Обоснование нмцк замена окон

Обновлено: 03.05.2024

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом: пошаговая инструкция

Проектно-сметный метод определения НМЦК по 44 ФЗ — это способ формирования стартовой цены на тендерах в сфере строительства.

Выявляем основания

В ч. 9 ст. 22 44-ФЗ указано, что начальную (максимальную) цену (НМЦК) обязательно нужно формировать проектно-сметным методом (ПСМ), если закупаете работы:

  • по строительству (реконструкции), сносу или капремонту объекта капитального строительства, которые выполняются по проектной документации;
  • по сохранению памятников истории и культуры на основании проектной документации, которая согласована по нормам Приказа Минкульта № 1749 от 05.06.2015.

Проектно-сметный метод не применяется в закупках на научно-методическое руководство, технический и авторской надзор за такими работами.

У заказчиков есть право составить образец обоснования проектно-сметным методом по 44-ФЗ в госзакупках работ по текущему ремонту. Это закреплено в ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ.

Закон о контрактной системе разрешает вместе с проектно-сметным дополнительно использовать и другие методы обоснования НМЦК. Примеры обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ проектно-сметным методом и сопоставимых рыночных цен можно найти в закупках, в которых выполняются строительные работы с использованием материалов. Тогда цену на эти материалы можно сформировать способом анализа рынка.

Формируем начальную цену

Чтобы подготовить пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе, определите сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства по ст. 8.3 Градостроительного кодекса (ГрК). Учтите, что такая смета составляется по Методике, которая утверждена Приказом Минстроя № 1028/пр от 29.12.2016.

Когда применяете проектно-сметный метод обоснования НМЦК и рассчитываете сметную стоимость, учитывайте такие особенности:

  1. В закупках капитального ремонта можно разрабатывать не все разделы проектной документации.
  2. Если капремонт проводится за счет денег из бюджета, то обязательно подготовьте раздел «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства». Это указано в ч. 1, 12.2 ст. 48 ГрК РФ. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации определены в Постановлении Правительства № 87 от 16.02.2008.
  3. В госзакупках на текущий ремонт, как правило, достаточно подготовить раздел «Смета». В нем отразите работы, материалы, которые нужны, и их стоимость.
  4. В тендерах в сфере строительства и реконструкции проведите проверку достоверности сметной стоимости.
  5. В закупках по 44-ФЗ сметная стоимость по ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ определяется с обязательным применением сметных нормативов и цен строительных ресурсов и федеральных и территориальных единичных расценок (ФЕР, ТЕР). Эти нормативы опубликованы на сайте Минстроя и не используются при выполнении контракта, если иное в нем не прописано.

Готовим документы для обоснования начальной цены

Проектно-сметный метод определения НМЦК с обоснованием сводится к разработке ряда документов, которые содержат, в том числе, расчет цены, который делают специалисты-сметчики. Собрали эти документы в таблицу.

Базовый документ, на основании которого определяется сметная стоимость. В ней описывают работы, которые нужно выполнить. Она лежит в основе локально-сметного расчета.

Проектно-сметная документация обосновывает целесообразность и возможность реализовать проект. Она содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции или ремонта объектов капстроительства.

В п. 6.2 Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 о методических рекомендациях применения методов обоснования цены указано, что если строительство, реконструкцию или техническое перевооружение (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) объекта капитального строительства планируете провести полностью или частично за счет денег из бюджета, то, независимо от обязательности проведения госэкспертизы проектной документации, нужно проверить достоверность определения сметной стоимости.

По итогам составляется заключение. В п. 1(1) Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости, по Постановлению Правительства № 427 от 18.05.2009, указано, что оно составляется, если проводите капитальный ремонт объектов капитального строительства и предполагаются следующие работы:

  • замена или восстановление строительных конструкций (за исключением несущих), в том числе и в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные, улучшающие показатели таких конструкций;
  • замена или восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения;
  • изменение параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории или первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода или охранной зоны такого объекта.

Его нужно получить, если решение о проверке принял главный распорядитель бюджетных средств или руководитель учреждения.

Обоснование нмцк замена окон

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ноябре 2019 года заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация не предусматривает всех необходимых работ по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы.
Кроме того, подрядчик предложил лучшие решения в отношении способов выполнения работ, ведущие к увеличению надежности их результата, и применение лучших материалов. Предмет договора при этом не меняется, работы, не учтенные изначально, необходимы для достижения изначально предусмотренного результата. Контрактом предусмотрена возможность изменения объема и видов выполняемых работ, с условием о том, что цена договора изменится не более чем на десять процентов.
1) Будет ли являться нарушением изменение видов и объемов работ в смете, если в суммовом выражении объем изменений составит 25% от цены договора, но при этом цена договора не изменится или изменится в пределах 10% (например, убрали одних работ и материалов на 50 млн. руб. добавили других работ и материалов на 50 млн. руб.)?
2) Нужно ли повторно проходить проверку достоверности сметной стоимости работ при внесении изменений в смету в части изменения видов работ и замены материалов, притом что первоначальная смета была проверена в рамках действия постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, которое на сегодняшний день утратило силу?
29 мая 2020


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны описанного контракта вправе изменить состав видов работ, исключив одни и добавив другие.
Повторная проверка достоверности сметной стоимости должна проводиться только в случае повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации, которое обязательно только в случае внесения в нее изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
- Энциклопедия решений. Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство.

Письмо Минфина России от 12.05.2020 № 24-01-08/37906 "Об определении НМЦК при закупках и контроле за ее обоснованностью"

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем необходимым отметить, что частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным.

Согласно части 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Таким образом, для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников, указанных в части 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии со статьей 19 Закона N 44-ФЗ установлены предельные цены товаров, работ, услуг, заказчик учитывает такие цены при обосновании НМЦК.

Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно формирует и обосновывает НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ в части обоснования НМЦК рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в каждом конкретном случае исходя из всех обстоятельств дела.

Так, в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ в отношении определения и обоснования НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляется контроль органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 указанной статьи).

Вместе с тем сообщаем, что согласно пунктам 1.1, 4.2 Положения о Главном контрольном управлений Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 16.03.2020 N 135 "О Главном контрольном управлении Кузбасса", исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющим полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Кемеровской области - Кузбасса и муниципальных нужд муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса, в том числе в части определения и обоснования НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, является Главное контрольное управление Кузбасса.

Учитывая изложенное, по вопросу о законности и обоснованности НМЦК при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Кемеровской области - Кузбасса заявитель вправе обратиться в Главное контрольное управление Кузбасса.

Письмо Минфина России от 10.01.2020 № 24-01-08/320 "Об определении и формировании НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства"

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пунктам 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в рамках компетенции полагаем необходимым отметить, что начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются на основании положений статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 указанной статьи.

Так, положениями части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрен проектно-сметный метод, который заключается в определении НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации.

Кроме того, в соответствии с частью 9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ проектно-сметный метод может также применяться при определении и обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Учитывая изложенное, заказчик вправе определение и обоснование НМЦК при выполнении работ по текущему ремонту осуществить на основании части 9.1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 9.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ определение НМЦК, предметом которой являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном указанным Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В этой связи отмечаем, что в соответствии с положениями части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Пунктом 4 части 13 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация включает раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ).

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства осуществляются на основании проектной документации исходя из сметной стоимости, являющейся частью такой проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы (товаров, услуги) установленным заказчиком требованиям.

Учитывая вышеизложенное, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства заказчик при подготовке документации о закупке самостоятельно формирует и обосновывает НМЦК на основании частей 9 - 9.2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ с учетом всех необходимых затрат и особенностей, предусмотренных положениями Градостроительного законодательства.

При этом при установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что вопросы строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, порядок и правила разработки проектной документации на указанные виды работ регулируются отраслевым законодательством Российской Федерации.

В этой связи сообщаем, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, является Минстрой России.

Кроме того, положениями части 22 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные устанавливать такой порядок.

Уполномоченным органом на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 N 964 также определено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Костакова Е. В.

НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурс При любом размере Не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукцион Более 3 млн руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировок Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений При любом размере Не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ
  • страна происхождения;
  • производитель.
  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:
  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.
При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:
  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация о прибыли может быть получена следующим образом:

  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

Письмо Минфина России от 27.05.2020 № 24-01-06/44594 "Об определении и обосновании НМЦК, цены контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)"

В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.

Положениями Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 71-ФЗ) внесены изменения в порядок обоснования закупок, а также в перечень случаев, в которых заказчик обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Так, часть 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ, устанавливавшая требования к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта при формировании плана-графика, утратила силу с 01.10.2019.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 71-ФЗ) обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона № 44-ФЗ.

Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 № 1279.

При этом нормами Положения не установлено требований к обоснованию НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании плана-графика.

Вместе с тем отмечаем, что НМЦК и в предусмотренных Законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара, работы, услуги должно содержаться в документации об осуществлении закупки (пункт 1 части 1 статьи 50, пункт 1 части 1 статьи 54.3, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 2 части 6 статьи 83, пункт 2 части 6 статьи 83.1, пункт 1 части 1 статьи 87 Закона № 44-ФЗ), а в случае проведения запроса котировок - в извещении о проведении запроса котировок (пункт 1 части 1 статьи 73, пункт 2 части 2 статьи 82.2 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.

Так, согласно части 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 71-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 - 32, 34, 35, 37 - 41, 46, 49 части 1 указанной статьи.

Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, не установленных частью 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13 - 17, 19, 20, 21, 24, 25 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50 - 56 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ не требуется.

Вместе с тем частью 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, в случае если нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти установлен порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в сферах деятельности, определенных Правительством Российской Федерации на основании части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, цена контракта определяется в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов.

Минстрой России утвердил порядок определения НМЦК при осуществлении закупок работ и услуг в сфере градостроительной деятельности

В соответствии с указанным документом определение НМЦК производится на основании проектной документации проектно-сметным методом исходя из сметной стоимости строительства, определенной в соответствии со ст 8.3 Градостроительного кодекса РФ, с учетом НДС. Перечень, объемы и стоимость учитываемых при определении НМЦК проектно-сметным методом работ и услуг устанавливаются заказчиком в соответствии с утвержденной проектной документацией по объекту закупки.

Результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола в соответствии с рекомендуемым образцом.

К Порядку также прилагаются формы следующих документов:

    начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации; начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика; начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работам по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и выполнению строительных работ в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства; объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ; сметы контракта.

В соответствии с Методикой, смета контракта должна содержать наименования конструктивных решений, видов работ, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определенную с учетом подлежащих выполнению объемов работ. К документу прилагается рекомендуемый образец сметы контракта.

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки , и получите диплом установленного образца

Также предусмотрен порядок составления сметы при заключении контракта по итогам проведения конкурентных способов определения подрядчиков. В этом случае смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в ЕИС проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения, вида работ с учетом пропорционального снижения НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт.

Кроме этого, Методика включает порядок внесения изменений в смету заключенного контракта, в том числе внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных видов работ.


Каким образом можно обосновать начальную максимальную цену контракта:

Есть пять основных методов определения НМЦК: анализ рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный методы (статья 22 Закона № 44-ФЗ). Чтобы закупить ремонтные работы подойдут далеко не все из указанных методов. Для капитального ремонта требуется оформление проектной документации, так что для определения НМЦК контракта необходимо будет использовать исключительно проектно-сметный метод. Об этом нам также говорит часть 9 статьи 22 44-ФЗ.

Проектно-сметный метод также можно использовать в качестве обоснования НМЦК (часть 9.1 статьи 22 44-ФЗ). Также для определения НМЦК вполне подходит метод анализа рынка (см. Письмо Минфина России от 23.06.2020 N 24-01-08/54017 ).

Как правильно закупить работы по текущему ремонту:

Для начала нужно выбрать способ определения поставщика. В большинстве случаев это электронный аукцион. После выбора способа закупки нужно выбрать то, каким образом заказчик будет обосновывать НМЦК. Заказчику будет необходимо либо не менее трех коммерческих предложений (анализ рынка), либо дефектная ведомость и смета. После этого закупка вносится в план-график, и заказчик начинает заниматься разработкой закупочной документации.

Теперь перейдем к требованиям, которые заказчик может или не может предъявлять к участникам. Градостроительный кодекс отдельно не регламентирует текущий ремонт. Заказчик не может требовать от участника членство в саморегулируемой организации. Также заказчик не может устанавливать доптребования к участникам, так как данный вид закупок не попадает под действие постановления №99 от 04.02.2015 (см. письмо ФАС России от 17.04.2017 N ИА/25494/17 ).

После разработки «рыбы» закупочной документации заказчику необходимо заняться описанием объекта закупки. Описание состоит из нескольких частей. Вне таблицы указываются ссылки на ГОСТы, СанПиНы, СНиПы, которыми удовлетворяют выполняемые работы. Далее идет таблица, в которой указаны объемы работ, которые нужно выполнить (составляется на основании дефектной ведомости). Финальный штрих – описание оборудования и материалов, которые будут использоваться при выполнении указанных работ. При описании таких материалов и оборудования также нужно следовать ГОСТам.

При таком описании объекта закупки участнику недостаточно предоставить только согласие на выполнение работ, оказание услуг. Участник должен будет приложить конкретные характеристики товара, а также указать страну происхождения поставленного товара.

см. также альтернативное мнение: УФАС: госзаказчику нельзя требовать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ (Решение Московского областного УФАС России от 05.03.2020 по делу N 50/06/7362эп/20, 50/06/7365эп/20, 50/06/7363эп/20, 50/06/7364эп/20).

Контракт будет заключен по цене, предложенной победителем закупочной процедуры. Если в качестве обоснования НМЦК использовался метод анализа рынка, то вопросов быть не должно. Если в качестве обоснования использовалась смета, необходимо добавить:

● величину понижающего коэффициента (разница НМЦК и процента снижения НМЦК);

Читайте также: