Дом в австрии с разными окнами

Обновлено: 15.05.2024

sasha_lotus

Консервативные жители Вены считают этот дом безвкусным авангардным китчем, другие, напротив, восхищаются гением и смелостью архитектора Хундертвассера, воплотившего среди классических жилых зданий свои идеи об экологичности и неотъемлемом праве человека на индивидуальность, непринятие навязываемых норм и свободу самовыражения.

Заросший деревьями разноцветный дом с колоннами и разнокалиберными окнами на разной высоте в пределах одного этажа воспринимается, как абсолютно инородный элемент в тихом III районе столицы Австрии. Как городские власти могли дать разрешение архитектору-новатору, чьи принципы и по сей день не получили широкого распространения и применения в строительстве и создании комфортной жилой среды, отвечающей потребностям отдельно взятой личности? Биоморфный дом Хундертвассера даже не назовёшь традиционным эко-строением, где решили вместо пары апартаментов организовать открытые террасы с садами, а для экономии электричества на крыше установили солнечные панели. Его аутентичное видение взаимодействия человека и природы в рамках городской среды часто относят к стилю "биотек", характеризующемуся воплощением естественных природных форм в изначально угловатой и рациональной архитектуре, однако австриец глядел гораздо глубже.

"В первую очередь необходимо отказаться от целого свода правил. Эти правила, законы и нормы, созданные в другое время в иных условиях во благо и для защиты людей, сейчас в свете новых требований и ограничений направлены против окружающей среды и человека. Без окружающей среды, подходящей под нужды человека, и без гармонии с природой наше существование попросту невозможно. Мирное взаимодействие с природой стоит начать в ближайшее время, пока не стало слишком поздно. С авторитарным контролем и самодисциплиной оно сможет работать некоторое время более-менее, как и может закончиться. Но тогда тело и душа запротестуют, и мы не узнаем почему. Этот дом создаётся с целью послужить первой попыткой вести диалог с природой, диалог, в котором и мы, и природа - равные партнёры; одна сторона не держит превосходство над второй."

Фриденсрайх Хундертвассер (настоящее имя - Фридрих Штовассер), сын австрийца и еврейки, родился в Вене в 1928м году и начинал свой творческий путь как живописец. Однако с 1950х годов его сильно увлекает архитектура, что вылилось в нескольких громко прочитанных на публике и вышедших эссе и манифестах, включая наделавший шороху "Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре". В 1972м году на телешоу "Загадай желание" Хундертвассер впервые представил свои модели малоэтажных зданий с внешними террасами.

В конце 1977года федеральный канцлер Австрии в письме к мэру Вены, Леопольду Гратцу предложил позволить Хундертвассеру реализовать свои идеи в области архитектуры и разрешить спроектировать и построить жилое здание. Разработка концепта заняла несколько лет, и поскольку Хундертвассер не являлся дипломированным архитектором, он обратился к городскому совету с пользой найти профессионала, что будет заинтересован перенести его эскизы идеи в формат чертежей и технической документации. Власти Вены привлекли Йозефа Кравину, позднее он был заменён на Питера Пеликана, что вылилось в долгое сотрудничество в последующих проектах.

4.
Фриденсрайх Хундертвассер и мэр Вены Леопольд Гратц на презентации модели дома
* фото с сайта hundertwasser-haus.info

Помимо заботы о природе архитектора волновала свобода и уникальность человека, он даже всегда ходил в разных носках, будучи противником общепринятых стандартов, норм и единообразия. Хундертвассер считал, что однообразные дома-коробки, типовые планировки и отсутствие возможности что-либо изменить во внешнем облике своего жилища пагубным образом сказываются на психическом здоровье. Именно поэтому в его доме все апартаменты имеют уникальные планировки, есть одно- и двухэтажные квартиры с выступающими лоджиями, балконами и навесами-перголами, не повторяющими друг друга. Потеряв почти всю свою родню во время Второй мировой войны и гонений евреев нацистами, Хундертвассер в своих высказываниях часто сравнивает стандартные квартиры с камерами концлагерей.

"Внешние стены современных зданий - стены наших тюрем, они безликие, безэмоциональные, агрессивные, бессердечные, холодные и до скуки пустые. Таковы характеристики тюремных стен, подавляющих свободу человека, за которыми теснятся обитатели концентрационных лагерей. Архитекторы сейчас строят тюремные камеры, где разрушается человеческая душа. Сегодня мы становимся свидетелями триумфа рациональных технологий и в то же время сталкиваемся с не имеющей силы пустотой. Эстетическая пустота, пустыня единообразия, убийственная стерильность и креативная импотенция."

Каждому "дому внутри дома", т.е. отдельным апартаментам, на фасаде соответствует свой цвет, выполненный с помощью цветной финишной штукатурки. Тёмно-серые границы максимально возможно размыты и сглажены, что позволяет добиться плавного перехода и отказаться от прямых линий. В своих манифестах Хундертвассер помимо понятия "обязанностей перед деревьями (tree obligation)" ввёл термин "свободы окон (window right)". Мало того, что окна по проекту располагались на разной высоте и имели разную стилистику и размер, жильцам и по сей день разрешается вытянуться из окна и украсить фасад по своему усмотрению. Представляете такое возможным в нашей стране, где даже за цвет стеклопакетов на не исторических зданиях разворачиваются битвы?

"Человек в съёмной квартире должен иметь возможность высунуться из окна и отскоблить каменную кладку насколько дотянется. Ему должно быть позволено взять длинную кисть и нарисовать что-то на фасаде, чтобы это было видно издалека с улицы. Чтобы прохожие понимали, что за окном живёт не рядовой человек, а отличный от своих пленённых, порабощённых и стандартизированных соседей."

"Некоторые люди говорят, что дома состоят из стен. Я бы сказал, что дома состоят из окон. Когда различные здания выстраиваются одно за другим на улице, когда у всех различный стиль окон, т.е. они принадлежат к разным расам, например, дом в стиле ар-нуво с окнами в стиле ар-нуво соседствует с современным зданием и его невзрачными квадратными окнами, а затем стоит дом в стиле барокко с барочными окнами, всем без разницы. А если бы все три типа окон можно было бы увидеть на одном здании? Это бы расценивалось как нарушение расового разделения окон. Почему? У каждого окна есть своё право на жизнь. Повторение идентичных окон друг за другом в линии и друг над другом, как в сетке - особенность концентрационных лагерей. Окна, обременённые чёткой позицией и очерёдностью, грустят, а им хотелось бы танцевать."

Однако, если присмотреться - радикально никто данной свободой не пользуется. Около окон не увидишь надписей, граффити или самодельных барельефов. Полная свобода была дана и касательно интерьеров. К сожалению, внутрь дома не попасть и не оценить даже оформление подъездов. Возможно, с момента окончания строительства, февраля 1986го года, кое-что поменялось, но изначально мозаику на стенах, лестницах и коридорах и даже внутри апартаментов плитку в кухнях и ванных комнатах рабочие клали беспорядочно, не придерживаясь сетчатой структуры.

"Анализируя новые архитектурные веяния строительства городов-спутников и новых административных зданий, банков, больниц и школ, хочется сказать, что выравнивание окон по одной линии невыносимо. Все люди абсолютно разные и защищаются от навязываемой стандартизации пассивным или активным способом, в зависимости от их конституции. Либо с помощью алкоголя или пристрастия к наркотикам, бегства за город, одержимости уборкой и чистотой, зависимости от телевидения, необъяснимых жалоб на физическое состояние, аллергий, депрессий и даже попыток самоубийства, или альтернативными способами - агрессией, вандализмом и преступлениями."

Хундертвассер активно пропагандировал идею восприятия жилища, как неотъемлемой части человека, сравнивая его с третьим слоем кожи. Уставший от навязываемой моды и трендов человек в современном обществе в любой момент может легко изменить причёску, сделать себе татуировку, купить новую одежду и менять стиль по настроению. Человек может устать от затёртых обоев и прохудившегося любимого дивана и затеять капитальный ремонт. Однако среднестатистический обыватель редко может себе позволить переехать из многоэтажки-муравейника в загородный таунхаус, выстроенный по индивидуально разработанному проекту.

"У человека есть три слоя кожи: его собственный, его одежда и его жилище. Все три слоя должны регенерировать, расти и изменяться. Однако, когда третий слой, т.е. внешняя стена дома не изменяется и не растёт подобно первому слою, этот слой отмирает."

Какой процент людей хоть как-то отождествляет себя со своим домом, гордится, что он живёт именно в этом месте? В Санкт-Петербурге, к примеру, подобные чувства испытывает, наверное, разве что жители бывших доходных домов, где в парадных ещё сохранились старинные камины, лепнина, витражи и подпирающие перекрытия кариатиды. Но никак не обитатели спальных районов с типовой застройкой.

"Фундаментальную значимость имеет индивидуальный органичный дизайн внешней стены здания для каждой квартиры,чтобы её владелец отождествлял себя со своим домом уже снаружи. Мой не отвечающим общим нормам дизайн экстерьера квартир не защищён от изменений, как исторические памятники архитектуры, но его следует расценивать как предвестника "оконной свободы" каждого индивида."

"Если, например, вертикальные потёки от дождя или прожилки ржавчины, или даже грязные пятна оживляют фасад или создают некую форму на нём, все подобные улучшения приветствуются. Множество бездомных людей спали внутри дома, анонимные "художники" расцарапывали и пачкали грязью стены. Следы подобных незаконных действий имеют право остаться, равно как и гнёзда ласточек и других птиц, деревья и трава, растущие в тех местах, где изначально не планировалось. Отпечатки рук каменщиков на влажной штукатурке следует оставить, как и любые другие декоративные детали кто-то когда-то оставил на фасаде доме или внутри его."

После сдачи дома жильцам не позволялось сразу заселяться, чтобы они не помешали естественному росту растений и кустарников на организованных террасах. В течение года деревья, кусты, трава и дом стали единым целым. Для создания 14 крупных террас и множества мелких садов потребовалось поднять на здание с холмистой этажностью 900 тонн земли. Хундертвассер считал, что с высоты птичьего полёта дом должен оставаться незаметным под кронами деревьев.

"Висячие сады Семирамиды в Вавилоне скорее всего являлись террасами с зелёными насаждениями. Террасы, не спрятанные на заднем дворе, а выходящие на улицы - подарок для всех людей, не только для тех кто живёт за их защитным слоем, но и для тех, кто, возможно, никогда на них не поднимется. Внешние террасы стирают вертикальную агрессивность зданий, уменьшается уровень уличного шума, поскольку эхо больше не разносится между рядами строений. Если на террасах растут деревья, дома напоминает природный холм, на котором живут люди. Прогулка по городу с открытыми террасами на фасадах зданий вполне может сравниться со странствием по зелёной долине."

Дом Хундертвассера после завершения строительства широко освещался в международной прессе и получил множество полярных отзывов. И сегодня пока одни его называют зелёным оазисом среди классических муниципальных зданий, другие не стесняются в нелестных выражениях, считая "биозамок" ужасным и отвратительным строением, нарушившим гармоничный облик района. Тем не менее здание крайне привлекательно для туристов.

Для них же и открыли через несколько лет напротив в помещениях бывшей фабрики по производству автомобильных покрышек "Деревню Хундертвассера" - небольшой торгово-выставочный комплекс с барами, кафетериями и сувенирными магазинами.

Гений или сумасшедший? Некоторые идеи Фриденсрайха Хундертвассера и спустя 30 лет выглядят утопическими. Не просто разбить сад или сквер рядом с домом, а фактически сделать деревья своими соседями. Позволять жильцам разрисовывать фасады. Трудно представить, что подобные принципы когда-либо возьмутся на вооружение в глобальных масштабах. Ведь гораздо дешевле и проще возводить жилые здания-коробки по базовым проектам, продавать типовые квартиры стандартизированным обывателям.

"Стерильная чистота, политика регулирования и уравниловки, принудительное единообразие и монокультурность во всех проявлениях несут не только смерть всем формам жизни, но и являются симптомом деградации нашей цивилизации."

Домом в III районе Вене австрийский архитектор-бунтарь не ограничился. Стоит съездить посмотреть и на экстерьер мусоросжигательного завода Шпиттелау на севере города. Keep it locked!

Дом Хундертвассера в Вене

Теории Хундертвассера наглядней всего иллюстрирует дом его имени – Хундертвассерхаус, построенный в 1986 году. Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий. Это совершенно очаровательное, необычное зрелище – чудный «аттракцион».

Дом Хундертвассера в Вене. Творчество австрийского гения архитектуры с душой ребёнка

Дом Хундертвассера в Вене. Творчество австрийского гения архитектуры с душой ребёнка

Путь в архитектуру

Успеха и профессионализма можно добиться упорным трудом, а вот талантливым человеком нужно родиться. Фриденсрайх Хундертвассер родился гением.

При рождении знаменитый австриец носил имя Фридрих Стовассер. Это сочетание показалось ему скучным – в юности эксцентричный молодой человек придумал себе псевдоним. В фамилии он перевёл корень «сто», созвучный со славянским числительным, получилось «Hundert». Имя Фридрих он сделал более содержательным: слово «Фриденсрайх» означало – «богатый миром».

Фриденсрайх Хундертвассер

Маленький Фридрих учился в школе Монтессори и уже тогда был необычным ребёнком. Повзрослев, юноша поступил в Академию изящных искусств, но недолго там проучился. Не выдержав скучных лекций и сидения над учебниками, он укатил в путешествие, долго ездил по Италии, снова поступил в Академию – теперь уже в парижскую, снова бросил учиться. Он изучал творчество импрессионистов, увлекался теорией трансавтоматизма и произведениями русского авангарда. Позднее мастер создал собственный графический стиль и основал творческую академию – Пинторариум.

Идеальный дом Хундертвассера

Архитектурную концепцию Идеального дома Хундертвассер описал в нескольких своих Манифестах. По убеждению архитектора, людям тяжело жить в стандартных домах-коробках, вредно постоянно смотреть на такие строения. Хундертвассер создавал проекты разноцветных домов с разным уровнем кровли и оконных проёмов, с весёлыми куполами и причудливыми арками, с травой на крышах и деревьями, растущими в нишах жилых квартир.

Хундертвассерхаус

Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий

Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий

Наглядней всего иллюстрирует теории Хундертвассера дом его имени – Хундертвассерхаус (Hundertwasserhaus), построенный в 1986 году. Ни внутри, ни на фасаде здания нет прямых линий. Это совершенно очаровательное, необычное зрелище – чудный «аттракцион».

Дом многоцветный – его фасад расчерчен контурами на неровные прямоугольники, окна обведены яркими рамками. Здание необычно по архитектурным элементам: на фасаде разбросаны полукруглые кованые балкончики и ажурные кронштейны для фонарей, вкрапления мозаики и неожиданные рельефы, цветные арочные проёмы и балюстрады с глазурованными колоннами.

Хундертвассерхаус (Hundertwasserhaus)

Я и Дом Хундертвассера

Дом многоцветный

Деревья прорастают из окон

Один из фасадов

Фасад расчерчен контурами на неровные прямоугольники

Дом многоцветный

Природа пожаловала в гости к жильцам

Дом «вплотную» приближен к природе – она сама пожаловала в гости к жильцам. Цветы растут на балконах, плющи покрывают холмистые скаты крыш, растения высажены внутри дома, деревья прорастают из окон. Внутри здания – разноуровневые полы, скруглённые углы, неровные лестницы.

В пятидесяти квартирах живут двести жильцов. Дом осаждают толпы туристов, но внутрь посетителей не пускают – внизу висит объявление с просьбой: хозяев не беспокоить. Тем не менее многие обитатели дома съезжают, не выдержав постоянного внимания публики. На их место тут же вселяются новые люди.

Во дворе стоит фонтан – фантазийный, под стать зданию, окружённый разнокалиберной каменной брусчаткой, уложенной волнами. Есть зимний сад и кафе, игровая площадка, парковка, даже медкабинет.

Деревня Хундертвассера

Торгово-выставочный центр «Деревня Хундертвассера» (Hundertwasser Village)

Торгово-выставочный центр «Деревня Хундертвассера» (Hundertwasser Village)

Много объектов связано в Вене с именем архитектора. Деревня Хундертвассера (Hundertwasser Village) – это торгово-выставочный центр, городок сувениров, музей творческих работ мастера. Комплекс стоит напротив дома Hundertwasserhaus. Здесь всё следует посмотреть, даже туалет нельзя обойти вниманием!

Интерьер помещения

Деревню построили в 1990-91 гг. Интерьеры здания выдержаны в фирменном стиле Хундертвассера: полная асимметрия, разномастные окна, неровные лестницы, «глинобитные» ограждения маршей, сонмы растений на всех плоскостях. Кругом – безумство красок, броские тона, любимые мозаики из битой керамики.

Внизу находятся туристические магазины – в них продаются вещи с «хундертвассеровской» символикой. На втором этаже выставочной «деревни» расположена картинная галерея. Там представлены работы самого мастера. Туалет здания расписан и оформлен мозаиками в «фирменном» стиле мэтра. Это уникальное, своеобразное, стильное и озорное помещение – другого такого туалета вы нигде не увидите.

Венский Дом искусств

Венский Дом искусств (Kunst Haus Wien)

Детали оформления фасада

Стена внутреннего двора

Фонтан в вестибюле

Ресторан

Барная стойка

Внутри здания

Недалеко от Дома Хундертвассера в 1991 году был открыт Дом искусств (Kunst Haus Wien). Адрес: Untere Weißgerberstraße 13. Архитектор Хундертвассер перестроил здание бывшей мебельной фабрики Тонет. Неповторимый облик сооружению придали нерегулярно расположенные разноцветные элементы из металла, стекла, керамики, черепицы и дерева. Два этажа Дома искусств занимает постоянная экспозиция работ Хундертвассера, а два других отданы под временные выставки. Внизу обустроены кафе, ресторан и торговые площади.

Другие архитектурные объекты Хундертвассера

У мэтра были свои понятия о красоте. Он брался проектировать такие объекты, за которые взялся бы не всякий зодчий. Ему удавались и жилые, и социальные, и гражданские постройки.

«Туалетная» тема не пугала архитектора. Общественный туалет, реконструированный Фриденсрайхом в конце девяностых для города Кавакава в Новой Зеландии, получился таким же чудесным и озорным, как и остальные его творения.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau)

Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau)

Всем известен венский мусоросжигательный завод – уникальный проект, разработанный Хундертвассером на особых условиях по просьбе властей Вены. Ещё два завода по переработке мусора архитектор создал на территории Японии, в Осаке.

Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)

Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)

Великолепно вписалась в зелёный ландшафт винарня под названием «Дон-Кихот» в американской долине Напа. Продолжает алкогольную тему «пивная вышка», построенная в 1999–2010 гг. в Баварии.

Термальный комплекс в Бад-Блумау

Термальный комплекс в Бад-Блумау, фото djcaliban

Термальный оздоровительный комплекс в Бад Блюмау стал первым объектом, в котором Хундертвассер реализовал модель «Катящихся гор».

Мастер много работал для медицинских учреждений. Он создал семейный комплекс Ronald McDonald House при университетской больнице Эссена. Там жили родственники тяжелобольных детей, лечившихся в клинике. Сказочный городок возвращал радость родителям, поднимал дух маленьких пациентов больницы.

Церковь Святой Барбары в Бернбахе

Церковь Святой Барбары в Бернбахе

Даже религиозный объект проектировал Хундертвассер. Церковь Святой Варвары в штирийском Бернбахе он реконструировал в конце восьмидесятых. Храм получился не чопорным, а ярким, радостным, близким природе и человеку.

Главным достижением мэтра считаются его жилые комплексы. Его последний проект – «Зелёная цитадель Магдебурга» – удивительный город в одном здании. Это автономный объект, в котором есть всё для счастливой жизни.

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

«Лесная спираль» – комплекс в Дармштадте, построенный в виде любимой Хундертвассером спирали. Здание это в принципе лишено прямоугольных форм.

«Дом на лугах» в немецком Бад-Зодене – жилая постройка с двадцатью двумя зелёными террасами.

«Дождевая башня» – многофункциональный комплекс в Плохингене – всё в той же ступенчатой форме, в великолепии красок.

Великий мастер с душой ребёнка оставил наследие в нескольких странах. Хундертвассер творил для людей, хотел, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Многие искренне восхищаются его работами, кто-то называет их автора «гением китча» – но равнодушным к творчеству Фриденсрайха Хундертвассера не остаётся никто.

Как добраться?

Ехать трамваем 1 от Oper (Opernring) до остановки Hetzgasse.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Дом в австрии с разными окнами

Продолжим тему необычной архитектуры.
В имперско-правильной Вене с её пафосным барокко и тяжелым классицизмом, на обычной улочке к юго-востоку от центра есть разноцветный дом, напоминающий рисунок талантливого трехлетнего ребенка. Это т.н. Дом Хундертвассера – жилой(!) дом, построенный в 1986 г. по проекту эксцентричного австрийского художника и архитектора-авангардиста Фриденсрайха Хундертвассера. Своим проектом он хотел показать, каким должно быть жилище человека, продолжающее связь с природой (вероятно, тут не обошлось и без влияния Гауди). Хундертвассер был убежден, что нельзя жить в одинаковых серых коробках, потому что это вредно как для физического, так и психического здоровья людей.

Хундертвассер, именем которого назван дом, после завершения строительства не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое. Дом пестрит яркими красками – каждая квартира имеет свой цвет на фасаде дома: красный, синий, желтый и белый. В интернете есть множество ярко-кислотных изображений этого дома, но я не добавляю в фотографии «цветовой насыщенности», я сторонник естественных цветов – таких, какие я видел сам, будучи в этом месте.

Хундертвассер придавал особое значение окнам, говоря, что главное в доме не стены, а именно окна, и каждое имеет право на собственную жизнь и индивидуальности; поэтому вы не увидите и двух окон одинаковой формы и размера. Дома же с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю.

В Доме Хундертвассера каждый жилец может изменить внешность Дома. Здесь действует правило вытянутой руки: высунувшись из своего неповторимого окошка, жилец вправе рисовать, наклеивать, писать, или раскрашивать стены там, куда дотянется его рука.

Художник верил, что все люди непохожи друг на друга и стремятся отличаться друг от друга, а еще он считал, что каждый человек должен чувствовать себя королём в своём жилище, поэтому над каждым окошком Дома изображена корона.

Хундертвассер сохранил естественный ландшафт не только перед домом, оставив посреди улицы большую горку, но и во внутренних помещениях. Он считал, что в природе не бывает прямых линий и углов, поэтому в Доме неровные стены и неровные полы, напоминающие лесные тропинки, а все углы (подоконники, дверные косяки, оконные проемы) закруглены. Многие жильцы недолго выдержали в таких интерьерах и переехали =)

Во внутренней отделке стен и полов дома присутствуют природные мотивы (деревья, бабочки, лебеди, совы и утки) в виде аппликации из осколков керамической плитки. Хундертвассер однако не ограничился стилизованными растениями и животными, он придерживался мнения, что каждый кусок земли, который человек крадет у природы под застройку, должен быть вновь восстановлен созданием соответствующей озелененной площади. Поэтому на стройку привезли около 900 тонн земли, которая была насыпана на все плоские элементы здания (крыши, балконы, террасы) и в нее высажены деревья, кустарники, цветы и просто трава.

В Вене есть, как минимум, еще один объект того же авторства. Речь идет о. мусоросжигательном заводе!

Из интересных фактов:
В венской Академии изящных искусств Хундертвассер успел проучиться всего три месяца.
Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: «почему, вы носите разные носки?» Он каждый раз отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»
Его Идеальный Дом — это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон.

Вообще же Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов - в Австрии, Германии, Японии, США, Израиле, Швейцарии и Новой Зеландии. Вот некоторые его работы:

Дом Хундертвассера – жилой дом в Вене с холмистыми этажами и деревьями на крыше

Дом Хундертвассера в Вене

Грешным делом подумала, что кто-то пародировал каталонского мастера естественных линий в архитектуре Антонио Гауди и смастерил этот чудо-дом. Но при более подробном ознакомлении узнала, что автором разноцветного здания, приукрашенного деревьями, является австрийский архитектор Ф. Хундертвассер со своим самобытным видением архитектуры и с особой философией относительно жилья человека.

Не могу сказать, что это архитектурное произведение запало мне в душу, иначе с какой бы стати я о нем благополучно забыла. Но тут случилась поездка в Вену. И поскольку в столице Австрии мы оказались, едва рассвело, а доступ ко всем достопримечательностям в такое раннее время был ограничен, то мы подъехали к кварталу, где находится этот странный дом в Вене - дом Хундертвассера.

Вовнутрь дома все равно нельзя попасть – там живут люди, — а снаружи его можно рассматривать в любое время суток. Поделюсь впечатлениями, что я увидела и узнала об архитектуре Фриденсрайха Хундертвассера:

  1. Жилой дом Хундертвассера в Вене
  2. Другие венские проекты Хундертвассера
  3. Философия архитектурного подхода Ф. Хундертвассера

Жилой дом Хундертвассера в Вене

Интересно, как жители Вены, привыкшие к окружающей их аристократичной архитектуре, восприняли появление оригинального строения, нарушающего все архитектурные каноны. Дом с веселым фасадом построили не так давно – в 1983-86 гг.

Холмистые этажи дома Хундертвассера

Дом отличается полнейшей асимметрией – разноуровневая этажность, выступы на фасаде. Даже ступеньки различной ширины и различной высоты… Так сказать, для удобства))

Нижние этажи в этом здании более высокие, чем верхние. Окна также разного размера и расположены хаотично. Каждая квартира в этом доме отличается своим цветом.

Как же пробился кусочек классического фасада на столь неординарную стену. Тот, который виден на фотографии в левом нижнем углу. Оказывается, его оставили специально как эстафету от предыдущего здания. Разумеется, это место, близкое к центру Вены, не пустовало раньше.

При возведении нового фасада Хундертвассер решил, что дух жилья должен передаться как будто по наследству от ранее служившего дома новому. Архитектор считал, что такой принцип преемственности должен соблюдаться во всем. Если же его нарушать, полностью отметать прошлое и разрушать базис, природа будет мстить.

Я фотографировала необычный фасад в свете фонаря, и возможно, это немного повлияло на отображение цвета. Но, надо заметить, что в реальности дом так и выглядит, а не в тех радужных красках, которые встречаются на фотографиях Hundertwasserhaus в интернете. Разве что некоторые жители уже воспользовались предоставленным им правом выглянуть из окошка и размалевать фасад своей квартиры в тот цвет, который им по душе…

Разноцветный фасад дома Хундертвассера

Красивый, привлекательный, восхитительный – все эти эпитеты с данным произведением архитектуры совершенно не сочетаются. Необычный? Да. Практичный? Кто знает… Но некоторым семьям повезло, и у них даже есть балкончики:

Балконы дома Хундертвассера

Дом состоит из 52 квартир, нескольких офисов и около 250 деревьев, растущих на террасах и на крыше здания. Архитектор видел свою задачу и в том, чтобы при осмотре дома с высоты, можно было увидеть только холмистую поверхность, покрытую растительностью.

Но деревья и кустарники растут не только на крыше этого здания. Для некоторых деревьев приспособлена квартирная площадь. И вообще, Хундертвассер называл растения самыми благодатными арендаторами, которые занимают место в доме, а расплачиваются за аренду кислородом.

Интеграция с природой произошла и во время фотосъемки))) Все эти кружочки разного диаметра на снимке образовались вследствие тумана, который укутывал Вену в то раннее утро, когда мы посещали столицу Австрии:

Дом Хундертвассера - оригинальное жилье в Вене

Дом Хундертвассера относится к разряду социального жилья в Вене. Жильцы, поселяющиеся в этот дом, оплачивают условия своего проживания только частично, так как часть выплат покрывается из городского бюджета. Возможно, это было требованием автора проекта. Хундертвассер и сам не взял платы за возведение этого дома, считая, что лучшим вознаграждением для него будет то, что названный его именем дом хотя бы частично избавит жителей Вены от уродливых строений, которых и так много в городе. Наверное, под уродливыми зданиями он подразумевал эту архитектуру))

В угловой части дома на уровне второго этажа располагается кафе, к которому поднимаются по фигурной лестнице:

Лестница дома Хундертвассера

Хундертвассер считал идеальным представителем природы улитку с ее пластичностью и приспособляемостью. Воплотил он некоторую «улиточность» и в этой лестнице, ведущей в кафе.

Другие венские проекты Хундертвассера

Перед входом в оригинальный дом находится фонтан, также построенный по проекту Хундертвассера. Фонтан смело можно считать самым строгим проектом, где архитектор собрал полет своей фантазии в кулак:

Фонтан Хундертвассера

Фонтан состоит из пяти частей, и только его нижний бассейн с наружной стороны выложен волнообразно. А верхние керамические чаши приобрели и симметричность, и гармонию. Разве что цветовое решение напоминает подход Хундертвассера.

На этой же улице, напротив оригинального дома располагается «Деревня Хундертвассера». Это торгово-выставочный комплекс, выполненный все в том же авторском стиле. Можно составить представление о нем по изображению на этой вывеске:

Деревня Хундертвассера

Опять-таки в силу нашего раннего визита, мы не могли посетить этот комплекс и осмотреть необычные помещения. Ранее на этом месте была мастерская шин, которая в 1990-91 гг. основательно преобразовалась в торговые и выставочные площадки.

Философия архитектурного подхода Ф. Хундертвассера

Что же побудило автора к созданию таких необычных зданий, а попросту говоря, как пришло в голову уважаемому Хундертвассеру сотворить такое причудливое жилье?

Главная идея заключалась в том, что человек должен мирно сосуществовать с природой. Природа и человек – равноправные партнеры, и для них в равной степени должно находиться место в любом городском квартале.

Кроме того, Хундертвассер считал, что стерильное однообразие смертельно для развития личности. Человеку вредно жить в стандартных домах, в типовых квартирах. Даже по классическим ступенькам вредно ходить, потому что люди всегда выполняют привычные им действия автоматически. По мнению архитектора, чтобы защитить людей от такой деградации, нужно разрушить стереотипы и правила, которые их окружают.

Честно говоря, я до сих пор сомневаюсь в удобстве такого жилья для человека. Интересно было бы узнать и то, является ли пребывание в таком доме стимулом человеческого развития. Я пока не встречала никаких исследований о влиянии нестандартного жилья на интеллект или творческие способности личности. Друзья, может, кто-нибудь из вас интересовался информацией на эту тему. И еще интересно, вы хотели бы жить в доме, подобному проекту Хундертвассера? Очень хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.

Дом Хундертвассера

Дом Хундертвассера

Хотели бы вы жить в экстравагантном «холмистом» доме, начисто лишённом прямых линий? Думаете, что такого здания не существует? Не существовало, пока в 80-ых годах прошлого века одному эпатажному австрийскому живописцу и архитектору под псевдонимом Фриденсрайх Хундертвассер (наст. имя Фридрих Штовассер) не пришла в голову идея о создании «экологичного» дома.

Свой кич-шедевр художник начал создавать в 1979-ом году по приказу венского правительства. Перед Хундертвассером поставили задачу — спроектировать жилой дом, который бы обеспечил максимальную природосберегающую среду. Сказано — сделано.

Вместе с Хундертвассером над проектом трудился архитектор Кравина, который отдавал предпочтение биологически чистым материалам — натуральным краскам и клею, кирпичам, черепице и дереву. Ввиду высокой стоимости материалов проект был немного изменён австрийской мэрией.

Главная идея, которую хотел донести Хундертвассер — единение с природой, отказ от привычных стереотипов, всё же была реализована. Дом получился таким, каким хотел его видеть оригинальный художник: разноцветный, с окнами разной величины (исходя из потребности в свете: на нижних этажа окна больше, чем на верхних), с луковичными башнями (чтобы жильцы могли почувствовать себя выходцами из царских семей), с цветными, как и весь дом, керамическими колоннами (для выполнения декоративной функции).

Дом Хундертвассера

Но самая главная изюминка экодома — многочисленные деревья и растительность. Благодаря деревьям, произрастающим на небольших балконах, встроенных в фасад, создаётся впечатление, что горизонтальные части здания пропадают под зелёной кровлей.

Количество посаженных деревьев на территории дома — 250.

Появление этого здания в Вене вызвало неоднозначную реакцию: его называли и чудом света, и аристократическим гетто. Противоречивых прозвищ удостоился и сам художник. Как бы то не было, но желающих приобрести квартиры в этом недешёвом, «пёстром» доме было довольно много.

Дом Хундертвассера

Дом Хундертвассера внутри

В доме Хундертвассера расположено 50 квартир (их площадь варьируется от 30 до 150 квадратных метров), в которых проживает 200 жильцов. Кроме того, в эпатажном здании находится медицинский кабинет, кафе, парковка, рассчитанная на 37 машиномест, детские игровые комнаты, несколько частных и общественных террас, зимний сад.

Помещения дома, как и его фасады, отличаются друг от друга по своему дизайну. При их создании художник руководствовался собственным правилом — отдельная жизнь дома в доме. Это означает, что Хундертвассер хотел, чтобы жильцы могли узнавать свои квартиры снаружи по цветным зонам, которые поделены линиями и мозаичными кромками.

Эпатажный художник также считал, что человек просто не может жить в стандартной комнате с плиткой, выложенной в правильном порядке, поэтому всячески старался ломать стереотипы. Нетипичный подход проявляется и в неровных полах, и в лестничных маршах, в закруглённых квартирных углах, отпечатках рук строителей на стенах, повсеместном использовании керамической плитки.

Правда, посмотреть на всё это великолепие может далеко не каждый турист. Жители дома так устали от бесконечных толп зевак, что вывесили объявление: хозяев не беспокоить.

Дом Хундертвассера

Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Личность живописца лучше всего раскрылась в его проектах. Фриденсрайх Хундертвассер был необычным и оригинальным человеком, не любящим однообразие и скуку. Художник несколько раз поступал в университеты и каждый раз бросал учёбу, любил носить разные носки и смог оставить после себя много ярких объектов, таких как, например, Деревня Хундертвассера.

Этот комплекс расположен напротив упомянутого выше дома и представляет собой торгово-выставочный центр с туристическими магазинами, музеем творческих работ мэтра. Центр был построен в 1990—1991 гг. Для интерьера всех зданий комплекса, в том числе и туалета, характерен стиль живописца: асимметрия, «кривые» лестницы, многочисленные растения, безумство красок и обилие битой мозаики.

Среди других зданий, спроектированных Хундертвассером: общественный туалет в городе Кавакава (Новая Зеландия), венский мусоросжигательный завод, заводы по переработке мусора в Японии, винарня «Дон Кихот» в Америке, «Пивная вышка» в Баварии, термальный комплекс в Бад Блюмау, церковь Святой Варвары в Бернбахе и последний проект — «Зелёная цитадель Магдебурга».

Туалет в комплексе

Туалет в комплексе, © Дмитрий Путешественник

Как добраться

Точный адрес дома Хундертвассера: Kegelgasse 36–38, A-1030 на пересечении с углом Lowengasse 41–43.

Неподалёку от этой необычной достопримечательности Вены находится станция метро под названием Wien Mitte, на которую прибывают скоростные поезда из аэропорта. От станции метро до эпатажного здания 900 метров, преодолеть которое вполне можно пешком.

Добраться до дома Хундертвассера можно и трамваем № 1. Езжайте до остановки Hetzgasse.

"Идеальный Дом" австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера в Вене. На крыше растет трава и деревья.

"Идеальный Дом" австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера в Вене. На крыше растет трава и деревья.

Необычный дом – это воплощение идеи строительства обычных муниципальных домов нетиповым способом. Сам архитектор Фриденсрайх Хундертвассер считал, что дома, как и люди, должны иметь свои особенности и не быть похожими друг на друга.

Поэтому фасад здания представляет собой яркую палитру цветов и беспорядочное расположение окон. В соответствии с принципами экологичности, автор здания использовал при строительстве природные материалы, а также позаимствовал ассиметричные, неправильные природные формы.

Полы в доме волнообразные, стены оштукатурены неравномерно, на ступенчатых террасах и даже в окнах хаотично растут кусты и деревца. Все объекты оформлены керамической плиткой. Несмотря на такой буйство красок и форм, дом выглядит очень привлекательно и действительно радует глаз.

Читайте также: