Дома ожили мигнули окнами и потянулись к серому небу метафора

Обновлено: 05.07.2024

ГДЗ Русский язык 4 класс (часть 1) Климанова, Бабушкина. Речевая культура. Номер №37

Прочитайте предложения. Найдите и объясните метафоры в них. Обратите внимание на выделенные слова.
* * *
1 . Чем жарче день, тем сладос..ней в бору дышать сухим смолист..м ароматом, и вес..ло мне было поутру бр..дить по этим солнеч..н..м палатам! (И. Бунин) 2 . Под большим шатром г..лубых небес — вижу — даль степей зел..неется. (И. Никитин) 3 . Голубой платок, алый клубок, по платку катается, людям улыбается. (Небо и солнце) 4 . И свистит, и бьёт, а драться с ней нельзя. (Метель) 5 . Светит, а не греет. (Луна)
Запишите предложения, вставляя, где это необходимо,пропущенные буквы.

Решение

1 . Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом, и весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам! (И. Бунин)
Метафора: солнечные палаты − сосновый бор.
2 . Под большим шатром голубых небес — вижу — даль степей зеленеется. (И. Никитин)
Метафора: шатёр голубых небес − небосвод.
3 . Голубой платок, алый клубок, по платку катается, людям улыбается. − Небо и солнце
Метафора: голубой платок − небо, алый клубок − солнце.
4 . И свистит, и бьёт, а драться с ней нельзя. − Метель
Метафора: в данном случае сравнение происходит по действиям "и свистит, и бьёт" − метель.
5 . Светит, а не греет. − Луна.
Метафора: в данном случае сравнение происходит по действиям "светит, не греет" − луна.

Дома ожили мигнули окнами и потянулись к серому небу метафора

В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) (17) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.

2) (2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.

3) (3) Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.

4) (18) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре — захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков — составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(16)Мальчишки — их было человек пять — зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю. Трифонову) *

* Трифонов Юрий Валентинович (1925—1981 гг.) — русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А. А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слов НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примечание редакции: формулировки задания 9.3 именно в таком виде представлены на ФИПИ.

15.1 У каждой части речи свои достоинства. Интересна, по мнению российского лингвиста А. А. Реформатского, роль местоимения в нашей речи. Неслучайно он утверждал: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». Попробуем доказать это на примере текста Юрия Трифонова.

С помощью местоимений в тексте конкретизируются явления и понятия. Богато местоимениями предложение 10 (Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости). Автором используются относительные, неопределенные, личные местоимения, которые помогают избежать неоправданных повторений, делают нашу речь разнообразнее, выразительнее, грамотнее. Неопределенное местоимение «чего-либо» обладает обобщенным значением.

Предложение 7 связывается с предыдущим с помощью личного местоимения «ее». Так, местоимение выступает в качестве грамматического средства. То же самое мы можем наблюдать и в уже упомянутом предложении 10, в котором местоимение «который» выступает в роли союза, соединяя части сложноподчиненного предложения.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Реформатского о роли местоимений и их важности в нашей речи.

15.2 Бесспорно, одно из самых плохих человеческих качеств — зависть — ревностное отношение к достоинствам и достижениям других людей. Именно из-за зависти в мире творится большинство преступлений. Глебов от зависти готов был даже пойти на преступление, ведь неизвестно, чем бы закончилась драка. А всё из-за того, что он не мог смириться с появлением человека, от него не зависящего. Планы Глебова были нарушены, и теперь он оставался один на один со своей завистью. Об этом финальные строки текста Ю. Трифонова.

Глебов — человек с мелкой душонкой. Зависть в нём родилась «раньше его самого». Об этом предложение номер 5 (И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.) Конечно, вряд ли он сможет смириться, если у кого-то что будет лучше, чем у него.

Глебов всех вокруг мерил своим мерилом. Пользуясь тем, что мать могла взять билеты в кино, он, как паук, плёл свои сети, заманивая в них ребят: «Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости» (предложение номер 10). Очень отталкивающее впечатление производит этот герой.

Таким образом, мы на примере Глебова можем сделать вывод, что зависть, действительно, разрушает нашу жизнь, поэтому надо учиться радоваться достижениям других и не забывать о собственных.

15.3 Каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. В основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.

Герой текста Юрия Трифонова расчётлив, поэтому даже билеты, которые достаются ему легко, даёт только тем, в ком заинтересован. Встретиться с таким человеком на одной дороге не пожелаешь и врагу, потому что враг, по крайней мере, не будет притворяться твоим другом, от него знаешь, что ожидать. Такие люди, как Глебов, страшнее врага, потому что из-за зависти к твоим успехам они могут нанести удар в спину в любой момент. Глебов — пример безнравственного человека.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. Меня поразил подвиг Риты Осяниной, которая застрелилась ради того, чтобы Васков выжил, она дала товарищу шанс остаться живым, отомстить за погибших подруг.

У человека всегда есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам. Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Если человек способен заглянуть внутрь себя самого, всегда есть надежда на то, что он сделает правильный нравственный выбор.

Дома ожили мигнули окнами и потянулись к серому небу метафора

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство — (А)_____ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп — (В)_____ (в предложении 28) − помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство — (Г)_____ (предложение 36) — отражает глубину чувств юноши».

4) синтаксический параллелизм

5) вопросительное предложение

6) сравнительный оборот

7) просторечное слово

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше. (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

(20)— Это мой дед! (21)Раныпе он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось.

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке. (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё. (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей.

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса.

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист.

Помогите надо найти метафоры эпитеты и олицетворения?

На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным
благоуханием. Туманные громады поднимались по ночному небу, и
когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер,
закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы. В
тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником
заходил висячий щит, золотое блюдо.
Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате: -- он
хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за
собою дверь. Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем
сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых
веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса, --
старьевщиков, закупателей пустых бутылок, -- нет-нет, --
разрыдается искалеченная скрипка; и однажды пришла тучная
белокурая женщина, стала посреди двора, да так хорошо запела,
что из всех окон свесились горничные, нагнулись голые шеи, -- и
потом, когда женщина кончила петь, стало необыкновенно тихо, --
только в коридоре всхлипывала и сморкалась неопрятная вдова, у
которой я снимал комнату.
А теперь там внизу набухала душная мгла, -- но вот слепой
ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх, --
и вдруг -- прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене
напротив заметались тени 'рук, волос, ловили улетающие рамы,
звонко и крепко запирали окна. Окна погасли. И тотчас же в
темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда,
отдаленный гром. И стало тихо, как тогда, когда замолкла нищая,
прижав руки к полной груди.
В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором
писать не умею, -- и сон мой был полон тобой.
Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное
блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц.
Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.
Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый
холод. Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от
которого сердце звенело, как стекло.
Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница
пророка. Светом сумасшествия, пронзительных видений, озарен был
ночной мир, железные склоны крыш. бегущие кусты спреин.
Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром
за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись
назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал
гигантских коней своих: -- вороная масть, гривы -- фиолетовый
пожар. Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной,
колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. Лицо
его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки,
обнажил могучее колено, -- а кони, взмахивая пылающими гривами,
летели -- все буйственнее -- вниз по тучам, вниз. Вот громовым
шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло,
зашатался Илья, -- и кони, обезумев от прикосновения земного
металла, снова вспрянули. Пророк был сброшен. Одно колесо
отшибло. Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше
громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, .прыгнул в
сумрак. А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую
колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот --
грозовой огонь исчез в лиловых безднах.

Лучший ответ

На углу, под шатром (метафора) цветущей (эпитет) липы, обдало меня буйным (эпитет)
благоуханием. Туманные (эпитет) громады поднимались по ночному небу, и
когда поглощен (метафора) был последний звездный просвет, слепой (эпитет) ветер,
закрыв лицо рукавами (олицетворение) , низко пронесся вдоль опустевшей улицы. В
тусклой (эпитет) темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником (метафора)
заходил висячий щит, золотое блюдо (метафора) .
Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате: -- он
хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул (метафора) , когда я прикрыл за
собою дверь. Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем
сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые (метафора) на светлых
веревках, и откуда взлетали (метафора) порой, печальным (метафора) лаем, голоса, --
старьевщиков, закупателей пустых бутылок, -- нет-нет, --
разрыдается (метафора) искалеченная (олицетворение) скрипка; и однажды пришла тучная
белокурая женщина, стала посреди двора, да так хорошо запела,
что из всех окон свесились горничные, нагнулись голые шеи, -- и
потом, когда женщина кончила петь, стало необыкновенно тихо, --
только в коридоре всхлипывала и сморкалась неопрятная вдова, у
которой я снимал комнату.
А теперь там внизу набухала душная мгла, -- но вот слепой
ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх, --
и вдруг -- прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене
напротив заметались тени 'рук, волос, ловили улетающие рамы,
звонко и крепко запирали окна. Окна погасли. И тотчас же в
темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда,
отдаленный гром. И стало тихо, как тогда, когда замолкла нищая,
прижав руки к полной груди.
В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором
писать не умею, -- и сон мой был полон тобой.
Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное
блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц.
Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.
Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый
холод. Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от
которого сердце звенело, как стекло.
Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница
пророка. Светом сумасшествия, пронзительных видений, озарен был
ночной мир, железные склоны крыш. бегущие кусты спреин.
Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром
за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись
назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал
гигантских коней своих: -- вороная масть, гривы -- фиолетовый
пожар. Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной,
колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. Лицо
его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки,
обнажил могучее колено, -- а кони, взмахивая пылающими гривами,
летели -- все буйственнее -- вниз по тучам, вниз. Вот громовым
шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло,
зашатался Илья, -- и кони, обезумев от прикосновения земного
металла, снова вспрянули. Пророк был сброшен. Одно колесо
отшибло. Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше
громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, .прыгнул в
сумрак. А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую
колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот --
грозовой огонь исчез в лиловых безднах.

ВЫДЕЛИТЕ ТРОПЫ (МЕТАФОРЫ, ЭПИТЕТЫ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ И ДР.)

… Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром.

Вдруг рванул ветер и …со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени…

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром…

Вдруг над самой головой Егорушки со страшным, оглушительным треском разломалось небо… Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.

«Тррах! Тах, тах! тах!» - явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым – «Трра. »

…Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали. …По дороге текли лужи и прыгали пузыри. (А. П. Чехов «Степь»)

Лучший ответ

Образ грозы, яркий и пугающий, Чехову удаётся создать
объемным, выразительным с помощью специальных
языковых средств.

Сравнения
"Черные лохмотья*похожее на лапу с пальцами*
Метафоры
"Чернота. раскрыла рот и дыхнула белым огнем"
"На ее ([тучи) краю висели большие черные лохмотья;
"лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и
левом горизонте",
"вид тучи придавал ей какое-то озорническое выражение".
"звезды. нахмурились"
Эпитеты
страшная туча;
большие, черные лохмотья;
с чёрной тучи;
запах …мокрой земли;
сердито гром;
белым огнём;
чернела тьма;
молнии … казались белее и ослепительнее.

Олицетворение
рванул ветер. что едва не выхватил
у Егорушки узелок и рогожку;
встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и
захлопала по тюку и по лицу Егорушки;
"… звезды ещё больше нахмурились"
"спешили куда-то назад облака пыли и их тени…"
Загремел сердито гром, покатился по небу…,
потом назад и замер …;
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём;
явственно и неглухо проворчал гром;
едва он умолк …;
Черные лохмотья. уже поднимались кверху,
и одно из них. тянулось к луне.
текли лужи и прыгали пузыри.

Помогите найти метафору, пожалуйста!

1) Нет солнца, но све́тлы пруды, (2) Стоят зеркалами литыми, (3) И чаши недвижной воды (4) Совсем бы казались пустыми, (5) Но в них отразились сады. (6) Вот капля, как шляпка гвоздя, (7) Упала – и, сотнями игол (8) Затоны прудов бороздя, (9) Сверкающий ливень запрыгал – (10) И сад зашумел от дождя. (11) И ветер, играя листвой, (12) Смешал молодые берёзки, (13) И солнечный луч, как живой, (14) Зажёг задрожавшие блёстки, (15) А лужи налил синевой. (16) Вон радуга. Весело жить (17) И весело думать о небе, (18) О солнце, о зреющем хлебе (19) И счастьем простым дорожить: (20) С открытой бродить головой, (21) Глядеть, как рассыпали дети (22) В беседке песок золотой. (23) Иного нет счастья на свете.

Что такое метафора?

ialМудрец (13591) 2 дня назад

просто бездарь решил прокатиться на нашей шее

ксюшка филиппова Ученик (91) ial, эм, как бы ответы маил созданы для того, что бы другие люди помогали. ты тупой или тупой?

Ivan IvanovПросветленный (20006) 2 дня назад

ialМудрец (13591) 2 дня назад

ты даже не представляешь, что у меня тут, --вообще труба

ксюшка филипповаУченик (91) 2 дня назад

короче типо например «луна» - «желтый кусок сыра» я хз как обьяснить

ialМудрец (13591) 2 дня назад

храпишь пипец как

неее, я больше по части метадона.

ксюшка филипповаУченик (91) 2 дня назад

Dr.PST Оракул (60229) ксюшка филиппова, метадон в блине. а чё, надо попробовать

"..но све́тлы пруды, / Стоят зеркалами литыми" - "зеркалами литыми" - это метафора.
Метафора - это скрытое сравнение: добавьте союз "как" - "пруды КАК литые зеркала", получится сравнение, уберите союз "как" - вот у вас и метафора. При помощи метафоры переносятся свойства одного предмета (зеркало) на другой (пруд) - на основе сходства, ассоциации.

Выполнение задания №3 ОГЭ по русскому языку

Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти) .

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик) .

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?) .

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).

9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).

Практика

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.

Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.

Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.

После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.

Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.

Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.

"У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.

Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.

Я насквозь просмоленный, как птица клёст.

Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.

С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.

Характер у неё был вулканического происхождения.

Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.

Я понял, что судьба моя висит на волоске.

Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.

По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.

У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.

Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.

Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.

Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.

Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.

Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.

Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.

Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.

На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.

Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.

Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.

У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.

По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.

Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.

Комментарий к 7 заданию ОГЭ по русскому языку 2020

1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. В этом предложении нет никаких «странных» оборотов, выражений. Нас здесь ничего не должно смущать.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Засыпают вопросами – выражение образное, потому что на самом деле никто из мешка никого не засыпает. Означает это выражение: задавать очень много вопросов. В других предложениях это выражение я могу использовать. Значит, это фразеологизм.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час! Здесь есть несколько «смущающих» фраз. Первая: «спят во всех братских могилах». Здесь имеется в виду «упокоены», скорее всего, это метафора, т.к. произошло сравнение смерти со сном или упокоением. Второе: «когда пробьёт час». Час на самом деле никого не бьёт, а эта фраза означает, что настанет какой-то определенный час, тот самый. Мы можем использовать во многих других выражениях это словосочетание, значит, это фразеологизм.

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. Здесь нас настораживает фраза «вечный дым». Скорее всего, имеется в виду помутнение в старческих глазах, так что тут мы наблюдаем скрытое сравнение, которые является метафорой.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно. В этом предложении нет никакой образности. Оно нас смущать не должно.

Таких образом, мы получаем ответ: 23.

1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. Здесь нас смущает «стали наползать тучи». В этом выражении мы видим, что неодушевленным тучам приписывают действие живого существа – наползают. Соответственно, это олицетворение, а не эпитет. А словосочетание «тягучие тучи» звучит странно. Тучи не могут быть тягучими. Тягучие – это прилагательное. Соответственно, перед нами эпитет.

2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри? Вот тут уже интереснее. Фраза «старые монастыри» включает в себя прилагательное. Но делает ли оно фразу образной? Просто имеется в виду то, что монастырь был построен давно. Точно так же мы можем сказать: «наш дом уже старый», «поедем по старой дороге». Здесь нет ничего украшающего образ слова.

3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. Здесь никаких образных выражений нет. Идём дальше.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. Вот здесь сразу заметно выражение «лопоухий день». День не может быть лопоухим, так говорят только о людях. Имеется в виду, что день был такой милый, как лопоухий человек. Лопоухий – это прилагательное. Значит, перед нами эпитет.

5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой. В этом предложении нет никакой образности. Делаем вывод.

Мы приходим к выводу, что правильный ответ: 14.

1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. «Телефон затих» - как будто какое-то живое существо прекратило выть, лаять, то есть затихло. Здесь сравнивается телефон с каким-то живым существом, которое могло издавать звуки. Значит, перед нами метафора.

2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. «Телефон дрожит в конвульсиях» - здесь явно сравнивается вибрация телефона при звонке с припадком, в котором бьётся кто-то. Конвульсии и вибрация телефона очень похожи, автор пытается их сопоставить, значит перед нами метафора.

3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. «Днем с огнем не сыщешь» - это фразеологизм, который означает невозможность поиска.

4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. «Дурные мысли» - это похоже на оборот. Но это, скорее всего, эпитет, потому что образно описывает характер мыслей в голове человека.

5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. Здесь нет никакой образности, поэтому переходим к выводу.

Читайте также: