Под окнами моего дома а вернее чуть левее окон диктант

Обновлено: 19.05.2024

Подчеркните ряды однородных членов, составьте графически их схемы. ГДЗ. Упр. 120, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Прочитайте и запишите один из отрывков романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Подчеркните ряды однородных членов, составьте графически их схемы, обозначьте как члены предложения. Объясните стилистическую роль риторических вопросов.

I. Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зелёной холо­де..щей траве глядя в бездонное синее небо как в чьи(то) дивные и родные глаза, в отчее лоно своё.4 Плывёт и круглясь медленно меняет очертания тает в этой вогнутой син..й бездне высокое, высокое белое облако. Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нём в этой жуткой высоте, в поднебесн..м простор. (в)близости с Богом и белокрыл..ми ангелами, об..тающими где-то там, в этом горнем мире! Вот я за усадьбой, в поле. Вечер как будто всё тот(же) — только тут ещё блещ..т низкое солнце — и всё так(же) одинок я в мир.. . Вокруг меня куда н.. кинь взгляд кол..систые ржи овсы, а в них, в густой чащ.. скл..нённых стеблей, — затаённая жизнь пер..пелов. Сейчас они ещё молчат, да и всё молчит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запутавш..йся в колосьях хлебный рыж..й жуч..к. Я освобождаю его и с жадностью, с уд..в­леньем разгляд..ваю: что это такое кто он, этот рыж..й жук, где он живёт куда и (за)чем летел что он думает и чувствует? Он сердит, серьёз..н: возится в пальцах, шуршит жёсткими надкрыль..ми, из(под) которых выпущ..но что(то) тончайшее, палевое, — и вдруг щитки этих надкрыл..й разделяются, рас­крываются палевое тоже распускается, — и как изящно! — и жук подымается в воздух гудя уже с удовольствием с облегчен..- ем, и (на)всегда покидает меня теряется в небе обог..щая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки.
II. А не то вижу я себя в доме, и опять в летн..й вечер, и опять (в)одиноч..стве. Солнце скрылось за притихший сад покинуло пустой зал пустую гостиную где оно радостно бл..стало весь день: теперь только последний луч одиноко красне..т в углу на п..ркете, меж высоких нож..к какого-то старинного столика, — и, Боже, как мучительна его без­молвная и п..чальная прелесть! А поз(?)ним вечером когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в тёмной спальн.. в своей детской кроватке всё глядела на меня в окно с высоты, какая-то тихая звезда. Что надо было ей от меня Что она мне без слов говорила куда звала о чём напом..нала.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Тепло родного очага


«Лирическая повесть о семье»? Всезнающий читатель наверняка заметит: нет такого жанра. И… будет прав.

Да, «Тепло родного очага», конечно же, не повесть. И даже не повествование. Но что с того?

В моей библиотеке есть томик, купленный лет десять назад. На обложке значится: Юрий Куранов, «Голос ветра». Читал я у писателя и его роман «Заозерные Звоны», и документально-публицистическую повесть «Глубокое на Глубоком», и лирическую повесть на темы искусства по мотивам жизни костромского художника А. Козлова «Озарение радугой». Но вот оставил для себя лишь одну его книгу «Голос ветра», на титульном листе которой чуть ниже заголовка стоит: «Рассказы и миниатюры».

Собственно, в литературу Юрий Куранов и вошел как автор коротких рассказов и поэтичных этюдов о людях и природе современной деревни русской земли Псковщины. То были свои, не заемные, очень личные и глубоко прочувствованные впечатления, которыми как бы высвечены эти литературные миниатюры.

Со временем миниатюры складывались в авторские сборники. Выходили книги, одна, другая… Но в какой-то момент, представляется, жанр стал если не тяготить однообразием, то по крайней мере сковывать писателя своими рамками. Уже в повести, «Глубокое на Глубоком» прозаик предпринял попытку мозаичной организации материала.

Поэтическая проза Юрия Куранова искала новые способы выражения, стремилась стать исповедальной, глубоко личностной. Свое личное осмысление очевидного и сокрытого, раздумья о наболевшем, воспоминания, поиски взаимосвязи былого и современности вызывали у автора потребность в прямом обращении к читателю.

Эти поиски привели писателя к эссе — жанру, который, по мнению многих, становится все более популярным.

Насколько верна такая точка зрения — разговор особый Но факт остается фактом: отечественная литература последних лет явила нам целый ряд значительных произведений этого жанра. Среди них — «Память» В. Чивилихина, «Лад» и «Раздумья на родине» В. Белова, «Связь времен» Ф. Нестерова, «Земля-именинница» Ю. Лощица, «Заметки о русском» Д. Лихачева — очень разные произведения по силе звучания, материалу, характеру и форме самовыражения, но определенно однородные — по размаху: все схватить, связать, объяснить; по сверхзадаче — решить вопрос, как жить дальше; по структуре — исходя из своей внутренней логики, двигаться к цели, казалось бы, без всякого порядка, кружась по незримым орбитам вокруг одного центра.

«Тепло родного очага» Юрия Куранова — это именно эссе, размышления о любви, семье, супружеской верности. Сопрягая жизненный опыт так удаленных во времени друг от друга князя Дмитрия Донского и генерала Раевского, Пушкина и простой костромской колхозницы, нашей современницы, автор целенаправленно выстраивает исторические факты и судьбы, осмысляет и утверждает культурные и нравственные ценности, сохранить которые — наш гражданский долг перед историей, перед настоящим и будущим.

Взоры многих и многих людей с надеждой и вниманием обращены нынче к семье. Почему? Эта маленькая частица, ячейка в разной мере и с различной активностью сосредоточивает в себе все интересы и ценности общества — политические, социальные, нравственные. Именно поэтому строки многих публикаций о семье несут в себе такой накал полемики.

Одни авторы в соответствии со своей системой представлений берутся утверждать, что «если мораль сталкивается с человеческим счастьем, подвинуться должна мораль», а вместе с ней, надо понимать, и семья. Другие уверенно заявляют, что «в последние годы появилась тенденция к складыванию таких форм семейного быта, которые обеспечат его устойчивость». Третьи… Не счесть умов, озабоченных проблемами семьи.

Осознание последствий небрежения опытом предков и движет пером Юрия Куранова. О чем его произведение: о прошлом? о настоящем? о будущем? Мысль писателя скачет по ступенькам ассоциаций от одного исторического факта к другому, не придерживаясь хронологической последовательности, точно из массы рассыпанных деталей собирает целое — животворные семейные традиции, накопленные веками.

Возвышение этих традиций и определяет гражданскую позицию автора. Вне ее не понять поистине бойцовского настроя, с каким Юрий Куранов пишет о любви и счастье, о единстве социального и личного, о трудностях и препятствиях, вызывающих бури и потрясения в семье.

Думается, именно в непримиримом отношении писателя к любым проявлениям эгоизма, в последовательном утверждении крепости уз брака, в открытом и честном слове в защиту высоконравственных отношений между детьми и родителями, братьями и сестрами, старшими и младшими, когда старший всегда оберегает и защищает младшего, а младший неукоснительно почитает старшего и считает своим долгом буквально лелеять отцовский и дедовский опыт, — заключен созидательный пафос курановского эссе.

Но без понимания необходимой полемической направленности этого произведения, вне осознания самобытных черт творчества писателя не воспринять вполне и убежденность, с какой Юрий Куранов пишет: «Для подавляющего большинства мужчин и женщин, девушек и парней во все прошлые времена, сегодня и в будущем брак был и будет пробным камнем стойкости характера, широты сердца, высоты духовных устремлений, требующих не только мужества и самопожертвования, но и глубины совести. Именно в браке, в том, как он произошел, как течет, как завершается, проявляются все самые лучшие и самые отвратительные качества человеческого характера и возможности человеческой личности, каждой в отдельности и всех, вместе взятых, того или иного народа, общества, сословия, класса».

Прощание с молодостью, или осенняя фантазия

Тропинка сухо и невесомо стелилась по травянистому склону к озеру. И на самой кромке воды она замирала и поблескивала какое-то мгновение золотистыми искорками у прозрачности вод. Потом сбегала глубже, под воду, и там под лаковой живостью глубины, становилась янтарной, потом матовой, а вдалеке и вовсе исчезала. Только живо и гибко проплывали над нею какие-то полупрозрачные тенистые плотвички,

Текст книги "Контрольные диктанты по русскому языку. 1-2 классы (учителям и родителям)"

Ольга любит тюльпаны. Они похожи на огоньки. У крыльца есть большие клумбы. Девочка может целый час сидеть и смотреть на тюльпаны. А Машенька любит васильки. Они синенькие и голубенькие. Они очень весёленькие. (32)

Учительница Ольга Львовна просит школьников открыть альбомы. Они начали рисовать. Мальчик Саша рисует бульдозер. Коля рисует корабельные мачты. На рисунке Маши бежит олень. На рисунке Даши журавль летит в дальние страны. (31)

Ударил сильный мороз. Маленькие сосульки украсили наш карниз. Вокруг крыльца лежат большие сугробы. Нельзя выходить без пальто. Пора доставать коньки. А в печурке трещат дрова и тлеют угольки. (28)

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
Диктант 1

Кто там мелькает среди ветвей? Кто бежит через лес? Это лось. Какой красавец! Эй! Постой! Куда путь держишь? Но его и след простыл. (23)

Почему заинька летом серенький? Почему он зимой беленький? У зверька два раза в год бывает линька. Его шерсть меняет цвет. Какой хитрый зверь! Не поймать тебя волку! (27)

Эй! Игорь! Подойди сюда! У нас есть для тебя сюрприз. Какой сюрприз? Замечательный! Две сочные груши и пять яблок. Вымой сначала руки! Кто ест с грязными руками? Только грязнули. (29)

Скоро июнь. Мы заканчиваем учёбу. Ура! Каникулы! Какой месяц будет после июня? Правильно. Июль. А после июля? Август. Какая чудная пора – лето! (22)

Будем играть в салочки? Эй! Догоняй меня! Беги быстрей! А теперь я догоняю тебя. Какой ты шустрый! Смогу ли я догнать тебя? Смог. (23)

Школьники Алёша Воронин и Дима Зайцев бегут по дороге. Кто из них самый быстрый? Алёша! Давай! Дима! Не отставай! Догнал ли Дима Алёшу? Мы не видим за поворотом. Какая жалость! (30)

Какую задачу мне надо решить? Ту или эту? Какая сложная задача! А у меня осталось меньше часа. Эй! Петров! Не мешай! (21)

Когда мы пойдём на пляж? Ура! Прямо сейчас! Сколько брать полотенец? А еду и термос возьмём? Эй! Шарик! Ко мне! Пёс Шарик побежит впереди нас. (25)

Меня зовут Гена. А вас как зовут? Я живу на улице Титова. А вы где живёте? У меня есть пёс Трезор и кошка Сильва. Какие они умные! А у вас есть животные? (32)

Мы первый раз в Москве. Где улица Варварка? Как пройти по ней на Красную площадь? Вот мы и пришли. Как тут красиво! Какой чудный собор! (25)

Парные согласные в конце и в середине слова
Диктант 1

Мой брат поехал в город Мурманск. Поездка была нелёгкой. Но вот поезд прибыл в Мурманск. Вдруг брат услышал писк и посмотрел вниз. Это киска! У неё замёрз нос и хвост. Лапки окоченели. Брат надел на ножки киски варежки. Теперь у киски новая одёжка! (43)

Мы идём вниз по узкой тропке в лес. Слышен аромат трав. Воздух чист и свеж. По веткам дубка скачет робкая белочка. Вот в дупле её детки. Один малыш высунул головку и посмотрел на нас чёрными глазками. (36)

Снег укрыл все дорожки и тропки. Мороз затянул скользким ледком пруд. Легко и ловко мчатся мальчишки по гладкому льду. Они играют в снежки. Весело звучат детские голоса. Но вот подул резкий ветер. Пора домой. (34)

Пиши аккуратно в тетрадке. Буквы ставь в ряд, а не вкривь и вкось. Почерк должен быть красив. Пропустил слог? Возьми карандаш и исправь ошибку. Уже написано много слов. Поставь в них знак ударения. (33)

Мой брат Влад – рыбак. К берегу плывёт лодка. Гребцы устали. Тяжкий труд! Но рыбаки молодцы. Сегодня улов богат. Одна прыткая рыбка прыг за борт! Какая ловкая! Грузовик отвёз рыбу в город. Из мелкой рыбёшки мы сварим уху. Рыбка мелка, да уха сладка! (42)

Вот наш огород. Грядки с морковкой, репкой и редиской заросли травкой. Идёт дождь. В канавках течёт вода. На узкой дорожке уже пять луж. Из лужи смотрит прыткая скользкая лягушка. Погладь квакушку! Ловким прыжком малышка перепрыгнула через загородку. (37)

Бабушка налила в кувшин сливки. В миску положила сладкие плюшки и пирожки с картошкой. Наш кот Васька плут. Прыг с печки вниз на лавку. Хвост чуть дрожит. Но пёс Зенит сторожит наш обед. Он хороший сторож. (36)

Мороз. Красив зимний наряд леса. На ветках берёз лежит снег. Он сверкает, как алмаз. Гладь пруда покрыл хрупкий лёд. Зябко липкам. Ветер качает их замёрзшие ветки. Раздался хруст снега. Слышен каждый шаг. Это идёт лось. Он красив. У этого животного добрый взгляд. (42)

Лёгкий мягкий снежок замёл дорожки. В морозную погоду снег не липкий. Нельзя лепить снежки. Ваня Дубков надел меховую шапку, пальто, повязал шарф, схватил варежки и выбежал на крыльцо. Там его ждёт Костя Ложкин. Мальчики взяли салазки и ловко взбежали на горку. (41)

Сеня Кошкин и Артур Снежков идут в лес. По сторонам узкой дорожки толпятся берёзки и липки. Вот дятел ловко цепляется цепкими когтями за кору дубка. В лесу на каждом шагу загадка. Под деревьями лежат пустые шишки, скорлупки. Кто грыз орешки? Это плутовка белочка! (43)

Игорь Рыбкин встал рано. Малыш заправил кроватку, сделал зарядку и почистил зубки. На завтрак – кашка и сладкий чай. Потом побежал на детскую площадку. Игорь играл в прятки и в лошадки. Вечером Игорь уложил в кроватку мишку. Это его любимая мягкая игрушка. (41)

У Сони Мишкиной живёт котёнок. Шерсть мягкая, гладкая. Когти острые. Сам рыжий, ушки белые, глазки зелёные. Назвали котёнка Пушком. Однажды бабушка вязала варежки и задремала. Пушок побежал за клубком, загнал его под шкаф, залез туда сам и жалобно запищал. (39)

Мороз. Лёня Чашкин и Миша Сапожков идут в лес. Мальчики повесили на ёлку кормушку. В ней ягодки рябины и крошки. Пташкам зимой страшен не холод, а голод. Зайцам под ёлку положили сладкую морковку и крепкую капустку. (36)

Лошадка бежит по узкой дорожке. Она везёт повозку. Скользко! Легко бежит повозка по гладкому снежку. Лошадка немножко устала. Тяжко бедняжке. Вот и избушка. На крыльцо выбежали ребятишки. Это Дед Мороз привёз игрушки детишкам на Новый год. (36)

Любит медведь сладкий мёд. Но пчёлы медком мишку не угощают. Раз влез медвежонок на пчельник. Залез лапой в улей. Пчёлы ужалили мишку в нос. У бедняжки град слёз из глаз. Шёрстка дыбом поднялась. Побежал малыш в лес. Только пятки сверкали. (40)

Час назад выпал первый снег. Ударил крепкий мороз. Лужи покрылись хрупким и скользким ледком. Я надел тёплую обувь, куртку и варежки. Надел шапку и шарф. Я хочу пойти погулять в дальний лес. (32)

В чулане мышки грызут сладкий пирог. Кошка Туська слышит зверьков. Острые ушки киски очень чуткие. У неё лёгкая походка и мягкие лапки с острыми коготками. Мыши спаслись бегством. (28)

Я собираю щепки и шишки в лукошко. Они нужны для растопки печки. Вокруг дорожки растут сладкие ягодки. А вот луг с мягкой травкой. Рядом стоят низкие деревца. (27)

Школьник Денис Кукушкин подошёл к близкому леску. Вот опушка. Как красив дуб! Мальчик залез на верхушку и достал жёлудь. Он слегка порвал куртку о ветку. Потом Денис двинулся вниз. Он спрыгнул на мягкую травку и по тропке пошёл в чащу. (40)

Пёс Барбос залез в пруд. Его лапки попали в вязкую грязь. Через низкий камыш Барбос вылез на берег. Его шёрстка стала гладкой и скользкой. (24)

На площадке перед нашим домом стоит низкая берёзка. Вот на ветку деревца села маленькая пташка. Пичужка вертела головкой и смотрела вокруг. У неё были чёрные глазки. (26)

Девочка Саша налила в блюдце из большой чашки молочко для кошки Мурки. Киска спала на подушке. Она учуяла пищу. Ловким прыжком Мурка спустилась с лавки. (25)

Летом Миша Картошкин приехал на дачу. На участке вокруг дома стоят берёзки, липки и другие деревца. На ветках щебечут пташки. Пичужки сейчас выводят птенчиков. А вот и огород. На грядках растёт лук, чеснок, морковка, репка, редиска, петрушка, укроп, картошка и кочаны капустки. (42)

Малыши Оля и Гоша взяли тяпку и лопатку. Они пришли на огород. Там Гоша начал рыть канавки между грядками с зелёным горошком. А Оля полола сорную травку вокруг сладкой репки. (30)

Мы шли по узкой тропке. Скоро мы пришли к близкой беседке на опушке леска. Там на низкой лавке сидели Саша Кашкин и Серёжа Чашкин. Они играли в прятки. (28)

Безударные гласные в корне слова
Диктант 1

Был июльский денёк. Стояла жара. Я давно брожу по лесной тропе. Я ищу грибы. Около опушки я сел на пенёк. Рядом на ветвистой сосне сидел дятел. Он долбил клювом кору. (30)

Перед моим окном стоит молодая берёзка. Она низка. На её ветвях часто сидят и поют пташки. Я укрепил там кормушку. Пусть пичужки летят сюда клевать зерно. (26)

Зима. Стоит мороз. Надо топить печурку. Леонид зовёт Петра пилить и колоть дрова. Они идут на площадку во дворе. Там лежит бревно. Пётр несёт пилу. (25)

На лесной опушке стоит молодая берёзка. На верхушке деревца ворона свила гнездо. Там живут птенцы. Вороны сторожат их и учат летать. Не ходи близко! (24)

Я иду из деревни Чапино в село Плюшино. Со мной бежит моя собака Жучка. Тропа ведёт через поля. Вон на близкой горе стоит сосна. Она низка и ветвиста. Я хочу прийти домой через три часа. (35)

Ученик Вася Щурин ходит зимой на каток. А Лёня Жижин любит борьбу. Их друг Коля Лобов хороший танцор. А Оля Громова любит читать и писать стихи. (26)

Утром Витя Чубов кладёт ручку и карандаши в пенал. Он спешит в класс. Уже восемь часов. Мальчик бежит. У дверей школы он встречает Сашу Рыжина. (25)

Сейчас сильная жара. Я сижу на пеньке в тени рябины. Вон по тропе бежит собака Даня. Она живёт в большой будке в нашем дворе. Я хочу пойти к реке. Я зову Даню. (32)

Я стою на мосту над рекой Ворей. Она течёт быстро. Вода несёт куски коры и сломанные ветви. На берегу сидят люди. Вон в лодке плывут ребята. На носу сидит Рома Яшин и гребёт большим веслом. (35)

Мы с моим дядей Львом Петровичем вышли за грибами. Дядя знает грибные места в наших лесах. У дяди на спине рюкзак. Я несу лукошко. Мы идём по тропе через поля к еловому леску. (33)

Я гляжу в окно. Весь карниз в снегу. И на земле лежит снег. И в саду на ветвях. Пришла зима. На снегу видны следы. Собака Жучка протоптала во дворе узкую тропу. (31)

Пришли холода. Трескучий мороз крепчал. Снег скрипел под ногами. Дули сильные ветра. Ползли низкие тучи. Над землёй вилась позёмка. Ребята сидели по домам. (23)

На столе стоит миска со сливками. А вот мясной суп с капустой в кастрюльке. Его сварила моя сестра Светлана. Рядом лежат пирожки. Я чувствую голод и сажусь к столу. (29)

Осень. Желтеет листва на рябине перед моим окном. Земля покрылась цветным ковром. По ночам бывают холода. Часто идут дожди. Под ногами лужи и грязь. Близко зима. (26)

Пришла весна. Тают снега. Течёт талая вода. Зеленеют леса и поля. Среди травы видны первые цветы. Слышны голоса птиц. Родились детёныши у лесных зверей. У животных много хлопот. Они должны кормить и охранять своих детей. (35)

Я стоял на крыльце и смотрел вокруг. На клумбе расцвели цветы. Среди ветвей берёзки виднелось гнездо. В нём сидят птенчики. По двору бродит большая свинья. (25)

Через сосновый лесок вела прямая тропа. Я быстро шагал по ней и глядел по сторонам. Вокруг стояли золотистые стволы с мягкой корой. Среди ветвей летали пташки. Голоса маленьких певцов были очень нежны. (32)

Опять на дворе зима. Мороз. Свистят холодные ветра. Мы живём в селе. В нашей избе стоит печурка. Печку надо топить. Мы должны пилить и колоть дрова во дворе. (28)

Вечерней порой мы бродили по селу. Было ещё светло. На небесах была видна только одна звезда. Как печально поёт соловей! Вдали кричала ночная птица. Во дворе нас встречала мама. (29)

Стоял конец зимы. Вечерней порой я шагал по узкой тропе через дремучий лес. Вокруг царила лесная тишина. Но вот я услышал далёкие звуки деревни. Среди стволов стали видны просветы. Я выходил на лесную опушку. (34)

В городском саду на верхушках тополей живут грачи. У грача большое гнездо из гибких ветвей. В июне грачи должны кормить своих птенцов. Ловить мошкару и червей. Грачи часто громко кричат. (30)

На земле лежит большое бревно. Мальчики Петя и Саша должны его распилить на пять частей. Вот пила. Она остра. Ребята начали работать. Труд пильщиков тяжёл. Но зимой у них будут дрова. (31)

Повар Леонид Петрович сварил мясной суп. Повар посолил его и положил много приправ. Котёнок Барсик сидел рядом и просил еду. Он получил несколько мясных обрезков. (25)

Старик Степан Петрович сторожит сад. В саду на ветвях висят груши. Есть несколько больших яблонь и много слив. Ночной порой сторож сидит у окна. От ветра скрипят стволы груш. Во дворе у стены видна будка овчарки Стрелки. (37)

Весной мы часто ходили в лес. Хорошо бродить по лесным чащам. Тропа петляет среди стволов. В молодой зелёной траве её можно и потерять. На ветвях поют пичужки. Лесные певцы веселят нас. (31)

Написание предлогов со словами
Диктант 1

В конце весны мы с мамой и папой едем на дачу. Как я мечтал о ней зимой! В самые холода я думал о летней жаре. Со мной приехал мой пёс Бимка. У него весёлый нрав. (35)

Наш дверной звонок зазвонил. Ко мне пришёл мой друг Гена Чумаков. Он позвал меня погулять во дворе. Я написал на листке бумаги записку для мамы. Я вернусь в пять часов. (30)

По тропе бежит ёжик. За ним спешит лиса. Но хищница с рыжим хвостом не догонит зверька. У ежа есть убежище. Вот он влез в свою нору под корнями сосны. Там ёж скрылся от врага. (34)

За окном метёт метель. От ветра качаются стволы рябин и берёз во дворе. За два часа на крыльце намело большой сугроб. Из него торчат края ступенек. (26)

По улице идёт Ольга Петровна с дочкой Верой. Мама ведёт малышку в детский сад. Потом мама войдёт в метро и поедет на работу. Вечером она зайдёт за дочуркой и заберёт её домой. (32)

По двору бежит Егор Чущурин с собачкой Жучкой. За ним спешит Олег Петров. У мальчика в руках сумка с овощами. Ребята входят в дом и поднимаются на лифте на пятый этаж. Там Егор звонит в дверной звонок. (37)

Кошка Кузя три часа проспала на шкафу. Потом Кузя спрыгнула вниз со шкафа. Вот она бежит по ковру к своему блюдцу и к своей миске. В блюдце налили молока. В миску положили две котлетки. (34)

Над рекой на холме стоят большие сосны. Они высоки. У них толстые стволы. Под их широкими кронами любят отдыхать от тяжёлой работы косцы. Рядом с холмом течёт река. На островке в густой траве живут утки. (35)

По лесной тропе большими прыжками скакал заяц. За зайцем гналась лиса. До зверька осталось два десятка шагов. Догонит ли хищница добычу? Косой свернул в овраг и промчался через ручей. Лиса отстала от зайца. (33)

В наших дворах с ветвей рябин и берёз облетела листва. На земле под моим окном лежит большая куча листьев. По небу плывут низкие тучи. Из них часто моросит дождь. Пусто и скучно сейчас на полях и в лесах. (38)

Разделительный мягкий знак и слова с буквой й
Диктант 1

Ночью бушевала вьюга. Теперь на сучьях деревьев лежат хлопья снега. Илья с псом Вьюнком пошёл в лес. Не слышно птичьих голосов. Только около жилья человека можно услышать воробьиное чириканье. Вон под елью лисья нора. А вот волчьи следы. (38)

Осенью часто льют дожди. С деревьев облетели листья. Не слышно соловьиного пения. Животные готовятся к зимним вьюгам. Ёжик утепляет себе жильё под елью. Муравьи закрывают муравейники. Воробьи и сороки селятся ближе к жилью людей. (34)

Осенью дождь льёт ручьями. Листья опали. Ветер сильно качает голые сучья деревьев. В лесах не слышно птичьего пения. Все певцы и певуньи улетели от зимнего ненастья на юг. Осенью пчёлы не вылетают из ульев. Спрятались муравьи. Скоро придёт зима. Зашумят вьюги. (41)

Улетели зимние вьюги. Птицы несут на крыльях весну. Птичьи голоса радуют нас. Слышна весенняя капель. Следом за капелью проснулись деревья. Скоро на голых сучьях деревьев зазеленеют листья. Уже звенят ручьи. Какое веселье и раздолье ребятишкам! (35)

Льёт дождь. Моя сестра Наталья шьёт кукле Аксинье платье. Бабушка Ульяна варит варенье. Тётя Марья готовит очень вкусное кушанье. Маленькая Софья – шалунья. Она хватает за хвост собаку Вьюна. Я зову Вьюна и выхожу на крыльцо. (35)

Мы дежурные. Наталья Соловьёва польёт цветы. Илья Васильев вымоет доску. Марья Воробьёва подметёт пол. Наша учительница Дарья Львовна Ульянова будет рада. (21)

У Ильи Копьёва есть собака Бьянка. Они большие друзья. Илья с Бьянкой часто гуляет. У Бьянки хорошее чутьё. Вот цепью протянулись заячьи следы. А вот лисьи. Где жильё лисы? Бьянка серьёзно глядит на Илью. (34)

Демьян идёт в лес. Красив лес осенью. Листья льются на землю золотым потоком. Только под елью хвоя. Ягоды рябины свисают гроздьями. Среди деревьев мелькает попрыгунья белочка. Вот родник. Демьян с жадностью пьёт воду. (33)

Осенью часто льёт дождь. Листья на деревьях желтеют. Птичьи стаи летят на юг. Ночью бывают заморозки. С небес падают хлопья снега. Приходит зима с метелью и вьюгой. (27)

Мы слышим за окном птичье чириканье. Это стайка воробьёв прилетела к кормушке. А под елью за низкой изгородью видна воронья стая. На верхушке сосны дятел бьёт клювом по стволу. (29)

На снегу видны кабаньи и лисьи следы. А по этой звериной тропе пробежал зайка. Косой скрылся от хищных врагов среди деревьев. А вот лежат птичьи перья. Возможно лиса охотилась за птичкой. (31)

Охотники идут в лес за дичью. Охотничья собака бежит за ними. Друзья видят на тропе волчьи следы. Они ведут в овраг к ручью. А вот и медвежьи следы. Но друзья ищут птичьи стайки. (33)

Ночью прошёл сильный дождь. Лесные дорожки и тропки покрылись грязью. На этой тропе видны медвежьи следы. Они протянулись к ульям. Медведь хотел добыть медка из пчелиного жилья. Но у собак отличное чутьё. Они прогнали грабителя. (35)

Ночью был сильный ветер. А всё утро льёт дождь. Дорожки в саду покрылись грязью. В канавках вокруг дома текут ручьи. Но петух на птичьем дворе с радостью поёт. А в сарайчике свинья с жадностью ест из корытца. (37)

Я весело шагал по лесной тропе через овражки и ручьи. Деревья в зелёных рубашках качали верхушками и шумели листьями. На рябинах висели гроздья ягод. Вчера было большое ненастье. Земля была покрыта ветками и сучьями. На тропе видны собачьи следы. Близко человечье жильё. (42)

Удвоенные согласные
Диктант 1

Ранней осенью хорошо бродить по аллеям парка. Сладкий осенний воздух очень полезен. В прошлый раз я видел среди деревьев группу зайцев. В субботу я рассказал об этом в классе. (29)

Школьник Кирилл очень аккуратно пишет в тетрадке. Обычно мальчик отлично отвечает в классе у доски. Он хорошо знает грамматику. Кирилл любит по вечерам читать рассказы русских писателей. (27)

Школьник Кирилл болеет гриппом. Он не ходит в класс. Он не может играть в хоккей и в теннис. Мальчик не посещает бассейн. Сейчас Кирилла навещают Игорь и Алла. Вечером придут Костя и Анна. (33)

Ранним осенним утром Кирилл и Геннадий вышли на теннисную площадку. По длинной аллее гуляла Римма с собачкой Эльзой. По шоссе проехал троллейбус с пассажирами. На улице было тепло и солнечно. (30)

Ученик нашего класса Кирилл часто ссорится со своей соседкой по парте. Её зовут Анна. А Геннадий с Аней дружит. В субботу в утренние часы дети гуляли по осеннему лесу. (29)

Ранним утром по шоссе едет группа машин. Моросит осенний дождь. Одна машина свернула в длинную аллею. Из неё вышли Геннадий Петрович Чашин и его сын Кирилл. Они хотят подышать свежим утренним воздухом. (32)

Группа юннатов из нашего класса отправилась в близкий лес. Стоял погожий весенний денёк. Вокруг жужжали мошки. Пролетали осы. Над ранними цветками кружились бабочки. Завтра ребята расскажут о весеннем лесе в классе. (31)

Текст книги "Контрольные диктанты по русскому языку. 1-2 классы (учителям и родителям)"

Субботний вечер. Инна просит свою сестру Анну почитать ей. Аннушка читает Инне рассказы Носова. Но вот книжка с рассказами закончилась. Что почитать? Анна берёт с полки русские народные сказки. Как хороши наши сказки! (33)

Учительница Анна Ивановна листает классный журнал. Кого сегодня спросить? Инна Субботина и Олег Кириллов подготовили рассказ про осенний лес. Алла нарисовала к уроку осеннюю аллею. На рисунке ранняя осень. Что это за жужжание в классе? Это осенняя муха! (38)

Урок русского языка. Учительница Инна Ивановна диктует классу группу словарных слов. Ребята пишут: осенний, юннаты, жужжит, аллея, касса, ранний, длинный. Ребята хорошо знают русский язык. Ошибок нет. Теперь Алла Геннадьева составит с этими словами рассказ. (35)

Группа ребят из нашего класса выпускает школьную газету. Алла, Ваня, Кирилл и Элла собираются в субботу в школьном зале. Тема газеты – наша весенняя экскурсия. Алла и Ваня пишут рассказ. Кирилл и Элла рисуют весенний лес. (35)

В субботний зимний вечер Инна и Алла вышли на прогулку. Девочки идут к аллее. Летом здесь жужжали шмели, пели птицы. Сейчас на снегу лежат длинные тени. Группа ёлочек зябко ёжится. Зима в этом году ранняя. (35)

Было раннее весеннее утро. Над землёй полз утренний туман. На оконном стекле жужжала муха. Я аккуратно взял её и выпустил за окно. Потом с аппетитом позавтракал и пошёл в беседку. Я взял с собой книгу рассказов русских писателей. (38)

В субботу Кирилл, Алла, Анна и Геннадий пошли в кино на утренний сеанс. У кассы стояла группа людей. Ребята встали в длинную очередь. Они с аппетитом ели орешки. Дети купили билеты и решили чуть-чуть погулять по аллее. (38)

Повторение
Диктант 1

На краю села Слепнёво стояли большие стога сена. Мальчик Кирилл Орлов лёг на стог на мягкую душистую травку. Рядом легла его собачка Жучка. Рыжий бык Буран и стадо коров паслись в стороне. Их пас Николай Петрович. (36)

У моей охотничьей собаки Берты отличное чутьё. Обычно она бежит по узкой лесной тропе впереди меня. Что там мелькает среди стволов? Собака стрелой летит в чащу. Я снимаю ружьё с плеча. (31)

Погожим осенним деньком хорошо гулять по длинным и широким аллеям парка. Облетают листья с деревьев – с лип, с берёз, с рябин. А дуб почти не пожелтел. Вокруг него видны молодые дубки. И на них листва ещё зелена. (37)

Раннее утро. Юннаты Кирилл и Анна вышли в весенний лес. Как хорош свежий утренний воздух! Под ногами зеленеет мягкая травка. Видны первые цветочки. Вот ребята вышли на цветущую полянку. Вокруг поют весёлые птички. Завтра дети расскажут о весеннем лесе в классе. (41)

Как хорошо бродить весенней порой по лесным дорожкам и тропкам! Вот узкая тропа привела меня к ветхой беседке. Она стоит на склоне овражка. Я полез вниз к ручью. Потом перешёл по скользкому бревну на другой берег. (36)

На мосту через речку Ветлугу стоит Кирилл Чаширов. Он глядит вниз. По воде плывут сучья, ветки, листья и кора деревьев. Их сорвало утреннее ненастье. Утром была гроза с сильным ветром. Пудель Арчи полез в воду. (35)

Вечером я и мой друг Геннадий сидим за столом. Мы должны решить задачу. Обычно мы отлично это делаем. Но сейчас задачка очень сложна. На ковре лежит пёс Бимка с гладкой шёрсткой и острыми ушками. Он сочувствует нам. (37)

В субботний вечер я вышел в парк. Я хожу по длинным аллеям. Вокруг много больших ветвистых деревьев. Но есть и молодые деревца – дубки, липки, берёзки. Я сажусь на дощатую скамью в тени низкой сосны. В десятке шагов от меня вяз с мощным стволом шуршит листьями на ветру. (47)

В нашем классе учатся Кирилл Чажин и Игорь Печкин. Они большие спорщики. У мальчиков часто случаются ссоры. Сейчас мы опять должны их помирить. И вот они снова друзья. (28)

На лавке стоит таз с бельём. На ковре у печки лежит кошка Марта с пушистой шёрсткой. Рядом – её блюдце с молочком и миска с кусочками котлетки. На плитке у окна стоит мясной суп в кастрюльке. (35)

Бабушка Ульяна Петровна сварила мясной суп с капусткой. Она посолила его и положила приправ. Потом Ульяна Петровна положила на ступеньку косточку бульдогу Тише. Пёс унёс кость в свою дощатую будку. Он начал грызть кость. (34)

Весенней порой голодные медведи выходят из спячки и рыщут по лесам. Хищники ищут пищу. Они едят маленьких и даже больших зверьков. Достают из земли сладкие корешки. Муравьи в муравейниках – тоже добыча мишки. (32)

Ученик нашего класса Федя Щукин мечтает стать гонщиком. Мальчик дружит с Аллой Чариной. Девочка мечтает работать в цирке и укрощать мощных хищников. А я хочу быть сварщиком или строителем. (29)

Ранним весенним утром Кирилл, Анна, Геннадий и Инна вышли в лес. Это группа юннатов из нашего класса. Наши юннаты хотят посмотреть, как изменилась весной жизнь в лесу. Потом они расскажут об этом нам. (33)

На столе стоит несколько ваз с цветами. Вот ваза с сиренью. А вот букет чудных роз. В той части стола синеют обычные васильки. Но как они хороши! Вон тюльпаны со стройными ножками и с алыми головками. А на низкой тумбочке в кувшине стоит ветка шиповника. (45)

Ночью было сильное ненастье. Грохотали громовые раскаты. В небесах сверкали вспышки молний. Мощный ветер сбивал с деревьев сучья, ветки и листья. Канавки быстро наполнялись дождевой водой. Наши маленькие речки вышли из берегов. (32)

Ранним утром начался снегопад с метелью. Казалось, что ветра дуют со всех сторон. Вьюга мешала машинам ехать по шоссе. Группа машин стояла перед мостом через речку Вачу. Дорогу занёс снег. Расчищать мост приехал бульдозер. (34)

Я со своими друзьями Геннадием и Риммой иду по еловому леску. Мы очень спешим. Мы должны прийти в село Чаплино к семи часам вечера. Погода сейчас плохая. Моросит дождь. На тропе большие лужи. Но на ветках деревьев поют пташки. Пичужки не боятся ненастья. (43)

Я встал ранним утром. Было светло и солнечно. Я сделал зарядку и пошёл в ванную. Бабушка сварила молочную кашку на плитке. Я налил из чайника чай в чашку и размешал ложкой сахар. Потом положил варенье на хлеб и сделал сладкий бутерброд. (41)

Лиса бежит по узкой лесной тропе. За низким сосновым пеньком она увидала зайку. Косой боится лисички и спешит в чащу. Длинные ушки мелькают среди стволов. Рыжий хищник догоняет добычу. Но заяц смог спастись на другом берегу овражка. (37)

Я хочу купить морковки, картошки, редиски и петрушки. Я ищу палатку с овощами. Вот и она. Я плачу деньги в кассу. Теперь мне нужна мясная лавка. Надо купить колбаски для кошки Мурки. (32)

Ранним утром Алла и Анна гуляли по лесной опушке с собачкой Белкой. Какой могучий дуб! А вокруг – молодые дубки с гибкими стволами. А вот какие мощные деревья! Это вяз и тополь. Девочки вышли на поляну. Там цвели ромашки, одуванчики и незабудки. (41)

Что там блестит на тропке? Надо посмотреть. Это монетка. Кто её потерял? Она выпала из кармашка Алёши Грушина. Мы должны вернуть её мальчику. Мы зовём Алёшу и возвращаем ему деньги. (30)

В конце весны мы приехали на дачу в деревню Чажино Московской области. Деревня стоит на реке Клязьме. Рядом течёт речка Уча. Вот я с моими друзьями Ильёй и Аллой стою на дощатом мосту через Учу. По берегам видны большие дачные участки. За мостом протянулся луг. (45)

Последний месяц лета. Ранним погожим утром Кирилл Щагин пошёл на речку с удочками. Он хотел наловить рыбки. В ведре мальчик нёс червей. Он накопал их час назад на своём дачном участке. Вот мальчик садится на дощатый мост. Лов начался. (39)

Леонид Кириллович Чужин и Семён Геннадьевич Ширин работают строителями. Леонид Кириллович – каменщик. Семён Геннадьевич – бетонщик. Их друг Виктор Валерьевич Жижин работает сварщиком. Друзья хорошие работники. (25)

Раннее весеннее утро. Мы с друзьями Кириллом, Петром и Анной идём по узкой тропе в село Болшино. За нами бежит пёс Трезор. Над близким болотцем стоит утренний туман. Две утки прячутся в камыш. Мы вышли к сосновому леску. На опушке видны гнилые пеньки. А стволы деревьев стройны и красивы. (49)

Ночью был сильный мороз. Он запушил гладкий скользкий лёд на речке Быструшке. Утром на льду реки весело пела птичка. Вдруг она прыгнула в прорубь. Там малышка ищет пищу. Это оляпка. Перья её покрыты жиром. Скоро пташка выскочила на лёд. (39)

В наших лесах живут соловьи. Соловьиные трели часто звучат в российских лесах. Соловьи вьют гнёзда на сучьях деревьев. Летом у соловьёв появляются птенцы. Малыши пищат. Они всегда голодны. Весь день летают родители и ищут пищу птенчикам. Осенью соловьи улетают на далёкий юг. (42)

Под окнами моего дома а вернее чуть левее окон диктант

диктанты по русскому языку

диктанты по русскому языку вернуться к странице

Милана Волошина

.
Милана Волошина запись закреплена

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро.

Под окнами моего дома а вернее чуть левее окон диктант

Инна Дроздова

Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
Здесь живут мои друзья.
Показать полностью.
И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.

Я люблю под окнами мечтать,
Я могу как книги их читать.
И заветный свет храня,
И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.

Я, как в годы прежние опять,
Под окном твоим готов стоять.
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.

Я любуюсь вами по ночам,
Я желаю, окна, счастья вам.
Он мне дорог с давних лет,
И его яснее нет -
Московских окон негасимый свет.

Михаил Матусовский
Музыка Тихона Хренникова

Московские окна Московские окна Нравится Показать список оценивших

Татьяна Забродина

Нравится Показать список оценивших

Ирина Андреева

Нравится Показать список оценивших

Нина Губушкина

…Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе,
Где вечные сумерки , и вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон старинных часов — словно капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды —
Показать полностью.
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили…

Посреди комнаты — огромная изразцовая печка,
На каждом изразце — картинка:
Роза — сердце — корабль. —
А в единственном окне —
Снег, снег, снег.

Вы бы лежали — каким я Вас люблю: ленивый,
Равнодушный, беспечный.
Изредка резкий треск
Спички.

Папироса горит и гаснет,
И долго-долго дрожит на ее краю
Серым коротким столбиком — пепел.
Вам даже лень его стряхивать —
И вся папироса летит в огонь.

Нравится Показать список оценивших

Инна Дроздова

Свет в окне напротив

Свет в окне напротив.
Тень за занавеской.
Чей-то нежный профиль.
Показать полностью.
Чей-то голос женский.
Шелестит геранью
ветерок воскресный.
Чья-то жизнь чужая.
Просто интересно.

Но ложатся пазлы
в строгую систему,
и клочок строптивый
никому не в тему.
Не судьба нам видеть
всю картинку сразу.
Мы поём из песни
только нашу фразу.

Под окнами моего дома а вернее чуть левее окон диктант

Я учу уроки. Я обещал ещё решить задачу. Но я не хочу и печально ворчу. Не надо печалиться! Я всё выучу! (22 слова)

На участке возле сада стоит дом Ивана Фомича. Он сторожит сад. Вместе с ним живёт овчарка Чара. Дед часто угощает ребят чудесными фруктами. (25 слов)

Мы накачали два больших мяча и начали играть. Но вот бежит туча. По нашим плечам и широкой площадке застучали капли. Мы печально ожидаем окончания дождя. (27 слов)

Папа с Лёней часто ходят на пляжи. Они живут рядом с морем. Лёня чуть-чуть начал плавать. Папа обучает Лёню. Не спеши! Держи голову! Дыши ровно! (28 слов)

Костя и Серёжа ловили рыбу для ужина. Они рады жирному лещу и щуке. Малыши начали варить уху. Чудный запах! Шикарный ужин готов. (23 слова)

Я хочу войти в чулан. Там лежит много наших машинок. Но там шуршит мышка. Я боюсь мыши. Я кричу и стучу. Она услышит и убежит. (26 слов)

Лена и Гоша сидели около ключа. Стулом им служил чурбан. Вода журчала. Два грача ворошили траву. Вдруг появилась туча. Прозвучал гром. Надо спешить домой! (25 слов)

По площади промчалась машина. Яша и Коля оказались в лучах её фар и чуть-чуть прищурились. А поднятая ветром листва кружится и шуршит по асфальту. (26 слов)

У Маши печальный вид. Никто не спешит смешить Машу. А Маша ушибла лоб и набила шишку. Она молча трёт ушиб. (22 слова)

Мы едем на дачу. Но нашим большим вещам не влезть в машину! Мы спешим переложить вещи. Через час мы уже на участке. Началась новая чудесная жизнь! (28 слов)

2 класс Первое полугодие

На ветвях сосны лежит гнездо стрижей. В нём пищат птенцы. Стрижи должны кормить своих детей. Они летят во все концы. Они несут червячков и различные семечки. (27 слов)

На краю леса стоит дуб. Он толст и красив. Под ним на земле я нашёл жёлудь. Он жёлт. В стволе есть дупло. Там гнездо бельчат. Они кричат и зовут маму. (31 слово)

Гриша Шишкин живёт в Москве. У Гриши есть пёс Полкан и кот Маркиз. Гриша дружит с Алёшей. Дома Гриши и Алёши стоят у Москвы-реки около моста. (28 слов)

Плача бежит по площадке Коля Бушин. Он ушиб ногу. Мама спешит к нему. Она утешит Колю. Скоро Коля снова смог играть с другими детьми. (26 слов)

Гена Жилин слышит за окном стук мяча. Ребята решили играть в футбол. А Гена хороший вратарь. Он спешит к началу игры. Гена закрыл дверь и сел в лифт. Скорей на поле! (32 слова)

Около реки Сетунь мы повстречали лису. Мы молча стоим и глядим на зверька с пушистым хвостом. Мы следим за ней. Она хитра. Лиса чует нас и спешит в рощу. (30 слов)

Стоит хороший день. Теперь осень полна тепла. Но часто идёт дождь. Вот Рома с папой идут в лес через широкие поля. Скоро ударит мороз. Всё покроет снег. (28 слов)

Отец и мать Серёжи Чашина купили ему лыжи. Мороз утих. Серёжа с папой будут гулять два часа по лесной тропе. Снег летит из-под лыж. Трещит наст. (29 слов)

Марат пришёл в лес. Кто это? Это бежит ёж. Марат любит зверей. Вот стоит пень. Под ним большой гриб. Из гриба будут варить суп. Марат кладёт находку в пакет и спешит вперёд. (33 слова)

Стоит июнь. Маша Жилина едет на дачу в село Чаблино. Она живёт среди лесов и полей. Рядом река. Маша любит ходить гулять на луг. Там цветы. Это радость для Маши. (32 слова)

Роман с папой едут из Москвы в город Ростов. Там в кремле большой музей. Можно ходить по стене. Со стены красивый вид. Рядом озеро. Виден остров среди вод. Берег украшает парк. (33 слова)

Около домов много машин. Вот гараж. У его стены и дверей большой сугроб. По двору едет машина. Шофёр крутит руль. Машина должна выехать на улицу Антонова. (27 слов)

Хотят снести ветхие жилые дома. Мы слышим грохот. В моём окне звенит стекло. Я смотрю на машины и рабочих вдали. Теперь там будут копать яму под фундамент. (29 слов)

Сторож Осип Иванович надел тулуп и вышел в сад. На дворе трещит мороз. Скрипит снег. Шаг у Осипа Ивановича крепок и тяжёл. Старик ещё очень ловок и силён. (30 слов)

Кончается летний денёк. Ещё тепло. Над селом Щукино яркий закат. Через час будет светить луна среди звёзд. По лесной тропе побежит волк. Пойдёт спать в чащу медведь. (28 слов)

После зимы и лютой стужи каждый рад весне. Ещё лежит снег. Под ногой может быть лёд. Но мороз и ветра позади. По ночам бывает холодно. А к нам уже летят грачи. (33 слова)

Наш Глеб удит рыбу. Почему он положил удочку на траву? Зачем стянул с ноги сапог? В нём много речной воды! Малыш встряхнул сапог. Из него брызнула вода. Мальки рыб метнулись в стороны. (34 слова)

Читайте также: