Разрешено вывесить красный флаг на окно многоквартирного дома

Обновлено: 17.05.2024

Можно ли флаг России вешать на даче?

- В Гильдии адвокатов "РГ" пояснили: все, что можно делать с государственным флагом, перечислено в федеральном законе, который так и называется - Закон "О Государственном флаге Российской Федерации". В нем четко сказано, что упомянутый флаг - это прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Но в законе не прописаны в подробностях многие важные моменты. Именно поэтому наш читатель на майские праздники вполне может повесить у себя на даче флаг России. И вот почему.

В статье 3 закона о флаге перечислено, где он вывешивается - государственные здания, общественные объединения, корабли. А дальше сказано ". а также на жилых домах в дни государственных праздников". При этом в законе не говорится, кто именно должен вывешивать флаг - местная власть или хозяин дома.

А еще в этом законе есть статья 6. В ней сказано, что флаг может быть поднят во время торжественных мероприятий и официальных церемоний, проводимых общественными объединениями, учреждениями независимо от форм собственности, воинскими частями и т.д. В длинном списке, где перечисляется, где и когда можно повесить флаг, есть интересная деталь, которая напрямую касается читателя "РГ". Дословно это место в законе звучит так: государственный флаг может быть поднят ". также во время семейных торжеств". При этом нигде не сказано, какие именно семейные праздники имеются в виду.

Но надо помнить, что есть и ответственность за незаконные действия "по отношению к государственным символам Российской Федерации", к которым относится и флаг. Это сказано в статье 17.10 Кодекса об административных правонарушениях. Там говорится, что использование государственного флага в "нарушении установленных правил" карается штрафом. Этот штраф разный для граждан и для так называемых "юридических лиц". Граждане будут платить от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, а должностные лица заплатят от пяти до десяти МРОТ.

Но надо иметь в виду, что ни в каких комментариях не разъясняется, что надо понимать под фразой "нарушение установленных норм" по отношению к государственному флагу. Видимо, надо понимать, что в каждом конкретном случае это будет решать судья.

Госдума разъяснила правила использования Государственного флага РФ

Сегодня, в День Государственного флага Российской Федерации, на официальном сайте нижней палаты парламента появился материал, в котором гражданам и организациям напоминают, как можно использовать флаг России, чтобы не нарушить закон.

При использовании такого государственного символа необходимо руководствоваться правилами, установленными Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (далее – Закон № 1-ФКЗ). Он содержит перечень случаев обязательного использования флага, а начиная с 2008 года – предусматривает также свободное уважительное использование российского триколора гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Причем это использование возможно не только в праздничные дни, но и в любой другой день в году при условии, что оно не является надругательством над флагом (ст. 9.1 Закона № 1-ФКЗ).

Так, допустимо беспрепятственно:

  • вывешивать флаг страны на жилых домах и личных автомобилях;
  • размещать его в офисах;
  • приносить на массовые публичные мероприятия и т. д.

Но следует помнить об уголовной ответственности по ст. 329 Уголовного кодекса за надругательство над флагом России. Таковым считается, в частности, публичное выражение неуважения к государственному символу – его намеренное сожжение, уничтожение, повреждение и т. д. За такие действия последует наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года либо принудительных работ на тот же срок, ареста на срок от трех до шести месяцев, лишения свободы на срок до одного года.

Напомним, Государственный флаг Российской Федерации, наряду с гербом и гимном, является официальным государственным символом РФ. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос белого, синего и красного цветов (ст. 1 Закона № 1-ФКЗ).

В свою очередь, МВД России разместило на своем официальном сайте видеоролик, посвященный Дню Государственного флага РФ. Героями ролика стали дети сотрудников разных подразделений министерства, которые ответили на несколько вопросов о стране.

Разрешено вывесить красный флаг на окно многоквартирного дома

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2017 г. № АК/92163/17 “О разграничении понятий вывеска и реклама”


Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2017 г. № АК/92163/17 “О разграничении понятий вывеска и реклама”

16 января 2018

В связи с вопросами, возникающими при разграничении рекламных конструкций и конструкций, носящих информационный характер, связанными с применением отдельных положений Федерального закона «О рекламе» в частности, статьи 19 данного Закона, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению ФАС России на основании пункта 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, дает следующие разъяснения.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

2. Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

3. Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.

С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с «бегущей строкой» или подсветкой.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А56-44838/2016, № А43-11863/2013.

Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

При этом в силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Так, не является рекламой указание на конструкции в месте нахождения организации только ее наименования без указания адреса и режима работы такой организации или профиля ее деятельности.

Кроме того, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 15567/12 по делу № А59-2627/2012, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы. Указанный вывод также подтверждается решениями судов по делам № А70-11815/2016, А51-32939/2013.

Вместе с тем, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центре, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона). Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А32-627/2016, № А03-17780/2015, № А71-2635/2010-A31, № А71-2636/2010-А25, № А56-70900/2016, № А56-46690/2010.

4. Размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются.

По смыслу статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог объектами сервиса и организуют их работу в целях обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов.

Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции (АЗС) или непосредственно на территории АЗС путем установления стелы или флага со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого моторного топлива (далее - стелы АЗС) является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Следовательно, размещение стелы АЗС в непосредственной близости к автомобильной дороге, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в целях информирования наравне со знаками сервиса (дорожный знак 7.3 «Автозаправочная станция») о приближении к АЗС (ближайшей по ходу движения автомобиля), является правовым обычаем хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, и не является рекламой.

Размещение сведений об АЗС иными способами может рассматриваться в качестве рекламы.

Указанная позиция также изложена в решении Президиума ФАС России от 05.02.2014 № 1-4/5-1 и подтверждается решениями судов по делам № А43-14816/2016, № А43-14818/2016, № А56-64272/2013.

5. Информация о продукции и об услугах в меню, прейскурантах обязательна для доведения до потребителей и не относится к рекламе.

В соответствии с пунктами 12 и 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2007 № 1036, исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Таким образом, с учетом положений пунктов 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», меню организации общественного питания (кафе, ресторана и т.п.), размещенное на фасаде здания, в том числе на конструкции, размещенной на фасаде здания, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, рекламой не является, и требования законодательства о рекламе на информацию, размещенную в нем, не распространяются.

Конструкция, содержащая указание на наименование организации и меню, прейскурант, размещенная на территории, на которой в силу особенностей деятельности организации непосредственно происходит продажа товаров, оказание услуг, в том числе при обслуживании потребителей организации общественного питания на автомобилях, относится к размещенным в месте осуществления организацией деятельности и не подпадает под понятие рекламной конструкции. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу № А56-43492/2016.

Вместе с тем, размещение на конструкции информации об одном или нескольких блюдах, товарах, входящих в меню организации общественного питания, в том числе наименование, изображение такого блюда, товара, описание его составляющих, цена, направлено на привлечение внимания и формирования интереса к отдельным товарам, их выделению из группы однородных товаров. Следовательно, указанная информация является рекламой и должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе». Размещение конструкции с такой информацией на фасаде здания или вне здания осуществляется с учетом положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу № А56-59116/2013.

6. Информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека, не может быть признана рекламой, поскольку размещается в качестве указания профиля деятельности организации и не содержит указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования.

Цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем этого места, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам. Конструкция с изображением в виде креста несет общую информацию для потребителя о том, что рядом находится аптечная организация. Указанная позиция также подтверждается решениями судов по делу № А40-34713/12-139-321.

Кроме того, отдельные нормативные акты субъектов Российской Федерации предусматривают размещение креста в качестве наружного оформления аптеки. Так, например, такое требование предусмотрено в пункте 3.1 Положения об организации информационной работы в аптеках, утвержденного Приказом Комитета фармации г. Москвы от 15.04.1997.

Соответственно, на указанные конструкции с изображением в виде креста, положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Информация о продаже или аренде помещения с указанием номера телефона, размещенная на здании непосредственно в месте нахождения помещения, в том числе с помощью конструкций, является объявлением, в случае если она размещена непосредственно на внешней стене помещения (в пределах окон помещения, занимаемого организацией), сдающегося в аренду. Такое объявление предназначено для информирования о статусе указанного помещения, не подпадает под понятие рекламы, поскольку служит целям информирования о возможности продажи или аренды помещений в конкретном здании и носит справочно-информационный характер. На такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Не признается рекламой информация учреждений культуры по профилю их деятельности, распространяемая на зданиях, в случае, если данные организации осуществляют деятельность в указанных зданиях, а также на городских средствах информации, специально предназначенных для данных целей, в том числе информация о репертуарах театров и кинотеатров (театральные афиши и киноафиши), поскольку указанная информация носит справочно-информационный характер и имеет своей целью информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях. Требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются. Конструкции, на которых размещается указанная информация, не являются рекламными конструкциями в соответствии с понятием, закрепленным статьей 19 Федерального закона «О рекламе», и на порядок размещения таких конструкций не распространяются требования статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делу № А71-10779/2015.

7. При оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей в силу закона или обычая делового оборота информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании.

Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Так, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А82-1685/2007-11, № А70-8499/10-2006.

Крышная конструкция, размещающаяся на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра, не содержит рекламу и рекламной конструкцией не является, требования Федерального закона «О рекламе» на такую конструкцию не распространяются. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А24-1885/2010, № А65-20834/2010.

Кроме того, конструкции с наименованиями организаций, размещенные на фасаде торгового центра или офисного здания, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, призваны информировать о месте нахождения таких организаций и признаются размещенными в месте нахождения организаций. Соответственно, такие конструкции рекламными не являются и требования Федерального закона «О рекламе» на них не распространяются.

8. Реклама, распространяющаяся не на технических средствах стабильного территориального размещения, не относится к распространяющейся на рекламных конструкциях.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Соответственно, статья 19 Федерального закона «О рекламе» определяет порядок размещения не любой наружной рекламы, а распространяемой с помощью рекламных конструкций, то есть с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Кроме того, к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в статье 19 Федерального закона «О рекламе», и на их установку не распространяются требования статьи 19 Федерального закона «О рекламе», в частности положение о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещение. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А71-1732/2016, № А40-78651/14, № А29-8667/2011.

9. Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 данного Закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

При этом согласно статье 2 данного Закона благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в статье 19 Федерального закона «О рекламе», на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.

А.Б. Кашеваров

Обзор документа

Приведены разъяснения о разграничении рекламных конструкций и конструкций, носящих информационный характер.

Так, информация, не направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, не может быть признана рекламой. На такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяется Закон о рекламе.

Уточнено, что реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров (наименование организации, названия товаров, средства индивидуализации). Если конкретное лицо или конкретный товар нельзя выделить среди множества однородных - это не реклама.

Не является рекламой информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота. Так, юрлицо должно указать свои наименование, профиль деятельности на вывеске по месту нахождения). Если конструкции (стелы, пилоны, флагштоки, стойки) размещаются не в месте нахождения организации, они признаются рекламой. Вместе с тем информация о приближении к ближайшей АЗС в соответствии с обычаем делового оборота не является рекламой.

Информация о продукции и об услугах в меню, прейскурантах обязательна для доведения до потребителей и не относится к рекламе.

Информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой (изображение креста в качестве наружного оформления аптеки, объявление об аренде здания, театральные афиши и киноафиши).

При оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

Органы местного самоуправления нормативным актом вправе устанавливать порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества.

На улицах, учреждениях, жилых домах россияне вывешивают государственные флаги

Сегодня по всей стране - на улицах, учреждениях, жилых домах - российские флаги. Их можно вывесить даже на балконе - и необязательно в праздничные дни, главное - делать это правильно.

Куда не посмотри на улицах этого селения — недалеко от Нальчика — почти на каждом доме — развевается российский триколор.

"Это традиция нашей улицы, не только я, но и наши соседи тоже вешают и этот праздник отмечают", - отмечает Заурби Пижев.

Несколько лет назад государственные флаги украшали в России, как правило, лишь административные здания. Теперь их можно встретить повсюду: на улицах и в руках прохожих, на транспорте и фасадах зданий. Флаги бережно хранят и вывешивают, отмечая важные события.

"Вывешиваем уже не первый год флаг на нашем балконе, надеемся, что это войдет в привычку не только у нас, но и в других семьях", - говорит Марина Легалова.

На мачте триколор размещают на самом верху. Флаг без древка можно крепить и горизонтально и вертикально, но в последнем случае белую полосу располагают слева. А устанавливая флагшток на стене здания необходимо проследить, чтобы древко не было опущено вниз.

В Крыму и Севастополе сегодня государственный флаг можно было встреть и на проспектах, и в частном секторе.

В Москве большое полотно развернули на Поклонной горе, а жители столицы охотно рассказывали, что для них значат цвета национального стяга.

Жильцы одного из многоэтажных домов на своих балконах накануне развесили 45 государственных символов. Говорят, изначально так праздновать не планировали, но потом все загорелись идеей.

"К сожалению даже не всем хватило. Появилось столько много желающих, что я не ожидал, что такой у людей патриотизм", - говорит Андрей Бондаренко.

Дом в столичном Кожухове, где на окнах так много российской символики - пока все же исключение из правил, но словно подтверждение тому, что с каждым годом появляется все больше людей, для которых государственный флаг — не просто символика, а нечто большее и даже личное – то, что объединяет жителей большой страны.

Поднять флаг: что можно и что нельзя делать с российским триколором

флаг

Сегодня государственному флагу России исполняется 350 лет. Праздник был установлен Указом Президента РФ в 1994 году. Бело-сине-красный триколор — это один из официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с гербом и гимном.

Как можно использовать флаг?

Порядок использования флага РФ установлен Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации». Изначально в нем содержался исчерпывающий перечень случаев обязательного и допустимого использования госсимвола, нарушение которого подпадало под административное наказание.

Однако в 2008 году в закон была внесена поправка, которая разрешила свободное уважительное использование российского триколора гражданами и организациями в повседневной жизни.

Россияне могут беспрепятственно вывешивать флаг своей страны на жилых домах, личных автомобилях, размещать в офисах, приносить на массовые публичные мероприятия и т. д. не только в праздничные дни, но и в любой другой день в году.

Как отметил Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , «уже более 10 лет россияне, желающие подчеркнуть свою гражданскую принадлежность, выразить патриотические чувства, проявить любовь к родине, могут свободно использовать государственный флаг в повседневной жизни».

Кстати, в 2017 году излишние ограничения были сняты и в отношении использования герба. «В результате такие случаи, как изображение герба на сувенирной и подарочной продукции, канцелярских принадлежностях, предметах одежды перестали считаться нарушением», — напомнил Павел Крашенинников.

Что нельзя делать с флагом?

Надругательство над флагом России — уголовно-наказуемое деяние, за которое предусмотрено наказание статьей 329 Уголовного кодекса РФ. Наказанием по этой статье станет ограничение свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Надругательством, например, будет считаться публичное выражение неуважения к государственному символу — его намеренное сожжение, уничтожение, повреждение и т. д.

masterok


Вот почему то в голове отложилось, что просто так взять флаг России и повесить на крышу своего дома или прикрепить флагшток к окну нельзя. Я еще помню яростно возмущался, что американцы все обвешивают своими флагами и каждое утро понимают в своих дворах его на флагштоках. В Турции так вообще не найдешь свободного визуального пространства без государственного флага. Это правильно и воспитывает патриотизм. А в России одно время прям четко помню как пропали флаги со многих частных домов и частных коммерческих зданий.

Так что же, можно или нельзя?

С административными зданиями и официальными мероприятиями понятно - можно и нужно. В обязательном порядке триколор должен быть установлен на зданиях государственных и муниципальных органов власти и дипломатических представительствах.

А как на счет частных лиц?


Вот что говорится в законе "О Государственном флаге Российской Федерации": в ст. 3 и 6 вышеупомянутого закона говорится, что полотнище можно устанавливать или вывешивать во время семейных торжеств (а они могут быть хоть каждый день) и общегосударственных праздников.

Т.е. граждане России могут поднимать и использовать государственный флаг в местах проведения официальных церемоний, торжеств, украшать ими жилые дома, дачи, балконы и другие объекты.

То есть утверждение, что нельзя вешать на дом флаг России, неверно и я ошибался. Но откуда "растут ноги" моей уверенности, что "нельзя"?


Вероятнее всего в какое то время прошли резонансные процессы по поводу надругательства над государственными символами. Ведь в законе говориться, что вывешивать флаг можно при условии, если использование триколора не является надругательством над российской государственной символикой. Осквернение или умышленное уничтожение грозит нарушителю принудительными работами, арестом на срок от 3 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до одного года.


А вот например грязный и порванный ветром флаг можно уже считать надругательством. Вот у нас как обычно отнеслись формально к норме закона и прищучили видать кого то. Потом по всему городу "от греха подальше" частные лица сняли со своих зданий все флаги.

А вы часто замечаете государственные флаги на частных участках и зданиях?

Можно ли повесить флаг России за окном квартиры или на даче не в праздничный день?

Дважды лауреат премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи, вечный с.

В соответствии с частью второй статьи 9.1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (далее — закон) допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях помимо специально предусмотренных законом (в частности, использование Государственного флага РФ гражданами во время государственных праздников и семейных торжеств), если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации.

Читайте также: