В каком предложении не ставится тире скрипнешь дверью зайцы так и запрыгают под окнами домика

Обновлено: 18.05.2024

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

§ 164. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

    Дуб – дерево.
    Оптика – раздел физики.
    Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР.
    Старший брат – мой учитель.
    Старший брат мой – учитель.

Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

    Бедность не порок.

Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

§ 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:

    Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.

Белинский

§ 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

    Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.


Поэзия – это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. Белинский
Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период; народность – вот альфа и омега нового периода. Белинский

§ 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

    Надежду и пловца – все море поглотило.

Крылов
Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье – ничто не вызовет почивших из гробов. Жуковский

§ 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно, например:

    Я не слишком люблю это дерево – осину.

Тургенев
В отношениях с посторонними он требовал одного – сохранения приличия. Герцен
Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Добролюбов

2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

    Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

Лермонтов

§ 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

    Я вышел, не желая его обидеть, на террасу – и обомлел.

Герцен
Я спешу туда ж – а там уже весь город. Пушкин
Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли. Грибоедов
Хотел рисовать – кисти выпадали из рук. Пробовал читать – взоры его скользили над строками. Лермонтов

Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

    Проси в субботу расчет и – марш в деревню.

М. Горький
Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но – боюсь. М. Горький

Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

    И щуку бросили – в реку.

Крылов
И съела бедного певца – до крошки. Крылов

§ 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

    Я царь – я раб, я червь – я бог.

Державин
Немудрено голову срубить – мудрено приставить. Пословица
Здесь не житье им – рай. Крылов

§ 171. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:

    Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

Крылов
Солнце взошло – начинается день. Некрасов

§ 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

    Назвался груздем – полезай в кузов.
    Лес рубят – щепки летят.
Салтыков-Щедрин

§ 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

    Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?

Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

    Пусторослеву за верную службу – чижовскую усадьбу, а Чижова – в Сибирь навечно.

А. Н. Толстой
Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. Жуковский
Мне все послушно, я же – ничему. Пушкин

§ 174. Посредством тире выделяются:

1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

    Тут – делать нечего – друзья поцеловались.

Крылов
. Как вдруг – о чудо! о позор! – заговорил оракул вздор. Крылов
Лишь один раз – да и то в самом начале – произошел неприятный и резкий разговор. Фурманов

2. Распространенное приложение, стоящее после определяемого cyществительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

    Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться».

Шолохов
Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали рабочие со знаменами.

3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

    Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.

Шолохов

Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

§ 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

    Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя.

Л. Толстой
Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках. Л. Толстой

§ 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

    Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.

Крылов
Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, – мы этого не знаем. Добролюбов

§ 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

    О, если правда, что в ночи,
    Когда покоятся живые
    И с неба лунные лучи
    Скользят на камни гробовые,
    О, если правда, что тогда
    Пустеют тихие могилы, −
    Я тень зову, я жду Леилы:
    Ко мне, друг мой, сюда, сюда!

Пушкин

В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, – в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, – когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, – в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, – в губернском городе К. был съезд помещиков, и кончались дворянские выборы.

Л. Толстой

§ 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от. до»), например:

    Перелеты СССР – Америка.
    Рукописи XI – XIV вв.

§ 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п., например:

5.В каком предложении перед уточняющим словом НАДО поставить запятую, а после него – двоеточие? (Знаки препинания не расставлены.) Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры. (В Гаршин)

На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье а именно панталоны под фрак панталоны новые панталоны серенькие два бархатных жилета и два атласных сюртука и два фрака (Н.Гоголь)
6.В каком предложении НЕ НАДО обособлять приложение? (Знаки препинания не расставлены.)

Сергей Никанорыч буфетчик налил пять стаканов чаю. (А.Чехов)

Ему ли карлику тягаться с исполином? (А.Пушкин)

Сестра Лиза приехала на каникулы. (Каверин)

Старуха Гришкина мать умерла но старики отец и тесть были еще живы. (М.Салтыков-Щедрин)
7.В каком предложении НЕ НАДО обособлять одиночное деепричастие? (Знаки препинания не расставлены.)

В каком предложении не ставится тире? (расставьте знаки препинания)

1) Природа вечный образец искусства.
2) Москва есть столица нашей Родины
3) Скрипнешь дверью зайцы так и запрыгают под окнами домика.
4) В траве в кустах повсюду заливались цикады.

Голосование за лучший ответ

1) Природа - вечный образец искусства.
2) Москва есть столица нашей Родины
3) Скрипнешь дверью, зайцы так и запрыгают под окнами домика.
4) В траве, в кустах - повсюду заливались цикады.

В каком предложении не ставится тире?



Тире не нужно только в одном предложении. Оно третье среди представленных: _Зло есть грубейшая форма невежества. _

ЗЛО – подлежащее, ЕСТЬ ФОРМА – составное именно сказуемое: глагол-связка ЕСТЬ + именная часть, существительное ФОРМА. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, мы ставим в том случае, когда связка нулевая, например, в предложении _Зло – грубейшая форма невежества_ его поставить необходимо. При наличии же связки (при выраженной связке) тире не ставится.

Правило схематично, но с примерами изложено в табличке из Интернета.


Обратите внимание на начало табличка: в ней указывается, что речь идёт о тире и его отсутствии между подлежащим и сказуемым при НУЛЕВОЙ связке.

В остальных предложениях тире ставится обязательно, но по разным причинам:
► тире между прямой речью и словами автора: «Никогда и ни за что!» – воскликнул он и отвернулся к окну;
► между частями бессоюзного сложного предложения, потому что в первом предложении указывается условие того, о чём говорится во втором (можно заменить сложноподчинённом с придаточным условия): Грибы ищут – по лесу рыщут. (Если грибы ищут – по лесу рыщут);
► тире перед обобщающим словом ВСЁ, стоящим после однородных членов: Деревья, дома, дороги – всё было покрыто пушистым снегом.

Помогите с русским

1.В каком предложении ставится тире?
1) Тайга будто первобытный лес.
2) Сердце не камень.
3) Язык есть сама жизнь.
4) Привычка это паутина.
2. В каком предложении ставится тире?
1) Степь как море.
2) Играть с ним в покер рискованное занятие.
3) Судейские чиновники известно отчаянные формалисты.
4) Он обманщик.
3.В каком предложении не ставится тире?
1) Риск благородное дело.
2) Мстить низко.
3) Венера в римской мифологии считалась богиней любви.
4) Стволы берез будто кружевные ворота.
4.В каком предложении не ставится тире?
1) Сосна дерево долговечное.
2) Мое любимое занятие играть в футбол.
3) Ты мой самый близкий друг.
4) Путешествовать увлекательнейшее занятие.
5.В каком предложении ставится тире?
1) Мы новички в команде.
2) Лес точно терем расписной.
3) Он скептик и материалист.
4) Мой рабочий день двенадцать часов в сутки.
6.В каком предложении не ставится тире?
1) Учеба естественно основная задача школьника.
2) «Онегин» есть самое задушевное произведение А. С. Пушкина.
3) Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
4) Его цель сделаться героем романа.
7.В каком предложении ставится тире?
1) Наш школьный двор точно сад.
2) Март только начало весны.
3) Уроки по-прежнему начинались рано.
4) Путь в лесах километры тишины, безмолвия.
8.В каком предложении не ставится тире?
1) Речевая культура человека зеркало его духовной жизни.
2) Длина Волги три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров.
3) Он хороший помощник отцу.
4) Мотив жизни продвинуть человечество хоть немного вперед.
9.В каком предложении ставится тире?
1) Производить эффект их наслаждение.
2) Теннис кажется цель его жизни.
3) Льды как льды.
4) Она известная балерина.
10.В каком предложении не ставится тире?
1) Мой друг семи пядей во лбу.
2) Жить дерзать, мечтать, желать.
3) Первая цель искусства воспроизведение действительности.
4) Золото например благородный металл.

Лучший ответ

1.В каком предложении ставится тире?
4) Привычка - это паутина.

2. В каком предложении ставится тире?
2) Играть с ним в покер - рискованное занятие.

3.В каком предложении не ставится тире?
3) Венера в римской мифологии считалась богиней любви.
4) Стволы берез будто кружевные ворота. (Авторское тире может быть)

4.В каком предложении не ставится тире?
3) Ты мой самый близкий друг.

5.В каком предложении ставится тире?

4) Мой рабочий день - двенадцать часов в сутки.

6.В каком предложении не ставится тире?
1) Учеба, естественно, основная задача школьника.

7.В каком предложении ставится тире.
4) Путь в лесах - километры тишины, безмолвия.

8.В каком предложении не ставится тире?
3) Он хороший помощник отцу.

9.В каком предложении ставится тире?
1) Производить эффект - их наслаждение.

10.В каком предложении не ставится тире?
4) Золото, например, благородный металл.

Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет. 3. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 4.Назвался груздем полезай в кузов. 5. Солнце дымное встает будет день горячий.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Проснулся пять станций убежало назад.

Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.

Запомните ни один злой человек не бывает счастлив.

Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.

Кукушка закуковала пора сеять лен.

Я выглянул из окна и увидел все небо заволокло тучами.

Мороз не страшен воздух сухой ветра нет .

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка.

На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

Мне впервые стало обидно они не ищут меня.

Свернули вправо впереди неожиданно показалась речушка.

Хорошенько запомните ни один человек не смог пройти через это болото.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам.

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.

Запомните ни один злой человек не бывает счастлив.

- быстрая смена событ

- быстрая смена соб.

: дополняет, изъясняет

, одноврем событий

- быстрая смена событ

- быстрая смена соб.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (пояснение)

Назвался груздем- полезай в кузов. (условие)

Солнце дымное встает- будет день горячий. (следствие, результат)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Проснулся- пять станций убежало назад. ( быстрая смена событий)

2.Солнце сильно палит-к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

3.В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)

4.Запомните: ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

5.Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)

Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)

Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)

Я выглянул из окна и увидел: все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)

Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет . (причина)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. ( быстрая смена событий)

На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

Мне впервые стало обидно: они не ищут меня. (причина)

Свернули вправо - впереди неожиданно показалась речушка. ( быстрая смена событий)

Хорошенько запомните: ни один человек не смог пройти через это болото. (изъяснение)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Глинистая дорога раскисла от дождя- приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие)

5. Запомните: ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

Тест «Знаки препинания в БСП» В-1

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Будут билеты ( ) поедем на всё лето к Черному морю.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, первая часть бессоюзного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает утверждение в первой части.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.

3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.

4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

4. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится — богатый вора боится.

2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.

3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.

4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде .

5. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.

2) Простить виноватого — верное решение.

3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.

4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

6. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей — ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова — громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре — это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.

7. Расставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы – объяснения только для знаков препинания в БСП.

Нынче жарко парит на дворе тепло пахнет разогретой муравой из-за ярки-зелёных вершин сада ослепительно белеют великолепно круглящиеся облака.

Однажды я вычитал где-то такую мысль с возрастом уменьшается вероятность человеческой гибели.

Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.

Погода все эти дни стояла хмурая несколько раз начинал моросить дождь отдалённые горы были задёрнуты не то туманом не то какою-то мглою.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Он засмеётся все хохочут нахмурит брови все молчат.

В голове моей родилось подозрение этот слепой не так слеп как оно кажется.

Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.

Он достал часы стрелки показывали одиннадцать без трёх минут.

Мы очень зябли ночи уже были холодные ветреные.

Критерии оценивания: «5» - безукоризненно, «4» - до 3 ошибок, 4-5 ошибок – «3»

Тест «Знаки препинания в БСП» В-2

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

4) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Наша борзая погналась за лисой ( ) не тут-то было.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.

4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

В каких предложениях нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Я встал подошёл к окну за окнами всё было снежно и безмолвно.

2) Андрей Матвеевич был известный донской атаман.

3) Д.С. Лихачев утверждает «Память это преодоление времени преодоление смерти».

4) Гусь взял в клюв веревочку и потянул её раздался оглушительный выстрел

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Любишь кататься – люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

6. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей — ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова — громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре — это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.

7. Расставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы – объяснения только для знаков препинания в БСП.

Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет короткая бархатная трава солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.

Варвара прислушалась донёсся шум вечернего поезда.

Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

Он достал часы стрелки показывали одиннадцать без трёх минут.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Волков бояться в лес не ходить.

Гарт поворачивал голову к окну и предчувствие сбывалось безветрие и бледная осень стояли над городом.

Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Критерии оценивания: «5» - безукоризненно, «4» - до 3 ошибок, 4-5 ошибок – «3»

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 1.

Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)

Мир строит - война разрушает.

Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.

Хочешь добиться уважения - начинай с себя.

Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!

Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.

Посмотрит - рублём подарит.

В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.

Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

1.Среди предложений 16-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

(16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа. (17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому.

2. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

3. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев).

4.Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.

(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)

5.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.

1)Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лётчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру. (2)Редко кто видел улыбку на его резко очерченных губах. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. (4)В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, всегда гладко выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, а глаза, спокойные, холодные, светло-голубые, смотрели так, как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь. (5)Как-то по-особенному блестели его глаза. (6)Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

7.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать .

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.

8.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Будут деньги ( ) поедем на всё лето к морю.

Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение вывода.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

9.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.

Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

10.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

Первая часть БСП называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

Вторая часть дополняет, раскрывает содержание первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 2.

Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)

Мир строит - война разрушает.

Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.

Хочешь добиться уважения - начинай с себя.

Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!

Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.

Посмотрит - рублём подарит.

В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.

Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

1. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал.(5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в темной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Г.Березко)

3. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (5) Тетя Маша, погремев в каморке, вытащила две лопаты. (6) Человек стучал по рычажку - все время было занято. (Э.Дубровский).

4. Среди предложений 1-7 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. (7) Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. (Г.Федосеев)

5. Среди предложений 14-17 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(14) «Когда школа впервые распахнула свои двери, Ирина Григорьевна оказалась в числе тех, кто пошёл учиться в первый класс. (15) Мы не знаем, как сложилась судьба её одноклассников: нам никого не удалось разыскать. (16) Послушаем, что нам расскажет первая выпускница школы, а ныне заслуженная швея-мотористка швейной фабрики». (17) Ирина растерялась, словно её вызвали к доске, а урок не приготовлен.

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я не хотел идти на эту встречу: последний разговор с Виктором оставил в душе неприятный осадок

1) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

7.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Невежды судят точно так ( ) в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

1) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.

2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

3) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

4) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

8.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

9. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок несутся к Дону великому.

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

10.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.

Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Вторая часть БСП имеет присоединительное значение.

Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

В каком предложении не ставится тире?(расставьте знаки препинания) 1) Природа вечный образец искусства.
2) Москва есть столица нашей Родины
3) Скрипнешь дверью зайцы так и запрыгают под окнами домика.
4) В траве в кустах повсюду заливались цикады.
Разновидность русского языка, существующая как система местных говоров, распространенных на определенной территории – это…
1) жаргон;
2) диалект
3) литературный язык;
4) просторечие.

Ответ

из магазина вышел пожилой мужчина с большой чёрной собакой,а из кафе вышла молодая красивая девушка,с маленькой миниатюрной кошкой.

ты просто ранишь моё сердце своим поступком.

Ответ

когда я вырасту,я хочу стать проводником.ведь так замечательно ездить на разных поездах в разные города! смотреть сла и реки с озерами.при этом,я люббю ездить на поезде.когда я вырасту я объязатело стану проводников в каком нибудь позде.

опять русский

В каком предложении не ставится тире? (знаки препинания не расставлены)
1 природа вечный образец искусства
2 она тихо спросила Не опоздала я?
3 скрипнешь дверью зайцы так и запрыгают под окнам
4 в траве в кустах повсюду заливались цикады

10 лет 1 месяц

10 лет 1 месяц

Комментарии

Комментарии

9 лет 11 месяцев

7 лет 2 месяца

1 год 10 месяцев

Новосибирск

Кавычек нет (даже если в одной есть слова автора). Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликами ставится тире.

Читайте также: