Голоса из окон петербургские дома

Обновлено: 02.05.2024

Голоса из окон. Зазеркалье Петербурга. Путешествие в историю - Екатерина Кубрякова

Город на Неве заново раскрывается для читателей, ведь стиль изложения информации, выбранный автором, уникален: сначала берется цитата из известного произведения или мемуаров, и Екатерина дополняет его своими измышлениями и информацией из надежных источников, приобщая таким образом своих читателей к истории родного города.

Вместе с автором книги мы заглянем в окна, в которые всматривался одержимый азартом герой «Пиковой дамы» Германн, в надежде проникнуть в таинственный дом и разведать карточный секрет сварливой старухи­графини.

Узнаем, куда торопился домой Достоевский, чтобы, попросив у хозяйки свечу, запереться в своей комнате и продолжить творить.

Прочтем, куда для знакомства с родителями молодой поэт Дмитрий Мережковский привел свою юную жену Зинаиду Гиппиус…

А вот то самое здание, мимо которого, облизываясь и заглядывая в окна, ходили вымышленные герои Валентина Пикуля бедняки Курносовы, мечтая о богатстве и адмиральской славе…

Стены старых петербургских домов сохранили образы своих героев, реальных и вымышленных, а мы, спустя десятки и сотни лет, стоит лишь потянуть за зыбкую нить времени, сможем услышать их тихие и звонкие, резкие и мягкие, печальные и радостные голоса, доносящиеся из распахнутых окон.

Издательство «Центрполиграф»
Серия «Голоса из окон»

Издательство "Центрполиграф" — одно из крупнейших издательств России. Дата основания издательства 1991 год. Ежегодный тираж книг издательства составляет более 12 млн. экземпляров. А ассортимент насчитывает около 3000 названий.
Издательство представляет читателям весь спектр книжной продукции: отечественная и художественная зарубежная литература таких популярных жанров, как детективный и криминальный роман, фантастика, книги о политических деятелях, о разведке и шпионаже, биографическая, мемуарная и историческая литература. Книги о людях театра, кино, эстрады. Книги по кулинарии, астрологии, психологии, медицине, а также детская и учебная литература.
Визитными карточками издательства являются Леонид Млечин — известный политический обозреватель ТВЦ, автор и ведущий программ "Особая папка", "Особое мнение", автор многих книг художественной и документальной прозы, изданных в России и за рубежом, продюсер Татьяна Огородникова, автор бестселлера "Брачный коNтракт или Who is ху. "

Голоса из окон

Издательство "Центрполиграф" — одно из крупнейших издательств России. Дата основания издательства 1991 год. Ежегодный тираж книг издательства составляет более 12 млн. экземпляров. А ассортимент насчитывает около 3000 названий. Издательство представляет читателям весь спектр книжной продукции: отечественная и художественная зарубежная литература таких популярных жанров, как детективный и криминальный роман, фантастика, книги о политических деятелях, о разведке и шпионаже, биографическая, мемуарная и историческая литература. Книги о людях театра, кино, эстрады. Книги по кулинарии, астрологии, психологии, медицине, а также детская и учебная литература. Визитными карточками издательства являются Леонид Млечин — известный политический обозреватель ТВЦ, автор и ведущий программ "Особая папка", "Особое мнение", автор многих книг художественной и документальной прозы, изданных в России и за рубежом, продюсер Татьяна Огородникова, автор бестселлера "Брачный коNтракт или Who is ху. "

Голоса из окон петербургские дома

© Кубрякова Е.В., 2020

© ЗАО «Центрполиграф», 2020

Обращение к читателю

Задумывались ли вы, идя привычным маршрутом от работы до дома, посещая банк и поликлинику, сидя на концерте в богато украшенном отреставрированном зале, что где-то здесь, в параллельной петербургской реальности, проходит другая жизнь – истории людей, которые в этих самых стенах любили, страдали, чувствовали? Смотрели в те же окна и видели тот же вид?

Ступеньки, по которым вы поднимаетесь, слышат стук стертых каблуков Ахматовой. За вашим столиком в кафе сидит перед дуэлью Пушкин, а в здание метро, куда вы забегаете, погруженные в свои мысли, вместе с вами влетает императрица, спешащая на бал. За тот же камень, о который вы споткнулись сейчас, спотыкается убегающий от своих убийц Распутин, а раскидистое дерево, под которым вы прячетесь от солнца, поливает Екатерина II, обдумывая письмо Вольтеру.

Эта книга о домах как свидетелях судеб, о зазеркалье, в котором в этот самый момент происходят тысячи историй на том месте, где сейчас стоите вы. Стены старых петербургских домов сохранили образы своих героев, реальных и вымышленных…

Вот и мы, спустя десятки и сотни лет, стоит лишь потянуть за зыбкую нить времени, сможем услышать их тихие и звонкие, резкие и мягкие, печальные и радостные голоса, доносящиеся из распахнутых окон.

Дома немецкой лютеранской церкви св. Петра

(1832 г., архитектор Е.Т. Цолликофер; Невский пр., 22 и 24)

«Дома для нас праздничным днем была середа. И почему? Батюшка в этот день обыкновенно обедал не дома, а у некоей мадам Михельц, богатой, умной, образованной вдовы немецкого купца, жившей в довольстве и добре на Невском проспекте, в доме Петровской церкви. Она собирала у себя по средам хорошую компанию, преимущественно мужчин, потчевала их хорошим обедом и находила удовольствие в их беседе. Все старались ей угождать, прислушивались к ее желаниям и т. п., особенно по той причине, что она, не имея ни детей, ни других родственников, давала знать, что раздаст после смерти свое имение своим приятелям и знакомым…

Нрав моего отца был так неровен, что мы считали тот день счастливым, когда обедали без него»[1].

В одном из этих двух домов, где в XVIII веке жили в основном немцы, так как принадлежали они лютеранской церкви, стоящей рядом и ныне, проходили эти странные званые обеды, которые посещал отец будущего писателя Николая Греча.

Петербургские дома как свидетели судеб - i_001.jpg

Невский проспект, 22 и 24

40-летний Иван Греч работал секретарем в Сенате и имел чин надворного советника. Этот статус давал потомственное дворянство, но не финансовое благосостояние. К тому же в отце, воспитанном на «бестолковых предрассудках немецкой старины, приправленных приметами русских и чухонских кухарок»[2], сочетались «буйная голова» с «добрым сердцем»[3]. В 1800 году, когда ему было 46, а сыну его Николаю – 13, его уволили из Сената без объяснений, и тут, как чудо, всплыло обещанное наследство мадам Михельц.

Она выполнила обещание и разделила поровну состояние между всеми «середовыми гостями». Выдача наследства заняла несколько лет (удостоверялись в отсутствии родни), и никто уже не надеялся получить плату за свою «дружбу». Однако за год до смерти Ивана, когда семья терпела нужду, долгожданный подарок поправил положение.

Два дома по бокам от церкви были изначально, еще в деревянном исполнении, симметричны. При эксцентричной вдове Михельц, жившей здесь до 1790-х годов, дома-близнецы уже каменные, а в 1830-х годах приобрели знакомый нам вид, правда были 3-этажными. Первый этаж занимали магазины (аптека в доме № 22 существует до сих пор). Различались дома нумерацией квартир: в 24-м – четные, в 22-м – нечетные.

В книжную лавку приходил сюда и Пушкин с другом, уже 45-летним Николаем Гречем. Возможно, бывая здесь, тот вспоминал отца, заходившего в те же двери к старой немке, деньги которой когда-то помогли ему закончить учебу.

Греч Н.И. Записки о моей жизни. М.: Книга, 1990.

Кириков [и др.]. Невский проспект, 2004.

Кириков [и др.]. Невский проспект, 2013.

Мазаев М.Н. Греч, Николай Иванович // ЭСБЕ. Т. 18. СПб., 1893.

Высшие женские Бестужевские курсы

(1890 г., архитектор А.Ф. Красовский; В.О., 10-я линия, 33–35)

«30 ноября [1894 г.].

Чем ближе приближается день моего совершеннолетия – тем чаще приходится слышать разговоры о моем будущем…

Недавно был у нас дядя… купец… „Вы желаете учиться?“ – спросил он меня… добродушным тоном. Я молчала, но мама тотчас рассказала за меня, что я ужасная дочь, и т. п. „Совершенно лишнее дело идти вам на курсы, – авторитетно согласился с ней дядя, – туда идут те, кто без средств, а вам на что?“ Этого возражения я не ожидала, но если дядя как человек коммерческий переводил разговор на практическую почву, я решилась взять ему в тон: „С какой же стати мне жить весь век, сложа руки?“…Но дядя стоял на своем: „Если желаешь трудиться – набери ребятишек и учи их грамоте… Замуж надо тебе, вот что…“…

Так он и уехал от нас…, очень сожалея о том, что у нас нет отца, который… не дал бы нам… забрать подобные опасные идеи в голову и выдал бы нас замуж за „хороших“ людей…

Петербургские дома как свидетели судеб - i_002.jpg

В.О., 10-я линия, 33–35

13 января [1895 г.].

В семейном кругу вновь заговорили о курсах. Мама не только не дает позволения, но… старается восстановить родных против меня… слезами, притворством, отчаянием, любовью ко мне, дальностью расстояния, etc. …Видя, что я отказываюсь от папирос, предложенных дядей, меня… не без колкости спросили: „А как же будешь там-то, на курсах? Ведь все курсистки курят“… Говорили со мной мало и пренебрежительно… Вижу, что без борьбы не выйду я из моего болота. Предрассудки – такая глухая стена, которую необходимо не разбирать, а ломать силою, чтобы скорее увидеть свет…

С.-Петербург, 22 августа.

…В Петербург… мы приехали вчера утром… Я поехала в Исаакиевский собор; что-то подсказывало мне: поезжай сначала туда, иначе ничего не выйдет. Я быстро вошла в собор, упала на колени в темном углу и пробормотала горячую, бессвязную молитву; потом бросилась на первую попавшуюся конку… С непривычки мне было очень неловко пересаживаться с одной конки на другую; наконец… с помощью какого-то доброго человека, я пошла на 10-ю линию, д. № 33, [где располагались] Высшие женские курсы… Два швейцара в ливреях стояли у крыльца. Я поднялась по каменной лестнице в большую прихожую. В доме шла переделка; всюду виднелись столы, вещи, вынесенные из других комнат, стояли ведра с краской и валялись кисти.

Я спросила, можно ли видеть директора… „А, это вы! Знаете, у нас из-за вас возникло целое дело!“ Я с недоумением посмотрела на него. „Дело в том, что вы были приняты“. – „Позвольте, как же это. Я получила бумагу с отказом“. – „Вот именно. А между тем вы были приняты… но мы получили письмо от вашей матери: она… написала… что… вследствие разных домашних обстоятельств, запрещает вам поступать на курсы. Тогда мы выслали вам бумаги с отказом“. Я слушала молча… мне нужно было сохранить приличное спокойствие…

Екатерина Кубрякова. «Голоса из окон»

«Город построен на болоте, у города есть пророчества, город ненавидят. Он в любой момент может уйти под воду. Петербург надо любить как минимум затем, чтобы он не утонул». Кредо, восхитительное своей неожиданностью для директора Эрмитажа, сформулировал Михаил Пиотровский, и оно, мне кажется, лучшим для того, чтобы подчеркнуть общую тему нашей программы. А именно то, что сам город наш — общий персонаж, уже даже не в художественном, а почти человеческом смысле.

Вообще такова судьба всех воплощений града земного. То и дело они предстают в человеческой плоти на страницах и экранах — Париж, Лондон, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес. Просто Петербург мы знаем лично, и, кажется, все можем о нем такого порассказать. И некоторым, знаете, удается.

Екатерина Кубрякова начинала как автор любопытного блога на стыке краеведения и литературы. Мы все любим заглядывать в чужие окна, окна же исторических зданий в этом смысле особые, глядящие ими громады за столетия понасмотрелись много того, что заслуживает вдумчивого рассказа. Так родился образ «Голоса из окон», который затем воплотился сначала в одну, затем во вторую книгу, за которые автор недавно получила Анциферовскую премию. Вместе с писательницей возле нескольких избранных окон остановилась послушать Дарья Патрина.

Екатерина Кубрякова – не историк и не краевед. Успешный маркетолог, просто пять лет назад прочитала мемуары Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» и решила пройти по всем указанным в книге адресам Серебряного века.

Сначала это были просто «заметки» в телефоне. Но к ним хотелось присоединить фотографии. Так появилась страница в Instagram.

Проект называется «Голоса из окон», и схема проста: есть адрес и есть воспоминания о доме людей, когда-то живших или бывавших в нем. Вот, например, архитектурная доминанта набережной Крюкова канала – дом Веге.

ЕКАТЕРИНА КУБРЯКОВА, автор проекта «Голоса из окон»:
«Существуют мемуары совсем неизвестной женщины Татьяны Рудаковской. Ее мемуары просто находка, она, когда ей было 15 лет, училась в одном классе с Верой Зилоти, которая собственно жила в этом доме. Вера Зилоти была дочерью знаменитого пианиста и дирижера Мариинского театра Александра Зилоти. Татьяне повезло, ее приглашали не только на детскую половину, но и на семейные обеды, где собирался весь цвет общества. У Александра Зилоти был еще и двоюродный брат Сергей Рахманинов. Она очень хотела послушать, как он играл. Ее спрятали, она просидела все время, видела только руки и клавиатуру. Рахманинов назвал ее «мышкой».

После революции семья Зилоти покинула 14 комнат в доме Веге и переехала в маленькую холодную квартиру в доходном доме напротив. А позже разными путями Зилоти эмигрировали в Америку.

Ниже по течению Крюкова канала – еще один знаменитый адрес. О том, что первые 27 лет своей жизни в этом доме жил Игорь Стравинский, рассказывает мемориальная доска. Но наша героиня копнула глубже. И оказалось, что во время гастролей по случаю 80-летия, то есть в 1962 году, через 50 лет после эмиграции, Стравинский вернулся в родной дом, на семейный ужин его пригласила племянница.

ЕКАТЕРИНА КУБРЯКОВА, автор проекта «Голоса из окон»:
«Ему приготовили пирожки с капустой. Они провели 4 часа, глядя в окно он сказал: «Крюков канал все тот же». Я нашла это в интервью его племянницы, до таких источников мало кто доходит».
ДАРЬЯ ПАТРИНА, корреспондент:
«Но ведь вас интересуют не только знаменитые люди?!»
ЕКАТЕРИНА КУБРЯКОВА, автор проекта «Голоса из окон»:
«Да, например, здесь развернулась история простой купеческой дочки. Была эпидемия холеры, мать посадила ее дома. И вот вместе с маленькой горничной она разработала план побега. Взяла извозчика и сказала: «На Николаевский вокзал!», — ныне Московский».

Судьба беглянки достоверно не известна. Родители давали около 800 тысяч рублей по нынешнему курсу за информацию о сбежавшей дочери. Хочется верить, что хэппи-энд, и «Биржевые ведомости» от 25 января 1909 года преувеличили ее девичью любовь к романам Майна Рида.

Подписки старых газет очаровательны. Электронные ресурсы Российской национальной библиотеки бездонны. Но самое интересное в каждой эпохе, считает Екатерина, приходно-расходные книги отдельного домохозяйства: как жили, что покупали, на чем экономили. Только так, за охраняемыми государством историческими фасадами начинают читаться судьбы людей, в разное время населявших этот прекрасный город.

«Голоса из окон»: что писали о доме Бака, Голицыной и Елисеевском магазине их прежние обитатели?


Дом княгини Голицыной

(1840 г., архитектор К. А. Тон; Малая Морская ул., 10)

«. Очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара.

Германн затрепетал. ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев». (Здесь и далее — Пушкин А.С. «Пиковая дама»)


Именно в эти окна всматривался одержимый азартом Германн, герой пушкинской «Пиковой дамы», в надежде проникнуть в таинственный дом и узнать карточный секрет сварливой старухи-графини.

Сходство с реальной хозяйкой дома, 90-летней княгиней Натальей Голицыной, очевидное. После выхода повести все эти «стройные ножки» и «гремучие ботфорты» узнали в героине княгиню Голицыну, к которой сами именно так и приезжали на поклон. Совпали и манеры своенравной статс-дамы (княгиня была надменна, строга и очень умна), пугающая внешность (к старости у Голицыной появились усы и борода, за что ее прозвали «Princesse Moustache»), скупость (сыновья боялись попросить у матери законного наследства и получили причитающиеся блага незадолго до собственной смерти) и сюжет (в свете ходил анекдот, рассказанный Пушкину внуком Голицыной, о том, что в парижской молодости, когда она бывала при дворе самой Марии Антуанетты и проигралась в фараон, авантюрист граф Сен-Жермен открыл ей три заветных карты, гарантирующих выигрыш). Но самое главное совпадение повести и реальности – это дом.

Адрес на углу Малой Морской и Гороховой был знаком всему Петербургу. Голицына, обласканная при дворе четырех императоров (от Екатерины II до Николая I), в то время была одной из самых влиятельных женщин страны. Каждый офицер, отличившийся на службе, входил в эти двери за одобрением, каждая дебютантка, выходившая на «рынок невест», – за благословением. Даже императорская семья боялась пропустить именины важной особы, всю жизнь служившей им и их предкам. Впрочем, Голицына только императора и удостаивала эмоционального приема – остальную бесконечную череду знати княгиня принимала в этом доме, не вставая и почти не двигаясь. Слепнущей хозяйке диктовали имя и чин вошедшего, который удостаивался либо холодного кивка, либо улыбки в зависимости от статуса. Именитых гостей скупая княгиня принимала без пышности – владелица 16 тысяч душ и огромного состояния вместо ужина и развлечений предлагала визитерам лишь лимонад.

«Германн стал ходить около опустевшего дома: он подошел к фонарю, взглянул на часы, – было двадцать минут двенадцатого. Германн ступил на графинино крыльцо и взошел в ярко освещенные сени. Швейцара не было. Германн взбежал по лестнице, отворил двери в переднюю и увидел слугу, спящего под лампою, в старинных, запачканных креслах. Германн вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями. По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Leroy, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки. справа находилась дверь, ведущая в кабинет; слева, другая, – в коридор. Германн ее отворил, увидел узкую, витую лестницу. ».

Неизвестно, бывал ли Пушкин в доме Голицыной. Однако в повести он точно описал ее спальню с потайной винтовой лестницей и часы Leroy, сохранившиеся, кстати, до сих пор.

«Германн. ощупал за обоями дверь и стал сходить по темной лестнице, волнуемый странными чувствованиями. По этой самой лестнице, думал он, может быть, лет шестьдесят назад, в эту самую спальню, в такой же час, в шитом кафтане, причесанный á l’oiseau royal, прижимая к сердцу треугольную свою шляпу, прокрадывался молодой счастливец, давно уже истлевший в могиле, а сердце престарелой его любовницы сегодня перестало биться. ».

Сердце Голицыной перестало биться в один год с сердцем вдохновленного ее образом поэта. Пушкину было 37, его Пиковой даме – 93.

После смерти одной из самых влиятельных женщин России, 47 лет прожившей в этом доме, государство выкупило его для военного министра графа А. И. Чернышева, которого княгиня когда-то унизила, не ответив на поклон.

Александр Иванович Чернышев, значительно перестроивший здание, владел домом до самой революции. В советское время здесь размещались медицинские учреждения – еврейская лечебница, Красный Крест, госпиталь. Спальня Пиковой дамы стала спальней сестер милосердия. Сейчас здесь находится поликлиника МВД, и от интерьеров XIX века почти ничего не сохранилось. Только фасад еще бормочет голосом обезумевшего Германна: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама. ».

Зазеркалье Петербурга. Путешествие в историю

Город на Неве заново раскрывается для читателей, ведь стиль изложения информации, выбранный автором, уникален: сначала берется цитата из известного произведения или мемуаров, и Екатерина дополняет его своими измышлениями и информацией из надежных источников, приобщая таким образом своих читателей к истории родного города. Итак, книга первая… В ней мы заглянем в окна, в которые всматривался одержимый азартом герой «Пиковой дамы» Германн, в надежде проникнуть в таинственный дом и разведать карточный секрет сварливой старухи-графини. Узнаем, куда торопился домой Достоевский, чтобы, попросив у хозяйки свечу, запереться в своей комнате и продолжить творить. Прочтем, куда для знакомства с родителями молодой поэт Дмитрий Мережковский привел свою юную жену Зинаиду Гиппиус… А вот то самое здание, мимо которого, облизываясь и заглядывая в окна, ходили вымышленные герои Валентина Пикуля – бедняки Курносовы, мечтая о богатстве и адмиральской славе… Стены старых петербургских домов сохранили образы своих героев, реальных и вымышленных, а мы, спустя десятки и сотни лет, стоит лишь потянуть за зыбкую нить времени, сможем услышать их тихие и звонкие, резкие и мягкие, печальные и радостные голоса, доносящиеся из распахнутых окон.

Оглавление

На этой странице свободной электронной библиотеки fb2.top вы можете ознакомиться с описанием книги «Зазеркалье Петербурга. Путешествие в историю» и другой информацией о ней, а затем начать читать книгу онлайн с помощью читалок, предлагаемых по ссылкам под постером, или скачать книгу в формате fb2 на свой смартфон, если вам больше по вкусу сторонние читалки. Книга написана автором Екатерина Вячеславовна Кубрякова, является частью серии Голоса из окон, относится к жанрам Историческая проза, Исторические приключения, Документальная литература, добавлена в библиотеку 28.01.2021.

С произведением «Зазеркалье Петербурга. Путешествие в историю», занимающим объем 148 печатных страниц, вы наверняка проведете не один увлекательный вечер. В онлайн читалках, которые мы предлагаем посетителям библиотеки fb2.top, предусмотрен ночной режим чтения, который отлично подойдет для тёмного времени суток и чтения перед сном. Помимо этого, конечно же, можно читать «Зазеркалье Петербурга. Путешествие в историю» полностью в классическом дневном режиме или же скачать книгу на свой смартфон в удобном формате fb2. Желаем увлекательного чтения!

Голоса из окон: история блога о старинных домах Петербурга

«Гуляю по времени, в котором меня никогда не было. Пишу о домах Петербурга как свидетелях судеб людей». Екатерина Кубрякова уже четвертый год раскрывает город - для себя и для всех, кому он интересен. Старые дома как будто бы оживают, наполняясь историями живших в них людей. Свой авторский проект она назвала «Голоса из окон». В качестве площадки для него выбрала «Инстаграм», объясняя, что именно этой социальной сетью пользуется молодежь, которой и адресован ее авторский блог.

Голоса из окон: история блога о старинных домах Петербурга | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Началось же все с воспоминаний Ирины Одоевцевой «На берегах Невы».

- Вместе с ней я впитала в себя Серебряный век, Ахматову, Гумилева, Мандельштама, и мне сразу очень захотелось пройти по всем адресам, указанным в книге. Это погружение в прошлое настолько увлекло меня, что стало частью жизни. Потом заинтересовалась Петербургом Достоевского. Я пишу не об архитектуре, а о судьбах, поэтому каждый мой пост начинается с мемуаров. Причем они могут относиться и к не столь давним временам и касаться домов не только в центре. К примеру, здания на Варшавской улице, где жил писатель Борис Стругацкий.

Есть ли любимые места? Конечно. В их числе - один из кварталов Петроградской стороны у метро «Горьковская».

- Там у меня описан почти каждый дом. Среди них - дома Литфонда и «Ленфильма» на Малой Посадской. Все мемуаристы независимо от эпохи упоминают сумрачность и серость этих мест. Я несколько лет работала неподалеку и видела этот квартал во все времена года, дня, погоды - всегда серо-коричневый и неприветливый, - говорит автор «Голосов из окон».

Источники? По словам Екатерины, ей вполне хватает того, что сегодня можно найти в Интернете. Хорошим подспорьем служат, к примеру, выложенные в Сети журналы «Зодчий» начала прошлого века. Спасибо также и одному из самых первых и активных подписчиков блога: он подарил Екатерине увесистую подшивку газеты «Биржевые ведомости» тех же лет. Там очень много о повседневной жизни города. Да и сама Кубрякова собирает коллекцию дореволюционных книг, журналов и открыток, которые также «оживляет» в своем блоге.

Галерея: Голоса из окон: история блога о старинных домах Петербурга








Фото Екатерины Кубряковой

- Все информацию я обязательно проверяю и перепроверяю, - поясняет Екатерина. - В том числе и при помощи дореволюционных адресно-справочных книг «Весь Петербург», выложенных на сайте Российской национальной библиотеки. В них - роспись жильцов города с указанием места их жительства. Поскольку нумерация домов с тех пор изменилась не сильно, все можно очень легко сравнить.

Наверное, взыскательный краевед скажет с немалой долей высокомерия: «Помилуйте, да о чем вообще речь? Вы изобретаете велосипед! Все, о чем вы пишите, давно уже известно и многократно опубликовано в книгах. ». Тем, кто давно занимается историей города, такое скептическое отношение простительно. Но в Сети - совсем другая аудитория. И замечательно, что она нашла свой способ приобщиться к истории Петербурга - Ленинграда.

Большинство из тех, кто читает блог Екатерины Кубряковой, едва ли когда-то брали в руки краеведческие издания. Не только потому, что они кажутся скучными, просто зачастую нет времени на толстые книги. А посмотреть короткие заметки, уткнувшись в смартфон пока едешь в метро или маршрутке, - совсем другое дело. Да и не авторитетны для потребителей соцсетей абстрактные краеведы, а вот успешный блогер - совсем другое дело.

«Я подумала, вы в архиве работаете», - написала Екатерине одна из подписчиц. Ничего подобного! Автор проекта «Голоса из окон» - маркетолог, трудится бренд-директором в косметической компании.

- Моя работа никак не связана с моим увлечением, - признается Екатерина. - Коллеги знают о моем хобби и относятся к нему с большой симпатией: они даже предложили мне зарегистрировать название моего проекта и логотип как товарный знак, когда в Сети стали появляться конкуренты-клоны. Наверное, стоит подумать об этом.

«Голоса из окон» действительно стали популярными: у блога уже больше 26 тысяч подписчиков. Отклики окрыляют. «Очень интересно, читаешь и как будто оказываешься среди этих людей!» «Огромное спасибо за вашу работу. Как глоток воздуха». «Ни в одном поколении счастья нет: или войны, или революции. Тяжело читать, но интересно». Иногда можно увидеть и пожелания: «Расскажите о доме на улице Правды, 22, там в блокаду умерли мои дедушка и бабушка в один день».

Немало реплик, кстати, вызвал пост о монументальных постройках в духе сталинского ампира на Московском проспекте. «Дома превосходны! Благодаря тому времени до сих пор проспекты в Москве, Киеве и Минске не выглядят безлико». «Здесь даже двери много где остались старые деревянные, видимо, не успели прийти в негодность к 1990-м, когда везде ставили металлические».

- Меня радует, что так много людей разделяют мои интересы, хотя увеличение аудитории никогда не было моей целью. Мне просто интересно то, чем я занимаюсь, - говорит Екатерина. - Любопытно, что только пятая часть подписчиков - из Петербурга. Еще 20% - из Москвы, остальные - вся Россия. Многие, кто читает мой блог, никогда не бывали в нашем городе и воспринимают его зачастую шаблонно: белые ночи, набережные, разведенные мосты. А тут они открывают для себя совсем другой образ.

Увы, что греха таить, и многих жителей Петербурга не отличает осведомленность. Екатерина признается: особенно приятно, когда подписчики сообщают, что именно благодаря ей узнали о домах, где живут, мимо которых проходят каждый день. А лучше всего, когда еще и появляется уважение к ним. Типичный отклик: «Живу на Свеаборгской. Заказала абсолютно идентичные копии старых оконных рам из сосны. Обидно видеть, что во всем доме теперь такие окна только у меня, у остальных - пластик».

Голоса из окон. Петербургские дома как свидетели судеб
Кубрякова Е.

Голоса из окон. Петербургские дома как свидетели судеб

Отзыв должен быть уникальным и содержательным: копировать отзывы целиком или частями с других сайтов нельзя.

Нецензурная брань запрещена.

Отзыв должен относиться к товару, на который он написан.

Пересказ аннотации, содержания, занимающие большую часть отзыва, не допускается.

Книги

Купить

Ответ придёт с почты конкретного сотрудника — так вы сможете сразу продолжить переписку.

Закрыть форму

Изменить город

Где вы находитесь?

Где вы находитесь?

Санкт-Петербург

Петрозаводск

Северодвинск

Калининград

Архангельск

Великий Новгород

Всеволожск

Барнаул

Спрашиваем вас про город, чтобы
показывать актуальные сроки
и стоимость доставки

Читайте также: