Можно ли привлекать детей к мытью окон и светильников

Обновлено: 28.04.2024

Можно ли привлекать детей к мытью окон и светильников

Дежурство и общественный труд ребенка

Мы повсеместно сталкиваемся с тем, что школы пытаются воспитать детей через труд. Одной из форм такого труда является уборка в классе, дежурство на переменах и иные виды деятельности, на которые хватает фантазии у работников школы.
С переходом на рыночную экономику от коллективизма к индивидуализму изменились законы и подходы к их трактовке.
Во многих школах детей просят, а порой и принуждают к уборке классов после уроков, кто-то сбегает, а кто-то берет тряпку, швабру и моет класс. Законно ли это? Оставим в стороне эмоциональный и иные аспекты оценки этой деятельности. Рассмотрим это с точки зрения закона. Исключительно. С точки зрения закона. Отношения правильно это или нет - оставим для следующих постов.

Согласно пп.1 п.3 ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
В соответствии с п.9 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Минобрнауки выделяет следующие виды труда:
- Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.

- Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.

- Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

Таким образом, Минобрнауки выделил общественно полезный труд, который в настоящее время вызывает больше всего вопросов со стороны общественности.

Что понимать под общественно- полезным трудом? Частично на этот вопрос отвечает Минобрнауки в вышеназванном письме.

Мы ответим проще, общественно полезный труд — это все виды работ, не предусмотренное образовательными программами и не запрещенные законом, которые просит школа выполнить учеников (дежурство в школе, уборка класса и т.д.).

Привлечение учеников к общественно полезному труду законно с соблюдением определенных условий.

Согласно п.4 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. ПРИВЛЕЧЕНИЕ обучающихся без их согласия и несовершеннолетних ОБУЧАЮЩИХСЯ БЕЗ СОГЛАСИЯ ИХ РОДИТЕЛЕЙ (законных представителей) К ТРУДУ, не предусмотренному образовательной программой, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Форма получения такого согласия от родителей прямо не указана в законе. Но Роспотребнадзор в письме № 01/7100-13-32 указал, что:

«…Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного СОГЛАСИЯ его и его родителей (законных представителей).
Данное СОГЛАСИЕ может быть ОФОРМЛЕНО В ФОРМЕ ОТДЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями). В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.
Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить привлекать к труду, в т.ч. дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике и др…»

Получается, что детский сад, школа или колледжи должны получить отдельно от каждого родителя (законного представителя) письменное согласие на привлечение их ребенка к общественно полезному труду. Особое внимание уделяем тому факту, что согласие должно быть ПИСЬМЕННЫМ.

Колледжам и детским садам в этом плане повезло больше, они могут данное согласие указать в договоре, заключаемом с родителями. Один нюанс, что лучше обязать родителей ставить подпись напротив этого пункта договора, чтоб они не могли ссылаться на то, что не видели/не читали его при заключении договора.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Образовательная организация не имеет права привлекать детей к труду, не предусмотренному образовательной программой;
2. Привлечение детей к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется с ПИСЬМЕННОГО согласия родителей (законного представителя) ребенка.

Проблемы школьных уборщиц взволновали родителей

Учебные будни начались всего неделю назад, а родители уже сталкиваются со школьными проблемами. Многих из них в конце августа приглашали убраться в классах своих детей и подготовить кабинеты к встрече школьников. И эта трудовая повинность оказалась не разовой акцией: как сообщили некоторым родителям, в новом учебном году им придется скинуться на уборщицу — мол, она по карману далеко не каждой школе. Ну а тому, кто не хочет платить, предлагают составить график дежурств и мыть классы по очереди.

Законно ли заставлять детей убираться в классе

Насколько законны такие требования, разбирался корреспондент «МК».

По закону «Об образовании…», финансирование учебного процесса полностью лежит на плечах государства. Однако некоторые руководители образовательных учреждений стремятся переложить финансовое бремя на плечи родителей.

Мама одной из столичных школьниц рассказала, что в их учебном учреждении договор с клининговой компанией на новый учебный год пока не продлен:

— Еще в конце лета мы собрались с родителями и вымыли наш класс своими силами, — говорит Евгения. — А параллельный класс нанимал специалистов по уборке — это было сделано по личной инициативе родителей. У нас адекватная администрация, скорее всего, это случилось по не зависящим от нее причинам. Обещали, что клининг будет работать уже к 4 сентября, но что-то пока их не видно. Как бы не пришлось дальше самим убираться в классе.

За разъяснениями мы обратились в Департамент образования Москвы, и нас направили к одному из директоров московских школ, которая рассказала, как обстоят дела с клинингом в столичных учебных учреждениях в целом.

— В московских школах есть деньги на уборку, — говорит директор школы №1571 Марина Варгамян. — И если даже случаются какие-то проблемы с уборкой помещений, то московские школы, как правило, умеют быстро их решать. Например, ведут претензионную работу, могут расторгнуть договор с компанией, осуществляющей услуги. У нас есть возможность заключить новый договор с другой организацией. Никто из моих коллег, насколько я знаю, не привлекает к уборке классов ни родителей, ни школьников. Однако у нас проводятся мероприятия, где мы вместе с родителями, ребятами и педагогами занимаемся благоустройством территории. Эта деятельность помогает ребятам получить те практические навыки, которых им не хватает в большом городе. Школа должна прививать прежде всего культуру поведения. Чтобы ребята не мусорили, убирали за собой, не разбрасывали вещи.

В провинциальных школах в условиях недофинансирования нашли свой выход из ситуации: стали активно привлекать к «общественно-полезному труду» самих школьников. Несмотря на то что министр просвещения Васильева, отвечая на вопросы родителей о нехватке денег в школах, попросила директоров быть более требовательными к их муниципальному руководству, якобы те прекрасно знают, как они должны им помогать, на деле выходит, что средств всегда хватает. То ли плохо требуют, то ли деньги уходят на другие цели.

Учитель русского языка и литературы из Ульяновской области Галина Новикова рассказала, как в их школе выходят из таких щепетильных ситуаций:

— У нас уборщицы убираются только в начальной школе, а дети 6–11-х классов сами моют пол с согласия родителей. Если в классе ученик с заболеванием, которое не позволяет физически трудиться, то он цветы поливает, доску моет. Я не вижу в этом ничего зазорного. Раньше всегда дети сами мыли классы, и никто не переломился.

У родителей свои доводы.

— Я не собираюсь ни скидываться на уборщицу, ни посылать своих детей драить класс, — рассказал Александр, отец двух сыновей-школьников из Подмосковья. — Почему я должен платить за те услуги, которые положены мне от государства? Мой старший сын в конце года будет сдавать экзамены, ему не до мытья полов: всю неделю одни репетиторы и секции. А у младшего вообще аллергия на бытовую химию. У нас некоторые родители боятся школе перечить и сдают деньги на уборщицу или пишут согласие на то, чтобы их ребенок убирался.

По мнению юриста Сергея Равицкого, деньги с родителей на услуги клининга школа собирать не должна ни при каких обстоятельствах, а вот привлекать детей к труду с согласия родителей можно:

Можем ли мы мыть окна в школе/садике?

Раскрою интригу сразу. Большинство - нет. Ни родители, ни тем более дети не могут мыть окна в школе. Учитель тоже. Не имеем права.

Личный опыт. Супруге предлагалось мыть окна еще при подаче путёвки ребёнка в дет.сад заведующей садика. Что мол только тогда возьмём ребёнка. И немного-немало - целый коридор огромных окон, а может и два! Супруга начала мыть по молодости и наивности чуть ли не в тот же день - надо же успеть, своих дел навалом. Но среагировала её мама (и моя тёща) - и после очень краткого её разговора с заведующей садика с предложением позвонить в вышестоящую организацию вопрос был решён. Я узнал уже результат истории. Пока сын ходил в садик, я как то подтягивал там детские кроватки и раз клал линолеум с другими родителями, где они меня этому и научили с тонкостями - потом пригодилось в жизни не раз! Но всё это было добровольно и даже интересно-полезно. Когда сын пошёл школу мы просто "динамили" такие предложения, вернее сын даже и не передавал, а другие родители периодически мыли, потом стали мыть и дети. И на третьем этаже с глухими створками новых пластиковых окон, высовываясь почти полностью наружу, т.к. иначе их и не вымыть. Даже просто проходя мимо школы страшно за очередную мамашу, стоящую на карнизе или сливе.

И мне стало интересно, а имеем ли мы вообще право мыть окна в школе?

Окно типичной школы с глухими (неоткрывающимися) элементами Окно типичной школы с глухими (неоткрывающимися) элементами

Что нашёл по юридической стороне вопроса. Окна в школе согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 должны мыться не реже, чем два раза в год (пункт 7.1.9). Обеспечить соблюдение данной нормы - работа директора. При этом согласно Правил по охране труда при работе на высоте от 28 марта 2014 года приложения к приказу Мин.Труда №155н

К работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:
при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м

А допускаться к таким работам могут только лица, достигшие 18 лет и имеющие соответствующие подготовку и допуск.

§ 277а. Промышленный альпинист
Характеристика работ: … мойка окон.
Должен знать: особенности работ и соответствующую документацию при производстве работ на высоте .
Стеклопротирщик
Характеристика работ. Очистка стекла и рам от грязи. Ознакомление с условиями выполнения работы. Выбор для работы необходимого инвентаря и приспособлений. Нанесение спецсостава на стекла и протирка мягкой тряпкой. Мойка оконных переплетов и подоконников. Содержание в чистоте подсобных предметов.
Должен знать: виды и свойства моющих средств; правила выполнения работ на высоте и технику безопасности; принцип работы и правила пользования применяемыми приспособлениями.

Из вышесказанного очевидно, что мытьё окон - высотные работы. И в организациях выполняться должны допущенными к этому лицами с соблюдением всех формальностей.

Иногда моющие окна в школах выпадают из них. А кто виноват, кто - "крайний" в школах и дет.садах? Обычно или: "сама залезла. Кто её просил?" - или учительница, отвечающая за кабинет и организовавшая родителей. Бывали случаи :(

А еще есть плафоны ламп, которые тоже должны протираться. И тут я могу порекомендовать прочитанную недавно статью, полезную для размышления: Как заменить лампочку на рабочем месте так, чтобы тебя не уволили?

Нравственная интерпретация. Если есть человек, который получает деньги за труд, который не делает, то насколько правильно поощрять такое его поведение? Будь он тот, кто должен мыть окна по служебным обязанностям, или организовать и нанять сотрудника для выполнения таких работ (директор, зав.хоз.) - не важно. Я думаю, что ошибочно поощрять такое поведение. При том иногда (вспомним историю с дет.садом в начале статьи), к сожалению, оно сопряжено ещё и с наглостью, граничащей с хамством.

Если ситуация тяжёлая и "нет денег", то как минимум и ответственные лица (зав.хоз. и директор) должны заражать своим примером и мыть окна вместе с учителями, родителями и детьми. Заодно смогут и побыть вместе в неформальной обстановке - иногда это может быть полезно.

Моральная сторона вопроса. Труд должен быть доброволен (в семье - пусть через "не хочу" - но мы тогда договариваемся) и как минимум либо оплачен, либо вызывать удовлетворение (лучше и то и другое). Например, посадил цветы перед окном и улицу прекрасней сделал - в душе приятно. Или пусть нелюбимую работу выполнил и получил достойную ей оплату. В дармовом мытье окон не у себя дома я думаю мало кто получает удовлетворение.

Воспитательный вопрос . Если ребёнка надо научить мыть окна и приучать к труду, то лучше и безопаснее это сделает или профессионал своего дела или родственник. Я большую часть жизни мыл окна неправильно и неэффективно! На возражения: "Сейчас ученики не моют в школах пол и окна, не то что мы, - вырастут грязнулями и всё замусорят вокруг" - я отвечу: "Мы мыли и наши родители мыли, все мыли - а сейчас вокруг - грязь и мусор, вся страна в свалках, а по весне в городах - просто стыдоба." Так что и это не работает, проверено.

Большая часть статьи была написана больше года назад "в стол", так что детали могли слега измениться. Но я проверял - основное остаётся таким же. Надеюсь, что вам было интересно. Буду ждать ваших лайков, подписок и комментариев.

Могут ли учителя привлекать школьников к ремонту и уборке классов?

Труд в школе – нарушение закона или процесс воспитания?

В советские годы и в первые несколько лет после перестройки привлечение детей к труду в стенах общеобразовательных заведений не считалось чем-то диковинным.

В то время школьники не только отвечали за уборку в классе, порядок в школе и на прилегающей территории, но и регулярно участвовали в субботниках, ухаживали за зелеными насаждениями, белили стволы деревьев и ежегодно после окончания учебного года проходили производственную практику в школе. В ее рамках проводилась генеральная уборка всей школы, и даже ее ремонт. Тогда в "бой" ученики вступали вместе с педагогическим составом, представителями школьной администрации и даже с родителями.

И не воспринималось это как ущемление детских прав или нарушение трудового законодательства, а входило в целостный процесс воспитания подрастающего поколения.

В современной России ситуация поменялась кардинальным образом. Сегодня детский труд воспринимается как эксплуатация, то есть фактически принудительное привлечение детей к работе на регулярной основе. Защита детского труда со стороны законодательства и взрослых – это, с одной стороны, конечно, хорошо. А с другой стороны, если дома и в стенах родной школы детям не привить любовь к труду и ответственность за место, в котором живешь или учишься, то воспитаем мы поколение лодырей, лентяев и тунеядцев.

В целом, относиться к этому вопросу можно по-разному в силу собственных убеждений, принципов и практического опыта, но а как на это смотрит закон?

Эксплуатация детского труда запрещена по закону

Сферу детского труда в целом и в общеобразовательных заведениях в частности регулируют несколько нормативно-правовых актов.

  • П.4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещает привлечение обучающихся без их согласия или согласия родителей/официальных представителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.
  • Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 №163 утверждает перечень работ с вредными или опасными условиями труда, к выполнению которых запрещается привлекать несовершеннолетних граждан.
  • Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый человек имеет «право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда». Другими словами, любой труд должен быть оплачиваемым. Эта же статья запрещает заставлять гражданина трудиться.

Уголовным кодексом РФ наказание за привлечение к труду несовершеннолетних в учреждениях образования не предусматривается, административные санкции тоже не прописаны.

В Челябинской области учителей наказали за привлечение школьников к труду

В школе №5 города Еманжелинск Челябинской области педагоги привлекли учеников 10-ых классов к побелке стен и потолков, что подразумевает небезопасные работы на высоте. Кроме того, даже элементарный инструктаж по технике безопасности был проведен не со всеми учащимися и предварительного согласия родителей школьная администрация не получала.

Как сообщает пресс-служба прокуратуры, проверка была проведена и виновные наказаны: директору школы было вынесено представление, а других виновных сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности.

Так что, работа работе рознь. Привлечение детей к уборке в классе – дело нужное и даже полезное, а вот ремонт в учебном помещении и небезопасные работы всё-таки должны ложиться на плечи квалифицированных специалистов, а не выполняться силами несовершеннолетних учащихся, потому что последствия могут быть трагичными и уже с привлечением к уголовной ответственности.

Единственный случай, когда ученика могут заставить убираться в школе

Использование детского труда в школах запрещено. Поэтому ушли в прошлое те времена, когда ученики своими силами наводили чистоту в школе: мыли полы, стены, окна. Тем не менее, среди родителей остались сторонники физического труда. Часто родители, наоборот, жалуются на то, что детей совсем не приучат к труду, одни только запреты. В итоге, подрастающее поколении будет не в состоянии даже полы у себя дома помыть.

Именно в вопросах уборки законодательство достаточно лояльное: есть возможность угодить и тем, кто против уборки, и тем, кто хочет приучить своих детей к физическому труду.

Иллюстрация - Яндекс.Картинки. Иллюстрация - Яндекс.Картинки.

Уборка в школе детьми разрешена только в том случае, если это часть образовательной программы . Например, в рамках предмета технология детей обучают как правильно обращаться со шваброй и тряпкой. Т.е. это уже не использование детского труда, а обучении профессии уборщицы. За такие занятия могут даже оценки ставить!

Те, родители, которые не желают, чтобы их детей учили уборке, могут освободить своих детей от данной дисциплины. Физический труд детей в школе (даже есть это часть образовательной программы) допускается только с письменного согласия их родителей! Поэтому родителям всегда нужно обращать внимание на то, что именно они подписывают в школе.

Вместе с тем, СанПиН установлены определённые виды работ, к которым учащихся нельзя допускать ни при каких обстоятельствах (даже, если родители не против). Это:

·генеральная уборка школы;
· чистка крыши от снега;
· мытьё окон;
· уборка санузлов;
· перенос парт и скамеек;
· осуществление покраски лакокрасочными материалами, которые содержат вещества 1-3 классов опасности;
· поднятие тяжестей более 2 -3 кг;
· работа рядом с железной дорогой или автомобильной дорогой.

Таким образом, уборка школы является полностью заботой самой школы. Привлекать учеников к уборке школа может только в рамках образовательной программы и с разрешения родителей детей .

Лично я считаю, что по данному вопросу законодатели установили очень разумные условия. Главное, чтобы школы их не нарушали.

Как решается вопрос с привлечением учеников к уборке в школах, где учатся Ваши дети? Вы против или за физический труд детей в школах?

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Уборка в школе - Санитарный надзор

Санитарный надзор

Уборка в школе

Уборка в школе

Старшеклассники нередко возмущаются, когда приходится убираться в классе. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, самообслуживание и элементарные трудовые навыки должны быть нормой школьной жизни. С другой – желающих работать нянями и уборщицами все меньше. Кто же все-таки должен убираться в классе? Как часто должна проводиться влажная уборка в школе? Эти и другие вопросы, которые волнуют родителей учеников и самих учащихся, регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств, а в школах, работающих в две смены – дважды в день. Для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания предусмотрен перерыв не менее 30 минут, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли. Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.

Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации должна проводиться генеральная уборка. Причем проводить ее надо непременно с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, поэтому привлекать к подобной уборке детей не разрешается.

Также не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, уборке помещений пищеблока, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте. Дезинфицирующие и моющие средства должны храниться в соответствии с инструкцией в недоступном для обучающихся месте. Готовятся дезинфицирующие растворы для мытья полов непосредственно перед применением в туалетных комнатах и в отсутствии обучающихся.

С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательной организации проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 11.9 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" с учетом воспитательной и оздоровительной направленности детские оздоровительные лагеря в соответствии с их возрастом возможна организация следующих видов работ. Для детей 7-13 лет допускается уборка постелей под наблюдением воспитателя; для детей старше 14 лет - уборка спальных комнат, дежурство по столовой (сервировка обеденных столов, уборка грязной посуды, уборка обеденного зала). Так же, руководствуясь п. 11.10. СанПиН 2.4.4.3155-13 не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья и других), с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников и других), уборке мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытью полов с применением моющих и дезинфекционных средств; выполнению опасных в эпидемиологическом отношении видов работ (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна и других).

2. Как должны быть оборудованы спальные комнаты в детском оздоровительном лагере?

Согласно п. 4.7 СанПиН 2.4.4.3155-13 спальные комнаты должны быть отдельными для мальчиков и девочек и оборудованы стационарными кроватями.

В каждой спальне рекомендуется устанавливать тумбочки, стулья (табуреты), стол, шкаф (шкафы) для хранения одежды и обуви.

Мебель должна иметь покрытие, позволяющее проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Допускается использование двухъярусных кроватей при условии соблюдения нормы площади на одного ребенка и числа проживающих в комнате.

3. Какие продукты можно передать ребенку в «родительский день» в детском оздоровительном лагере?

Согласно п. 14.10 СанПиН 2.4.4.3155-13 примерный набор продуктов питания, разрешенный для передачи детям посетителями, в том числе родителями и законными представителями детей, устанавливается руководителем детского оздоровительного лагеря. Примерный набор продуктов не должен содержать пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей. Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей (Приложение N 6)

- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

- жаренные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы.

- молочные продукты, творожные сырки с использованием растительных жиров;

- молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров;

- кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты) и кремы.

- пищевые продукты с истекшим сроком годности и признаками недоброкачественности;

- остатки пищи от предыдущего приема пищи, приготовленной накануне;

- любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома (в том числе при организации праздничных мероприятий, праздновании дней рождения);

- первые и вторые блюда на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;

- паштеты и блинчики с мясом и творогом;

- сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

- квас, газированные напитки;

- плодоовощная продукция с признаками порчи;

- маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) с применением уксуса, не прошедшие перед выдачей термическую обработку;

- тонизирующие напитки, в том числе энергетические напитки, алкоголь;

- холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья;

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Уборка в школе - RSS

Уборка в школе

Уборка в школе

Старшеклассники нередко возмущаются, когда приходится убираться в классе. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, самообслуживание и элементарные трудовые навыки должны быть нормой школьной жизни. С другой – желающих работать нянями и уборщицами все меньше. Кто же все-таки должен убираться в классе? Как часто должна проводиться влажная уборка в школе? Эти и другие вопросы, которые волнуют родителей учеников и самих учащихся, регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств, а в школах, работающих в две смены – дважды в день. Для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания предусмотрен перерыв не менее 30 минут, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли. Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.

Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации должна проводиться генеральная уборка. Причем проводить ее надо непременно с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, поэтому привлекать к подобной уборке детей не разрешается.

Также не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, уборке помещений пищеблока, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте. Дезинфицирующие и моющие средства должны храниться в соответствии с инструкцией в недоступном для обучающихся месте. Готовятся дезинфицирующие растворы для мытья полов непосредственно перед применением в туалетных комнатах и в отсутствии обучающихся.

С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательной организации проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Дети и уборка, или как быть в бытовых отношениях.

Дети и уборка или как быть в бытовых отношениях

Довольно часто на консультациях и в группах от родителей звучит вопрос о том, как привлечь ребенка к помощи по хозяйству. Многих мам и пап огорчает слабая включенность детей в семейный быт, возникает тревога о том, что с ними что-то не в порядке или собственная вина ввиду того, что они как-то не правильно воспитывают подрастающее поколение.

Думаю, что еще каких-то сто лет назад, это вообще не было проблемой, по крайне мере в таком ракурсе, как сегодня. Сложные бытовые условия, отсутствие элементарных удобств, большее количество ртов не оставляли возможности для выбора. Нужна была активность всех, более или менее твердо стоящих на ногах членов семьи, иначе просто было не выжить.

Современная техника, значительно облегчающая повседневную жизнь, позволяет справляться с ведением хозяйства небольшой семьи даже одному взрослому человеку. Но, если один все время убирает, а другие только сорят и пользуются порядком, это быстро начинает раздражать. Поэтому кто захочет отказываться от помощи, тем более помощи тех людей, которые живут с тобой под одной крышей?

Другой аспект, думаю даже более значимый для родителей XXI века, касается, скорее, сферы воспитания. Ведь все мы понимаем, что нашей задачей является подготовить ребенка к жизни, в том числе и на элементарном бытовом уровне. Поэтому данный вопрос мне видится вполне заслуживающим внимания.

В первую очередь хочу обратиться к тем родителям, которые беспокоятся по поводу того, что с детьми что-то не в порядке, раз они не бегут, сшибая углы, помогать маме на кухне или не считают за высшую награду возможность побыть «водителем пылесоса» в свой выходной день. Дело в том, что человек, существо, в первую очередь, биологическое. А любой биологический организм стремиться к гомеостазу – состоянию, при котором расходуется минимальное количество энергии. Извините, закон природы, ничего не поделаешь.

Так вот то, что на бытовом языке мы называем ленью, в психологическом смысле оказывается либо отсутствием мотивации, либо сопротивлением. Что бы совершить какое-то действие, нужно затратить энное количество энергии. Энергия – это ресурс и как любой ресурс она ограничена. Распоряжается энергией всё-таки психика, она в некотором смысле, играет роль «завхоза». Чтобы выписать порцию энергии ей нужно очень хорошо понимать куда, а главное ради чего она будет потрачена. Попробуйте у завхоза попросить пару тысяч рублей не на благо канторы, а так просто, потому что попросил хороший человек.

Другой пример. Представьте, что вы получили огромное наследство от дальней родственницы и теперь можете позволить себе все что угодно - на работу ходить просто нет никакого смысла. А работа, надо сказать, была не самая любимая, скучная и нервная. Как думаете, что вас теперь может заставить вставать в пять утра и ехать через весь город на службу? Данный пример – отсутствие мотивации. И если взрослый человек может оперировать таким понятием, как чувство долга или вкладываться во что-то ради достижения высоких целей, то ребенком, до определенного момента, движет принцип удовольствия. И это не какой-то изъян или недостаток, а совершенно естественный этап развития.

Любое дело, которое лишено персонального смысла, превращается в насилие. По законам физики, любое действие вызывает противодействие. Насилие - это давление. Давление вызывает контрсилы – сопротивление. То есть, чем больше мы давим на ребенка (Помогай! Уберись! Помой посуду!), не давая ему возможности выбора, тем больше мы делаем все, чтобы энергия шла на сопротивление этому насилию и уж никак не на домашние дела.
Поэтому, здесь очень важное значение приобретает форма, посредством которой мы предлагаем ребенку деятельность. Об этом ниже.

Дальше обращусь к родителям, у которых присутствует сильное чувство вины за собственные недочеты воспитания. Хотя это, конечно, тема для отдельной статьи. Но, если коротко, то родителями нас быть не учат. Как родитель мы рождаемся в ту же минуту, что и наш малыш, и учимся быть мамой или папой именно этому человечку без какой-либо подготовки. Вот так вот: ни лекций, ни семинаров, ни практики на производстве – сразу экзамен. И если мы не разбираемся с этим вопросом целенаправленно (например, на личной терапии), то в отношениях со своими детьми можем воспроизводить только тут модель, в которой воспитывали нас, либо полярно противоположную (то есть идти от противного), что, в сущности, приводит к тем же результатам.

Вернемся к «бытовухе». Очевидно, что организация порядка и уборки будет зависеть от возраста ребенка. Но чем он старше, тем больше напряжения вызывает данная тема. Чем больше лет потенциальному помощнику, тем больше ожиданий от взрослых.

Условно: пока ребенок маленький, нам не трудно за ним убрать и это даже проще. Убрать качественно он все равно не сможет, делать вместе с ним долго, так что быстрее и лучше сделать самой/самому. Отпрыск, естественно, к такому положению дел быстро привыкает и понятно, что не воспринимает акт уборки, как свою заботу. Проходит время и в его сторону начинают поступать сначала обращения, а затем и претензии от том, что, мол, нужно помыть за собой посуду, убрать в комнате, не разбрасывать свои вещи в зале, положить в стирку грязную одежду и т.д. В каждой семье этот список будет свой. Но с чего вдруг?! Ребенку трудно принять, как свою ответственность то, что еще вчера безоговорочно делала мама.

Конечно в идеале, отдавать ему это нужно постепенно:

- в 1,5-2 года: собрать игрушки перед сном, сначала, конечно же, с помощью взрослого;
- в 3 года: отнести грязную посуду в раковину, может даже ее «помыть», не всегда, по настроению;
- в 4-ре: помочь с уборкой квартиры. Что-то что выберет сам, например, протереть пыль, или помыть пол в коридоре. Лучше вообще все это делать в форме игры;

- к 5-ти: можно поручать часть забот по уходу за домашним питомцем и т.д.

Но у кого из нас, что-либо происходит по идеальной схеме.

Так вот, вашему ребенку уже больше шести, или даже уже самый разгар подросткового возраста, а вы регулярно обнаруживаете себя в бешенстве по поводу адской смеси из игрушек, носков и фантиков среди комнаты. Кстати, градус ваших чувств, может быть особенно высок, если в доме подрастает существо женского пола, упорно отказывающееся реагировать на фразу «ТЫ Ж ДЕ-Е-ЕВОЧКА!», которая магическим образом должна возбуждать безудержный приступ хозяйственности у особей прекрасного пола в любом возрасте. Так вот, если это все про вас, то:

  1. Выдохните. Если вы читали вступление, то уже знаете, что никакой катастрофы нет и с вами и с вашим ребёнком все в порядке.
  2. Подумайте, соответствуют ли ваши требования и ожидания возрасту и физическим возможностям ребенка.
  3. Попробуйте вспомнить, как выстраивалась история развития навыков хозяйственности именно с этим ребенком. С какого момента вы стали ждать от него действий, направленных на поддержание порядка.
  4. Если история с помощью по хозяйству развивалась не постепенно, то вспомните, был ли у вас с ребенком разговор примерно следующего содержания: - Мы с папой считаем, что ты уже достаточно большой для того, чтобы вносить свой посильный вклад в семью. Ты можешь выбрать себе дело, которое будет твоим. Вы так же можете предложить какую-то конкретную обязанность (мыть посуду, выносить мусор, убирать раз в неделю в своей комнате), но ребенку будет легче принять ту ответственность, которую он выберет сам. В общем, если такого разговора у вас еще не было, то стоит задуматься о том, чтобы его организовать.

Пара советов:

Договорились вы, допустим, на мытьё посуды после ужина. День первый, второй, третий – полет нормальный. А потом - забыл. Можете напомнить, если договаривались, но сами - не моете! Да, пусть стоит всю ночь! Если и на следующий день ничего не происходит, нежно проясняем: «Что помешало?».

Единственный путь научиться ответственности - это получить возможность встречаться с последствиями своих выборов. А последствия точно будут. Важно, чтобы они были не в виде ваших замечаний и критики. Они будут естественными и неотвратимыми (на следующий день посуды будет в 2 раза больше или же ее придется мыть в срочном порядке перед едой, так как не будет чистых приборов, да и мыть ее будет сложнее из-за присохшей грязи).

  • Не забывайте поддерживать помощника, даже если не все вышло на пять с плюсом:

- Горжусь тем, как ты относишься к делу, которое выбрал.

- Я рада, что ты не забыл!

- Мне очень приятно кушать из тарелок, которые помыл мой сын.

  • Обсуждать какое-либо новое дело стоит только после того, как ребенок хорошо освоил предыдущее и оно встроилось в обычный режим его жизни и не вызывает сильного напряжения.

Так же это может быть ответом на ситуацию перегруженности школьными задачами и кружками. К сожалению, требования общеобразовательной школы на сегодняшний день не соответствуют психофизиологическим возможностям возраста.

Поэтому наблюдайте, прислушивайтесь к себе и к своему ребенку, будьте чуткими к тому, что происходит между вами. Мой личный опыт и опыт многих моих клиентов, показывает, что, если нам удается выстроить доверительные отношения в семье, и мы внимательны к детским потребностям и ресурсам, то вопросов по поводу помощи по хозяйству и уборки за собой не возникает. Все происходит просто и естественно, так как дети учатся жизни на тех моделях, которые мы им показываем ежедневно своим примером.

Читайте также: