, — тихо отвечал Архип запинаясь.

— А зачем с тобою топор?

— Топор-то зачем? Да как же без топора нонече и ходить. Эти приказные такие, вишь, озорники — того и гляди…

— Ты пьян, брось топор, поди выспись.

— Я пьян? Батюшка Владимир Андреевич, бог свидетель, ни единой капли во рту не было… да и пойдет ли вино на ум, слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора… Эк они храпят, окаянные; всех бы разом, так и концы в воду.

Дубровский нахмурился. «Послушай, Архип, — сказал он, немного помолчав, — не дело ты затеял. Не приказные виноваты. Засвети-ка фонарь ты, ступай за мною».

Архип взял свечку из рук барина, отыскал за печкою фонарь, засветил его, и оба тихо сошли с крыльца и пошли около двора. Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. «Кто сторожа?» — спросил Дубровский. «Мы, батюшка, — отвечал тонкий голос, — Василиса да Лукерья». — «Подите по дворам, — сказал им Дубровский, — вас не нужно». — «Шабаш», — примолвил Архип. «Спасибо, кормилец», — отвечали бабы и тотчас отправились домой.

Дубровский пошел далее. Два человека приблизились к нему; они его окликали. Дубровский узнал голос Антона и Гриши. «Зачем вы не спите?» — спросил он их. «До сна ли нам, — отвечал Антон. — До чего мы дожили, кто бы подумал…»

— Тише! — прервал Дубровский, — где Егоровна?

— В барском доме, в своей светелке, — отвечал Гриша.

— Поди, приведи ее сюда да выведи из дому всех наших людей, чтоб ни одной души в нем не оставалось, кроме приказных, а ты, Антон, запряги телегу.

Гриша ушел и через минуту явился с своею матерью. Старуха не раздевалась в эту ночь; кроме приказных, никто в доме не смыкал глаза.

— Все ли здесь? — спросил Дубровский, — не осталось ли никого в доме?

— Никого, кроме подьячих, — отвечал Гриша.

— Давайте сюда сена или соломы, — сказал Дубровский.

Люди побежали в конюшню и возвратились, неся в охапках сено.

— Подложите под крыльцо. Вот так. Ну, ребята, огню!

Архип открыл фонарь, Дубровский зажег лучину.

— Постой, — сказал он Архипу, — кажется, второпях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их.

Архип побежал в сени — двери были отперты. Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так, отопри!» — и возвратился к Дубровскому.

Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор.

— Ахти, — жалобно закричала Егоровна, — Владимир Андреевич, что ты делаешь?

— Молчи, — сказал Дубровский. — Ну, дети, прощайте, иду куда бог поведет; будьте счастливы с новым вашим господином.

— Отец наш, кормилец, — отвечали люди, — умрем, не оставим тебя, идем с тобою.

Лошади были поданы; Дубровский сел с Гришею в телегу и назначил им местом свидания Кистеневскую рощу. Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла затрещали, сыпались, пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики: «Горим, помогите, помогите». — «Как не так», — сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар. «Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, бог тебя наградит».

— Как не так, — отвечал кузнец.

В сию минуту приказные показались в окнах, стараясь выломать двойные рамы. Но тут кровля с треском рухнула, и вопли утихли.

Вскоре вся дворня высыпала на двор. Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

— Теперь всё ладно, — сказал Архип, — каково горит, а? чай, из Покровского славно смотреть.

В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние. «Чему смеетеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец.—

Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущенной дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».

Кузнец ушел; пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистеневки.

На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все толковали о нем с различными догадками и предположениями. Иные уверяли, что люди Дубровского, напившись пьяны на похоронах, зажгли дом из неосторожности, другие обвиняли приказных, подгулявших на новоселии, многие уверяли, что он сам сгорел с земским судом и со всеми дворовыми. Некоторые догадывались об истине и утверждали, что виновником сего ужасного бедствия был сам Дубровский, движимый злобой и отчаянием. Троекуров приезжал на другой же день на место пожара и сам производил следствие. Оказалось, что исправник, заседатель земского суда, стряпчий и писарь, так же как Владимир Дубровский, няня Егоровна, дворовый человек Григорий, кучер Антон и кузнец Архип пропали неизвестно куда. Все дворовые показали, что приказные сгорели в то время, как повалилась кровля; обгорелые кости их были отрыты. Бабы Василиса и Лукерья сказали, что Дубровского и Архипа-кузнеца видели они за несколько минут перед пожаром. Кузнец Архип, по всеобщему показанию, был жив и вероятно главный, если не единственный, виновник пожара. На Дубровском лежали сильные подозрения. Кирила Петрович послал губернатору подробное описание всему происшествию, и новое дело завязалось.

Система уроков русского языка в 11-м классе по теме "Сложносочиненное предложение"

Тема урока: Основные типы сложносочинённых предложений.

  • выработать умение определять семантику ССП в зависимости от употребления сочинительных союзов, форм сказуемого, лексико-грамматических средств,
  • выработать навыки постановки знаков препинания в ССП.
  • развить умение отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых предложений, определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Ход урока

I. Наблюдение над семантикой сложносочинённого предложения.

Запись на доске:

1) Жизнь печальна и пустынна, и не сжалится никто. (Николай Гумилёв)

2) Стоял на горе я и видел прозрачную тихую воду, окрестные рощи, леса и поля. (Н. Гумилёв)

Крест над церковью вознесён,
Символ власти ясной, Отеческой,
И гудит малиновый звон
Речью мудрою, человеческой.
(Н. Гумилёв)

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы, в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
(Н. Гумилёв)

Полон город, и не вдруг
К золотому безобразью
Нас приучит буйный юг.
(Н.Гумилёв)

Вопрос к классу:

- Какие предложения являются сложными, какова семантика сложносочинённых предложений?

Сложносочинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

II. Повторение основных видов простого предложения. Работа с таблицей

III. Наблюдение над особенностями структуры односоставных предложений.

- Определите вид односоставных предложений по способу выражения главного члена предложения:

1) Не вижу ни красы души твоей нетленной, ни пышных локонов, ни ласковых очей. (А.А.Фёт) (определённо-личное)

2) Говорили в Древнем Риме..( А.А.Фёт) (неопределённо-личное)

3) Повеет раем над цветами. (А.А.Фёт) (безличное)

Нельзя с безбрежностью творенья
В чаду отыскивать родства,
И ночь, и мрак уединенья -
Единый путь до божества.
(1-я часть ССП - безличное предложение)
(А. А. Фёт)

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (назывное)
(А.А.Фёт)

IV. Особенности построения неполного предложения

Слово учителя: Нельзя смешивать назывные предложения с неполными предложениями. Чтобы не ошибаться в определении типа этих похожих по форме предложений, нужно помнить, что в эллиптических конструкциях сказуемого нет и не может быть, например:

1) Мир освещается солнцем, а человек - знанием. (Пословица) (Неполное предложение).

2) На тонкой шее восковые бусы. (А.С. Пушкин) (Эллиптическое предложение).

V. Проблемная задача:

- Определите, в каких смысловых отношениях находятся части данных предложений. Как меняется семантика предложений в зависимости от употребления сочинительных союзов и форм сказуемого?

Справка: разряды сочинительных союзов:

Снова в печке огонь шевелится,
Кот клубочком свернулся в тепле,
И от лампы по книгам ложится
Мирный круг на вечернем столе.
(Всеволод Рождественский)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин)

С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
(А.С.Пушкин)

4) Уймись, или худо будет (А.С.Пушкин)

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
(М.Ю.Лермонтов)

Вывод: Сочинительные союзы могут связывать как однородные члены предложения (пример 2), так и части сложного предложения (пример 1, 3, 4, 5)

VI. Закрепление изученного материала. Выполнить задание по вариантам ( в сильном классе произвести запись под диктовку)/

Вариант 1.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, выписать номер(а) сложносочинённого(ых) а предложения(й):

1) Далее за ними т..нулись (на)лево холмы покрытые кудрявым кустарником а (на)право возвышался густой старый непроницаемый лес.

2) Молча они ехали рядом несколько времени ни тот ни другой (не)умея или (не)желая возобновить разговора.

3) Разговор этим кончился и мы продолжали молча идти друг подле друга.

4) . бывало, по целым часам слова не добьёшься зато уж иногда как начнёт рассказывать так и животики надорвёшь со смеха.

5) Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала зная что встретит меня?

(по произведениям М. Ю. Лермонтова)

Вариант 2.

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, выписать номер(а) сложносочинённого (ых) предложения(й):

1) Волна потока его охв. тила и кровь омывши одела в пену умчала в море.

2) П. вуче плещут волны на песок и я молчу глядя в даль моря.

3) Бл. стело море всё в ярком свете и грозно волны о берег бились.

4) Только тогда в моё время больше было в человеке силы и огня и оттого жилось веселее и лучше.

5) Эти камен. ые деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам.

(по произведениям М.Горького)

Задание всему классу:

Выпишите простое предложение, в котором сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения. Переделайте выписанное простое предложение так, чтобы получилось сложносочинённое.

VIII. Тест по теме "Структурные типы простых предложений и выделенных предикативных частей сложных предложений" (из произведений В. Набокова).

1 - простое односоставное предложение

2 - сложносочинённое предложение с предикативной частью

3 - сложносочинённое предложение, состоящее из односоставных предложений

  1. До дому было минут двадцать тихой ходьбы, и сосало под ложечкой от воздуха, от мрака, от медового запаха цветущих лип.
  2. Ещё несколько минут езды, и вот – вокзал.
  3. Всё пройдёт и забудется, - и опять через двести лет самолюбивый неудачник отведёт душу на мечтающих о довольстве простаках.
  4. На улице было ветрено и смуро; идти было не к кому, а в пивные, в кафе он никогда не захаживал, ненавидя их люто.
  5. До отхода поезда оставалось часа два, но вокзал, правда, находился далеко.
  6. Попробуйте почувствовать этот чужой, будущий, ретроспективный трепет.
  7. У меня высокая температура четвёртый день, и я уже не могу читать.
  8. Мы смотрим на этот жёсткий, некрасивый, но удивительно чёткий почерк, с решительными взмахами словесных хвостов, с петлистыми «рцы» и «покоями», с широкими, истыми крестами твёрдых знаков, - и давно не испытанное, чистое чувство охватывает вас.
  9. Где-то очень далеко кололи дрова, - каждый удар звонко отпрыгивал в небо, - а над белыми крышами придавленных изб, за лёгким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест.
  10. Далеко внизу, на белой глади, у проруби, горели вырезанные льды, а на том берегу, над снежными крышами изб, поднимались тихо и прямо розоватые струи дыма.
  1. [- =], и [= -].
  2. [------ = - ] и [ = - ].( ССП с общим второстепенным членом- дополнением)
  3. [ = - и = ].
  4. [ = - ], ( где - = ), но [ - =].
  5. [общий второстепенный член = - ] и [ = - ]. (ССП с общим второстепенным членом – обстоятельством)
  6. [ - ], и [ - = ].
  7. [ = ], но [ = ].
  8. Или [ - = ], или [ - = ].

Урок 2.

Тема урока: Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении, имеющем общий второстепенный член предложения.

  • освоение пунктуации в сложносочинённом предложении, имеющем общий второстепенный член;
  • конкретизация общих положений свода пунктуационных правил, касающихся данной темы;
  • детальное рассмотрение разнообразных случаев их практического применения.

Ход урока

I Реализация домашнего задания.

II Наблюдение над особенностями пунктуации в сложносочинённых предложениях, имеющих общий второстепенный член предложения.

1. В это самое мгновение где-то вдали неожиданно ударила молния и прогремел гром. (М.Горький) [ = - ] и [ = - ].

2. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи шкуры. (Л.Толстой) [ = ] и [ = - ].

3. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем. (А.Чехов) [ - = ] и [ = ].

4. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина. (А.Куприн) [общий второст. чл. = - ] и [ = - ].

5. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. (М.Шолохов) [общий второст. чл. = - ] и [ = - ].

  1. Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.
  2. Согласно общепризнанным нормам международного права, открытое море свободно для всех наций и все государства обязаны воздерживаться от всяких актов, способных причинить ущерб его использованию другими государствами.

III. Наблюдение над способом выражения общего элемента у частей сложносочинённого предложения:

А) общим может быть придаточное предложение.

1. (Когда он вернулся в залу), [сердце его билось ] и [руки заметно дрожали]. (А. П. Чехов)

2. (Когда он вернулся в залу), [сердце его забилось] и [руки заметно дрожали]. (А.П. Чехов)

Сравните:

(Когда Каштанка проснулась), [было уже светло], и [с улицы доносился шум], (какой бывает только днём). ( А.П. Чехов)

Придаточное предложение относится только к 1-му простому предложению, а связь со 2-ым предложением слабее, на что указывает различный вид глаголов- сказуемых этих предложений.

Б) общим может быть поясняемое двумя частями сложносочинённого предложения третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью, например:

1. [ Берегов не видать]: [их скрыла ночь ] и [ оттолкнули куда-то широкие волны разлива]. ( М. Горький)

2. [ Одно было ясно ]: [ ссора оказалась окончательной ] и [назад он не вернётся ].

IV. Для закрепления изученного материала проводится тест.

  1. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся, и птица исчезла.
  2. Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль.
  3. Пока я умывался, печь была затоплена, и на сковородке кипело масло.
  4. Через две минуты пламя уже гудело в топке и в котле забурлила вода.
  5. В трюме было темно, и от борта к борту переливалась вода.
  6. Однажды вновь похолодало, и повалил снег.
  7. Вера Николаевна оказалась в совершенном одиночестве: некуда было идти и некого было просить.
  8. Прошло немало времени, пока состоялась жеребьёвка, и нам сообщили об очередности выступлений.
  9. Мало-помалу стемнело, и мы захотели есть.
  10. В его душе стало темно и в ней забушевала ярость.
  11. Поздней осенью, когда зарядили дожди и установилась холодная погода, они уехали.
  12. Незаметно потухла заря, и по саду расползлись вечерние тени.
  13. На небе высыпали звёзды и выплыла луна.
  14. Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, какой бывает только днём.
  15. Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.

Ответ: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12

V. Упражнение на закрепление изученного пунктуационного правила с взаимопроверкой.

  1. Изредка Муха уходила на кухню постукивая когтями или Маша задевала в сенях проволоку от дверного колокольчика и он долго позванивал.
  2. Дом был недавно протоплен и можно было снять в прихожей шубы.
  3. В голых дачных садах гудел ветер и ему откликалось как эхо свинцовое море.
  4. На море шторм и лучше подождать до следующего теплохода.
  5. Как рассказать об этом блеске когда стоишь на краю равнины и она расстилается перед тобой поверхностью серебряного солнца?
  6. Казалось что в комнате лежит больной и около его постели забыли погасить свет горевший всю ночь напролёт.
  7. Она видела её (большую страну) из окон вагона и ей было страшно от этих бесконечных равнин.
  8. В этом письме было всё что он недосказал и что она должна была знать.
  9. Порой лес начинал шуметь и с деревьев сыпался снег.
  10. В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.

(по произведениям К.Паустовского)

Обратить внимание на отсутствие запятой перед союзом «и» в 5, 6, 8, 9 предложениях в связи с тем, что в них имеется общий элемент. В последнем предложении имеется повторяющийся союз «и», поэтому запятая ставится перед вторым повторяющимся союзом.

VI. На дом: подобрать примеры предложений (не менее 10 предложений) из художественных текстов на изученное правило.

Молох (Куприн)/Глава 11

Началась бестолковая, нелепая сумятица. Все поднялись с мест и забегали по павильону, толкаясь, крича и спотыкаясь об опрокинутые стулья. Дамы торопливо надевали дрожащими руками шляпки. Кто-то распорядился вдобавок погасить электрические фонари, и это еще больше усилило общее смятение… В темноте послышались истерические женские крики.


Было около пяти часов. Солнце еще не всходило, но небо заметно посветлело, предвещая своим серым, однообразным тоном начало ненастного дня. Бледный, тусклый, однообразный полусвет занимающегося утра, так быстро и неожиданно сменивший яркое сияние электричества, придавал картине общего смятения страшный, удручающий, почти фантастический характер. Человеческие фигуры казались привидениями из какой-то фантастической бредовой сказки. Измятые бессонной ночью, взволнованные лица были страшны. Обеденный стол, залитый вином и беспорядочно загроможденный посудой, напоминал о каком-то чудовищном, внезапно прерванном пиршестве.


Около экипажей суматоха была еще безобразнее: испуганные лошади храпели, взвивались на дыбы и не давались зануздывать; колеса сцеплялись с колесами, и слышался треск ломающихся осей; инженеры выкрикивали по именам своих кучеров, озлобленно ругавшихся между собою. В общем, получалось впечатление того оглушительного хаоса, который бывает только на больших ночных пожарах. Кого-то переехали или, может быть, раздавили. Был слышен вопль.


Бобров никак не мог отыскать Митрофана. Раза два или три ему послышалось, будто его кучер отзывается на крик откуда-то из самой середины перепутавшихся экипажей. Но проникнуть туда не было никакой возможности, потому что давка становилась с каждой минутой все сильнее и сильнее.


Вдруг в темноте вспыхнул высоко над толпой красным пламенем огромный керосиновый факел. Послышались крики: «С дороги! С дороги! Посторонитесь, господа! С дороги!» Стремительная человеческая волна, гонимая сильным напором, подхватила Андрея Ильича, понесла его за собой, чуть не сбросив с ног, и плотно прижала между задком одной пролетки и дышлом другой. Отсюда Бобров увидел, как между экипажами быстро образовалась широкая дорога и как по этой дороге проехал на своей тройке серых лошадей Квашнин. Факел, колебавшийся над коляской, обливал массивную фигуру Василия Терентьевича зловещим, точно кровавым, дрожащим светом.


Вокруг его коляски выла от боли, страха и озлобления стиснутая со всех сторон обезумевшая толпа… У Боброва что-то стукнуло в висках. На мгновение ему показалось, что это едет вовсе не Квашнин, а какое-то окровавленное, уродливое и грозное божество, вроде тех идолов восточных культов, под колесницы которых бросаются во время религиозных шествий опьяневшие от экстаза фанатики. И он задрожал от бессильного бешенства.


Когда проехал Квашнин, сразу стало немного свободнее, и Бобров, обернувшись назад, увидел, что дышло, давившее ему спину, принадлежало его же собственной пролетке. Митрофан стоял около козел и зажигал факел.


Он обошел пролетку кругом, чтобы влезть на козлы, как подобает всякому хорошему кучеру, справа, разобрал вожжи и прибавил, полуобернувшись назад:

— Только ежели лошадей зарежем, вы тогда, барин, не серчайте.


Осторожно, с громадным трудом выбравшись из этой массы сбившихся в кучу лошадей и экипажей и выехав на узкую лесную дорогу, Митрофан пустил вожжи. Застоявшиеся, возбужденные лошади подхватили, и началась сумасшедшая скачка. Пролетка подпрыгивала на длинных, протянувшихся поперек дороги корнях, раскатывалась на ухабах и сильно накренялась то на левый, то на правый бок, заставляя и кучера и седока балансировать.


Красное пламя факела металось во все стороны с бурным ропотом. Вместе с ним метались вокруг пролетки длинные, причудливые тени деревьев… КазаЛось, что тесная толпа высоких, тонких и расплывчатых призраков неслась рядом с пролеткой в какой-то нелепой пляске. Призраки то перегоняли лошадей, вырастая до исполинских размеров, то вдруг падали на землю и, быстро уменьшаясь, исчезали за спиной Боброва, то забежали на несколько секунд в чащу и опять внезапно появлялись около самой пролетки, то сдвигались тесными рядами и покачивались и вздрагивали, точно перешептываясь о чем-то между собою… Несколько раз ветви частого кустарника, окаймлявшего дорогу, хлестали Митрофана и Боброва по лицам, будто чьи-то цепкие, тонкие, протянутые вперед руки.


Чрезмерное количество выпитого сегодня вина не опьянило Андрея Ильича, но действие его выразилось р необычайном подъеме энергии, в нетерпеливой и болезненной жажде движения… Сильный озноб потрясал его тело, зубы так сильно стучали, что приходилось крепко стискивать челюсти, мысль работала быстро, ярко и беспорядочно, как в горячке. Андрей Ильич, незаметно для самого себя, то разговаривал вслух, то стонал, то громко и отрывисто смеялся, между тем как вальцы его сами собой крепко сжимались в кулаки.


Эти слова вдруг привели Боброва в неистовство, и он закричал хрипло;

— Не разговаривай, дурак. Гони.


Но тотчас же он услышал свист брошенного сзади камня и почувствовал острую боль удара немного выше правого виска. На руке, которую он поднес к ушибленному месту, оказалась теплая, липкая кровь.


Пролетка опять понеслась с прежней быстротой. Зарево становилось все сильнее. Длинные тени от лошадей перебегали с одной стороны дороги на другую. Временами Боброву начинало казаться, что он мчится по какому-то крутому косогору и вот-вот вместе с экипажем и лошадьми полетит с отвесной кручи в глубокую пропасть. Он совершенно потерял способность опознаваться и никак не мог узнать места, по которому проезжал. Вдруг лошади стали.


Бобров, как ни всматривался в серый предутренний полумрак, ничего не видел, кроме какой-то черной неровной стены, над которою пламенело небо.


Забору этому не было конца ни вправо, ни влево. Бобров перелез через него и стал взбираться по какому-то длинному, крутому откосу, поросшему частым бурьяном. Холодный пот струился по его лицу, язык во рту сделался сух и неподвижен, как кусок дерева; в груди при каждом вздохе ощущалась острая боль; кровь сильными, частыми ударами била в темя; ушибленный висок нестерпимо ныл…


Наконец откос кончился, и Бобров сразу узнал железнодорожную насыпь. С этого места фотограф снимал накануне, во время молебна, группу инженеров и рабочих. Совершенно обессиленный, он сел на шпалу, и в ту же минуту с ним произошло что-то странное: ноги его вдруг болезненно ослабли, в груди и в брюшной полости появилось тягучее, щемящее, отвратительное раздражение, лоб и щеки сразу похолодели. Потом все повернулось перед его глазами и вихрем понеслось мимо, куда-то в беспредельную глубину.


Андрей Ильич очнулся от обморока по крайней мере через полчаса. Внизу, у подножия насыпи, там, где обыкновенно с несмолкаемым грохотом день и ночь работал исполинский завод, была необычная, жуткая тишина. Бобров с трудом поднялся на ноги и пошел по направлению к доменным печам. Голова его была так тяжела, что с трудом держалась на плечах, больной висок при каждом движении причинял невыносимую боль. Ощупывая рану, он опять почувствовал пальцами липкое и теплое прикосновение крови. Кровь была также у него во рту и на губах: он слышал ее соленый, металлический вкус. Сознание еще не вполне вернулось к нему, и усилие вспомнить и уяснить прошедшее причиняло ему сильную головную боль. Острая тоска и отчаянная, беспредметная злоба переполняли его душу… Утро заметно уже близилось. Все было серо, холодно и мокро: и земля, и небо, и тощая желтая трава, и бесформенные кучи камня, сваленного по сторонам дороги. Бобров бесцельно бродил между опустевших заводских зданий и, как это случается иногда при особенно сильных душевных потрясениях, говорил сам с собою вслух. Ему хотелось удержать, привести в порядок разбегавшиеся мысли.


А другой, посторонний, возражал из глубины его души, также вслух, но насмешливо-грубо:

— Нет, ты не убьешь себя. Зачем перед собой притворяться. Ты слишком любишь ощущение жизни, для того чтобы убить себя. Ты слишком немощен духом для этого. Ты слишком боишься физической боли. Ты слишком много размышляешь.


Но другой заметил с ядовитой насмешкой:

— И не убьешь… И отлично знаешь это. У тебя нет на это ни решимости, ни силы… Завтра же опять будешь благоразумен и слаб…


Внизу никого из кочегаров не было: все они разбежались. Котлы давно успели охладеть. Только в двух крайних топках еще рдел еле-еле каменный уголь… Безумная мысль вдруг, как молния, мелькнула в мозгу Андрея Ильича. Он быстро нагнулся, свесил ноги вниз, потом повис на руках и спрыгнул в кочегарку.


В куче угля была воткнута лопата. Бобров схватил ее и торопливыми движениями принялся совать уголь в оба топочные отверстия. Через две минуты белое бурное пламя уже гудело в топках, а в котле глухо забурлила вода. Бобров все бросал и бросал, лопату за лопатой, уголь; в то же время он лукаво улыбался, кивал кому-то невидимому головой и издавал отрывистые, бессмысленные восклицания. Болезненная, мстительная и страшная мысль, мелькнувшая еще там, на дороге, овладевала им все более. Он смотрел на огромное тело котла, начинавшего гудеть и освещаться огненными отблесками, и оно казалось ему все более живым и ненавистным.


Никто не мешал. Вода быстро убавлялась в водомере. Клокотание котла и гудение топок становилось все грознее и громче.


Но непривычная работа скоро утомила Боброва. Жилы в висках стали биться с горячечной быстротой и напряженностью, кровь из раны потекла по щеке теплой струей. Безумная вспышка энергии прошла, а внутренний, посторонний, голос заговорил громко и насмешливо:


Солнце уже показалось на горизонте в виде тусклого большого пятна, когда Андрей Ильич пришел в заводскую больницу.


Доктор, только что прервавший на минуту перевязку раненых и изувеченных людей, умывал руки под медным рукомойником. Фельдшер стоял рядом и держал полотенце. Увидев вошедшего Боброва, доктор попятился назад от изумления.


Действительно, вид у Боброва был ужасный. Кровь запеклась черными сгустками на его бледном лице, выпачканном во многих местах угольною пылью. Мокрая одежда висела клочьями на рукавах и на коленях; волосы .падали беспорядочными прядями на лоб.


Гольдберг взял Андрея Ильича за руку, поспешно увел в другую комнату и, плотно притворив дверь, сказал:


Бобров повалился на широкий клеенчатый диван лицом вниз и пробормотал сквозь стиснутые зубы, весь дрожа от озноба:

— Все равно… мне все равно, доктор… Я не могу больше выносить.


Доктор вздохнул, пожал плечами и вынул из аптечного шкафа футляр с правацовским шприцем. Через пять минут Бобров уже лежал на клеенчатом диване в глубоком сне. Сладкая улыбка играла на его бледном, исхудавшем за ночь лице. Доктор осторожно обмывал его голову.

Через две минуты пламя уже гудело в топке и в котле забурлила вода


Гуляет ветер по избе
Пустой. пустой.
Я заблудился сам в себе:
Хоть плачь, хоть вой.
Гудит с похмелья голова:
Бом-бом. Бум-бум.
И матершинные слова
Идут на ум.

. Беда приходит не одна
Спокон веков.
Запас души сгорел до дна —
Ни тем, ни слов.
Гриф повело на перекос,
Ладит струна.
И как-то сразу и всерьёз
Ушла она.

Огонь в печи не греет рук.
Дымят дрова.
Приехал, что ли б, старый друг
На день, на два.
И на залитый солнцем двор
Из тьмы избы
Он новых песен старый сор
Весь вымел бы…

© Copyright: Кучин Иван, 2017
Свидетельство о публикации №117101507858

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Февраль

Вновь февраль шелка раскинул
Гор и леса на виду.
Я давно на перекрестках
Никого уже не жду.

За зимой - зима другая
В пышной шубе из бобра.
Где то я порастеряла
За неделями года?

А какая то иная
С белой лентою коса,
Ждет тебя не уставая
У высокого крыльца.

Мне бы плакать на пороге
Всем известно почему.
Греть застуженные ноги,
Руки подносить к огню.

Снег скрипит,а сердцу душно.
Только вижу из окна:
Как она тебе послушна,
Как с тобой она нежна!

Cловно в инее березка
Застываю у двора.
Распадаюсь на пенёчки,
Рассыпаюсь на дрова.

Ты целуя милой губы,
Справишь обо мне помин,
Положив сухих поленьев
В огнедышащий камин.

Пламя пляшет и алеет,
Дым летит по февралю.
Хорошо ли, милый ,грею?
Уж не слишком ли горю?

© Copyright: Орит Гольдманн, 2012
Свидетельство о публикации №112012309434

Шикарно. Прекрасно. Замечательно.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Цитаты из русской классики со словосочетанием «вода забурлила»

ВОДА́ , -ы́, вин. во́ду, мн. во́ды, дат. во́дам и вода́м, твор. во́дами и вода́ми, предл. о во́дах и о вода́х, ж. 1. Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря и представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом. Речная вода. Морская вода. Стакан воды. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «забурлить»

ЗАБУРЛИ́ТЬ , -лю́, -ли́шь; сов. Начать бурлить. (Малый академический словарь, МАС)

Цитаты из русской классики со словом «забурлить»

ЗАБУРЛИ́ТЬ , -лю́, -ли́шь; сов. Начать бурлить.

Предложения со словом «забурлить»

Но ирландская кровь забурлила в нём и заставила улыбнуться вождю.

Потом вода забурлила, показалась розовая пена, затем вода стала алой, как на закате, и в воздухе разлился дивный аромат спелой клубники.

Снова забурлило море, со звоном ударили в скалу острые льдины.

Синонимы к слову «забурлить»
Сочетаемость слова «забурлить»
Морфология
Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «в топку»

ТО́ПКА , -и, род. мн. -пок, дат. -пкам, ж. 1. Действие по знач. глаг. топить 1 .

Предложения со словом «топка»

Ситуация на планете стала зыбкой, напоминающей трясину топкого болота.

Она была не слишком широка, но довольно глубока и имела слишком топкие берега, чтобы её можно было преодолеть с ходу.

И в трейдинге, и в искусстве инвестировать существует множество топких мест.

Синонимы к слову «топка»
Ассоциации к слову «топка»
Сочетаемость слова «топка»
Морфология
Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Читайте также: