Норматив установки одного окна

Обновлено: 29.06.2024

О правилах проживания и установки оборудования в МКД

Управляющие организации нередко остаются крайними в спорах собственников о нарушениях правил проживания и установки дополнительного оборудования в МКД. О том, как УО обезопасить себя от возможного привлечения к ответственности из-за незаконного использования ОИ собственниками и третьими лицами, рассказала Сусана Киракосян.

Почему УО и ТСЖ нужно знать правила проживания в МКД

Когда кто-то: собственник или наниматель помещения, члены их семей, управляющие домом организации или третьи лица – нарушает правила проживания в МКД, неизбежно происходит конфликт. О способах решения таких конфликтов рассказала на онлайн-семинаре 25 октября наш постоянный эксперт, кандидат юридических наук, доцент, старший советник ALTHAUS Legal и практикующий юрист Сусана Киракосян.

Ниже смотрите демоверсию онлайн-семинара.

Последние два года суды активно рассматривают споры, связанные с пользованием общим имуществом. Если обратиться к статистике судебных споров в целом, можно утверждать, что споры относительно пользования общим имуществом МКД являются вторыми после дел о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

Поговорим о том, как оставаться в рамках правового поля и наладить взаимоотношения с собственниками по вопросам пользования общим имуществом многоквартирного дома. Начнём с обязанностей управляющих организаций по вопросам соблюдения правил проживания в МКД.

  • законности размещения рекламных конструкций, кондиционеров и иного оборудования;
  • нарушений со стороны провайдеров связи;
  • способов защиты интересов собственников помещений;
  • исковой давности и случаев, когда применить её нельзя.

О размещении на общем имуществе МКД объектов рекламы и информации

Нормативная основа правил проживания в МКД

Наличие общего имущества – существенное условие управления многоквартирным домом. Некоторые полагают, что общего имущества не существует, так как права на него не регистрируются Росреестром. Однако Сусана Киракосян обратила внимание, что понятие общего имущества закреплено в Жилищном кодексе РФ. Более того, оно подтверждено рядом других нормативно-правовых актов и судебной практикой.

В силу закона общее имущество возникает вне зависимости от факта регистрации в Росреестре.

Существует точка зрения, что в многоквартирном доме не может быть ничего частного и личного. Эта идея называется концепцией поэтажной собственности, в которой говорится о том, что дом – это составная часть земельного участка. Значит, нет частных квартир, есть доли в общем имуществе. Предлагается даже отменить регистрацию прав на помещение и сделать регистрацию доли в праве.

Особое внимание спикер уделила соседскому праву. В каждом доме есть свой заведённый порядок пользования общим имуществом. Подробнее о том, как применяется такое право, узнайте в видеозаписи онлайн-семинара.

Должна ли управляющая организация стирать граффити со стен дома

Какие правила проживания в МКД существуют

Содержание помещений и общего имущества многоквартирного дома считается обязанностью собственников помещений в МКД (ст. ст. 200 – 211 ГК РФ, ст. ст. 30, 39, 156, 158 ЖК РФ, ПП РФ № 491).

  • поддерживать свои помещения в надлежащем состоянии;
  • использовать помещения по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ;
  • не допускать бесхозяйственного обращения с помещением;
  • соблюдать правила содержания общего имущества;
  • нести расходы по содержанию собственного помещения и общего имущества.

Однако обязанность по содержанию общего имущества собственники помещений в многоквартирном доме возлагают на управляющие домом организации, поэтому мы рекомендуем УО периодически информировать собственников об их обязанностях. Такие сведения можно размещать на информационных стендах.

Если собственник нарушает одно из перечисленных правил, его можно привлечь к ответственности: гражданско-правовой, административной, а в некоторых случаях даже уголовной. Всё, за что не наказан собственник, может стать ответственностью и риском управляющего многоквартирным домом.

Суды о законности монтажа кондиционера на стене МКД

Какие нарушения совершают собственники и как с этим бороться

  • нарушение тишины и покоя соседей;
  • нарушение правил содержания домашних животных;
  • залитие;
  • захламление мест общего пользования, складирование мусора;
  • курение в местах общего пользования – в подъездах, лифтах, на детских площадках;
  • незаконная перепланировка и переоборудование.

О том, что грозит собственникам помещений за совершение таких нарушений и как происходит привлечение к ответственности, смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Об обязательных для УО работах по содержанию общего имущества дома

Что УО стоит знать об установке оборудования в МКД

Установка дополнительного оборудования в помещениях общего имущества МКД – довольно распространённая ситуация. Оборудование устанавливают собственники помещений и третьи лица.

  • отвечают за надлежащее состояние общего имущества;
  • представляют интересы собственников помещений при заключении договоров о пользовании общим имуществом;
  • представляют интересы собственников помещений при защите их интересов в суде в случае незаконной установки оборудования;
  • размещают договоры на пользование общим имуществом в ГИС ЖКХ;
  • несут ответственность при причинении вреда общему имуществу, жизни и здоровью собственников при пользовании ОИ, если не докажут, что вред причинён не по их вине;
  • по инициативе ГЖИ из-за ненадлежащего содержания ОИ могут лишиться лицензии.

О новых правилах размещения в МКД оборудования операторов связи

Что нужно для установки оборудования в МКД

1. Согласие собственников помещений.

В Жилищном кодексе РФ за собственниками помещений закреплено право на своё усмотрение совершать любые действия в отношении принадлежащего им имущества. Именно они на общем собрании имеют право принимать решения о порядке пользования ОИ в МКД (ч. 3 ст. 181.2 ГК РФ, ст. ст. 46, 48 ЖК РФ).

Кворум для принятия решения об использовании общего имущества должен составлять не менее ⅔ от общего числа голосов всех собственников помещений в МКД (ч. ч. 3, 3.1 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Однако если для установки оборудования требуется реконструкция, которая влечёт за собой уменьшение размера ОИ, требуется единогласное решение всех собственников (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

В видеозаписи онлайн-семинара Сусана Киракосян рассказала о различных точках зрения судов по вопросам уменьшения общего имущества.

Есть и случаи, когда согласие собственников не требуется. Например, если оборудование должно быть установлено в силу закона. К такому оборудованию относится оборудование для инвалидов и таблички о месте для курения. Также согласие собственников не понадобится, если установка дополнительного оборудования предусмотрена проектной документацией на МКД.

Если собственники на общем собрании приняли решение сдавать общее имущество в аренду, обязательно нужно составить договор о пользовании общим имуществом. О том, какие положения обязательно включить в такой договор при возмездном или безвозмездном пользовании, узнайте в видеозаписи онлайн-семинара.

2. Учёт интересов собственников помещений.

Первое, о чём стоит помнить: собственники должны получать выгоду от использования общего имущество. При этом само использование общего имущества должно быть законным.

При возмездном использовании общего имущества собственники должны утвердить размер платы за него: фиксированный или исходя из площади конструкции. При безвозмездном использовании ОИ собственникам помещений должны быть компенсированы расходы от такого использования.

Если общее имущество МКД используется незаконно, с пользователя можно взыскать неосновательное обогащение.

3. Разрешение уполномоченного органа.

Разрешение уполномоченного органа потребуется не во всех случаях. Оно необходимо, если многоквартирный дом относится к объектам культурного наследия. Тогда для установки любого оборудования на фасаде или крыше требуется разрешение органа охраны объектов культурного наследия (ст. 51.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Что касается порядка установки кондиционеров, антенн и иного оборудования в МКД, то он нередко регламентирован местными правилами благоустройства, в которых определён орган для согласования установки такого оборудования.

4. Соответствие требованиям безопасности.

Оборудование не должно создавать угрозу проживанию в МКД, в том числе безопасности третьих лиц. Установка оборудования должна выполняться в соответствии с техническими и иными требованиями законодательства. После установки такого оборудования ответственные лица должны обеспечивать его безопасную эксплуатацию и ремонт.

Как защитить ОИ от незаконного использования

Для того, чтобы защитить общее имущество, предъявляется негаторный иск. Негаторным называется иск собственника имущества об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения. В его отношении не существует сроков исковой давности.

В самом исковом требовании Сусана Кирякосян рекомендует указать требование к демонтажу соответствующего оборудования и проведению ремонта того места, где оно установлено. Кроме этого заявитель вправе потребовать судебную неустойку (ч. 1 ст. 308.3 ГК РФ). Рассмотрение примеров судебных дел смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

  1. Иск может предъявить собственник или иной законный владелец.
  2. Иск рассматривается только при неправомерном пользовании ответчиком ОИ (Определение ВС РФ от 12.10.2015 № 309-ЭС15-6673).
  3. Не требуется доказательств вины ответчика, достаточно установления волевого характера его поведения.
  4. Требуется доказать материально-правовой интерес истца и фактическое нарушение его субъективного права (Определение ВС РФ от 28.10.2014 № 307-ЭС14-3535).
  5. Поведение истца должно быть добросовестным, а заявленный способ защиты целесообразным.

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

О чём ещё мы поговорили

В ходе онлайн-семинара Сусана Киракосян поделилась судебными решениями, которые помогут при защите общего имущества от противоправного захвата.

Затронули тему обустройства кондиционеров. Разобрали, когда для их установки нужно согласие собственников помещений, а когда его не требуется.

Эксперт рассказала об отличиях вывесок и рекламных конструкций. Она привела примеры судебных решений об оспаривании законности их установки.

Поговорили и о наболевшем – на тему доступа операторов связи к общему имуществу МКД. В записи онлайн-семинара вы узнаете, может ли провайдер без согласия собственников установить своё оборудование в помещениях ОИ и должен ли он платить собственникам помещений за размещение такого оборудования.

Проведите общее собрание собственников помещений в МКД по вопросу сдачи общего имущества в аренду с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как работает сервис.

Норматив установки одного окна

от 25 декабря 2013 года N 902-ПП

О размещении информационных конструкций в городе Москве

(с изменениями на 18 мая 2021 года)

Информация об изменяющих документах

Документ с изменениями, внесенными:

В целях упорядочения размещения информационных конструкций в городе Москве Правительство Москвы

1.1. Правила размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (приложение 1).

1.2. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Согласование дизайн-проекта размещения вывески" (приложение 2).

2. Установить, что:

2.1. Вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве (далее - Правила размещения информационных конструкций), в следующие сроки (за исключением случаев, указанных в пунктах 2.2 и 2.4 настоящего постановления):

2.1.1. В срок до 1 мая 2014 года - вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы в пределах внешних границ Садового кольца.

2.1.2. В срок до 1 января 2015 года - вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на территории города Москвы в пределах внешних границ Третьего транспортного кольца.

2.1.3. В срок до 1 июля 2017 года - вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на иной территории города Москвы.

2.1.4. В срок до 1 января 2016 года - ценовые табло (стелы) автозаправочных станций.

2.2. В срок не позднее 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждает Программу разработки в 2014 году Архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы (далее Архитектурно-художественные концепции), на которых вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, размещаются в соответствии с требованиями данных Архитектурно-художественных концепций.

В срок до 1 октября 2016 года Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утверждает Программу разработки в 2016 году Архитектурно-художественных концепций в отношении улиц, магистралей и территорий города Москвы, расположенных за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца, на которые Архитектурно-художественные концепции ранее не разрабатывались, на которых вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, размещаются в соответствии с требованиями данных Архитектурно-художественных концепций.

Программа разработки Архитектурно-художественных концепций включает перечень улиц, магистралей и территорий города Москвы, на которые разрабатываются указанные концепции, а также сроки их разработки и утверждения.

Вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений улиц, магистралей и территорий города Москвы, в отношении которых утверждены Архитектурно-художественные концепции, подлежат приведению в соответствие с требованиями соответствующих Архитектурно-художественных концепций в течение месяца со дня их утверждения.

Вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, размещенные на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках, а также на автозаправочных станциях, расположенных на улицах, магистралях и территориях города Москвы, в отношении которых утверждены Архитектурно-художественные концепции, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения информационных конструкций, в срок до 1 июля 2017 года.

2.3. В случае неприведения вывесок в соответствие с требованиями Правил размещения информационных конструкций или Архитектурно-художественных концепций в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления, Объединение административно-технических инспекций города Москвы выявляет такие вывески и выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания об их демонтаже. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет принудительный демонтаж вывесок на основании указанных предписаний.

2.4. До 1 июля 2016 года не подлежат демонтажу:

2.4.1. Вывески, размещенные на день вступления в силу настоящего постановления в рамках реализации пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 714-ПП "О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве".

2.4.2. Вывески, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, выданных в установленном порядке Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы до дня вступления в силу настоящего постановления в 2010-2013 годах и содержащих информацию о сроке действия указанных разрешений.

Вывески, указанные в абзаце первом настоящего пункта, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, срок действия которых заканчивается до 1 июля 2016 года, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения информационных конструкций, в течение месяца со дня истечения срока действия указанных разрешений.

Вывески, указанные в абзаце первом настоящего пункта, размещенные на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, которые не содержат информацию о сроке их действия (бессрочные разрешения), подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения информационных конструкций, в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления.

2.4.3. Вывески, размещенные на сооружениях, размещенных на основании разрешений на установку информационных конструкций или разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации, выданных в установленном порядке Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы до дня вступления в силу настоящего постановления в 2010-2013 годах, в границах земельного участка, на котором располагаются здания, строения, сооружения, являющиеся местом фактического нахождения, осуществления деятельности организации, индивидуального предпринимателя, сведения о которых содержатся в данных вывесках.

2.6. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает разработку Архитектурно-художественных концепций и мониторинг градостроительной ситуации с целью актуализации Архитектурно-художественных концепций.

2.7. Разработку Архитектурно-художественных концепций осуществляет Государственное унитарное предприятие города Москвы "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры".

2.8. Архитектурно-художественные концепции, разработанные и утвержденные в рамках реализации пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве, проведенного в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 714-ПП "О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве", признаются действующими и подлежат применению в части, не противоречащей Правилам размещения информационных конструкций.

Архитектурно-художественные концепции, разработанные и утвержденные в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 714-ПП "О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве", подлежат актуализации после 1 июля 2016 года с учетом положений Правил размещения информационных конструкций.

Размещение витринных конструкций на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, расположенных на улицах, магистралях и территориях города Москвы, в отношении которых разработаны и утверждены Архитектурно-художественные концепции в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2012 года N 714-ПП "О проведении пилотного проекта по организации размещения информационных конструкций в городе Москве", осуществляется в соответствии с Правилами размещения информационных конструкций.

2.9. Вывески, размещаемые со дня вступления в силу настоящего постановления, в том числе в соответствии с Архитектурно-художественными концепциями, указанными в пункте 2.8 настоящего постановления, должны соответствовать требованиям Правил размещения информационных конструкций.

Вывески, не соответствующие требованиям Правил размещения информационных конструкций, подлежат демонтажу в установленном порядке.

2.10. Подлежат демонтажу в установленном порядке следующие вывески, не соответствующие требованиям Правил размещения информационных конструкций (за исключением вывесок, указанных в пункте 2.4 настоящего постановления):

2.10.1. Вывески, размещенные на крышах зданий, строений, сооружений.

2.10.2. Вывески, в конструкции которых используется баннерная ткань (за исключением афиш, а также использования баннерной ткани в качестве лицевой поверхности световых коробов в случае размещения вывесок на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений (кроме многоквартирных домов)).

2.10.3. Вывески, размещенные в виде отдельно стоящих сборно-разборных (складных) конструкций - штендеров, надувных, объемных и других подобных конструкций.

2.10.4. Вывески, размещенные на фасадах многоквартирных домов выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами).

2.10.5. Вывески, являющиеся настенными конструкциями с общей длиной, включая элементы крепления, подложку, более 15 метров и (или) площадью конструкции более 10 кв.м (включительно) - для вывесок, расположенных на фасадах многоквартирных домов (за исключением вывесок, указанных в абзаце первом пункта 2.2 настоящего постановления).

2.10.6. Вывески, в конструкции которых используются мигающие (мерцающие) элементы.

2.10.8. Вывески - витринные конструкции, размещенные в виде электронных носителей - экранов (телевизоров) на всю высоту и (или) длину остекления витрины.

В целях настоящего постановления под витринами понимается пространство, сформированное архитектурным проектом здания, ограниченное с внешней стороны остеклением и используемое исключительно для экспозиции товаров и услуг.

2.10.9. Вывески, размещенные с помощью проекторов, демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей - призматроны и иные системы) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экранах (телевизорах), бегущей строке и иных носителях) (за исключением вывесок, размещенных в витрине с использованием электронного носителя - экрана (телевизора), табло обмена валют с технологией смены изображения с помощью электронных носителей, а также электронных носителей, размещаемых на ценовых табло АЗС).

2.10.10. Вывески, выявленные Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.

2.10.11. Вывески, размещенные на ограждающих конструкциях (заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и иных конструкциях) (за исключением случая, предусмотренного пунктом 27 Правил размещения информационных конструкций), защитных конструкциях (рольставнях, решетках и иных конструкциях).

2.10.12. Декоративные пленки, покрывающие внешние поверхности остекления витрин, дверей (за исключением размещения непосредственно на поверхности остекления, вывесок, указанных в пункте 3.5.1 Правил размещения информационных конструкций, в виде отдельных букв и декоративных элементов, в том числе методом нанесения трафаретной печати или иными аналогичными методами).

3. Внести изменения в правовые акты города Москвы согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

4. Признать утратившими силу правовые акты (отдельные положения правовых актов) города Москвы согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П., заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Бочкарева А.Ю. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Горбенко А.Н.

Нормативные документы, регламентирующие работу службы "одного окна"

— от 16.08.2005 № 621-ПП "О порядке оформления и выдачи в режиме "одного окна"документации на проведение работ по перепланировке, переоборудованию, реконструктивным работам на объектах нежилого назначения, по капитальному ремонту, ремонту и покраске фасадов зданий, строений и сооружений, по благоустройству и использованию территории«.

— от 02.08.2005 № 575-ПП «О едином жилищном документе».

— от 30.05.2006 № 352-ПП «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме «одного окна».

— от 31.10.2006 № 856-ПП «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы по оформлению и выдаче документов заявителям».

— № 976-ПП от 12.12.2006 «О регламенте рассмотрения в режиме „одного окна“ заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) или о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ»

— № 11-ПП от 16.01.2007 «Об утверждении Регламента подготовки в режиме „одного окна“ справок, заверенных выписок и копий документов (в том числе архивных) префектуры административного округа города Москвы, управы района города Москвы по вопросам, затрагивающим права и законные интересы заявителя»

— № 472-ПП от 08.06.10 «О выполнении поручений Правительства Москвы по вопросу оптимизации системы предоставления государственных услуг по принципу „одного окна“ и сокращению сроков подготовки документов»

— Распоряжение префекта Западного административного округа города Москвы № 573-РП от 19.07.2010 «О порядке получения копий распорядительных документов префектуры Западного административного округа города Москвы через службы „одного окна“ управ районов города Москвы».

Норматив установки одного окна

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2020 г. № 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения” (документ не вступил в силу)


Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2020 г. № 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения” (документ не вступил в силу)

22 сентября 2020

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168; 2020, № 27, ст. 4236), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. № 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 27, ст. 4236), подпунктом 5.2.76 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 30, ст. 4924), приказываю:

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

Форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

Министр В.В. Якушев

Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 28 августа 2020 г. N 485/пр

Критерии
наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2019, N 30, ст. 4143) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

7. Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.

Приложение N 2
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 28 августа 2020 г. N 485/пр

обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической

возможности установки индивидуального, общего (квартирного),

коллективного (общедомового) приборов учета

г. ____________________ "__" _______________ 20__ г.

(наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя),

адрес (место нахождения): ______________________________________________

контактный телефон: ___________________________________________________,

2. В лице _________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) лица -

представителя юридического лица (индивидуального

предпринимателя), проводящего обследование)

действующего на основании ______________________________________________

(реквизиты документа, подтверждающего полномочия

лица на проведение обследования)

3. В присутствии (указать, если присутствовали):

(наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя),

ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в

многоквартирном доме и лица, представляющего его интересы в ходе

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) собственника

(представителя собственника) помещения, жилого дома, в котором

(иные лица, участвующие в обследовании)

4. Проведено обследование на предмет установления наличия

(отсутствия) технической возможности установки _________________________

(индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового)

прибора учета __________________________________________________________

(холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного

газа, тепловой энергии)

5. По адресу: _______________________________________________________

(указать адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в

котором проводится обследование)

6. Обследование проведено: _________________________________________

(указать, каким образом проведено

обследование: путем осмотра или с применением

с использованием следующих инструментов ________________________________

(указать наименование инструмента, если он используется при проведении

обследования, а если используется средство измерения - указать его

метрологические характеристики и дату истечения очередного

межповерочного интервала средства измерения)

7. В результате обследования установлено: __________________________

(указать на наличие или отсутствие технической возможности установки

8. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду

установления следующих критериев отсутствия такой возможности: _________

(указать конкретные критерии отсутствия технической возможности

установки прибора учета)

9. Для установки прибора учета необходимо выполнить следующие

организационно-технические мероприятия: ________________________________

(указать конкретный перечень организационно-технических мероприятий и

лицо, ответственное за их выполнение)

10. Особое мнение присутствующих лиц (при наличии): ________________

11. Настоящий Акт составлен в ____ экземплярах

Подписи лиц, принимавших участие в обследовании:

Приложение N 3
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 28 августа 2020 г. N 485/пр

Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (например, доверенность, поручение, наряд).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

- представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) физического лица);

- собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

- представителя гарантирующего поставщика или сетевой организации, уполномоченных в соответствии с законодательством об электроэнергетике на установку индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета;

- иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

- индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

- прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. В пункте 9 акта обследования указывается конкретный перечень организационно-технических мероприятий, выполнение которых необходимо для установки прибора учета, и лицо, ответственное за их выполнение.

10. Пункт 10 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 10 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

11. В пункте 11 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты обследования вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Обзор документа

Минстрой обновил критерии наличия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Пересмотрены форма акта обследования и порядок ее заполнения. Это связано с изменением правил установки приборов учета и уточнением ответственности за их обслуживание.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, на объектах защиты запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности. Распространяется ли указанное требование окна расположенные на всех этажах зданий?

Положения подпункта «г» пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, распространяются исключительно на окна подвалов и приямки у окон подвалов, являющихся аварийными выходами.

Читайте также: