Дом с шестигранными окнами

Обновлено: 16.05.2024

Знаменитые московские дома: Дом Мельникова как икона русского авангарда

В Москве в одном из арбатских переулков расположен удивительный дом, в народе его называют Дом Мельникова. Как он сохранился в практически неизменном виде почти сто лет — загадка. Этот дом включен во все иностранные путеводители и признан ими одной из главных достопримечательностей Москвы. Дом известен всем интересующимся Москвой иностранцам, но даже среди москвичей довольно много тех, кто про этот дом слышали отдаленно или вообще не слышали. Этому способствовал тот факт, что дом был закрыт до 2014 года, его сотрясали скандалы и вокруг него непрерывно шли имущественные споры и суды. Но замечательно, что Московский государственный музей архитектуры все-таки добился статуса музея для дома Мельникова и с 2014 года в дом стали пускать посетителей, всего пять человек в день. Был обустроен и открыт для посетителей двор вокруг дома. Сюда всегда можно зайти во время прогулки по Арбату, сделать несколько фотографий и по стендам во дворе дома познакомиться с творчеством одного из самых знаменитых русских архитекторов Константина Мельникова. Чтобы попасть внутрь дома, надо записаться по телефону за месяц вперед, процедура долгая и сложная, но экскурсия стоит того, чтобы потратить время на предварительную запись.

Дом Мельникова называют иконой и символом русского авангарда. Мельников построил здание, не подчиняющееся никаким законам и нормам, но проект этого дома есть в каждом учебнике архитектуры и его изучают студенты во всем мире. Дом Мельникова неподвластен времени. Современным и авангардным он был в 20-е годы прошлого столетия, про него вспомнили и оценили в 60-е годы, когда Мельников наконец получил заслуженные регалии, а в наши дни дом стал суперпопулярным и через 100 лет выглядит таким же современным и авангардным, как и в начале 20-го века. Константина Мельникова называют архитектором, опередившим время на десятилетия, и время это наглядно доказало. И ещё два факта, характеризующие оценку творчества Мельникова. В честь столетнего юбилея архитектора ЮНЕСКО объявило 1990 год годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры, проведенном в 2001 году, Константин Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов 20-го века.

Константин Мельников построил свой дом в 1927 году. Ему удалось реализовать практически невозможное. В стране была разруха, сотни тысяч людей уплотнялись и заселялись в дома-коммуны и коммунальные квартиры, не хватало самых простых строительных материалов. Но в этом и состояла суть конструктивизма: при дефиците денежных и материальных ресурсов создавать уникальные архитектурные решения. К моменту начала постройки своего дома, Мельников уже спроектировал саркофаг для тела Ленина, а павильон СССР его авторства произвел фурор на Международной выставке в Париже в 1925 году, где получил золотую медаль. Эти работы стали охранной грамотой для Мельникова и позволили ему на собственные деньги построить жилой дом своей мечты в Кривоарбатском переулке.

6

Знаменитые московские дома: Дом Мельникова как икона русского авангарда

Кривоарбатский переулок, в котором расположен Дом Мельникова. Его не видно с проезжей части. Также надо отметить, что арбатские переулки прихорашиваются, множество старинных зданий уже отреставрировано.

1

Знаменитые московские дома: Дом Мельникова как икона русского авангарда

Дом Мельникова. Вид с Кривоарбатского переулка.

В строительстве дома Мельников применил множество новых архитектурных решений, некоторые из которых не осмыслены до настоящего времени. Композиция дома представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса, тем самым образуя форму плана дома в виде цифры «8», ориентированную по направлению север-юг. Более низкий цилиндр со срезанной по вертикали остекленной южной частью завершён плоской крышей с открытой террасой.

Дом Мельникова

Дом Мельникова — такая же важная достопримечательность Москвы, как храм Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском или Большой театр. Это признанный во всём мире шедевр авангарда. После Кремля и Красной площади многие иностранцы идут сюда, большинство же москвичей его не видели — дом спрятан в тихом арбатском переулке.

Экскурсии по своему дому архитектор Константин Мельников стал проводить сразу после окончания строительства в 1929 году. Появилась даже книга отзывов. Так описал свои впечатления художник и историк искусства Игорь Грабарь в 1933 году: "Никогда не завидую, но, уходя отсюда, поймал себя на чувстве зависти: хотелось бы так пожить".

Константин Мельников жил здесь до своей смерти в 1974 году, потом дом перешёл по наследству его детям и внукам. В 2014 году он стал филиалом Музея архитектуры им. Щусева . Внутрь можно попасть по записи (билеты разлетаются в первые минуты — экскурсии проводятся не каждый день и лишь для 5 человек).

Мельникова знают, прежде всего, как автора авангардных гаражей и рабочих клубов 1920-х—1930-х годов. Для диалога с советской властью у него был свой послужной список: прославленный павильон СССР на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года и первый саркофаг для В. И. Ленина 1924 года. Мельников был по-настоящему свободным и смелым художником, к тому же новатором, поэтому построил для себя дом, "настойчиво оповещающий о высоком значении каждого из нас". Только он мог позволить себе разместить на главном фасаде надпись-манифест: "Константин Мельников. Архитектор".

Дом Мельникова — не только форма, но и содержание. Форма — это два цилиндра, пронизанных шестиугольными просветами (из них окнами стали 62 шестигранника, остальные заложены). Содержание — продуманный до мелочей быт, "умная" вентиляция, экономичный расход материалов (за счёт "сотовой" конструкции расход кирпича сокращён почти в два раза, а стены сами себя держат). Дом с самого начала считался экспериментальным, опытно-показательным, поэтому земля под него была предоставлена бесплатно, а возводился дом бригадой Московского коммунального хозяйства. Площадь дома не очень большая: 250 кв. метров.

Константин Мельников с женой Анной Гавриловной ("соты" ещё не заложены), 1929. Константин Мельников с женой Анной Гавриловной ("соты" ещё не заложены), 1929.

Самое эффектное помещение — мастерская архитектора на третьем этаже . Её площадь — 50 кв. метров, высота потолков — более 4,70 метров, количество окон — 38.

Обилие окон обеспечивает идеальную освещённость мастерской. Сам Мельников любил сидеть на балкончике у выхода на крышу-террасу , наблюдать за помощниками и рассматривать разложенные на полу проекты и рисунки.

Самый контрастный — второй этаж . Здесь расположены гостиная и спальня. Просторной гостиной с витражным окном во всю стену противопоставлена спальня с 12 шестиугольными окнами и пониженным потолком.

Полукруглая спальня с жёлтыми стенами (по задумке они отражают свет) была общей для всех членов семьи: в центре за перегородками спали родители, справа и слева — брат с сестрой. Из мебели сначала были только кровати-подиумы. В 1950-х спальня стала личной комнатой жены Константина Мельникова — Анны Гавриловны.

Гостиная — парадная комната дома. Здесь Константин Мельников жил и работал, когда его сын-художник Виктор занял мастерскую на третьем этаже. Ковёр в стиле модерн — антиквариат. Под цвет ковра, который так нравился Анне Гавриловне, стены были выкрашены в розовый цвет.

Если встать у окна, комната раскроется по-новому. Здесь находится пересечение двух цилиндров. Слева — печь по проекту Мельникова (отлучённый от работы, в 1940-х он подрабатывал печником). Она использовалась во время войны. В остальное время в доме было воздушное отопление (из камеры калорифера теплый воздух расходится по всем помещениям через специальные решётки в стенах).

Любопытная деталь гостиной — восьмигранное (а не шестигранное) окно. Оно незапланированное. Есть несколько гипотез его происхождения. По одной — в процессе строительства Мельников увидел луч солнца, озаривший комнату сквозь ещё не заложенное отверстие, и оставил его. По другой — оно играет роль рамы для "картины" за окном: из этого окна открывался вид на храм Николы в Плотниках (разрушен в 1932 году, на его месте на Арбате построен дом № 45/24).

Первый этаж — самый насыщенный. Кругом перегородки, проходы, изгибы. На стенах — живопись Константина и Виктора Мельниковых. Здесь находятся небольшие подсобные и рабочие помещения: прихожая, коридор, столовая, кухня, уборная, ванная, детские учебные комнаты, туалетная комната, мастерская хозяйки.

Столовая (17 кв. метров) — единственная комната с прямыми углами. Здесь два окна: шестигранное и прямоугольное. Мебель из красного дерева Константин и Анна Гавриловна Мельниковы ("А" и "К" — их инициалы) покупали ещё до строительства дома — она антикварная, XIX века.

Мельников чувствовал себя настолько независимым от советской власти, что не прятал в доме иконы. Он происходил из простой крестьянской семьи, в детстве учился в церковно-приходской школе.

Следующая комната — кухня (7 кв. метров). Здесь всё было по последнему слову техники: газовая плита, экран-вытяжка, даже устройство для переработки мусора (между кухней и топкой в подвале был проложен специальный канал, по которому отходы могли сбрасываться и потом сжигаться). Заложенная шестиугольная ниша использовалась как холодильник. Рядом с кухней в коридоре — "воздушный телефон", сообщавшийся с мастерской на третьем этаже.

Кухня не имеет двери, чтобы хозяйка не чувствовала себя изолированной и было удобно относить блюда в столовую. К ней примыкают ванная и уборная . Большая чугунная ванная была внесена ещё до устройства перегородок.

Далее следуют две одинаковые детские комнаты (по 4,5 кв. метров) для занятий: с жёлтым треугольником на потолке — для дочери, с синим — для сына. Из мебели предполагались только письменные столы со стульями и полки для книг.

Справа по коридору — общая туалетная комната со встроенными гардеробами (шкафы слева — мужские, справа — женские).

Рядом с гардеробной — небольшая рабочая комната хозяйки . Здесь она гладила бельё, шила и вышивала. Потом комната стала кабинетом Виктора Константиновича Мельникова.

У дома есть подвальный этаж . В начале строительства были обнаружены остатки фундаментов предыдущего здания. Мельников приспособил к ним планировку подвала. Здесь находились камера калорифера, кладовая и погреб. Когда в июле 1941 года в здание Театра им. Е. Вахтангова на Арбате попала бомба, в доме Мельникова выбило стёкла в окнах. Семья перебралась жить в подвал.

Дом-улей в Москве: Эпатажный проект советского архитектора Мельникова, признанный в мире гениальным

Отписаться можно в любой момент.

Дом-улей. /probauhaus.ru


Это цилиндрическое здание с окнами, похожими то ли на ромбы, то ли на соты, и даже напоминающее углеродные нанотрубки, считается классикой авангарда, и несмотря на внешнюю простоту, с архитектурной точки зрения создано гениально. Название «Дом-улей» творению талантливого архитектора Мельникова дали не только из-за того, что проект чем-то напоминает соты. При всей своей простоте здание очень крепкое, экономичное и удобное. И вот что удивительно: построено оно почти сто лет назад.

Мельников жил здесь с семьей и работал. /Фото:Saldonin.ru

Интересно, что столь лаконичный одноквартирный дом в духе авангарда появился в Кривоарбатском переулке не в наши дни и даже не в конце прошлого века, а в 1929-м, когда Москва еще помнила, как строились красивые, пышно декорированные купеческие особняки, возводимые буквально 20-30 годами ранее. И вдруг – такое странное здание, похожее на короткую трубу, с множеством шестиугольных одинаковых окон. И жил в нем сам архитектор.

Судьбоносная встреча

Тут стоит сказать несколько слов об авторе данного проекта – Константине Степановиче Мельникове. Он родился в 1890 году в многодетной и не очень богатой семье. Родители записали его в церковно-приходскую школу, а после ее окончания – увидев у мальчика способности к рисованию – учеником в иконописную мастерскую. Однако проучился он там недолго – бросил.

Знаковым событием в жизни Константина стало знакомство его родителей с одной московской молочницей, которая обслуживала богатые семьи. Женщина представила мальчика видному ученому и педагогу тех лет Владимиру Чаплину.

Юный Константин (второй справа) с семьей Чаплина - своими благодетелями. /Фото:wikipedia.org

Будучи совладельцем крупного торгового дома, мужчина взял Константина на работу и, разглядев у подростка большой талант, стал его покровителем. Он нанял ему педагога по живописи, попросил позаниматься с ним учительницу своих детей, и вскоре его подопечный успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, выдержав просто бешеный конкурс – примерно 24 человека на место. Он обучался у известных академиков архитектуры и таких величайших мастеров, как Коровин, Иванов, Коненков, впитывая их знания, как губка.

К. Мельников в студенческие годы. /Фото:studfiles.net

Поначалу талантливый парень не интересовался архитектурой и пошел на это отделение лишь потому, что этого хотел Чаплин, по-отечески рекомендуя юноше профессию, которая принесет материальный достаток. Но в процессе знакомства с этим видом искусства у него проснулась истинная любовь к зодчеству.

Любимец властей

Окончание обучения пришлось на ранние советские годы. Мельникова высоко ценили власти как молодого архитектора, ему поручали крупные задания – например, проекты планировки Бутырского района, Ходынского поля, поселка для работников психиатрической больницы им. Алексеева.

Но уже несколько лет спустя архитектор решил отказаться от неоклассики, конструктивизма и от принадлежности к какому-либо общепринятому стилю и создать что-то свое. Его называли архитектором-авангардистом и, помимо жесткой критики со стороны некоторых коллег, он в то же время получал похвалу от таких мэтров, как, например, Щусев.

В 1924 году при строительстве Мавзолея проект саркофага, придуманный Мельниковым, был признан лучшим из представленных работ, что считалось огромной честью и ключом к блистательной карьере для советского архитектора. Этот саркофаг простоял в московском Мавзолее вплоть до начала Великой отечественной и эвакуации тела вождя в Тюмень.

За свою жизнь Мельников создал немало странных, но очень известных проектов. Это и здание Ново-Сухаревского рынка с удобно и оригинально расположенными торговыми павильончиками-киосками, и советский павильон на международной выставке в Париже (здание необычной формы со стеклянными стенами) и, конечно же, его знаменитые московские гаражи (например, построенные для «Интуриста» и «Госплана»). Кстати, именно Мельников разработал план проектировки ЦПКиО имени Горького.

Знаменитый гараж Госплана в Лефортове. /Фото:4sqi.net

Особенности «улья»

При всей многогранности и плодовитости Мельникова именно Дом-улей многие эксперты считают вершиной его творчества. Изначально, еще при строительстве, он позиционировал свое творение как экспериментальный дом, который, например, может быть прообразом жилого здания-коммуны. А возводил он его на собственные средства. И, возможно, именно поэтому советское правительство разрешило ему отстроить в центре Москвы персональный дом и в нем поселиться.

Улей на фоне московских домов. /Фото: probauhaus.ru, Д. Лазарев

Несмотря на то, что, на первый взгляд, здание кажется очень примитивным, в его конструкции архитекторы усматривают много удачных новаторских идей. Дом-улей оценили даже на Западе.

Вид сверху. / Фото:faces-russia.ru, Денис Есаков

Кстати, здание представляет собой не один цилиндр, как может показаться, а два. Они врезаны друг в друга на одну треть, по форме образуя что-то вроде восьмерки. Одна из окружностей как бы срезана – с этой стороны у здания вход. Дом выстроен без несущих опор, колонн, стропил и балок, но, тем не менее, очень устойчив.

Проект в виде восьмерки/ Фото:alyoshin.ru

Кстати, каркас его таков, что расположение и количество оконных проемов можно менять, как вздумается – часть окон «замуровать», а в других местах сделать новые «соты».

Строительство здания. /Фото:wikiarquitectura.com

Долгое время москвичи и гости столицы могли удивляться этому дому и любоваться его завораживающей простотой лишь с улицы, ведь здание было частным владением. Перед смертью сын архитектора Виктор Мельников завещал, чтобы дом принадлежал государству и чтобы в нем обязательно был музей, однако в силу долгих судебных тяжб и конфликтов родственников-наследников, в подробности которых совсем не хочется углубляться, долгое время здание оставалось закрытым для посетителей и при этом все более ветшало. Но, к счастью, решить все вопросы и открыть, наконец, музей все-таки удалось. И теперь каждый может посмотреть «улей» изнутри.

Внутренняя планировка очень интересна и словно символизирует восхождение от низменных желаний к творчеству. На первом этаже расположены кухня, столовая и другие подобные помещения, на втором – жилые комнаты, а на третьем – мастерская.

Мастерская архитекторов Мельниковых. / Фото:strana.ru

Гости музея могут осмотреть мастерскую, где работали Константин Мельников и его сын Виктор (тоже архитектор), гостиную, спальню, столовую.

Вопреки расхожему мнению о том, что в круглых пространствах жить дискомфортно (например, такие помещения у многих древних культур считались неправильными с точки зрения энергетики), потомки архитектора утверждают обратное.

В круглых комнатах, как оказалось, очень комфортно.. / Фото:strana.ru

Например, Елена Мельникова, внучка Константина Степановича, не раз говорила, что здесь очень уютно. Комнаты спроектированы так, что в них легко расставить мебель, и зрительно помещения кажутся просторными. Кроме того, не нужно выметать пыль из углов.

И в продолжение темы не менее знаменитый и очень дорогой одноквартирный жилой Дом-яйцо

Дом Мельникова — уникальный особняк в центре Москвы

Особняк Мельникова уникален не только своей архитектурой, но и обстоятельствами, при которых он был построен. В двадцатые годы архитектору удалось добиться невозможного: правительство само выделило ему участок земли в центре Москвы.

Во время строительства своего трёхэтажного дома Константин Мельников задействовал множество новаторских решений. И, к тому же, он доказал, что в круглых домах можно жить с большим комфортом, чем в квадратных.

Экспериментальный дом в Кривоарбатском переулке

В начале двадцатых годов Константин Степанович Мельников был одним из самых уважаемых архитекторов России. Большую славу ему принесло строительство невероятного павильона СССР для Международной выставки в Париже. Кроме того, Мельников работал над первым саркофагом для тела Владимира Ленина. За свои заслуги он в 1927 году получил участок в Кривоарбатском переулке, где собрался возвести свой экспериментальный дом.

Участок архитектору выдали с большой охотой. По задумке Мельникова, его дом-студия стал бы одним из первых круглых домов в столице. А позднее план этого же дома, но с некоторыми доработками, использовали бы для возведения домов-коммун. Однако особняк Мельникова так и остался единственным домом, имеющим округлую форму.

Особенности особняка Мельникова

Константин Мельников продумал не только план дома и его внутренних помещений, но и технологию строительства. Стены дома выложили ажурной кладкой. Причём кладка осуществлялась так, что строителям не пришлось «половинить» кирпич. Такая структура стен позволила расположить окна там, где они больше всего были необходимы. Кстати, окна у дома Мельникова очень интересной формы — ромбовидной. Некоторые окна впоследствии замуровали, а в одном из них оборудовали холодильные шкафы, наподобие холодильников в хрущёвках . Это, пожалуй, единственное сходство особняка Мельникова с другими домами, построенными в СССР.

Примечательна и сама форма дома Мельникова. Он выполнен из двух разновысоких цилиндров, один из которых на треть вписан в другой. Внутри каждого цилиндра шло интересное деление на зоны. Так, на первом этаже располагалась кухня со столовой, рабочие кабинеты для детей и туалет. В кухне имелась одна необычная деталь — переговорная труба. С её помощью, находясь в этом помещении, можно было связаться со всеми остальными. А ещё в кухне сделали мусоропровод, соединённый с печью в подвале. Весь мусор, что можно было сжечь, попадал сразу в топку.

На втором этаже особняка Мельникова находилась общая спальная комната, где Мельников разместил вмурованные в пол кровати для всех домочадцев. Родительская кровать от детских была отгорожена ширмами. Рядом со спальней располагалась гостиная. А на третьем этаже Константин Мельников, архитектор и новатор, оборудовал собственную мастерскую. Из неё можно было попасть на открытую террасу на крыше. Интересно, что в качестве перекрытий во всех комнатах не использовали железобетонные конструкции. Вместо них Мельников установил сетчатую конструкцию из поставленного на ребро тёса. Таким образом он добился облегчения конструкции и её высокой прочности.

Что происходит с домом Мельникова сегодня

Долгих 20 лет особняк Мельникова в центре Москвы простоял практически без изменений. Только в 1941 снесли одну перегородку, разделяющую детские рабочие кабинеты. И, к сожалению, во время Великой Отечественной куда-то пропали уникальные кровати. Также в тот период возле дома Мельникова произошёл взрыв, в результате пострадало оригинальное остекление. В остальном же фасад и интерьер памятника советского авангарда остался практически таким же, как и при жизни архитектора.

После смерти Константина Степановича в доме проживал его сын, бывший известным художником. В дальнейшем за право обладания домом между родственниками развернулась настоящая борьба. Однако в начале двухтысячных все распри закончились. А в 2014 году дом-музей Мельникова распахнул свои двери для первых посетителей. Посмотреть на этот уникальный дом Москвы приходят десятки туристов и жителей столицы.

«Ажурный дом» на Ленинградке: Почему проект типовых «кружевных» многоэтажек так и не реализовали в Москве

Отписаться можно в любой момент.

За столь интересный декор дом называют ажурным. /Фото:archsovet.msk.ru

Этот уникальный жилой дом на Ленинградском проспекте знаменит своей «ажурностью» – он словно покрыт замысловатым кружевом. Причем масштаб этих украшательств впечатляет, ведь здание шестиэтажное, величественное. А еще это один из самых первых блочных домов в Москве. Только жаль, что после его строительства в городе больше не делали таких интересных «блочно-кружевных» зданий.

Почему дом сделали «кружевным»

«Ажурный дом» П-образной формы появился здесь в 1940 году в рамках строительства серии крупноблочных зданий, возводимых в те годы в разных концах Москвы (например, на Большой Полянке). Дом проектировали в рамках генплана реконструкции города, его главный фасад должен был выходить на площадь и смотреться величественно и эффектно. Проект поручили архитекторам А. Бурову и Б. Блохину.

Есть предположение, что Андрей Буров как ученик знаменитого московского зодчего Ивана Жолтовского при создании проекта брал за ориентир работу своего учителя – Дом скакового общества, расположенный неподалеку, на Беговой улице. Кстати, рядом «Ажурным домом» красуются статуи лошадей.

Дом на Ленинградке сразу приковывает внимание. /Фото:esosedi.org

Стилистика шестиэтажного «кружевного» дома, декоративные элементы которого отсылают нас в эпоху модерна, очень хорошо сочетается и со зданием знаменитого «дореволюционного ресторана Яръ» , которое также расположено рядом.

Архитектор Андрей Буров был человеком многогранным (он пробовал себя не только в строительной сфере) и очень творческим, так что здание ну просто не могло получиться стандартным.

Из-за того, что блочные фасады нового здания оказались очень замысловаты (одни сделаны под мрамор и имеют вид пилястр, другие закрывают лоджии декоративными решетками в виде растений и так далее), дом сразу окрестили в народе «ажурным» или «кружевным».

А еще за этой шестиэтажкой закрепилось прозвище «Дом-аккордеон». Ведь декоративные блоки лицевого фасада (автор эскизов – художник В. А. Фаворский), сгруппированные попарно, а также само по себе чередование окон и лоджий действительно делают здание похожим на этот музыкальный инструмент, который обычно тоже украшен ажурными решеточками и так же, как и фасады этого дома, часто имеет красивые разводы. Особенно это сходство заметно, если смотреть на дом с большого расстояния.

Интересны и оконные проемы: они закрыты коваными витыми ограждениями, которые тоже сморятся декоративно и оригинально и чем-то напоминают французские балконы.

Вид из кухни в одной из квартир при современных хозяевах. Обзор закрывает интересная витая конструкция. /Фото:the-village.ru

Идею внутренней планировки многоэтажного здания, которая спроектирована по принципу апартаментов, архитектор Буров подсмотрел во время своей командировки в Соединенные Штаты. Компактные квартиры с совмещенными санузлами, мини-кухнями и крохотными прихожими (как известно, в советские времена делать их большими было не принято) расположены по бокам длинного широкого коридора. Подъезд в доме всего один, зато на каждом этаже аж по 18 квартир. И лифтов – два.

Из своей поездки в Америку архитектор почерпнул и идею относительно первого этажа: его спроектировали нежилым, разместив внутри магазины, столовую и другие подобные организации, которые должны были облегчить быт советским гражданам.

Непростые жильцы и видимость скромности

С первых дней дом стал считаться номенклатурным. Его заселили в основном крупными чиновниками, среди которых большую часть составляли высокопоставленные военные. Жили в нем и представители советской культурной элиты – например, актриса Серова и писатель Симонов. И пусть квартиры в здании были не столь шикарными, все-таки жить здесь было удобнее и престижнее, чем в скромных типовых многоэтажках. Иными словами, хотя строителями и были соблюдены внешние «правила приличия» (мол, все квартиры – «советские», одинаковые, без излишеств), в то же время было сразу понятно, что жилье это – как у всех, да не совсем.

Дом в наши дни с вечерней подсветкой. /Фото:riverpilgrim.livejournal.com

После Великой Отечественной войны многие квартиры в доме превратились в коммуналки да и контингент постепенно стал меняться: появилось много обычных, не привилегированных жильцов.

Ну а современное поколение, вселяясь в этот памятник советской архитектуры, делает в квартирах новомодный дизайн и мало кто из жильцов пытается сохранить первоначальный, колоритный интерьер. «Бабушкины» квартиры XX столетия с их трогательным очарованием постепенно и безвозвратно уходят в прошлое.

Комфортно ли жить в «аккордеоне»

Витые решетки, украшающие лоджии с «лицевой» стороны здания, выгодно закрывают тот хлам, который так любят складывать на балконах граждане. А «завитушки», прикрывающие снаружи кухонные окна квартир, прячут от посторонних глаз «экзотику» советского быта.

Окно снаружи. Декор скрывает от посторонних глаз все, что происходит внутри. /Фото:etovidel.net

Наличие этого необычного декора, которым хозяева квартир могут гордиться, компенсируют (в плохом смысле) грязный воздух и пыль, которая поднимается с проезжей части. Жильцам, чьи окна выходят во двор, повезло чуть больше – на подоконниках меньше копоти и не так слышен шум машин. Зато до центра рукой подать, нет проблем с общественным транспортом да и район престижный.

Квартиры в доме действительно скромные (особенно по современным меркам), а вот подъезд, коридоры и лестничные клетки выглядят просто по-царски – они очень просторные.

В былые времена дети здесь катались на велосипедах. /Фото:the-village.ru

В парадном три лестницы. Помещение подъезда больше подходит для какого-нибудь учреждения, нежели для жилого дома. Тем более что здесь нет внутренних архитектурных украшений типа лепнин – просто голые стены.

В подъезде кружевного дома. /Фото:the-village.ru

Лестница чем-то похожа на школьную /Фото:the-village.ru

Само здание постепенно разрушается. Старожилы говорят, что при его возведении якобы использовали материалы не очень хорошего качества. Но все-таки дом до сих пор смотрится с улицы очень красиво, и его часто навещают фотографы и съемочные группы.

Декор, похожий на кружева, привлекает фотографов. /Фото:2gis.ru

Их должны были построить много

Кстати, «аккордеон» на Ленинградке должен был быть не единственным «ажурным» жилым домом. Изначально планировалось построить в Москве много подобных богато украшенных блочных домов, с большим числом квартир.

Однако вскоре после строительства первого здания началась Великая Отечественная, ну а после войны было уже не до подобного «барства». Более актуальными власти посчитали дешевые и простые в возведении хрущевки. На смену крупноблочным жилым домам пришли безликие панельные.

Также был заброшен и другой (правда, не такой красивый и вычурный) проект типового жилья, оставив лишь один пример такого дома, который за его мрачность прозвали «Слеза социализма»

Дом с шестигранными окнами

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

dom-konstantina-melnikova

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке

Директор МУАРа (ныне покойный – прим. ред.) Давид Саркисян рассказал нам о доме Константина Мельникова.

23 Января 2013 , обновлено 27 Июля 2021

"Я мог бы побывать в доме Мельникова задолго до того, как стал директором МУАРа. Я был дружен с актрисой Натальей Лебле, а она, в свою очередь, дружила с сыном Мельникова Виктором. Я много раз видел дом со стороны, но внутрь не рвался – мне было неловко навязываться. Внутрь я впервые попал, уже став директором. А потом, в 2000-м, мы сделали выставку живописи Виктора Мельникова к его восьмидесятипятилетию. И я стал дружить с семейством, которое жило в доме, и бывать там часто.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 1

Дворовой фасад дома Константина Мельникова, построенного в 1929 году в Москве, в Кривоарбатском переулке. Тридцать шесть шестигранных окон, прорезанных в стене вертикального цилиндра, освещают мастерскую художника.

Жители дома воспринимали его как святыню. У них были особые правила, как себя вести: “Тут мы никогда не проветриваем, эту дверь не трогаем, вот тут была стенка – ее бы надо восстановить”. Интерьеры, даже неухоженные, поражали артистизмом.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 2

Дом состоит из двух врезанных друг в друга цилиндров. Передняя часть первого цилиндра (в нем находятся жилые помещения) срезана стеклянным витражом.

В многосветном объеме стены выкрашены в лиловый цвет, а на полу лежит лилово-белый ковер – потрепанный, китайский, видимо, но с “элементами ар-нуво”. Не знаю уж, купил ли Мельников ковер под стены или стены в цвет ковра покрасил, но без ковра пространство “не работает”.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 3

Печка в доме сложена самим Мельниковым и похожа на архитектоны Малевича.

Моя любимая комната в доме – Зеленая спальня. У Виктора Мельникова на одной из картин видно, что спальня была когда-то единой “скульптурой”: кровати словно вырастали из пола – как алтари или подиумы. В центре – родительская кровать, рядом детские. И все – и пол, и стены, и потолок – было выкрашено в желто-зеленый цвет.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 4

На этой фотографии "зеленой" спальни видно, как смело Мельников распорядился бытом своих домашних: в общем пространстве спальни родителей и детей нет ни стен, ни даже перегородок.

Ложа эти во время войны потрескались, их убрали и поставили обычные кровати, и пол там теперь дощатый. “Скульптурность” комнаты позволяет понять, чем этот дом важен для архитектуры ХХ века.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 5

Главная спальня. Когда-то пол здесь был таким же, как и потолок и стены, и кровати, сделанные в виде постоянных конструкций, "вырастали" из него, как скульптуры.

В самом деле, дом маленький, нет в нем революционных новшеств. Но в архивах Мельникова есть проект такого же дома, только из трех цилиндров – это был модуль, на основе которого он собирался строить целые поселки. Он ставил эксперимент на себе. Но поскольку модуль остался в единственном экземпляре и не повторился, он стал уникален.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 6

На лестничной площадке – фотографии Мельникова в молодости и его дома в процессе строительства.

Ценность дому придает эгоизм, с которым он построен. Это дом-скульптура, творческий манифест архитектора-художника ХХ века. Человек сказал: “Я хочу построить вот такой дом” – и сделал это. Он оторвался от всех традиций домостроения, здесь все заново придумано. При этом придумано остроумно – это уютный дом, хотя удобство его не очевидно.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 7

У подножия лестницы стоит гипсовый бюст Сократа – деталь, без которой не обходится ни одно жилище архитектора и художника.

В доме есть своеволие архитектора, уверенного в своей гениальности. Его наследники несли, конечно, тяжкое бремя. Виктор Мельников прожил героическую жизнь, храня архивы отца – увы, в плохих условиях.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 8

Главное помещение дома — мастерская Константина Мельникова с тремя рядами шестигранных окон. Лестница ведет на антресоль — с нее есть выход на балкон. На стенах — картины Виктора Мельникова.

Когда сенатор Сергей Гордеев выкупил часть дома, все испугались, что в памятнике возникнет офисный центр. Но потом Гордеев создал фонд “Русский авангард”. Он, как все остальные участники процесса, согласен, что дом Мельникова должен стать музеем – жилого и творческого пространства, и работа по его созданию идет полным ходом.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 9

В спальне Виктора Мельникова на первом этаже дома стоит его автопортрет.

Ситуация с домом Мельникова – характерная для России и по большому счету оптимистическая. Он, как кристалл, отражает всю нашу страну. Это несчастный дом, его история запутана и обременена страстями русской души. Он нуждается в реставрации. Но он все равно икона архитектуры ХХ века и магическая точка Москвы.

Дом-легенда: дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке - фото 10

Столовая, как и весь дом, обставленная консервативной мебелью, конт­растирующей с аван­гардной архитектурой.

Мне нравится этот дом. Я сам в нем жить бы не стал. Но мне всегда интересно пойти туда с кем-то и лишний раз посмотреть, как удивляется человек, который видит его впервые".

Дом с шестигранными окнами

Войти
Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Дом Мельникова



Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, 10, Москва


Дом архитектора Константина Степановича Мельникова, расположенный в Кривоарбатском переулке, 10, является одноквартирным жилым зданием и по праву считается самым известным образцом советского авангарда не только в стране, но и в мире.



Строился дом в период с 1927 по 1929 годы. Проект строения выполнен с использованием новаторских конструктивных архитектурных решений, продуманным устройством внутреннего объема, функциональной и эргономичной распланировкой внутренних площадей.




Идея о строительстве собственного дома-мастерской возникла у Мельникова уже в годы учебы в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества». На первых порах, когда появилась такая возможность, архитектор посчитал, что лучше купить уже готовое здание и перестроить его согласно своим видениям будущего жилища.


Об изменениях архитектурной концепции будущего дома Константина Степановича можно судить по сохранившимся в архивах документах, датированных 1916-1917 годами. В частности, там имеются планы перестройки каменного особняка в стиле неоклассики, к которой был склонен архитектор под влиянием своего учителя Ивана Владиславовича Жолтовского.



Кардинально меняется видение архитектурной составляющей собственного дома в начале 1920-х годов, когда Мельников набросал эскизы будущей постройки, но уже выполненные в новаторском стиле.

Теперь архитектор решил возвести не просто жилой дом, а дом-мастерскую, где должны были органично разместиться, в его видение, бытовая и рабочая пространственные зоны.



Первоначально дом Мельникова планировалось строить в два этажа с планировкой в виде квадрата. Форма двух сопряженных окружностей и цилиндрические стены стала окончательным вариантом в 1922 году, хотя до этого разрабатывались и овальные, и даже яйцеобразные здания.



Стоит отметить, что к началу строительства здания в Кривоарбатском переулке, дом 10 приступили в тот период, когда в стране подходила к концу эпоха НЭПа и вместо частных строений в Советском Союзе больше строили так называемые дома-коммуны.



Опустим вопрос, каким образом Мельников смог как частный застройщик получить землю под строительство индивидуального дома в самом центре столицы, хотя заслуги его тогда были весьма внушительными: это и признание его архитектурного таланта в стране и за рубежом; и участие в проектировании саркофага для мавзолея Ленина; и, к тому же, придание новострою статуса экспериментального дома для дальнейшего применения в массовом строительстве.







Начало строительства и архитектура


Утвердили проект лишь к началу лета 1927, но и в процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.




Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович. Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки. В дальнейшем, часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке, 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.



Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса. Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов (точное их количество так до сих пор и неизвестно, т.к. часть из них в процессе эксплуатации здания была заложена и к настоящему времени их осталось всего чуть более 60, причем, вместе с нишами).


Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.


Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.

Планировка дома-мастерской Мельникова и его история


Главный фасад возведенного дома выходил в Кривоарбатский переулок.

В усеченной части меньшего цилиндра был устроен единственный вход в это жилище, с двух сторон от которого располагаются большие окна обычной прямоугольной формы. На втором уровне, во всю его высоту, установлено огромное по размерам окно-экран над которым имеется надпись: «Константин Мельников Архитектор».



На боковых плоскостях переднего цилиндра находится всего несколько оконных проемов шестигранной формы.



В фасадной части другого цилиндра окон-шестигранников 57, которые своим видом образуют некий пятиярусный орнамент. Оконные переплеты имеют три разных вида, соответственно, на первом, втором и четвертом, третьем и пятом уровнях.




Внутреннее пространство дома было хорошо организовано, несмотря на его необычные формы.

На первом этаже, включающем оба цилиндра, располагались передняя (6,3 квадратных метра), столовая (17), небольшая кухня (7) с устроенной вентиляцией, санузел, ванная, две детские (по 4,5), гардеробная (11), рабочая комната для жены архитектора (5,4) и коридор (11,7).




На втором этаже находились парадная гостиная (50), единственная спальня в доме (43), причем, для всех членов семьи сразу.

На третьем этаже была устроена мастерская Мельникова (50) с выходом на террасу.






Современники по-разному оценивали это архитектурное творение: некоторые критиковали, некоторые восхищались. Но несмотря ни на что, к дому Мельникова стали часто приходить простые люди, а в гости к хозяевам заглядывали известные личности.


Так, здесь побывал Игорь Эммануилович Грабарь, который, по его признанию, был восхищен увиденным, и даже поймал себя на мысли, что хотел бы пожить в таких условиях.

К сожалению, здание сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. Не закончилась еще история с определением собственников, что негативно сказывается на сохранении этой уникальной постройки.

Дом Мельникова по адресу Кривоарбатский переулок, 10 трудно отнести к какому-то одному архитектурному стилю, хотя некоторые специалисты определяют его как конструктивизм или функционализм. Сам автор утверждал, что его творение не принадлежит ни к какому из известных архитектурных направлений.

Дом Мельникова. Городская легенда

Дом Мельникова. Городская легенда_20

Константин Мельников (1890-1974) отвергал традиционные стили и методы строительства в поисках нового вида пространства для нового мира. В начале 20-го века, когда русский авангард был на переднем плане международного мира искусства, Мельников в большей мере, чем кто-либо, перевел нововведения художников в архитектуру. Контр-рельефы Владимира Татлина, например, были вдохновением для российского павильона Мельникова на Международной выставке современных декоративных искусств в Париже в 1925 году.

Для реализации таких зданий в эпоху доминирования идеалов функционализма и рациональности требовалась решимость. Во время расцвета своей карьеры с 1927 по 1929 годы Мельникову удалось возвести шесть зданий в Москве, все из них являлись рабочими клубами. Каждый из них уникален и поразительно оригинален. Он начал планировать постройку дома для себя и своей семьи в начале 1920-х годов, но строительство не начиналось до 1927 и не было завершено до 1929 года.

Особенности конструкции, дом Мельникова

Дом Мельникова. Жилые помещения.

Дом Мельникова. Городская легенда_23

Кухня и обеденная комната расположены на первом этаже, там же находятся две детские, гардероб, прачечная и ванная. Над ними, на втором этаже гостиная и спальня. На самом верхнем этаже высокого цилиндра находится мастерская Мельникова с выходом на террасу.

Однажды группа студентов посещала дом Константина Мельникова, когда он еще был жив. Он рассказал им, что когда строительные леса убрали из гостиной, он встал в центр комнаты и закричал так громко, как только мог. Зачем? Когда сооружение Базилики Святого Петра с его гигантским куполом было завершено, великий итальянец встал под ним и закричал. Позже Микеланджело объяснил, что если бы купол рухнул, он похоронил бы под собой только своего незадачливого создателя. К счастью, и Микеланджело и Мельников были хорошими архитекторами, и их купола остались целыми.

Мастерская архитектора – это еще одно большое общественное пространство с 38 шестигранными окнами. Изначально она была окрашена в глубокий пурпурно-фиолетовый цвет, который, как говорил Палласмаа, создавал странную мистическую атмосферу.


Как ни странно, этот современный и нетрадиционный дом был обставлен антикварной мебелью, купленной за бесценок в 1920-х. Но из-за зацикленности Мельникова на чистоте и беспыльном интерьере мебели осталось крайне мало.

С 1930 по 1950 г. Мельников был подвергнут остракизму, и все его здания, особенно его дом, были резко раскритикованы. Это чудо, что он не был арестован, и что дом не снесли.

Дом Мельникова. Городская легенда_16

Только в 1965 году, когда ему с большой неохотой была посвящена выставка в штаб-квартире Московского филиала Союза советских архитекторов – организации, которая разрушила его карьеру много лет назад, о нем вновь стало позволительно говорить. Хотя спустя 4 дня выставка была закрыта и огласка была запрещена, это вызвало возрождение интереса к Мельникову. Дом в Кривоарбатском переулке стал известен всему миру.

Дом Мельникова. Наши дни

Дом Мельникова находится в бедственном положении. Его изношенность слишком сильно бросается в глаза. Его бетонные стены рушатся и видны подтеки воды, и некоторые из его окон оказались заблокированы. Кампания по защите подвергающихся опасности объектов культурного наследия World Monuments Watch в 2006 году внесла его в свой список, как один из 100 объектов, подвергающихся наибольшей опасности.




Читайте также: