Окно в дворянском доме

Обновлено: 18.05.2024

15 В усадебном доме

Видели ли вы когда–нибудь вестибюль? Где?

За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.

Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал.

Какие же еще комнаты существовали в дворянском доме? По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей (отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью.

Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной (бумажные обои получили распространение лишь в конце XVIII в.). И часто гостиная так и называлась – розовая, зеленая и т. д.


Стол и шкаф для библиотеки

Чтобы гостям было удобно, в гостиных устраивали специальные «уголки», отделенные от основного помещения высокими растениями в кадках или жардиньерками– специальными полочками для цветов. В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, покрытые зеленым сукном. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.

Есть ли в современных квартирах гостиная? Напоминает ли она гостиную XVIII–XIX вв.?

Были в дворянском доме и диванная– комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами.


Гостиная в доме Юсуповых. Художник И. И. Кольман. 1833 г.


Анфилада комнат. Картина «Семейный портрет» Ф. П. Толстого. 1830 г.

Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.


Парадная спальня в усадьбе Кусково. XVIII в.

Парадный интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты. Трудно было в таких открытых комнатах, да еще при большом стечении гостей, найти уединение и покой.

Побыть в одиночестве хозяева могли только в низких и тесных комнатах второго этажа. Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти комнаты называли антресолями.

Знаете ли вы, что сегодня мы обозначаем этим словом?

В спальнях стояли кровати, широкие, с легкими, почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух и других насекомых.

Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них все равно стояли печи. Печи по–прежнему облицовывали изразцами или каменной плиткой. «Изразить» (т. е. вырезать узор) поручалось специальным художникам. В первой четверти XVIII в. изразцы стали покрывать муравой– прозрачной зеленой глазурью. В зависимости от того, сколько времени изразец держали в печи, получался тот или иной цвет. С середины XVIII в. печные изразцы делали уже любых цветов.

В XVIII в. стало модным строить камины, которые иногда соседствовали в комнате с печью. Однако дворяне все же больше любили печь: она дольше хранила тепло в доме и требовала гораздо меньше дров.

Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Жирандоль – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин. А вот канделябры прикрепляли на стены. В скромных дворянских домах или в помещениях для слуг использовали каганцЫ– глиняные плошки с жиром и фитилем. Но это скорее исключение. Как правило, в доме дворянина горело огромное количество свечей. Золоченая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавала незабываемое впечатление.

Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно. Основу этой жизни составляли простые естественные радости – еда, питье, прогулки, развлечения.

Дворянин просыпался очень рано, на заре. Прежде чем вылезти из–под пуховиков, он звонил в колокольчик. Тут же в спальню входил лакей с подносом. В зависимости от пристрастий барина ему подавали рюмку водки, чашку чая или кофе со сливками. Приносили раскуренную трубку. В красном углу перед иконами в красивых окладах зажигали лампады, и барин, надев широкий бархатный или стеганый атласный халат, начинал день с молитвы.




После молитвы помещик обыкновенно принимал в кабинете с докладами и рапортами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Они заходили по одному по команде горничной, докладывали, какие работы предстоят в имении в ближайшее время, отчитывались о доходах и расходах, внимательно записывали распоряжения помещика. Барин обычно задавал всем один и тот же вопрос: «Ну что? Все ли здорово, ребята, и благополучно у нас?» В ответ дворецкий докладывал о состоянии дел в усадьбе, ключник рапортовал о запасах в кладовых, а староста описывал обстановку в деревнях.


Помещик на уборке хлеба. Гравюра. 1791 г.


Положение старост зависело от того, каким был барин. Большинство дворян не занимались хозяйством, поэтому обвести их вокруг пальца, обворовать, прибрать к рукам все, что плохо лежит, и даже разорить не составляло большого труда. Но были и другие помещики: они зорко следили за выполнением работ, лично объезжали поля и угодья, проверяли конюшни и кладовые, не терпели вранья от дворецких и ключников.

Выслушав донесения, помещик отпускал дворецкого и ключника, и ему приносили чай. Напившись чаю, барин отправлялся в церковь. А после обедни ему подавали завтрак. Завтракал дворянин с семьей или гостями, которые у него проживали. Частыми гостями могли быть родственники, соседи, местный батюшка – священник усадебной церкви.

За завтраком обычно ставили на стол самовар и пили чай, гораздо реже – кофе. Байховый чай предпочитали цветочному. Разливала обычно его хозяйка дома. Если это был завтрак в обычный день, то подавали бутерброды с ветчиной (слово «бутерброд» появилось в России только в XVIII в.). На столе были также яйца всмятку, горячий картофель. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. А если на завтрак приглашали гостей, то лакеи несли холодные закуски, кулебяку, жаркое, водку. Вообще в XVIII в. завтрак еще по старинной привычке часто называли перехваткой. За ним следовали полдник, обед, ужин и паужин. Позже стали есть 2–3 раза в день.


Помещик с семьей

День в усадьбе делился строго на две половины: до и после обеда. Обед нередко длился три часа: с трех до шести. Лакеи в напудренных париках и белых перчатках несли вереницей несметное количество блюд. Подавали их к столу в определенном порядке, нередко подолгу дожидаясь, пока будет приказано заменить одно содержимое тарелки на другое. А господам спешить было некуда: они вели длинные застольные беседы. Иногда сами повара в белых фартуках и колпаках приносили каждый свое кушанье. После обеда подавали десерт, или заедки, пили кофе, шоколад.

В будни сервиз на столе был оловянный и только в праздники – фарфоровый или серебряный. Ели помещики обильно и жирно. Вести себя за столом и культурно есть дворян учили с детства.


Общество в Рязани. Художник П. Хвощинский. 1834 г.

В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые – прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк.

Если не было праздника и бала, то вечера в помещичьем доме проходили достаточно скучно. Ужина, как правило, не было. Просто пили чай. Барин сидел с домашними или гостями, играл в карты, бильярд, слушал сплетни и вел светские беседы. Женщины занимались плетением кружев и вышиванием на пяльцах. В XIX в. вечера проводили более интересно и шумно, с этого времени даже в будни вечером в усадьбе можно было слышать музыку.

Помещик не мыслил деревенской жизни без атмосферы дружеского общения: с друзьями, с семьей, с родственниками. Во время приемов гостей и хозяев связывал воедино именно закон дружбы. Совсем необязательно в гостиной собирались единомышленники и льстецы. В учтивой и непринужденной беседе нередко сталкивались противоположные мнения, вкусы и мировоззрения.

Ложились спать в усадебном доме в обычные дни очень рано, только праздники были исключением. Приготовления ко сну начинали приказом закрывать ставни. Ставни закрывали со стуком и запирали их железными болтами. В 8–9 часов вечера слуги или сам хозяин обходили усадьбу, проверяли запоры и спускали собак. Спала прислуга в людской на полу и лавках очень чутко: вдруг что барину понадобится! А сам–то барин, помолившись, давно уже погрузился в сон. Тишину в доме нарушали лишь мыши, лай собак на улице да стук сторожей в деревянную доску.

Так проходили дни в дворянских усадьбах.

Вопросы и задания

1. Чем отличается усадебный дом от современного? Нарисуйте план усадебного дома. Перечислите, какие там были комнаты. Отметьте их на плане.

2. Расскажите, как проходил день в доме помещика. Напишите распорядок дня дворянина XVIII–XIX вв.: в будни; в праздники.

3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

museum_tarhany

Научный блог музея-заповедника "Тарханы"

October 9th, 2015 , 12:59 pm

Оформление окон в барских домах первой половины XIX в.

Анализ изображений на акварелях и литографиях, а также свидетельства литературных и мемуарных источников позволяют выделить несколько вариантов оконных драпировок. Рассмотрим каждый из них.

1. Тройные шторы. Первый их слой — гардина, т. е. занавес из прозрачных легких тканей, закрывающих окно по всей длине до пола либо до подоконника. Второй слой — расходящиеся по обеим сторонам два полотна из непрозрачных материй, украшенных бахромой или декоративной тесьмой, присборенные шелковыми шнурами на уровне подоконника. Небольшой в длине отрезок ткани, закрывающий верхнюю часть окна — третий слой — назвали ламбрекеном. Его шили из той же ткани, что и второй слой или же из другой, сочетающейся по цвету, драпировали по обеим сторонам объемными, мягкими складками и тоже украшали тесьмой, бахромой или рюшами. Чаще всего тройные шторы использовали в парадных комнатах.



Неизвестный художник. Гостиная-кабинет М.Т. Пашковой на Невском проспекте в Петербурге. 1830-е

2. В двойных шторах, кроме ламбрекена, присутствовал один из описанных нижних слоев штор — из прозрачных материй либо достаточно плотных, но легко драпируемых. В этом варианте прослеживается большое разнообразие драпировок ламбрекенов, их длины, ширины и формы, а также в сочетаниях цветов используемых тканей, рюшей, бахромы и декоративных шнуров с объемными кистями на концах. В качестве второго, нижнего, слоя использовали либо гардины из легких прозрачных или непрозрачных тканей, либо маркизы. Именно так называли «навес над окном для защиты от солнца», который, в отличие от гардин, крепился не к карнизу, а к оконной раме. С помощью нехитрого приспособления ткань, растянутую по размерам окна, поднимали или опускали, накручивая на круглое основание небольшого диаметра. Нижний край маркизы обычно фиксировался небольшой рейкой и украшался декоративной тесьмой, кружевом или бахромой.



Рубцов А.А. Имение Марьино. Первая треть XIX в.

Популярностью в те годы пользовались однослойные шторы. В этом варианте окно украшала либо маркиза, либо гардина, но чаще всего — ламбрекен. Такой способ оформления был распространен прежде всего в усадебных домах. Их хозяева, заботясь о красивых, живописных видах, открывавшихся из окон и дополнявших своим очарованием внутренние интерьеры, не стремились закрывать их. В этом случае драпировка окна служила еще и своеобразной рамой для картины, вдохновенно написанной самой природой.



Тихобразов Н.И. Интерьер в имении Лопухиных. 1844

Описывая интерьеры помещичьих домов, граф М.Д. Бутурлин, вспоминая барский дом в усадьбе Белкино, упомянул окно — «без занавесей и драпировки, но с наружными . жалюзи». Они представляли собою «створки или шторки, составленные из наискосок расположенных тонких дощечек, не примыкавших друг к другу и пропускавших едва дневной свет». Судя по этому описанию, резонно предположить то, что использовались подобные «шторки» исключительно для защиты от солнечных лучей в летнее время.

К своеобразному варианту можно отнести очень милую деталь, упомянутую М.Ю. Лермонтовым в поэме «Тамбовская казначейша». «Пред окнами» дома одного из героев поэмы казначея Бобковского:

. цвели
Четыре стриженных березки
Взамен гардин и пышных стор,
Невинной роскоши убор.

Существенным элементом драпировки были и карнизы, по определению В. Даля — «поперечина над окном или дверью, на которую вешают шторы». В случае декоративного оформления, они служили «весьма нужной деталью, придающей всему ансамблю интерьера комнат парадность и завершенность».

Выбор украшения окна определялся, в первую очередь, назначением комнаты, и, конечно, зависел от вкуса хозяев дома, их материальных возможностей и социального статуса, а также от требований моды. Так, в начале XIX века этой коварной, непостоянной дамой «были изгнаны . шелковые занавеси», о чем свидетельствовал Ф. Вигель. Они «заменились холщовыми материями с накладкою прорезного казимира. с бахрамою и кистями». Правда, мода на них продержалась совсем недолго, до 1805 г., после чего «шелковые ткани опять явились». Ответ на вопрос почему же они вновь «явились» находим в словаре под ред. Брокгауза и Ефрона: «благодаря выдающимся качествам: крепости, блеску и способности принимать окраску . Шелковые нити позволяют изготовить в высшей степени тонкие, легкие, весьма прозрачные ткани — тафты и флорансы (еще более тонкие материи, нежели тафты)» .

Ткани, украшавшие окна, различались по весу, по отделке, по основе материала и по переплетению нитей. Для легких «прозрачных» гардин шли в употребление:
кисея — тончайшая хлопчатобумажная ткань;
муар — шелковая или полушелковая ткань с волнообразным отливом различных оттенков;
муслин — мягкая, легкая ткань из льнобатиста или полушелка.

Для ламбрекенов и плотных гардин использовали и хлопчатобумажные, и шелковые ткани, такие, как:
— коленкор — одноцветная материя, покрытая мастичным слоем и пропущенная через пресс для предания гладкости и блеска;
— репс — ткань в мелкий рубчик;
— атлас — шелковая ткань с гладкой, блестящей лицевой поверхностью;
— штоф — одноцветная или многоцветная ткань с крупным набивным узором;
— перюсень — шелковая ткань с набивным цветочным узором;
— бархат — шелковая ткань «с короткою, стриженою, густою ворсою»;
— парча — шелковая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями.

Для маркиз применялись хлопчатобумажные и льняные ткани, а уже к 20-м годам XIX в. лен использовали только для столового белья. Русская текстильная промышленность в те годы уже обеспечивала внутренний рынок необходимыми тканями. К началу XIX века в этой отрасли отмечался бурный рост производства, а изделия наших мануфактур, выпускавших шелковые, хлопчатобумажные и льняные ткани, выделялись своим высоким качеством не только среди российских, но признавались и «против заморских без охулки». На I Всемирной выставке в Лондоне в 1841 г. знатоки текстильного рынка были поражены «изящностью и оригинальностью узоров русских шелковых тканей и парчи».



Ракович А.Н. Интерьер. 1845



Тихобразов Н.И. Петербургский интерьер. 1844



Жуковский С.Ю. Гостиная



Зеленцов К.А. В комнатах



Подключников Н.И. Гостиная в доме Нащокиных в Москве. 1838



Тыранов А.В. Интерьер в дворянском доме. 1830-е



Неизвестный художник. Гостиная и кабинет в московской квартире дворян Батвиньевых. 1846



Неизвестный художник. Кабинет князя Долгорукого в Москве. Середина XIX века

Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Е.Б. Родина
Источник: "Тарханский вестник" №18, лл. 83-91

Итак, ваш стиль. дореволюционный русский

Как воспроизвести антураж дворянской усадьбы в современном интерьере

Александр Приступа 29/Июль/2015 Постоянный автор Houzz. Интерьерный журналист. Сотрудничаю с ведущими профессиональными печатными и интернет-изданиями более десяти лет. Сохранить Комментировать 5 Нравится 71 Создать иллюзию дворянского гнезда в современном доме непросто, прежде всего потому, что необходимо в совершенстве владеть декораторскими приемами, свойственными этому стилю. Кроме того, важно, чтобы хозяин такого дома и сам, внутренне и внешне, соответствовал облику той эпохи. Потому поставьте пластинки аристократичных Вертинского или Утёсова, перечитайте чеховский «Дом с Мезонином». А в один из летних вечеров пересмотрите сериал 2012 года «Белая Гвардия», где художники-постановщики весьма неплохо проработали детали интерьера тех времен и настроение булгаковского романа. Итак, погружаемся в культурную среду дореволюционной России и воссоздаем ее усадебную культуру в собственном доме. Kirill Istomin Interior Design & Decoration Сохранить фото

С чего начать
Скромность, уважение к истории и правильный выбор места — главные ключевые факторы успешной русской усадьбы.

Чтобы воспроизвести дворянскую атмосферу, большое внимание следует уделять архитектуре. Если речь идет о загородном доме, ни к чему возводить дворец с готическими башенками — достаточно будет скромной двухэтажной постройки (вспомните старые писательские дачи в Переделкине). Непременно позаботьтесь о просторной светлой веранде, да и мезонин, надстройка над центральной частью дома, будет уместен.

К усадебным российским интерьерам как нельзя лучше подходят определения «домашний», «семейный». Дом полон реликвий, доставшихся по наследству, и приятных безделушек, важных исключительно для вашей семьи. В советское время с легким пренебрежением в голосе их называли мещанскими. Сегодня по ним испытывают легкую ностальгию. И сознательно, при помощи декора, пытаются воспроизвести соответствующую времени эмоцию.

Илья Сологубовский Сохранить фото ANIMA Сохранить фото

Декораторские приемы
Уют, комфорт, размеренный образ жизни — такова философия дворянского стиля. За столько лет она нисколько не изменилась и актуальна даже в современных интерьерах.

Прежде всего, не обойтись без правильной планировки (идеальный вариант — дом постройки начала века), натуральных материалов, винтажных вещей и определенной ауры — ее сложно создать искусственно, но стены, хранящие память о былом, станут залогом этой атмосферы.

После на них появляются обои или даже ткани. На полу — наборный паркет, натертый воском до зеркального блеска. Аксессуарами и украшениями станут картины, витражи, лампы с мягкими текстильными абажурами.

Donna Hovis Interiors Сохранить фото

Чтобы добиться аутентичности, найденные на чердаке вещи — заколку, чайную ложку, портсигар или хрустальный графин — даже не придется специально состаривать.

Kirill Istomin Interior Design & Decoration Сохранить фото Людмила Кришталева Сохранить фото Lisa Wolfe Design, Ltd Сохранить фото Ткани как основной элемент
Ткань в интерьере должна быть в изобилии — на креслах, диванах, стульях, кроватях и даже на комодах и тумбочках. Повсюду: в виде обивки, декора, подушек-думочек самой разной формы, ажурных салфеток и скатертей (на обеденном, журнальном, и письменном столах). Помните, как когда-то наши бабушки накрывали телевизоры вязаной салфеткой? Так вот, мода на подобный декор пришла прямиком из дворянского дома. Людмила Кришталева Сохранить фото В сочетании с таким текстильным богатством прекрасно смотрятся фарфоровые или хрустальные вазы (нет своих — попросите у родителей) со свежими сезонными цветами. Ольга Шангина | Photography Сохранить фото

Кстати, ткани в выбранной стилистике будут уместны и на стенах. Раньше текстильным полотном зачастую закрывали бревенчатые или дощатые стены в усадьбах.

Вы смело можете заменить их обоями с цветочным рисунком, имитирующими набивные ткани. И помните, что флористические орнаменты — одна из характерных черт русской усадьбы и дворянского интерьера (в этом чувствуется близость к классическому английскому интерьеру). Рисунок обоев может повторяться на шторах и скатертях — подобный декораторский ход создаст так называемый «эффект шкатулки».

Анна Муравина Сохранить фото

Настоящая печь
Для большего эффекта настоятельно рекомендуем декорировать печь изразцами (покрытыми многоцветными слоями глазури, керамическими плитками, нередко с изображением пасторальных сценок). Они не только добавят объекту красоты, но и помогут дольше удерживать тепло. Между прочим, изразцовое искусство появилось на Руси еще в X веке; сегодня оно находится в некотором упадке, однако найти достойные гончарные мастерские и оригинальные образцы можно.

Печь в городской квартире с успехом заменит камин. Причем электрический, в этом случае, не самый лучший выбор. Если нет возможности (или разрешения от коммунальных служб) сделать полноценный дымоход, отдайте предпочтение фальш-камину, живой огонь в котором заменят большие белые свечи. Они же помогут создать правильное настроение.

«Галерея Фрейман» || Freimann Gallery Сохранить фото Студия Enjoy Home Сохранить фото Зеркала
Когда-то великий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ сказал: «Бог — в деталях». Этому принципу современные декораторы продолжают следовать и по сей день, стараясь уделять внимание каждой мелочи. А зеркала в доме — как раз из их числа. По ним тоже можно судить о соблюдении стилистики выбранного вами образа. Беспроигрышный вариант — модели с фацетными гранями, перекрещенными деревянными рейками и подернутой, будто паутиной, амальгамой. Именно в такие зеркала смотрелась ваша прапрабабушка, а дед залихватски подкручивал ус. Irina Tatarnikova Decor Сохранить фото Frank de Biasi Interiors Сохранить фото Семейные реликвии на стенах
Пора достать из семейных архивов и альбомов старые фотографии — лучшего украшения центральной стены в гостиной или столовой просто не найти. Разнообразных фотографий должно быть много, чтобы они плотно покрывали всю вертикальную поверхность. Не бойтесь использовать и свои свежие снимки, просто переведите их в черно-белый, дабы они органично смотрелись по соседству с портретами ваших прадедов. Robin Baron Design Сохранить фото

Окна и пасторальные виды
Совершенно точно придется забыть про пластик — чтобы подчеркнуть аутентичную атмосферу, следует выбирать деревянные рамы.

При декорировании окна следует учитывать не только габариты помещения и геометрию самого проема, но и вид, открывающийся на улицу. Стиль дворянской усадьбы располагает к естественности, к природе: свежей зелени, благоуханию сирени, аромату свежих яблок. Поэтому, если ваше окно выходит на рощу или слегка заброшенный сад (где бы вы ни жили — в шумном городе или тихой деревушке), можно и вовсе не закрывать его шторами. Или же отдать предпочтение классическим портьерам с ажурным тюлем, украсив их мягким струящимся ламбрекеном.

Не пытайтесь превратить ваш милый и уютный садик в регулярный французский, с фигурно-стриженными газонами, или, вырубив старые деревья и кусты, наполнить его альпийскими горками. Вся прелесть и романтика «дворянского» садика как раз заключаются в том, что он выглядит немного заброшенным. Пусть даже это достигается искусственно умелыми руками ландшафтных дизайнеров.

Lisa Borgnes Giramonti Сохранить фото

Дворянская усадьба — это дом с родословной, наполненный бережно хранимыми, дорогими сердцу предметами, которые стоит выставлять на показ и которыми хочется гордиться. Это дом, где собирается большая и дружная семья, члены которой, возможно, немного консервативны, но почитают традиции и живут в любви и согласии друг с другом.

Если проникнуться этим духом, можно свить свое — настоящее дворянское гнездо.

ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
Что, на ваш взгляд, является отличительными особенностями российского дореволюционного интерьера? Какие приемы помогут повторить его в новом доме или квартире?

Для чего на самом деле украшают окна резными наличниками?

А вы видели когда-нибудь серп и молот на наличниках? Но даже более традиционные изображения могут много рассказать о хозяевах дома: от материального достатка до политических убеждений.

АННА СОРОКИНА

Дом кузнеца Кириллова в деревне Кунара Свердловской области. Антон Буценко/TASS Дом кузнеца Кириллова в деревне Кунара Свердловской области. Антон Буценко/TASS

Если вы когда-либо бывали в любой русской деревне, то наверняка обращали внимание, что все окна традиционных деревянных домов обязательно украшены резными элементами - наличниками. Красиво - глаз не оторвать! Но, оказывается, делается это не только для красоты.

Эттингер/Sputnik Эттингер/Sputnik

Европейская архитектура в русских реалиях

У наличника две основные функции - чисто практическая: он должен закрывать пространство между оконной рамой и бревенчатыми стенами, чтобы в щели не дул ветер; а также декоративная: он должен украшать здания, выделять окна. И долгое время эта функция была основной.

Церковь Вознесения в Коломенском/Legion Media Церковь Вознесения в Коломенском/Legion Media

А вот деревянные наличники появились позднее, примерно с 17 века, вместе с распространением в России стеклянных окон. До того окна были очень маленькими и закрывались задвижками, чтобы не выходило тепло. Фактически, чем больше было окон в доме, тем богаче был его владелец. Начиная с Петра I, в стране получает развитие стекольное производство, и постепенно в домах сначала состоятельных людей, а затем и крестьян, появляются окна в нашем современном представлении. Пространство между рамой и стенами затыкали паклей от сквозняков, а затем закрывали то все деревянными балками.

Скорее всего, крестьяне и подсмотрели наличники в боярских и дворянских домах, но так как камень был очень дорогим материалом, просто повторили узоры в дереве, объясняет Иван. «Можно сказать, что это переложение европейской архитектуры на русские реалии».

Где в России самые красивые наличники?

Сначала наличниками украшали дома по итальянским канонам: по краям лучковый фронтон (арка), а в середине треугольный. А затем стали делать везде одинаковые наличники. Итальянская традиция прослеживается лишь на домах рубежа 19-20 веков в городе Севск Брянской области.

На юге России вообще кроме наличников делают еще и расписные или резные ставни. Связано это, конечно, с большим количеством солнечных дней.

А самую искусную резьбу Иван рекомендует искать в сибирских городах и деревнях. «Сибирь - это наша “Аляска”, золотопромышленный регион, куда люди ехали зарабатывать, - объясняет он. - И они заказывали мастеров из Петербурга. Там особняки огромные, с окнами вдвое больше обычных, и наличники самых причудливых узоров». Тем более, в Сибири не было недостатка в материале: для наличников лучше использовать смолистые хвойные деревья.

В Сибири и Нижнем Новгороде была распространена глухая резьба, то есть рельефные узоры.

А вот в остальных регионах чаще встречается пропильная резьба, когда доску пропиливают насквозь и получается эффект кружева. Очень много интересной кружевной резьбы сохранилось сегодня в Бурятии, Удмуртии, Чувашии, Татарстане, в подмосковных Гуслицах, Талдоме и Кимрах.

Что означают узоры на наличниках?

Если присмотреться, то в узорах можно разглядеть и цветы, и завитки, и звезды, и птиц - некоторые считают наличники оберегами от сглаза, однако Иван говорит, что первые упоминания об этом появились только в 1980-х, да и узоры были очень похожими в самых разных регионах, где жили народы разных вероисповеданий. Резчики и сами считают, что эти орнаменты имеют декоративную функцию.

«В старину наличники делали артели, которые заимствовали узоры друг у друга и распространяли по стране», - говорит мастер-столяр из Москвы Александр Салтыков.

Орнаменты передавались из поколения в поколение, а вдохновение мастера искали в самых будничных вещах - из вышивок, обоев, пачек мыла или масла. Ведь у крестьян же не было никаких архитектурных журналов.

В советское время появились наличники с серпами, молотами и портретами Сталина. А сегодня каждый творит, как может.

В селе Навашино Нижегородской области Иван нашел дом, украшенный наличниками с церковной символикой, а в Перми - с карточными мастями.

Александр Салтыков в мастерской со студентами. Личный архив Александр Салтыков в мастерской со студентами. Личный архив

«Мы сегодня комбинируем самые разные элементы и разные стили, от модерна до классики, - говорит Александр. - Сейчасу людей большой интерес к творчеству. Ко мне приходят на занятия люди, которые хотят восстановить старые деревенские наличники самостоятельно или сделать новые для своих домов, даже если с практической точки зрения это не нужно».

Что такое мезонин, чем он отличается от мансарды и как выглядит на современных домах? 25 интересных примеров

Помните, герои литературных произведений XIX века, навещая тетушек-помещиц или городскую родню, частенько поселялись в мезонинах. Практически у всех классиков можно найти описание традиционных жилищ мало-мальски состоятельных граждан. Например, у Достоевского в «Братьях Карамазовых» оно звучит так: «Дом был довольно ветх, но наружность имел приятную: одноэтажный, с мезонином, окрашенный серенькою краской и с красною железною крышкой».

А вот из Мамина-Сибиряка: «Это было низкое деревянное здание с мезонином, выкрашенное желтою краской; фронтон составляли толстые белые колонны, как строились при Александре I». И ещё из гоголевских «Мертвых душ»: «Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Примеры можно продолжать и продолжать. А что же все-таки такое этот самый «вечный мезонин» и представлен ли он в современной архитектуре, или так и остался в давно минувших временах?

Каким он был?

Мезонин — это надстройка над одно-двухэтажными домами, деревянными или каменными, представляющая собой дополнительный жилой полуэтаж. Дело в том, что высоты чердака, как правило, было недостаточно для того, чтобы сделать хотя бы часть его «обитаемым» и прирастить таким образом полезную площадь дома. Поэтому приходилось сооружать небольшую прямоугольную надстройку, выступающую над кровлей и имеющую для освещения одно-три окна в торцевой стене. Поскольку в архитектуре тогда царствовал классицизм, исповедующий симметрию, полуэтаж следовало располагать перпендикулярно главному фасаду, строго по центру, а именно — над парадным крыльцом с колоннами. И если в дворянских усадьбах каноны стиля соблюдались неукоснительно, то домовладельцы попроще следовали им на свой лад: например, даже когда вход в здание находился со двора, окнами мезонин все равно смотрел на улицу. Ведь надстройка служила не только целям увеличения жилой площади, но и украшала дом и свидетельствовала о состоятельности его хозяина: ее фронтон оформляли ажурной резьбой , дополняли балкончиком с витыми колонками и балясинами, декорировали окна витражами и шпросами .

В домах с двускатными или вальмовыми кровлями полуэтаж мог располагаться как поперек, так и вдоль оси конька. Кроме прямоугольника, традиционной формой конструкции являлась крестообразная, которая позволяла вывести окна мезонина на все четыре стороны и, при достаточных размерах, устроить в нем не одно, а несколько помещений. Иногда конфигурацию надстройки усложняли и делали ее шестигранной, в виде башенки и др.

ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО: прошлое и будущее легенды Уралмаша

Это один из редких кварталов Екатеринбурга, обладающих собственным именем — и каким! «Гнездо» — настоящее сердце Уралмаша, оно бьется уже почти век.

Дворянское гнездо — топоним, придуманный жителями Уралмаша. Он объединяет один квартал застройки соцгорода. Здесь жили руководители завода, иностранные специалисты, ответственные инженеры — отсюда и его аристократическое название. В тридцатые годы, конечно, не могло существовать проекта элитного квартала внутри соцгорода. Появление Дворянского гнезда — это, скорее, стечение обстоятельств, исключение из правил. Каждое здание в нем — попытка ответа на вызов момента,а не запланированная постройка внутри большого комплекса.

От хижин к дворцам

Когда-то на месте Дворянского гнезда был лес, потом появились землянки строителей Уралмашзавода, в которых жили грабари (от слова «грабарка» — телега для перевозки леса) и козоносы (от слова «коза» — конструкция для переноски кирпичей). Под невысокими вершинами этого жилища простирались обширные подземные помещения, в которых могли обитать до 30 человек. Неподалеку стояли бараки рабочих-строителей.
Логично, что после запуска завода в 1933 году встал вопрос о достойном жилье для его руководства. Проектный отдел во главе с архитектором Оранским начал разрабатывать проект домов улучшенной планировки ,которые должны были не только стать комфортным приютом для уралмашевского «цвета», но и показать всем советским людям, как будет выглядеть построенный коммунизм.

Дом техучебы, 1932 год

Вид от проходной на площадь Первой пятилетки Вид от проходной на площадь Первой пятилетки

На фотографии за кубом-памятником Банникову и Фидлеру, на месте которого сейчас стоит памятник Орджоникидзе, мы видим дом Техучебы. Это здание служит конструктивистским фасадом всего квартала с площади Первой пятилетки. Если смотреть от главной проходной завода, то можно увидеть только его аскетичный фасад, но не суть Дворянского гнезда. Это здание строилось первым в квартале. Оно должно было стать и первым жилым домом будущего Дворянского гнезда, но по окончанию строительства стало использоваться для нужд заводоуправления. Большую часть времени в нем находилось учебное заведение.

Улица Красных партизан, 1934-36 годы

Следующие построенные в этом квартале дома стоят на улице Красных партизан. Одно из зданий комплекса замыкало угол Дворянского гнезда, а другое находилось зеркально через дорогу.

Эти дома еще хранят черты конструктивизма — у них выразительная объемная композиция, все здание как будто составлено из кубиков. Но этот конструктивизм уже обогащен — лепнина вокруг окон и карнизов, балясины на балконе как бы говорят нам, что эпоха конструктивизма прошла и наступил советский ампир.

Дома по бульвару Культуры, 1933-36 годы

Со стороны бульвара Культуры квартал закрыт тремя домами, которые имеют еще больше черт советского классицизма. Все перекрестки были закрыты вот такими угловыми домами — как крепостными башнями. Попасть во двор можно было только по улице. На первом этаже углового здания сразу предполагалось помещение для обслуживания граждан — здесь более высокие потолки и большие окна-витрины. Магазин на этом углу работает и сейчас.

Стоквартирный дом, 1942-45 годы

Так называемый Стоквартирный дом замыкает Дворянское гнездо по улицам Орджоникидзе и Банникова. До 1941 года у здания возвели нулевой уровень и первый этаж, где предполагалось размещать объекты обслуживания населения (для этого здесь сразу сделали высокие потолки и большие витрины). Но в 1941 году там размещались пошивочные мастерские. Дом кое-как достраивали во время и после войны. Официальный год сдачи — 1945.

Сейчас стоквартирный дом является самым большим зданием Дворянского гнезда. Его арки в два этажа — характерный элемент дворового пространства квартала.

Так сейчас выглядит арка стоквартирного дома Так сейчас выглядит арка стоквартирного дома

Двор Дворянского гнезда — это скорее не приватная территория для жителей,а большой парк. По воспоминаниям старожилов, двор никогда не закрывался: по дорожкам и вокруг фонтана здесь могли прогуляться все желающие уралмашевцы, приобщаясь к новой культуре быта и мечтая о светлом будущем, когда подобные кварталы построят для всех.

Кто живет в комнате для прислуги?

Дворянское гнездо и сейчас выделяется на фоне прочей уралмашевской застройки своим (хоть и слегка обшарпанным) благородством. Фонтан в стиле сталинского барокко, расположенный по центру, уже не первое десятилетие служит клумбой, около которой теперь собираются компании. Когда-то обильные лавочки из двора убрали сами жители — в 90-е, когда Гнездо стало излюбленным местом встреч сомнительных граждан.

Легендарный фонтан превратился в распивочную Легендарный фонтан превратился в распивочную

Наблюдать пьяных маргиналов у себя под окнами местным жителям тем мучительней, что сами они, как правило — люди высокой культуры. Когда-то в этих домах жили инженеры, конструкторы, директора, и до сих пор в Дворянском гнезде обитают потомки тех уважаемых, образованных заводчан. Один из характерных жителей двора — 90-летний Борис Степанович Сомов — позволил нам осмотреть свою квартиру.

Борис Степанович с газетой про Бориса Степановича Борис Степанович с газетой про Бориса Степановича

В квартире по ул. Красных партизан, где уже 65 лет живет Борис Сомов, раньше обитала семья его супруги. Отец жены — инженер «Уралмашзавода» Василий Белов — со дня на день ждал своего ареста: в те годы интеллигенция как раз переживала гонения. У дверей квартиры всегда стоял наготове чемоданчик с личными вещами и бритвенными принадлежностями, который так и не понадобился — его хозяина разбил паралич, и до самой смерти он так и не покинул своего дома.

Позже хозяином квартиры стал Борис Сомов. С перерывом на армию (6 лет в роли авиамеханика) он работал на заводе инженером-конструктором,возглавлял КБ, разработал конструкцию горизонтального пресса для производства деталей, которые используются при сборке самолетов. Кроме того, он всю жизнь занимался яхтенным спортом, а еще — писал копии с картин известных художников (они и теперь украшают стены этой необычной квартиры).

Квартиры Дворянского гнезда имеют ряд интересных особенностей. Например, потолки здесь высотой около 3 метров и украшены лепниной. На полу изначально был паркет, и некоторые жильцы смогли его сохранить. В ванную комнату ведет сразу две двери, а еще — большое окно, которое выходит иногда на улицу, иногда в комнату для прислуги (это еще одна характерная деталь «дворянских» квартир).

План одной из квартир в Дворянском гнезде План одной из квартир в Дворянском гнезде

В каждой комнате есть две, а то и три двери, так что по квартире можно ходить кругами, минуя коридор. А еще здесь целых три балкона, причем один делят сразу две семьи. Кто-то отгородился от соседей стеной, а кто-то пьет с ними чай по вечерам. Кроме балконов, угловые дома украшены террасами.

Терраса — большая редкость для Екатеринбурга с его нежарким климатом Терраса — большая редкость для Екатеринбурга с его нежарким климатом

Дома Дворянского гнезда одними из первых в городе получили ванны и центральное отопление. Впрочем, готовили здесь на печах, следы которых до сих пор сохраняются в некоторых квартирах. Подвалы были разделены на дровяники — по одному на семью.

Уличная клетка для велосипедов и колясок Уличная клетка для велосипедов и колясок

Сейчас многие дома Дворянского гнезда обветшали, архитектурный облик нарушают пластиковые окна и хаотично застекленные балконы. Впрочем, двор может надеяться на светлое будущее: отдельные здания уже дождались капремонта. А в скором времени группа энтузиастов планирует вдохнуть в Гнездо новую жизнь.

Скалодром из Белой Башни

Преобразить Дворянское гнездо решила группа активистов, которая выиграла право бесплатно обучаться в онлайн-школе городских предпринимателей«Вектор». Итоги своей работы общественный деятель Антон Мосягин и его единомышленники — фотограф и гражданский активист Игорь Усенко, студентка Настя Пофтальная и дизайнер Любовь Свинобурко — презентовали на «Иннопроме».

Еще в мае активисты начали изучать ситуацию во дворе и придумывать, как бы ее улучшить. В итоге родилась концепция «Музея Уралмаша» под открытым небом — привлекательного для жителей района (особенно родителей с детьми) и любителей истории. Однако опрос местных жителей показал, что главная проблема Гнезда сегодня — отнюдь не недостаток «культуры», а постоянные набеги сомнительных граждан. А значит, прежде чем наводить в квартале красоту, нужно обеспечить ее сохранность.

План двора План двора

По плану, входы в Дворянское гнездо обовьет невысокое прозрачное ограждение. Конечно, оно не помешает выпивохам проникнуть во двор, но даст понять: у этой территории есть хозяева, и дебоширам здесь не рады. А въезды перекроют шлагбаумы, приветливые только к местным жителям и спецслужбам — пожарным, скорой и полиции. Последнюю, кстати, планируют подключить к проекту: включить бульвар Культуры рядом с Гнездом в маршрут патрулирования.

Ожидается, что безопасность во дворе помогут поддержать и спортсмены: замечено, что в местах, где обретаются любители ЗОЖ, всегда больше порядка. Тех, кто хочет быть в форме, заманят в Гнездо площадкой для воркаута (ее хотят построить) и кортом (он есть уже сейчас, но его состояние оставляет желать лучшего). Спортсмены оценят и дорожки для бега и ходьбы, которые планируют организовать во дворе.

Когда нежелательных граждан отвадят от двора, его начнут заполнять прекрасным. «Музей Уралмаша» будет не просто красивым, но функциональным: все его объекты станут деталями детской площадки. Например, здесь планируют построить горку-скалодром «Белая башня», горки-землянки, игровые поезд и танк.

Общественники понимают: преображение двора будет недешевым. Провести его хотят за счет спонсоров и администрации Орджоникидзевского района. Опрос жителей показал, что они и сами не прочь скинуться на благоустройство: свободные средства есть на счете каждого дома.

Читайте также: