На небе ярко сверкнула как живой глаз первая звездочка и в окнах дома замелькали огоньки

Обновлено: 02.05.2024

Диктанты для экзаменов 9 класс

Солнце уже опускалось за лес. Оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим. Последний луч оставался долго, он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей.

Все смолкло. Только кузнечики трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела. Немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки. (145 слов)

По И. Гончарову

Уже было, наверное, больше восьми часов вечера, а мы все еще не трогались с места, не ехали на вокзал. Все чего-то ждали, сидя в пасмурной столовой.

Тут же раздался звонок. Вошла тетя Люда, а вслед за ней дворник внес нечто большое, упакованное в магазинную бумагу.

Оказывается, дедушка дал тете Люде золотые десять рублей и поручил ей купить для меня в игрушечном магазине самый лучший подарок. Я надорвал оберточную бумагу. Сердце мое вздрогнуло от радости. В бумаге оказалась большая игрушечная лошадь на деревянных колесиках, черная, в яблоках желтого цвета. Я закричал в восторге:

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §46. Простые и сложные предложения. Упражнение №238

В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких − простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?
1 . В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. В небе ярко сверкнула первая звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки.
2 . Первый луч солнца выглянул из−за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. Первый луч солнца выглянул из−за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым светом.

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §5. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Упражнение №25

Прочитайте. Озаглавьте, используя слова текста. Выпишите слова, образованные с помощью: 1 ) приставок; 2 ) суффиксов. Произведите их словообразовательный разбор (см. план разбора в «Приложении») и обозначьте их состав.
Образец. Осенний ← осень ; осенний .
• Выпишите остальные слова, в которых имеются пропуски или скобки.
Запахло сыростью. Ст..новилось всё темнее и темнее. Дерев..я сгру(п, пп)ировались в каких(то) чудовищ(?), в лесу стало страшно: там кто(то) вдруг заскр..пит, точно одно из чудовищ(?) переход..т (со)своего места на другое и сухой суч..к, каже(т, ть)ся, хрустит под его ногой.
На неб.. ярко св..ркнула, как живой глаз, первая звёздоч(?)ка, и в окнах домов зам..лькали огоньки.
Настали м..нуты всеобщей т..ржестве(н, нн)ой тишины пр..роды. (И.Гончаров)

Решение

Перед торжественной тишиной природы.
Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья (раздел ь) сгруппировались (словар.) в каких−то чудовищ (без ь, сущ., ср. р., мн. ч.), в лесу стало страшно: там кто−то вдруг заскрипит (скрип), точно одно из чудовищ переходит (переходить 2 спр., 3 −е л., ед.ч.) со своего места на другое и сухой сучок (суффикс −ок−), кажется (что делает?), хрустит под его ногой.
На небе ( 2 −е скл., пр. п.) ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка (чк без ь), и в окнах домов замелькали (мельком) огоньки.
Настали минуты (словар.) всеобщей торжественной (словар., суф. −енн−) тишины природы (словар.). (Предложение простое, повеств., невоскл., распр.) (И.Гончаров)
Слова, образованные с помощью:
1 ) приставок: Запахло ← пахло ; запахло .
Сгруппировать ← группировались ; сгруппировались .
Заскрипит ← скрипит ; заскрипит .
Переходит ← ходит ; переходит .
Замелькали ← мелькали ; замелькали .
2 ) суффиксов: Сучок ← сук ; сучок .
Звездочка ← звезда ; звездочка .
Торжественной ← торжество ; торжественной .
Огоньки ← огонь ; огоньки.
Сыростью ← сырой ; сыростью .
Вс ё − [ ф'с'о ] − один слог.
[ ф '] − согл., глух., мягк.
[ с '] − согл., глух., мягк.
[ о ] − гласн., уд.
Букв 3, звуков 3 .

Обломов (64 стр.)

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздаётся дробный стук ножей: готовится ужин.

Дворня собралась у ворот: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.

А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины одна монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.

Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

– Пойдём, мама, гулять, – говорит Илюша.

– Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, – отвечает она, – сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей.

– Куда он уносит? Какой он бывает? Где живёт? – спрашивает ребёнок.

И мать давала волю своей необузданной фантазии.

Ребёнок слушал её, открывая и закрывая глаза, пока, наконец, сон не сморил его совсем. Приходила нянька и, взяв его с коленей матери, уносила сонного, с повисшей через её плечо головой, в постель.

– Вот день-то и прошёл, и слава богу! – говорили обломовцы, ложась в постель, кряхтя и осеняя себя крёстным знамением. – Прожили благополучно; дай бог и завтра так! Слава тебе, господи! Слава тебе, господи!

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмётся к няне, а она нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберёт себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного – другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, – да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.

Ребёнок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ.

Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости.

Упражнение 238 - Русский язык 5 класс. Ладыженская, Баранов. Учебник часть 1

В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких - простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?

1. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. В небе ярко сверкнула первая звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки. 2. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. Первый луч солнца выглянул из-за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым светом.

Помогите, пожалуйста срочно с русским?

Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ, в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка, и в окнах домов замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей торжественной тишины природы.

приставок: запахло (приставка за-), сгруппировались (с-), заскрипит (за-), переходит (пере-), замелькали (за-)

суффиксов: становилось (-ов-, -ил-, -ось-), сгруппировались (-иров_, -а-, -лись-) и т. д.

Но вот начинает смеркаться.

На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки. А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.

Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто-то ещё в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой. *

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Вопросы и задания:

1)Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?

2)Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.

3)Определите стилистическую роль однородных членов

4)Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.

5)Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.

6)Какие тропы использует автор для создания картины природы?

7)Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.

8)Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.

9)Сделайте морфемный анализ наречий взапуски, наперекор.

10)Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.

11)Объясните написание суффиксов в глаголах прорезывались, почивают, вспыхивает.

12)Найдите в тексте наречие с -НН- и объясните его написание.

Лучший ответ

1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
Прочитала выразительно.
Текст из романа «ОБЛОМОВ» , автор – И. А. ГОНЧАРОВ.

2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
Это и доказывать не надо. Стиль – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, так как это отрывок из литературно-художественного произведения, из романа.

3. Определите стилистическую роль однородных членов.
Замедляют действие, передавая постепенный переход от шумного вечера к сонной ночи.

4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
ПОЧИВАЮТ (СПЯТ)
ВЗАПУСКИ (НАПЕРЕГОНКИ)

5. Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
Запахло сыростью.
Становилось всё темнее и темнее.
…в лесу стало страшно…
Передаётся переход от сумерек к ночи, покою, нежелание в это время находиться вне уютного сонного дома где-то в лесу.

6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:
солнце опускалось за лес; оно бросало
которые (лучи) прорезывались… , ярко обливая золотом…
предметы теряли
река присмирела
деревья сгруппировались
СРАВНЕНИЯ:
как тонкая игла
как живой глаз
ЭПИТЕТЫ:
ОГНЕННОЙ полосой
СЕРУЮ, ТЁМНУЮ массу
МОНОТОННО чирикала
свистнула СЛАБО, НЕЗВУЧНО
ЯРКО сверкнула

7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
[Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ] ; [в лесу стало страшно] : [там кто-то вдруг заскрипит] , (точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое) , и [сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой] .
Предложение сложное, с бессоюзной и союзной связью (сложная синтаксическая конструкция) , состоит из 5 простых, которые можно сгруппировать в 4 части:
1) [Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ]
2) [в лесу стало страшно]
3) [там кто-то вдруг заскрипит] , (точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое)
4) [сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой]
Каждая часть, кроме 3-й, представляет собой простое предложение, в котором Вам надо подчеркнуть главные и второстепенные члены и надписать сверху, какими частями речи они выражены; всё предельно просто, 2-я часть – односоставное безличное предложение с составным именным сказуемым СТАЛО СТРАШНО (глагол связка СТАЛО + слово категории состояния СТРАШНО) ;
3-я часть – сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным, присоединённым к гласному при помощи союза СЛОВНО. Тоже подчеркните главные и второстепенные члены и укажите сверху, какими частями речи они выражены. Здесь всё до примитивности просто, сложность только одна – подлежащее в придаточной части выражено цельным словосочетанием: ОДНО ИЗ ЧУДИЩ.

8. Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.
Смотрите § в учебнике за 9 класс, здесь некогда учебники переписывать.

9. Сделайте морфемный анализ наречий взапуски, наперекор.
в/за́/пуск/и – приставка/приставка/корень/суффикс; основа слова – взапуски;
на/пере/ко́р – приставка/приставка/корень; основа слова – наперекор.

10. Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.
чуть-чуть – сложное наречие образованное путём повтора
какой-то, кто-то – неопределённые местоимения с суффиксом -ТО.

11. Объясните написание суффиксов в глаголах прорезывались, почивают, вспыхивает.
Пишется суффикс -ЫВА-, так как в 1-м лице единственного числа глаголы оканчиваются на -ЫВАЮ:
прорезЫВАлись – прорезЫВАЮсь;
вспыхИВАет – вспыхИВАЮ.
А в слове ПОЧИВАЮТ – суффикс -ВА-, затруднений в написании не вызывает, наверное, давший задание перепутал с суффиксов -ИВА-, которого здесь нет, так как корень в слова ПОЧИ-: почи/ва́/ть, почи/ва́/ют.

12. Найдите в тексте наречие с -НН- и объясните его написание.
Постепенно – пишется НН,

Диктант №1726

Солнце уже опускалось за лес. Оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим. Последний луч оставался долго, он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей.

Предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала среди общей тишины. Вот она в последний раз встрепенулась, слабо свистнула, слегка пошевелив листья вокруг себя, и заснула.

Все смолкло. Только кузнечики трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела. Немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

Помогите по русскому языку! 5 класс!

Задание: В каких предложениях, данных под одним номером, союз И соединяет однородные члены, а в каких - простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?
1.В небе появилась и засверкала первая вечерняя звездочка. В небе ярко сверкнула первая звездочка, и в окнах домов замелькали огоньки. 2.Первый луч солнца выглянул из за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. Первый луч солнца выглянул из за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым светом.

Лучший ответ

1. Первое предложение - соединяет однородные члены. Второе - простые предложения.
2. Первое - однородные члены. Второе - простые предложения.

Запятая ставится перед и, когда она разделяет простые предложения в составе сложного

Читайте также: