Средневековые окна в домах

Обновлено: 18.05.2024

Из чего делали окна средневековых европейских замков?

Средневековые замки, так будоражившие романтическое воображение жителей более поздних эпох, в том числе и наших современников, в суровой реальности были в первую очередь фортификационными сооружениями, предназначенными для защиты и обороны феодала, его семьи и жителей близлежащих деревень, и лишь во вторую очередь выполняли функцию жилища, где удобства обитателей - была не сама главная задача.

Главной функции замка - оборонной, была подчинена и вся его архитектура.

Окна - узкие отверстия в стенах, предназначены были не так пропускать дневной свет, как служить бойницами. Кроме того, в плохо отапливаемых помещениях с большой кубатурой маленькие окна пропускали меньше холода внутрь.

Стекло появилось на стыке эпох позднего Средневековья и Возрождения, было очень дорогое и тогдашние технологии не позволяли изготавливать стеклянное полотно большого размера, поэтому застекленные окна были доступны далеко не всем, даже феодалам.

Как же выходили из положения обитатели замков? -

В холодное время года плотно закрывали окна деревянными ставнями, богатые феодалы могли позволить себе такую роскошь как оконные рамы, в которые вставлялись пластины слюды или полупрозрачного агата.

Кроме того существовал и такой вариант - окна заделывались провощенным полотном или промасленной бумагой.

yarodom

Мы продолжаем наше увлекательное путешествие по истории окон: от средневековой готики перейдем к архитектуре Ренессанса. Однако прежде напомним основные особенности этого временного периода. Ещё архистория окна



Палаццо Питти, самый большой из палаццо Флоренции

Эпоха Возрождения, или Ренессанс — это период в истории европейских государств, охватывающий XIV-XVI века. Возникла он в Италии, где еще в конце тринадцатого века вспыхнул интерес к античной культуре, для которой были характерны культ эстетики, стремление к познанию и гуманизм. К эпохе Ренессанса относятся в первую очередь несколько столетий из жизни католических, христианских стран: Италии, Франции, Нидерландов, Испании, Германии. В эпоху Средневековья главенствовала религия, она определяла все, от государственного строя до повседневных привычек. Для этого времени были характерны приоритет духовного над человеческим, приоритет веры над разумом, на первое место ставилось служение Богу.

В эпоху Ренессанса меняются не только традиции в искусстве: весь жизненный уклад также обновился. Новая эпоха охарактеризовалась, в первую очередь, гуманизмом, то есть утверждением ценности человека, притом ценности не только его души, но и тела, и разума. Такое мировоззрение присутствовало в античности, откуда черпали вдохновение мыслители и творцы Ренессанса.

Архитектура эпохи Возрождения — сложный для изучения предмет, и вот почему: если в изобразительном искусстве, литературе и музыке того времени перемены были достаточно заметны сразу, то архитектура изменялась не столь быстро. Порой на строительство храмов и дворцов уходило несколько веков! Так, например, известный венецианский Дворей дожей, также известный как Palazzo Ducale, начали строить в 12 веке, еще в Средние века, а достраивали уже в эпоху Возрождения. Архитектура того времени, безусловно, носит отпечаток средневековых традиций, однако различия есть, и они довольно существенные.

Хотя исследователи определяют период Ренессанса, как XIV-XVI века, архитектура этой эпохи относится скорее к XV - началу XVII века. Выделяют три периода: кватроченто, раннее Возрождение, примерно относится к XV веку; высокое Возрождение, первая четверть XVI века; маньеризм, который еще называют поздним Возрождением, относится к периоду 1520-1600 гг.



Дворец Дожей, Палаццо Дукале

В период кватроченто были заново осмыслены и сформулированы классические античные законы пропорций и симметрии, что стало определяющим для архитектуры той эпохи. В то время как архитекторы Средневековья переосмыслили и видоизменили традиции романской архитектуры, взяв некоторые элементы даже из арабской культуры, храмы того времени были устремлены ввысь, а в их постройке зодчие значительно уходили или вовсе отказывались от принципов симметрии. В зданиях же, которые относятся к кватроченто, принципы симметрии и пропорциональности становятся главенствующими. Колонны, пилястры и притолоки располагаются упорядоченно, на смену несиметричным формам и эклектичным фасадам приходят строгие полукруги арки и полусферы купола. Эти же формы характерны и для окон в зданиях: именно тогда появляются флорентийские окна. Они представляют собой конструкцию, состоящую из нескольких арочек, объединенных одной большой аркой. Все архитектурные традиции опираются на классические произведения Греческого и Римского искусства.

Памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции. К ним можно отнести собор Санта-Мария-дель-Фиоре, Палаццо Питти, Палаццо Медичи-Рикарди.



Собор Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция



Флорентийские окна в Палаццо Медичи

Существуют еще два отличительных признака архитектуры эпохи Возрождения. Искусство становится светским, а значит, строятся не только храмы и церкви, но и дома правителей, городских властей и знати. Такие здания перестают напоминать средневековые крепости и становятся более похожими на классические античные здания, тем не менее, при их строительстве применяют все технологические достижения того времени. В частности, в античных домах окна представляли собой прямоугольные проемы, вовсе не застекленные. В многочисленных палаццо окна представляют собой полукруглые арки, разделенные колоннами на две или три части. Те самые бифории и трифории, с которыми мы уже знакомы из статьи про готическую архитектуру.

Второй важный признак — архитектура перестает быть анонимной. Среди самых известных архитекторов той эпохи мы можем выделить фигуру Филиппо Брунеллески. Он по праву считается основоположником архитектуры Ренессанса: именно он разработал теорию перспективы и ордерной системы и вернул в строительную практику множество элементов античной архитектуры. Его авторству принадлежат такие шедевры, как уже упомянутый собор Санта-Мария-дель-Фиоре и Палаццо Питти, первое здание эпохи Возрождения — Оспедале дель Инноченти, приют для детей, оставшихся без родителей, а также Базилика Сан-Лоренцо.



Базилика Сан-Лоренцо

В период Высокого Возрождения античные традиции продолжили переосмысляться и применяться с большей уверенностью. Здания становятся выше и величественнее, отделка и орнамент богаче. В это время строились в основном светские здания, однако множество дворцов были построены на территории Ватикана. К творцам Высокого Возрождения относятся Донато Браманте, Рафаэль Санти. Из представителей венецианской школы архитектуры можно выделить Джорджо Вазари, автора, тем не менее, знаменитой художественной галереи Уфицци во Флоренции.



Галерея Уфицци

На стыке Высокого Возрождения и Маньеризма творят два главных мастера — Микеланджело Буонаротти и Андреа Палладио. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и купол собора Святого Петра в Риме.

Палладио же называют предтечей классицизма: он создал новую систему пропорций ордеров, используя его не как декорацию фасада, а как основополагающий принцип конструкции, благодаря чему постройки выглядели удивительно гармоничными. Его авторству принадлежит, в частности, Вилла Ротонда в Венеции и собор Сан-Джорджо Маджоре там же. Для палладианской архитектурной традиции также характерно особые окна, которые называются венецианскими (также палладианскими или серлианскими). Конструкция представляет собой трехчастное окно с высокой аркой посередине.



Вилла Ротонда

Из архитектуры Возрождения возник и классицизм, и барокко. Все последующие стили так или иначе опираются на традиции и каноны того времени. Мы обязательно расскажем о них в следующих статьях.

А для того, чтобы подробнее познакомиться с архитектурой этой замечательной эпохи, отправляйтесь в Италию: на улицах Флоренции, Венеции и Рима вы встретите множество шедевров!

yarodom

В готическом архитектурном стиле прекрасно многое — изящные галереи, тонкие шпили, причудливые узоры. Отдельного внимания заслуживают и окна, о которых мы сегодня поговорим. Другие стили: Возрождение | Русские барокко и рококо | Русский классицизм | Европейские барокко и классицизм | Россия XIX века | РИ-СССР перв. пол. XX века | Советский модернизм

Но прежде немного теории. Готическая архитектура берет свое начало во Франции: именно там в 1144 году построили первое здание, относящееся к этому стилю — монастырскую церковь аббатства Сен-Дени. Церковь представлена на иллюстрации ниже. Готический стиль возник в позднем Средневековье, в XI-XII веках. Мрачные и тяжеловесные романские замки и соборы остались в прошлом. Зодчие поднакопили опыта: обнаружилось, что для того, чтобы удерживать кровлю, не обязательно строить толстые стены, а можно перераспределять нагрузку на множествоенные точки опоры. Эта же тенденция коснулась и окон: если отпала необходимость в монолитных стенах, то окна можно сделать больше, а проемы между ними — уже и разделить их узкими кружевными перегородками. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания.

Еще одно нововведение, характерное для готики — стрельчатые проемы, в том числе оконные. Они заменили собой полукруглые романские и смотрелись очень эффектно: здание словно бы возносилось к небесам. Храмы стали строить высокими: попадая внутрь, верующий должен был ощутить благоговейный трепет. Это впечатление усиливали и кружевные своды, и цветные витражи, которыми впоследствии стали стеклить окна.

https://c1.staticflickr.com/1/683/23589547101_f65fa2f015_b.jpg


2.

Из Франции готическая архитектура распространилась по всей Европе: свои соборы в этом стиле, но с региональными особенностями стали строить в Германии и Англии, в Чехии и Австрии. Итальянские и испанские архитекторы не сразу расстались с романским стилем: например, миланский собор Дуомо сохранил относительную приземистость и монументальность, характерную скорее для романской архитектуры.



3.

На иллюстрации мы можем видеть, как изменялось стрельчатое готическое окно с течением времени: от двух стоящих рядом окон к бифориям (так назвали два окна, соединенных тонкой перегородкой), от трех окон — трифориев к сложным многоуровневым конструкциям с богатым декором.



4.

Для XII века характерны не только стрельчатые окна, но и знаменитые окна-розы. Так называли большое круглое окно, разделенное фигурным переплетом на части в виде распустившегося цветка. Чаше всего их помещали на фасаде главного входа в здание. Располагались такие окна достаточно высоко над дверьми и освещали собор или церковь. Свет, льющийся сквозь разноцветные витражи, символизировал свет Евангелия.

Окна-розы зародились еще в романском стиле, однако подлинную красоту и сложность декора обрели именно в готике. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например в Шартрском, Амьенском, Руанском, Орлеанском, и, конечно же, на фасаде собора Нотр-Дам де Пари.

Впоследствии одиночное окно-роза уступает место нескольким круглым окнам небольшого размера, как, например, в соборе в Линкольне, Англия, построенном в 1280 году.

Также фасады и оконные проемы оформлялись особым элементом, который называется вимперг. Он представляет особой треугольник с острыми углами, украшенный характерной лепниной. Например, такой декоративный элемент можно видеть над западным фасадом Собора Парижской Богоматери.



7.

Завершая наш разговор о готической архитектуре (и, конечно же, окнах), нельзя не упомянуть шедевр средневекового зодчества, Собор Святого Витта в Праге. Для него характеры все особенности готического стиля, в том числе, и оконные конструкции.



9.

Теперь, отправлясь в путешествие по Европе, вы сможете поразить воображение ваших спутников, прочитав им небольшую познавательную лекцию о готической архитектуре :) Оставайтесь с нами — мы продолжим рассказывать историю окон!

n_dank

Лунное стекло. История средневекового оконного стекла в архитектуре и живописи. Из таких округлых стеклышек диаметром 6-15 см с помощью свинцовых оправ набирали целые окна.
На этих фотографиях окно в Охотничьей замка Кохем. Фото 2016 года.


Вид с внутреннего двора замка. Это и есть самое любопытное — посмотреть, как окно выглядит снаружи и изнутри.



Придется сказать несколько слов об истории замка. Справа фото 2016 года, вид на замок с моста. Потрясающей красоты вид.


2016 год.

Замок Райхсбург Кохем (Reichsburg Cochem) – бывшая таможенная крепость города Кохем. Замок стоит на высоте 100 метров над уровнем реки Мозель. Мозель некогда был главным водным транспортным путем, связывающим Германию и Францию. Благодаря великолепным реставрационным работам, проводившимся в послевоенные годы, замок выглядит как новенький, хотя это один из старейших немецких замков, ведущих свою историю с XI века. Есть неподтвержденные сведения, что замок был основан в 996 году или около 1020 пфальцграфом Ezzo. В 1688 году в период Войны за Пфальц войска короля Людовика XIV (известного в народе как «король-солнце») вторглись в долину Рейна и Мозеля. В мае 1689-го французы подожгли и взорвали Райхсбург, подобная судьба ожидала практически все оккупированные французскими войсками средневековые замки, возвышающиеся над Мозелем и Рейном. В следующий раз французские войска наведались в эти места ровным счетом лет через сто, во времена Французской революции, но в кохемском замке всё было разрушено до них, ещё в XVII веке. Долгие годы руины замка служили жителям Кохема источником для добычи камня, использовавшегося в том числе и для восстановления города. Пруссия вступила во владение руинами замка Кохем лишь после Венского конгресса 1814—1815 г.г.
Восстановление средневековых замков на юго-западе Германии началось в XIX веке. В ходе планирования строительства железной дороги вдоль реки Мозель окрестности Кохема привлекли внимание тайного коммерческого советника Луи Жака Равене (Louis Fréderic Jacques Ravené), который выкупил руины над Кохемом и в период с 1868 по 1877 финансировал реконструкцию и возведение построек в неоготическом стиле в качестве летней резиденции для своей семьи. Сын Луи Жака Равене, Луи Огюст Равене, собрал в замке Кохема богатую коллекцию произведений искусства, но большая часть коллекции была уничтожена во время Второй мировой войны. В 1942 году Луи Огюсту Равене пришлось продать замок прусскому министерству юстиции. После Второй мировой войны в 1947 году замок перешёл к земле Рейнланд-Пфальц, в нём была открыта административная школа. В 1978 году город Кохем купил замок за 664 000 немецких марок, сегодня его владельцем является Reichsburg GmbH.



Охотничья спроектирована в стиле поздней готики. На стенах охотничьи трофеи из окрестных лесов. Эксурсовод обращает внимание на огромные старинные оловянные кубки, на количество потребляемого вина и предусмотрительно сконструированную замочную скажину богато украшенной двери: отстоящий от замочной скважины на приличное расстояние желоб не позволяет ключу промахнуться, даже если вкушающий вина слегка увлекся:


Хотя мой рассказ про окна, но где окна, там и двери. Не могла мимо пройти.


Готическая или женская комната замка Кохем. Вид из окна. Лунное стекло в сочетании с витражами.


Внутренний двор замка Кохем.

Заглянем в распахнутые окна, которые видны на фахверковой галерее.



Виден в распахнутое окно вот такой высоты, вот такой красоты домик привратника.

Я рассказала о замке Кохем исключительно для того, чтобы обратить внимание на историю появления привлекательных и радующих глаз «средневековых» окошек, воссозданных стелодувами XX века. Воссозданных, само собой, по мотивам, в лучших традициях и с огромным стеклодувным мастерством. А сохранились ли где-то настоящие старинные средневековые окна?

Первые застеклённые окна появились в эпоху Римской империи. Во время раскопок в Помпеях были найдены литые стекла размером до 70 см. Римлянами было разработано и прозрачное выдувное оконное стекло. Прогресс в развитии строительных технологий, таких как центральное отопление и стеклянные окна, совпадает с расширением Римской империи в Галлии и Германии. Только в регионе сегодняшней федеральной земли Баден-Вюртемберг археологами подтверждены находки более 1000 римских стеклянных окон, которые располагались не только в домах состоятельных граждан или излюбленных римлянами банных комплексах, но и в солдатских казармах, и на сторожевых башнях. В дополнение к военным строителям и другим специалистам по строительству у каждого легиона также был свой мастер оконного стекла (Neben Militärbaumeistern und weiteren Bauspezialisten verfügte jede Legion auch über einen Fensterglasermeister) С падением Римской империи знания о технологии строительства римских домов были утрачены. (с) Hermann Klos DIE HISTORISCHE ENTWICKLUNG VON GLASFENSTER VERSCHLÜSSEN IN MITTELEUROPA .

Как один из самых ранних примеров использования оконных стёкол в замковых и королевских резиденциях называют замок в городе Бад-Урах на Круглой горе (auf dem Runden Berg), построенный в IX веке на руинах франконской аристократической резиденции. Стекла имели форму ромба с длиной ребра от 8 до 10 см. Там были найдены лишь небольшие осколки преимущественно голубовато-зеленоватого цвета. Но точно датировать подобные находки очень сложно.

Позволить себе такую роскошь, как застеклённые окна, могли лишь очень состоятельные граждане, остальные выходили из положения, используя для окон подручные средства: пергаменты, обработанные воском или смолой ткани, циновки, бычий пузырь, шкуры животных, алебастр и др. материалы. Окна закрывались деревянными ставнями. Ставни (или вставни) для утепления обивались сукном или войлоком, они могли быть глухими или со слюдяными оконцами.

Историки отмечают достаточно тёплый климат в Европе в период между 900 и 1300 годом (хроника рассказывает о цветущих в январе деревьях) и существенное похолодание в эпоху Возрождения. Изменение климата привело к усилению мер теплозащиты. Малый ледниковый период, который начался около 1550 года и длился примерно до 1850 года, обусловил и широкое распространение оконного стекла.

Butzenscheiben (Nabelscheibe, Ochsenauge, Mondscheibe oder scherzhaft als Flaschenboden bezeichnet) – стеклянные диски с пупырышкой в центре, лунное стекло, иногда их называют «воловий (бычий) глаз» или «бутылочное дно». Во Франции и в Германии лунное стекло появляется к середине XIV века. Существует запись о том, что в 1330 году некому Philippe de Cacqueray, как «изобретателю», было дано разрешение на создание «Verrerie grosse», фабрики по производству лунного стекла:
« . in der ersten urkundlichen Erwähnung, einem Privilegium Philipps VI. von Frankreich in der Bibl. Nat. in Paris, ist von der Mondscheibe (verre à boudine) die Rede. Darin wird einem Philippe de Cacqueray, Sieur de Saint Immes, als dem „Erfinder“, im Jahre 1330 die Erlaubnis zur Errichtung einer „Verrerie grosse“, einer Mondglashütte, erteilt » . Источник информации: Edouard Garnier, Histoire de la verrerie et de l’émaillerie, Tours 1886. Источник цитаты: rdklabor.de.

Средневековые художники пытались воспроизвести реальность почти с фотографической точностью. В 1-й половине XV века в южных Нидерландах и Рейнских областях стеклянные диски Butzenscheiben компоновались ровными рядами, как можно увидеть на картине «Благовещение» — левая створка утраченного триптиха работы Яна ван Эйка (ок. 1436/7, картина в 1850 году была куплена Николаем I у короля Нидерландов, после чего переведена на холст, находилась в собрании петербургского Эрмитажа, местонахождение в настоящее время: Национальная галерея искусства, Вашингтон)

Дрезденский триптих Яна ван Эйка Галерея старых мастеров, Дрезден. 1437 год.
Фрагмент правой панели Дрезденского Триптиха, на котором изображена святая Екатерина Александрийская.


На картинах Яна ван Эйка ( ок. 1385-1441) можно рассмотреть четырехугольные промежутки между стеклянными дисками в свинцовой оправе. Со 2-ой половины XV века, такая компоновка встречается всё реже, ряды сдвигаются друг относительно друга на половину диаметра, и промежутки получаются треугольными, как на иллюстрации к биографии императора Максимилиана I «Der Weißkunig». Художник из Аугсбурга Ханс Бургкмайр (1473 — 1531).
Kaiser Maximilian I (1459–1519) in der Werkstatt Burgkmairs.
Holzschnitt, um 1514–16, von Hans Burgkmair d. Ä. (1473–1531).
Illustration zu der Selbstbiographie Maximilians “Der Weißkunig”.

На ксилографии 1514/16 года ряды Butzenscheiben сдвинуты друг относительно друга на половину диаметра в горизонтальном направлении.


У Дюрера окна с солнечными зайчиками на стенах.
Albrecht Dürer (1471-1528) Hl. Hieronymus im Gehäus, 1514 Kupferstich


Лукас Кранах Старший ( 1472-1553).
«Мезальянс» (другое название «Расплата») 1532. Национальный музей, Стокгольм.

Методика создания окон с использованием стекла в свинцовой оправе была весьма разнообразна. Кусочки стекол нарезали в виде правильных геометрических фигур, квадратной, прямоугольной формы, наиболее часто в форме ромба. Такие окна можно увидеть, к примеру, на картинах Яна Вермеера (1632-1675) или Адриана ван Остаде (1610-1685).
Адриан ван Остаде (1610-1685) — голландский художник эпохи барокко, представитель бытового жанра.
«Скрипач» 45 х 42 см, 1673 год. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.
«Деревенские музыканты», 1645 год. Петербург, Эрмитаж.


Неизвестный художник, предположительно, Johann Jakob Sulzer (1631 (?) -1665). Картина находится в Швейцарском национальном музее в качестве депозита.
«Die Familie des Vogtes von Greifensee am Tisch». Öl auf Leinwand eines unbekannten Künstlers, 1643.


Окно с раздвижными створками и витражами. Лунное стекло компонуется со сдвигом в горизонтальном направлении. На фоне вечернего неба стеклянные диски напоминают тысячу лун. За круглую форму эти стекла и назвали лунными.


Самюэл Диркс ван Хогстратен (Samuel Dirksz van Hoogstraten; 1627-1678) — ученик Рембрандта, голландский живописец, график, литератор и теоретик искусства. «Старик в окне», 1653. 111 × 86,5 см. Kunsthistorisches Museum Wien.
На этом окне лунное стекло сдвинуто на половину диаметра по вертикали. Картина была написана в Вене.

В XVIII веке лунное стекло «вышло из моды», но в XIX вернулся интерес к Средневековью и к окнам с Butzenscheiben. Это была попытка вернуть «старинную немецкую атмосферу». К сожалению, это привело к тому, что во 2-й половине XIX-го века люди презрительно говорили о «Butzenscheibenromantik» и «Butzenscheibendichtung» (Dichtung - поэзия).

Окна на фасаде Старой канцелярии в Уберлингене изобразил шведский художник Thure Nikolaus Freiherr von Cederström (1843-1924).
Amtsraum mit Fenstergruppe zum Münsterplatz im Erdgeschoss der Alten Stadtkanzlei, September 1885; Öl auf Leinwand, 56,3 x 91,3 см. Справа: актуальное фото.

Ещё одна картина, на которой Max Thedy представил интерьер «Reutlingerhaus», Lindenstrasse 9, дом построен в 1590 году и находится прямо напротив Старой канцелярии. Дом сохранился, но окна были модернизированы, остались фотографии начала XX века. Информация об окошках в Уберлингене взята из обзора, автором которого является Dipl.-Ing. Volker Caesar.

Родт-под-Ритбургом. В земле Рейнланд-Пфальц существует коллекция старых окон, по состоянию на 2006 год эта коллекция насчитывала 165 окон, две трети из которых были сохранены в комплекте с рамами и фурнитурой. На фото два интересных окна. До 1991 года они находились на первом этаже фахверкового дома ок.1601 года постройки, на улице Weyherer Straße в Родте-под-Ритбургом. В 1991-ом они были заменены пластиковыми и вывезены для утилизации («In jenem Jahr wurden sie ungenehmigt ausgebaut, um als Abfall entsorgt zu werden» (с) Aus der Sammlung historischer Bauteile Schiebefenster aus der Pfalz )
Zwei Fenster aus dem Wohnhaus Weyherer Straße 4 in Rhodt unter Rietburg.
В общем, чуть не уничтожили 400-летние окна в 1991-ом году при замене на пластиковые. Очень хорошо видно состояние свинцовой оправы и рамы.

Stube aus dem Johannes-Hof bei Villande s, Eisacktal, um 1500.




Stube aus Caldes bei Malè.


Это плита (печь), которая и определяет название подобных помещений — Stube. Стоит заметить, что в туристических брошюрах обычно рекламируются «крестьянские дома в Тирольском музее народного искусства», но на самом деле представленные в музее Stube вовсе не относятся к крестьянскому быту (при такой датировке да с такими-то элегантными застеклёнными окнами — это важно понимать, что не крестьяне в таких гостиных отдыхали). Подобные отапливаемые помещения в средние века имели статус комфортных и располагались в замках, монастырях, и только потом, гораздо реже и позднее на историческом отрезке времени, появлялись в крестьянском хозяйстве. Stube часто была единственной отапливаемой комнатой, особенно зимой.


В сети есть вот такая фотография, где ученики 7-ого класса пишут коротенькое сочинение, сидя на этих старинных лавочках и глядя в «средневековые» окошки. Атмосфера должна пробудить фантазию. Тот самый уголок, что на моей фотографии, только сковороду убрали со стола.
(с) tirol.orf.at In 500 Jahre alten holzgetäfelten Bauernstuben des Tiroler Volkskunstmuseums verfassen Siebentklässler kurze Texte.


Процесс изготовления лунного стекла.

Средневековые дома

Средневековый город

«Мой дом – моя крепость». Именно эта пословица как нельзя лучше отражает отношение средневекового человека к своему дому. Самые богатые люди средневековья: короли, герцоги, графы и прочие бароны имели в качестве своих домов крепости и замки в самом прямом смысле, и чем богаче был феодал, тем более неприступным был его дом-крепость. Но какими же были средневековые жилые дома более простых людей, разных ремесленников, селян, купцов, средневековых горожан? Об этом наша сегодняшняя статья.

Дома в средневековой Европе: общее описание

Не имея возможности жить в настоящих замках, тем не менее, владельцы более простых средневековых домов строили их таким образом, чтобы в этих домах можно было надежно скрыться от внешнего мира. Как писал французский историк Э. Фараль: «Быть увиденным в средневековье означало потерять свободу». Иными словами, дом средневекового крестьянина, как впрочем, и средневекового горожанина (а вплоть до XV века городские и деревенские средневековые дома были практически одинаковыми) был призван, прежде всего, скрыть хозяев от сторонних, любопытных глаз.

Дома средневековья строились из разных материалов, в зависимости от богатства хозяев это могло быть как дерево, так и камень. Правда, деревянные дома, особенно если это были дома средневекового города, таили в себе большую опасность с точки зрения возникновения пожара. И пожары действительно не один раз возникали в средневековых городах Европы, испепеляя значительную часть этих самых деревянных домов. Например, в родном городе автора статьи, Львове случился большой пожар в 1527 году, который в то время уничтожил практически весь город, включая его готическую застройку.

Но самым большим из подобных пожаров, можно считать великий лондонский пожар, который случился в 1666 году.

Великий лондонский пожар

Великий лондонский пожар, картина неизвестного художника.

Тот пожар уничтожил тогда значительную часть британской столицы, обрушил собор святого Павла, нанес колоссальный ущерб. В целом в тот роковой день в огне погибло 13500 лондонских домов, включая 87 церквей.

Горький опыт с пожарами постепенно приучил людей средневековья, по крайней мере, в городах, ввиду большой сплоченности домов, строить их исключительно из камня.

Устройство средневекового дома

В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Что же касается внутреннего устройства средневекового дома, то в нем будто бы прослеживается борьба двух начал, одно из которых идет от домов господствующего класса, феодалов, а другое от крестьянского дома.

Влияние замковой архитектуры на городские дома средневековья заключалось в постройке донжонов – если в замках донжон это настоящая башня, то в доме средневекового бюргера он представлял собой тоже своего рода башню, в которой все помещения расположены строго по вертикали и соединены круглой винтовой лестницей. Внизу находилась лавка, на втором этаже – общая комната, зал, где принимают гостей, жилые комнаты хозяев дома, на третьем этаже – комнаты для прислуги, учеников, разные хозяйственные помещения.

Схема средневекового дома

Так выглядит схема средневекового дома.

Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей.

Внутреннее убранство домов средневековья состояло в основном из тканей и деревянных панелей, на которых зачастую имелись разные рисунки, срисованные с рукописей и книжных миниатюр. Часто на стенах висели красивые гобелены и геральдические щиты. В парадном холе находился большой камин, который в холодную пору обогревал весь дом. У богатых горожан камин был украшен скульптурными фигурами.

Средневековый дом внутри

Средневековый дом внутри, винтовая лестница в наличии.

Средневековый дом внутри

А тут на фото более простой и аскетичный интерьер средневекового дома.

Окна в средневековых домах были удовольствием не дешевым, так как они облагались налогом, поэтому три и больше окна на фасаде своего дома могли себе позволить только богатые бюргеры. Сами окна застеклялись выпуклыми либо матовыми стеклами, которые с одной стороны пропускали солнечный свет, а с другой ограждали внутреннее помещение от любопытных глаз.

Внешний вид средневекового дома, фото домов

Большинство средневековых домов имели 3 этажа, хотя были дома и с 2 и даже с 4 этажами. По внешнему виду каждый дом был уникальным, чем богаче была фантазия у архитектора, тем красивее и вычурнее был его фасад. Порой на фасадах средневековых зданий создавались целые сценические композиции, само наблюдение за которыми приносило (и приносит) удовольствие всем ценителям прекрасного.

Скульптурная композиция на фасаде дома Адама

Скульптурная композиция на фасаде дома Адама, Анже, Франция.

Дом Адама

И сам этот великолепный дом, построенный в XV веке.

средневековые дома

А вот так выглядят средневековые дома Германии, возможно, они не столь богато украшены художественной скульптурой как их французские аналоги этого же периода, тем не менее, они отличаются своей мощностью фасадов и массивностью кронштейнов.

Площа рынок

А здесь фасады средневековых домов Львова, родного города автора статьи. Построенный согласно принципам средневекового зодчества каждый дом имеет свою уникальную изюминку и неповторимый архитектурный стиль.

Дома средневековой деревни

Что же касается домов средневековой деревни, то в отличие от городских домов они также продолжали строиться из дерева, много домов были одноэтажными, максимум имели 2 этажа. Характерные для города 3 этажа в деревне были редкостью и столь большие дома себе могли позволить разве что деревенские старосты или самые зажиточные селяне.

Часто деревенские дома средневековья, особенно в Восточной Европе имели форму сруба – были собраны и обработаны из рубленых бревен.

средневековый деревенский дом

Такой вид имеет типичный средневековый крестьянский дом, деревня Ржепора, Чехия, XIV век.

Внутреннее убранство деревенского дома было скромнее, чем у горожан, внутри обычно располагалась кровать, представляющая собой сбитую из досок раму на которую клали матрас из перьев и отходов ткацкого производства, деревянные стол с деревянной же скамьей. По углам располагались сундуки, где хранилась вся нехитрая хозяйственная утварь. Тепло в деревенском доме обеспечивала специальная печь, которая топилась дровами, впрочем, в некоторых глухих современных деревнях люди и по сей день живут практически как в средневековье.

Деревенский средневековый дом внутри

Внутреннее убранство украинского средневекового дома, фото из музея «Шевеченковский гай».

Средневековые окна и интерьеры

Inside the Tower - Tulira Castle in Ardrahan, Ireland (2396×3264) Средневековый Замок, Интерьеры Особняков, Средневековый Декор, Интерьеры Замка, Викторианская Архитектура, Места, Заброшенные Дома, Деревенские Дома, Заброшенные Замки

Medieval toilet in Stolpen Castle. The first defensive works were built about 1100 and it was first documented in 1222.

Window || Medieval Kitchen in Gainsborough Old Hall Средневековый Замок, Зеркала В Деревенском Стиле, Деревенская Люстра, Деревенское Освещение, Средневековый Декор, Красивые Сады, Cool Ideas, Интерьеры Замка, Деревянные Дома

Window || Medieval Kitchen in Gainsborough Old Hall

The tower. . . Средневековый Замок, Готическая Архитектура, Старинная Архитектура, Интерьеры Замка, Витражи, Замечательные Места, Ступеньки, Окна, Заброшенные Дома

A selection of interesting Medieval Names

Castle keep. Is it kitchen? Средневековый Замок, Красивые Места, Дворцы, Средневековый Декор, Средневековье, Кемпинг На Открытом Воздухе, Интерьеры Замка, Фото Кухни, Средневековье

Castle keep. Is it kitchen?

Medieval lantern, found in Smithfield, London (copper alloy) 14th century Средневековый Замок, Европейская История, Древняя История, Светильники Со Свечами, Средневековые Украшения, Витражи, Ночники, Флаконы Для Духов, Средневековье

Medieval lantern, found in Smithfield, London (copper alloy)

Medieval lantern, found in Smithfield, London (copper alloy) 14th century

Design for a Gothic window, 1742 - Batty, Langley Amongst my favorite windows Старинная Архитектура, Детали Архитектуры, Архитектурные Эскизы, Витражи, Бумажные Дома, Окна, Декоративные Молдинги, Готическая Архитектура, Как Рисовать

LUSHLIGHT

Design for a Gothic window, 1742 - Batty, Langley Amongst my favorite windows

teCLa -- Rivista -- numero 8 - Dotto

tecla 8 - Augusto Garneri, Girali e finestra gotica, da Corso elementare di disegno geometrico, Roma 1895, tav. XXXV

Designs for cast iron consoles, corbels and an urn Чертежи, Старинная Архитектура, Детали Архитектуры, Экологичная Архитектура, Параметрическая Архитектура, Архитектурные Эскизы, История Искусства, Молдинги, Архитектурные Эскизы

ARCHI/MAPS

Designs for cast iron consoles, corbels and an urn

Reference for various types of brick/stone wall patterns. Кирпичный Дизайн, Дизайн Экстерьера, Реконструкция Фасада, Каменный Фасад, Каменные Коттеджи, Дома Мечты, Каменная Облицовка

Stone & Brick | Lifetime Exteriors

Reference for various types of brick/stone wall patterns.

English Gothic Mouldings Детали Архитектуры, Старинная Архитектура, Викторианская Архитектура, Религиозная Архитектура, Архитектурные Эскизы, Молдинги, Советы По Рисованию, Чертежи, Архитектурные Эскизы

English Gothic Mouldings

English Gothic Mouldings

Purchase art by artist: Biltmore Collection - Rose Window, figure 8 - any size, large or small

Rose windows became characteristic of Gothic architecture though it came into vogue during the Romanesque period.

Medieval Castle Готическая Архитектура, Детали Архитектуры, Красивые Места, Старинная Архитектура, Средневековый Замок, Интерьеры Замка, Заброшенные Особняки, Спирали, Лестницы

Secret Kingdom

Medieval Castle

Gothic Window, via Flickr Храмовая Архитектура, Ландшафтная Архитектура, Красивые Дома, Соборные Окна, Витражи, Модернизм, Подаяния Для Храма, Средневековье, Заброшенные Особняки

Gothic Window

Gothic Window, via Flickr

Church windows

enclave interior "The Rose WIndow depicted is a symbol of what all French Gothic Cathedrals embraced: stained glass depicting scences from the scripture. " Витражи, Стеклянная Мозаика, Готическая Архитектура, Церковные Окна, Художественные Советы, Возрождение, Декоративные Изделия Из Стекла, Подаяния Для Храма

Sens Cathedral Rose Window

enclave interior "The Rose WIndow depicted is a symbol of what all French Gothic Cathedrals embraced: stained glass depicting scences from the scripture. "

Средневековье

 Старые Здания, Abandoned Buildings, Заброшенные Места, Места С Привидениями, Заброшенные Замки, Современные Здания, Красивые Дома, Заброшенные Особняки, Домики Для Фей

Visited a Pre-Elizabethan manor today. Now I want my own Tudor style manor.</p>
<p>Архитектурный Интерьер, Дизайн Интерьера, Исторические Дома, Дешевый Домашний Декор, Старые Дома, Проектирование Сцены, Окна, Морские Пейзажи, Интерьеры Замка

Haddon Hall

Visited a Pre-Elizabethan manor today. Now I want my own Tudor style manor.

За окошком света мало? Из истории окон и оконного стекла

Наши давние-давние предки, спасавшиеся от морозов давних оледенений в одежде из шкур и ночевавшие в пещерах, освещали свой домашний быт огнем костра, или занимались своими делами в светлое время суток у выхода из пещеры. Прошли века, начался бронзовый век, жители древнейшей крито-микенской цивилизации 4000 лет назад придумали окна — теплый климат им это позволял. Но взорвался вулкан, который ныне живущие называют Санторин, под ударами цунами рухнула микенская цивилизация — и об окнах забыли на тысячелетия.

За окошком света мало? Из истории окон и оконного стекла

Древние цивилизации Египта, Греции, Рима окна практически не использовали. Для освещения жилища у них служили двери, выходящие во внутренний дворик. А после захода Солнца — факелы и масляные светильники. В наружных стенах делали узкие щели или небольшие проемы под самой крышей, света от таких отверстий в комнатах почти не было.

Подражание Римскому Пантеону на территории аббатства Святой Женевьевы в Париже

Подражание Римскому Пантеону на территории аббатства Святой Женевьевы в Париже
Фото: Источник

Со временем люди открыли чудесные свойства слюды и стали делать слюдяные окна. В Европе первого тысячелетия и в начале средних веков окна делали весьма разнообразной формы. По большей части — в форме узких щелей-бойниц, но были большие «французские» окна, занимавшие большую часть стены. Для защиты от сквозняков и холода окна прикрывали деревянными ставнями. А для защиты от воров использовали металлические кованые решетки, или резные пластины из известняка, терракоты и мрамора. Рамы делали из железа с мелким переплетом, для размещения листиков слюды. Железные окна из-за теплопроводности металла выходили весьма холодными. Их для тепла обшивали сукном, а для пущего шика, в особо богатых домах — оторочивали мехом.

Слюда

Слюда
Фото: Depositphotos

Как обстояли дела в России? Деревянные дома, срубы из стволов деревьев, часто поставленные прямо в лесу. Слабые, опасные места — на случай нападения дикого зверя или лихих людей — окна и двери. Двери делали обстоятельно из толстых и дорогих тогда досок, окна же тогда были «волоковые», маленькие, размещенные высоко в стене, закрываемые задвижкой — волоком.

Поскольку «климат у нас не хранцузский» ((с) — царь Пётр), окна было совершенно необходимо прикрывать чем-то светопроницаемым, чтобы в доме было хоть сколько-то светло. Вначале использовалась «рыбья кожа». С пойманных рыб породы карповых после снятия чешуи снималась тонкая кожа, ее высушивали — и вставляли в рамы окон. Само собой — и карпы должны были быть очень большими и переплеты окон — весьма в мелкую клеточку. Окна пропускали свет, но были препятствием для сквозняков и летучих насекомых.

Со временем стали использовать более доступный материал — полупрозрачный бычий пузырь. Делали также окна из слюды, стоили они весьма недешево.

Кроме всего перечисленного, для окон употреблялась еще и промасленная бумага. Свет она пропускала неплохо, хотя бумага и не была очень уж дешевой.

Наконец подошло время окон со стеклами. Само стекло было открыто людьми очень давно. В Древнем Египте были в употреблении различные предметы из стекла. Но само стекло было тогда скорее драгоценностью.

Древние римляне открыли способы относительно дешевого производства стекла. У них появились первые стеклянные окна. Их стекло было все еще весьма дорого, технология была весьма сложной, но уже позволяла сделать большое окно с большим количеством небольших стеклянных пластинок, весьма хорошо пропускавших свет. С падением Рима пропала и технология производства оконного стекла.

Много-много времени спустя, уже в Средние Века, люди научились делать стекло много и недорого. В Кёльне научились делать листовое стекло, а мастера из Венецианской республики, жившие на острове Мурано, нашли состав, позволявший получать чистое и прозрачное стекло.

В России, по свидетельству иностранных купцов, уже в 1639 году работал заводик по производству оконного стекла и стеклянных бутылей и кубков, подобных венецианским.

Примерно так выглядел первый «стеклопакет» на Руси

Примерно так выглядел первый «стеклопакет» на Руси
Фото: Источник

В 18−19 веках стекло и изделия из него постоянно дешевели. Оконное стекло, ранее бывшее показателем знатности и богатства, превращалось в вещь, обыденную для горожан. Фабрики производства стекла множились — и с трудом позволяли удовлетворять запросы быстро растущего рынка.

Возникали новые, более экономичные печи, новые способы производства гладкого листового стекла… Наконец, в 1959 году был изобретен флоат-метод, который сегодня используется повсеместно. По этому методу стекло получается гладким, протекая по ванне расплавленного олова. Температура плавления олова чуть больше 200 градусов Цельсия, это более чем достаточно, чтобы стекло, плавящееся при температуре от 750 градусов, остыло, став совершенно гладким, великолепно и неискаженно пропускающим свет.

Люди, получив много дешевого и прозрачного стекла, смогли ставить в домах не просто окна из стекла, но многослойные окна. В России в большинстве городов в ходу двухрамные окна, а в районах Крайнего Севера с их экстремально низкими зимними температурами — трехрамные. Так и свет снаружи поступает, и тепло зимой наружу не уходит.

Вот так прошла история окон — от рыбьей кожи и бычьего пузыря в маленьких волоковых окнах — до трехрамных пакетных окон, отлично пропускающих свет и защищающих от сильного мороза.

Читайте также: