Круглое устройство на окне корабля

Обновлено: 17.05.2024

Морской словарь для сухопутных читательниц

Давно известно, что женщины - лучшая половина человечества. Хотя бы потому, что они красивы, и постоянно эту свою красоту поддерживают. Прихорашиваются. Тратят на это своё драгоценное время, не считая его. И всё для нас, для мужчин.

Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.

Но . кто первый встал, того и тапки. И, извинившись за своё нахальство, я предлагаю свой вариант толкового словаря для любителей маринистики. В первую очередь - для моих дорогих читательниц, которых таким образом хочу поздравить с наступающим праздником весны, международным женским днём, с днём восьмого марта.

Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.

Морская терминология, действительно, озадачивает человека, далёкого от моря. Мы говорим «пароход», подразумевая «теплоход». Почему? Какая между ними разница? Что такое «корабль»? Что такое «экипаж»? Все матросы-моряки, но далеко не все моряки – матросы. Судно по морю «идёт», «ходит». А моряки годами «плавают». Кто такой «мастер» ? Чем каюта отличается от кубрика? Что такое кают-компания? Мачты были созданы, чтобы нести паруса. А зачем они сейчас? Нужны ли? Почему суда сейчас ходят медленнее, чем тридцать лет назад?

Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?

Думаю, не так уж много людей знают ответы на все эти простейшие вопросы. А ведь это только начало. А палуба, которая, качает не хуже качелей? А переборка,подволок,трап, надстройка? А звонкое, музыкальное, ласкающее слух слово «гальюн» ? А знаете ли вы, что прилив, пролив, прилов и пролов - совершенно различные понятия, одинаково понятные морякам?

Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.

Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.


АБГАЛДЕР - (вымбовка для ручной выборки шпиля)- малоквалифицирванный судовой специалист.

АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.

АВАРИЙНАЯ ПАРТИЯ - группа моряков, расписанная по борьбе с пожаром, затоплением или иными катаклизмами. бывают носовая, кормовая и группа машинного отделения.

АВТОРУЛЕВОЙ - навигационное устройство для управления судна без участия человека.

АДГ - аварийный дизель-генератор, автоматически включающийся при обесточивании судна. На маленьких судах его заменяют аккумуляторы.

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС - послеобеденный отдых судового начальства. Самое время и другим отдохнуть. "Не нами выдуман, не нам и отменять".

АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.

АХТЕРПИК - самый кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем. Может использоваться для пресной воды, для балласта, и даже для топлива (на рыбопромысловых судах так и было).

БАК - надстройка, то есть, возвышение в носу судна, идущая от борта до борта. Часто баком называют носовую часть палубы.

БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.

БАЛЛАСТ - груз, размещаемый внутри корпуса судна для обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Обычно это забортная вода, но бывает и постоянный твердый балласт, укладываемый в корпус возле киля.

БАЛКЕР - грузовое судно, предназначенное для перевозки насыпных грузов.

БАЛЛЕР - конструкция с осью вращения жестко соединенная в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем.

БАНКА - сиденье для гребцов на шлюпке. Банкой моряки часто называют любой предмет, на котором сидят.

БАРЖА - несамоходное грузовое судно, возглавляемое шкипером баржи.

БИЧ - ( англ. BEACH - берег, пляж) - безработный моряк. Не путать с популярным ныне БИЧОМ - бывшим интеллигентным человеком. Более популярно выражение БЫТЬ НА БИЧЕ - быть на берегу без работы.

БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.

БОРА - жестокий северо-восточный ветер, дующий с гор. Особенно свиреп зимой в районе Новороссийска.

БОРТОВЫЕ ОГНИ- судовые навигационные огни обозначающие борт судна (правый - зеленый, левый - красный).

БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.

БУКВАРЬ – книга, инструкция.

ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.

ВАТЕРЛИНИЯ - Линия соприкосновения поверхности тихой воды с корпусом плавающего судна.Грузовая ватерлиния (ГВЛ) совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна и соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке. Отмечается на корпусе судна грузовой маркой.

ВАХТА - посменное дежурство на судне.

ВАХТИТЬ – нести вахту.

ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.

ВЫБИРАТЬ- подтягивать трос, обеспечивая его натяжение. Противоположное действие - ТРАВИТЬ.

ВИРА (команда) - Вверх! На себя! Поднять!

ВИРАТЬ – разг. поднимать вверх или выбирать, тащить к себе, на себя.Противоположное действие - МАЙНАТЬ - спускать или (толкать, тащить) перемещать от себя.

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ - основная величина, характеризующая размеры судна – объем вытесненной им воды. Полное водоизмещение судна - это вес корпуса с постоянным оборудованием плюс дедвейт.

ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия

ВРШ - винт регулируемого шага. Позволяет менять скорость судна, не меняя скорости вращения главного двигателя.

ВФШ - винт фиксированного шага. Обычный винт, основной движитель судна. Движителями иногда бывают и колёса у колёсных пароходов, и водомёты.

ВЫШКА - высшее морское училище. В настоящее время называется академией.

ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.

ГАЛЬЮН - туалет на судне. Во времена парусного флота так назывался свес в носовой части парусного судна, на котором устанавливалось носовое украшение. На этом же свесе по бортам устраивались отхожие места для экипажа.

ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.

ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.

ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.

ГРЩ - главный распределительный щит.

ДЕД - старший механик.

ДЕДВЕЙТ - полная грузоподъёмность судна, включая груз и судовые запасы ( топливо, масла, балласт, пресная вода, аварийно-техническое снабжение запчаст, и прочее).

ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.

ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.

ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.

ДОК - сооружение, позволяющее поднимать судно целиком для ремонта, очистки корпуса и окраски. Бывают сухими и плавучими.

ДРАКОН - так за глаза называют боцмана.

ЖВАКА-ГАЛС - первый от цепного ящика отрезок якорной цепи из общих звеньев. Второй его конец присоединяется к коренной смычке якорной цепи. Выражение «травить до жвака-галса» означает выпуск якорной цепи на всю её длину.

ЗАБОРТНАЯ АРМАТУРА - судовая арматура, разобщающая и соединяющая судовые трубопроводы с забортным пространством. 3абортная арматура делится на донную (отверстие ниже ватерлинии), и отливную (отверстие выше ватерлинии).

ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.

ИНСИНЕРАТОР - устройство для сжигания мусора и нефтеостатков на борту.

КАБОТАЖ - прибрежное, или бассейновое плавание.

КАМБУЗ- кухня на судне.

КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.

КАЮТА - жилое помещение на судне.

КАЮТ-КОМПАНИЯ - место приёма пищи командным составом судна в отличие от СТОЛОВОЙ КОМАНДЫ.

КИЛЬ - основная балка продольного набора, лежащая в диаметральной плоскости судна.

КИНГСТОНЫ - главные приёмные клапана забортной воды. Располагаются, как правило, по обоим бортам, и на разной высоте. Могут быть донными, или днищевыми, бортовыми, и скуловыми. Осадки судна, его местонахождение и глубины в районах плавания влияют на выбор используемого кингстона. Аварийный пожарный насос имеет свой кингстон, недалеко от гребного винта.

КЛОТИК - самая верхняя часть судна, набалдашник закруглённой формы с выступающими краями на топе мачты. Отсюда выражение - от киля до клотика - снизу доверху.

КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.

КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.

КОК - повар на судне.

КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.

КОМИНГС - высокий порог дверей на судне, о который спотыкаются все гости.

КОРАБЛЬ - то же, что и судно, но более торжественно. Чаще всего применяется для обозначения военных судов, а также в стихах и песнях.

КОРМОВОЙ ФЛАГ - кормовой Флаг вывешивается на кормовом флагштоке и определяет государственную принадлежность судна.

КОСТЕР - от англ. Coaster - Сухогрузное судно прибрежного плаванья, основное предназначение которого – перевозка грузов различного назначения.

КОТЁЛ ПАРОВОЙ - устройство для получения пара путём сжигания топлива (главные и вспомогательные котлы), или с помощью выхлопных газов главного двигателя(утилизационный котёл). Бывают также КОТЛЫ Водогрейные, но на судах чаще их называют водоподогревателями, а воду в них греют электрическими греющими элементами или паровыми змеевиками.

КОШЕЛЁК - огромная сеть, предназначенная для ловли рыбы кошельковым способом. Вываливая за борт кошелёк, судно одновременно делает циркуляцию, затем работает задним ходом, затягивая кошелёк снизу. Затем кошелёк подтягивался к борту. Рыбу из него вычерпывала подошедшая рыбопромысловая база.

КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.

КРУИНГ - агентство по найму моряков на работу на мировом флоте.

КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.

ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.

ЛЕЕР- Ограждение верхней или шлюпочной палубы, платформы или трапа . Состоит из металлических леерных стоек и тросов или прутьев-лееров, протянутых между ними.

ЛЕБЁДКА - палубный механизм для перемещения груза. Могут быть электрические , гидравлические, пневматические. По назначению делятся на грузовые, топенантные, траловые, траповые, шлюпочные и другие.

ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.

ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.

ЛЬЯЛА, ЛЬЯЛЬНЫЕ КОЛОДЦЫ - уелубления, образованные крайним листом двойного дна и наружной обшивкой, куда стекает попадающая в трюм судна, или машинное отделение льяльная вода.

МАЙНА (команда) - вниз, опустить.

МАЙНАТЬ - спускать или (толкать, тащить) перемещать от себя.

МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.

МАШКА – судовая швабра.

МЕСС-РУМ - (англ.mess-room) - столовая рядового состава.

МЕСС-БОЙ - (англ.mess-boy) - официант на торговом судне.

МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.

МОРСКАЯ МИЛЯ - единица длины на море, равная одной минуте меридиана (1852 м.). Содержит в себе десять кабельтовых по 185 метров каждый.

МОТЫЛЬ - прозвище мотористов на судах.

НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.

НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.

НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.

НАЧАЛЬНИК - он же МАРКОНИ, - начальник радиостанции. В современном флоте должность ликвидирована.

НОС- передняя оконечность судна.

ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.

ОСАДКА - углубление судна. Для определения осадки и дифферента в носовой и кормовой частях на обоих бортах наносят марки углубления в дециметрах . Если осадка кормой больше осадки носом, то судно имеет дифферент на корму и, наоборот, при осадке кормой меньше осадки носом – дифферент на нос. При осадке носом равной осадке кормой, говорят: “судно – на ровном киле”.

ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.

О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)


ОТДАТЬ- отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь - бросить его в воду и растравить якорную цепь.

ОТ КИЛЯ ДО КЛОТИКА - букв. снизу доверху, то есть досконально, целиком, полностью.

ПОДВАЛ – машинное отделение.

ПОЛУНДРА - Крик, предупреждающий об опасности, чаще об опасности сверху ( что-то падает вниз).

ПОСУДИНА – лодка, судно.

ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.

ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.

РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.

САЛАГА - новичок, молодой моряк. Говорят, что ваервые так стали звать юнг после школы юнг на Соловецких островах СОНЛАГ.

САЧОК - лентяй, моряк на лёгкой работе. Пошло от артиллеристов военного флота, где у "сачка" была самая легкая работа.

СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.

СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.

СТЕНКА – причал, пирс.

СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.

ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.

ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.

ПАРОХОД - самоходное судно, использующее для движения паровую машину или паровую турбину. В этом случае пароход называют турбоходом или паротурбоходом. В наше время пароходов почти не осталось из-за малой экономичности. Зато все суда по традиции среди моряков принято называть пароходами, а не теплоходами, каковыми они являются.

ПЕРЕБОРКА- стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на помещения, а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка участвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна.

ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.

ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.

ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.

ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.

ПОДЗОР- свес кормы судна.

ПОЛУБАК - надстройка на носу судна, включающая в себя междупалубное пространство.

ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.

РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.

РЕВИЗОР - прозвище второго помощника.

РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.

РМУ - рыбо-мучная установка промысловых судов, "мукомолка", царство "мукомолов" - машинистов РМУ.

РОБА - рабочая одежда.

РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.

РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.

РУМПЕЛЬ - (на маломерных судах) - Составная часть рулевого устройства. Специальный рычаг, закреплённый в верхней части баллера руля, перпендикулярно его оси. Румпель служит для поворота баллера, и тем самым для перекладывания пера руля и поворота судна.

РУМПЕЛЬНАЯ - помещение, в котором расположена рулевая машина.

РЫБКА - морское училище министерства рыбной промышленности. Зовётся также ТЮЛЬКОЙ.

СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.

СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.

СЕПАРАТОР ЛЬЯЛЬНЫХ ВОД - агрегат, позволяющий очищать загрязнённую топливом и маслом воду, и выкачивать очищенную воду за борт.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА - комплекс машин и механизмов, обеспечивающих живучесть и движение судна.

СКУЛА - место перехода от днища к борту судна. Форма скулы зависит от типа судна и ее расположения по длине корпуса.

СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.

СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.

СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.

СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.

СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.

СЧИСЛЕНИЕ -- штурманский термин, обозначающий графическое ведение прокладки пути судна на карте. Ведётся грифельным карандашом.

ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.

ТАНК - помещение для хранения жидких грузов или жидких судовых запасов и балласта.

ТАНКЕР - грузовое судно для перевозки жидких грузов.

ТЕПЛОХОД - самоходное судно, использующее в качестве главной силовой установки двигатель внутреннего сгорания. На практике же моряки часто называют теплоходы пароходами. По традиции.

ТИФОН - ревун, устройство для подачи звуковых сигналов в море.

ТОЧИЛО - судовой токарь.

ТРАВИТЬ- ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное действие - выбирать.

ТРАВИТЬ БАЛАНДУ - рассказывать морские байки.

ТРАЛ ПРОМЫСЛОВЫЙ - мешкообразное отцеживающее орудие лова, буксируемое траулерами. Напоминает огромную авоську, с которой в советское время ходили за покупками.

ТРАМП — трамповое судно - судно для перевозки грузов по любым направлениям. Оно не закреплено за постоянными портами, не работает на определенных линиях, не ограничивается конкретными видами грузов. Фрахтуется на условиях открытого чартера.

ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.

ТРЮМА ГРУЗОВЫЕ - судовые помещения, предназначенные для перевозки грузов.

ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.

ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).

ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.

УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.

ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.

ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.

ФИТТЕР - судовой слесарь, часто сварщик.

ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.

ФОК-МАЧТА - передняя мачта на судне. В настоящее время в основном используется для размещения навигационных огней и тифона.

ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.

ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.

ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.

ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.

ЦПУ- центральный пост управления силовой установкой. Звуко- и теплоизолирующее помещение , в котором несут вахту механики.

ЧЕРДАК – навигационный мостик.

ЧИРИК – четвертый механик.

ЧИФ - старший помощник капитана. На иностранном флоте так же обращаются к главному или старшему механику и шеф-повару.

ШАГ ВИНТА - грубо говоря, это дистанция, которую проходит судно за один оборот судового винта. На современных судах часто бывает около пяти метров.

ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.

ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.

ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.

ШЛЮЗ - гидротехническое сооружение, позволяющее поднимать и опускать суда с одного уровня на другой.

ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.

ШМО - в советское время мореходная школа, готовившая матросов и мотористов.

ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.

ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.

ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.

ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.

ШПРИНГ - швартов с носа в сторону кормы или с кормы в сторону носа.

ЭКИПАЖ СУДНА - судовая команда.

ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.

ЯМА – машинное отделение.

ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.

ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.

© Copyright: Михаил Бортников, 2017
Свидетельство о публикации №217030302384

Ниша для читательниц найдена. Толково, мудро, профессионально, прекрасное знание предмета, подробно и информативно. Намного лучше, чем Англо-Русский словарь. Написано для пытливых, умных, нестандартно мыслящих представителей прекрасного пола. Достойная литература! А, казалось бы, всего лишь сухое толкование морских терминов. Как посмотреть. Автор увидел это так. Своевременно и полезно! Теперь можно заходить на странички к писателям-морянистам и не бояться потонуть в море специальных слов и выражений.

Большое спасибо, Ким!

На это произведение написано 69 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Зачем эта штука на пароходе?

Иногда задают вопросы по устройству судна. Это нормально. Но вот сам вопрос иногда ставит в тупик, ибо задан в такой форме, что сразу и не поймёшь, что имел в виду вопрошающий.

Например - Что за ажурная конструкция вокруг надстройки? И начинаешь искать на фото, где эта ажурная конструкция. Начинаешь уточнять. Начинается переписка. В конце концов выясняется, что спрашивали о крыльях мостика, и поддерживающих суппортах. Всё просто. Не просто с пониманием того, как всё это превратилось в ажурную конструкцию.

Так получилось и на этот раз. "Что за круглая штуковина на окне? Для чего?". Но тут я уже был готов, уточнил сразу - На лобовом иллюминаторе мостика? Да.

Стрелка указывает на круглую штуковину. А так она выглядит со стороны мостика, эта круглая штуковина. Стрелка указывает на круглую штуковину.

Не буду закручивать интригу, и нагнетать. Отвечу сразу, это центробежный стеклоочиститель. Также эту приблуду могут называть и диском Кента. Вроде как по фамилии изобретателя. Но это не точно. Не буду искать автора этой штуки. Точно другое - изначально этот стеклоочиститель изобрели для установки на автомобилях. Но получилось несколько громоздко, и обычные щётки-дворники оказались намного проще и удобнее в использовании. Тем не менее, даже в наше время этот диск используется на наземном транспорте.

Трамвай в Саппоро, Япония. Фото из Вики. Трамвай в Саппоро, Япония. Фото из Вики.

Как работает эта штука?

Например, снежный шквал. Залепляет мгновенно лобовые иллюминаторы, ничего не видно. Включаем центробежный очиститель. Электромотор раскручивает круглое стекло на большой скорости, и за счёт действия центробежной силы, весь снег, все капли воды убираются с этого стекла. Можно смотреть вперёд.

На некоторых судах диск может быть и в рамке, и с подогревом. На некоторых судах диск может быть и в рамке, и с подогревом.

Устанавливают эту штуку не на всех современных судах. Дело в том, на современных судах зачастую устанавливают обычные щётки-дворники, как на автомобилях. И систему омывания лобовых иллюминаторов. Нет, в систему омывания не заливают незамерзающую жидкость, моют обычной водой. Ну, в высоких широтах, там где есть риск заморозить эту систему, воду просто перекрывают, а для протирки иллюминатора выгонят матросика с тряпкой, тем более, что специальный мостик для таких случаев предусмотрен. Но не везде, да.

И дворники видно, и трубу с распылителями омывающей системы. Так вот и моют И дворники видно, и трубу с распылителями омывающей системы.

Более того, на многих судах, которые изначально планируют использовать для работы в высоких широтах, на судах ледового класса, устанавливают иллюминаторы с обогревом стекла.

Нам не повезло. Первый же рейс в минусовые температуры после приёмки судна с завода, и. косячок. Заводской. Заменили стёкла по гарантии. Нам не повезло. Первый же рейс в минусовые температуры после приёмки судна с завода, и. косячок. Заводской. Заменили стёкла по гарантии.

Устанавливают центробежный очиститель, конечно же, не только на морских судах. На речных судах, буксирах эта штука нужнее, чем на морских.

Вот и вся история про "круглую штуковину на окне".

Интересный факт. Как назвать правильно эту штуковину, с ответом затрудняются многие работники плавсостава. Как работает - знают, а как назвать - нет. И нет у этой штуки какого-то короткого или жаргонного названия. Кто во что горазд. Я слышал много версий.

Ну, и. как обычно. Для тех, кто знает, я не рассказал ничего нового. Но дополнения только приветствуются.

Вообще, к иллюминаторам мостика есть свои требования, и эти требования оформлены в виде правил. Другое дело, что правила иногда изменяют. А то некоторые начинают проводить всякие эксперименты с формами мостика, и получается не очень хорошо. Пример? Здесь - Крутолобые.

*Пароход. На морском сленге, все суда - пароходы, независимо от типа энергетической установки.

Почему иллюминаторы на корабле круглые.

Всем доброго дня!
Все мы не раз видели морские и речные суда, каждый может мысленно представить себе их внешний вид, а особенно одаренные могут изобразить корабль на картинке. Вероятно при этом, окна на судне, то есть иллюминаторы будут нарисованы круглыми.

А вот почему их делают круглыми - большинство из нас не задумывались. Всё дело в том, что в отличие от окон в обычных домах, иллюминаторы периодически испытывают на себе сильную дополнительную нагрузку. Они должны быть водонепроницаемыми и выдерживать сильнейшие удары волн.

Круглая форма позволяет равномерно распределять нагрузку по всей площади стекла, это сильно снижает вероятность появления трещин и разрушения.

Иллюминаторы бывают открывающимися и глухими. Это зависит от их расположения и требующейся функциональности. Часто для усиления защиты в штормовую погоду, иллюминаторы оборудуются дополнительными металлическими крышками.

А вообще, когда мы смотрим в это небольшое застекленное отверстие круглой формы, видим через него море и далекий горизонт, неизбежно возникает в нас предчувствие приключений и открытий. Видимо в подсознании каждого из нас хранятся ощущения наших предков - первооткрывателей и путешественников.

Что это за круглое устройство на стекле рубки ледокола и для чего? И как оно работает?


Круг крутится и брызги снимает. Вместо дворников в авто.

Маргарита Зяблова

На судах, центробежный стеклоочиститель или центробежный судовой стеклоочиститель — стеклянный диск, смонтированный в окне, как правило, на капитанском мостике, который вращается с высокой скоростью (

Круглое устройство на окне корабля

Труднее выдавить. Во время шторма вода не справится с задачей и не проникнет внутрь. Я так думаю. По той же причине и в самолете.

Имя Фамилия Осень. Женщина- Осень.

Я точно знаю, что так!

Чтобы обтекаемость была лучше, меньше сопротивдение. Водой или воздухом. А вообще, не знаю))))))))))

Имя Фамилия

ну спасибо за честность))

ну ты же мне расскажешь?!)))))))

Имя Фамилия

конечно )квадратные и треугольные трескаются и не выдерживают ,качки,нагрузок ,давления и т.п)

Ветер Ветров

выдерживает большую нагрузку при давлении воды с наружи, а так же при деформации корпуса

Имя Фамилия

Отлично -мало кто знает оказывается)

Алена Вишневская

Там не окна )) Иллюминатор -- более прочное из за нагрузок , так как нет углов ))

Показать все комментарии Алена Вишневская

Про кого так говорят

Имя Фамилия

Та не важно )А у тебя вопросов нет -ты знаешь всё?)

Алена Вишневская

Нет , просто люблю отвечать

Имя Фамилия

Може тогда знаешь :Что более синее -красное или зелёное?))

Алена Вишневская Ирина Булыга

для равномерного распределения нагрузок на раму окна (иллюминатора)

Имя Фамилия

ну да -правильно ,удивила))

Ирина Булыга Серый Перец

В углах квадратных накапливается напряжение корпуса

Потому же, что и крышки канализационных люков.

БЫВАЮТ И ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ИЛЛЮМИНАТОРЫ!

герметизировать наверное проще

Имя Фамилия

нет)просто не трескаются от нагрузок

Имя Фамилия

на углах образуется натяжение -это физика

а по радиусу просто меньше?

Имя Фамилия

тоже верно ведь в переводе с латинского иллюминатор -светило)но первые аварии на кораблях и самолётах заставили пересмотреть конструкцию окон)

мне кажется что и уплотнение для изоляции имеет некий вес в выборе формы конструкции, возможно в сопряжении с распределением давоения

как называется окно на судне?

Разные там есть окна: иллюминатор, люк, аппарель, пушечный порт, торпедная заслонка, ракетная шахта. Вам какой нужен?

Алексей МакаровУченик (105) 4 года назад

А как называются окна в корме корабля, тобишь сзади. Пример корабля из Пиратов Карибского моря

Остальные ответы

иллюминатор

Иллюминатор

иллюминатор

иллюминатор

Эллюминатор

круглая форточка

ИЛЛЮМИНАТОР, застекленное отверстие в бортах, надстройках, верхней палубе судна. Глухой (не открывающийся) И. служит для доступа во внутренние помещения естественного света, створчатый (открывающийся) - света и свежего воздуха.

rrrОракул (56457) 11 лет назад

Добрый день! Алексей! А как называется круглая нашлёпка на стекло рубки, внутри, которой крутится типо стеклоочистителя?

Алексей Кошелев Профи (721) Это вместо щёток-дворников. Стекло вращается, осадки (капли дождя, снег и проч.) сбрасывает центробежной силой.

Словари

Герметически закрывающееся - обычно круглое - окно на корабле, в самолёте и т.п.

Специалист по устройству иллюминаций [иллюминация 1.].

III м. устар.

Тот, кто раскрашивает вручную гравюры, рисунки и т.п.

толковый словарь ушакова

ИЛЛЮМИНА́ТОР [илю], иллюминатора, муж. (от лат. illuminator - осветитель).

1. Плотно закрывающееся круглое окно в борте судна (мор.).

2. Лицо, ведающее устройством иллюминации (спец.).

толковый словарь ожегова

ИЛЛЮМИНА́ТОР, -а, муж. Герметически закрывающееся окно (на корабле, глубоководном или летательном аппарате). Судовой и.

| прил. иллюминаторный, -ая, -ое.

словарь существительных

ИЛЛЮМИНА́ТОР, -а, м

Часть транспортного средства (самолета или корабля) в виде герметически закрывающегося окна, обычно в форме круга.

В его [парохода] зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, - так молчалив он был, - хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза… (Б.).

энциклопедический словарь

ИЛЛЮМИНАТОР

1. ИЛЛЮМИНА́ТОР, -а; м. [лат. illuminator - осветитель] Герметически закрывающееся круглое окно (на корабле, в самолёте и т. п.). Бортовые иллюминаторы. Задраить иллюминаторы. Стёкла иллюминаторов. Судовой и.

◁ Иллюмина́торный, -ая, -ое. И-ое отверстие.

2. ИЛЛЮМИНА́ТОР, -а; м. Специалист по устройству иллюминаций; пиротехник.

иллюмина́тор (от лат. illuminator - осветитель), застеклённое окно на судне, глубоководном или летательном аппарате - круглое или прямоугольное, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них.

Судовой иллюминатор.

ИЛЛЮМИНАТОР - ИЛЛЮМИНА́ТОР (от лат. illuminator - осветитель), застекленное окно на судне, глубоководном или летательном аппарате - круглое или прямоугольное, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них.

большой энциклопедический словарь

ИЛЛЮМИНАТОР (от лат. illuminator - осветитель) - застекленное окно на судне, глубоководном или летательном аппарате - круглое или прямоугольное, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них.

академический словарь

Герметически закрывающееся круглое окно (на корабле, в самолете и т. п.).

Бортовые иллюминаторы. Задраить иллюминаторы.

Зеленые волны с белыми пенными гребнями бились о крепкие круглые стекла иллюминаторов. Куприн, Жидкое солнце.

Почему иллюминаторы круглые?

Окошки круглой формы для обеспечения доступа света, вмонтированные в борта самолетов и кораблей – привычное зрелище. Трудно представить, что они не всегда имели такие очертания. Так почему иллюминаторы именно круглые? Этому есть ряд объяснений.

Иллюминаторы в кораблях

Вмонтированные в борт корпусов кораблей окошки не всегда имели круглую форму. На исторических фотографиях можно увидеть судна с квадратными и прямоугольными окнами, внешне напоминающими привычные форточки.

Иллюминаторы на корабле

Более привычная для нас более круглая форма обусловлена более высокими прочностными параметрами. Округлость дает возможность равномерно распределить нагрузку, создаваемую разностью давления и температур. Это «сводит на нет» риск возникновения трещин и, как следствие, разрыва корпуса судна. По этой же причине закругленными делают все несущие детали корпусов суден, а также двери и люки.

Вторая причина повсеместного применения окошек именно круглой формы – простота изготовления.

Раньше рамы иллюминаторов производили из вылитых из латуни заготовок с последующей обработкой на токарных станках. Круглые детали было намного проще делать. К тому же при монтаже их проще было уплотнять, защищая от протеканий.

Современные круглые иллюминаторы на кораблях полностью водонепроницаемы. В качестве дополнительной защиты при сильной непогоде или волнении водной стихии иллюминаторы оснащаются выполненными из металла штормовыми крышками либо же съемными щитками.

Иллюминаторы в самолетах

Еще до середины прошлого века на пассажирских самолетах устанавливали квадратные окошки. Такие самолеты как «Каравелла» и вовсе имели треугольные окошки.

Иллюминатор в самолете

Переломным моментом стала трагедия, произошедшая в 1953 году. В те годы активно развивалось реактивное авиастроение. Одним из первых на мировой рынок вышел сверхзвуковой лайнер под названием «Комета». По техническим характеристикам в те времена ему не было равных. Но современникам сверхзвуковой лайнер запомнился по той причине, что в момент взлета разбился. Погибло 56 пассажиров. В течение последующего года произошло еще две аналогичные катастрофы. «De Havilland Comed» убрали с рейсов, сняли с производства и стали выяснять причины аварий.

Как выяснилось позже, ключевой причиной трагедий стала разгерметизация корпуса самолета вследствие появившихся по углам окошек микротрещин. Для понимания в момент набора самолетом высоты произошел стремительный перепад внешнего давления при том, что давление внутри самолета сохранялось более стабильным. Разница давления и спровоцировала расширение корпуса. Как следствие: в материале корпуса создалось напряжение, он стал постепенно видоизменять свою форму. Квадратное окно выступало своего рода препятствием при распределении напряжения, вынуждая его менять свое направление и вызывая тем самым увеличение давления. Пиковые точки напряжения образовались по углам квадратных окошек, спровоцировав образование трещин в этих местах.

Овальный иллюминатор

После этого иллюминаторы в самолете делают исключительно круглой или овальной формы. В них давление распределяется по всей кривой, минимизируя риск деформации.

По сути иллюминаторы современных пассажирских самолетов, таких как широкофюзеляжный двухдвигательный боинг «Дримлайнер» скорее имеют не круглую форму, а прямоугольную со скошенными и закругленными углами. Такое инженерное решение позволяет «обойти» места концентрации усталостных напряжений.

Примечательно, что согласно инструкции шторки иллюминаторов в момент взлета или посадки самолета должны оставаться открытыми. Такая предосторожность позволяет решить сразу две задачи: дает возможность пассажирам легче и быстрее адаптироваться к естественному свету за бортом, а членам экипажа в любой момент при беглом взгляде визуально оценивать состояние самолета и в случае необходимости вовремя предпринимать соответствующие меры.

К тому же полимерные шторки должны быть задвинуты и по той причине, чтобы при возникновении аварийных ситуации в момент механического повреждения не поранить находящихся рядом пассажиров.

Пластиковые шторки на иллюминаторе

Сегодня необходимость использования шторок на окна практически «сошла на нет», поскольку круглые иллюминаторы в самолетах производят автоматически затемняемыми. Степень затемнения окошек устанавливает экипаж. В случае необходимости затемнения на 99% можно запрограммировать всего за пару минут как все иллюминаторы одновременно, так и выборочно отдельные окошки в салоне.

Велика вероятность, что в скором будущем пассажирские лайнеры и вовсе будут производить без иллюминаторов. Вместо них борта будут оснащены гибкими экранами «во весь рост», дающими панорамную «картинку» окружающего пространства. Такие проекты не только существуют, но и активно опробуются на курсирующих бизнес-джетах. При положительных результатах эксперимента безиллюминаторные технологии планируется повсеместно внедрять и на пассажирских лайнерах.

Читайте также: